Научная статья на тему 'Письма А.А. Киреева к высокопреосвященному архиепископу варшавскому Николаю (Зиорову)'

Письма А.А. Киреева к высокопреосвященному архиепископу варшавскому Николаю (Зиорову) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма А.А. Киреева к высокопреосвященному архиепископу варшавскому Николаю (Зиорову)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.П. Соколов

Письма А.А. Киреева к высокопреосвященному архиепископу варшавскому Николаю (Зиорову)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1912. № 1. С. 118-126.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

ГЧГ® "••■'-ІЦНГ»“

I.

25 Ноября 1004 г. ‘). Павловскъ. Дворецѣ.

Досточтимый Владыко.

Я имѣлъ чѳоть подучить Ваше йисьмо, за которое премного Васъ бларѳдарю, Оно заключаетъ преинтересныя свѣжія ?),

Это рлачедлре дѣло 2§ мад *) сцудвдтъ новымъ дона»»-тельствомъ приниженности нашей церкви передъ міромъ. Я знаю уже пять епископовъ (Вы въ томъ числѣ) и не изъ послѣднихъ и цо уму и по репутаціи, настоящихъ, почтенныхъ іерарховъ, которые сожалѣютъ о рѣшеніи Синода 28 мая .. - - --..............-...................— 4).

*) Въ „Христ. Чтеніи“ за 1911 г. напечатано было 16 писемъ А. А. Кирѣѳва къ высокопреосв. Николаю по старокатолическому вопросу. Ниже печатаются письма его къ высокопреосв. Николаю по разнымъ вопросамъ внутренней церковно-общественной жизни въ Россіи. И. П. С.

1) Высокопр. Николай былъ въ это время епископомъ таврическимъ, И. П. С.

*) Жаль, что все это тайна. Прим. А. А. Кирѣева.

*) 28 мая 1904 г. Высочайше утверждено было опредѣленіе Св. Синода отъ 18 марта—30 апрѣля того же года за № 1599 объ отмѣнѣ содержащагося въ 253 ст. Устава дух. консист. осужденія на безбрачіе лицъ, бракъ коихъ расторгнутъ, по нарушенію ими супружеской вѣрности прелюбодѣяніемъ („Церк. Вѣдомости“, 1904 г. № 26, стр. 287). И. П. G.

*) Въ подлинникѣ здѣсь приводится объясненіе одного высокопоставленнаго іерарха по поводу его отношенія къ настоящему дѣлу. И. п. С.

Я позволилъ себѣ въ длинномъ письмѣ укапать Владыкѣ Антонію (Митр.), что Синоду и всѳй іерархіи должно обратиться ко всему русскому народу съ твердымъ словомъ въ виду того,' что конституціонная партія, которая растетъ не по днямъ, а во

часамъ, можетъ завладѣть властью --- -------------------* *),

и тыда достанется и оамой церкви. Она теперь разсчитываетъ на помощь „міра“, „городового“, но когда этотъ городовой будетъ въ рукахъ партіи, которая не вѣритъ ни въ Бога, ни въ черта, церкви придется очень плохо. Гдѣ наши Гермогены, Филиппы!!??

Посмотрю, что скажетъ Владыка. Пора Церкви отать на ноги и дѣйствовать самостоятельно.

Я получилъ Ваше почтеннѣйшее письмо, на которое спѣшу отвѣтить.

Тѣ вопросы, на которые Вы изволите указывать, конечно, очень важны, ихъ слѣдовало бы дѣйствительно поднять на соборѣ; но, признаюсь, я начинаю смотрѣть на все это дѣло нѣсколько мрачно, послѣ послѣдняго голосованія нашего предсоборнаго присутствія '*).

По этому голосованію клирики и міряне выбираются (на соборъ) своими выборщиками (клириками и мірянами), но затѣмъ они идутъ не прямо на соборъ, а хгредваритѳиьво

понравятся „начальству“. Что же это будутъ за избранники ff Это будутъ чиновники!!

г) Опускаемъ нѣсколько еповъ о слабости власти. И- О. С.

*) T8G6 года. Высокоиреосв. Николай въ это время дгребывалъ на покоѣ (съ 8 апрѣля 1905 г., когда онъ Пылъ уволенъ, но прошенію, отъ управленія тверского епархіею, въ которую былъ переведетъ изъ таврической 26 марта 1905 г., по 5 апрѣля 1)908 г., когда «былъ назначенъ архіепископомъ варшавскимъ) и жилъ въ Ялтѣ. И. И. С.

3) А. А. Кирѣевъ былъ членомъ Высочайше учрежденнаго въ 1906 г. при Св. Синодѣ Особаго Присутствія для разработки .вопросовъ, подлежащихъ разсмотрѣнію на помѣстномъ церковномъ соборѣ. И. Ш. G.

“) Въ засѣданіи Особаго Присутствія 15 мая ШМ г. при голоаованіи •по вопросу 'о томъ, должны ли быть утверждаемы выборы лредставя»--•івй духовенства и мірянъ епархіальнымъ архіереемъ, ;ва утвержденіе было подано 30 голооовъ, за аеуаверждѳніе 15 /(въ томъ числѣ и А. А-Кирѣевъ) и 3 воздержались отъ пищали голоса (см. „Журналы :и .протоколы Предсоборнаго Присутствія“, т. II, стр. 480). И. И. С.

Искренно преданны® Вамъ

А. Кирѣевъ.

II.

22 Мая 2).

Павловскъ.

Досточтимый Владыко!

Подумайте о результатѣ такого образа пополненія собора, вѣдь тогда всѣ будутъ говорить, что это не соборъ Россійской Церкви, а соборъ епископовъ и ихъ „свиты“. Авторитета никакого!

Я допускаю даже, что епископы будутъ назначать дѣйствительно самыхъ подходящихъ людей, самыхъ лучшихъ; все же общественное мнѣніе всего народа будетъ не довѣрять этому выбору. Но какую пользу можетъ принести соборъ, если онъ не будетъ пользоваться довѣріемъ Церкви?!. Никакой! Не изъ-за чего и „огородъ было городить“!

Мы остались въ меньшинствѣ, и отъ этого удара едва ли можетъ оправиться наше прѳдсоборное присутствіе!

Столь же мрачно „выглядитъ“ и общая будущность Церкви. Наша Дума, конечно, будетъ относиться къ Церкви очень враждебно!

Примите, глубокоуважаемый Архипастырь, выраженіе моей искренней преданности.

А. Кирѣевъ.

28 Мая 1).

III.

Павловскъ. Дворецъ.

Глубокочтимый Владыко!

У насъ въ Прѳдсоборномъ Присутствіи снова зашла рѣчь о неприглашеніи епископовъ (не имѣющихъ уже каѳедръ) на соборъ 2). Я указывалъ на нѳканоничность такой мѣры, на то, что всякій епископъ de jure имѣетъ право участвовать на соборѣ, что мы не имѣемъ права лишать его „послѣдствій“ его хиротоніи, и сказалъ: „можете ли Вы, напр., не пригласить архіѳп. Николая?!“ На это послѣдовалъ отвѣтъ: „Ну, да! Еп. Николай, конечно, 'домкенъ быть приглашенъF Радуюсь!

Работы наши кое какъ подвигаются, хотя медленно и въ слишкомъ „консервативномъ“ духѣ (мнѣ кажется); но вотъ теперь начинаютъ поговаривать о томъ, что соборъ не слѣдуетъ собирать осенью, что, молъ, не успѣемъ приготовиться... Я этого не понимаю. Казалось бы, успѣть можно. Не должно забывать, что время идетъ, что наше церковное положеніе ухудшается, религіозность падаетъ... *)

*) 1906 года. И. Л. О.

*) Вопросъ о томъ, приглашать или не приглашать на соборъ епископовъ, не имѣющихъ каѳедръ, обсуждался въ I отд. Предсоб. Присутствія 14 марта 1906 г. и въ общемъ собраніи Присутствія—5 мая 1906 г. Когда именно заходила рѣчь объ этомъ предметѣ „снова“, изъ журналовъ Предсоб. Присутствія не видно. Можетъ быть, въ засѣданіи I отд. 27 мая 1906 г. при обсужденіи вопроса о составѣ помѣстнаго собора. И. П. С.

Вѣдь единственный вѣрный путь возстановить религіозность—это дать участіе въ дѣлахъ церкви мірянамъ. Я полагаю, что соборъ Россійской церкви именно и можетъ соединить воедино всѣ члены Христова тѣла.

Дума наша все болѣе и болѣе доказываетъ, что она не портретъ, а каррикатура русскаго народа1). Она явно вызываетъ конфликтъ съ правительствомъ. Она вся въ рукахъ революціи, которая, видя, что она не въ силахъ бороться съ правительствомъ въ сферѣ мысли, старается стащить борьбу на улицу!

Искренно преданный

А. Кирѣевъ.

Р. S. Изъ духовныхъ газетъ Вы уже знаете, что боль-, пшнство Присутствія рѣшило, что міряне и клирики, присутствующіе на соборѣ, будутъ не свободно избранные представители . паствы, а назначенные епископомъ изъ многочисленнаго списка кандидатовъ, представленнаго избирателями. Это процѣживаніе мѣняетъ все дѣло! Я боюсь, что соборъ, не будетъ пользоваться довѣріемъ Церкви, а вѣдь въ этомъ все!!

IV.

16 а). Павловскъ,

Глубокоуважаемый Іерархъ.

Болѣзнь мѣшаетъ мнѣ къ Вамъ явиться. Какъ только поправлюсь, навѣщу Васъ (вѣроятно, уже на Подъяческой).

Плохи, охъ какъ плохи наши дѣла! Обнаружилась вся несостоятельность нашего церковнаго учительства! Оказывается, что нашъ народъ религіозенъ только внѣшне, что у негd только хрупкая, тоненькая религіозная оболочка, которая разлетѣлась какъ прахъ отъ соприкосновенія соблазна. Явился въ деревню студентъ, еврейчикъ: „Ребята, грабь, рѣжь, жги! Валяй!“ И вся „христіанствѳнность“ нашего мужика взлетѣла на воздухъ! Церковь не затронула его души, остановилась на внѣшности. Это и служитъ объясненіемъ тому страшному факту, что всякіе Толстые, Рѳдстоки, штундисты, которые обращаются къ душѣ человѣка, касаются этическихъ вопросовъ, такъ легко захватываютъ нашего бѣднаго мужичка! Положимъ, все, что они ему говорятъ, находится въ десяти заповѣдяхъ, но заповѣди эти были ему представлены въ такой сухой, сжатой формѣ, что у него все это сейчасъ же * *)

1) Этотъ отзывъ дѣлается А. А. Кирѣевымъ о Гоеуд. Думѣ перваго созыва. И. П. С.

*) Повидимому, 16 августа 1906 г., когда высокопреосв. Николай, избранный членомъ Госуд. Совѣта и вызванный для присутствованія въ Св. Синодѣ, жилъ уже въ С.-Петербургѣ, но еще не на Прѳображ. сйаод. подворьѣ на В. Подъяческой, куда переѣхалъ 8 сентября 1906 г. И. П. С.

испарилось! Вотъ въ чемъ главная задача, а не въ равныхъ давно забытыхъ канонахъ и толкованіяхъ Вальеамона и Зо-няры. И вотъ въ этомъ бѣда тѣмъ ббаьшая, что ея не видятъ и не признаютъ!

Преданный Вамъ

А. Кирѣевъ.

У.

21 *) Павловскъ.

Достоуважаемый Владыко!

Великое спасибо за присланныя „Рѣчи“. Конечно, я найду въ нихъ не мало цѣннаго, не мало того, что мнѣ придется „по душѣ“! Мы съ Вами единомышленники! И въ богословіи и въ политикѣ мы вѣруемъ одинаково! Еслибы можно было надѣяться, что „программа-декларація“ Столыпина * 2 *) сдѣлается нашимъ окончательнымъ государственнымъ укладомъ, то можно было бы и домириться на этомъ; да вотъ очень ужъ мы не крѣпки въ своихъ программахъ! Подумайте, какіе скачки! Конституція 6 августа и конституція 17 октября (тоже 1905 г.)!

Я пробѣжалъ, пока, Вашу книжку и встрѣтилъ („пораженіе эскадры Рождественскаго“) глубокую мысль о необходимости нравственнаго исправленія, безъ котораго дѣла наши и политическія я общественныя исправиться не могутъ. *) Дѣло не въ юридическихъ построеніяхъ, да и не въ грибкахъ на постномъ маслѣ, на этомъ не далеко уѣдешь, а въ нравственности христіанской; вотъ гдѣ лежитъ весь центръ тяжести нашего безвременья, нашихъ бѣдъ и невзгодъ! А какъ ее поправить, нравствѳнноеть-то нашу, когда школа въ рукахъ кадетъ и соц.-демократовъ, когда Дума не хочетъ выразить порицанія убійствамъ, когда родители школьниковъ допускаютъ „Огарки“, „Лови моментъ“ 4) и другія пакости! Нужно два поколѣнія для того, чтобы исправилась наша школа.

Ну, что-то Богъ дастъ! Всего лучшаго на великій праздникъ Рождества Господня!

Искренно преданный Вамъ

А. Кирѣевъ.

*) Поводимому, ЗА декабря 1607 г. И. Ц. С.

2) Заявленіе о программѣ правительства, прочитанное предсѣдателемъ совѣта министровъ П. А. Столыпинымъ въ засѣданіи Госуд. Думы (3-го созыва) 15 ноября 1907 г. И. П, С,

’) „Рѣчь, сказанная предъ молебномъ, по случаю пораженія адмирала Рождественскаго“ (Архіепископъ Николай, Ялтинскія бесѣды ■ рѣчи. С.-Петербургъ 1007, отр. 29—30). И. JJ. С.

*) Кружки свободной любви среди учащихся, о возникновеніи которыхъ сообщалось въ газетахъ. И. II. С.

3/16. Августа ‘)

VI.

Павловскъ. Дворецъ.

Письмо Ваше отъ 21 іюля я получилъ давно, но не удосужился до сего дня Вамъ отвѣтить. Хотѣлось мнѣ вмѣстѣ О Симъ отправить къ Вамъ и мое краткое размышленіе о съѣздѣ (Кіев.), * *) но до сихъ поръ не получилъ еще оттисковъ.

То, что Вы сообщаете о съѣздѣ, не можетъ меня ободрить, хотя, признаюсь, мнѣ не вѣрится, чтобы слухъ объ инструкціяхъ, данныхъ гѳн.-губернатору на случай, если бы съѣздъ вздумалъ политиканствовать, оправдался?! Это было бы нѣчто чудовищное! Можетъ быть, имѣлись въ виду какія нибудь „выступленія“ раскольниковъ? Во всякомъ случаѣ общее впечатлѣніе не изъ утѣшительныхъ, хотя все же и съѣздъ и Прѳдсоборноѳ Присутствіе, какъ ни какъ, а могутъ дослужить ступеньками для созыва „собора“. Но состоится ли соборъ? Противниковъ у него много именно среди тѣхъ, отъ которыхъ въ значительной степени зависитъ его созывъ! Теперь толкуютъ о томъ, что необходимо будто бы замѣнить синодъ патріархомъ, а тактъ какъ патріархатъ былъ уничтоженъ самовольно Царемъ, то и возстановленъ онъ можетъ бытъ тоже однимъ царемъ. Хороша логика! Неканоническое дѣйствіе одного государя предполагается исправить неканоническимъ дѣйствіемъ другаго!! Нѣчто въ родѣ гомеопатическаго simiiia similfbus! Но изъ-за такого „назначеннаго“ патріарха не стоитъ ломать ни копій, ни перьевъ! Я и въ прѳдсоборномъ присутствіи высказался за патріарха, но имѣя въ виду, что онъ будетъ исполнителемъ постановленій собора; если же собора йе будетъ, то я не вижу и нужды въ патріархѣ! Это будетъ въ нѣкоторомъ смыслѣ русскій пада. Этого намъ не нужно.

„Высшія сферы“ у насъ очень шатки, но еще два мѣсяца тому назадъ Г. упоминалъ о соборѣ, какъ о дѣлѣ необходимомъ. Но у насъ все возможно! Есть англійская пословица: „метода—душа дѣятельности“; но вотъ именно методы-то у насъ и нѣтъ,—и дѣятельность хромаетъ на обѣ ноги!

Интересно, что Вы сообщаете о дѣлѣ святой (или ие святой?) княгини кашинской, *) разжалованной временно изъ

г) 1908 года И. И. G.

*) IV воеросс. миссіонерскій съѣздъ въ Кіевѣ (12—26 іюля J908 г.). По поводу съѣзда (какъ сообщаетъ намъ о. Д. Н. Якшичъ) А. А. Кирѣе-вымъ напечатана была въ „Новомъ Времени“ (1908 г. 31 іюля № 11632) статья: „Смѣшанные браки на Кіевскомъ миссіонерекомъ оъѣѳдѣ“. И. П. С.

3) Благовѣрной великой княгини Анны Кашинской, церковное почитаніе которой, пріостановленное въ 1677 г. ври патріархѣ Іоакимѣ,

святыхъ (нѳ могъ я вполнѣ разобрать Вашего своеобразнаго способа писанія). Сколько понялъ, Вы требовали научнаго наслѣдованія дѣла? Вы правы, но опасно, мнѣ кажется, слишкомъ напирать на науку въ такихъ дѣлахъ.

Я, конечно, стою за внесеніе въ дѣло религіи свѣта и науки; но когда оглянешься, такъ и страхъ беретъ, чтобы свѣточь научный не сжегъ и того малаго, чѣмъ еще живетъ наше общество. Право, иногда съ горя думаешь: ужъ пускай живутъ люди въ грубомъ суевѣріи, а то и совсѣмъ ничего не останется. Невѣроятно, до какой степени въ нашемъ обществѣ религіозный элементъ сталъ шатокъ! Вѣдь вотъ толкуютъ, что вся вѣра въ мужицкомъ нетронутомъ (будто-бы) сердцѣ! Дай-то Богъ, чтобы хоть тамъ .была; но замѣтьте: какъ только эти народныя сердца выходятъ на поверхность, ихъ религіозность испаряется, уходитъ куда-то!

Говорятъ: „соборъ опасенъ; пожалуй, выйдетъ бунтъ, безпорядокъ; дайте успокоиться, дайте время; вотъ тогда etc... etc.“ Да почему думаютъ, что мы идемъ на поправку? Мнѣ кажется, что никакой поправки нѣтъ, и дѣла идутъ хуже! Вѣдь дѣло не во внѣшнемъ улучшеніи; конечно, политическое улучшеніе, успокоеніе есть, но вѣдь тутъ дѣло нѳ во внѣшнемъ порядкѣ, а въ возбужденіи уснувшаго религіознаго чувства. А тутъ я никакой поправки не вижу!

Вѣдь мы живемъ въ какомъ-то странномъ, наивномъ не-д,оразумѣніи... Говорятъ и повторяютъ, что все дѣло въ возстановленіи юридическихъ понятій. .„Justitia—молъ—regnorum fundamentum“. Вздоръ! Конечно, безъ юстиціи обойтись нельзя; но фундаментъ государства нѳ она, а этика, т, е. религія (id, quod cum coelo religat).

А вотъ это-то у насъ и пропадаетъ, этого-то и становится все менѣе и менѣе, а потому и „regnum“ шатается!

Да и церковь шатается, и поддержать ее можетъ только соборъ. Но почему только соборъ? почему нельзя самому Синоду совершить все, что бы совершилъ соборъ? Да потому, что для реформъ нужна власть, а власть основана на авторитетѣ, а авторитета у Синода нѣтъ (у собора же онъ будетъ).

Сейчасъ получилъ мою статью, которую Вамъ и посылаю.

„Высшія сферы“ не безъ тревоги смотрятъ на ближній Востокъ (Турцію). Люди, знающіе Турцію, не довѣряютъ реформамъ въ конституціонномъ направленіи. Турецкая сила основана нѳ мечѣ, на коранѣ... она съ ними удержится или съ ними падетъ!

Начнемъ скоро готовиться къ думскимъ засѣданіямъ. Цока трудно сказать, какъ пойдутъ дѣла. Дума въ большин-

ствѣ октябристская, и Столыпинъ—октябристъ, а на октяб-ризмѣ далеко не уѣдешь! Вѣдь какъ никакъ, Дума отказала Государю въ признаніи его самодержавнымъ 4)!

Государь на маневрахъ въ Красномъ Селѣ. Послѣ 15 августа отправится въ шхеры, затѣмъ (когда начнется дурная погода)—въ Царское. Къ этому времени начнется и думская работа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагалось, что Государь поѣдетъ съ визитами (къ равнымъ иноземнымъ царямъ) въ нынѣшнемъ году, но все это отложено до будущаго года.

Искренно преданный и глубоко уважающій Васъ

А. Кирѣѳвъ.

13 * *)

VII.

Павловскъ. Дворецъ.

Ваше Высокопреосвященство, Глубокоуважаемый Іерархъ.

Позвольте мнѣ просить Васъ оказать протекцію подателю сихъ строкъ, американскому богослову Гульберту. На его нѳсчастіе онъ говоритъ только по-англійски, а изъ нашихъ Владыкъ только Вы обладаете симъ талантомъ. Онъ человѣкъ расположенный къ православію, хотя самъ принадлежитъ къ broad church.

Я боленъ, но уже на „поправкѣ“. Какъ только починюсь, немедленно явлюсь къ Вамъ потолковать о горестныхъ нашихъ дѣлахъ, тѣмъ болѣе горестныхъ, что стали они таковыми благодаря нашей же собственной халатности, слабости, трусости.

Люди у насъ перевелись! Видно, Господь Богъ отвернулся отъ насъ!

Искренно преданный

А. Кирѣевъ.

VIII.

Глубокоуважаемый Владыко!

Лекторъ—г-нъ Кузнецовъ, 3) конечно, будетъ очень польщенъ Вашимъ желаніемъ его послушать. Да и всѣ присут-

1) Рѣчь идетъ, конечно, о Госуд. Думѣ 3-го созыва. Въ принятомъ этою Думою 13 ноября 1907 г. адресѣ Государю Императору не было ■включено слово „Самодержецъ“. И. П. С.

*) Повидимому, лѣтомъ 1907 года. И. П. С.

8) Н. Д. Кузнецовъ, присяжный повѣренный, нынѣ профессоръ Московской Духовной Академіи, авторъ цѣлаго ряда публицистическихъ

Ствующіе, конечно, будутъ рады имѣть Васъ въ своей средѣ! Народа, вѣроятно, будетъ не мало, такъ что было бы желательно, чтобы Вы пріѣхали къ 9-ти часамъ ровно. Я пріѣду до 9-ти часовъ.

Лекція состоится на Моховой, № 6 (Клубъ умѣренныхъ

правыхъ).

Искренно преданный

А. Кирѣевъ.

н учевю-каноническихъ работъ по современнымъ церковнымъ вопросамъ. Въ настоящемъ письмѣ рѣчь идетъ, вѣроятно, о докладѣ Н. Д. Кузнецова по поводу закона о старообрядческихъ общинахъ, прочитанномъ, по> приглашенію бывшаго Клуба умѣренныхъ правыхъ, 15 ноября 1909 года. И. И. С.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.