Научная статья на тему '"ДУМА ЗА ДУМОЙ": В ПОИСКАХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ РАРИТЕТНОГО АЛЬБОМА'

"ДУМА ЗА ДУМОЙ": В ПОИСКАХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ РАРИТЕТНОГО АЛЬБОМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / АЛЬБОМНАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА / АЛЬБОМ "ДУМА ЗА ДУМОЙ" / ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ИЗДАНИЯ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОИСК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нещерет М.Ю.

Статья посвящена раритетному альбому «Дума за думой», выпущенному в 1885 г. «Товариществом М.О.Вольф» с благотворительной целью и представляющему часть книжного наследия России. Представлены результаты библиографического поиска, направленного на выявление сохранившихся экземпляров издания в книгохранилищах библиотек, музеев и архивов. Подчеркивается особое значение уникального альманаха в качестве одного из лучших образцов книжного искусства и педагогики второй половины XIX в., с учетом актуальности сохранения и популяризации культурно-исторического наследия России в эпоху цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“DUMA ZA DUMOY” (“THOUGHT AFTER THOUGHT”): IN SEARCH OF COPIES OF A RARE ALBUM

The article is devoted to the rare album “Duma za Dumoy” (“Thought after Thought”) released in 1885 for charity by the M.O.Wolf Partnership publishing house and representing part of the book heritage of Russia. The results of a bibliographic search aimed at identifying preserved copies of the publication in the book depositories of libraries, museums, and archives are presented. The special significance of the unique almanac as one of the best examples of book art and pedagogy of the 19th century is emphasized, considering the relevance of preserving and popularizing the cultural and historical heritage of Russia in the era of digitalization.

Текст научной работы на тему «"ДУМА ЗА ДУМОЙ": В ПОИСКАХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ РАРИТЕТНОГО АЛЬБОМА»

УДК 271.2-1-23"16" https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.3(42).314-318

М.Ю.Нещерет

«ДУМА ЗА ДУМОЙ»: В ПОИСКАХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ РАРИТЕТНОГО АЛЬБОМА

Статья посвящена раритетному альбому «Дума за думой», выпущенному в 1885 г. «Товариществом М.О.Вольф» с благотворительной целью и представляющему часть книжного наследия России. Представлены результаты библиографического поиска, направленного на выявление сохранившихся экземпляров издания в книгохранилищах библиотек, музеев и архивов. Подчеркивается особое значение уникального альманаха в качестве одного из лучших образцов книжного искусства и педагогики второй половины XIX в., с учетом актуальности сохранения и популяризации культурно-исторического наследия России в эпоху цифровизации.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, альбомная культура Х!Х века, альбом «Дума за думой», выявление экземпляров издания, библиографический поиск

В 80-х годах XIX столетия в дворянской среде получили широкое распространение иллюстрированные

печатные альбомы, где для каждого дня года отводилась особая страница, сопровождаемая фрагментом стихотворения, афоризмом, иллюстрацией. Свободное место предназначалось для записей: памятных заметок, стихотворных экспромтов, рисунков и дружеских шаржей.

Традиция альбомной культуры пришла в Россию из Европы, где подобные альбомы имели хождение в XVI—XVII вв. В процессе эволюции жанра альбом приобрел характерные отличительные признаки. Он имел «титульный лист с рисованным или раскрашенным гербом и девизом владельца»; листы с записями, заполненные изречениями, цитатами, стихами собственного сочинения, с «кратким девизом, датой и указанием места записи (внизу слева), с посвятительной записью и подписью писавшего, нередко с раскрытием профессионального и общественного положения (внизу справа)»; был украшен стихами, акварелями, миниатюрами [1, с. 4]. Отмечены такие особенности альбома как полижанровость, синкретичность (взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов), коммуникативность (установка на создание диалогового поля между читающим альбом и пишущим в него) и лиричность (сосредоточенность на выражении чувств и эстетических пристрастий пишущего) [2, 3].

К середине XIX в. жанр рукописного альбома трансформировался, приобрел более свободную форму, дающую простор для творчества и личностного самовыражения, но все еще продолжал оставаться элементом элитарной культуры. «Альбомы были в большой моде и в Москве, и в Петербурге, и в провинции. Их клали на столики в гостиных, брали с собой на балы. Альбомы всячески украшали, вплетали в них листки розовой, голубой, желтой бумаги, заключали в переплеты алого сафьяна, зеленой или коричневой кожи с золотым тиснением, с позолоченными латунными накладками и замочками» [4, с. 32]. Внучатая племянница Владимира Алексеевича Гиляровского (1853?—1935) Екатерина Георгиевна Киселева пишет: «Такие альбомы в былые времена составляли неотъемлемую принадлежность многих семейств. Если окружение дома оказывалось интересным, с годами альбомы превращались в любопытные, а порой и ценные документы. В них хранились мысли, впечатления, стихи, напутствия, благодарности, шутки, сказанные порой невзначай, а порой обдуманно и серьезно — в зависимости от человека, его настроения, обстановки. Альбомы эти являли собой характер взаимоотношений между людьми и часто — значительными. Иной раз они оставались неизвестными десятилетия после смерти владельцев, а потом издавались» [5, с. 194].

В 1885 г. Товарищество М.О.Вольф, которое одним из первых в России приступило к изданию роскошных иллюстрированных книг большого формата (подносных, подарочных, юбилейных) [6], под покровительством Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845—1925) выпустило альбом «Дума за думой» [7]. Он представляет собой подлинное произведение полиграфического искусства. Название, выбранное для издания, отсылает к стихотворению Ф.И.Тютчева «Дума за думой, волна за волной» (1851) и служит аллюзией для эпиграфа: «Дума за думой, лица за лицами; / Милые тут имена; / Книга настольная — жизни страницами, / Памятью сердца полна». Альбом построен по принципу ежедневника: каждая его страница соответствует одному дню года; месяцы разделены иллюстрациями. На каждой календарной странице помещены отрывки из стихотворений известных русских поэтов, объединенные по тематике.

В каталоге библиотеки Льва Николаевича Толстого (1828—1910) имеется описание альбома «Дума за думой», принадлежавшего семье писателя. На обороте шмуцтитула наклеена записка Софьи Андреевны Толстой (1844—1919), которая открывает нам некоторые детали, связанные с созданием книги: «...Рассказывала мне граф. Александра Андреевна Толстая следующее. Когда у нее умерла сестра ее гр. София Андреевна Толстая1, гр. Алекс<андра> Андр<еевна>2 очень горевала3. Чтобы хоть немного отвлечь ее от тяжелой тоски, принцесса Евгения Максимилиановна, очень любившая Александру Андреевну, придумала ей работу над этой книгой с благотворительной целью. Добрейшая принцесса достигла своей цели, граф<иня>. Алекс<андра> Андр<еевна> очень увлеклась этой работой. Стихи на день рождения Льва Николаевича, 28 Августа были подобраны, по ее словам, намеренно» [8, с. 272, № 1076].

Великий князь Константин Константинович Романов 2 октября 1886 г. записал в своем дневнике: «Вчера обедала у нас гр. Толстая. Разговор преимущественно шел о ее родственнике, гр. Льве Николаевиче Толстом. Графиня любит нашу словесность и, кажется, хорошо с нею знакома. Она и сама пописывает, но по-французски. Это она составила изящно изданную недавно книгу «Дума за думой» [9, с. 117].

Последняя страница обложки журнала для семейного чтения «Новь» (СПб., 1885. Т. 2, № 7, 1 фев.), издаваемого под редакцией А.М.Вольфа, была отведена под рекламу альбома, в которой сообщалось, что средства, вырученные от издания, предназначены для расходов благотворительность: «Цель издания благотворительная. За покрытием расходов по изданию, весь доход предназначается в пользу дома милосердия». Цена книги в коленкоровом переплете составляла 18 руб., в атласном — 20 рублей, в пергаментном — 22 рубля. Сообщалось также, что «Дума за думой» «продается исключительно в книжных магазинах Товарищества М.О.Вольф» (Санкт-Петербург, Гостиный двор, № 17 и 18; Москва, Петровка, дом Михалкова).

Сообщения о продаже в книжных магазинах «Думы за думой» поместили на своих страницах журналы «Книжный вестник» (СПб., 1886. Т. 3. С. 229), «Русский вестник» (Москва, 1885. Т. 179, отд. 2. С. 893, раздел «Библиография»), сборник «Из мира искусства и науки» (Одесса, 1887. Вып. 1. С. 6, разд. объявлений)» и др. Издание было рекомендовано в качестве подарка лучшим ученицам в женских гимназиях и прогимназиях [10, с. 407].

Один из альбомов принадлежал великой княжне Анастасии, младшей дочери императора Николая II. В настоящее время он хранится в собрании Дворцовых библиотек Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ). Альбом был подарен Анастасии в день ее 11-летия. На обороте верхней крышки альбома детской рукой выведено «От мама и папа Анастасии Романовой. Петергоф. 5 июня 1912. Царское Село» [11, 12].

В процессе работы по теме исследования «Императорская коллекция в подносных экземплярах Великих княжон (по материалам российских, зарубежных библиотек и аукционных продаж)» перед нами стояла задача библиографического выявления экземпляров альбома «Дума за думой» как ценной части книжного наследия России. Работа выполнялась на основе использования библиографических и справочных источников, каталогов, путеводителей по фондам библиотек, архивным и музейным коллекциям. Первоочередное внимание было уделено крупнейшим отечественным книгохранилищам.

В фондах Российской национальной библиотеки (РНБ) находится альбом «Дума за думой», принадлежавший певице Лидии Дмитриевне Кобеляцкой-Ильиной (1874—1947) [13, с. 50]. В альбоме оставили свои автографы композиторы, пианисты, дирижеры, певцы: Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, А.А.Архангельский, Э.Ф.Направник, Р.М.Глиэр, Н.Н.Позняковская, Е.К.Мравина и др. В частности, 20 апреля 1903 г. русский композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории Александр Константинович Глазунов (1865—1936) записал в альбом два такта из своего романса «Муза» (ор. 52, № 1) на стихи А.С.Пушкина [14].

Фрагмент другого сочинения — 6-й симфонии — А.К.Глазунов записал в альбом «Дума за думой», принадлежавший Василию Бернардовичу Бертенсону (1853—1933), врачу Императорского Двора [15, с. 86; 16]. В его альбом, наряду с подписями-автографами, оставленными великими князьями и княгинями, королем и королевой Швеции, а также другими представителями русской и зарубежной высшей знати, вошли рисунки, выполненные художниками К.Е.Маковским, А.Н.Бенуа, И.Е.Репиным, В.В.Верещагиным, И.К.Айвазовским. В альбом записали стихи и фрагменты прозаических сочинений А.Н.Плещеев, А.Н.Апухтин, В.И.Немирович-Данченко, Н.С.Гумилев, Я.П.Полонский, Н.С.Лесков и др. Свои автографы оставили также П.И.Чайковский, Ц.А.Кюи, Н.Ф.Соловьев, А.К.Лядов, А.Г.Рубинштейн, Э.Ф.Направник и Н.А.Римский-Корсаков.

В отчете о новых поступлениях в Отдел рукописей Публичной библиотеки (сейчас — РНБ) за 1952— 1966 имеются сведения об экземпляре альбома «Дума за думой», принадлежавшем неизвестному другу актера Владимира Николаевича Давыдова (1849—1925) [17, с. 126]. Альбом содержит стихотворения, записи, письма и рисунки писателей, артистов, композиторов: В.Н.Давыдова, В.П.Далматова, А.Г.Евреиновой-Жеребцовой, Е.П.Карпова, Г.И.Иванова, В.Ф.Комиссаржевской, Э.Ф.Направника, И.Н.Потапенко, М.Г.Савиной, Н.Ф.Сазонова, М.Л.Шварца и др.

Среди новых поступлений в Отдел рукописей РНБ последнего десятилетия ХХ в. — альбом, принадлежавший Кашкаровой Лиде с памятными записями, нотными и прозаическими автографами разных лиц, сделанными в период с 1889 по 1935 гг. [18, с. 106].

Сведения о «Думе за думой» содержатся в старых каталогах книжных коллекций: Каталог Библиотеки Музея Д.Г.Бурылина в г. Иваново-Вознесенске (Иваново-Вознесенск, 1915. Т. 1, вып. 1. С. 121), Каталог книг Библиотеки Алексея Петровича Бахрушина (Москва, 1911. Вып. 1) и др.

В крупнейшем хранилище документальных материалов, относящихся к истории русской литературы, русской общественной мысли и русской культуры, — рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинского дома) Академии наук СССР, — хранится экземпляр альбома-ежедневника «Дума за думой», принадлежавшего Татьяне Васильевне Степановой. На листе, помеченном 7 сентября, с печатным эпиграфом из стихотворения П.И.Вейнберга, — автограф Дмитрия Васильевича Григоровича (1822—1899): «В эту минуту искренно сожалею, что я не импровизатор и не могу ничего лучшаго написать, как мою фамилию. Д.Григорович» [19, с. 19]. В этом же альбоме, на листе, помеченном 31 декабря, под выдержками из

стихотворений И.С.Никитина и А.С.Хомякова, оставил запись Николай Семёнович Лесков (1831—1895): «Альбомы могут служить некоторым мерилом ума и скромности тех, кто в них писал. Николай Лесков. 1893, июня 14, Меррекюль» [20, с. 17]. «Из всех родов литературы самый трудный — литература альбомная», — написал в альбоме на стр. 437 Владимир Галактионович Короленко (1853—1921). Под записью Короленко — запись философа В.В.Лесевича: «Вполне соглашаясь с многоуважаемым Владимиром Галактионовичем, не могу прибавить ничего больше» [21, с. 26-27].

В библиотеке Пушкинского Дома также находится альбом «Дума за думой» известного пушкиниста и коллекционера Александра (Отто) Федоровича Онегина (1845?—1925) со стихотворными, прозаическими, нотными, графическими автографами Е.Бежо, И.А.Бунина, М.А.Волошина, И.Дюваля, П.В.Жуковского, В.И.Иванова, Э.Карузо, В.Н.Коковцова, А.Ф.Керенского, П.Н.Милюкова, Ф.Ницше, С.Ф.Ольденбурга, Д.Пуччини, Н.К.Рериха, И.С.Тургенева, В.Н.Фигнер и др. Антон Павлович Чехов (1860—1904) под датой 17 января (день рождения писателя) поставил год своего рождения и сделал запись в форме пояснительной сноски ко второй строке лермонтовского двустишия: «Поверь мне, — счастье только там, / Где любят нас, где верят нам». Дата 10 мая 1898 г. — обозначена по новому стилю (28 апреля — по старому) [22, с. 34].

Алексей Николаевич Толстой (1883— 1945) записал в альбоме А.Ф.Онегина: «Показывая, Вы сказали: "Да, вот какая была Россия". Мне же показалось — "вот какое начало у нашей великой России"». В книге «Дума за думой», принадлежащей А.Ф.Онегину, есть и поэтические строки. Поэт Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949) польстил хозяину, отметив в парижской квартире на улице Мариньян присутствие духа А.С.Пушкина: «... И верь: не раз в сию обитель / Он сам таинственно слетал, / С кем ты, поклонник, ты, хранитель, / Себя на вечность сочетал» [23, с. 368-369].

Обладателем альбомов «Дума за думой» был писатель Владимир Алексеевич Гиляровский (1853?— 1935). Об этом свидетельствуют воспоминания близких: «У дяди Гиляя тоже был альбом. Купила его жена Гиляровского и сама предлагала кому-нибудь из гостей написать в альбом несколько слов. Потом он почти всегда лежал на виду, и кто хотел, тот и оставлял в нем на память стихи, экспромты, рисунки, обращенные к хозяину дома» [5, с. 194]. Об этом же альбоме в своих воспоминаниях пишут дочь В.А.Гиляровского, Надежда Владимировна Гиляровская-Лобанова и ее муж Виктор Михайлович Лобанов: «Однажды Владимир Алексеевич пришел домой, держа подмышкой два больших альбома в кожаных переплетах с замысловатым золотым теснением. Назывались они "Дума за думой". С этого дня установился неписаный закон: друзей Владимира Алексеевича, да и не только друзей — всех интересных людей, посещавших дом дяди Гиляя, приглашали заносить в альбом свои экспромты, мысли, заметки: иными словами, что кому на ум взбредет. На протяжении многих десятков лет альбомы велись с завидной аккуратностью...» [24, с. 173]. Известно, что впоследствии один из альбомов был подарен В.А.Гиляровским Николаю Владимировичу Быкову (1856—1918), племяннику Николая Васильевича Гоголя [25, с. 21].

Хорошо сохранившимся экземпляром издания «Дума за думой» располагает Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково» [26]. Издание прекрасно оформлено: полукожаный переплет, корешок с позолотным тиснением и инициалами «Н.З.», золотой тройной обрез.

Удивительна история альбома «День за днем», подаренного Осиповичскому районному историко-краеведческому музею (Беларусь, Могилёвская область, г. Осиповичи). В музей передала книгу представительница дворянского рода Дараган — Мария Владимировна Дараган-Сущова по просьбе Ольги Александровны Туркестановой, сотрудника литературной части Московского Художественного театра им. А.П.Чехова. К альбому было приложено письмо дарительницы, в котором она, в частности, писала: «Однажды мне позвонила женщина и сообщила, что её муж много лет собирал различные антикварные вещицы. Они собрались. уезжать, и она стала искать, кому отдать этот альбом. Среди фамилий, упомянутых в нём, она нашла мою фамилию и разыскала меня в интернете. Так этот альбом попал ко мне, а я, прочитав его, нашла там фамилию Дараганов и привезла его Маше, чтобы показать, как давно были связаны наши предки. Когда Маша рассказала мне о путешествии в ваш музей, я попросила подарить этот альбом вам. Единственное, что прошу, если это возможно, написать, что это дар Ольги Туркестановой и Марии Дараган-Сущовой. Вот так наши фамилии опять пересеклись через столетие». В книге размещены автографы нескольких представителей семьи Дараган и Кологривовых. На последнем листе альбома сохранилась дарственная надпись 1887 г. [27].

В числе зарубежных книгохранилищ, согласно сведениям сводного электронного каталога WorldCat, экземпляром «Думы за думой» (Duma za dumoi) располагает Национальная библиотека Германии в Лейпциге (Deutsche Nationalbibliothek).

Поиск экземпляров альбома продолжается. Как образец высокого книжного искусства, альбом «Дума за думой» представляет подлинный интерес для ученых, а также для библиофилов и коллекционеров; является предметом гордости библиотек, архивов, музеев имеющих альбом в своих собраниях. Изучение изданий-раритетов, подобных альбому «Дума за думой» имеет особое значение в свете актуализации проблемы сохранения культурного и исторического наследия нации в эпоху цифровизации.

Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 21-09-41021 «Императорская коллекция в подносных экземплярах Великих княжон / По материалам российских, зарубежных библиотек и аукционных продаж».

Примечания

1. Софья Андреевна Толстая (1824—1895) — двоюродная тетка Л.Н.Толстого, сестра А.А.Толстой.

2. Александра Андреевна Толстая (1816—1904) — графиня, двоюродная тетка Л.Н.Толстого, фрейлина и камер-фрейлина Императорского дома.

3. Здесь, вероятно, допущена неточность. Кончина С.А.Толстой датируется 1895 г., а выход альбома — 1885. Переживания А.А.Толстой были связаны с иными событиями.

1. Вацуро В. Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома (1750—1840-е тт.) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год. Л., 1979. С. 3-56.

2. Михайлова Н.И. «Альбом есть памятник души...»: [о рукописных альбомах пушкинского времени] // Наше наследие. 2007. № 83/84. С. 40-49.

3. Петина Л.И. Об особенностях альбомной литературы // Пушкинские чтения: сб. статей. Таллин, 1990. С. 108-130.

4. Вахитова Л.Б. Альбом как явление книжной культуры // Вестник Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. 2013. № 1. С. 31-34.

5. Киселева Е.Г. Рассказы о дяде Гиляе. М.: Молодая гвардия, 1983. 253 с.

6. Головко С.И. «Роскошные» издания как феномен книжного наследия // Библиография. 2015. № 6(401). С. 77-87.

7. Дума за думой: памятная книга на каждый день / [в издании принимали участие художники: Александров, Барсукова, Е.Жохова [и др.]. СПб.: т-во М.О.Вольф, 1885. 449 с.: цв. ил.

8. Библиотека Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне: библиографическое описание / Предисл. В.Ф.Булгакова; Музей-усадьба «Ясная Поляна». М.: Книга, 1972. Т. 1. Ч. 1. 438 с.

9. Константин Константинович, великий князь. Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма / Подготовлено Эллой Матониной. М.: Искусство, 1998. 492 с.

10. Демант В.Ф. Алфавитный сборник законоположений и распоряжений, помещенных в циркулярах по Санкт-Петербургскому учебному округу за время с 1883 по 1893 г. включительно. СПб.: тип. и лит. А.Якобсона насл., 1895. X, 1288, XXXIX с.

11. Исаченко Т.А. Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти? // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. С. 245-267.

12. Исаченко Т.А. Неизвестный альбом великой княжны Анастасии. 1912—1917 гг. // Культурное наследие России. 2018. № 3. С. 6181.

13. Быстрова Е.С., Лоцманова Е.М., Рамазанова Н.В. Обследование состояния архива Л.Д.Кобеляцкой-Ильиной из собрания Сектора архивных фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки // Фотография. Изображение. Документ. 2018. № 8.С. 46-50.

14. Рамазанова Н.В., Иванова М.Г. Безупречность, ясность, цельность: творчество А.К.Глазунова (1865—1936) в его рукописном наследии // Виртуальные выставки / Российская национальная библиотека. URL: https://mpc.gay/http/expositions.nlr.ru/ex_manus/glazunov/fonds.php (дата обращения: 06.02.2022).

15. Аннотированный указатель рукописных фондов Государственной публичной библиотеки. Вып. 1. Л., 1981. 258 с.

16. [Каплуновский В.В.] «Дума за Думой» (Альбом доктора В.Б.Бертенсона) // Столица и усадьба. 1914. № 14/15. С. 25-28.

17. Новые поступления в отдел рукописей (1952—1966): краткий отчет / Государственная публичная библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.: Книга, 1968. 200 с.

18. Новые поступления в Отдел рукописей РНБ (1989—1993): каталог / Российская национальная библиотека. СПб.: РНБ, 1998. 147 с.

19. Капелюш Б.Н. Рукописи и переписка Д.В.Григоровича: научное описание // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1969 год. Л., 1971. С. 5-89.

20. Клочкова Л.П. Рукописи и переписка Н.С.Лескова : научное описание // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1971 год. Л., 1973. С. 3-105.

21. Юдина И.М. Рукописи и переписка В.Г.Короленко // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1970 год. Л., 1971. С. 3-107.

22. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 18. М.: Наука, 1982. 543 с.

23. Кунин В.В. Библиофилы и библиоманы. М.: Книга, 1984. 477, [1] с.

24. Гиляровская Н.В., Лобанов В.М. [Воспоминания о В.А.Гиляровском] // Нева. 1956. № 12. С. 172-174.

25. Бокий И.С. Ветвь пушкинского рода. Полтавские потомки поэта: очерки. Харьков: Прапор, 1986. 141, [2] с.

26. Дума за думой: памятная книжка на каждый день... // Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково»: [сайт]. URL: http://museumschelykovo.ru/products/item.aspx?pid=717 (дата обращения: 10.02.2022).

27. Виртуальная выставка «Дума за Думой» ко Дню славянской письменности // Asipovichy Museum of History and Regional Studies: [сайт]. URL: http://osipovichi.museum.by/en/node/50482 (дата обращения: 10.02.2022).

References

1. Vatsuro V.E. Literaturnye al'bomy v sobranii Pushkinskogo doma (1750—1840-e gody) [Literary albums in the collection of the Pushkin House (1750—1840s)]. Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo doma na 1977 god, 1979, pp. 3-56.

2. Mikhaylova N.I. "Al'bom est' pamyatnik dushi..." [The album is the memory of the soul...]. Nashe nasledie, 2007, no. 83/84, pp. 40-49.

3. Petina L.I. Ob osobennostyakh al'bomnoy literatury [About the features of album literature]. Pushkinskie chteniya, Tallinn, 1990, pp. 108130.

4. Vakhitova L.B. Al'bom kak yavlenie knizhnoy kul'tury [Album as a phenomenon of book culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta pechati imeni Ivana Fedorova, 2013, no. 1, pp. 31-34.

5. Kiseleva E.G. Rasskazy o dyade Gilyae [Stories about Uncle Gilyai]. Moscow, 1983. 253 p.

6. Golovko S.I. "Roskoshnye" izdaniya kak fenomen knizhnogo naslediya [Luxury editions as a phenomenon of book heritage]. Bibliografiya, 2015, no. 6(401), pp. 77-87.

7. Duma za dumoy: pamyatnaya kniga na kazhdyy den' [Thought after Thought: A Memorable Book for Every Day]. Saint-Petersburg, 1885. 449 p.

8. Biblioteka L'va Nikolaevicha Tolstogo v Yasnoy Polyane: bibliograficheskoe opisanie [Library of Leo Tolstoy in Yasnaya Polyana: bibliographic description]. Moscow, 1972. 438 p.

9. Konstantin Konstantinovich, velikiy knyaz'. Dnevniki. Vospominaniya. Stikhi. Pis'ma [Diaries. Memories. Poems. Letters]. Moscow, 1998. 492 p.

10. Demant V.F. Alfavitnyy sbornik zakonopolozhenij i rasporjazhenij, pomeshhennyh v cirkuljarah po Sankt-Peterburgskomu uchebnomu okrugu za vremja s 1883 po 1893 g. vklyuchitel'no [Alphabetical collection of legal provisions and orders placed in circulars for the St. Petersburg School District during the period from 1883 to 1893 inclusive]. Saint-Petersburg, 1895. 1288 p.

11. Isachenko T.A. Lichnyy al'bom Velikoy Knyazhny Anastasii Nikolaevny: poeticheskaya antologiya ili kniga pamyati? [Personal album of Grand Duchess Anastasia Nikolaevna: a poetic anthology or a book of memory]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya, 2020, no. 67, pp. 245-267.

12. Isachenko T.A. Neizvestnyy al'bom velikoy knyazhny Anastasii, 1912—1917 gody [Unknown album of Grand Duchess Anastasia, 1912— 1917]. Kul'turnoe nasledie Rossii, 2018, no. 3, pp. 61-81.

13. Bystrova E.S., Lotsmanova E.M., Ramazanova N.V. Obsledovanie sostoyaniya arkhiva L.D.Kobelyatskoy-Il'inoy iz sobraniya Sektora arkhivnykh fondov Otdela rukopisey Rossiyskoy natsional'noy biblioteki [Examination of the state of the archive of L.D.Kobelyatskaya-Ilyina from the collection of the Sector of Archival Funds of the Department of Manuscripts of the Russian National Library]. Fotografiya. Izobrazhenie. Dokument, 2018, no. 8, pp. 46-50.

14. Ramazanova N.V., Ivanova M.G. Bezuprechnost', yasnost', tsel'nost': tvorchestvo A.K.Glazunova (1865—1936) v ego rukopisnom nasledii [Perfection, clarity, integrity: the work of A.K.Glazunov (1865—1936) in his handwritten legacy]. Available at: https://mpc.gay/http/expositions.nlr.ru/ex_manus/glazunov/fonds.php (accessed: 06.02.2022).

15. Annotirovannyy ukazatel' rukopisnykh fondov Gosudarstvennoy publichnoy biblioteki [Annotated index of manuscript collections of the State Public Library]. Issue 1. Leningrad, 1981. 258 p.

16. [Kaplunovskiy V.V.] "Duma za Dumoy" (Al'bom doktora V.B.Bertensona) [Thought after Thought (Dr. W.B.Bertenson's album)]. Stolitsa i usad'ba, 1914, no. 14/15, pp. 25-28.

17. Novye postupleniya v otdel rukopisey Gosudarstvennoy publichnoy biblioteki imeni M.E.Saltykova-Shchedrina (1952—1966) [New additions to the Department of Manuscripts of the M.E.Saltykov-Shchedrin State Public Library (1952—1966)]. Moscow, 1968. 200 p.

18. Novye postupleniya v Otdel rukopisej RNB (1989—1993): katalog [New additions in the Department of Manuscripts of the National Library of Russia (1989—1993): catalog]. Saint-Petersburg, 1998. 147 p.

19. Kapelyush B.N. Rukopisi i perepiska D.V.Grigorovicha: nauchnoe opisanie [D.V.Grigorovich's manuscripts and correspondence: scientific description]. In: Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo Doma na 1969 god. Leningrad, 1971, pp. 5-89.

20. Klochkova L.P. Rukopisi i perepiska N.S.Leskova: nauchnoe opisanie [Manuscripts and correspondence of N.S.Leskov: scientific description]. In: Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo doma na 1971 god. Leningrad, 1973, pp. 3-105.

21. Yudina I.M. Rukopisi i perepiska V.G.Korolenko [Manuscripts and correspondence of V.G.Korolenko]. In: Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo doma na 1970 god. Leningrad, 1971, pp. 3-107.

22. Chekhov A.P. Complete works and letters, vol. 18. Moscow, 1982. 543 p.

23. Kunin V.V. Bibliofily i bibliomany [Bibliophiles and bibliomaniacs]. Moscow, 1984. 477 p.

24. Gilyarovskaya N.V., Lobanov V.M. Vospominaniya o V.A.Gilyarovskom [Memories of V.A.Gilyarovsky]. Neva, 1956, no. 12, pp. 172174.

25. Bokiy I.S. Vetv' pushkinskogo roda. Poltavskie potomki poeta [A branch of the Pushkin family. Poltava descendants of the poet]. Kharkiv, 1986. 141 p.

26. Duma za dumoy: pamyatnaya knizhka na kazhdyy den'. [Thought after Thought: A Commemorative Book for Every Day.]. Gosudarstvennyy memorial'nyy i prirodnyy muzey-zapovednik A.N.Ostrovskogo "Shchelykovo". Available at: http ://museumschelykovo.ru/products/item.aspx?pid=717 (accessed: 10.02.2022).

27. Virtual'naya vystavka "Duma za Dumoy" ko Dnyu slavyanskoy pis'mennosti [Virtual exhibition "Duma za Dumoy" ("Thought after Thought") dedicated to the Day of Slavic Writing]. Asipovichy Museum of History and Regional Studies. Available at: http://osipovichi.museum.by/en/node/50482 (accessed: 10.02.2022).

Neshcheret M.Yu. "Duma za Dumoy" ("Thought after Thought"): in search of copies of a rare album. The article is devoted to the rare album "Duma za Dumoy" ("Thought after Thought") released in 1885 for charity by the M.O.Wolf Partnership publishing house and representing part of the book heritage of Russia. The results of a bibliographic search aimed at identifying preserved copies of the publication in the book depositories of libraries, museums, and archives are presented. The special significance of the unique almanac as one of the best examples of book art and pedagogy of the 19th century is emphasized, considering the relevance of preserving and popularizing the cultural and historical heritage of Russia in the era of digitalization.

Keywords: cultural and historical heritage, album culture of the XIX century, "Duma za Dumoy" album ("Thought after Thought"), identification of copies of the publication, bibliographic search.

Сведения об авторе. Марина Юрьевна Нещерет — кандидат педагогических наук, вед. научн. сотр. Центра исследования проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР) ФГБУ «Российская государственная библиотека»; ORCID: 0000-0001-7155-2097; marlapt@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.03.2022. Принята к публикации 01.04.2022.

Ссылка на эту статью: Нещерет М.Ю. «Дума за думой»: в поисках экземпляров раритетного альбома // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 3(42). С. 314-318. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).314-318

For citation: Neshcheret M.Yu. "Duma za Dumoy" ("Thought after Thought"): in search of copies of a rare album. Memoirs of NovSU, 2022, no. 3(42), pp. 314-318. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).314-318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.