Научная статья на тему 'Пищевое поведение студентов вузов разного профиля'

Пищевое поведение студентов вузов разного профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1987
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / ALIMENTARY BEHAVIOR / DELIVERY / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляпин Виталий Алексеевич, Семенова Наталья Владимировна, Демчук Элла Александровна

В статье описаны различные типы пищевого поведения студентов вузов города. Был проведен сравнительный анализ показателей между вузами разного профиля. Ведущими направлениями коррекции образа жизни предусматриваются: изменение режима питания и качественных характеристик питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feeding behavior of students of different university profile

In the article various types of feeding behavior of students of higher education institutions of the city are described. The comparative analysis of indicators between Higher education institutions of different profile is carried out. The leading corrections of way of life provide: change of diet and qualitative characteristics of delivery.

Текст научной работы на тему «Пищевое поведение студентов вузов разного профиля»

УДК 614.2

В. А. ЛЯПИН Н. В. СЕМЕНОВА Э. А. ДЕМЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Омская государственная медицинская академия

ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ

В статье описаны различные типы пищевого поведения студентов вузов города. Был проведен сравнительный анализ показателей между вузами разного профиля. Ведущими направлениями коррекции образа жизни предусматриваются: изменение режима питания и качественных характеристик питания. Ключевые слова: студенты, пищевое поведение, питание, здоровье.

Актуальность. Здоровье студентов в настоящее время является предметом пристального внимания, поскольку в силу разных причин в России сегодня на каждую тысячу обследованных студентов приходится восемьсот человек больных [1—4]. К тому же ухудшение состояния студентов приводит к существенным социально-экономическим потерям [5-7].

Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и её приёму, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа. На сегодняшний момент питание студентов не является рациональным и сбалансированным [8, 9].

Таким образом, для разработки практических рекомендаций по улучшению фактического питания студентов необходимо изучение питания во взаимосвязи с нарушением адаптационных возможностей, что и определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования: на основе изучения состояния питания студентов, выявить основные закономерности формирования структуры питания и пищевого поведения и обосновать систему мероприятий по дальнейшей оптимизации питания студентов вузов разного профиля г. Омска.

Задачи исследования:

1. Дать гигиеническую оценку типов пищевого поведения студентов.

2. Провести сравнительный анализ типов пищевого поведения студентов вузов разного профиля.

3. Разработать пути оптимизации питания студентов, направленные на снижение формирования алиментарно-зависимой и психической патологии среди студентов.

Материалы и методы. В исследовании был использован Голландский опросник пищевого поведения (Dutch Eating Behavior Questionnaire или DEBQ), состоящий из 33 вопросов. Вопросы 1-10 составляли шкалу эмоциогенного пищевого поведения (10 вопросов), вопросы 11-23 — шкалу экстерналь-ного пищевого поведения (13 вопросов), вопросы

24 — 33 — шкалу ограничительного пищевого поведения (10 вопросов). Нормальными значениями ограничительного, эмоциогенного и экстернально-го пищевого поведения для людей с нормальным весом составляют 2,4, 1,8 и 2,7 балла соответственно. Причинами нарушения пищевого поведения студентов могут быть: генетические, конституциональные, культуральные, национальные, семейные традиции; особенности воспитания (еда как поощрение, награда, успокоение; пища как защита от стресса); отсутствие других способов реагирования на стресс; особенности личности, высокая социальная ориентированность; стрессодоступность; психологическая незрелость: особенности образа жизни.

Ограничительное пищевое поведение — это избыточные пищевые самоограничения и бессистемные диеты. Периоды ограниченного пищевого поведения сменяются периодами переедания с новым интенсивным набором веса. Указанные периоды приводят к эмоциональной нестабильности — диетической депрессии.

Эмоциогенное пищевое поведение — гиперфа-гическая реакция на стресс, эмоциональное переедание. При таком поведении стимулом приема пищи становится не голод, а эмоциональный дискомфорт; еда в ответ на стресс, депрессию, дискомфорт; синдром ночной еды; утренняя анорексия; вечерняя и ночная еда; инсомния; компульсивное пищевое поведение; повторяющиеся эпизоды резкого переедания; четкое состояние дистресса из-за таких эпизодов

Экстернальное пищевое поведение проявляется повышенной реакцией больного не на внутренние, гомеостатические стимулы к приему пищи, а на внешние. При данном типе пищевого поведения кардинальное, определяющее значение имеет доступность продуктов; гиперактивность к пищевым стимулам: внешнему виду пищи, запаху, вкусу; еда за компанию; частые перекусы. Неотрегулированная строгая диета приводит: к диетической депрессии; обострению эмоциональной нестабильности; неверию в свои силы; отказу от следования

Рис. 1. Показатели ограничительного пищевого поведения у студентов вузов разного профиля

Рис. 2. Сравнительный анализ показателей эмоциогенного пищевого поведения между студентами вузов разного профиля

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей экстернального пищевого поведения между студентами вузов разного профиля

диете; потере клеточной массы вместо жировои; снижению уровня основного обмена последующему набору веса [10].

Исследование проходило в городе Омске в пяти вузах разного профиля: ОмГТУ, СибГУФК, ОмГУ, ОмГАУ и ОмГМА. Средний возраст студентов составил 20 лет.

В результате статистической обработки данных был применен метод Манна —Уитни (8ТЛТ18Т1СЛ У6.0) [11].

Результаты и их обсуждение. Стоит отметить, что всего 20,8 % студентов вузов разного профиля прислушиваются к своему организму, контролируют свой вес, количество и качество съеденного

сразу, как только чувствуют переедание. Из них 21,2 %, только «иногда» следят за своим питанием. Остальные 58 % не контролируют свое пищевое поведение.

Большая часть студентов вузов имеет нарушения пищевого поведения (эмоциогенный тип) и принимают пищу бессистемно. Особенно это выражено в СибГУФК и ОмГТУ, где в опроснике ответы «никогда» составили соответственно 48 % и 47 %.

Анализ анкет по определению экстернального типа пищевого поведения показал следующие результаты. 9 % студентов вузов разного профиля, не прислушиваются к своему организму, переедают под влиянием различных внешних (еда за компанию, внешний вид пищи и пр.) и внутренних эмоциональных воздействий. Из них 12,2 %, только «иногда» под влиянием эмоций переедают.

Как видно из рис. 1, наиболее высокие показатели ограничительного типа пищевого поведения преобладали у студентов ОмГАУ, ОмГУ, ОмГМА. Наименьшие показатели по данному типу пищевого поведения отмечены у студентов СибГУФК. Обычно люди с ограничительным поведением склонны постоянно сидеть на диетах, считать калории и читать лекции о здоровом питании окружающим (что объясняет, например, преобладание данного типа у студентов-медиков). Однако часто после фазы ограничений следует фаза переедания. Сбросив вес жесткой диетой, ограничивая себя во всем, человек начинает есть все то, что раньше он себе запрещал, — и, соответственно, вес возвращается. Затем опять следует фаза ограничений — и по типу маятника человека бросает из одной крайности в другую.

Достоверные различия между СибГУФК и ОмГМА Р<0,002, между СибГУФК и ОмГАУ Р<0,00006.

Ограничительный тип пищевого поведения был наиболее характерен для студентов ОмГАУ. Возможно, это может быть связано с неоднородностью выборки и преобладанием в группе исследуемых девушек. Данный вопрос требует детального изучения.

Также для студентов-аграриев был характерен и эмоциогенный тип пищевого поведения (рис. 2). Многие студенты на фоне стресса теряют аппетит, но только не люди с эмоциогенным типом пищевого поведения. Такое поведение также опасно для набора лишнего веса. Однако, согласно статистике, 30 % людей с нормальным весом также подвержены повышению аппетита при стрессе. При эмоциогенном поведении можно наблюдать приступы переедания. В этот момент человек не может контролировать потребление пищи и не способен следить за количеством съеденного. Обычно приступы переедания случаются в одиночестве. Человек не может почувствовать насыщение, а затем мучается от тяжести в желудке. Второе проявление эмоциогенного пищевого поведения — это ночная еда. Проявляется в отсутствии аппетита по утрам и переедании по вечерам или ночам.

Достоверные различия между СибГУФК и ОмГУ Р<0,003, СибГуФК — ОмГМА Р<0,018, Р<0,0000, ОмГУ-ОмГАУ Р<0,046, ОмГТУ-ОмГМА Р<0,014, ОмГМА-ОмГАУ Р<0,031.

Экстернальный тип пищевого поведения (рис. 3) преобладал у студентов ОмГУ, ОмГМА и СибГУФК. Студенты с таким типом поведения при приеме пищи больше ориентируются не на свои внутренние ощущения, а на внешние стимулы. Они начинают хотеть есть, как только увидят красиво сервированный стол или почувствуют запах готовящейся

еды. Истоки этот тип поведения берет в детстве, когда родители заставляют есть ребенка, даже когда он не хочет, или, напротив, не разрешают, когда он голоден. Так формируется точка контроля над потреблением еды вовне.

Стоит отметить, что это самый опасный тип пищевого поведения, быстрее остальных приводящий к набору лишнего веса.

Достоверные различия между СибГуФК-ОмГАУ Р<0,016, ОмГУ-ОмГАУ Р< 0,000008, ОмГМА-ОмГАУ Р<0,0005.

Стоит отметить, что перечисленные выше типы пищевого поведения редко встречаются в чистом виде. Обычно присутствует каждый из них, но какой-то один может быть более выраженным. Все вышеперечисленные типы пищевого поведения имеют свои крайние проявления в виде заболеваний таких, как анорексия (ограничительный тип) и булимия (эмоциогенный и экстернальный типы), которые относятся к психической патологии. Детальное изучение причин и условий формирования различных вариантов пищевого поведения поможет осуществлять персонифицированную профилактику потерь здоровья обучающихся в зависимости от специфики профессии и образа жизни.

Выводы. В результате проведенного пилотного исследования было установлено:

— 58 % студентов вузов не контролируют свое пищевое поведение;

— наиболее высокие показатели ограничительного типа пищевого поведения преобладали у студентов ОмГАУ, ОмГУ, ОмГМА. Наименьшие показатели по данному типу пищевого поведения отмечены у студентов СибГУФК;

— для студентов-аграриев был характерен и эмоциогенный тип пищевого поведения;

— экстернальный тип пищевого поведения преобладал у студентов ОмГУ, ОмГМА и СибГУФК.

Пищевое поведение человека направлено на удовлетворение отнюдь не только биологических и физиологических, но также психологических и социальных потребностей. Именно поэтому проблема изучения потребления пищи приобретает самостоятельное значение, ее следует отделить от проблем изучения процесса пищеварения. Самой простой формой пищевого поведения является прием пищи с целью удовлетворения потребности в питательных веществах, когда еда становится средством поддержания энергетического и пластического равновесия. Необходимо разработать персонифицированный комплексный подход коррекции рациона питания, образа жизни студентов вузов в зависимости от гендерных, национальных и профессиональных особенностей. Данный вопрос требует дальнейшего изучения.

Библиографический список

1. Бабенко, А. И. Репродуктивное поведение девушек подросткового возраста / А. И. Бабенко, А. П. Денисов, В. И. Спинов // Социология медицины. - 2008. - № 2. - С. 39-42.

2. Новикова, И. И. Гигиенические проблемы окружающей среды и здоровья населения крупного промышленного центра / И. И. Новикова, Г. А. Оглезнев // Гигиена и санитария. -

2003. - № 3. - С. 66-68.

3. Онищенко, Г. Г. Безопасное будущее детей России: научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Они-щенко, А. А. Баранов, В. Р. Кучма. - М. : ГУНЦЗД РАМН,

2004. - 154 с.

4. Батурин, А. К. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации / А. К. Батурин, Б. С. Каганов, Х. Х. Шарафетдинов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. -С. 253.

5. Блинова, Е. Г. Качество и образ жизни студентов / Е. Г. Блинова // Уральский медицинский журнал. — 2008. — № 6. — С. 73 — 75.

6. Бойко, М. Н. Организация общественного питания населения - проблемы и пути решения / М. Н. Бойко, Ю. В. Ерофеев, И. И. Новикова //Здоровье населения и среда обитания. — 2008. — № 2 (179). — С. 38 — 40.

7. Вознесенская, Т. Г. Типология нарушений пищевого поведения и эмоционально-личностные расстройства при первичном ожирении и их коррекция. Ожирение / Т. Г. Вознесенская ; под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. — М. : МИА 2004. — С. 234 — 271.

8. Резников, С. Г. Медико-социальные особенности формирования семьи и здоровье внебрачного ребенка в Западной Сибири / С. Г. Резников, А. П. Денисов // Здравоохранение Российской Федерации. — 1987. — № 6. — С. 24 — 26.

9. Тутельян, В. А. Предпосылки и факторы формирования региональной политики в области здорового питания в России / В. А. Тутельян, Б. П. Суханов, М. Г. Керимова // Вопр. питания. — 2007. — Т. 76, № 6. — С. 39 — 43.

10. Дедюлина, Н. В. Гигиеническая оценка здоровья детей дошкольного возраста г. Омска на рубеже веков :

автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н. В Дедюлина. — Омск, 2005. — 19 с.

11. Маренко, В. А. Системный подход к статистическому анализу медицинской информации / В. А. Маренко, Н. В. Де-дюлина // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. — 2009. — № 10. — С. 45—48.

ЛЯПИН Виталий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

СЕМЕНОВА Наталья Владимировна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии.

ДЕМЧУК Элла Александровна, магистрант гр. Т12Ммс кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Адрес для переписки: natali1980-07-21@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2014 г. © В. А. Ляпин, Н. В. Семенова, Э. А. Демчук

Книжная полка

Дуткевич, И. Г. Практическое руководство по клинической гемостазиологии / И. Г. Дуткевич, Е. Н. Сухомлина, Е. А. Селиванова. - СПб. : Фолиант, 2014. - 272 с. - ISBN 978-5-93929-244-3.

Полное название издания: «Практическое руководство по клинической гемостазиологии. Физиология системы гемостаза, геморрагические диатезы, тромбофилии».

В руководстве на основании данных литературы и собственного клинического опыта, а также с клинических позиций изложены современные представления о системе гемостаза, механизмах первичного и вторичного гемостаза и обеспечения жидкого состояния крови, классификации расстройств гемостаза (гемостазиопатий), клинические и лабораторные методики исследования гемостаза, алгоритм клинической оценки показателей гемостазиограммы, этиология, патогенез, клиника, диагностика и терапия геморрагических диатезов и тромбофилий, алгоритм тактики экстренной диагностики и терапии острых кровотечений на почве патологии гемостаза. В приложениях дана характеристика современных средств коррекции нарушений гемостаза, утвержденные Минздравсоцразвития РФ протоколы и стандарты ведения больных гемофилией.

Руководство предназначено для врачей-клиницистов различных специальностей, врачей-лаборантов, слушателей циклов последипломного усовершенствования врачей, интернов, клинических ординаторов, аспирантов и студентов высших медицинских учебных заведений.

61/К88

Кубарева, М. В. Токсикология : учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / М. В. Кубарева. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-8149-1830-7.

Представлены основные понятия токсикологии и основные закономерности токсикокинетики и токсикометрии наиболее опасных токсикантов. Предназначено студентам, обучающимся по направлению подготовки бакалавриата 280700.62 «Техносферная безопасность», а также студентам других технических направлений, изучающим дисциплины «Токсикология» и «Экологическая токсикология, очной и заочной формы обучения.

61/Г61

Головин, А. А. Основы социальной медицины : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / А. А. Головин, С. П. Запарий. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). -ISBN 978-5-8149-0586-4.

Кратко представлены материалы по основам социальной медицины (общественного здоровья). Конспект лекций написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности — «Социальная работа». Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.