Научная статья на тему '«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина: проблемы истории и эстетики'

«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина: проблемы истории и эстетики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1168
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова Наталья Геннадьевна

The article deal with «Letters of the Russian traveller» by N.M. Karamzin in the question of magazin discussion interpretation of early XIX century. The problems of Russian National history and aesthetic points of historical genre in literature and painting get further investigation in Karamzin’s article «Cases and characters in Russian history that can be the subject of Arts» (1802). They are authenticity, interesting form and contents, cognitive value, moral improvement and awakening of feelings. «Subjects for Artists from Russian History and other works» (1804) by A.A. Pisarev and «Сritical notes about Antient Slavic-Russian History» (1804) by A. Turgenev were the reaction to the article by Karamzin. «Letters of the Russian traveller» clarify historical-literary situation of three investigations creation. They have common conceptual ground.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина: проблемы истории и эстетики»

«ПИСЬМА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА»

Н.М. КАРАМЗИНА:

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ЭСТЕТИКИ

Н.Г. Морозова

«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина много раз становились объектом литературоведческих исследований как образец сентиментальной прозы конца XVIII столетия и как знаменательный пример трансформации широко распространенного в европейской и древнерусской литературе жанра путешествия. Настоящая работа - обращение к «Письмам русского путешественника» в свете проблемы историко-литературной интерпретации журнальной полемики начала XIX века, посвященной обсуждению возможностей живописного воплощения и достоверного освещения древней русской истории.

Как известно, «Письма русского путешественника» создавались под впечатлением путешествия по странам Западной Европы, предпринятого Карамзиным в 1789-1790 гг. Фрагменты «Писем» были опубликованы в «Московском журнале» (1791-1792), а спустя несколько лет - в 1797-1801 гг. - вышло их отдельное издание.

«Письма» - опыт чувственного познания мира, постижения «науки вкуса» [Карамзин 1984в, с. 125] и наслаждения изящным. «Множество прекрасных вещей, в которых надобно удивляться искусству рук человеческих» [Карамзин 1984в, с. 106], попадается на глаза путешественнику. Вещи эти - картины, скульптуры, произведения зодчества, искусные изделия из фарфора, драгоценные камни - вызывают эмоциональный отклик в душе героя и служат источником дальнейших размышлений. Это размышления об изящных искусствах вообще, о конкретных исторических событиях и судьбах легендарных личностей, запечатленных посредством изобразительных искусств. Ю.М. Лотман справедливо называет «Письма русского путешественника» произведением, «объединяющим художественный, познавательный и философский аспекты» [Лотман 1997, с. 489].

Наблюдая и осмысляя художественные вкусы Европы, юный путешественник везде находит свидетельства бережного отношения к

своей истории. Это своего рода культ истории. В многочисленных монументах, статуях, живописных полотнах воплотилось стремление европейцев увековечить свою историю, донести до потомков память о героическом прошлом, а также о знаменательных событиях и личностях современности. Под впечатлением от увиденного на одной из страниц «Писем» герой Карамзина восклицает: «У нас был свой Карл Великий: Владимир - свой Лудовик XI: царь Иоанн - свой Кромвель: Годунов - и еще такой государь, которому нигде не было подобных: Петр Великий. Время их правления составляет важнейшие эпохи в нашей истории и даже в истории человечества; его-то надобно представить в живописи, а прочее можно обрисовать, но так, как делал свои рисунки Рафаэль или Микель-Анджело» [Карамзин 1984в, с. 344]. Постоянно присутствующая в «Письмах русского путешественника» тема России1 здесь оказывается связанной с проблемой изображения русской жизни и русской истории: «Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. <...>Все черты, которые означают свойство народа русского, характер древних наших героев, отменных людей, происшествия действительно любопытные описать живо, разительно» [Карамзин 1984в, с. 344].

Важно заметить, что Карамзин - не первый, кто акцентирует проблему русской национальной истории, ее оценки, восприятия и необходимости художественной репрезентации. Предшественником Карамзина на этом поприще является М.В. Ломоносов. Созданные им в 1764 г. «Идеи для живописных картин из российской истории» представляют развернутый тематический план картин для украшения покоев Екатерины II. Обращение Ломоносова к отечественной истории было обусловлено эстетическими установками русского классицизма, по преимуществу искавшего образцы для подражания в героическом прошлом своего государства, а не в античности, как это делал классицизм европейский. Избранный предмет позволял Ломоносову реализовать обязательную для классицистических произведений русской литературы дидактическую и познавательную направленность, способство-

1 Тема России сама по себе занимает важное место в «Письмах русского путешественника» Карамзина. С ней связана проблема становления русского национального самосознания и отражения данного процесса в литературе XVIII века. Подробному освещению созданного на страницах «Писем» образа России и русской нации посвящена статья Д.П. Николаева [Николаев 2005].

вал воспитанию патриотического духа и гражданского долга, являвшихся для того времени мерой общественной ценности каждого отдельно взятого человека.

Организуя материал древней российской истории в сюжеты для возможных картин, Ломоносов исходит из понимания живописи как искусства, способного «отменою цветов, света и тени» [Ломоносов 1980, с. 402] перенести в настоящее «минувшия российския деяния» [Ломоносов 1980, с. 402], чтобы «показать древнюю славу праотцев наших, счастливыя и противныя обращения и случаи и тем подать наставление в делах, простирающихся к общей пользе» [Ломоносов 1980, с. 402]. Критерий пользы как руководство на этапе отбора исторического материала, сменяется в тексте «Идей» рекомендациями относительно достижения максимального художественного эффекта и фактической точности. Как, например, это явствует из описания «Единоборства князя Мстислава»: «Редедя, князь косожский, вызвал на поединок князя Мстислава Владимировича с тем, чтобы победителю достались войска с женою и с детьми. Мстислав был, как описывают, тучен, бел и красноволос. Редедя, натурально рассудить, должен быть смугл, как азиатец. Мстислав поборол. Войско стояло по обеим сторонам близ Дону. Кроме усилования борцов, разные страсти обеих сторон смотрителей изобразить требует искусства» [Ломоносов 1961, с. 462].

Патриотические тенденции русской литературы XVIII века были восприняты Карамзиным и нашли отражение в литературно -публицистическом творчестве и в его деятельности как историка. Приведенная выше цитата из «Писем русского путешественника» позволяет судить о критериях отбора, принципах и способах репрезентации исторических событий. Главным оказывается не столько познаватель-ность, сколько «привлекательность» и «занимательность» материала, способного привлечь внимание широкого круга читателей: «Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и проч. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев» [Карамзин 1984в, с. 344]. Граница между словесным и живописным искусством у Карамзина исчезает. Изобразительно-выразительное начало свойственно и литературе, и живописи, но его максимальное проявление определяется индивидуально-авторскими способностями. Так, создатель «Российской истории» Левек оценивается как писатель не без дарования: «<...>Рассказывает довольно складно, судит довольно справедливо, но кисть его слаба, краски не живы; слог правильный, логический, но не быстрый» [Карамзин 1984в, с. 344]. «К тому же, - добавляет герой Ка-

рамзина, - Россия не мать ему; не наша кровь течет в его жилах: может ли он говорить о русских с таким чувством, как русский?» [Карамзин 1984в, с. 344]. Как мы видим, словесное произведение оценивается с позиции живописного искусства, а его автор - с позиции русского национального самосознания.

Параллель между писателем и художником оказывается очень устойчивой. Писатель-историк должен быть живописцем и русским по духу - мысль, настойчиво звучащая в тексте. Это тем более важно в плане того, что именно живописный код в «Письмах русского путешественника» оказывается превалирующим в восприятии и оценке произведений разного рода искусств - музыкальных, драматических, литературных, - а также реалий окружающей действительности2. Оценка живописной репрезентативности русской истории, которую можно «раскрасить» [Карамзин 1984в, с. 344], «описать живо, разительно» [Там же] при наличии «ума, вкуса, таланта» [Там же], - свидетельство тесной взаимосвязи проблем истории (фактического содержания) и эстетики (художественного воплощения). Писатель (художник) должен заинтересовать читателя (зрителя), занять его воображение, тронуть чувства, то есть вызвать эмоциональную реакцию, - задача, вполне понятная с позиций Карамзина-сентименталиста. При этом в самих описаниях произведений искусства, как отмечает большинство исследователей, сентименталистские и предромантические настроения соединяются с традиционно-классицистическими представлениями об искусстве.

Заметим также, что речь в данном фрагменте «Писем» идет об историческом сочинении. С позиции Карамзина, помимо познавательной ценности оно должно обладать ценностью художественной. В восприятии классицистов, как известно, проза, будучи средством научной и деловой речи, оценивалась как явление внелитературное. Новые тре-

2 Так, например, описание театральной постановки строится как описание картины - в ней видит герой игру красок и светотени: «Трагедии их [французов. - Н.М.] наполнены изящными картинами, в которых весьма искусно подобраны краски к краскам, тени к теням <...>» [Карамзин 1984в, с. 322]. Поэт у Карамзина - «изображает [курсив наш. - Н.М.] карандашом на бумаге» [Карамзин 1984в, с. 479]. В письме из Эрменонвиля сад по живописности и красоте подобен картинам Пуссена: «<...>Дикая лесная пустыня обратилась в прелестный английский сад, в живописные ландшафты, в Пуссеневу картину» [Карамзин 1984в, с. 409].

бования, предъявляемые Карамзиным к прозе, суть требования эстетического характера, свидетельствующие об отсутствии границы между научностью и литературностью как показателями объективности и принадлежности к области искусства (то есть субъективного восприятия) соответственно. Категория документальности соединяется у Карамзина с категорией занимательности, что рождает новую эстетическую установку, проявившуюся в последующем литературном развитии. Это характерная для эпохи романтизма ориентация художественной литературы на стиль и манеру научных сочинений и наоборот. «Занимательность» в контексте «Писем» имеет два уровня реализации: занимательность на уровне содержания (занимательность материала самого по себе) и занимательность на уровне формы (занимательность представления). В изначальной занимательности отечественной истории Карамзин относительно уверен, проблема заключается в адекватной форме ее представления.

Эстетические воззрения и историческая концепция Карамзина, проходящие этап зарождения и становления в «Письмах», получают дальнейшее осмысление в его статье «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств», опубликованной под анонимной подписью «О.О.» в 1802 году в № 24 издаваемого им «Вестника Европы». Данная работа явилась откликом Карамзина на предложение графа Строганова, президента Академии Художеств, задавать воспитанникам темы из отечественной истории, и в тоже время сама вызвала ответную реакцию. Это опубликованные в «Северном Вестнике» 1804 года «Предметы для Художников из Российской Истории и прочих сочинений» А.А. Писарева и «Критические примечания, касающиеся до древней Славяно-русской истории» А. Тургенева. Все три статьи строятся на объединении историкокультурного, познавательного и художественного аспектов. Это обширный, сюжетно-организованный исторический материал для будущих живописных работ. Сочинения А. Тургенева и А.А. Писарева изначально заданы как образцы «критической разборчивости» [Северный Вестник 1804, с. 13]. В результате одни и те же события древней истории России получают в трех полемически связанных статьях разное художественное решение. Это разное видение живописного воплощения и акцентировка разных деталей и моментов. «<...>Вот минута для живописца!» [Карамзин 1984б, с. 158] - восклицает Карамзин на страницах «Случаев». Вариативность представленного материала, выявление целого ряда «живописных» моментов в пределах одного исторического сюжета демонстрирует широту интерпретационного поля рус-

ской истории, открывая художнику перспективу выбора. Сам характер и способ «словесных демонстраций» в названных сочинениях, по сути, является продолжением традиции, идущей от живописных «Идей» Ломоносова.

Как и героя «Писем», Карамзина при создании «Случаев» направляет эстетическое чувство, проявляющееся в отборе наиболее драматичных и значимых моментов русской истории и соотнесении их с возможностями живописного искусства, а также с потребностями публики в занимательном и изящном. Задача «прославлять русское» [Карамзин 1984б, с. 154] и приучать россиян «к уважению собственного» [Там же] возлагается на художников, так как «не только историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма» [Там же]. Более того, как считает Карамзин, искусностью и эффектностью исполнения, обеспечивающей первоначальный интерес и любопытство со стороны публики, художник может способствовать развитию познавательного интереса: «Если исторический характер изображен разительно на полотне или мраморе, то он делается для нас и в самых летописях занимательнее [Курсив наш. - Н.М.]: мы любопытствуем узнать источник, из которого художник взял свою идею, и с большим вниманием входим в описание дел человека, помня, какое живое впечатление произвел на нас его образ» [Карамзин 1984б, с. 154]. Отсюда рождается тезис, являющийся глубинным основанием системы эстетических воззрений Карамзина и мотивацией его обращения к истории российского государства: «<...>Надобно знать, что любишь [т.е. свое отечество. -

Н.М.]; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем» [Карамзин 1984б, с. 154]3. «Зная совершенно историю нашу, имея вкус просвещенный и любовь к художествам» [Карамзин 1984б, с. 155], нужно «оживить для нас ее великие характеры и случаи» [Карамзин 1984б, с. 154]. Таким образом, отношения науки (истории) и искусства выстраиваются у Карамзина по принципу взаимообусловленности и взаимодействия.

Идея взаимодействия науки и искусства в развитии природных дарований, «просвещенного вкуса» и утолении духовных потребностей является центральной в другой статье Карамзина, написанной и опубликованной несколькими годами ранее, - «Нечто о науках, искусствах

3 А.Г. Верещагина справедливо отмечает, что это «одна из причин, почему Карамзин на долгие годы превратился в историка: так он исполнял свой патриотический долг литератора. К тому же призывал он художников и скульпторов» [Верещагина 2004, с. 223].

и просвещении» (1793). Полемизируя с Ж.Ж. Руссо, Карамзин формулирует в данной работе собственное понимание сущности науки и искусства, которое заключается в единстве их природной основы. Свойственное человеку «стремление к улучшению бытия своего» [Карамзин 1984а, с. 48] породило, по его мнению, два вида искусств - «полезные искусства» и «изящные искусства». Так как в представлении Карамзина «искусства и науки неразлучны с существом нашим» [Карамзин 1984а, с. 49], они тесно связаны и между собой: «Искусства и науки, показывая нам красоты величественной натуры, возвышают душу, делают ее чувствительнее и нежнее, обогащают сердце наслаждениями и возбуждают в нем любовь к порядку<...>» [Карамзин 1984а, с. 58]. Всякий, кто обращается к плодам искусства и науки, «делается лучшим человеком и спокойнейшим гражданином» [Там же].

Хронологическое расположение исторического материала -общий принцип статей. В «Случаях и характерах в российской истории» Карамзина намечен дополнительный критерий - топографический: «Пусть в залах петербургской Академии художеств видим свою историю в картинах; но в Владимире и в Киеве хочу видеть памятники геройской жертвы, которою их жители прославили себя в тринадцатом веке. В Нижнем Новгороде глаза ищут статуи Минина, который, положив одну руку на сердце, указывает другою на Московскую дорогу» [Карамзин 1984б, с. 162]. Карамзин не только предлагает сюжеты для живописных и скульптурных работ, но и принцип размещения этих произведений, способный обеспечить максимальный эффект воздействия патриотических идей и «сильное влияние изящного на образование душ» [Там же]. Не вызывает сомнения, что сама идея «топографии» геройства обязана «Письмам русского путешественника».

Каждая статья наполнена авторскими рассуждениями, критическими разборами и аналитической переработкой и осмыслением доподлинно известных исторических фактов и сведений, относящихся к области догадок и предположений. Критерий занимательности в отборе материала соединяется с критерием достоверности (истинности) для достижения объективности и фактической точности живописного представления событий русской истории. Так, Карамзин возвращается к теме, поднятой на страницах «Писем русского путешественника», -судьбе дочери князя Ярослава, Анны: «Я напрасно искал гробницы Ярославовой дочери, прекрасной Анны, супруги Генриха I, которая по смерти его вышла за графа Креки и скончала дни свои в Жанлизском монастыре, ею основанном; другие же историки думают, что она возвратилась в Россию» [Карамзин 1984в, с. 400]. Судьба принцессы Ан-

ны, занимающая мысли героя «Писем», для автора «Случаев» - исторический факт, имеющий неопровержимые доказательства: «Некоторые из критиков российской истории не хотят верить, чтобы Генрих I, король французский, был женат на Ярославовой дочери Анне, потому что летописи наши молчат о сем браке <...>. На сию критику возражаем: 1) что наши летописи весьма неполны; 2) что все французские согласно называют супругу Генриха русскою принцессою Анною, дочерью Ярослава (имена, которые без сего случая едва ли могли бы им быть известны); 3) что еще гораздо прежде (в девятом веке, по летописям Бертинским) были уже в Германии послы русские <...>» [Карамзин 1984б, с. 159]. Это пример объективной и принципиальной позиции Карамзина-историка: достоверность события на первом месте, и уже потом идет оценка его занимательности, потенциальных изобразительно-выразительных возможностей: «Одним словом, замужество Анны Ярославовны имеет всю историческую достоверность - и я хотел бы оживить на полотне сию любезную россиянку; хотел бы видеть, как она со слезами принимает благословение Ярослава, отдающего ее послам французским. Это занимательно (Курсив наш. - Н.М.) для воображения и трогательно для сердца» [Карамзин 1984б, с. 160].

Будучи «согласен с историческою истиною» [Северный Вестник 1804, с. 18] и занимателен, избранный предмет вместе с тем, с точки зрения А.А. Писарева, должен быть понятен зрителю и благочестив. Первое предполагает узнаваемость исторического события и ясность идейного замысла, второе - соответствие христианскому духу. Два этих дополнительных требования существенно ограничивают выбор материала из истории языческой Руси. Категорично отвергается, например, автором «Предметов» предлагаемая Карамзиным картина мщения Ольги древлянам: «Такие, говорю, предметы весьма не хороши. - Почему не представить Ольгино святое крещение в Цареграде, первый луч нашей христианской веры? Сия картина была бы великолепна <...>» [Северный Вестник 1804, с. 31]. Здесь следует заметить, что, осознавая «торжественное великолепие» [Карамзин 1984б, с. 157] картины крещения, Карамзин отвергает ее по одной объективной причине: «Ольга в то время была уже немолода» [Там же]. Отступить от достоверности в изображении нельзя, поэтому критерий вкуса - эстетичности визуализируемого - у Карамзина берет верх над христианской патетикой. Живопись должна являть гармонию и быть приятной зрителю. Данное требование, предъявляемое не только к работе художника, но к любому творению искусства, отчетливо сформировалось еще в ходе работы Карамзина над статьей «Что нужно автору?» (1793).

Опубликованная одновременно с уже упомянутой статьей «Нечто о науках, искусствах и просвещении», она носит программный характер - отображает систему эстетических воззрений Карамзина-сентименталиста. Одним из необходимых качеств творческой натуры должна быть ее устремленность к изящному. Поэтому, как отмечает Карамзин, «когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления?» [Карамзин 1984г, с. 61]. И далее: «Если творческая натура произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен, не безобразь художниковой кисти<...>» [Там же]. Таким образом, за одной оговоркой Карамзина в «Случаях» вскрывается целая система эстетических установок, сущностно значимых для подлинного искусства.

Задача, которую ставит Карамзин перед художниками, - не просто изобразить событие, но передать дух времени, что подразумевает содержательное обогащение картины и, следовательно, повышение ее познавательной и художественной ценности. С точки зрения А. Тургенева, Карамзину это удается не всегда. Автор «Критических примечаний» указывает на идилличность некоторых картин «Случаев», вступающую в противоречие с требованием фактической точности. А.А. Писарев возражает Карамзину и А. Тургеневу одновременно, считая, что оба автора «не со всем согласны с историческою истиною» [Северный Вестник 1804, с. 18].

По сути, все три статьи, созданные с «живым удовольствием» [Карамзин 1984б, с. 161] и «любовью к изящному» [Северный Вестник 1804, с. 10], - самоценные сочинения-исследования. Это разыскания в древней истории отечества и одновременно ее живописное видение, способное в перспективе воздействовать на ум и чувства сограждан в целях нравственного и душевного их совершенствования. Общность трех историко-эстетических концепций обусловлена сходством категориально-понятийного аппарата (понятия вкуса, истинности, занимательности), соответствующего новому этапу литературного развития и новому типу общественного сознания. «Критические примечания» в адрес Карамзина не мешают сближению всех трех статей в осмыслении актуальности проблем русской национальной истории и эстетических установок исторического жанра в литературе и живописи, намеченных уже в «Письмах русского путешественника». «Письма русского путешественника» Карамзина открывают истоки журнальной поле-

мики начала XIX века, позволяя проследить становление русской литературно-художественной критики, оценить ее роль в историколитературном процессе.

Литература

1. Верещагина А.Г. Критики и искусство: Очерки истории русской художественной критики середины XVIII - первой трети XIX века. - М., 2004.

2. Карамзин Н.М. Нечто о науках, искусствах и просвещении // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. - Л., 1984а. - Т.2.

3. Карамзин Н.М. О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. - Л., 1984б. - Т. 2.

4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. - Л., 1984в. - Т. 1.

5. Карамзин Н.М. Что нужно автору? // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. - Л., 1984г. - Т. 2.

6. Ломоносов М.В. Идеи для живописных картин из Российской истории // Ломоносов М.В. Сочинения. - М.; Л., 1961.

7. Ломоносов М.В. Слово благодарственное Ея Императорскому Величеству на освящение Академии Художеств, именем ея говоренное // Ломоносов М.В. Избранная проза. - М., 1980.

8. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Лотман Ю.М. Карамзин. - СПб., 1997.

9. Николаев Д.П. «Я вспомнил Россию, любезное отечество.»: Россия, русские люди и русская нация на страницах «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. - М., 2005.

10. Северный Вестник. - 1804. - Ч.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.