НОВЫЕ ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ (БАССЕЙН РЕКИ ИНГОДА)
О.Ю. Ячменёв, студент Д.Е. Власенко, студент
Забайкальский государственный университет (Россия, г. Чита)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-68-72
Аннотация. В статье представлены предварительные данные о новых памятниках наскального искусства Восточного Забайкалья - Шивандакан-1 и Шивандакан-2. В первом случае было выявлено 13 групп рисунков в двух пунктах. Особый интерес представляют изображения различных оград и двух фигурок животных. Также отмечается, что объекты являются перспективными с точки зрения дальнейших исследований с использованием многогранных археологических методов.
Ключевые слова: бассейн реки Шилка, поселок Первомайский, река Шивандакан, скальный массив, писаницы.
Наскальное искусство - это одно из творческий проявлений человека, выражающееся в нанесении рисунков на плоскостях скальных массивов, останцев, пещер и гротов. На территории бассейна р. Ингода сосредоточено по меньшей мере 9 памятников с наскальными рисунками, обнаруженные и исследованные А.П. Окладниковым и В.Д. Запорожской -Титовская Сопка, Сохатиный Камень [1, с. 44-45], И.И. Кирилловым и
М.В. Константиновым - Сухотино-13 [2, с. 13], Д.А. Пуховским - Смоленские скалы [3, с. 268], а также писаницы - Ущелье [4, с. 229-230], Дворцы [5, с. 208-213], Ко-лочнинская писаница [6, с. 88-90], Архей-
ская писаница [7, с. 176] и рисунки на скалах Эхо [8, с. 3], находящиеся на данный момент в процессе изучения. В 1980-х гг. А.И. Мазиным обследовались писаницы Титовской сопки [9, с. 25]. Позже, в 2017 г. мониторинг наскальных рисунков бассейна р. Ингода проводила И.А. Пономарева [10, с. 82-93].
В январе 2024 г. были открыты новые памятники наскального искусства, которые располагаются в 5 км юго-восточнее п. Первомайский (Шилкинский район). Объекты получили названия «Шивандакан-1» и «Шивандакан-2», т. к. в 450-500 м восточнее них течет ручей Шивандакан (рис. 1).
Рис. 1. А. Топоплан расположения памятников; Б - пункт-1; В - пункт 2. Авторский рисунок
Шивандакан-1. Памятник располагается на юго-восточной стороне скальной гряды, состоящей из разрозненных останцев, имеющих полиминеральный состав. Высота полиминеральной скалы ок. 15 м. Объект условно характеризуется двумя пунктами наскальных рисунков. Географические координаты: N 51° 42' 57.8'', E 115° 36' 35.5''. Отметим заранее, что возможна и другая нумерация пунктов и групп, особенно, учитывая тот факт, что в этой работе представлены данные первичного визуального осмотра.
Пункт-1. Состоит из 10 групп, выполненных ярко-красной и бледно-красной охрой с розоватым оттенком. Группы 1-6 сохранились плохо (рис. 1. А). Большинство рисунков трудно определить, поэтому необходима дополнительная обработка через программы «aDStretch» и «Photoshop» (рис. 2).
Группа-1. Представляет собой две плоскости, обращенные друг к другу, и состо-
ящие из изображений длинных вертикальных линий.
Группа-2. Находится слева от группы-1, на плоскости, образующей небольшой навес над группой-3. Как и в предыдущем случае, она представлена вертикальными линиями.
Группа-3. Находится на отдельной небольшой наклонной плоскости, обращенной к группе-1. В основу сюжета входят изображения коротких и средних размеров вертикальных линий.
Группа-4. Расположена слева от груп-пы-3. Рисунки переданы сплошными вертикальными линиями.
Группа-5. Одна из наиболее представительных композиций, представленной линиями, «№>-образным знаком, и другими сложно трактуемыми изображениями (рис. 2. а).
Группа-6. Самая объемная композиция, состоящая из множества, хаотично рассредоточенных вертикальных линий. Особый
интерес представляет фигура животного, туловище которого гипертрофированно вытянуто, спина ровная, в шейном отделе слегка сгибается, образуя морду клиновидной формы, сверху которой отмечены две конечности, напоминающие рога, либо два заостренных уха, снизу, голова образует хоботок, вытянутую пасть существа. С задней и передней части туловища хорошо прослеживаются две пары ног, а также небольшой отросток, похожий на хвост. Фигура изображена контурной техникой, с частичной заливкой морды. Туловище выполнено линейной техникой, нехарактерной для Забайкалья (рис. 2. б). Над рисунком животного изображена фи-
гура, невооруженным глазом напоминающая орнитологическое существо. Однако, при тщательном осмотре, с использованием цифровых методик, видно, что изображение неоднородно, и состоит из разных рисунков. Слева - 4 пятна, справа - 2 линии с отростками, напоминающие рога оленя и массивное, плохо сохранившиеся туловище животного.
Группа-7. Находится в небольшой нише, защищенной естественным навесом, благодаря чему она сохранилась очень хорошо. Состоит группа их сплошных вертикальных линий, расположенных одним рядом.
Рис. 2. Наскальные изображения пункта-1. Авторский рисунок
Группа-8 и группа-9 сосредоточены в небольшом гроте, в угловой части скального массива. Обе группы обращены друг к другу. Группа-8 состоит из двухуровневой оградки, заполненной в верхней правой части двумя знаками, снизу - салическим символом, напоминающим «солнце». Справа от оградки расплывшаяся фигура. Группа-9 состоит из большой оградки, слева заполненной линиями, сложенными одна поверх другой, по центру - пятнами, справа - полукругом, имеющим форму салического символа (рис. 2. в). Справа и сверху от оградки - фрагменты рисунков. Слева - фигура, похожая на зигзаг.
Группа-10. Располагается на высоте ок. 8 м от подножия скалы, в небольшой ни-
ше. Плоскость представлена объемным изображением оградки, заполненной слева и снизу скоплением точек, в правом верхнем углу оградки располагается дугообразный изгиб, ниже которого находится знак перевернутой буквы «X». Оградка практически полностью сохранилась, лишь правая граница ее повреждена натеком. Снизу оградки изображен канал, имитирующий, по всей видимости, вход, либо ствол. По внешним границам изображения древние художники нанесли горизонтальные и вертикальные линии, напоминающие «лучи», возможно, ветви (рис. 2. г).
Пункт-2. Состоит из групп-11, 12 и группы-13. Находятся на отдельной части скальника, примерно в 50 м восточнее от
основного скопления рисунков. Группа-11 представлена фрагментами изображений. Группа-12 находится на большой плоскости и состоит из коротких и длинных линий, сильно заветренных, из-за чего рисунки трудно читаемы. Слева от группы-12 находится группа-13, на которой найден рисунок перевернутого вправо «V» образного символа.
Шивандакан-2 располагается в 100120 м северо-восточнее от основного памятника, представляет собой массивный останец, высотой ок. 40 м. Рисунки находятся на северной части скалы, в плохой сохранности. Удалось идентифицировать лишь несколько линии и небольшую оградку. GPS координаты: N 51° 43' 1.0'', E 115° 36' 43.7''.
Таким образом, были обследованы два новых пункта с наскальными рисунками. Всего выявлено 13 групп писаниц на Ши-вандакан-1 и одна группа на Шивандакан-2. Группы-5, 6, 8, 9, 10 первого памятника представляют наибольший интерес с точки зрения не характерности рисунков для данной территории. Это может означать,
что памятник представлен писаницами автохтонного происхождения, что не удивительно, т. к. большинство объектов с наскальным искусством на территории Забайкалья имеют как общие культурные черты, так и местного характера. С точки зрения перспективы, предстоит полностью зафиксировать рисунки, провести археологические раскопки с целью выявления культурных слоев, осуществить аэрофотосъемку, выявить культурную принадлежность рисунков, а также определить примерный возраст памятника. Сведения о новых памятниках переданы в Службу по охране объектов культурного наследия Забайкальского края для дальнейшего внесения их в реестр памятников региона. Отметим также, что выявленные писаницы находятся под угрозой негативного антропогенного воздействия, т.к. недалеко от них возобновляется работа горнообогатительного комбината. Авторы выражают благодарность Старицину П.А., Старициной В.Н., Середкину Г.П. и Се-редкиной Т.П. за содействие в осмотре объектов.
Библиографический список
1. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья в 2-х ч. Ч. 2. - Л.: Наука, 1970. - 264 с.
2. Константинов М.В. О возможности создания Историко-культурного музея на Титов-ской сопке в районе скал Сухотино // Сохранение историко-культурного наследия: опыт, проблемы и перспективы. - Чита: ЗабГУ, 2022. - С. 12-15.
3. Верещагин С.Б., Пуховской Д.А. Смоленские скалы // Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. - Новосибирск: Наука, 2011. - 286 с.
4. Ячменёв О.Ю., Власенко Д.Е. Петроглифы в черте г. Читы (Забайкальский край) // Ахинжановские чтения - 2023. - Алматы: ИА им. А.Х. Маргулана, 2023. - С. 227-230.
5. Ячменёв О.Ю. Дворцовская писаница (бассейн р. Ингода) // Древние культуры Монголии, Байкальской и Южной Сибири и Северного Китая: Материалы XII Международной научной конференции (25-30 сентября 2023 год, г. Иркутск). - Иркутск: ИГ СО РАН, 2023. - С. 208-2013.
6. Ячменёв О.Ю., Власенко Д.Е., Гармаева А.В. Колочнинская писаница (бассейн р. Ингода, Восточное Забайкалье): предварительные результаты обследования // XII Башкирская археологическая студенческая конференция. - Уфа: ООО «Первая типография», 2023. - С. 88-91.
7. Константинов А.В. Возможности развития научного туризма (историко-географический аспект) в Забайкальском крае в районе Ивано-Арахлейских озер // Минералогия и геохимия ландшафта горнорудных территорий. Рациональное природопользование. Современное минералообразование: тр. IX Всерос. симпозиума с междунар. участием и XVI Всерос. чтений памяти акад. А.Е. Ферсмана / Ин-т природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, ЗабГУ. - Чита: ООО «Экспресс-издательство», 2023. -С. 175-177.
8. Ячменёв О.Ю., Власенко Д.Е. Колочнинская писаница (Восточное Забайкалье) // Наукосфера. 2024. - № 1-2. - С. 1-11. - EDN AOXLRF.
9. Мазин А.И. Таёжные писаницы Приамурья. - Новосибирск: Наука, 1986. - 259 с.
10. Пономарева И.А. Исследования памятников наскального искусства в Забайкальском крае в 2017 г. // Гуманитарный вектор. - 2018. - Т. 13. № 6. - С. 82-93.
NEW ROCK ART MONUMENTS OF EASTERN TRANSBAIKALIA (INGODA RIVER
BASIN)
O.Y. Yachmenev, Student D.E. Vlasenko, Student Zabaikalsky State University (Russia, Chita)
Abstract. The article presents preliminary data on new rock art monuments of Eastern Transbaikalia - Shivandakan-1 and Shivandakan-2. In the first case, 13 groups of drawings were identified in two points. Of particular interest are the images of various fences and two animal figures. It is also noted that the objects are promising from the point of view offurther research using multifaceted archaeological methods.
Keywords: Shilka River basin, Pervomaisky settlement, Shivandakan River, rock massif, pisa-nitsy.