Научная статья на тему 'Pisaнская башня российской школы'

Pisaнская башня российской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PISA / TIMSS / PIRLS / РОССИЙСКАЯ ШКОЛА / RUSSIAN SCHOOL / КИТАЙСКАЯ ШКОЛА / CHINESE SCHOOL / ТЕСТ / TESTS / ЭКЗАМЕН / EXAMINATION / СОРЕВНОВАНИЕ / COMPETITION / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / СТУДЕНТ / STUDENT / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / ДОСТИЖЕНИЕ / ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доценко Константин Петрович

Данная статья рассматривает различные международные программы по оценке образовательных достижений школьников. Автор анализирует неуспехи представителей российских школ, рассуждает о причинах неудач. Он также описывает слагаемые успеха лидеров PISA, TIMSS и PIRLS, предлагает проверенные зарубежным опытом средства достижения высоких результатов российскими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PISA tower of Russian school

The article considers various international programs for the assessment of educational achievements of schoolchildren. The author analyzes the failures of the Russian schools representatives and discusses the reasons of the failures. The author also describes the success components of PISA, TIMSS and PIRLS leaders, offers proven international experience means to achieve high results by Russian schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Pisaнская башня российской школы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ■ СТАНДАРТЫ ИI ПЕДАГОГИЧЕСКАЯI ПРАКТИКА1

1УДК 37 ББК 74.262

Р1БЛНСКАЯ БАШНЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ1

К. П. Доценко

Аннотация. Данная статья рассматривает различные международные программы по оценке образовательных достижений школьников. Автор анализирует неуспехи представителей российских школ, рассуждает о причинах неудач. Он также описывает слагаемые успеха лидеров PISA, TIMSS и PIRLS, предлагает проверенные зарубежным опытом средства достижения высоких результатов российскими школьниками.

Ключевые слова: PISA, TIMSS, PIRLS, российская школа, китайская школа, тест, экзамен, соревнование, школьники, студент, учитель, международный опыт, достижение.

PISA TOWER OF RUSSIAN SCHOOL

K. P. Dotsenko

Abstract. The article considers various international programs for the assessment of educational achievements of schoolchildren. The author analyzes the failures of the Russian schools representatives and discusses the reasons of the failures. The author also describes the success components of PISA, TIMSS and PIRLS leaders, offers proven international experience means to achieve high results by Russian schoolchildren.

Keywords: PISA, TIMSS, PIRLS, Russian school, Chinese school, tests, examination, competition, schoolchildren, student, teacher, international experience, achievement.

Весной 2015 г. свыше 5 тыс. российских школьников - большей частью выпускники основной школы - приняли участие в своеобразном чемпионате мира по образованию - Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Такое тестирование 15-летних школьников из 65 стран раз в 3 года проводит Организация экономического сотрудничества и

развития совместно с ведущими международными научными организациями. Его особенностью является то, что упор сделан, в первую очередь, на математику.

Россия участвовала во всех проводимых с 2000 г. исследованиях, показав неожиданно низкие результаты по общему (среднему) баллу, оказавшись ниже 30-го места. На сегодняшний день передовые позиции в рейтингах PISA2

Работа над данной статьей проводилась при поддержке Департамента образования города Москвы, в рамках проекта «Проведение сравнительного анализа эффективности образовательных программ по предметам математики, физики, информатики, химии, биологии в системах общего образования Китая, Ю.Кореи, Сингапура с целью распространения лучшего мирового опыта в системе образования г. Москвы».

PISA (англ. Programme for International Student Assessment - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять

занимают страны Юго-Восточной Азии, которые окончательно вытеснили в 2009 г. европейцев (финнов) из тройки лидеров. Первое место в мире принадлежит школьникам из Шанхая (Китай), обошедших ровесников из Сингапура и Южной Кореи, находящихся на 2-м и 3-м местах соответственно. Секрет успеха действующих «чемпионов» все больше интересует европейцев. Например, не так давно десятки учителей из Шанхая были приглашены в школы Великобритании, чтобы повысить уровень знаний школьников в области математики и степень профессионализма педагогов с опорой на китайский опыт.

В связи с этим встает вопрос: что делает Россия на данном направлении и каковы перспективы отечественного школьного образования в свете глобальных изменений в методиках оценки уровня знаний и самих принципов образовательной деятельности в средней школе. Сегодня Правительство Москвы предпринимает шаги, призванные сделать столичную систему образования более современной и отвечающей высоким мировым стандартам. Китайский же опыт здесь особенно интересен, ведь основная школа в этой стране, по сути, была калькой с советской середины прошлого века. Судя по блестящим результатам шанхайских школьников, на современном этапе Китай смог не только грамотно использовать советские традиции, но и адаптировать лучшие достижения западной педагогической науки. В свою очередь, эти успехи конвертировались в бурное развитие страны.

Важно не только понять, что помогло Китаю достичь такого результата, но и учесть допущенные ошибки, что позволило бы избежать лишних бюджетных трат и снять наиболее болезненные проблемы, которые так или иначе

возникают в ходе модернизации отечественной системы образования.

Шанхай, школьники которого представляли Китай на тестировании PISA, - современный мегаполис, один из лидеров китайского образования. И переносить его результаты на всю страну - не вполне корректно. А вот сравнивать шанхайскую систему образования с московской представляется допустимым.

Помимо PISA сегодня существуют и другие системы оценки уровня знаний школьников. В частности, TIMSS3 и PIRLS4. Они анализируют уровень усвоения учеником школьной программы. И здесь российские ребята показывают относительно высокие результаты. По мнению многих экспертов, это связано с ориентацией российской школы на передачу большого массива знаний. PISA же, в первую очередь, изучает способность подростков применять полученные в знания в жизни, выявляет самостоятельность их мышления. В век Интернета, когда любая информация всегда под рукой, это зачастую важнее, чем носить «библиотеку в голове». Иными словами, именно PISA позволяет понять, в какой стране подрастает более подготовленное к современной жизни, а значит, и более конкурентоспособное поколение. Так, например, в Германии, у которой по результатам PISA оказался далеко не лучший результат (в 2012 г. - 16-е место, 2009 г. - 20-е, 2006 г. - 17-е, 2003 г. - 19-е, 2000 г. - 21-е), после очередного тестирования были предприняты не только серьезные попытки разобраться в причинах неудач, но и сделаны, как у нас говорят, оргвыводы.

Слагаемые китайского успеха

Китай начал реформу образования практически в одно время с нами - в 1993 г. Реализации конкретных мер предшествовал 5-летний

знания на практике; мониторинговое исследование качества образования в школе. Периодичность исследования -раз в три года (2000, 2003, 2006, ..., 2012 гг.). Возраст тестируемых школьников - 15 лет. Организатор - Организация экономического сотрудничества и развития (OECD).

Российские подростки по оценке среднего уровня знаний школьников PISA в 2000 г. заняли 25-е место среди 31 страны-участницы, в 2003 г. - 32 (41), в 2006 г. - 36 (55), в 2009 г. - 41 (63), в 2012 г. - 34 (65). TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) - международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования среди учеников 4-х и 8-х классов, которое проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA) раз в 4 года. В последнем исследовании 2011 г. по оценке математического образования российские четвероклассники заняли 10-е место, восьмиклассники - 6-е место. По оценке естественнонаучного образования российские учащиеся 4-х классов заняли 5-е место, восьмиклассники - 7-е место.

PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) - международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для учащихся 4-х классов, проводится IEA раз в 5 лет. Российские школьники в 2001 г. заняли 12-16-е места (35), в 2006 г. - 1-е (45), в 2011 г. - 2-е (45).

сбор и анализ лучшего мирового опыта и его адаптация к китайским реалиям.

В результате в Китае была сформулирована новая цель школьного образования, суть которой заключается в том, чтобы помочь человеку в достижении счастья через выявление его таланта и успешной самореализации в любимом деле. Занимаясь тем, что ему интересно, ребенок сам стремится узнать больше, чтобы достичь успеха. Мотивация превращается в самомотивацию, в результате чего принуждение к учебе становится излишним. В результате ребенок оказывается способен не только достичь вершин мастерства, но и предложить новые идеи, инновации. Собственно, этого и требует от человека современная экономика.

В китайских школах отсутствуют портреты Мао Цзэдуна или Си Цзиньпина. Но на стенах нет свободного места - везде висят фотографии детей с отмеченными талантами и достижениями. Это - лучшая мотивация для учеников.

Конечно, в школьном образовании Китая сохраняется система обязательных предметов. Но программа обучения ориентирована, в первую очередь, на выявление талантов каждого ученика. И выстраивается она так, чтобы обеспечить ребенку движение от успеха к успеху в развитии своего таланта, в освоении любимого дела.

Организационно эта задача решается через хорошо знакомое российской школе профилирование классов. Благодаря тому, что в китайских школах учится по 7-10 тыс. человек, на потоке формируется как минимум 7 классов. Разнообразие же профилей (специализаций) гораздо шире. Начиная с первого класса ребенок по результатам тестирования может переводиться в класс, соответствующий «профилю» его способностей, где эти способности будут целенаправленно развивать.

Систему широкого профилирования стремится внедрить в Москве руководство столичного образования. В последние годы проведена большая работа по созданию крупных образовательных комплексов, объединяющих несколько школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования. Эффект от этих мер носит отсроченный характер и обязательно проявится в перспективе. Пока же эти начинания весьма неоднозначно воспринимаются учительским корпусом и родителями.

В целом в российской школе, как было упомянуто, упор делается на освоение объема знаний. Такой подход сформировался в первой половине прошлого века, когда в образовании ценились узкая специализация, глубокое погружение в предмет, знание цифр и дат. Все эти знания учителям нередко приходится буквально «запихивать» в школьников, которые справедливо считают, что всегда смогут почерпнуть их из Интернета. Естественно, такой подход не формирует мотивацию к получению знаний. И уж точно не помогает ребенку раскрыть свой талант и найти любимое дело. Безусловно, мы не призываем полностью отказаться от наработок отечественной педагогической школы, в том числе и советского периода, но полагаем, что в стремительно глобализирующемся мире невозможно замыкаться лишь на национальном, пусть порой и позитивном опыте. Таким образом, сохраняя все лучшее, мы должны двигаться вперед с учетом лучших мировых стандартов в области качества образования и методик преподавания.

Средства достижения цели

Когда меняется цель - меняются и пути ее достижения. Для школы это методики преподавания и воспитания. Разработать такие инструменты - задача российской педагогической науки. Но гораздо важнее то, как они будут применяться. Это поднимает вопрос о роли учителя в новой школе, о новых подходах к его подготовке.

В странах с современной системой образования, на которые ориентируется Китай, отношения «учитель-ученик» воспринимаются как отношения «тренер-спортсмен», в которой не один оценивает другого, а оба участника вместе работают на достижение лучшего результата. В спорте оценить результаты совместной работы тренера и спортсмена помогают соревнования, и в первую очередь - международные. Их своеобразным аналогом применительно к школе являются олимпиады и тестирования - в том числе и PISA.

В нашем профессиональном педагогическом сообществе складывается различное отношение к подобному тестированию. Высказываются резкие отзывы, в частности - по поводу результатов тестирования PISA. И понятно по-

чему: такие неутешительные для российской школы результаты нелегко признать. Безусловно, действующая система удобна учителям, которые сами оценивают ученика по пятибалльной шкале. Насколько это полезно для школьников, можно судить по результатам, которые показывают, что в России более трети детей оканчивают начальную школу с заниженной самооценкой, а некоторые - с депрессией. То есть фактически нуждаются в лечении. И что еще более неприятно - это один из самых высоких показателей в мире.

Какие рецепты предлагает мировой опыт? Первое - это отказ от оценок в пользу регулярного тестирования - «независимого аудита». Например, в Китае такое тестирование проводится 2 раза в год. Учитель разбирает с ребенком ошибки в решениях, но не оценивает его. Содержание тестов определяет содержание учебного процесса и школьных программ. Учитывая, что в Китае тесты ориентированы на лучшие мировые образцы, можно говорить, что китайская школа работает по высочайшим мировым стандартам.

В России только ленивый не ругал ЕГЭ. Его содержание до сих пор вызывает справедливые претензии. Прежде всего потому, что задания ЕГЭ нередко выбиваются из колеи школьной программы и вводят в ступор даже учителей. Но при этом они не ориентированы и на мировую практику. Такое двойное несоответствие сильно снижает эффективность этого в целом современного и нужного инструмента «независимого аудита». Как и утечки ответов, различные коррупционные нарушения.

Ситуация постепенно меняется и все больше регионов ориентируют программы подготовки на требования ЕГЭ. В частности, в Москве во многих школах ориентация на содержание ЕГЭ при подготовке школьников начинается примерно с 5-го класса. Но содержание ЕГЭ определяется на федеральном уровне. И нельзя сказать, что при составлении тестов за основу берутся лучшие наработки международных образовательных агентств, хотя сегодня есть все возможности для их изучения.

Второй же проблемой ЕГЭ, отделяющей Россию от мирового опыта, является его ориентация на заучивание материала, но не применение его на практике. Таким образом, получая

знание, ребенок не получает компетенций, столь необходимых ему в современном мире.

Учитель - вечный ученик

«Независимый аудит» нужен и для оценки квалификации учителей. Профессиональный стандарт, разработанный Минтрудом, в этом отношении скорее идеален, чем реалистичен. Программ подготовки высококлассных педагогов, как и способов контроля соответствия реальных учителей требуемым параметрам, на сегодняшний день в России так и не появилось. Аттестация учителя напоминает пасьянс - раскладывание бумаг о достижениях за отчетный период: какие курсы пройдены, как повышена квалификация и так далее. Отчетностью они загружены больше, чем работой с детьми.

Регулярное тестирование - как это принято во многих странах мира - вернет учителя ученикам, избавив от бюрократической волокиты. В таких тестах упор делается на умение работать с детьми: около 30% заданий касаются детской психологии, около 30% - новых методик передачи знаний, остальные проверяют уровень знаний собственно предмета. В России такой подход отсутствует даже при проведении конкурсов на звание учителя года.

В Китае же учителя проходят оценку квалификации ежегодно. Причем задания ориентируются на лучшие зарубежные аналоги и образцы. В результате, готовясь к тестам, педагоги хорошо понимают, какие знания им необходимы для профессионального развития. Кстати, в Китае переподготовку или повышение квалификации учителя проходят за свой счет, прежде всего, через дистанционное обучение в Интернете. Естественно, они используют программы ведущих педагогических университетов мира.

Готовы ли российские педагоги к таким нововведениям - большой вопрос.

Полезные связи

Выше уже было сказано об ориентации на требования и рекомендации международных образовательных организаций, которые отражены в тестах для учителей и учеников (в том числе PISA). В чем же их суть? Прежде всего - в развитии метапредметного подхода, который основан на интеграции, универсальности зна-

ний. Он формирует в учащемся совершенно другой тип сознания, ориентирует не столько на запоминание сведений, сколько на их осмысление, помогает ребенку понимать взаимосвязь знаний из разных областей: например, использовать математику для решения задач по физике или применять физические знания при изучении биологических процессов.

В России в этом направлении много недоработок. Поэтому можно услышать от школьников такие заявления: «Я хочу быть юристом, зачем мне математика?» А ведь умение доказывать теоремы поможет лучше выстроить линию защиты в суде. Непонимание ребенком того, что в каждом предмете есть полезная составляющая для любимого дела, приводит к отставанию им позиции о якобы ненужности изучения тех или иных предметов. А школа, к сожалению, не помогает ему избежать этой ключевой ошибки. В результате при прохождении тестирования, построенного на метапредметном подходе (такого, как PISA), российские школьники, естественно, теряются. А большинство учителей, в свою очередь, только читало о таком подходе в профессиональных изданиях и не готово воплощать его в жизнь.

Более того, внедрение метапредметного подхода потребует тщательной предварительной научной проработки. А также коренных изменений в организации учебного процесса, в инфраструктуре школ, в оборудовании классов.

Это касается и инклюзивного образования, которое пока остается для нашей образовательной системы одной из самых неразрешимых задач. Москва в этом плане пошла на достаточно решительные шаги и начала создавать в обычных школах условия для совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми. Сегодня это направление является одним из приоритетных в Государственной программе «Столичное образование». Это уже не отдельные добрые начинания и примеры, а систематическая, комплексная работа. Именно так надо действовать по всем направлениям развития школьного образования.

Старая новая школа

Нельзя сказать, что идеи, положенные в основу китайских образовательных реформ, не

знакомы нашей педагогической общественности. Утвержденная в феврале 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обобщает многие достижения мировой педагогической науки и практики. Их внедрение в российскую школу идет по линии различных федеральных программ, связанных с развитием образования и подготовки кадров. Но темпы и качество реальных дел в общероссийском масштабе сильно отстают от деклараций. А стремление отдельных регионов, в частности Москвы, двигаться «опережающими темпами», чтобы поспеть за глобальными образовательными трендами, ограничено как распределением полномочий между федерацией и субъектами, так и консерватизмом преподавательского корпуса и общественности.

Тот путь, который российскому школьному образованию надо пройти, успешно преодолен уже многими странами. Их опыт может служить нам рекомендацией, а достижения -ориентиром. Или - в хорошем смысле слова -вызовом.

PISA - это престижное интеллектуальное соревнование среди школьников, которым предстоит созидать, развивать свои экономики и страны. Почему мы не ставим себе целью быть в нем лучшими, как на Олимпиаде, и не выстраиваем под достижение этой цели всю российскую школу, как это сделал действующий чемпион? В конце концов, эта победа не менее значима для будущего страны, чем любое спортивное «золото».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Shepard, N. How PISA testing may be ruining education [Электронный ресурс] / N. Shepard // Deseret news. - 21.05.2014. - Режим доступа: http://national.deseretnews.com/article/1520 /how-pisa-testing-may-be-ruining-education. html (дата обращения: 11.02.2016).

2. Tyre, P. Is Your Child a "Group Problem Solver?" The PISA Test Will Decide [Электронный ресурс] / P. Tyre // Scientific American. -01.08.2015. - Режим доступа: http://www.sci-entificamerican.com/article/is-your-child-a-group-problem-solver-the-pisa-test-will-decide/ (дата обращения: 11.02.2016).

3. Ковалева, Г. С. Первые итоги PISA: Россия - опять тройка [Текст] / Г. С. Ковалева // Директор школы. - 2011. - № 2.

4. Сухорецкая, А. Система школьного образования в Китае, или Что наша жизнь - экзамен [Электронный ресурс] / А. Сухорецкая // Ма-газета. - 19.03.2014. - Режим доступа: http:// magazeta.com/2014/03/education-system/ (дата обращения: 11.02.2015).

5. Ширшова, Л. Математическое образование в Шанхае: трудолюбие и отвага [Электронный ресурс] / Л. Ширшова // Newtonew. - 17.12. 2014. - Режим доступа: https://newtonew. com/discussions/matematicheskoe-obrazovanie -v-shanhae-trudolju bie-i-otvaga (дата обращения: 11.02.2016).

REFERENCES

1. Shepard N. How PISA testing may be ruining education. Deseret news. 21.05.2014. Available at: http://national.deseretnews.com/article/1520

/how-pisa-testing-may-be-ruining-education. html (accessed: 11.02.2016).

2. Tyre P. Is Your Child a "Group Problem Solver?" The PISA Test Will Decide. Scientific American. 01.08.2015. Available at: http://www. scientificamerican.com/article/is-your-child-a-group-problem-solver-the-pisa-test-will-decide/ (accessed: 11.02.2016).

3. Kovaleva G. S. Pervye itogi PISA: Rossiya -opyat troyka. Direktor shkoly. 2011, No. 2.

4. Sukhoretskaya A. Sistema shkolnogo obra-zovaniya v Kitae, ili Chto nasha zhizn - ekza-men. Magazeta. 19.03.2014. Available at: http: //magazeta.com/2014/03/education-system/ (accessed: 11.02.2015).

5. Shirshova L. Matematicheskoe obrazovanie v Shankhae: trudolyubie i otvaga. Newtonew. 17. 12.2014. Available at: https://newtonew.com / discussions/matematicheskoe-obrazovanie-v-shanhae-trudoljubie-i-otvaga (accessed: 11.02. 2016).

Константин Петрович Доценко, проректор по международной деятельности Московского педагогического государственного университета, исполнительный директор Российского культурного центра в Пекине (КНР) в 2G11-2G14 гг. e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu

Dotsenko Konstantin P., Vice-rector for Internationa! affairs of Moscow State Pedagogical University; Chief executive, Russian Cultural Center in Beijing (PRC) in 2G11-2G14. e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.