Научная статья на тему '"ПИСЬМО ОБ ОТКАЗЕ ОТ ПИЩИ" (К 30-ЛЕТИЮ "СОБЫТИЙ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ")'

"ПИСЬМО ОБ ОТКАЗЕ ОТ ПИЩИ" (К 30-ЛЕТИЮ "СОБЫТИЙ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯНЬАНЬМЭНЬ / КНР / КПК / ДЕМОКРАТИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / МАНИФЕСТАЦИИ / ГОЛОДОВКА / TIAN'ANMEN / PRC / CCP / DEMOCRACY / STUDENTS / MANIFESTATIONS / HUNGER STRIKE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев Сергей Викторович

Тридцать лет назад Китай прошёл через крайне важный поворотный пункт своей истории, это т.н. «Тяньаньмэньские события» весны-начала лета 1989 г. Помимо Пекина, выступления студентов охватили порядка 400 городов Китая. К студенческим демонстрациям в Китае тогда было приковано внимание всего мира, в том числе Советского Союза, также переживавшего в то время «эпоху перемен». К сожалению, на то же время пришлось начало кризиса советского китаеведения, и посвящённые Тяньаньмэнь работы и аналитические материалы так и не увидели свет. К памятной дате напомним читателю основную канву событий и представим исследование и перевод яркого документа эпохи, кажется, никогда не переводившегося на русский язык - «Письма об отказе от пищи» 絕食書, обычно датируемого 13 мая 1989 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“HUNGER STRIKE MANIFESTO”: TO THE 30TH ANNIVERSARY OF “TIAN'ANMEN INCIDENT”

Article is consecrated to the 30th anniversary of so called “Tian'anmen incident”, also known as Chinese movement for democracy of 1989. It reminds some basics of this crucial event of modern Chinese history and presents the first attempt of critical edition and Russian translation of a brilliant document of this epoch - so called “Hunger strike manifesto”.

Текст научной работы на тему «"ПИСЬМО ОБ ОТКАЗЕ ОТ ПИЩИ" (К 30-ЛЕТИЮ "СОБЫТИЙ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ")»

С.В. Дмитриев*

«Письмо об отказе от пищи» (к 30-летию «событий на площади Тяньаньмэнь»)

Посвящается Э.А.

АННОТАЦИЯ: Тридцать лет назад Китай прошёл через крайне важный поворотный пункт своей истории, это т.н. «Тяньаньмэнь-ские события» весны-начала лета 1989 г. Помимо Пекина, выступления студентов охватили порядка 400 городов Китая. К студенческим демонстрациям в Китае тогда было приковано внимание всего мира, в том числе Советского Союза, также переживавшего в то время «эпоху перемен». К сожалению, на то же время пришлось начало кризиса советского китаеведения, и посвящённые Тяньаньмэнь работы и аналитические материалы так и не увидели свет. К памятной дате напомним читателю основную канву событий и представим исследование и перевод яркого документа эпохи, кажется, никогда не переводившегося на русский язык — «Письма об отказе от пищи» М^Ш, обычно датируемого 13 мая 1989 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тяньаньмэнь, КНР, КПК, демократия, студенчество, манифестации, голодовка.

Тридцать лет назад, весной и в начале лета 1989 г., Китай прошёл через крайне важное событие своей истории, которое, судя по всему, всё ещё трудно отнести к сфере интересов сугубо исторической — его влияние чувствуется и сегодня и, кажется, не планирует ослабевать. Это т.н. Тяньаньмэньские события ^^PlVft, нередко именуемые

* Дмитриев Сергей Викторович, к.и.н., с.н.с. отдела Китая Института востоковедения РАН, доцент кафедры истории Китая ИСАА МГУ, доцент УНЦ «Философия Востока» Философского факультета РГГУ. E-mail: sdmitricv@ivrarm.i

© Дмитриев С.В., 2019

234

Событиями 4 июня или Движением 4 июня а

также Бойней 4 июня ^ИМ^, Расправой 4 июня ^И^Д, Демократическим движением 1989 А^й®. Помимо Пекина, события охватили порядка 400 городов Китая. Тридцать лет назад к студенческим демонстрациям в Китае было приковано внимание всего мира — в том числе Советского Союза, также переживавшего в то время «эпоху перемен». К сожалению, на то же время пришлось начало кризиса советского китаеведения — и посвящённые Тяньань-мэнь работы и аналитические материалы, возможно, задуманные (и даже осуществлённые) настоящими специалистами по коммунистическому Китаю (которых тогда было немало), за крайне редким исключением, кажется, так и не увидели свет2. Ни в коей мере не претендуя на ликвидацию этого пробела (уверен, она неизбежна и будет осуществлена более компетентными людьми), к памятной дате нам бы хотелось напомнить читателю основную канву событий3 и

1 Здесь, конечно, можно и нужно усмотреть параллель с Движением 4 мая столетие которого мы отмечаем в этом году — сильно мифологизированного, но всё равно несомненно этапного события в процессе рождения «нового Китая», решительно (хотя и не всегда вполне осознанно) разрывавшего связи с вековой традицией в стремлении вырваться из заколдованного круга китайского национального позора, начало которому было положено поражением в Опиумной войне, а также с Событиями 5 апреля

— разогнанной милицией стихийной демонстрацией 1976 г. на площади Тяньаньмэнь, прошедшей в День поминовения усопших МВД^ и посвящённой памяти скончавшегося незадолго до этого Чжоу Энь-лая Ж®

Манифестации были объявлены попыткой контрреволюционного мятежа, в организации которого обвинили соратника и преемника Чжоу Энь-лая Дэн Сяо-пина поспешно снятого со всех постов и отправленно-

го в последнюю ссылку — к счастью, недолгую (после смерти Мао Цзэ-дуна ^ШЖ 9 сентября 1976 г. опала была снята).

2 Единственная известная нам большая отечественная работа, посвящён-ная данной проблематике — это прекрасная трёхтомная (!) монография Ю.М. Галеновича, первый том которой посвящён подробному (подневному!) и документированному изучению становления и разгрома студенческого движения, второй — хитросплетениям партийной борьбы в верхах КПК, а третий — дискуссиям вокруг документального сериала «Плач по реке» ЩЩ режиссёра Ван Лу-сяна который вышел на телеэкраны в июне 1988 г. и во многом обозначил основные опорные точки в общественных спорах вокруг будущего Китая [Галенович 1995]. К сожалению, эта замечательная книга относится к числу крайних редкостей — найти её более чем нелегко.

3 Здесь мы немногое добавим к нашей энциклопедической статье [Дмитриев 2016], к сожалению, довольно сильно сокращённой при печати.

235

представить исследование и перевод яркого документа эпохи, кажется, никогда не переводившегося на русский язык — «Письма об отказе от пищи» М^Ш, обычно датируемого 13 мая 1989 г.

Экономические реформы, начатые Дэн Сяопином после смерти Мао Цзэдуна, быстро меняли облик китайской экономики, в которой всё большую роль играли рыночные отношения. Цены быстро росли, многие убыточные государственные предприятия начали сокращение сотрудников, зарплат и социальных трат. Изменения сказались на благосостоянии учёных и преподавателей; сократились стипендии, студенты с меньшей уверенностью, чем раньше, смотрели в завтрашний день. Значительная часть общества и партии считала возвращение к капиталистическим практикам отказом от завоеваний революции. Немалую роль в формировании недовольства политикой правительства играла информация о Перестройке в СССР — многие интеллектуалы и часть студенчества требовали от верхов не только либерализации экономической жизни, но и демократизации политического поля, ликвидации монополии на власть КПК. Борьба между сторонниками демократизации и противниками реформ развернулась и на самом верху партийной иерархии.

В декабре 1986 г. по крупным городам Китая прокатились студенческие волнения — манифестанты протестовали против нерешительности реформ и требовали радикальной демократизации и экономики, и политики. В итоге генеральный секретарь КПК Ху Яобан Ш4, обвинённый консерваторами в симпатии к смутьянам, был вынужден уйти в отставку; риторика партии стала резко охранительной.

15 апреля 1989 г. Ху Яобан скоропостижно скончался. В тот же день сотни пекинских студентов стали собираться в кампусах своих университетов и на площади Тяньаньмэнь (центральная площадь Пекина, способная вместить до миллиона человек; здесь же расположена правительственная резиденция Чжуннаньхай ФШШ и Дворец съездов ВСНП), чтобы почтить его память; милиция старалась им помешать. Поздно вечером 17 апреля ок. 4 тысяч студентов Пекинского университета ЗЬ.'М^Ф и Университета Цинхуа ^^^^ (их численность постоянно росла) прибыли на площадь и выдвинули властям ряд требований: признать верными взгляды Ху Яобана на необходимость дальнейшей демократизации страны, разрешить частные СМИ, опубликовать информацию о доходах партийных лидеров и членов их семей, увеличить стипендии и поднять зарплату учёным

Также о событиях на Тяньаньмэнь см. [У Жэнь-хуа; Baum; Brooke; Chcng; Li ct al.; Lim; The Impact; The Tiananmen papers; История Китая, с. 430-448]. 4 О нём см., например [Галенович 2008; Дмитриев 2017а].

236

и преподавателям, снять запрет на манифестации в Пекине. 21 апреля в Зале собраний прошло прощание с Ху Яобаном — на площади его оплакивало ок. 100 тыс. студентов. 23 апреля было объявлено о создании Автономного союза студентов Пекина Й

выступившего за всеобщую стачку в университетах. В ряде городов (Чанша Сиань протесты приняли форму погромов и грабежей. 23 апреля председатель Госсовета Ли Пэн ^Ц потребовал от генерального секретаря КПК Чжао Цзыяна ШШШ5 жестоких мер по разгону не оставлявших Тяньаньмэнь манифестантов, но тот склонялся к диалогу; впрочем, в тот же день он уехал с визитом в КНДР, оставив власть в руках Ли Пэна. 26 апреля по инициативе Ли Пэна и с одобрения Дэн Сяопина в главном печатном органе КПК «Жэньминь жибао» АйНШ вышла статья, называвшая студенческие протесты антипартийным и антиправительственным бунтом. Вместо того, чтобы напугать манифестантов, статья вызвала рост их числа: 27 апреля колонны из десятков тысяч студентов прорвались на площадь при очевидной поддержке горожан, особенно рабочих. Впрочем, Независимый союз решил несколько смягчить риторику, поставив на первое место призывы к борьбе с коррупцией. 30 апреля в Пекин вернулся Чжао Цзыян, 3-4 мая выступивший с рядом речей, в которых он охарактеризовал студенческое движение как в целом патриотическое, предложив диалог. 4 мая большинство пекинских университетов приняло решение прекратить стачку, но наиболее радикальные лидеры полагали, что это лишь уловка. Они начали подготовку к публичной голодовке на Тяньаньмэнь, которая должна была начаться 13 мая — за два дня до визита в Пекин М.С. Горбачёва. Вечером 13 мая на площади собралось ок. 300 тыс. протестующих. Усилия властей добиться компромисса и убедить студентов покинуть площадь в дни визита не увенчались успехом. Голодающие требовали от партии официального отказа от обвинений манифестантов в буржуазности и предательстве.

Протестующие пользовались всё большей поддержкой — миллионы пекинцев, включая милиционеров, солдат, членов низовых партийных и комсомольских организаций, принимали участие в манифестациях на Тяньаньмэнь. Китайский Красный Крест призвал врачей оказывать протестующим необходимую медицинскую помощь. К тому же многие журналисты, прибывшие в Пекин для освещения визита М.С. Горбачёва, теперь остались в китайской столице и подробно освещали события. Ряд государств (США, Япония) предупредили Китай о крайней нежелательности силового разгона

5 О нём см. [Галенович 2012; 2Иао; Дмитриев 2017б].

237

манифестантов; в их поддержку проходили многочисленные митинги по всему миру (особенно в Гонконге, где в такой манифестации участвовало 1,5 млн. человек — четверть населения).

Аналогичные манифестации проходили более чем в 400 городах Китая: местное руководство, не имея директивы Пекина, бездействовало, в некоторых местных газетах стали появляться статьи в поддержку студенческого движения. При этом протесты становились всё более неоднородными — в одной демонстрации могли участвовать и сторонники вестернизации, и крайние маоисты, требовавшие сворачивания реформ. Едва ли не единственным общим лозунгом был призыв борьбы с коррупцией и кумовством в высших эшелонах партии.

17-19 мая прошёл ряд собраний лидеров КПК под председательством Дэн Сяопина. Несмотря на сопротивление Чжао Цзыяна, было принято решение о введении в город войск с правом стрельбы на поражение — Дэн Сяопин считал, что промедление может привести страну к гражданской войне. 19 мая Чжао Цзыян появился на площади и призывал студентов поберечь своё здоровье и прекратить голодовку; это было его последнее появление на публике — вскоре он был фактически отстранён от своей должности по решению Дэн Сяопина. В тот же день было объявлено об учреждении Автономного союза пекинских рабочих ^ЖХЛ Й ШЩтШ, поддержавшего протесты.

20 мая начался сбор армейской группировки из 250 тыс. солдат, однако протестующие не позволили войскам войти в город и 24 мая они были отозваны на базы вне городской черты. Многими это было воспринято как победа. На площади кипела жизнь — 27 мая началось строительство (из пенопласта и папье-маше на металлическом каркасе) статуи Богини демократии ÉÉ^^tt — очевидно, родной сестры американской Статуи свободы. Оно было завершено за 4 дня.

2 июня руководством КНР было принято окончательное решение о зачистке площади. Войска стали занимать ключевые точки вокруг Тяньаньмэнь; студенты возводили баррикады. Утром 3 июня войска начали движение; горожане пытались им помешать. В 10 км к западу от Тяньаньмэнь, на главном проспекте Пекина Чанъань-дацзе ^^^ Щ войска впервые открыли огонь по толпе боевыми патронами. В 5 км от площади войска удалось на некоторое время остановить с помощью баррикад из горящих троллейбусов; попытки жителей окружающих домов остановить войска вновь были встречены стрельбой. Стреляли и войска, пробивавшиеся к площади с юга. Тем не менее 3 мая у подножия Богини демократии был открыт Университет демократии Несмотря на тревожные новости и требования властей очистить площадь, к вечеру на ней оставалось ок. 70-80 тыс.

238

человек. На подступах к Тяньаньмэнь происходили стычки; известно о как минимум одном сожжённом БТР.

Вскоре после полуночи 4 июня началась зачистка площади. Все подходы к ней были заблокированы; по пытавшимся попасть на Тяньаньмэнь открывали огонь. К 4 утра несколько тысяч студентов, остававшихся на площади, были блокированы её центре. Около 5 утра они стали покидать площадь через открытый для них коридор. Утром толпа, состоявшая в значительной степени из матерей студентов, разыскивавших своих детей, пыталась попасть на площадь, но была встречена огнём.

В Шанхае протесты продолжались до 7 июня — студенты возвели баррикады на главных улицах, рабочие объявили о всеобщей забастовке, бастовал и городской транспорт. Впрочем, руководству города (партийную организацию Шанхая тогда возглавлял Цзян Цзэ-минь й) удалось убедить центр не идти на крайние меры — ситуацию удалось взять под контроль мирным путём. В Сиане Ш^, Ухане ЙШ, Нанкине в течение нескольких дней студенты продолжали блокировать дороги и мосты; в Чэнду ^^ протесты были подавлены войсками 5-6 июня — погибло от 100 до 300 человек.

В Пекине официально было объявлено от 241 погибших (в том числе 10 военных, 13 полицейских и 36 студентов), а также 7 тыс. раненых (5 тыс. из которых — военные и полицейские). Другие оценки приводят цифры до 1000 убитых.

9 июня перед публикой выступил Дэн Сяопин — он почтил память погибших солдат НОАК и заявил, что манифестанты, действовавшие по указке империалистов, хотели сделать из Китая буржуазную республику западного образца, чего нельзя было допустить.

После подавления протестов последовали аресты — было арестовано более 1,5 тыс. человек, причём рабочие, участвовавшие в манифестациях, получили гораздо более суровые приговоры. 8 человек были приговорены к расстрелу. Многие после окончания срока были лишены китайского гражданства и высланы. Около 400 человек, в том числе многие лидеры протеста, сумели бежать из Китая благодаря т.н. «Операции Чиж» ШШ^тШ, организованной в Гонконге с участием французского МИДа и спецслужб США и Великобритании. В ней участвовали сотни людей — интеллектуалы, коммерсанты, члены традиционных преступных кланов (триад). В рамках этой операции удалось создать на территории КНР своего рода разветвлённую и скоординированную сеть убежищ, позволявших преследуемым активистам скрываться от властей и бежать в Гонконг — и далее.

Чжао Цзыян был снят со всех постов и заключён под домашний арест; постов лишились около 30 руководителей партии и государ-

239

ства, которых посчитали его сторонниками. Около 1 млн чиновников вынуждены пройти специальные проверки; многие после этого лишились своих постов или были арестованы. Новым генеральным секретарём стал Цзян Цзэминь, чьи решительные, но аккуратные действия в Шанхае были высоко оценены. Дэн Сяопин оставил свой последний официальный пост в руководстве — главы Центрального военного совета — но до самой

смерти сохранял огромное влияние.

Жёсткие действия властей КНР были резко встречены мировым сообществом, в том числе многими странами социалистического лагеря. Международные банки прекратили кредитование КНР, были заморожены многие инвестиции, ЕС и США ввели запрет на экспорт в Китай оружия, действующий до сих пор.

«Тяньаньмэньские события» вызвали резкое ужесточение цензуры в Китае, многие реформы, начавшиеся в 80-х гг., были остановлены. Именно в это время был окончательно сформулирован курс КПК на принципиальный отказ от политических реформ при продолжении экономической модернизации. Обсуждение чего бы то ни было, связанного с Движением 6 июня, по-прежнему запрещено в китайских СМИ и Интернете — очередное обострение цензуры можно было наблюдать этой весной и летом — в связи с тридцатилетием манифестаций.

* * *

В качестве приложения к нашей мемориальной статье-справке мы хотели бы познакомить читателя с замечательным документом, более чем достойным русского перевода — «Письмом об отказе от пищи».

Текст во многом основан на страстной речи выпускницы Пекинского университета Чай Лин одной из признанных руко-

6 Чай Лин (р. 1966), родилась в г. Жичжао 0 Ш, в Шаньдуне ШЖ, в семье военных врачей. В 1983 г. поступила на факультет психологии Пе-

кинского университета, участвовала в студенческом движении за демократию. В 1988 г. поступила в аспирантуру Пекинского педагогического университета занималась детской психологией. Активно участвовала в студенческих протестах весны 1989 г., 15 мая была избрана главой Комитета по голодовке — и именно она 19 мая объявила о прекращении оной. В ночь с 3 на 4 июня покинула Пекин, около 10 месяцев скрывалась от властей; её имя значилось четвёртым (из 21) в ордере на арест наиболее разыскиваемых лидеров протеста, опубликованном властями 13 июня. В итоге Чай Лин удалось, используя сеть доброжелателей, бежать в Гонконг, а затем во Францию. В 1993 г. Чай Лин закончила Школу общественных и

240

водительниц студенческого протеста, с которой она выступила 12 мая перед группой активистов7, обсуждавших перспективы (и даже саму допустимость) голодовки, пик которой должен был прийтись на день исторического визита в Пекин М.С. Горбачёва. По воспоминаниям Чай Лин, сам текст был составлен ей ранним утром 13 мая в общежитии Пекинского университета — и тогда же он был зачитан ей по внутренней трансляции кампуса: текст был полностью поддержан участниками голодовки, уже готовившимися отправиться на Тяньаньмэнь. Обращение было записано на несколько тысяч магнитофонных кассет, которые распространялись среди студентов и иностранцев [Чай Лин 2011, с. 75-76].

Текст обращения был впервые опубликован в самиздатовской газете тяньаньмэньских манифестантов Синьвэнь дабао ^ИАШ («Большая газета новостей») от 12 мая 1989 г.8; а августе 1989 г. был перепечатан в издании китайской эмиграции Чжунго чжи чунь Ф ® («Весна Китая»)9 — в публикацию вошла фотокопия

международных отношений Принстонского университета (США). В 1998 г. получила степень МВА (магистр экономики и управления) в Гарварде и основала компанию Jenzabar, занимающуюся производством программного обеспечения для нужд финансового менеджмента и кадровой политики университетов. В 2009 г. приняла христианство. С 2010 г. — глава некоммерческой организации All Girls Allowed, призывающей бороться нарушениями прав человека, имеющими место из-за политики «одна семья — один ребёнок». Живёт в США, замужем, имеет трёх дочерей.

7 Приблизительный (вероятно) текст речи см. [Чай Лин 2011, с. 73-74].

8 Какая-то из первых версий «Письма» (или тексты близкого содержания) описана в числе документов, после разгрома манифестаций поступивших в Британскую библиотеку (Восточное собрание и Собрание Министерства по делам Индии (Oriental and India Office Collections)). В посвящённой этим документам статье упоминаются "letters from the parents of students (Archive, vol. II, p. 141) giving consent to their children's decision to go on hunger strike. Equally moving are letters from students (Archive, vol. II, p. 141), who were prepared to give up their lives for the sake of freedom" [Bond, p. 193].

9 Чжунго чжи чунь цзяньсюнь ФН^^ЩЖ («Весна Китая: краткие сообщения») — первое демократическое издание на китайском языке вне Китая, также известное под английским названием "China Spring Bulletin", с декабря 1982 г. ежемесячно издававшееся в Нью-Йорке. Основателем журнала был Ван Бинчжан тогда учившийся в аспирантуре в Канаде; на будущий год он основал Китайский объединённый демократический союз ФНй^Н&пШШ — главную про-демократическую организацию китайской диаспоры, ставшую официальным учредителем «Весны Китая». С июня 1993 г. журнал сменил наименование на «Пекинскую весну»

частично финансировался Министерством национальной обороны

241

печатного оригинала (судя по подписи, тираж был изготовлен в Типографии продвижения демократии Союза самоуправления Пекинского Сельскохозяйственного университета

^с рукописной правкой (см. Приложение) и текст, набранный «полными» знаками . Вероятно, правка не была внесена исключительно в опубликованный «Весной Китая» экземпляр — по крайней мере, публикаторы этого не указывают. В любом случае, даже если текст был размножен с уже внесённой правкой, у нас нет уверенности, что все экземпляры, распространённые на Тяньань-мэнь, содержали именно эту правку — или не содержали какой-нибудь другой. Так или иначе, и редакционная версия текста (набранная «полными» знаками), и все дальнейшие его публикации эти правки безоговорочно учитывают. В пяти случаях вносивший правку просто повторял, судя по всему, недостаточно чётко пропечатав-шиеся знаки, в двух случаях исправлены опечатки, в одном правка

Китайской республики Ф^йННРЛ^ (в обмен на публикацию материалов о деятельности ведомства), а также американским Национальным фондом в поддержку демократии (National Endowment for Democracy). С 2010 г. журнал публикуется в интернете (см. [ЖЖ^^]).

Ван Бинчжан (р. 1946) — китайский диссидент, деятель движения за демократию. Родился в феврале 1948 г. в г. Шицзячжуан 5ШШ, Хэбэй ЩЖ. Получил в Пекине диплом врача, работал по специальности 8 лет. В 1979 г. был отправлен для обучения в докторантуре в канадском Университете Мак-Гилла (Монреаль), в 1982 г. защитил диссертацию по патологии — одним из первых среди китайских студентов, отправленных за границу. Тогда же он принял решение не возвращаться в Китай и стал одним из главных организаторов движения за демократию в Китае. Он публично выступал против монополии КПК на власть, в 1989 г. основал Китайскую свободную демократическую партию ФНЙ ЕЙ й^Ш. В январе 1998 г. по поддельным документам вернулся в Китай, участвовал в подготовке к регистрации Китайской демократической партии ФНй^Ш, которая была предпринята 28 июня 1998 г., во время визита в КНР президента США Билла Клинтона (был одним из руководителей партии вне Китая). В регистрации было отказано, сотни активистов партии на территории Китая была арестованы. Летом 2002 г. Ван Бинчжан был схвачен агентами спецслужб КНР во время поездки во Вьетнам — и вывезен в Китай, где в феврале 2003 г. был приговорён к пожизненному заключению за «шпионаж и террористическую деятельность». Несмотря на многочисленные демарши международных организаций и ряда государств, Ван остаётся в заключении и по сей день.

10 Я бесконечно благодарен коллегам — доктору Юй Минь-лин (Институт новейшей истории Академии Синика Ф^ВДЙКЙ^^^ЙЯЯ) и В.Ц. Головачёву (ИВ РАН) за неоценимую помощь в поисках этой публикации.

242

незначительно меняет смысл текста, дважды текст дополнен (случаи, в которых исправления влияют на смысл, отмечены в нашем переводе). Интересно, что несколько абзацев в середине текста отсутствуют в фотокопии оригинала, но при этом наличествуют в «редакционной версии», и, соответственно, всех последующих публикациях. Никаких объяснений этому странному явлению в публикации нет.

Английский перевод текста был опубликован в 1990 [Beijing Spring, p. 258-260] — именно этот вариант (литературно весьма удачный, но не всегда, с нашей точки зрения достаточно близкий к китайскому оригиналу) принят и сейчас и легко может быть обнаружен на Интернет-сайтах, посвященных тяньаньмэньским событиям 1989 г. (см., например [Document of 1989]). Довольно часто (например, [Чай Лин 2011, с. 75-76]) текст публикуется без нескольких последних абзацев — как, вероятно, более конкретных и менее поэтичных.

Текст, интересный и просто как яркое свидетельство эпохи, также, без сомнения, может быть ценным источником для изучения образовательного уровня и мировоззрения тяньаньмэньских студентов. Немалый интерес вызывает и гендерная привязка автора текста — несколько размытая как по умолчанию обобщающим жанром декларации, так и спецификой самого китайского языка, женская идентичность, как кажется, всё же явно просвечивает сквозь строки. В таком случае, в отличие от войны, у китайской демократической революции, в каком-то смысле, «женское лицо».

ШЖВШттШШМ-. а, ИМ], -ТОЙ'ЬШМ],

тмшштшм, х^штАя, шшммтшш,

шп«, шш

11 В квадратных скобках указаны удалённые знаки первоначального печатного текста, курсивом — рукописная правка.

243

^штшмш, ^ш^хшпда!, жмш ^^[нрзб]ж, шй, шпп^т, шптш^

шпш^йЙдш, шпшш»-?«, жжй - йа -, «й - тшя^ -, «й " ^-фйлйй я

о

^ шят, шшш^шпт ттшл, »м^дамш^х, й-жмпйй^, ш пиш&т? шпШй&щ? шпшш шпшт, ш шм? шШй^т^^? ад, шпп мттшшшштштт^шш^ йхЖмш та, ......

й^йл^ттшшшт, йййл^мй^Кл и, шжм^шшжй^йх^м, жтшй^^й

шпшм^м, ^т^ш^о

тшашйт^, шашйт^т! фд«, шАЖ*-® мл«, шлтшштшташш, жмм

шпдаш, шпшшшштш, И^шпЖйлх«^ ^Ш; шпдаш^, шптшш^, ш

шйм

-^лй^Ш-йлй^, ШШШЛшш, шш дштй ш, шпт&ш^ш^}1^

^шпт*», ^ттаь шшж-, шпшм! атттттм, шпя^-^шш, шмз^&я, ш

жтшттш; шш»

тт, шс, [Ш]Ш!

тт, ЙЛ, иШ!

тт, шш,

12 Текст, отмеченный фигурными скобками, отсутствует в оригинале, опубликованном в «Весне Китая».

244

МТ, Лй! Ш&о

т^Амдашм^тамшшийш^; тнжшм -ЖЖЖ^й^ЙДёЙЖ - ш" шт, ж-шш

й^й^^ёйо

шшт 2, 00 Ж^о ШкШй-. Я&ПГ

Йо

шт^к, ш шяш, трттт тштт

»мммтк^ 14

Письмо об отказе от пищи

В этот сверкающий солнечным светом май мы отказываемся от пищи. В это самое прекрасное время молодой весны нам невозмож-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Далее — заключительная часть текста, отсутствующая во многих публикациях. Интересно, что именно эту часть цитирует в своей книге Ю.М. Галенович [Галенович, т. 1, с. 45]. Доступный ему текст «письма» (определяемого как МкЖШ — «Декларация об отказе от пищи») начинается с вступления: ^{ШЙШШ - ^.ШШШЖШЩ^Х^Ш^ТЖ^Й

, , ШШЁ&ЯЗШМШШкПЩ «Дорогие соотечественники, после нескольких дней мощных демонстраций мы решили сегодня провести борьбу в форме объявления голодовки на площади Тяньаньмэнь» (перевод Ю.М. Галеновича) — после чего следует текст, тождественный результирующей части нашего текста. Источник Ю.М. Галено-вича — сборник документов о тяньаньмэнских событиях, изданный в августе 1989 г. Управлением идейно-политической работы Государственного комитета по образованию КНР 56

с. 110-111] — таким образом, эта завершающая часть текста была опубликована почти одновременно с полной версией «Весны Китая». Как видно, в этот «внутренний» сборник, конечно, долженствующий отстаивать точку зрения партии и правительства на «смуту», были включены в том числе и подлинные документы манифестантов — но (как минимум в данном случае) без ненужной для составителей поэтической части, пожалуй, составляющей главную (и политически опасную) ценность этого текста.

14 Знак «три» добавлен в оригинале от руки. Публикаторы из «Весны Китая» трактуют его как Н^ Л — «три тысячи человек». С этой трактовкой, вероятно, можно согласиться, хотя в оригинальном тексте этого численного уточнения, видимо, не предусматривалось.

245

но не оставить по ту сторону всю красоту жизни — целиком. Но на самом деле мы бы так не хотели этого, так не желали бы!

Однако в стране уже настало такое время: цены взлетают волнами, перерождение чиновников подобно прорыву дамбы, деспотизм высоко реет, бюрократы гниют, большое количество гуманных людей и принципиальных мужей тоскуют за морями, общественный порядок день ото дня становится всё более хаотичным. В этот переломный момент жизни и смерти, когда решается, уцелеет или погибнет нация, — родные братья и сёстры, все имеющие совесть родные братья и сёстры, пожалуйста, прислушайтесь к нашему крику!

Страна — наша страна,

Народ — наш народ,

Правительство — наше правительство,

Мы не закричим — кто закричит?

Мы не возьмёмся — кто возьмётся?

Пусть наши плечи ещё очень слабы и юны, пусть смерть, если говорить о нас, ещё кажется чрезмерно тяжкой, но мы ушли, мы не могли не уйти, этого требует от нас история.

Наши самые чистые патриотические чувства, наши прекрасные невинные души — были выставлены как «смута», оказалось, что это «скрытый умысел», оказалось, что это «служит на пользу лишь малой горсти людей».

{Мы хотим попросить всех честных граждан Китая, попросить каждого рабочего, крестьянина, солдата, простолюдина, интеллигента, знаменитость, правительственного чиновника, милицию и тех людей, которые состряпали нам репутацию преступников: приложите ваши руки к вашим сердцам, прислушайтесь к вашей совести: в чём наше преступление? Вправду ли мы поднимаем смуту? Мы прекратили учёбу, мы проводим манифестации, мы отказываемся от пищи, мы отдаём себя целиком — ради чего, в конце концов? Тем не менее нашими чувствами снова и снова играют. Мы терпим голод, стремясь к истине, — а в ответ армия и милиция жестоко избивают лучших представителей студентов, которые на коленях просят демократии, но на них смотрят — и не видят. Требования о равном диалоге вновь отложены, студенческие лидеры находятся в бедственном положении...

Как нам быть?

Демократия — самое благородное в человеческой жизни отношение к существованию, свобода — это врождённое право человека, право, дарованное небом, но тем не менее она требует, чтобы мы отдали в обмен наши молодые жизни. Этим ли тяжким путём гордиться китайской нации?

246

Итак, отказ от пищи — это то, что нельзя делать, но также то, чего нельзя не делать.

В нас дух уже умерших — ради жизни и борьбы.

Но мы ведь всё ещё дети, мы всё ещё дети! Мать-Китай, пожалуйста, серьёзно взгляни хоть одним глазком на твоих сыновей и дочерей! Ведь голод прямо сейчас безжалостно разрушает их юную весну, смерть как раз сейчас подступает к ним вплотную, неужели ты можешь сохранять полную внутреннюю безучастность?

Мы не хотим умирать, мы хотим прекрасно жить, потому что сейчас мы находимся в самой чудесной поре человеческой жизни; мы не хотим умирать, мы хотим прекрасно учиться — родина всё ещё столь бедна, а мы, может показаться, бросаем родину, вот так уходя в смерть. Смерть отнюдь не то, к чему мы стремимся. Но если смерть одного человека или смерть нескольких людей может сделать жизнь большего числа людей лучше, может обеспечить расцвет и процветание родины, — то у нас нет права уйти, чтобы воровски выжить.}15

Сейчас, когда мы испытываем голод, мамы и папы, не надо горевать! Сейчас, когда мы прощаемся с вами16, дяди и тёти, пожалуйста, не надо сокрушаться! У нас есть только одна надежда — как раз та, что у нас получится жить [более мирно] лучше, у нас есть только одна просьба — пожалуйста, не забывайте, что то, к чему мы стремились, — вовсе не смерть! Как демократия — не дело нескольких людей, так и построение демократии, конечно, не то, что может быть полностью завершено одним поколением людей.

От смерти мы ожидаем самого широкого, самого долгого эха.

Когда человек собирается уйти, его слова — превосходны, когда птица собирается уйти, её пение — скорбно.

Прощайте, единомышленники, берегите себя! Мёртвый и живой — равно верны.

Прощайте, любимые, берегите себя! Не могу расстаться с тобой, но нельзя не идти до конца.

Прощайте, родители! Прошу простить — ребёнок не сумел быть сразу и верным, и почтительным.

Прощай, народ! Пожалуйста, разреши нам сообщить о своей верности этим непозволительным способом.

15 Текст, отмеченный фигурными скобками, отсутствует в оригинале, опубликованном в «Весне Китая».

16 Курсивом отмечены места, где смысл текста несколько изменён в результате правки.

247

Клятвы, написанные нашими жизнями, непременно разгонят тучи на небе республики17.

Причины отказа от пищи: первое — заявить протест против избранной правительством в отношении прекращения учёбы пекинскими студентами позиции «онемелого дерева и ледяного равнодушия». Второе — заявить протест против откладывания правительством диалога с делегацией пекинских ВУЗов. Третье — заявить протест против того, что правительство постоянно вешает на это демократическое патриотическое движение студентов ярлык «смуты», а также целого ряда искажающих истину публикаций.

Требования отказа от пищи: первое требование — чтобы правительство быстро провело настоящий, предметный, честный и равный диалог с делегацией для диалога пекинских ВУЗов. Второе требование — чтобы правительство исправило имена для этого студенческого движения, а также дала ему справедливую оценку, подтвердив, что это патриотическое, демократическое студенческое движение.

Время отказа от пищи: начинаем тринадцатого мая, в 2 часа пополудни. Место отказа от пищи: площадь Тяньаньмэнь.

Не смута, сейчас же реабилитация! Немедленный диалог, недопустимы проволочки! Отказ от пищи ради народа — воистину от безысходности! Мировое общественное мнение, пожалуйста, поддержите нас! Демократические силы всех уровней, пожалуйста, окажите нам содействие!

Добровольно отказавшиеся от пищи [студенты] столичных

ВУЗов: три {тысячи человек}118

Типография продвижения демократии Союза самоуправления Пекинского Сельскохозяйственного университета

17 Далее — заключительная часть текста, отсутствующая во многих публикациях.

18 О переводе данного фрагмента см. примечание к соответствующей части китайского текста.

248

ЙЙЙЙЙЙЙвЧЯ,

щш. ршяхьвчи.

«и. в^аёйта^йиЯ: «ЭД-ьз.. ймйй. ИЙЙ

«ГРКВ-!

я.ййялгтайг

«Иг

ЯШ.-ТТ, ®Т<-

.'-.^«кпййввшаш, «*кеят-«гтк, аам»ат

Я*: !2Й, И А»}«*««.,

«ЙИШП, ашят!--шкй^ЙШЩ?^

я о яя*. ййчп^яенг.

й.

ЙШ'ЛЙН?!.

ЯПУИС. ЯЯМё-М&И. МТ. £Л..»®! Иг^Т«:. 'ИТ, 3£«Я ЙШЙ.

ИТ и Л;й! ЛППАТРАа^^ЯЕй^йЛа.

»¿(шеи^ё^дйййяйляиййй. хашъм-г

■«[ Я^ЙКШ!

аямаж««-

Приложение 1. «Письмо об отказе от пищи» (фотокопия) [к МШ, с. 12]

249

Литература

1. Галенович Ю.М. Противостояние: Пекин, Тяньаньмэнь, 1989 год. 13 ч. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 1995. 121 с., 169 с., 87 с.

2. Галенович Ю.М. Дао Ху-гуна. Кн. 1-2. М.: Русская панорама, 2008. 448 с., 992 с.

3. Галенович Ю.М. Чжао Цзыян и реформы в Китае. М.: Русская панорама, 2012. 752 с.

4. Дмитриев С.В. Тяньаньмэньские события // БРЭ. Т. 32. М., 2016. С. 632.

5. Дмитриев С.В. Ху Яобан // БРЭ. Т. 34. М.: БРЭ, 2017. С. 238-239.

6. Дмитриев С.В. Чжао Цзыян // БРЭ. Т. 34. М.: БРЭ, 2017. С. 556.

7. История Китая с древнейших времён до начала XXI в. В 10 т. Том IX. Реформы и модернизация (1976-2009). / Отв. ред. А.В. Виноградов. М.: Восточная литература, 2016. 996 с.

8. Бэйцзин чжи чунь ЖЖ^^ («Пекинская весна»). [Интернет-ресурс] http://beiiingspring.com (дата обращения 23.07.2019).

9. Чай Лин ШШ. Чай Лин хуэйи. И синь и и сян цзыю

^м Й Й Й (Воспоминания Чай Лин. Всей душой, всеми помыслами — к свободе). Гонконг Тяньюань шу-у 2011. 370 с.

10. У Жэнь-хуа ^t^. Лю сы шицзянь чжун дэ цзеянь будуй: 1989 Тяньаньмэнь шицзянь чжэньши цзилу ^ 1989 ^

(Вооружённые силы военного положения Инцидента 4 июня — истинные записи о событиях на Тяньаньмэнь 1989 г.). Гонконг ^ Ш: Чжэньсян чубаньшэ 2009. 589 с.

11. Цзюэши шу (Письмо об отказе от пищи) // Чжунго чжи чунь цзяньсюнь Ф («Весна Китая: краткие сообщения»). Нью-Йорк ШШ № 75 (август 1989 г.). С. 11-12.

12. 56 дней, изумивших сердце и потрясших душу: записи реальных событий с 15 апреля по 9 июня 1989 г. / Управление идейно-политической работы Государственного комитета по образованию. Внутреннее издание. (Щ 'ШШШ 56 1989 ^ 4 И 15 BS 6 И 9 ВЗДЙЙ* / ШЖВШШп Х^ЩШ- ЙШМт). Пекин: Изд-во «Тянь-ди» 1989. 231 с.

13. Baum Richard. Burying Mao: Chinese Politics in the Age of Deng Xiaoping. Princeton NJ: Princeton University Press, 1996. 508 p.

14. Beijing Spring, 1989: Confrontation and Conflict: The Basic Documents / Ed. by Michael Oksenberg, Lawrence R. Sullivan, Marc Lambert. N.Y.- L.: An East Gate Book, 1990. 448 p.

15. Bond Sherry. An archive of the 1989 Chinese Pro-Democracy Movement // The British Library Journal. Vol. 17. No. 2 (Autumn 1991). P. 190-197.

16. Brook Timothy. Quelling the People: The Military Suppression of the Beijing Democracy Movement. Stanford: Stanford University Press, 1998. 292 p.

17. Cheng Eddie. Standoff at Tian'anmen. Highlands Ranch, Colorado: Sensys Corp., 2009. 308 p.

250

18. Document of 1989: Hunger Strike Manifesto [Интернет-ресурс] http:// www.standoffattiananmen.com/2009/05/document-of-1989-hunger-strike.html (дата обращения 23.07.2019).

19. Li Peter, Li Marjorie H., Steven Mark. Culture and Politics in China: An Anatomy of Tian'anmen Square. New Brunswick, London: Transaction Publishers, 1991 (reed. 2007, 2018). 369 p.

20. Lim Louisa. The People's Republic of Amnesia: Tian'anmen Revisited. Oxford: Oxford University Press, 2014. 264 p.

21. The Impact of China's 1989 Tian'anmen Massacre / Ed. by JeanPhilippe Beja. N.Y.: Routledge, 2011. 280 p.

22. The Tian'anmen papers / Comp. by Zhang Liang, eds. Andrew J. Nathan, Perry Link. N.Y.: Public Affairs, 2001. 513 p.

23. Zhao Ziyang. Prisoner of the State: The Secret Journal of Premier Zhao Ziyang / Bao Pu, Chiang Renee, Ignatius Adi (eds.). N.Y.: Simon & Schuster, 2009. 336 p.

S. V. Dmitriev*

"Hunger strike manifesto": to the 30th anniversary of "Tian'anmen incident"

ABSTRACT: Article is consecrated to the 30th anniversary of so called "Tian'anmen incident", also known as Chinese movement for democracy of 1989. It reminds some basics of this crucial event of modern Chinese history and presents the first attempt of critical edition and Russian translation of a brilliant document of this epoch — so called "Hunger strike manifesto".

KEYWORDS: Tian'anmen, PRC, CCP, democracy, students, manifestations, hunger strike.

* Serge V. Dmitriev, PhD (History), senior researcher, China department, Institute of Oriental Studies, RAS, Moscow, Russia; E-mail: sdmitriev@ivran.ru

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.