ваний одежды с участием детей в возрасте от 9 до 14 лет.
Саннтарно-химические исследования, проведенные в лабораторных условиях, показали, что практически все исследуемые материалы выделяют в воздушную i- водную среды токсичные вещества (см. таблицу). Наибольшим выделением акрилонитрила характеризовались ткани, содержащие 60 и 100% нитрона. Концентрация акрилонитрила в воздухе замкнутой емкости составляла 0,042 мг/м3 при комнатной температуре и 0,091 мг/м3—при выдерживании материала в термостате при 37 °С, что значительно превышало безвредные уровни. Из тканей, содержащих 20 и 30% нитрона, мигрировало значительно меньшее количество акрилонитрила. Содержание его в воздухе эксикатора не превышало ПДК для атмосферного воздуха (0,02—0,24 мг/м3).
Диметилформамид не обнаружен при различных температурных режимах ни в воздушной, ни в водной среде. Непредельные углеводороды в незначительных количествах выявлены в воздухе эксикаторов при изучении всех материалов.
Результаты изучения физико-гигиенических показателей материалов позволили установить, что добавление синтетических волокон к натуральным существенно влияет на гигиенические свойства материалов. Так, с увеличением содержания нитронового волокна в шерстяных материалах гигроскопичность при 45 и 100% относительной влажности уменьшалась: у чистошерстяного полотна она равнялась 6,31%, при содержании 20% нитрона — 4,79%, при добавлении 30% —4,57%.
Влагоемкость чистошерстяных материалов и содержащих 20, 30 и 40% нитрона не имела существенных различий. При добавлении в шерстяные материалы более 60% нитронового волокна отмечалось значительное снижение влагоемкости. При изучении капиллярности установлено, что с увеличением процентного содержания нитронового волокна она возрастала. Паропроницаемость материалов с различным содержанием нитрона практически не изменялась. Наиболее существенные изменения выявлены при изучении напряженности электрического поля на поверхности материалов с различным включением нитроновых волокон. Показатель напряженности электрического поля на поверхности материалов без генерации находился в пределах допустимого гигиенического уровня (150 В/см), кроме материала с содержанием 60% нитрона. В данном случае напряженность достигала 450 В/см. При генерации, соответствующей условиям опытной носки, отмечалось 3—5-кратное увеличение напряженности электрического поля, что не позволяет по гигиеническим соображениям рекомендовать исследуемые материалы для изготовления детской одежды.
Биологическое действие токсичных веществ, выделяющихся из полимеров, является основным лимитирующим
критерием при гигиенической оценке материалов с химическим волокном.
Токсикологические исследования шерстяных материалов с различным содержанием нитронового волокна проводили с учетом возрастной реактивности на биологических моделях. Особенность данных исследований в том, что животные с момента рождения и до завершения полового созревания находились в близком контакте с синтетической тканью, оказывающей одновременно нерку-танное и ингаляционное воздействие на растущий организм.
При биологических исследованиях выявлены нарушения процессов физиологического роста и развития молодых животных, а также сдвиги ряда физиологических, гематологических и биохимических показателей, что свидетельствовало о неблагоприятном влиянии данного материала на развиваюшийся организм.
Наиболее глубокие нарушения состояния гемостаза отмечались у подопытных животных при воздействии ткани, содержащей 60 и 100% нитрона. Менее выраженные, но небезразличные для организма изменения выявлены в экспериментах с тканью, содержащей 40% нитрона.
При изучении материалов с 20 и 30% нитронового волокна не выявлено неблагоприятных воздействий на растущий организм.
Результаты физиолого-гигиенической оценки платьев с участием детей в возрасте от 9 до 14 лет свидетельствовали об ухудшении микроклимата в слое воздуха между поверхностью тела и платья. Например, при опытной носке шерстяного платья в воздухе пододежного пространства при прочих равных условиях относительная влажность не превышала 55%. При носке платьев, содержащих 60, 40 и 30% нитронового волокна, она достигала соответственно 63, 61,4 и 56%. Зарегистрирована более низкая средневзвешенная температура кожи, что служило проявлением более выраженного охлаждения детей.
Сравнительное изучение (совместно с Р. Ф. Афанасьевой) теплозащитных свойств различных вариантов платьев в условиях микроклиматической камеры показало, что добавление более 30% нитронового волокна существенно (на 10—12%) уменьшало их тепловое сопротивление, что было эквивалентно охлаждающему действию снижения температуры воздуха на 1 "С.
На основании результатов комплексных исследований шерстяные материалы с содержанием 40, 60% и более нитронового волокна не могут быть рекомендованы для применения при изготовлении платьевого ассортимента. Гигиенически обоснованным является использование для детской одежды шерстяных материалов с включением не более 30% нитрона.
Поступила 10.08.81
УДК 613.262:631.893
К. Б. Баратов, X. А. Касимов, И. И. Бабаев, И. О. Редлер, Р. В. Данилова, А. 3. Меньшикова
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОВОЩНЫХ И БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР, ВЫРАЩЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ДОЗ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
Таджикский НИИ эпидемиологии и гигиены, Душанбе
Для интенсивного развития сельского хозяйства необходимо применение различных химических веществ (удобрений, пе.стицидов и др.). Имеются сообщения о том, что минеральные удобрения в определенных дозах могут изменить качественный состав продовольственныхкультур, их вкусовые и пищевые свойства (Г. А. Словцова; Ма^еу и ЬаскБоп; Рппк).
В связи с этим нами изучена пищевая ценность некоторых овощных культур, выращенных на почве, в кото-
рую внесены азот, фосфор и калий в различных дозах и сочетаниях. Помимо калия и азота, в возрастающем количестве вносились фосфорные удобрения, а для бахчевых, кроме фосфора и калия, — азотные удобрения. Эксперименты проводили на опытных участках совхоза Яванского района, почва которых представлена сероземами суглинисто-супесчаного механического состава. Делянки по 30 м2 были заложены в четырех повторностях. Полив осуществлялся из овощей ирригационной сети сов-
хоза. Пробы продуктов отбирали в период товарной зрелости из различных точек опытных делянок по 5 кг овощей и 30 кг бахчевых. Для каждой культуры (лук, томаты, арбузы, болгарский перец) отделяли контрольные варианты (без удобрений).
При выборе нормы расхода удобрений руководствовались рекомендациями по применению минеральных удобрений в республиках Средней Азии.
Оценка продуктов включала анализ органолептиче-ских свойств методом закрытой дегустации согласно «Методическим указаниям по оценке новых пестицидов». Определяли количество витамина С арбитражным индо-фенольным методьм (Б. А. Лавров), витамина Р — калориметрическим (Б. Я. Медовар), Р-каротина — спект-рофотометрическим методом с использованием колоночной хроматографии, общего сахара — перманганатным методом Бертрана (А. С. Радов и соавт.), общую кислотность — титрованием 0,1 н. раствором щелочи с последующим пересчетом на соответствующую кислоту, содержание минеральных элементов железа, алюминия, марганца, титана, меди, никеля — спектрофотометрическим методом, молибдена — фотокалориметрическим методом.
Установлено, что при использовании всех вариантов минеральных удобрений органолептические свойства репчатого лука, томатов, болгарского перца и арбузов практически не отличались от контроля. При применении минерального удобрения в дозах N200 К76 содержание витамина С в репчатом луке оставалось на уровне близких величин. Однако внесение таких же количеств азота и калия в комбинации с фосфорным удобрением из расчета 100—170 кг/га приводило к закономерному статистически достоверному его снижению.
При использовании удобрений в соотношении N200K7S, n20oK75Puo. NaooK76P120 содержание витамина В в репчатом луке возрастало на 7,0—18,5%, а дозы удобрений в N200KtsP1so и N2o(,K,5P„o приводили к его достоверному снижению. В случае применения фосфора из расчета 100— 150 кг/га совместно с N200 K75 наблюдалось некоторое повышение количества общего сахара, а с увеличением дозы фосфора до 170 кг/га в репчатом луке оно сократилось на 26%. При всех испытанных вариантах минеральных удобрений общая кислотность репчатого лука была на 13,2—27,6% выше, чем в контроле. Комбинированное внесение в почву хлористого калия и аммиачной селитры в дозах NjooKvj приводило к увеличению содержания в репчатом луке железа на 75% по сравнению с контролем, при этом количество алюминия, титана, марганца и никеля в нем уменьшалось незначительно.
Внесение минеральных удобрений в почву по-разному влияло на уровень отдельных микроэлементов. Так, при соотношении N200 K7SPioo обнаружен рост содержания железа на 125% и титана на 50% при одновременном снижении количества алюминия на 42%. С повышением доз фосфорных удобрений от 120 до 170 кг/га содержание алю. миния в репчатом луке уменьшалось в среднем на 68%,
Применение минеральных удобрений в дозах N2noK76P16o приводило к повышению уровня марганца на 79%, титана на 118% и никеля на 18%. Дальнейшее увеличение дозы внесения в почву суперфосфата (до 170 кг/га) приводило к увеличению содержания в луке железа на 30%, марганца на 90%. При этом также отмечено сокращение количества алюминия на 53% и никеля до следовых количеств. В луке остаточные количества нитритов равнялись 3,29—3,84 мг/кг, нитратов — 57,46— 60,54 мг/кг. Дозы удобрений К50 N120, K5oN12oP10o и K50N1S0P130 не вызывали заметных изменений содержания витамина С в болгарском перце, однако при норме расхода K50N120Pho наблюдалось снижение его на 30,7% по сравнению с контролем.
После применения удобрений с соотношением ингредиентов K50Nl20 и K6oNi2oPi7o количество витамина Р в болгарском перце не изменялось, но с повышением дозы
фосфорного удобрения до 160 кг/гана фоне внесения постоянных доз калия и азота в перце статически достоверно снижалось содержание витамина Р (21,5—46,1%).
При использовании всех вариантов удобрений в болгарском перце увеличивалось содержание ß-каротина, сахара и повышалась общая кислотность. При внесении в почву хлористого калия и аммиачной селитры в форме N2ooKjo в болгарском перце снизилось содержание алюминия на 53%, железа на 24%, никеля на 53% и марганца на 14%, а при добавлении к азоту и калию фосфорных удобрений из расчета 70 кг/га сократилось количество железа, алюминия, марганца, никеля и увеличилось содержание титана. В болгарском перце остаточные количества нитритов составили 2,41—2,93 мг/кг, нитратов — 36,1—38,1 мг/кг. При изучении действия различных доз минеральных удобрений на химический состав томатов получены следующие результаты: при соотношении компонентов N200KIOo. N2ooK2ooPioo. N2ooK10oPx4o и N2(HJK,oo Р,,0 уровень аскорбиновой кислоты снижался соответственно на 10,8, 40,5, 34,5 и 6,5%. Под действием этих же доз минеральных удобрений количество витамина Р существенно не менялось, лишь при дозах NiooKjooPiTn-при содержании этого витамина в томатах повышалос!. на 25,8%. Применение минеральных удобрений в дозах N;ooKioo. N200K10<>Piio повышало количество ß-каротинл в томатах на 15,9%, а более высокие дозы фосфора (140— 170 кг/га) в сочетании N200KI00 снижали его содержание на 31,1%.
Все примененные в дозе кислоты минеральных удобрений приводили к снижению количества сахара в томатах. При изучении минерального состава томатов установлено, что внесение N200K10o. N200K,,»Piio. N200K100P140 и N200K100P170 приводило к увеличению содержания всех изученных микроэлементов.
Остаточные количества нитритов и нитратов в томатах в период товарной зрелости составляли соответственно 3,84—4,38 и 60,08—64,16 мг/кг.
Примененные варианты удобрений (PI28NS0, Р120К60М70-pi2oK5oNioo. Pi2oKs,N,30 и PI2„K50Nieo) повышали содержание витамина С в арбузах соответственно на 3,2, 39,8, 11,1, 9,9 и 91% и витамина Р на 6—15,7%. Азотные удобрения, внесенные из расчета 130—160 кг/га, снижали количество витамина Р в арбузах соответственно на 1,8 и 13,3%. При всех использованных вариантах минеральных удобрений в арбузах снизилось содержание сахара. Наибольшее угнетение его биосинтеза (на 47%) наблюдалось при внесении Pl20K60Ne9- Фосфор и калий в Pi2oKjo в основном не вызывали изменений мнкроэлементного состава арбузов, тогда как добавление к этому аммиачной селитры из расчета 70 кг/га приводило к уменьшению содержания железа на 36%, увеличению марганца на 25% и титана 58%. Повышение расхода аммиачной селитры до 100 кг/га обусловило увеличение количества железа в арбузах на 44% и уменьшение содержания титана на 41%. В период товарной зрелости остаточные количества нитритов составили 0,28—3,52 мг/кг, нитратов — 10,43— 50,82 мг/кг.
Литература. Лавров Б. А. Методическое руководство по определению витаминов A, D, Е, В,, В2, РР, С, Р и каротина в витаминных препаратах и пищевых продуктах. М., 1960, с. 19—34. Медовар Б. Я■ Полифенолы (витамин Р) овощных культур и показатели их биологической активности. Автореф. дис. канд. Иваново-Франковск, 1968. Радов А■ С., Пустовой И. В., Корольков А. В. Практикум по агрохимии. М., 1965, с. 243—247. Словцова Г. А. — Химия в сельском хоз., 1975, № 12, с. 51—54.
Frink С. — Agricult. Sei. Rev., 1971, v. 9, p. 11—25. Masseit R., Lackson /.— J. Soil. Water Canservat., 1970, v. 25. p. 155-164.
Поступила 02.09.81