Научная статья на тему 'Классификация культовых пещер европейской части России'

Классификация культовых пещер европейской части России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТОВЫЕ ПЕЩЕРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / НАРОДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ / МОНАСТЫРИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / CULT CAVES / CLASSIFICATION / FOLK ORTHODOXY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степкин В.В.

В результате анализа планиграфии культовых пещер XVII-XX вв., расположенных на европейской части России, составлена классификация. В зависимости от предназначения пещер выделяются пещеры-кельи подземелья, предназначенные для проживания и молитвы подвижника; пещеры-храмы подземелья, предназначенные для богослужения; пещеры-лабиринты подземелья, предназначенные для духовной трансформации личности, а также пещеры-монастыри и пещеры-некрополи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF CULT CAVES IN EUROPEAN RUSSIA

The cult caves of XVII-XX centuries located in European Russia were classified as a result of analysis of their planigraphy. Depending on the caves destination they can be divided into caves-cells the catacombs designedfor living and prayers of a hermit; caves-temples the catacombs designedfor religious services; caves-mazes the caves devoted for spiritual transformation of a person, as well as caves-monasteries and caves-necropoleis.

Текст научной работы на тему «Классификация культовых пещер европейской части России»

УДК 94(47)»16/19» СТЕПКИН В.В.

кандидат исторических наук, учитель истории, МБОУ Павловская СОШ с УИОП Воронежской области E-mail: archeolog@mail.ru

UDC 94(47)"16/19" STEPKIN V.V.

Candidate of historical sciences, History teacher MBGEI (Municipal Budgetary General Education Institution) Pavlovsk Secondary School with Enhanced Coverage of

Certain Subjects Voronezh region E-mail: archeolog@mail.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТОВЫХ ПЕЩЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ CLASSIFICATION OF CULT CAVES IN EUROPEAN RUSSIA

В результате анализа планиграфии культовых пещер XVII-XX вв., расположенных на европейской части России, составлена классификация. В зависимости от предназначения пещер выделяются пещеры-кельи - подземелья, предназначенные для проживания и молитвы подвижника; пещеры-храмы - подземелья, предназначенные для богослужения; пещеры-лабиринты - подземелья, предназначенные для духовной трансформации личности, а также пещеры-монастыри и пещеры-некрополи.

Ключевые слова: культовые пещеры, классификация, народное православие, монастыри, Русская православная церковь.

The cult caves ofXVII-XX centuries located in European Russia were classified as a result of analysis of their planigraphy. Depending on the caves destination they can be divided into caves-cells - the catacombs designedfor living and prayers of a hermit; caves-temples - the catacombs designedfor religious services; caves-mazes - the caves devoted for spiritual transformation of a person, as well as caves-monasteries and caves-necropoleis.

Keywords: cult caves, classification, folk Orthodoxy, the Russian Orthodox Church.

В настоящее время на территории европейской части России насчитывается около сотни пещер, созданных в русле христианской традиции подземножительства в ХУ11-ХХ в. Большинство из них было вырублено в меловых отложениях на территории юга Центральной России в рамках народного православия в XIX в. [9]. Столь значимый объем объектов исследования требует классификации, помогающий лучше понять сакральное пространство пещеры. При этом существует закономерность между плани-графической структурой подземелья и ее функциональным предназначением.

Рассмотрим данный тезис на примере Костомаровского пещерного комплекса в Воронежской области, начало создания которого относится к середине XIX в. [6]. Топографическая съемка Костомаровских пещер проводилась под руководством А. А. Гунько в 2011 г., рис. 1. Наиболее крупное подземелье представляет собой два сопряженных между собой храма с отдельными примыкающими помещениями и ходами, рис. 1.1. Храмы освящены в честь Спаса Нерукотворного и Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Ту же функциональную, богослужебную, нагрузку мы видим в пещерном храме Серафима Саровского, рис. 1.5. На склоне костомаровской балки между Спасским храмом и храмом Серафима Саровского расположена также группа пещер, представляющих собой небольшой ход с примыкающим помещением-кельей, рис. 1.2-1.4. Замыкает сакральное подземное пространство близ с. Костомарова так называемая пещера «Покаяния», представляющая собой извилистый ход, тянущийся вглубь скального массива, рис. 1.6. По рассказам старожилов, ра-

нее в конце данной пещеры находился старец принимающий исповедь.

Рис. 1. Планы Костомаровских пещер Воронежской области. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько в 2011 г.

© Степкин В.В. © Stepkin V.V

Таким образом, мы видим, что формирование внутреннего объема пещер зависит от функционала подземелья. В связи с этим, в зависимости от предназначения пещер, мы может выделить пещеры-кельи - подземелья, предназначенные для проживания и молитвы подвижника; пещеры-храмы - подземелья, предназначенные для богослужения; пещеры-лабиринты - подземелья, предназначенные для духовной трансформации личности. При этом название «пещера-лабиринт» носит условный характер, под лабиринтом мы понимаем как отдельный извилистый ход пещеры, так и более сложную планиграфическую конструкцию, в которой преобладающим объемом внутреннего пространства являются коридоры. Примером крупной пещеры-лабиринта может служить подземелье Сканова Троицкого монастыря Пензенской области, рис. 2. При этом обращает на себя внимание тот фактор, что пещеры с развитием лабиринтной структуры начинают выполнять интегративную функцию, объединяя в своем пространстве помещения различного функционального предназначения: храм, часовня, келья, трапезная и пр. Но при этом доминантой протяженности пещеры-лабиринта являются подземные коридоры.

Рис. 2. План пещер Сканова Троицкого монастыря Пензенской области. Топографическая съемка М. Леоньтьев, В. Кладов 2011-2014 гг.

Помимо выделенных типов пещер: пещера-храм, пещера-келья, пещера-лабиринт, можно выделить еще два типа: пещера-монастырь и пещера-некрополь. Примером пещеры-монастыря может служить подземный комплекс у с. Шмарное Белгородской области, рис. 3. В структуре комплекса мы можем выделить храм, кельи, исихастерий, трапезную [8]. При этом протяженность коридоров не является доминирующей, они несут в себе коммуникативную функцию, связывая отдельные элементы комплекса между собой и с дневной поверхностью. Пещера-некрополь на европейской части России представлена одним подземельем в Успенском Псково-Печерском монастыре, рис. 4. Здесь, в веерных ходах подземелья фиксируются входы в погребальные локулы и крипты. В основанной в XV в. Псково-Печерской обители захоронения братии в пещерах продолжается до настоящего времени. В этом отношении мы видим определенную преемственность с киевской традицией создания пещер-некрополей на территории Киево-Печерской Лавры и Зверинецкого пещерного монастыря.

Рис. 3. План Шмарненской пещеры Белгородской области. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько в 2011 г

Продолжая сравнение пещер европейской части России Нового и Новейшего времени с подземной архитектурой Средневековья, отметим следующие закономерности. Ближайшие средневековые пещерные памятники расположены в Крыму и Поднепровье. «Пещерные города» Крымского полуострова: Бакла, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Качи-кальон, Мангуп-кале, Эски-кермен и др. отличает такая особенность скальной архитектуры, как наличие большого количества помещений небольшой площади. Большинство из таких помещений имели хозяйственное назначение. Если говорить о культовых пещерах, то они представлены пещерами-храмами, которых насчитывается в Юго-западной Таврики более шестидесяти [3, с. 10; 5, с. 16-19]. Обращение к средневековым пещерным памятникам Поднепровья помимо пещер-некрополей иллюстрирует наличие пещер-монастырей в Гнилецкой обители и Китаевской пустыни [10, с. 148, 149, 152, 156, 163]. Говоря о киевских пещерах-некрополях и пещерах-монастырях, мы учитываем условность этих понятий. В пещере-некрополе при преобладании полостей для захоронений фиксируются также храмы, часовни, кельи и пр. Деятельность такой пещеры-некрополя неотделима от деятельности наземного монастыря, частью которого она является. В пещерах-монастырях мы также видим полости для захоронений, но они не представляют доминанту внутреннего объема. Доминантой такого объема будет совокупность пространства храма, келий, трапезной, хозяйственных и иных помещений. При этом приводимое нами понятие пещера-монастырь отличается от понятия пещерного монастыря. Как верно заметил еще исследователь киевских культовых подземелий И. Каманин: «существенно необходимым признаком пещерного монастыря является только храм; было бы ошибкой думать, что непременным признаком служила и трапеза; она была признаком случайным, находившимся в зависимости от благоприятствовавшего тому протяжения и устройства пещер. Отсутствие келий и трапезы не дает

повода отрицать, что при пещерной церкви не существовал монастырь» [4, с. 15-16]. То есть для выделения среди православных обителей пещерных монастырей достаточно наличия на их территории пещерного храма. Для выделения же пещеры-монастыря наличие подземного храма обязательно, но недостаточно. Такая пещера отражает в своей структуре основные функциональные компоненты: место совершения культа, место жилья и места хозяйственно-бытовой деятельности.

N

О 10 2(1 3D 40 SO м

Рис. 4. План пещер Успенского Псково-Печерского монастыря в Псковской области. Компьютерная обработка - И. Агапов 2013 г.

Особенностью пещер XVII-XX вв. на территории европейской части России является значительное количество пещер-лабиринтов. В отличие от остальных типов (пещера-келья, пещера-храм, пещера-монастырь, пещера-некрополь) данный тип наиболее сложен для понимания семантической нагрузки ходов подземелий. С точки зрения традиционного понимания архитектурного функционала невозможно объяснить значительную протяженность коридоров. В качестве примера приведем одну из наиболее крупных культовых пещер России - Калачеевскую, расположенную в Воронежской области. Общая протяженность пещеры составляет 892 м [2, с. 10]. Из них более 90 % приходится на подземные ходы. Ту же закономерность мы видим и в Валуйской пещере общей протяженностью в 406 м [1, с.142]. Очевидно, что ответ на данный феномен надо искать не в утилитарной плоскости, где ходы выполняют коммуникационную функцию между отдельными помещениями (храмом, часовней, кельей, трапезной и пр.), а в сакральной, где ходы имеют особую семантическую нагрузку, связанную с духовными практиками, как это мы видим, например, в пещерах Дивногорского монастыря Воронежской области [7]. Анализ сакрального пространства подобных пещер-лабиринтов - задача отдельного исследования.

В завершении выделения различных типов пещер в зависимости от функциональной структуры еще раз подчеркнем идеальный характер нашего конструирования, которое необходимо как для лучшего понимания временных и региональных особенностей планиграфии подземелий, так и для проникновения в семантическую нагрузку объектов изучения. На практике же мы зачастую встречаемся со смешением различных типов выделяемых нами пещерных комплексов.

Библиографический список

1. Гунько А.А., Кондратьева С.К. Гунько А.П. Пещерный комплекс Игнатия Богоносца в Валуйках // Спелеология и спелестология. Сборник материалов VI международной научной конференции (К 170-летию Русского географического общества). Набережные Челны: НГПУ 2015. С. 135-145.

2. Гунько А.А., Степкин В.В., Кондратьева С.К., Леонтьев М. В. Новые данные о культовых пещерах Дона по материалам исследований 2012-2013 гг. // Христианские пещерные комплексы Восточной Европы: тезисы международной научно-практической конференции (24-27 апреля 2014, Дивногорье, Воронежская обл., Россия). Воронеж: «Истоки», 2014. С.10-11.

3. Гуськов А.А. Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер. Харьков: Курсор, 2008. 198 с.

4. Каманин И. Зверинецкие пещеры в Киеве. Киев: Зверинецкие Пещеры, 2007. 172 с.

5. МогаричевЮ.М. Крым. «Пещерные города». Киев: «Вища школа-XXI», 2010. 280 с.

6. Степкин В.В. Взаимодействия крестьянской общины, церкви и государства в контексте создания и функционирования Костомаровского пещерного комплекса в Подонье (середина XIX-XX вв.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Вып. 43. 2017. № 15 (264). С.128-137.

7. Степкин В.В. Виа Долороза в пещерах урочища Малые Дивы на Среднем Дону// Вестник Томского государственного университета. 2018. №.426. Январь. С. 167-179.

8. Степкин В.В. Пещерный монастырь у села Шмарное Белгородской области // Могилянсьга читания. 2012. Зб1рник наукових праць. Традици печерних монастырських комплекав в Укра!ш та Схиднш Еврош. Проблеми вивчення, збереження та музеефжацп. Кш'в: Нащональний Киево-Печерський юторико-культурний заповедник, 2013. С. 217-220.

9. Степкин В.В. Пещеростроительство в лесостепном Подонье (VIII-XX вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Воронеж: ВГПУ, 2005. 24 с.

10. Бобровский Т. Пщземш споруди Киева вщ найдавшших чаав до середини XIX ст. (спелео-археолопчний нарис). Кш'в: АртЕк, 2007. 176 с.

References

1. Gun'koA.A., Kondrat'evaS.K., Gun'koA.P. Cave complex of Ignatius of Antioch in Valuiky. // Speleology and Spelestology. Digest of VI International scientific conference (Devoted to 170 anniversary of Russian Geographical society). Naberezhnye Chelny: NSPU, 2015. Pp. 135-145.

2. Gun'koA.A., Stepkin V.V., Kondrat'evaS.K., Leont'evM.V. New data on cult caves of Don region based on study materials of 2012-2013. // Christian cave compleses of Eastern Europe: abstracts of international research and practice conference (April 24-27, 2014, Divnogorie, Voronezh region, Russia). Voronezh: Istoky, 2014. Pp.10-11.

3. Gus'kovA.A. Atlas of cave towns in Crimea. A voyage to cave builders and dwellers. Charkiv: Kursor, 2008. 198 p.

4. Kamanin I. Zverinetskie Caves in Kiev. Kiev: Zverinetskie Caves, 2007. 172 p.

5. Mogarichev Ju. M. Crimea. Cave towns. Kiev: "Vishcha shkola-XXI", 2010. 280 p.

6. Stepkin V.V. Interrelation of peasant community, church and the state with reference to creation and functioning of Kostomarovsky cave complex in Podonye (middle of XIX - XX centuries) // Science journal of Belgorod State University. Series: History. Politology. Issue 43. 2017. No 15 (264). Pp.128-137.

7. Stepkin V.V. Via Dolorosa in the caves of Malye Divy area on the Middle Don // Tomsk state university journal. 2018. №.426. P. 167-179.

8. Stepkin V.V. Cave complex near village Shmarnoe of Belgorod region // Mogilyanski chitaniya. 2012. Zbirnik naukovikh prats. Traditsiy pechernikh monastyrskikh kompleksiv v Ukrainy ta Skhidniy Evropi. Problemy vivchennya, zberezhennya ta muzeefikatsiy. Kyiv: Natsional'niy Kyevo-Pecherskiy istoriko-kul'turniy zapovidnik, 2013. Pp. 217-220.

9. Stepkin V.V. Cave building in forest-steppe Don region (VIII-XX centuries). Extended abstract of dissertation for a candidate of historical sciences degree. Voronezh: VSPU, 2005. 24 p.

10. Bobrovskiy T. Pidzimni sporudi Kyeva vid naidavnishikh chasiv do seredini XIX st. (speleo-arkheologichni naris). Kyiv: ArtEk, 2007. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.