УДК 271.2-1-23"16" https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.3(42).302-305
Т.А.Исаченко
ПИСЬМА ПРИНЦЕССЫ ЕВГЕНИИ ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ СЕРГЕЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ В ФОНДЕ 253 ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РГБ
Статья посвящена автографам известной благотворительницы принцессы Евгении Ольденбургской (1845—1924), под высочайшим покровительством которой в пользу Петербургского Дома милосердия увидела свет поэтическая антология «Дума за думой» (1885), связанная с именем Великой княжны Анастасии. В статье описываются два письма принцессы Вел. кн. Сергею Александровичу 1899—1900 гг., переданные в Государственную библиотеку СССР им. В.И.Ленина, по всей видимости, из подмосковного Ильинского. Письма принцессы помогают идентифицировать ее записи и художественные автографы, в том числе и в подносных экземплярах Императорской семьи.
Ключевые слова: письма принцессы Евгении Ольденбургской 1900 года, Великий князь Сергей Александрович, фонды
РГБ
В РГБ продолжаются работы по выявлению разрозненных экземпляров разнообразной по своему
наполнению Императорской коллекции Дворцовых библиотек, часть книг которой поступила в Государственную библиотеку СССР им. В.И. Ленина в период с 1925 по 1929 гг. [1]. Отдельные экспонаты коллекции пополнили фонды «Ленинки» в послевоенные годы. Среди них внимание исследователей по-прежнему привлекает, в частности, редкий альбом, принадлежавший Великой княжне Анастасии, вывезенный семьей Императора Николая II в Тобольск [2-8]1. Соответствующие разыскания позволили, наконец, выйти на имя составительницы этой замечательной антологии, к появлению которой самое непосредственное отношение имела Императорская семья в лице известной принцессы-благотворительницы. Уникальный жанр, придуманный составителем книги, еще не до конца изучен, но многоуровневое прочтение с перекрестным цитированием текстов, заполнение книги датами, событиями и личными записями, делает данный тип издания метатекстом, а изучение каждого из сохранившихся экземпляров — самостоятельным исследованием.
Не являясь прямой составительницей поэтической антологии «Дума за думой», к которой сегодня привлечено внимание литературоведов и книговедов, принцесса Евгения оказалась самым непосредственным образом причастна к ее появлению. Она финансировала это издание и, разумеется, имя тети Eugenie предопределило появление книги в нескольких Дворцовых и многочисленных усадебных библиотеках России, способствуя формированию литературного вкуса в частных домах и учебных заведениях, попутно отражая весь тот охват интересов, которой был присущ самой Евгении Ольденбургской. В настоящей статье вопрос о непосредственной создательнице поэтического альбома и история его появления в 1885 г. не затрагивается. Этой теме будет посвящена отдельная публикация. Здесь вводятся в научный оборот и анализируются два редких письма Евгении Ольденбургской к Вел. кн. Сергею Александровичу, хранящиеся в архиве фонда 253 отдела рукописей.
Внучка Императора Николая I от любимой дочери Вел. кн. Марии Николаевны (1819—1876), Вел. кнж. Евгения провела свое детство в Мариинском дворце, подаренном ее матери дедом-Императором. Девочка получила прекрасное образование (в том числе и художественное), обладая теми природными качествами, которые позволили ей, выйдя замуж за принца Александра Петровича Ольденбургского (правнука Павла I), включиться в ту благородную деятельность на ниве отечественной благотворительности, которая осуществлялась семьей по призванию. Супруг Евгении Максимилиановны, принц Александр Петрович (1844— 1932), был выдающейся личностью, много сделавшей для развития медицины и курортологии на севере и на юге страны, во время Великой войны он являлся верховным начальником санитарной и эвакуационной частей русской армии (вплоть до марта 1917 г.)
Ольденбургские были опекунами воспитательных домов, больниц для бедных, комитетов сестер милосердия, возглавляли основанную ими Общину святой Евгении, занимавшуюся широкой благотворительной деятельностью. Вклад Ольденбургских в развитие медицины (основание Пастеровской прививочной станции и Императорского института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге), в развитие курортологии (организация климатической станции в Гаграх), в организацию служб эвакуации и санитарии во время войны, был отмечен множеством государственных наград [9, с. 336-338; 345-349]. Сама принцесса Евгения Ольденбургская была обладательницей высочайших рескриптов: 24.12.1877 от Имп. Марии Александры по званию вице-председательницы С.-Петербургского совета детских приютов, 30.04.1900 от Николая II и Имп. Марии Федоровны в связи с 50-летием Максимилиановской лечебницы. Она являлась многолетней покровительницей Благотворительного общества при С.-Петерб. городской Калинкиной больнице, Общества борьбы с заразными болезнями, Общества защиты женщин, а также покровительницей С.-Петербургского дома милосердия, комитета о сестрах милосердия общества Красного Креста (05.1868), нескольких школ и гимназий ее имени, Общины Св. Евгении Красного Креста (1893), Максимилиановской лечебницы (19.06.1894), Председательницей Имп. Общества поощрения художников, почетным председателем
Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию, Вице-председатель С.-Петерб. совета детских приютов (1871). Президент Имп. С.-Петерб. минералогического о-ва (05.03.1891, его почет. член с 30.01.1868), почетный член Имп. Института экспериментальной медицины (19.12.1891), почетный член Петербургской Академии Наук (02.12.1895), попечительница благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц, Имп. российского автомобильного общества и Общества вспомоществования калекам, обучающимся мастерству и ремеслам в С.-Петербурге [9, с. 336-338; 340-341; 345-349].
В отделе редких и ценных книг Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С.Никитина хранится собрание открыток издательства Общины Святой Евгении, благотворительное распространение которых в России также связано с именем Евгении Ольденбургской [10], ее активной предпринимательской деятельностью в подаренном ей Имп. Александром II воронежском имении Рамонь (до 1908 г.), где функционировал сахароперерабатывающий завод и кондитерская фабрика [11]2 Фонды РГБ также хорошо знакомы с винтажными открытками в силе модерн, изданными на средства «Общины святой Евгении».
Письма принцессы Евгении Максимилиановны к Вел.кн. Сергею Александровичу хранятся в фонде 253 ОР (папка 16, ед. хр. 11) и датируется весной 1899—1900 гг. Оба письма были отправлены в конвертах по почте. На сохранившихся конвертах присутствуют штампы, один из которых ясно читается — 1900 г. Пасхальная открытка со словами «Христос Воскресе», вложенная в первый конверт, прямой даты не содержит, но очевидно, что она была отправлена весной 1900 г., т.к. имя владельца картографической типографии А.А.Ильина3 и дата выпуска серии — ноябрь 1899 — присутствуют на конверте.
Второе письмо Евгении Ольденбургской Великому князю Сергию было получено адресатом в июле 1900 г. В конверт, наряду с письмом, вложена художественная открытка. На ней изображена русская царевна допетровской Руси. В правом нижнем углу можно заметить едва различимые буквы ЕМ, переплетенные в вензель Евгении Ольденбургской — инициалы ее полного имени. Как удалось выяснить, эта одна из тех 22 открыток, художественное решение которых осуществлялось принцессой лично [12, с. 77, № 107, «Пасхальная карточка»].
Июльское послание Великому князю занимает 2 страницы и содержит сведения, касающиеся формирования отряда медперсонала для отправки в Благовещенск. Трагическая гибель князя Сергея Александровича, по сути, совпала с началом русско-японской войны, ставшей отправной точкой начала русской катастрофы, финалом которой стал государственный переворот 1917 года. В контексте указанных событий послание Евгении Ольденбургской Великому князю Сергию, посланное накануне трагических событий, представляется важным историческим источником, содержание которого обращает нас к лету 1900 г., когда проходило активное формирование медподразделений Красного Креста для отправки их на Дальний Восток, чтобы обеспечить, в случае войны, помощь раненым и пострадавшим.
Текст письма публикуется впервые в системе современной орфографии с сохранением слов и грамматических оборотов, присущих автору письма.
Л. 1. Милый Сергей. Пишу тебе конфиденциально. В Москве (в твоем округе) формируются 122 военных госпиталей, куда требуются 72 сестры милосердия, т.е. по 6 в каждом. По военному штату 4 от Красного Кр<еста> и 2 запасные.
Не знаю еще сколько в Москве готовы для отправки сестер, но знаю, что у кн. Шаховской приютовинных4 — 100. Я последних могу употребить, но дело в том, что набор в «Утоли моя печали»5 не всегда удачный, а потому маленькими группами опасаюсь их посылать. Кажется, набирают часто кого попало.
Не можешь ли конфиденциально собрать справки, что там за народ? Но в любом случае 100 сестер послать одновременно трудно, несмотря на то, что ты мог написать <неразборч. > распоряжение //
Л. 2. Я страшно занята. Слыхала, что Иверский <неразборч. > устроен. Жду от Еллы6 известия, когда отряд будет сформирован, чтоб с ее согласия ее лазарет послать в Благовещенск.
Тороплюсь. Обнимаю. Евгения <подпись>. С. Петербург. 21 июля 1900.
Автографы принцессы Евгении встречаются редко. Помимо исторической ценности, два письма, хранящиеся в ОР РГБ, открывают возможность провести идентификацию почерков и подписей Евгении Ольденбургской. Так, второй экземпляр книги «Дума за думой», хранящийся в основном хранении РГБ7, имеет на листе, следующим за титульным, запись: «Нужно и здесь подписаться? Я»7. Подобные «я», как показал наш опыт «разгадки тайн» альбома Великой княжны Анастасии [6], указывают, как правило, на первое лицо — владельца или владелицу альбома, либо его составителя. Запись ставится на странице дня рождения или дня Ангела. В случае с альбомом, владелицей которого была Анастасия, ее «Я» читается на листе с датой 5 июня — дня рождения Великой княжны.
В альбоме основного хранения РГБ присутствие автографа на шмуцтитуле можно также рассматривать как тип владельческой записи, только в шутливой форме. Кто-то, кого мы не знаем, расписался под эпиграфом, а не на листе своей памятной даты, и это заставляет предполагать авторское участие.
Вопрос заключается лишь в том, кому принадлежит подпись, и повторяется ли она где-то еще? Претендентов здесь несколько. Первый претендент — высочайшая покровительница издания, принцесса Евгения. Второй — непосредственная составительница альманаха — графиня Александра Андреевна Толстая (Alexandrine) — фрейлина и воспитательница одной из дочерей Вел. кн. Марии Николаевны, в частности, сестры принцессы Евгении Марии. Имя графини Александры Толстой удалось выявить в процессе
исследовательских разысканий [13], а прописная «А» с круглой головкой — начальная буква имени Толстой — наводит на мысль, что автограф мог принадлежать именно ей8. Но на с. 146 присутствует дата «1906» и рядом
— та же подпись: округлое «А» с «хвостом» (год кончины Александры Андреевны — 1904), поэтому маловероятным представляется то, что перед нами автограф графини Толстой.
Наконец, третий претендент на автограф начального листа — Александра Шереметева, имя которой тоже начинается с «А», а запись ее руки встречается на с. 146 в день 23 апреля ст. ст. (день памяти царицы Александры) и 2 августа (вероятно, день рождения писавшей). Попытка понять, связаны ли между собой имена
— отдельная увлекательная задача, которой здесь касаться не будем, лишь указав, что вторая дочь Алексея Дмитриевича Шереметева фрейлина Александра могла входить в круг ближайшего окружения Императорской Семьи.
По мере решения «всплывающих» вопросов, нами неожиданно были обнаружили скрытые автографы принцессы Евгении Ольденбургской в художественном оформлении листов 109 и 135. Раскрыть их помогла упомянутая выше Пасхальная карточка, отправленная Вел. кн. Сергию Александровичу весной 1900 г. На указанных листах альбома «Дума за думой», оформленных оригинально и изящно, при внимательном рассмотрении отростков виноградной лозы, спускающихся вниз, можно увидеть переплетенные инициалы имени Евгении Максимилиановны Ольденбургской — ЕМ. То же мы наблюдаем в рисунке на листе 135. Из этого следует, что принцесса Евгения принимала самое непосредственно участие в появлении книги «Дума за думой» — не только идеей такого издания, переданной ею графине Александре Андреевне Толстой, воспитательнице своей сестры Марии, финансированием этого издания, но также своими рисунками. Этой теме мы предполагаем посвятить нашу следующую публикацию.
Примечания
1. «Дума за думой: Памятная книга на каждый день. Издана под покровительством Ея Императорскаго Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской в пользу Дома милосердия. СПб.: Издание Товарищества М.О.Вольф, 1885. 449 с. (ОР РГБ. Ф.492. № 23). Национальная электронная библиотека (НЭБ): URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003327343? page= 1 &rotate=0&theme=white.
2. Открытки общины Св. Евгении // ANTIQUE LAND: [сайт] (2022). URL: https://antiqueland.ru/articles/1412/.
3. Алексей Алексеевич Ильин (1857—1942) унаследовал от отца картографическое производство в Петербурге, достигшее к 80-м гг. XIX ст. своего зенита, выпускавшее 90% гражданской картографической продукции страны. Действительный статский советник, член Государственного Совета по выборам от дворянства, член правления (Совета) Государственного банка и глава Российского общества Красного Креста.
4. Так!
5. Имеется в виду приют княгини Н.Б.Шаховской «Утоли моя печали», который с 1881 г. стал самоуправляемым учреждением, а до этого подчинялся Красному Кресту, получил покровительство Александра II и был назван в его честь. В 1896 г. община открыла богадельню для пожилых бедных женщин. Н.Б.Шаховская умерла в 1906 г. Ее усадьба находилась рядом с приютом по адресу Москва, Госпитальная пл., 2, стр. 1.
6. Вел. кн. Елисаветы Феодоровны.
7. После этого «я» стоит подпись в виде округлой прописной буквы «а» с «хвостом».
8. Аналогичное «А» мы видим под фотопортретом Александры Андреевны Толстой, опубликованном в 1911 году Толстовским музеем [14].
1. Емельянова Е.А. Книги императорского дома Романовых: формирование раздела в Национальной электронной библиотеке // Библиотековедение. 2021. Т. 70. № 3. С. 255-265. DOI: 10.25281/0869-608X-2021-70-3-255-265
2. Дуров В.А. Книга в Семье Романовых. М.: Наш дом-L'Age d'Homme, 2000. 172 с.
3. Левочкин И. Дума за думой... великой княжны Анастасии Романовой // Библиотека. 2001. N° 12. С. 72-73. (История в лицах и документах. Наследие).
4. Тимощенкова Г.А. Рукописные ноты из библиотек российского императорского дома // Румянцевские чтения: материалы научно-практической конференции / Российская государственная библиотека. М., 2001. С. 207-210.
5. Исаченко Т.А. Редкие рукописи Царской семьи и великой княгини Елисаветы Феодоровны в собрании Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2(22). С. 45-80. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10202
6. Исаченко Т.А. Памятные записи как мегатекст: опыт многоуровневого прочтения альбома-календаря Великой Княжны Анастасии // Культурное наследие России. 2018. № 4. С. 43-59.
7. Исаченко Т.А. Именослов альбома Великой княжны Анастасии Николаевны: памятные записи как мегатекст // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2019. № 2(20). Ст. 40. DOI: 10.34680/2411-7951.2019.2(20).40
8. Исаченко Т.А. Личный альбом Великой княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти? // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. С. 245-267.
9. Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия (1797—1917): биобиблиографический справочник. Изд. 2-е, доп. и испр. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 438 с.
10. Панкова М.В. Открытки издательства Общины Святой Евгении как социокультурный феномен начала XX века // Митрофановские церковно-исторические чтения. Региональный этап XXV международных рождественских чтений: «1917— 2017». Сборник докладов и выступлений. Воронеж; 2017. С. 204-210.
11. Рамонь. Царский подарок [Текст] = Ramon was a Tzar Present: [альбом] / [Елецких В.Л.]. Воронеж: Альбом, 2006. 126 с.
12. Справочный указатель художественных изданий, состоящего под покровительством ее императорского высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской Петроградского Попечительского комитета о сестрах Красного Креста. В пользу Общины Св. Евгении: 6-е изд. [Пг.]: [Государственная тип., 1915]. 391 с.
13. Переписка Л.Н.Толстого с гр. А.А.Толстой. 1857—1903. СПб.: О-во Толстовского музея, 1911. 393 с.
14. Библиотека Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне: библиографическое описание / Предисл. В.Ф.Булгакова; Музей-усадьба «Ясная Поляна». М.: Книга, 1972. Т. 1. Ч. 1. 438 с.
References
1. Emel'yanova E.A. Knigi imperatorskogo doma Romanovykh: formirovanie razdela v Natsional'noy elektronnoy biblioteke [Books of the Imperial house of Romanov: the formation of a section in the National Electronic Library]. Bibliotekovedenie, 2021, vol. 70, no. 3, pp. 255-265. DOI: 10.25281/0869-608X-2021-70-3-255-265
2. Durov V.A. Kniga v Sem'e Romanovykh [A book in the Romanov Family]. Moscow, 2000. 172 p.
3. Levochkin I. Duma za dumoy... velikoy knyazhny Anastasii Romanovoy [Thought after thought... Grand Duchess Anastasia Romanova]. Biblioteka, 2001, no. 12, pp. 72-73.
4. Timoshchenkova G.A. Rukopisnye noty iz bibliotek rossiyskogo imperatorskogo doma [Handwritten notes from the libraries of the Russian Imperial House]. Rumyantsevskie chteniya: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka. Moscow, 2001, pp. 207-210.
5. Isachenko T.A. Redkie rukopisi Tsarskoy sem'i i velikoy knyagini Elisavety Feodorovny v sobranii Dvortsovykh bibliotek Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki [Rare manuscripts of the Royal Family and Grand Duchess Elisaveta Feodorovna in the collection of Palace Libraries of the Russian State Library]. Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii, 2018, no. 2(22), pp. 45-80. DOI: 10.24411/22245391-2018-10202
6. Isachenko T.A. Pamyatnye zapisi kak megatekst: opyt mnogourovnevogo prochteniya al'boma-kalendarya Velikoy Knyazhny Anastasii [Memorable recordings as megatext: the experience of multilevel reading of the album-calendar of Grand Duchess Anastasia]. Kul'turnoe nasledie Rossii, 2018, no. 4, pp. 43-59.
7. Isachenko T.A. Imenoslov al'boma Velikoy knyazhny Anastasii Nikolaevny: pamyatnye zapisi kak megatekst [The onomasticon of the album of the Grand Duchess Anastasia Nikolaevna: the memorable notes as a megatext]. Memoirs of NovSU, 2019, no. 2(20), art. 40. DOI: 10.34680/2411-7951.2019.2(20).40
8. Isachenko T.A. Lichnyy al'bom Velikoy knyazhny Anastasii Nikolaevny: poeticheskaya antologiya ili kniga pamyati? [Personal album of Grand Duchess Anastasia Nikolaevna: a poetic anthology or a book of memory?]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, Filologiya, 2020, no. 67, pp. 245-267.
9. Kuz'min Yu.A. Rossiyskaya imperatorskaya familiya (1797—1917): biobibliograficheskiy spravochnik [Russian Imperial surname (1797—1917): bio-bibliographic reference]. St. Petersburg, 2011. 438 p.
10. Pankova M.V. Otkrytki izdatel'stva Obshchiny Svyatoy Evgenii kak sotsiokul'turnyy fenomen nachala XX veka [Postcards of the publishing house of the Community of St. Eugenia as a socio-cultural phenomenon of the early XX century]. Proc. of "Mitrofanovskie tserkovno-istoricheskie chteniya. Regional'nyy etap XXV mezhdunarodnykh rozhde-stvenskikh chteniy: «1917—2017»". Voronezh, 2017, pp. 204-210.
11. Ramon'. Tsarskiy podarok [Tekst] = Ramon was a Tzar Present: [al'bom] / [Eletskikh V.L.]. Voronezh, 2006. 126 p.
12. Spravochnyy ukazatel' khudozhestvennykh izdaniy, sostoyashchego pod pokrovitel'stvom ee imperatorskogo vyso-chestva printsessy Evgenii Maksimilianovny Ol'denburgskoy Petrogradskogo Popechitel'skogo komiteta o sestrakh Krasnogo Kresta [Reference index of art publications, consisting under the patronage of Her Imperial Highness Princess Eugenia Maximilianovna of Oldenburg of the Petrograd Committee of Trustees of the Sisters of the Red Cross]. V pol'zu Obshchiny Sv. Evgenii: 6-e izd. [Petrograd]: [Gosudarstvennaya tip., 1915]. 391 p.
13. Perepiska L.N.Tolstogo s gr. A.A.Tolstoy. 1857—1903 [Correspondence of L.N.Tolstoy with gr. A.A.Tolstoy. 1857—1903]. St. Petersburg, 1911. 393 p.
14. Biblioteka L'va Nikolaevicha Tolstogo v Yasnoy Polyane: bibliograficheskoe opisanie [Library of Leo Tolstoy in Yasnaya Polyana: bibliographic description]. Moscow, 1972. Vol. 1, part 1. 438 p.
Isachenko T.A. Letters of Princess Eugenie of Oldenburg to Grand Duke Sergei Alexandrovich in the Fund 253 of the Department of manuscripts of the Russian State Library. The article is devoted to the autographs of the famous philanthropist Princess Eugenie of Oldenburg (1845—1924), under whose highest patronage the poetic anthology "Duma za Dumoy" (Thought after thought, 1885), associated with the name of Grand Duchess Anastasia, was published in favour of the St. Petersburg House of Mercy. The article describes two letters of the Princess to the Grand Duke Sergei Alexandrovich of 1899—1900, transferred to V.I.Lenin State Library of the USSR, apparently from Ilyinsky located near Moscow. The letters of the princess help to identify her entries and artistic autographs on the tray copies of the Imperial Family.
Keywords: letters of Princess Eugenie of Oldenburg of 1900, Great Prince Sergei Alexandrovich, RSL funds.
Сведения об авторе. Татьяна Александровна Исаченко — доктор филологических наук, гл. научн. сотр. сектора изучения особо ценных фондов Центра Исследования проблем развития библиотек (ЦИПР) ФГБУ «Российская государственная библиотека»; ORCID: 0000-0002-1710-2340; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.03.2022. Принята к публикации 01.04.2022.
Ссылка на эту статью: Исаченко Т.А. Письма Принцессы Евгении Ольденбургской к великому Князю Сергею Александровичу в Фонде 253 Отдела Рукописей РГБ // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 3(42). С. 302-305. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).302-305
For citation: Isachenko T.A. Letters of Princess Eugenie of Oldenburg to Grand Duke Sergei Alexandrovich in the Fund 253 of the Department of manuscripts of the Russian State Library. Memoirs of NovSU, 2022, no. 3(42), pp. 302-305. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).302-305