ПИСАНИЦА КАКОВА (ЧИТИНСКИЙ РАЙОН, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ)
О.Ю. Ячменёв, студент Д.Е. Власенко, студент
Забайкальский государственный университет (Россия, г. Чита)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-4-32-37
Аннотация. В статье представлены предварительные результаты обследования нового памятника наскального искусства Забайкалья - писаницы Какова. Всего авторами выявлено три пункта и девять групп с древними изображениями, выполненными темно-красной и ярко-красной охрой. Большинство изображений сохранилось фрагментарно. Наиболее выразительные наскальные изображения находятся в пункте А. Также авторы отметили предположительные места для проведения дальнейших археологических раскопок, с целью выявления культурных слоев.
Ключевые слова: Читинский район, река Какова, наскальное искусство, писаницы, антропоморфное изображение, зооморфное изображение, жертвенник.
В марте 2024 г. состоялась однодневная экспедиция на ранее неизвестный памятник наскального искусства. В поездке приняли участие авторы статьи, студенты ЗабГУ - Лоншаков К.А. и Сажина П.М. и участники внедорожного сообщества Забайкальского края - Зубенко В. (первооткрыватель), Вторушин Р., Виртуозов В. и Тарасенко А.
Основной целью поездки было визуальное обследование памятника, выявление количества групп изображений, степень их сохранности для дальнейшего внесения объекта в реестр историко-культурного наследия Забайкальского края. В ходе исследования использовались базовые археологические методы, применяемые при изучении древнего наскального искусства -фотофиксация скальной поверхности, скального массива, наскальных изображений, определение геолокации, обработка фотографий с древними рисунками через цифровую программу aDStretch. В процессе исследования памятника были определены его координаты - N 51°45'21.0'', E 113°19'51.1М.
На территории Читинского района, включая данный памятник, 10 объектов древнего наскального творчества. Исследования наскального искусства Читинского района связаны с такими именами, как А.П. Окладников, В.Д. Запорожская,
А.И. Мазин, И.И. Кириллов,
М.В. Константинов, А.В. Константинов, И.И. Пономарева, С.Б. Верещагин и Д.А. Пуховской. Вклад в изучение писаниц внесли и авторы данной статьи. Ими были открыты новые и изучены следующие памятники - Сохатиный Камень и Титовская Сопка [1, с. 24-25; 2, с. 44-45], Сухотино-13 [3, с. 13; 4, с. 198-200], Ущелье и Эхо [4, с. 186, 229-230], Смоленские Скалы [5, с. 268], Дворцы [6, с. 89; 7, с. 209-211], Арах-лейская писаница [8, с. 115; 9, с. 197-200], и Колочное [10, с. 186].
Основная часть. Памятник находится в Восточном Забайкалье в 34 км к юго-западу от г. Чита (рис. 1). От ближайшего населенного пункта - с. Сивяково на юго-восток 17 км. Местность памятника характеризуется гористым рельефом, так как он расположен на забайкальском хребте Черского. Здесь можно встретить как высокие горные вершины, так и глубокие долины. Высшая точка хребта достигает 1644 м над уровнем моря. Писаница располагается на прямоугольном останце, высота которого составляет 25 м. Памятник имеет высоту в 1245 м над уровнем моря. Геологически останцы хребта Черского состоят из древних кристаллических пород, таких как граниты и гнейсы, а также метаморфических и осадочных пород. Осмотр ближайших к писанице останцев на наличие рисунков результатов не дал. Климат в районе памятника холодный континенталь-
ный. В окрестностях останца с писаницей находятся истоки таких горных рек как Какова, Семён и Каменка (бассейн р. Ингода). Ближе всего к останцу с писаницей р. Какова, поэтому следует связы-
В ходе работ было выявлено три пункта с древними рисунками, выполненными темно-красной и светло-красной охрой (рис. 2). Благодаря удалённости и трудно-доступности памятника, уровень антропогенного воздействия относительно низкий. Однако природный фактор разрушения скальной поверхности крайне высок. Особенно в удручающем состоянии находится пункт А.
Пункт А располагается на левой части скального массива, имеет относительно гладкую поверхность. Древние рисунки
вать памятник с ней. Растительный покров представлен главным образом горной тайгой, в которой преобладают лиственницы, сосны и кедры. Встречаются также кустарники и травянистые растения.
нанесены на вентральной стороне карниза. Размер плоскости: высота - 2 м, ширина -2,5 м. Плоскость располагается на высоте ок. 1 м от уступа скалы. Поверхность пересекают ряд горизонтальных и вертикальных трещин. Плоскость повреждена мучнисто-чешуйчатым разрушением и белесыми натеками.
На плоскости выявлено шесть групп изображений (рис. 3). Большая часть групп сохранилась фрагментарно, что делает их трудно читаемыми. Особенно хочется выделить группы - 1, 2, 3, 4.
Рис. 1. Топоплан памятника
Рис. 2. 1. Вид с востока на скальный массив с пунктами А, Б, В; 2. Вид на скальный массив с юга, стрелкой отмечено место сосредоточения изображений. Авторский рисунок.
Группа-1. Представляет собой две антропоморфные фигуры. Левая фигура сильно расплылась, но хорошо прослеживаются ноги, объемное туловище, над которым располагается полукруглый фрагмент изображения, возможно, это утраченное изображение бубна и шамана. Правее этой фигуры находится фаллическое антропоморфное существо. Из-за плохой сохранности трудно восстановить их первоначальный облик. По этой же причине возможны и другие трактовки. Не исключено, что ранее это было одно изображение (рис. 3, 1).
Группа-2. Состоит из объемной зооморфной фигуры и большого количества
фрагментов изображений. Зооморфное существо выполнено контурной техникой в профиль, головой влево. Голова вытянутая, хорошо прослеживаются надбровная дуга и клиновидная морда. Однако большая часть изображения сохранилась фрагментарно. Центр композиции покрыт белесым натеком. Учитывая плохую сохранность, как и в предыдущем случае, возможны и другие интерпретации (рис. 3, 2).
Группа-3. Большое аморфное пятно (рис. 3, 3).
Группа-4. Трудно читаемые фрагменты изображений (рис. 3, 4).
Рис. 3. Общий вид на пункт А. 1 - Группа-1; 2 - Группа-2; 3 - Группа-3; 4 - Группа-4. Обработка. Авторский рисунок.
Пункт Б располагается правее пункта А, представлен двумя группами изображений (7 и 8). Группы находятся на расстоянии 4 метров друг от друга (рис. 4). Учитывая незначительное количество изображений, было принято решение объединить их в один пункт.
Группа-7. Располагается на вентральной части большого выступающего карниза, обращенного на север. Плоскость с древними рисунками шероховатая, нахо-
дится на высоте 1 м от уступа скалы. Группа представлена четырьмя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, образуя подобие оградки. Изображение сохранилось фрагментарно (рис. 4, 7).
Группа-8. Располагается правее группы-7, на высоте 0,8 м от подножия скалы. Плоскость находится в плохом состоянии и обращена на восток. Всего выявлено два рисунка - вертикальная плавно загнутая линия и фрагмент изображения (рис. 4, 8).
Рис. 4. Общий вид на пункт Б. 7 - Группа-7; 8 - Группа-8. Обработка. Авторский рисунок
Рис. 5. Общий вид на пункт В. 9 - Группа-9. Обработка. Авторский рисунок.
Пункт В расположен правее пункта Б север. Плоскость сильно пострадала из-за на правой грани карниза, обращенного на природного фактора, вследствие чего обра-
зовалась большая вертикальная трещина и белесые натеки. Пункт В представлен одной группой (9) изображений, выполненной ярко-красной охрой (рис. 5, 9).
Группа-9 сосредоточена на высоте 1,3 м. от уступа скалы. Группа состоит из верти-
кально расположенных 18 округлых пятен и двух линий.
Кроме древних изображений нами были определены два перспективных участка для дальнейшего проведения археологических раскопок (рис. 6).
Рис. 6. Места расположения перспективных участков для проведения археологических
раскопок. Авторский рисунок.
Первый участок (рис. 6, 1) располагается под пунктом А. Такой вывод был сделан на основе следующих наблюдений.
Во-первых, пункт А представлен наибольшим количеством изображений, что может предполагать наличие здесь «мастерской» древнего художника, жертвенника или кратковременной стоянки.
Во-вторых, данный пункт больше всего пострадал от природного фактора. Возможно, что при раскопках удастся обнаружить в культурных слоях фрагменты камней с изображениями.
Второй участок (рис. 6, 2) находится левее пункта В. Здесь была выявлена небольшая кладка из камней, предположительно выложенная человеком. Однако все вышеперечисленное является лишь теорией.
Заключение. Таким образом, в ходе визуального обследования памятника наскального искусства, ранее неизвестного научной общественности - Какова, нам удалось обнаружить три пункта с древними изображениями, выполненными темно-красной и ярко-красной охрой. Исходя из такого многообразия цвета пигментирующего вещества, можно предположить, что рисунки являются разновременными. Однако, на данном этапе исследования, а также учитывая плохую сохранность изображений, дать культурную интерпретацию и датировать древние рисунки невозможно. Только при дальнейших археологических изысканиях, возможно получить условный возраст древних изображений. Также нами отмечено два перспективных участка для проведения археологических раскопок.
Библиографический список
1. Мазин А. И. Таежные писаницы Приамурья. - Новосибирск: Наука, 1986. - 259 с.
2. Окладников А. П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья в 2 т. Т. 2. - Ленинград: Наука, 1970. - 262 с.
3. Константинов М.В. О возможности создания Историко-культурного музея на Титов-ской сопке в районе скал Сухотино // Сохранение историко-культурного наследия: опыт, проблемы и перспективы. - Чита: ЗабГУ, 2022. - С. 12-15.
4. Наскальное искусство Титовской сопки: результаты новейших исследований / О.Ю. Ячменев, Д.Е. Власенко, А.В. Гармаева, Н.О. Викулова // Genesis: исторические исследования. - 2023. - № 12. - С. 190-208. - DOI 10.25136/2409-868X.2023.12.68808. - EDN BUXCWR.
5. Верещагин С.Б., Пуховской Д.А. Смоленские скалы // Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. - Новосибирск: Наука, 2011. - 268 с.
6. Пономарева И.А. Исследования памятников наскального искусства в Забайкальском крае в 2017 г. // Гуманитарный вектор. - 2018. - Т. 13. № 6. - С. 82-93.
7. Ячменев О.Ю. Писаницы в урочище «Дворцы» (бассейн Р. Ингоды, восточное Забайкалье) / О.Ю. Ячменев // Древние культуры Монголии, Байкальской и Южной Сибири и Северного Китая: Материалы XII Международной конференции, Иркутск, 25-30 сентября 2023 года / Отв. редакторы Д.Н. Лохов, Е.А. Липнина. - Иркутск: Институт географии им.
B.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, 2023. - С. 208-213.
8. Константинов А.В. Возможности развития научного туризма (историко-географический аспект) в Забайкальском крае в районе Ивано-Арахлейских озер // Минералогия и геохимия ландшафта горнорудных территорий. Рациональное природопользование. - Чита: ООО «Экспресс-издательство», 2023. - С. 175-177.
9. Ячменёв О.Ю., Власенко Д.Е. Арахлейская писаница на забайкальском участке Великого Мирового водораздела // 300-летие первой научной экспедиции Д.Г. Мессершмидта в Забайкалье: материалы LXIV Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых / Забайкальский государственный университет; ответственный редактор А.В. Константинов. - Чита: ЗабГУ, 2024. -
C. 197-200.
10. Куйдин Н.В., Ячменёв О.Ю. Памятники наскального искусства Читинского района // 300-летие первой научной экспедиции Д. Г. Мессершмидта в Забайкалье: материалы LXIV Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых / Забайкальский государственный университет; ответственный редактор А.В. Константинов. - Чита: ЗабГУ, 2024. - С. 185-188.
PISANITSA KAKOVA (CHITA DISTRICT, TRANS-BAIKAL TERRITORY)
O.Y. Yachmenev, Student
D.E. Vlasenko, Student Zabaikalsky State University (Russia, Chita)
Abstract. The article presents the preliminary results of the survey of the new monument of rock art of Transbaikalia - pisanitsa Kakova. In total, the authors identified three points and nine groups with ancient images made in dark red and bright red ochre. Most of the images have been preserved in fragments. The most expressive rock carvings are located in point A. The authors also noted the proposed sites for further archaeological excavations in order to identify cultural layers.
Keywords: Chita district, Kakova river, rock art, writings, anthropomorphic image, zoomor-phic image, altar.