Научная статья на тему 'ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. Г. МАСЛОУ И УЧЕНИЕ ТАНТРА-ЙОГИ'

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. Г. МАСЛОУ И УЧЕНИЕ ТАНТРА-ЙОГИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
526
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Желание / чакра / просветление / потребность / самоактуализация / система. / Desire / chakra / enlightenment / need / self-actualization / system.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жиртуева Н. С.

ХХ век принес современной цивилизации процесс глобализации, которая побуждает людей искать общие основы своего существования. Неслучайно наука обратилась к исследованию мистического религиозного опыта, который рассматривается как единое начало философских и религиозных учений. В контексте этой темы интересным является сравнительный анализ «пирамиды потребностей» А. Г. Маслоу и индийской Тантра-йоги. Причины негармоничного состояния высших уровней сознания порождены проблемами низших уровней, которые являются препятствием на пути совершенствования человека. Отличием учения А. Г. Маслоу является то, что самоактуализирующиеся люди не есть просветленные люди. Американский психолог не рассматривает просветление как основную цель своего учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. G. MASLOW'S PYRAMID OF NEEDS AND THE TEACHING OF TANTRA YOGA

The twentieth century has brought the process of globalization to modern civilization, which encourages people to seek common foundations for their existence. It is no coincidence that science has turned to the study of mystical religious experience, which is considered as a single beginning of philosophical and religious teachings. In the context of this topic, a comparative analysis of A. G. Maslow's "pyramid of needs" and Indian Tantra Yoga is interesting. The reasons for the inharmonious state of the higher levels of consciousness are generated by the problems of the lower levels, which are an obstacle to human perfection. The difference of the teaching of A. G. Maslow's point is that self-actualizing people are not enlightened people. The American psychologist does not consider enlightenment as the main goal of his teaching.

Текст научной работы на тему «ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. Г. МАСЛОУ И УЧЕНИЕ ТАНТРА-ЙОГИ»

УДК 159.9

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. Г. МАСЛОУ И УЧЕНИЕ ТАНТРА-ЙОГИ

© 2022 Н. С. Жиртуева

доктор философских наук, профессор кафедры «Политические науки» e-mail: zhr [email protected]

Севастопольский государственный университет

ХХ век принес современной цивилизации процесс глобализации, которая побуждает людей искать общие основы своего существования. Неслучайно наука обратилась к исследованию мистического религиозного опыта, который рассматривается как единое начало философских и религиозных учений. В контексте этой темы интересным является сравнительный анализ «пирамиды потребностей» А. Г. Маслоу и индийской Тантра-йоги. Причины негармоничного состояния высших уровней сознания порождены проблемами низших уровней, которые являются препятствием на пути совершенствования человека. Отличием учения А. Г. Маслоу является то, что самоактуализирующиеся люди не есть просветленные люди. Американский психолог не рассматривает просветление как основную цель своего учения.

Ключевые слова: желание, чакра, просветление, потребность, самоактуализация, система.

A. G. MASLOW'S PYRAMID OF NEEDS AND THE TEACHING OF TANTRA YOGA

© 2022 N. S. Zhirtueva

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of "Political Sciences" e-mail: [email protected]

Sevastopol State University

The twentieth century has brought the process of globalization to modern civilization, which encourages people to seek common foundations for their existence. It is no coincidence that science has turned to the study of mystical religious experience, which is considered as a single beginning of philosophical and religious teachings. In the context of this topic, a comparative analysis of A. G. Maslow's "pyramid of needs" and Indian Tantra Yoga is interesting. The reasons for the inharmonious state of the higher levels of consciousness are generated by the problems of the lower levels, which are an obstacle to human perfection. The difference of the teaching of A. G. Maslow's point is that self-actualizing people are not enlightened people. The American psychologist does not consider enlightenment as the main goal of his teaching.

Keywords: desire, chakra, enlightenment, need, self-actualization, system.

ХХ век принес современной цивилизации такое явление, как глобализация, которая побуждает людей искать общие основы своего существования. Именно поэтому наука обратилась к исследованию мистического религиозного опыта. И это

неслучайно: мистику сейчас рассматривают как основного претендента на обладание истиной, как общее начало всех религиозных и многих философских учений.

Ученым, который в своих трудах исследовал мистический феномен, неоднократно подчеркивая его значимость, является известный американский психолог А. Г. Маслоу. Вместе с тем нет научного исследования, в котором бы осуществлялся анализ влияния мистических учений на идеи самого А. Г. Маслоу.

В начале 1960-х гг. группа американских психологов под руководством А. Маслоу объединилась с целью создания теоретической альтернативы психоанализу и бихевиоризму. Результатом этого союза появилось новое направление, названное «гуманистической психологией», которое не является строго организованной теорией, но скорее новым движением американских психологов. Сам А. Маслоу назвал свой подход «третьей силой в психологии». Бихевиоризм он охарактеризовал как «механоморфную» психологию и полагал, что его популярность обусловлена престижем естественных наук, по образцу которых он себя строил, но вовсе не его реальными успехами. Если бихевиоризм изучает человека как вещь среди вещей, то психоанализ (или фрейдизм) рассматривает его как животное, и не более чем животное [4].

Несмотря на широкий спектр взглядов сторонников «третьей силы в психологии», всех их объединяет одно общее - связь с экзистенциальной философией, а именно внимание к проблемам человеческого существования. В то время как психоанализ и бихевиоризм явно примитивизировали человека, низвели его до уровня вещи и животного, гуманистическая психология увидела в человеке высокий потенциал и сосредоточила свое внимание на его раскрытии.

В дальнейшем гуманистическая психология развивалась в двух направлениях, которые называют «светским гуманизмом» и «трансперсональной психологией». Однако А. Маслоу постепенно отошел от гуманистической психологии, чтобы заниматься вопросами духовного развития личности и измененными состояниями сознания [7, с. 120]. Он предрек появление «трансперсональной, трансчеловеческой психологии», сосредоточенной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах. По его мнению, эта новая «четвертая психология» явилась бы более высокой ступенью по сравнению с третьей силой гуманистической психологии [6].

В своем исследовании, посвященном основным школам современной психологии, Н. Смит подчеркивает, что трансперсональная психология, возникшая в рамках контркультуры ХХ в., «берет свое начало в мистицизме, неоплатонизме и восточных религиях». Часто встречаем такое второе название гуманистической психологии - «гумано-мистическая» ("human-mystic psychology") [7, с. 121]. В то время как Б. Ф. Скиннер и З. Фрейд игнорировали такие качества человека, как креативность, любовь, альтруизм и мистицизм, сам А. Маслоу полагал, что без них невозможно создать объективный психологический портрет самоактуализированной личности [8, с. 382].

С нашей точки зрения, при анализе учения А. Г. Маслоу прослеживается его тесная взаимосвязь с индийским тантризмом. Можно провести параллели между концепцией иерархии потребностей и тантрической концепцией желаний, выявить как общие, так и отличительные особенности двух учений.

В-первых, обе концепции рассматривают человека как становящееся существо, которое способно к развитию и имеет колоссальный потенциал роста.

Тантра-йога является одним из направлений индийской йоги. Как известно, йога стремится к достижению просветленного состояния сознания (самадхи) и освобождению (мокши). Уникальной особенностью Тантры является утверждение,

что в этом процессе должны принимать равное участие и духовное и материальное начала бытия - Шива и Шакти, создающие уникальный союз Сознания (духа) и Энергии (материи). В теле человека, которое рассматривается как микрокосмическая лаборатория, разворачивается настоящее таинство единения сознания и энергии. Шакти, находящаяся у основания позвоночника, в нижнем информационно-энергетическом центре (муладхара-чакра), должна подняться по энергетическому каналу (сушумна) и встретиться с Шивой в высшем головном центре (сахасрара-чакра) [2, с. 187]. При этом каждый из нас самостоятельно осуществляет процесс поэтапного восхождения энергии вверх по энергетическому каналу, чтобы помочь сознанию достичь просветления и освобождения. Никто не может за человека сделать то, что зависит только от него.

Также и А. Маслоу был уверен, что психоанализ представил человека каким-то ущербным существом, а цель гуманистической психологии показать его перспективы и возможности роста. Он всегда подчеркивал, что «самоактуализация - это внутренний рост организма, это развитие тенденций, заложенных в нем, или, если говорить точнее, самоосуществление организма». Таким образом, делается вывод, что самоактуализация мотивирована не потребностью в восполнении или устранении некоего дефицита -самоактуализация вызвана необходимостью и «потребностью в росте».

Он также писал, что «каждое дерево и каждый человек развивается по-своему, в своей собственной манере, не похожей на способы развития других деревьев и других людей». И в этом моменте наиболее ощутима близость учения американского психолога к философии экзистенциализма. Только на уровне удовлетворения элементарных потребностей люди похожи между собой, но далее, стремясь к самоактуализации, организм становится независимым от внешних факторов, то есть максимально реализовывает свою уникальность. И здесь А. Маслоу отмечает явный парадокс: «высшим мотивом человеческого поведения является бегство от мотива, от функции, то есть чистое самовыражение» [5]. По его мнению, от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Взгляд на человека в учении Маслоу оптимистичен и возвышен.

Во-вторых, оба учения рассматривают человека как единый целостный организм, как сложную многоуровневую систему, в которой все элементы тесно взаимосвязаны и не могут быть рассмотрены изолированно друг от друга.

Сама Тантра, по мнению Хариш Джохари, представляет собой «целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума», «это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма». Макрокосм являет собой беспредельную совокупность составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой). Именно поэтому Тантра (санскрит. «нить») соединяет воедино, словно нанизывая бусины на одну нить, самые различные знания - астрономию, нумерологию, парапсихологию, математику, геометрию и т.д. [9, с. 11]. Также и человек-микрокосм, являясь отражением целостного мира, связывает в себе самые различные знания, стремления и желания. По мнению современного тантриста Рам Дасса, мистический опыт должен привести в итоге человека к пониманию того, что мир есть Единое Целое и человечество - это Одно Единое Мы, а каждое Я включает в себя Все [3, с. 217].

Если обратимся к учению американского психолога, то найдем и в нем также неоднократные указания на внутреннее единство личности. Теория мотивации Маслоу основана на предпосылке, гласящей, что «в обычном состоянии организм функционирует как единое, интегрированное целое». По его мнению, «наибольшей степени интеграции организм достигает в моменты наивысшей радости, творческого вдохновения, успешного решения какой-то задачи или же в критические моменты,

когда он оказывается в ситуации угрозы». И даже в состоянии любви, достигая совершенной близости, каждый из двух, тем не менее, сохраняет свою целостность [5].

В-третьих, оба учения создали психологическую модель человека, в которой он изображается как существо желающее [1, с. 195].

Важной особенностью тантризма является то, что он провозглашает желание «первичной движущей силой вселенной». Соглашусь с Хариш Джохари, что, в отличие от большинства философско-религиозных учений Востока и Запада, которые стремятся подавлять желания с помощью разнообразных аскетических практик, тантризм не только не делает этого, но даже призывает уважать желания и максимально реализовывать их. И здесь рождается удивительный парадокс: чтобы отказаться от желаний, человек должен развить очень сильное желание избавиться от этих желаний!!!

При этом подчеркивается, что желания совершенно естественны для телесного существа. Их физической основой являются электрохимические импульсы, которые могут становиться еще сильнее, если их подавлять. Желания приводят к выделению гормонов железами эндокринной системы, и в случае их подавления происходит изменение концентрации этих веществ в крови человека, а следовательно, закладываются основы для тех или иных заболеваний [9, с. 12].

Желания связаны с деятельностью шести информационно-энергетических центров человека, называемых чакрами (санскрит. «колесо»). Когда энергия (Шакти) проходит через эти центры, человек испытывает в течение дня те или иные желания, что совершенно нормально для него. Интересно также то, что Тантра связывает каждое желание с пятью элементами (земля, вода, огонь, воздух, эфир) и их первоисточником -тонким элементом (махат).

Согласно Тантра-йоге, выстраивается следующая классификация желаний. На уровне первой чакры (элемент земля), расположенной в промежности и тазовом сплетении, возникают желания безопасности и убежища, основные биологические потребности и физические удобства. Они напрямую связаны с инстинктом выживания и самосохранения. Именно эта чакра дает энергию всему физическому телу человека, являясь его точкой опоры. Вторая чакра (элемент вода), в подчревном сплетении, отвечает за функцию воспроизводства, половое влечение и сексуальные фантазии, а также создание семьи. Ее неслучайно называют половой или сексуальной чакрой. Она же связана с поиском удовольствий и чувственной активностью. Третья чакра (элемент огонь), расположенная в солнечном сплетении и пупочной области, порождает желания славы, богатства, авторитета и имени, долголетия и бессмертия. Перечисленные чакры относятся к низшим.

Высшие чакры начинаются с четвертой чакры (элемент воздух) - на уровне сердца и сердечного сплетения. Она отвечает за откровенность, любовь и верность, бескорыстное служение другим и сострадание. Пятая чакра (элемент эфир) или горловая, отражает накопленные знания, а также связанное с ним творческое самовыражение. Через нее люди могут убеждать других людей и быть для них авторитетными. Иными словами, здесь раскрывается личность во всем многообразии ее талантов, раскрываются ее лидерские и организаторские способности. Шестая чакра (махат), связанная с шишковидной железой и «третьим глазом», дает человеку самоосознание и просветление. Здесь максимально развиты возможности как интеллектуального, так и интуитивного познания, что дает человеку мудрость.

Относительно седьмой чакры, которая локализуется в макушке человека, говорится, что она лишена любых желаний, поскольку является «местом пребывания просветленных существ» - то есть обитель истинного «Я» человека [9, с. 13].

Отметим, что каждая чакра может находиться как в гармоничном, так и дисгармоничном состоянии, оказывая, соответственно, позитивное или негативное влияние на психическое и даже физическое здоровье человека. Таким образом, зная должное положение каждой чакры, можно провести физическую и психическую диагностики каждого человека, что, с нашей точки зрения, является важным подспорьем современным психологам и врачам. Однако накопленные знания и возможности Тантра-йоги не используются должным образом.

В учении А. Г. Маслоу желания человека называются потребностями. Психолог описывает человека как желающее существо, которое редко достигает состояния полного и завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, сразу возникает следующая и поглощает все внимание человека. Американский психолог выстраивает следующую иерархию потребностей: физические потребности; потребности безопасности и защиты; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации (или потребности личного совершенствования).

В группу физиологических включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции - все то, что обеспечивает биологическое выживание человека. Потребности безопасности и защиты подразумевают стабильность, закон и порядок, предсказуемость событий, свободу от угрозы заболевания, страха и хаоса. Они ориентированы уже на долговременное выживание. Люди от детства до зрелого возраста нуждаются в стабильности, только способы достижения ее, конечно, различны для детей и взрослых. Потребности принадлежности и любви выражаются в необходимости устанавливать взаимоотношения (отношения привязанности) с другими, в своей группе или семье. При этом отношения должны строиться в атмосфере любви и заботы, которые, по мнению А. Маслоу, являются важнейшими условиями формированиями психически здоровой личности. Потребность самоуважения подразумевает не только уважение человеком самого себя, но также уважение его другими. Первое включает компетентность, уверенность, определенные достижения, а второе - престиж, признание, репутацию, статус, оценку и приятие. При этом самоуважение должно быть здоровым, то есть заслуженным, а не надуманным или основанным на лести.

Наконец, потребности самоактуализации означают, что человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала. Важно подчеркнуть, что актуализация не обязательно подразумевает создание произведений искусства. Каждый человек может актуализировать свой потенциал, просто наилучшим способом делая то, что он может, - повар, рабочий у станка, преподаватель, родитель, спортсмен и т.д. Это также будет означать специфическую форму творчества. «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» [10, с. 494]. В целом акцент на творческой стороне в человеке является отличительной и самой значительной особенностью гуманистической психологии. По мнению А. Маслоу, творчество можно рассматривать как универсальную характеристику всех самоактуализированных людей и фундаментальное свойство природы человека [5].

Полагаю, что следует обратить внимание на пятнадцать качеств самоактуализированных людей, которые выделяет психолог в своей книге «Мотивация и личность». Среди них не только креативность, но также «мистические переживания или высшие переживания». А. Маслоу говорит о многообразии их признаков: «о бескрайних горизонтах, открывающихся взору», об ощущении абсолютного всемогущества и одновременно о полной ничтожности и беспомощности, о чувстве

экстаза, восторга и благоговейного трепета, «об утрате ориентации во времени и пространстве», об ощущении важности происходящего и «о чувстве духовного перерождения». Такие сильные переживания могут в корне изменить жизнь человека. Но психолог подчеркивает, что не следует искать в них какое-то влияние сверхъестественных сил: переживания имеют вполне естественную природу и могут быть изучены научным путем. Именно поэтому он предпочитает называть их не мистическими или божественными, а «высшими переживаниями».

Важен вывод А. Маслоу, что существует много здоровых, самоактуализированных людей, которые еще не достигли пределов высшего переживания. Они практичны и эффективны, живут на уровне житейского постижения мира, но они еще не прошли весь путь к истинной человечности. По-настоящему самоактуализированные люди, которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии, эстетики, трансценденции, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальности высших переживаний [Там же].

Несмотря на определенные различия, несложно провести параллели между потребностями в системе А. Маслоу и желаниями в Тантра-йоге.

В-четвертых, оба учения говорят о необходимости уважительного отношения ко всем потребностям и желаниям, как высшим, так и низшим. Также подчеркивается, что у человека, как правило, есть доминирующая потребность/желание, которая оказывает влияние на уровень его сознания. Причины негармоничного состояния высших уровней сознания, как правило, порождены проблемами низших уровней, которые всегда будут препятствием на пути совершенствования человека.

Рам Дасс писал, что «достижение равновесия - это равное уважение ко всем планам бытия и забота о здесь и сейчас». «В быть входит и высокое и низкое» [3, с. 209, 259]. Но Тантра-йога обращает внимание на то, что в обычном состоянии человека энергия перемещается в пределах трех низших чакр, обеспечивая мирские, плотские желания, что связано с функционированием древнейшей части мозга человека, которая развивалась три этапа. Именно поэтому «большинство людей занято или выживанием, или увеличением наслаждения» [Там же, с. 285]. Тантра предлагает практические методы «перепрограммирования» мозга - ствола мозга, Я-комплекса и коры головного мозга. Сначала совершаются дыхательные упражнения, воздействующие на ствол мозга, обряды работают с Я-комплексом, а мантры и созерцание преображают кору мозга [9, с. 14]. Так поэтапно физические средства служат достижению духовных целей, а следовательно, игнорировать их нельзя и опасно.

Одной из важнейших особенностей учения А. Г. Маслоу является утверждение, что первоначально необходимо удовлетворить «базовые» потребности для того, чтобы в дальнейшем перейти к высшим. При этом психолог настаивал на том, что работает принцип иерархического расположения мотивов. Так, например, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности. Соответственно, два нижних уровня потребностей должны быть также удовлетворены прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви [10, с. 488]. По мнению А. Маслоу, если «внизу» имеются проблемы, то человек вернется к ним, какой бы высоты до этого не достиг. Исключения из этого правила есть, но они достаточно редки.

Наше исследование показывает, что общего между двумя учениями гораздо больше, чем различий. Чем же они отличаются? Тантра - это прежде всего религиозно-

мистическое учение, целью которого является состояние просветления (самадхи), к которому стремится адепт практики. Но А. Маслоу обращает наше внимание на то, что самоактуализированные люди, с которыми ему довелось общаться, «это здоровые, нормальные люди со своими слабостями и недостатками. Так же как обычные люди, они могут поддаться вредной привычке. Они могут быть занудными, упрямыми, раздражительными. Они не застрахованы от тщеславия, гордости, пристрастности, особенно по отношению к результатам собственного труда, к своим детям и друзьям. Они тоже подвержены вспышкам гнева и приступам меланхолии» [5]. И далее психолог подробно перечисляет все возможные недостатки самоактуализированных людей, делая вывод, что совершенных людей нет. И даже те немногие, кого он причисляет к творцам, провидцам, святым, также являются несовершенными: как и простым смертным, им «знакомы скука, раздражение, гнев, эгоизм и депрессия». А. Маслоу предлагает освободиться от иллюзий относительно человеческой природы, поскольку мы должны смотреть на нее трезвым взглядом. А это означает, что он далек от того, чтобы разрабатывать учение о просветлении.

Библиографический список

1. Жиртуева, Н. С. А. Г. Маслоу о мистицизме и мистическом опыте / Н. С. Жиртуева // Ломоносовские чтения - 2020. Материалы ежегодной научной конференции МГУ / Под редакцией О. А. Шпырко; Филиал МГУ в г. Севастополе. -Севастополь, 2020. - С. 194-195.

2. Жиртуева, Н. С. Мистика как психопрактика преодоления Эго и воспитания самоактуализированной личности / Н. С. Жиртуева // Психология и Психотехника. -2015. - № 2. - С. 183-193. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.2.14115.

3. Джон Лилли. Центр Циклона. Рам Дасс. Зерно на мельницу / Составитель Ю. Смирнов. - Киев: София, 1993. - С. 183-319.

4. Маслоу, А. Г. Дальнейшие рубежи в развития человека [Электронный документ] / А. Г. Маслоу. - Киев, 1990. - URL: http://psylib.org.ua/books/vsr0290/txt01.htm (дата обращения: 30.09.2022).

5. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Электронный документ] / А. Г. Маслоу.

- Киев, 2004. - URL: http://psylib.ukrweb.net/books/masla01/index.htm (дата обращения: 29.09.2022).

6. Маслоу, А. Г. На подступах к психологии бытия [Электронный документ] / А. Г. Маслоу. - Киев, 2003. - URL: http://psylib.org.ua/books/masla02/index.htm (дата обращения: 01.10.2022).

7. Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит; под редакцией А. А. Алексеева. - Санкт-Петербург: Прайм ЕВРОЗНАК; Москва: ОЛМА ПРЕСС, 2003.

- 384 с.

8. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - Москва: ОЛМА ПРЕСС, 2004. - 657 с.

9. Хариш, Д. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации / Д. Хариш. - Киев: София, 1999. - 264 с.

10. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.