Научная статья на тему 'ПИСЬМА ИЗ ФОНДА Д.М. СТРУКОВА В РГИА КАК ИСТОЧНИК ДАТИРОВАНИЯ ВИА ДОЛОРОЗА КАЛАЧЕЕВСКОЙ ПЕЩЕРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПИСЬМА ИЗ ФОНДА Д.М. СТРУКОВА В РГИА КАК ИСТОЧНИК ДАТИРОВАНИЯ ВИА ДОЛОРОЗА КАЛАЧЕЕВСКОЙ ПЕЩЕРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛАЧЕЕВСКАЯ ПЕЩЕРА / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / Д.М. СТРУКОВ / ВИА ДОЛОРОЗА / КАЛЬВАРИИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ШАТРИЩЕ / МОНАСТЫРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степкин В.В., Смирнов И.А.

Калачеевская культовая пещера в г. Калач Воронежской области вырублена в меловом останце. Суммарная протяжённость её ходов составляет 892 м. В ней имеются помещения различного назначения: храмы, часовни, кельи, коридоры и пр. Центральные и северные отрезки пещерных лабиринтов калькируют улицу Виа Долороза в Иерусалиме, символизирующую Крестный путь Иисуса Христа. Письма, обнаруженные в фонде Д.М. Струкова в РГИА, позволяют углубить и уточнить знания о датировке калачеевских лабиринтов. Вместе с тем, противоречивый характер этих сведений не позволяет сделать окончательный вывод о времени возникновения пещеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUND IN THE RUSSIAN STATE HISTORICAL ARCHIVE AND THE DATING OF VIA DOLOROSA IN KALACH CAVES, VORONEZH REGION

Kalach cult caves are dug out in a chalk butte in the town of Kalach, Voronezh Region. Their total length makes 892 m. The caves contain rooms of different use: temples, chapels, cells, corridors, and more. Central and northern sections of cave labyrinths are known to replicate the Via Dolorosa in Jerusalem representing Christ’s way of the Cross. The letters found in D.M. Strukov’s fund in the Russian State Historical Archive may enhance our insights into Kalach labyrinths dating. Concurrently, because of a contradictory character of the accounts under study, it is inconclusive exactly what the time of Kalach caves construction is.

Текст научной работы на тему «ПИСЬМА ИЗ ФОНДА Д.М. СТРУКОВА В РГИА КАК ИСТОЧНИК ДАТИРОВАНИЯ ВИА ДОЛОРОЗА КАЛАЧЕЕВСКОЙ ПЕЩЕРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 94(47) «18/19»

DOI: 10.53737/2713-2021.2022.85.17.011

В.В. Степкин, И.А. Смирнов

ПИСЬМА ИЗ ФОНДА Д.М. СТРУКОВА В РГИА КАК ИСТОЧНИК ДАТИРОВАНИЯ ВИА ДОЛОРОЗА КАЛАЧЕЕВСКОЙ ПЕЩЕРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ*

Калачеевская культовая пещера в г. Калач Воронежской области вырублена в меловом останце. Суммарная протяжённость её ходов составляет 892 м. В ней имеются помещения различного назначения: храмы, часовни, кельи, коридоры и пр. Центральные и северные отрезки пещерных лабиринтов калькируют улицу Виа Долороза в Иерусалиме, символизирующую Крестный путь Иисуса Христа. Письма, обнаруженные в фонде Д.М. Струкова в РГИА, позволяют углубить и уточнить знания о датировке калачеевских лабиринтов. Вместе с тем, противоречивый характер этих сведений не позволяет сделать окончательный вывод о времени возникновения пещеры.

Ключевые слова: Калачеевская пещера, Воронежская губерния, Д.М. Струков, Виа Долороза, кальварии, Русская православная церковь, Шатрище, монастырь.

Сведения об авторах: Степкин Виталий Викторович1, кандидат исторических наук, МБОУ Павловская СОШ с УИОП; Смирнов Иван Александрович2, Воронежская духовная семинария.

Контактная информация: 1396420, Россия, Воронежская обл., г. Павловск, пр. Революции, д. 15, МБОУ Павловская СОШ с УИОП; e-mail: archeolog@mail.ru; 239 4 0 33, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 91, Воронежская духовная семинария; e-mail: parfirov2014@yandex.ru.

V.V. Stepkin, I.A. Smirnov

LETTERS FROM D.M. STRUKOV'S FUND IN THE RUSSIAN STATE HISTORICAL ARCHIVE AND THE DATING OF VIA DOLOROSA IN KALACH CAVES, VORONEZH REGION

Kalach cult caves are dug out in a chalk butte in the town of Kalach, Voronezh Region. Their total length makes 892 m. The caves contain rooms of different use: temples, chapels, cells, corridors, and more. Central and northern sections of cave labyrinths are known to replicate the Via Dolorosa in Jerusalem representing Christ's way of the Cross. The letters found in D.M. Strukov's fund in the Russian State Historical Archive may enhance our insights into Kalach labyrinths dating. Concurrently, because of a contradictory character of the accounts under study, it is inconclusive exactly what the time of Kalach caves construction is.

Key words: Kalach caves, Voronezh guberniya, D.M. Strukov, Via Dolorosa, Stations of the Cross, Russian Orthodox Church, Shatrishche, monastery.

About the authors: Stepkin Vitaly Viktorovich1, PhD (History), Municipal Budgetary General Education Institution Pavlovsk Secondary School with Enhanced Coverage of Certain Subjects; Smirnov Ivan Aleksandrovich2, Voronezh Theological Seminary.

Contact information: 1396420, Russia, Pavlovsk, 15 Prospect Revolutsii, Municipal Budgetary General Education Institution Pavlovsk Secondary School with Enhanced Coverage of Certain Subjects; e-mail: archeolog@mail.ru; 2394033, Russia, Voronezh region, Voronezh, 91 Leninsky Prospekt, Voronezh Theological Seminary; e-mail: parfirov2014@yandex.ru.

Статья поступила в номер 15 мая 2022 г. Принята к печати 29 июня 2022 г.

© В.В. Степкин, И.А. Смирнов, 2022.

№ 14. 2022

Калачеевская пещера на Среднем Дону является одной из самых протяженных культовых подземелий на территории России. В настоящее время суммарная протяженность ее лабиринтов составляет 892 м. Вместе с тем, об истории ее бытования сохранилось крайне мало исторических свидетельств, что делает актуальным поиск и публикацию новой архивной информации о данном памятнике историко-культурного наследия.

Одним из первых исследователей Калачеевской пещеры стал Дмитрий Михайлович Струков, член Московского археологического общества, художник—реставратор. С конца 60-х гг. XIX в. главной областью исследования христианских пещерных древностей для Дмитрия Михайловича стала Таврида. Здесь он собственноручно участвовал в возрождении пещерного храма св. Климента в Инкермане, делал зарисовки, описания и модели долбленых храмов горного Крыма, составлял их типологию и проекты реконструкции. Особая ценность данной работы заключалась в том, что многие элементы осмотренных им подземных памятников не дошли до нашего времени и судить о них мы можем лишь по материалам Дмитрия Михайловича. По результатам исследований Струковым делались публикации, но большая часть его научного наследия дошла до нас в рукописном виде, будучи сосредоточена, прежде всего, в личном фонде РГБ ОР и фонде Археологической комиссии в ИИМК РАН НА РО (Савельева 2014: 77—82; Непомнящий 2015: 86—113; Турова 2015: 154—183).

В последний период своего творчества Дмитрий Михайлович обратил внимание на пещерные памятники Подонья и Поосколья. В рамках действующего «Открытого листа» № 986, выданного Императорской археологической комиссией от 12 июня 1897 г., он осмотрел пещерные памятники Дивногорья в Воронежской губернии (Городцова 2021: 203—218). При этом в Отчете к «Открытому листу» он проводил параллели между архитектурными элементами дивногорских и крымских пещер, обращая внимание прежде всего на расположение престола и жертвенника (Архив ИИМК РАН. Ф. 1. 1897 г. Д. 121). Здесь надо заметить, что относительно расположения данных литургических компонентов у Струкова была разработана типология с привязкой к различным хронологическим отрезкам церковной истории (Днепровский 2019: 75— 81). В частности, и в крымских, и в дивногорских пещерах он выделил помещения, которые, по его мнению, были созданы в первые века христианства, когда служилась литургия апостола Иакова и престол был расположен в виде ниши в восточной стене. Помимо Дивногорских пещер Д.М. Струков в Подонье и Поосколье осмотрел также культовые подземные памятники в районе населенных пунктов Белогорье, Холки, Шмарное, Калач, выделяя в них также архитектурные элементы, относящиеся, по его мнению, к раннехристианскому времени. По поводу этих изысканий, в связи с кончиной Дмитрия Михайловича, на XII археологическом съезде в Харькове (1902 г.) краеведом и археологом Михаилом Павловичем Труновым было сделано сообщение в отделении Церковных древностей: «К материалам для определения возникновения пещерных храмов Воронежской губернии по рукописным работам, оставшихся после смерти художника—археолога Д.М. Струкова». Также М.П. Труновым было сделано сообщение на заседании Воронежской ученой архивной комиссии (1902 г.): «О пещерных храмах Воронежской губернии — по неизданным документам Д.М. Струкова». Надо заметить, что данные Струковым датировки пещер на основе разработанной им типологии не нашли понимания среди научной общественности в связи с отсутствием подтверждения архивными и археологическими материалами.

Вместе с тем, заслуживает внимания само описание пещер Д.М. Струковым. О Калачеевской пещере сохранилась запись в ОР РГБ: «На окраине слободы Калач, Богучарского уезда, в высокой меловой горе пещеры, из них более половины новой работы в течение последних 20-ти лет, исполненные каким-то крестьянином из Могилевской губ., и в настоящее время живет в них крестьянин, выдающий свои труды за усердные труды для Бога, что

привлекает массу усердствующих пришельцев богомольцев, выдающий труды предшественника и свои за начало устроения пещерных помещений; но при тщательном обзоре оказывается одна половина пещер новая, имеющая в ширину коридора от 2 до 2^ арш. и в вышину до 4-х арш., резко отличающаяся от второй половины пещер, как и во всех пещерных помещениях, находящихся в других местностях, покрытых многовековой плесенью окаменелою, и ширина пещерных коридоров не превышает 1 арш. 3 верш., а высота 3 арш., что указывает на их древнее происхождение; среди древних пещер есть комната с престолом и жертвенником однообразными с крымскими, но работники, продолжатели пещер, стены пещер очистили от древней плесени, которая местами еще сохранилась, и самые места престола и жертвенника, по непониманию их значения очистили от признаков плесени, как древности, и ради украшения испестрили долблеными звездочками и крестиками новой работы, чем испорчено впечатление древнего происхождения до того, что если бы, не видев древних храмов крымских, в Киеве, Дивногорске и других местах, можно признать все за новый труд. По моему понятию, следовало бы предположить выселить настоящего жителя пещер и прекратить способы, помогающие эксплуатации благоговейного чувства верующих ненужными трудами, и в то же время уничтожающими древние памятники иссеченных пещер. Жители слободы Калач издревле придают этой местности значение святого места, почему, я слышал о ходатайствующих об устройстве монастыря при пещерах, т.к. в окрестности нет женских общин с ремесленной женской школой» (ОР РГБ. Ф. 293. Д. 31. Л. 21).

Идеи Д.М. Струкова о разновременности сооружения частей Калачеевской пещеры имеют под собой исторические параллели в Подонье, без учета выдвинутых им ранних датировок объектов церковной археологии. Так, в XIX в. на Дону отмечается процесс массового народного пещерокопания (Никольский 1910: 149—181). При этом крестьяне в рамках народного православия не только создавали новые пещерные памятники, но и активно продолжали вырубать коридоры пещер в уже существующих культовых подземельях. В качестве примера можно привести Шатрищегорские пещеры Воронежской губернии. История их создания была тесно связана с историей Шатрищегорского Спасо-Преображенского мужского пещерного монастыря. Этот монастырь, основанный в середине XVII в., был в дальнейшем упразднен секуляризационной реформой 1764 г. (Болховитинов 1800: 178, 185—186). При этом его пещерный храм, самая ранняя архивная датировка которого относится к 70-м гг. XVII в. (РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ, столбцы Белгородского стола. Д. 921. Л. 52—55 об.), продолжал пользоваться почитанием, будучи одним из паломнических центров округи. В XIX в. принимались неоднократные попытки возрождения духовной жизни в урочище Шатрище, расширения и обустройства существующих здесь пещер. Так, например, Михаил Полиев, будучи более 30 лет сторожем пещерной церкви, вырубал от нее в меловой толще ход длиной в 60 сажень, известный с 1840 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 173. Д. 1080. Л. 2об.—3). Известно также, что в 1832 г. работал над устроением Шатрищегорской пещеры «вольный хлебопашец сл. Никитовки Валуйского уезда Григорий Семенов Приходько» (Никольский 1910: 155).

Вместе с тем, говоря о датировках пещерных памятников Подонья, нельзя не учитывать современную типологию культовых пещер и их семантическую составляющую. Среди подземелий культового характера XVII—XX вв. на территории европейской части России можно условно выделить типы: пещера—келья, пещера—храм, пещера—монастырь, пещера— некрополь, пещера—лабиринт (Степкин 2018Ь: 69—72). Наиболее сложным для понимания функциональной нагрузки является тип — пещера—лабиринт, так как невозможно объяснить в утилитарной плоскости значительную протяженность подземных коридоров культового характера. Попытка объяснения сооружения пещер данного типа в сакральной плоскости была предпринята одним из авторов на примере Дивногорской, Усть-Медведицкой и Калачеевской

№ 14. 2022

пещер (Степкин 2018а: 167—179; 2019: 58—67; 2021: 44—51). Применительно к Калачеевской пещере была рассмотрена гипотеза, согласно которой центральные и северные ходы Калачеевской пещеры представляют собой калькирование сакрального пространства, сложившегося вокруг главной христианской святыни — Гроба Господня в Иерусалиме. При этом ходы Калачеевской пещеры отражают Виа Долороза — символический Путь Скорби Христа в Иерусалиме. Планиграфия Крестного Пути Христа как в Иерусалиме, так и в Калачеевской пещере носит идентичный характер, символизм которого усиливают настенные граффити.

Разработка данного прочтения семантики Калачеевской пещеры оставила открытым вопрос о датировке начала строительства подземелья. В связи с этим особую актуальность приобретает как археологический, так и архивный поиск датирующих материалов. В этом отношении важное значение имеет обнаружение И.А. Смирновым в РГИА в Ф. 695: «Струков Дмитрий Михайлович (1827—1899), художник, археолог, реставратор» два письма, относящихся к истории бытования Калачеевской пещеры. Первое письмо адресовано некоему Василию Алексеевичу, фамилия которого не известна. Его автор Н. Ахшарумов, в качестве места написания письма от 20 августа 1898 г., указал Калач. Приведем его основное содержание:

«Многоуважаемый Василий Алексеевич.

С особенным удовольствием исполнил Ваше желание иметь сведения о наших Калачеевских пещерах. Беру на себя смелость и решимость переслать Вам 3 фотографических снимка моей работы <...>. Пещеры эти находятся вблизи Калача на вершине меловой горы, представляют из себя целый лабиринт коридоров в несколько сот сажений длины и нескольких (как их здесь называют) алтарей, в нишах большей частью убранных жертвованными образами и лампадами. Лет 30 тому назад некий Тимофей (фамилия неизвестна), движимый религиозным настроением и склонностью к отшельничеству, начал рытье этих пещер, в работе принимали участие любители из жителей Калача; в настоящее же время в пещерах живет некий Филипп Краснобажев (крестьянин Богучарского уезда с. Твердохлебовка), продолжает работу расширения пещер и рытья коридоров.

Калачеевское сельское общество неоднократно постановляло приговоры об отчуждении некоторого количества земли и давало денег на открытие монастыря, чему крайне сочувствовал бывший Викарий Воронежской епархии Преосвященный Владимир, но администрация отменила приговор, так как белое духовенство не сочувствовало этому делу. Конечно, мы зорко следим, чтобы в пещерах не собирались массами жители Калача и окрестностей из боязни развития какой-либо секты и снисходительно разрешаем одиночные посещения и то лишь в сопровождении старика Филиппа Краснобажева.

В Богучарском уезде, благодаря обилию меловых гор можно встретить подобные же пещеры еще в двух местах (на берегу Дона и вблизи сл. Петропавловка); часть же которых завалилась, часть закрыта администрацией.

Без сомнения, возникновение этих пещер нельзя отнести ко временам глубокой древности. В случае же, если бы Вам было нужно иметь еще какие-либо сведения, я буду очень счастлив Вам доставить их»

(РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 63. Л. 1—3).

Из данного письма мы видим, что адресант имеет непосредственное отношение к Калачу. На его проживание в Калаче указывает стоящее внизу письма после подписи, перед датой, наименование данной слободы: «Н. Ахшарумов — Калач — 20 Авг. 1898 г.». Также об этом свидетельствует фраза «сведения о наших Калачеевских пещерах». Кроме того, из письма видно,

что Н. Ахшарумов имеет непосредственное отношение к администрации слободы Калач. Об этом говорит ряд факторов: осведомленность о происходящих в Богучарском уезде процессах; стиль изложения письма; фразы: «но администрация отменила приговор», «мы зорко следим, чтобы в пещерах не собирались массами жители Калача». Кроме того, указанные фразы свидетельствуют также об отношении самого Н. Ахшарумова к процессу обустройства подземелья, характеризуя его как негативное. При этом он считает временем начала сооружения Калачеевской пещеры конец 60-х гг. XIX в. В качестве параллели данным подземельям Ахшарумов упоминает еще две пещеры в Богучарском уезде. Наиболее вероятно, что речь идет о пещере на берегу р. Дон у с. Галиевка и пещере у с. Пески.

Поиск дополнительной информации о личности адресанта письма приводит нас к имени Земского начальника второго участка Богучарского уезда коллежского асессора Николая Вениаминовича Ахшарумова (Памятная книжка 1898: 72, 75). По всей видимости, именно он являлся автором письма. Надо отметить, что в функции земских начальников входило осуществление административно-судебной власти над крестьянами и другими податными сословиями, жившими в сельской местности.

Второе письмо адресовано, по всей вероятности исходя из имени и отчества, самому Струкову. Его автор Михаил Каширский, писал 10 сентября 1898 г.:

«Милостивый Государь, Дмитрий Михайлович!

На Вашу почтенную просьбу относительно Калачеевских пещер, долгом считаю известить Вас о результатах моих расспросов о них следующее: иеромонах Терентий уверяет, что означенные пещеры существовали до пришельцев, т. е. последних 2-х пещерокопателей, но были ранее засыпаны мусором, и он, будучи еще молодым, заходил туда, привлеченный интересом общим о них. Почтенный наш Благочинный о. Андроник выражает то же самое, что и о. Терентий. По просьбе Вашей о. Андроник сообщил мне для передачи Вам следующих лиц, состоящих попечителями пещеры: 1-й Гавриил Яковлевич Чуба Преображенского прихода сл. Калача, 2-й тойже слоб. Иван Яков. Сиряков, 3-й тойже слоб. Иван Варавин ссыпщик жерт. 5000 на пещеры прихода Успенской церкви»

(РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 167. Л. 1).

Адресант этого письма М. Каширский, также является по всей вероятности жителем Калача. Об этом говорит не только общий контекст письма, но и, например, такая фраза «Почтенный наш Благочинный о. Андроник». Последняя фраза, а также расспросы о пещере представителей местного духовенства, говорит о близости М. Каширского к церковной среде. Датировка М. Каширским изначального сооружения Калачеевской пещеры остается неопределенной. Он отмечает, что пещеры уже существовали в Калаче до появления здесь пещерокопателей во второй половине XIX в. Согласно этой версии, «последние 2 пещерокопателя» (по всей видимости «некий Тимофей» и Филипп Краснобажев, упомянутые в первом письме), расчистив подземелье от мусора, лишь продолжили обустройство культовых подземелий.

Таким образом, мы видим различие в датировках Калачеевской пещеры в письмах Н. Ахшарумова и М. Каширского, что может быть объяснено отчасти субъективным отношением к обустройству Калачеевской пещеры. Н. Ахшарумов был не сторонником широкого функционирования подземелья, «мы зорко следим, чтобы в пещерах не собирались массами жители Калача и окрестностей из боязни развития какой-либо секты». В этом отношении ему важно было подчеркнуть заурядность пещеры: ей всего несколько десятков лет, строили ее два обычных крестьянина, такие пещеры есть еще в уезде. М. Каширский же,

№ 14. 2022

наоборот, будучи близким к церковной среде, говорит о более ранней датировке пещеры, ссылаясь, прежде всего, на представителя черного духовенства «иеромонаха Терентия». А как мы помним из письма Н. Ахшарумова, пещероустроители пользовались поддержкой викария Воронежской епархии епископа Владимира (Соколовского-Автономова). Сторонникам обустройства Калачеевской пещеры наоборот необходимо было подчеркнуть ее древность и уникальность.

Какая же точка зрения была наиболее близка самому Д.М. Струкову? Из материалов, хранящихся в РГБ, мы видим, что — М. Каширского. Повествование о том, что пещерокопатели во второй половине XIX в. лишь продолжили обустройство Калачеевской пещеры, созданной в более раннее время, хорошо вписывалось в разработанную Струковым концепцию датировки христианских подземных святынь Российской империи. При этом интересно для нас и то, что Н. Ахшарумов и М. Каширский не были единственными информаторами Струкова в среде местных жителей. Дмитрий Михайлович, описывая калачеевские лабиринты, приводит данные, не упоминаемые в вышеприведенных письмах: «из них более половины новой работы в течение последних 20-ти лет, исполненные каким-то крестьянином из Могилевской губ., и в настоящее время живет в них крестьянин, выдающий свои труды за усердные труды для Бога». При этом, если обратиться к письму Н. Ахшарумова, мы можем предположить, что упомянутого Струковым крестьянина из Могилевской губернии звали Тимофей.

Личность крестьянина из Могилевской губернии вызывает особый интерес в контексте его происхождения. То есть, начинает обустраивать пещеры не выходец из Богучарского уезда Воронежской губернии, а уроженец далекого западного региона (?). Ответить на вопрос, с чем это было связано, не представляется возможным. Вместе с тем, если рассматривать часть лабиринтов калачеевской пещеры как перенос сакрального пространства Святой Земли на местную почву, то мы должны учитывать западное европейское влиянии на создание подобного рода культов (Беляев 2009: 203). В этом отношении мы видим, например, в приграничных регионах Российской империи появление кальварий, архитектурных композиций на сюжет страданий Христа. Исторически Могилевская губерния была образована в 1772 г. на белорусских землях, отошедших к России по Первому разделу Речи Посполитой. В настоящее время можно отметить на территории Белоруссии Минскую и Мядельскую кальварии. Был ли в этом контексте крестьянин Могилевской губернии автором планиграфии Калачеевской пещеры, переселившись сюда по личным мотивам? Или же он специально приехал сюда, зная о существующих здесь подземельях, отражающих Крестный Путь Христа, и продолжил их обустройство? Ответить на эти вопросы не представляется в настоящее время возможным.

Вместе с тем, говоря не об индивидуальных, а групповых процессах миграции, мы не должны забывать и о других переселенцах в Калач с территории бывшей Речи Посполитой. Исследователь Воронежского края В.П. Загоровский отмечал: «Слобода Калач была основана переселенцами с Украины в первой четверти XVIII века» (Загоровский 1982: 138). Исследователь миграционных процессов на юге Воронежской губернии А.А. Бережной отмечал также «наличие незначительного притока населения в Калач из Правобережной Украины, входившей в третьей четверти XVIII в. в состав Речи Посполитой» (Бережной 2006: 18). То есть, могло быть и так. Переселенцы в калачеевскую слободу в начале XVIII в. обустраивают здесь культовое подземелье. Затем оно в контексте ужесточения синодального законодательства, направленного на «борьбу с суевериями» в народной среде (Степкин 2018c: 214—224), было засыпано по распоряжению местных властей. Во второй половине XIX в., в период подъема общей крестьянской религиозности и ослабления давления на народные традиции в пореформенную эпоху, Калачеевские пещеры начинают возрождаться вновь.

Таким образом, обнаруженные и публикуемые нами письма Н. Ахшарумова и М. Каширского из фонда Д.М. Струкова в РГИА проливают дополнительный свет на процесс первоначального обустройства Калачеевской пещеры. Вместе с тем, учитывая их противоречивый характер, невозможно сделать окончательный вывод о том, когда впервые начали создаваться калачеевские лабиринты: во второй половине XIX в. или в более ранее время формирования слободы Калач.

Литература

Архив ИИМК РАН. Ф. 1. 1897 г. Д. 121.

Беляев Л.А. 2009. Иерусалим видимый и невидимый: о типологии визуальных отражений Святой Земли в древнерусской культуре. В: Лидов А.М. (ред.-сост.). Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва: Индрик, 202—220. Бережной А.А. 2006. Миграционные процессы на юге Воронежской губернии (XVIII в.). Из истории

Воронежского края 14, 17—23. Болховитинов Е. 1800. Историческое, географическое и економическое описание Воронежской

губернии. Воронеж: Типография Губернского Правления. Городцова Ю.Н. 2021. Роль Д.М. Струкова в изучении памятников Дивногорья. В: Владимиров С.И

(отв. ред.). Дивногорский сборник: труды музея-заповедника «Дивногорье» 8, 203—218. Днепровский Н.В. 2019. К истории создания типологии и хронологии крымских пещерных церквей: церковно-археологические штудии Д.М. Струкова. В: Сазонов А.В., Седикова Л.В., Гинькут Н.В. (ред.-сост.). Уваровские Таврические чтения IV. «Древности Юга России»: Материалы Международной научной конференции. Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», 12—15 сентября 2019 г. Севастополь: ООО «Колорит», 75—81. Журнал заседаний ВУАК 15 мая 1902 г.: сообщение Трунова М.П. «О пещерных храмах Воронежской губернии — по неизданным документам Д.М. Стукова». Труды Воронежской Ученой архивной комиссии 2, VIII. Загоровский В.П. 1982. История Воронежского края от А до Я. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство.

Непомнящий А.А. 2015. Из истории изучения Крыма в Москве в XIX веке: неизвестная грань

творчества известных ученых. Крымский архив 1 (16), 86—113. Никольский П.В. 1910. Монашество на Дону в XIX веке. Очерк 1. Пещерокопательство в XIX в.

Воронежская Старина 9, 149—181. Памятная книжка 1898: Былов М.Н. (сост.). 1898. Памятная книжка Воронежской губернии на 1899

г. Воронеж: Издание Воронежского Губернского Статистического Комитета. ОР РГБ. Ф. 293. Д. 31.

РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ, столбцы Белгородского стола. Д. 921. РГИА. Ф. 796. Оп. 173. Д. 1080. РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 63. РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 167.

Савельева А.Н. 2014. Крым в акварелях московского художника Д.М. Струкова. Библиотековедение 3, 77—82.

Степкин В.В. 2018а. Виа Долороза в пещерах урочища Малые Дивы на Среднем Дону. Вестник

Томского государственного университета. История 426, 167—179. Степкин В.В. 2018Ь. Классификация культовых пещер европейской части России. Ученые записки

Орловского государственного университета 4 (81), 69—72. Степкин В.В. 2018с. Отношение церковных властей к пещерокопателям в XVIII—XIX веках.

Христианское чтение 5, 214—224. Степкин В.В. 2019. История формирования и семантика сакрального пространства пещер Усть-Медведицкого монастыря в Волгоградской области. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 24. № 3, 58—67. Степкин В.В. 2021. Калачеевская пещера на Среднем Дону: прочтение сакрального топоса в контексте Виа Долороза. Вестник Томского государственного университета. История 70, 44—51.

№ 14. 2022

Трунов М.П. К материалам для определения возникновения пещерных храмов Воронежской губернии по рукописным работам, оставшихся после смерти художника-археолога Д.М. Струкова. Реферат на XII Археологическом съезде. Рукопись. Воронежский областной краеведческий музей. Личный фонд Замятнина С.Н. Турова Н.П. 2015. История изучения средневековых Христианских древностей южного берега Крыма. МАИАСП 7, 154—183.

References

Arkhiv IIMK RAN. F. 1. 1897 g. D. 121.

Belyaev, L.A. 2009. In: Lidov, A.M. (ed.). Novye Iyerusalimy. Iyerotopiya i ikonografiya sakral'nykh prostranstv

(New Jerusalems. Hierotopy and iconography of sacred spaces). Moscow: Indrik, 202—220 (in Russian). Berezhnoy, A.A. 2006. In Iz istorii Voronezhskogo kraya (From the history of the Voronezh region) 14, 17— 23 (in Russian).

Bolkhovitinov, E. 1800. Istoricheskoye, geograficheskoye i yekonomicheskoye opisaniye Voronezhskoy gubernii (Historical, geographical and economic description of the Voronezh province). Voronezh: Tipografiya Gubernskogo Pravleniya (in Russian). Gorodtsova, Yu.N. 2021. In: Vladimirov, S.I (ed.). Divnogorskiy sbornik: trudy muzeya-zapovednika "Divnogor'ye" (Divnogorsky collection: works of the museum-reserve "Divnogorie") 8, 203—218 (in Russian). Dneprovskiy, N.V. 2019. In: Sazonov, A.V., Sedikova, L.V., Gin'kut, N.V. (eds.). Uvarovskiye Tavricheskiye chteniya (Uvarov Tauride Readings) IV. «Drevnosti Yuga Rossii»: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Gosudarstvenniy istoriko-arkheologicheskiy muzey-zapovednik "Khersones Tavricheskiy", 12—15 sentyabrya 2019 g. (".Antiquities of the South of Russia": Proceedings of the International Scientific Conference. State Historical and Archaeological Museum-Reserve Tauric Chersonese, September 12-15, 2019). Sevastopol: OOO "Kolorit", 75—81 (in Russian). In Trudy Voronezhskoy Uchenoy arkhivnoy komissii (Proceedings of the Voronezh Scientific Archival

Commission) 2, VIII (in Russian). Zagorovskiy, V.P. 1982. Istoriya Voronezhskogo kraya ot A do Ya (History of the Voronezh region from A to

Ya). Voronezh: Tsentral'no-Chernozemnoye knizhnoye izdatel'stvo (in Russian). Nepomnyashchiy, A.A. 2015. In Krymskiy arkhiv (Crimean archive) 1 (16), 86—113 (in Russian). Nikol'skiy, P.V. 1910. In Voronezhskaya Starina (Voronezh Antiquity) 9, 149—181 (in Russian). Pamyatnaya knizhka 1898: Bylov, M.N. (ed.). 1898. Pamyatnaya knizhka Voronezhskoy gubernii na 1899 g. (Commemorative book of the Voronezh province for 1899). Voronezh: Izdaniye Voronezhskogo Gubernskogo Statisticheskogo Komiteta (in Russian). OR RGB. F. 293. D. 31.

RGADA. F. 210. Razryadnyy prikaz, stolbtsy Belgorodskogo stola. D. 921. RGIA. F. 796. Op. 173. D. 1080. RGIA. F. 695. Op. 1. D. 63. RGIA. F. 695. Op. 1. D. 167.

Savel'yeva, A.N. 2014. In Bibliotekovedenie (Library Science) 3, 77—82 (in Russian).

Stepkin, V.V. 2018a. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya (Tomsk State University

Journal of History) 426, 167—179 (in Russian). Stepkin, V.V. 2018b. In Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta (Scientific notes of the

Oryol State University) 4 (81), 69—72 (in Russian). Stepkin, V.V. 2018c. In Khristianskoe chtenie (Christian Reading) 5, 214—224 (in Russian). Stepkin, V.V. 2019. In Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya (Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations). Vol. 24. No. 3, 58—67 (in Russian). Stepkin, V.V. 2021. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya 70, 44—51 (in Russian). Trunov, M.P. K materialam dlya opredeleniya vozniknoveniya peshchernykh khramov Voronezhskoy gubernii po rukopisnym rabotam, ostavshikhsya posle smerti khudozhnika-arkheologa D.M. Strukova. Referat na XII Arkheologicheskom s"yezde. Rukopis'. Voronezhskiy oblastnoy krayevedcheskiy muzey. Lichnyy fond Zamyatnina S.N. Turova, N.P. 2015. In Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Prichernomor'ya (Proceedings in Archaeology and History of Ancient and Medieval Black Sea Region) 7, 154—183 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.