Научная статья на тему 'Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (опыт русской исторической школы)'

Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (опыт русской исторической школы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
253
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЛОМОНОСОВ / КАРАМЗИН / ПРОСВЕЩЕНИЕ / HISTORICAL KNOWLEDGE / SOCIAL CONSCIOUSNESS / HISTORY OF RUSSIA / VISUAL ART / LOMONOSOV / KARAMZIN / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Юрий Альбертович

В статье освещается опыт русской исторической школы, связанный с преодолением разрыва между историческим знанием и общественным сознанием. В этом контексте рассматриваются просветительские проекты М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина, предложивших способ познания российской истории при помощи средств изобразительного искусства. Автор статьи показал, что реализация живописных проектов Ломоносова и Карамзина способствовала формированию национального самосознания российского общества, а также развитию исторической живописи в России второй половины XVIII XIX в., становлению национальной школы живописи. Предложенное представителями русской исторической школы изучение российской истории при помощи средств изобразительного искусства, в первую очередь живописных картин, соответствовало духу европейского Просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to overcome the gap between historical knowledge and social consciousness? (An experience of the Russian historical school)

The article highlights the experience of the Russian historical school, connected with overcoming the gap between historical knowledge and the public consciousness. In this context, the author considers educational projects of Mikhail Lomonosov and Nikolay Karamzin, as a method of Russian history studies through visual art. The article showed that the implementation of painting projects by Lomonosov and Karamzin had contributed to the formation of national consciousness of the Russian society, as well as to the development of historical painting in Russia in the second half of the 18th 19th centuries, and establishment of a national school of painting. The method of Russian history studies through fine arts, primarily, paintings, proposed by the representatives of the Russian historical school, had been just in the spirit of the European Enlightenment.

Текст научной работы на тему «Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (опыт русской исторической школы)»

96

ВЛАСТЬ

2 016'02

УДК 94(47)

ВАСИЛЬЕВ Юрий Альбертович — д.и.н., профессор Московского гуманитарного университета (111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5; [email protected])

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАЗРЫВ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ И

общественным сознанием?

(опыт русской исторической школы)

Аннотация. В статье освещается опыт русской исторической школы, связанный с преодолением разрыва между историческим знанием и общественным сознанием. В этом контексте рассматриваются просветительские проекты М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина, предложивших способ познания российской истории при помощи средств изобразительного искусства. Автор статьи показал, что реализация живописных проектов Ломоносова и Карамзина способствовала формированию национального самосознания российского общества, а также развитию исторической живописи в России второй половиныXVIII - XIXв., становлению национальной школы живописи. Предложенное представителями русской исторической школы изучение российской истории при помощи средств изобразительного искусства, в первую очередь живописных картин, соответствовало духу европейского Просвещения.

Ключевые слова: историческое знание, общественное сознание, история России, изобразительное искусство, Ломоносов, Карамзин, Просвещение

Актуальный вопрос о необходимости преодоления разрыва между историческим знанием и общественным сознанием, поставленный в публикациях А.О. Лапшина [Лапшин 2015а: 237-238, 20156: 352], является многоаспектной проблемой, которая волнует не только современных исследователей. В этой связи можно обратиться к опыту русской исторической школы. Так, на решение данной проблемы были направлены просветительские проекты М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина, связанные с внедрением знаний об истории Отечества в сознание российского общества во второй половине XVIII - XIX в. через изобразительное искусство.

М.В. Ломоносов предлагал увековечить в мраморе и металле изображения великих деятелей российской истории и значимые исторические события прошлого для последующих поколений: «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила» [Ломоносов 1986: 50]. По свидетельству самого Ломоносова, императрица Екатерина II передала распоряжение Ломоносову через президента Академии художеств И.И. Бецкого выбрать в российской истории сюжеты для написания живописных картин по русской истории. Картины предназначались для украшения комнат при дворе. Ломоносов предложил темы для 25 картин: 1) взятие Искореста (Искоростеня); 2) основание христианства в России; 3) совет Владимиру от духовенства; 4) единоборство князя Мстислава с касожским вождем Редедей; 5) Горислава (Рогнеда); 6) единоборство Владимира Мономаха с генуэзским князем; 7) венчание Владимира Мономаха на царство; 8) победа Александра Невского над немцами ливонскими на Чудском озере; 9) обручение князя Феодора Ростиславича с дочерью ордынского хана; 10) начало сражения с Мамаем; 11) низвержение татарского ига; 12) приведение новгородцев под самодержавие; 13) царица Сумбек (после взятия Казани); 14) право династии Романовых на всероссийский престол; 15) гибель Расстриги (Лжедмитрия I); 16) Кузьма Минин; 17) Олег перед

Царьградом (Константинополем); 18) смерть Олега от укуса змеи; 19) сражение Святослава с печенегами в порогах; 20) избавление Киева от осады печенегов; 21) киевский князь Святослав Ярославич показывает свое великое богатство немецким послам; 22) князь Дмитрий Михайлович Пожарский в опасности; 23) князь Пожарский сражается с поляками; 24) царь Василий Иванович Шуйский; 25) патриарх Гермоген в неволе [Ломоносов 1980]. Перечень тем, предложенных Ломоносовым, свидетельствует о том, что большая их часть посвящена реальным историческим событиям, но некоторые сюжеты основаны на легендах. Первые 16 тем расположены в хронологическом порядке и охватывают более шести столетий российской истории: с периода Киевской Руси до Смутного времени. Темы с 17 по 21 возвращаются к событиям истории Киевской Руси, сюжеты с 22 по 25 посвящены событиям, связанным с борьбой за национальную независимость в период Смуты начала XVII в.

Ломоносов предлагал не просто перечень тем для исторических картин. Он разработал подробное содержание и композицию каждой из них, проявив тонкое и глубокое понимание задач живописи. Для художников представлялось детальное описание каждого сюжета, включая смысловые акценты и художественные решения как общей композиции, так и исторических и бытовых деталей. Содержательный анализ ломоносовских исторических сюжетов позволяет разделить их на три группы. К первой группе относятся темы, посвященные поворотным событиям русской истории, наложившим отпечаток на весь ход ее развития. Почти половина тем составляет вторую группу сюжетов - о национально-освободительной борьбе русского народа. В третью группу тем включаются сюжеты, посвященные морально-этическим проблемам.

Если Екатерина II воспринимала картины в качестве предметов для эстетического украшения дворцовых залов, то для Ломоносова преображение реальных событий в художественные произведения имело глубокий смысл: они олицетворяли живую связь настоящего и прошлого. Он определенно видел в этом важнейшую просветительскую задачу. Именно с этой функцией связано его стремление украсить картинами по русской истории не только дворцы правителей, но и общественные здания, оказывая «сие о великости благодеяния» всему российскому народу: живописные произведения «пренесут в настоящее время минув-шия российския деяния показать древнюю славу праотцев наших, счастливыя и противныя обращения и случаи и тем подать наставление в делах, простирающихся к общей пользе» [Ломоносов 1986: 311].

В условиях подъема национального самосознания возрос интерес к русской истории. Волновавшие общественное сознание вопросы социального и политического устройства государства, идеи гражданственности, патриотизма, общего нравственного идеала человека эпохи могли найти свое воплощение в сюжетных композициях исторических картин. Таким образом, историческое изобразительное искусство второй половины XVIII в. не только содействовало распространению исторических знаний среди сравнительно широких кругов просвещенного российского общества, но и способствовало более глубокому пониманию исторических фактов, ко многим из которых и привлек внимание Ломоносов своими предложениями.

Разработанные Ломоносовым «Идеи для живописных картин из российской истории» оказали значительное влияние на становление российской живописи. Об этом свидетельствует тот факт, что с самого начала в Академии художеств класс исторической живописи имел главенствующее положение. Следует подчеркнуть, что данный процесс проходил в условиях создания национальной школы, начало которой было положено постановлением Сената от 23 октября 1757 г. об основании Академии «трех знатнейших художеств - живописи, скуль-

98

ВлАсть

2016'02

птуры и архитектуры» в Санкт-Петербурге. Первыми ее учениками стали Антон Лосенко, Иван Ерменев, Федот Шубин, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов.

Ломоносов вырос и сформировался как художник в традициях искусства барокко и в своем художественном творчестве следовал принципам этого стиля. Однако его «Идеи» пронизаны идеалами классицизма, и темы, предложенные им, нашли свое воплощение у художников именно этого направления. Классицизму как направлению и как художественному стилю присуще обращение к разуму человека, что было близко Ломоносову - ученому и просветителю. Характерные для классицистической традиции патетика, державность, риторика, монументальность форм легли на благодатную почву знаний и навыков, усвоенных Ломоносовым в период его обучения в учебных заведениях России и Германии [Васильев, Васильева 2014]. Эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Независимо от стилевой формы художники эпохи Просвещения имели представление о нравственной ценности своей общественной роли. Задача художественного произведения заключалась в его нравственном и общественном содержании, художника - в социальной ответственности. Призванием исторической живописи считалось изображение благородных и героических деяний. Искусство должно было служить школой морали.

Воплощение ломоносовских тем в российском искусстве активно проявилось уже в 1760-1770-х гг. Так, программа для первого выпуска Академии художеств в 1767 г. была дана художникам из тем Ломоносова в следующей формулировке: «О заключении миру российского князя Олега с греческими царями Львом и Александром пред стенами Константинопольскими», что соответствует ломоносовской теме 17. По итогам голосования лучшей признали картину И.А. Ерменева. Ему присудили золотую медаль, а картина была оставлена в академическом собрании лучших произведений мастеров, преподававших или учившихся в Академии. В следующем, 1768 г. совет Академии вновь объявил ломоносовскую тему и дал выпускникам программу «О отмщении древлянам великою княгинею Ольгою за убиение мужа ея Игоря» (тема 1). Золотую медаль получил С.Ф. Сердюков. В 1770 г. ломоносовская тема «Горислава» была дана советом не только для выпускников, но и на соискание звания академика живописи. Для выпускников она была взята прямо из «Идей», поскольку отличалась большей разработанностью и подробностью, а на соискание звания академика - из «Древней Российской истории», т.к. давала больший простор для выражения индивидуальности художника. Многие выпускники получили медали за эту работу, обладателем звания академика стал А.П. Лосенко, к тому времени уже признанный художник, за картину «Владимир и Рогнеда». на эту же тему учениками скульптурного класса Ф.Ф. Щедриным и М.И. Козловским были исполнены два барельефа: первый получил золотую медаль за барельеф на тему «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», второй - золотую медаль за барельеф под названием «Князь Владимир, проснувшись, отклоняет удар, наносимый ему Рогнедой». Тема «Горислава» впоследствии предлагалась советом Академии художеств еще дважды - в 1795 и 1811 гг. [Бренева, Ринкон-Поса 1991: 64-65].

Подвижническое начинание М.В. Ломоносова, связанное с разработкой сюжетов для картин по русской истории, в начале XIX в. продолжил Н.М. Карамзин. В своей статье «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств», опубликованной 31 декабря 1802 г. в журнале «Вестник Европы», Карамзин поддержал идею президента Академии художеств А.С. Строганова «задавать художникам предметы из отечественной истории» как

«лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи»1. По мнению Карамзина, необходимо формировать уважение россиян к собственной истории, которая может стать предметом вдохновения для художников и воздействия их искусства на сердца зрителей. Живое впечатление, которое производит образ или исторический характер, изображенный на полотне, побуждает изучить источник, из которого художник взял свою идею, в первую очередь летописи2.

Мировоззрение Н.М. Карамзина вдохновлялось рационалистической мыслью, однако это не мешало ему показывать действие духовных сил и душевных проявлений в человеке. Картезианский рационализм в отношении отождествления души и мысли его не устраивал. Умонастроение Карамзина проявлялось в том, что он отдавал первенство чувству перед холодным рассудком. Он предложил в общей сложности 18 тем, «с живым удовольствием воображая себе целую картинную галерею отечественной истории и действие ее на сердце любителей искусства»3: 1) призвание варяжских князей в славянскую землю; 2) князь Олег прибивает свой щит к воротам Царьграда (Константинополя); 3) смерть Олега; 4) месть княгини Ольги древлянским послам; 5) Ольга отправляет тризну по князю Игорю; 6) Ольга принимает крещение в Константинополе; 7) Олег знакомит Ольгу с Игорем; 8) Святослав говорит речь перед битвой; 9) крещение князя Владимира в Корсуни; 10) покушение Рогнеды (Гориславы) на Владимира; 11) Владимир прощает Рогнеду; 12) поединок отрока Переяславля с печенежским силачом; 13) единоборство Мстислава, князя Тмутараканского, с касожским вождем Редедей; 14) поединок Владимира Мономаха с генуэзским воеводой; 15) Князь Ярослав объявляет законы; 16) молитва Ярослава перед сражением со Святополком; 17) благословение Ярослава дочери Анне перед ее отъездом во Францию; 18) основание Москвы Юрием Долгоруким.

Не менее 5 тем Карамзина совпадают с ломоносовскими: 2 сюжета о князе Олеге, о поединках Мстислава и Редеди, Владимира Мономаха с генуэзцем, о Рогнеде. Примечательно, что сюжет об Олеге, выбранный из Нестора, сначала появился у Ломоносова, затем у Карамзина, а позднее был положен в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге». В целом же карамзинский подход, олицетворяемый «чувством народным», отличался акцентированием внимания на нравственном, нравоучительное впечатлении от картины, в то время как Ломоносов развивал сюжетную линию. Карамзин руководствовался следующей установкой: народ может быть великим в том случае, если посредством благородных искусств способствует успехам человечества в достижении умственного и морального совершенства. Так, картину о смерти Олега Карамзин представлял своего рода, по его терминологии, философической, впечатление от которой должно быть моральным. Картина, представляющая живые черты времени, по Карамзину, заключала в себе мораль: «помни тленность человеческой жизни!»4 Таким образом, постижение исторического процесса позволяло осуществить важнейшую задачу, о которой позднее размышлял замечательный теоретик русской исторической школы второй половины XIX - начала XX в. Н.И. Кареев: синтез исторического и социального познания [Васильев 2011; 2012].

Наряду с разработкой тем для живописных произведений Н.М. Карамзин предлагал также создавать монументы и памятники в различных российских землях, воплощающих любовь к отечеству и чувство народное, которые могли бы содействовать «сильному влиянию изящного на образование душ». Одним из подобных монументальных проектов ему представлялся памятник Кузьме Минину, кото-

1 Вестник Европы. 1802. № 24. Т. 6. С. 289.

2 Там же. С. 290, 306.

3 Там же. С. 306.

4 Там же. С. 294-295.

100

ВЛАСТЬ

2 016'02

рый, «положив одну руку на сердце, указывает другою на Московскую дорогу»1. Призыв Карамзина был услышан. Вскоре начался сбор народных средств, а через два года скульптор Иван Мартос начал работу над памятником Минину и Пожарскому. В 1815 г. он был установлен в Нижнем Новгороде, а в 1818 г. - на Красной площади в Москве.

Вытеснение в российской живописи классицизма реализмом способствовало новому уровню воплощения ломоносовских и карамзинских тем, особенно во второй половине XIX в. В этот период историческая живопись стала одним из приоритетных направлений искусства в России. Сами темы вряд ли воспринимались как ломоносовские или карамзинские, однако сюжеты исторических картин многих русских художников созвучны идеям Ломоносова и Карамзина, а нередко и совпадают с ними.

Посредством изобразительного искусства художники проиллюстрировали важнейшие сюжеты истории, передавая силой художественного воображения исторические эпизоды различного времени. Художественная сила полотен выражена в живописной композиции и замысле картин, в сложнейших взаимоотношениях красок, цвета, освещения, многообразия состояний героев картин. Преображение реальных событий в художественное произведение является олицетворением живой связи прошлого и настоящего. Поиски утраченного времени

- это поиски образов прошлого, которые содержатся в произведениях изобразительного искусства.

Список литературы

Бренева И.В., Ринкон-Поса Э. 1991. «Идеи для живописных картин из Российской истории» Ломоносова и их отражение в русской исторической живописи. - Ломоносов: сборник статей и материалов. СПб: Наука. Т. 9. С. 60-68.

Васильев Ю.А. 2011. Феномен «Ecole Russe»: критика Н.И. Кареева. - Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 121-127.

Васильев Ю.А. 2012. Феномен «Ecole russe»: историология Н.И. Кареева. -Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-81.

Васильев Ю.А., Васильева М.Ю. 2014. Влияние идей Христиана Вольфа на мировоззрение М.В. Ломоносова. - Власть. № 3. С. 121-125. Лапшин А.О. 2015а. За нами - правда истории. - Власть. № 10. С. 237-240. Лапшин А.О. 2015б. История Великой Победы. - Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 351-357.

Ломоносов М.В. 1980. Идеи для живописных картин из российской истории.

- Избранная проза. М.: Советская Россия. С. 257-262.

Ломоносов М.В. 1986. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. История. Филология. Поэзия. М.: Наука. 496 с.

VASIL'EV Yuriy Al'bertovich, Dr.Sci.(Hist.), Professor, Moscow University for the Humanities (5 Yunosti St, Moscow, Russia,111395; [email protected])

HOW TO OVERCOME THE GAP BETWEEN HISTORICAL KNOWLEDGE AND SOCIAL CONSCIOUSNESS? (An experience of the Russian historical school)

Abstract. The article highlights the experience of the Russian historical school, connected with overcoming the gap between

1 Там же. С. 307, 308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.