Научная статья на тему 'Письмо от 03. 10. 2005 № ги-6-22/816@ «о направлении письма Минфина России от 26. 09. 2005 № 03-11-02/44»'

Письмо от 03. 10. 2005 № ги-6-22/816@ «о направлении письма Минфина России от 26. 09. 2005 № 03-11-02/44» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо от 03. 10. 2005 № ги-6-22/816@ «о направлении письма Минфина России от 26. 09. 2005 № 03-11-02/44»»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 октября 2005г. № ГИ-6-22/816@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

от 26.09.2005 № 03-11-02/44

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.09.2005 № 03-11-02/44 по применению отдельных положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

И.Ф. ГОЛИКОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 сентября 2005 г.

Министерство финансов Российской Федерации на письмо и в связи с поступающими запросами налогоплательщиков по применению специальных режимов налогообложения разъясняет следующее.

1. Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от

21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регламентирующая порядок применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения, дополнена статьей 346.25.1 об особенностях ее применения индивидуальными предпринимателями на основе патента.

Пунктом 1 ст. 346.25.1 Кодекса предусмотрено, что на индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения на основе патента, распространяются нормы, установленные статьями 346.11 — 346.25 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса.

Поэтому указанные индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 346.21 Кодекса вправе уменьшать стоимость патента на сумму страховых

№ 03-11-02/44

взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за соответствующий период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Уменьшение стоимости патента на сумму страховых взносов производится при оплате в соответствии с п. 10 ст. 346.25.1 Кодекса оставшейся стоимости патента по окончании периода, на который был получен патент.

2. В случае принятия нормативных правовых актов представительными органами муниципальных районов и городских округов, законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе по которым соответствующими субъектами Российской Федерации введена упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента в соответствии со статьей 346.25.1 Кодекса, по этим видам деятельности индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в разъездном порядке в разных муниципальных образованиях и по этому виду деятельности субъектом Российской Фе-

дерации разрешено применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а в одном из этих муниципальных образований для этого вида деятельности принят нормативный правовой акт (закон) о введении единого налога на вмененный доход, то этот индивидуальный предприниматель обязан уплачивать единый налог на вмененный доход в бюджеты тех муни -ципальных образований, в которых такой налог введен, а в муниципальных образованиях, в которых единый налог на вмененный доход не введен, индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.

При исчислении единого налога на вмененный доход для уплаты в бюджет муниципального образования индивидуальный предприниматель вправе скорректировать базовую доходность на коэффициент базовой доходности К2, учитывающий, в частности, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности на территории этого муниципального образования.

3. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ ст. 1 указанного Закона вступает в силу с 1 января 2006 года.

В случае принятия решения о введении в действие на территории субъекта Российской Федерации упрощенной системы налогообложения на основе патента с 1 января 2006 года этот субъект Российской Федерации должен своим законом определить конкретный перечень видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса), а также размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, и, соответственно, официально опубликовать этот закон.

В этом случае заявления о переходе с 1 января

2006 г. на упрощенную систему налогообложения на основе патента индивидуальные предприниматели могут подавать в налоговые органы, которые должны их принимать, уже в 2005 году после официального опубликования указанного закона. Однако официальное опубликование закона и подача заявления должны быть не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента, то есть до 1 декабря 2005 года. При этом выдача патентов индивидуальным предпринимателям может осуществляться налоговыми органами только после 1 января 2006 года.

4. Пунктом 4 ст. 346.25.1 Кодекса предусматривается выдача патента на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Указанные сроки действия патента могут устанавливаться с начала квартала (с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля, с 1 октября) на 3, 6, 9 и 12 месяцев. Эти сроки

могут переходить на следующий календарный год. Например, патент, выдаваемый на год с 1 июля 2006 года, будет действовать до 30 июня 2007 года. Если на 2007 год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, на который выдан патент, изменился по сравнению с 2006 годом, то окончательная стоимость патента по этому виду деятельности рассчитывается отдельно за 2006 и 2007 годы исходя из размера потенциально возможного к получению дохода, установленного законами субъекта Российской Федерации на 2006 и 2007 годы.

5. В настоящее время для перехода на упрощенную систему налогообложения применяется ограничение, предусмотренное п. 2 ст. 346.12 Кодекса, в соответствии с которым организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Кодекса, не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).

Поправка, внесенная Федеральным законом от

21.07.2005 № 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которая вступает в силу с 1 января 2006 г., устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со ст. 248 Кодекса, то есть будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы. Таким образом, в 2006 году при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января

2007 года будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 года.

При подаче заявления в 2005 году о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 года продолжает действовать ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не должен превышать 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).

6. Согласно подп. «а» п. 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.14 Кодекса, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения.

В связи с этим, по нашему мнению, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом расходов, могут изменить объект налогообложения с 1 января 2006 года, о чем они должны уведомить налоговый орган до 1 января 2006 г.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от21.07.2005 № 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшие объектом налогообложения доходы,

вправе с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 года.

7. Если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют с 1 января 2006 года деятельность на территориях нескольких муниципальных образований, в некоторых из которых приняты нормативные правовые акты представительными органами муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, эти организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения по доходам, получаемым в муниципальных образованиях, в которых не введен единый налог на вмененный доход по осуществляемым ими видам деятельности, и должны уплачивать единый налог на вмененный доход в муниципальных образованиях по видам деятельности, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

В этом случае организации и индивидуальные предприниматели должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.

Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплачивается в бюджет по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет.

8. В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Под местом осуществления деятельности в целях пункта 2 статьи 346.28 Кодекса следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская деятельность), а если эти физические показатели используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, - место получения дохода от этой предпринимательской деятельности.

Поэтому необходимо внести изменения в Порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденный Приказом МНС России от 19.12.2002 № БГ-3-09/722. После уточнения совместно с ФНС России указанного Порядка новая его редакция будет утверждена Минфином России.

9. Согласно новой редакции п. 2 ст. 346.32 Кодекса с 1 января 2006 г. сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Сумму единого налога на вмененный доход следует исчислять по каждому муниципальному образованию с учетом положений п. 2 статьи 346.32 Кодекса.

В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в форму налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход и порядок ее заполнения, позволяющие производить уплату единого налога в бюджет конкретных муниципальных образований.

10. На уплату единого налога может переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию с использованием объектов, используемых для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), общая площадь спальных помещений которых не превышает 500 квадратных метров.

Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами не дано понятия «спальное помещение». Поэтому, по нашему мнению, под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания, а под общей площадью спальных помещений - общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других средств временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на средства временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этом при расчете площади спальных помещений в объектах гостиничного типа (гостиницах, кемпингах, пансионатах и т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры, санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.).

Если в указанных объектах (гостиницах, пансионатах, кемпингах и т.п.) осуществляются иные виды предпринимательской деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, то по ним единый налог на вмененный доход исчисляется отдельно.

11. При налогообложении единым налогом предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса), нужно руководствоваться следующим.

Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Поэтому на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов.

Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.

Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах должна переводиться на уплату единого налога на вмененный доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.

Также должны уплачивать единый налог на вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или)

пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам.

В случае передачи администрацией рынка в аренду всего или части здания рынка нескольким хозяйствующим субъектам с правом передачи стационарных торговых мест в субаренду единый налог на вмененный доход должны уплачивать и рынок, и лица, арендующие торговые места с целью их передачи в субаренду.

Если торговые места на рынке в отдельные дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не будет производиться, в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть скорректирована на коэффициент К2, учитывающий фактический период времени осуществления деятельности.

12. Федеральным законом от 29.06.2005 № 68-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 года, п. 1 ст. 346.2 Кодекса дополнен нормой, в соответствии с которой в целях главы 26.1 Кодекса к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса.

В соответствии с абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.

Таким образом, если градо- и поселкообразующая российская рыбохозяйственная организация отвечает критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса, она вправе перейти с 1 января 2006 года на уплату единого сельскохозяйственного налога после подачи заявления в налоговый орган в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса.

Прошу довести изложенное до сведения территориальных налоговых органов.

Заместитель Министра финансов РФ С.Д. ШАТАЛОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.