Научная статья на тему 'Пионер в области изучения демографии каринских татар и бесермян'

Пионер в области изучения демографии каринских татар и бесермян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пионер в области изучения демографии каринских татар и бесермян»

УДК 94(470.51)

Владимир Сергеевич Чураков УИИЯЛ УрО РАН, к.и.н.

г. Ижевск

ПИОНЕР В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИИ КАРИНСКИХ ТАТАР И БЕСЕРМЯН (СТАТЬЯ П.М. СОРОКИНА ИЗ ФОНДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АРХИВА РАН)

Мы продолжаем публиковать архивное научное наследие вятского исследователя последней трети XIX в. Петра Матвеевича Сорокина (10.08.18591-7.09.1895). В предыдущих номерах журнала «Иднакар» уже были помещены две ключевые для изучения удмуртской родовой системы статьи П.М. Сорокина, которые лишь по трагическому стечению обстоятельств (смерти их автора) не были в свое время напечатаны [2; 3]. В настоящем номере мы размещаем еще одну работу Петра Матвеевича, написанную между 1893 и 1895 г. и посвященную установлению истинных демографических характеристик двух народов Вятской губернии, каринских татар и бесермян, на начало 90-х гг. XIX в.2

Первым о публикуемой рукописи, хранившейся в то время в Вятском историческом обществе, упомянул известный вятский историк П.Н. Луппов в статье «Обзор быта нацмен Вятской губернии» (1926 г.) [4, с. 100]. Позднее, дав высокую оценку работе П.М. Сорокина, отдельные выдержки из нее он включил в свою статью «О бесермянах» (1928 г.). Доклад, посвященный бесермянам, был зачитан ученым в том же 1928 г. на заседании Русско-финской секции Комиссии по изучению племенного состава населения СССР при Академии наук [6, с. 7], однако сама рукопись П.Н. Луппова была опубликована только в 1997 г. [5]. До этого момента она находилась в личном фонде ученого (Фонд 811) в Ленинградском (Санкт-Петербургском) отделении архива Академии наук. Здесь же отложилась и машинописная копия статьи П.М. Сорокина «Северо-вятские та-таре и бесермяне, взаимные соотношения их численности, действительное вероисповедание, расселение и численность» [7, л. 114—116об.]. По-видимому, машинописная копия, исполненная на печатной машинке по правилам новой орфографии, была подготовлена в середине 20-х гг. прошлого века непосредственно для П.Н. Луппова.

Начиная с 60-х гг. XX в., архивная копия работы П.М. Сорокина неод-

1 До настоящего времени в публикациях годом рождения П.М. Сорокина указывался 1860 г. По документам из фонда Вятской гимназии нам удалось установить точную дату рождения исследователя [1, л. 46об.].

Несмотря на то, что в переписных бланках первой всеобщей переписи 1897 г. бесермяне были зарегистрированы, при публикации ее итогов эти сведения не были учтены [5, с. 49].

нократно привлекалась отдельными исследователями языка, истории и культуры каринских татар и бесермян (работы Т.И. Тепляшиной, Д.М. Исхакова, Е.В. Поповой и др.), однако до сего дня оставалась малодоступной для широкого круга заинтересованных читателей. Наша публикация направлена на исправление этой ситуации.

При подготовке к публикации, в целях облегчения восприятия, нами было произведено переформатирование текста архивного документа: введена дополнительная разбивка на абзацы, выделены заголовки, перечень населенных пунктов вместо последовательного упоминания в строке дан списком, при этом названия селений переданы курсивом, сокращенная форма записи типа 8-3-4=7 в отношении населенного пункта, заменена на более понятную: 8 дв.<оров> 3 муж.<чин> 4 жен.<щин> всего 7 <лиц обоего пола>. Знаки пунктуации проставлены в соответствие с принятыми нормами.

Источники и литература

1. ГАКО. Ф. 211. Оп. 1. Д. 272.

2. Белых С.К., Сахарных Д.М., Чураков В.С. Петр Матвеевич Сорокин. О расселении удмуртских родов // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2007. № 1. С. 75-100.

3. Чураков В.С. Петр Матвеевич Сорокин - исследователь родовой организации удмуртов // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2014. № 2. С. 153-192.

4. Луппов П.Н. Обзор быта нацмен Вятской губернии // Вят-ско-Ветлужский край. 1926. № 1. С. 81-100.

5. Луппов П.Н. О бесермянах // О бесермянах. Сборник статей. Ижевск, 1997. С. 19-49.

6. Попова Е.В. Бесермяне (краткий историографический обзор) // О бесермянах. Сборник статей. Ижевск, 1997. С. 3-18.

7. СПбО АРАН. Ф. 811. Оп. 1. Д. 41.

„СЕВЕРО-ВЯТСНЙЕ ТА TAPS И БЕССЕРМЯНЕ.ВЗАИМНЫЕ СООТНОШЕНИЯ ИХ ЧИСЛЕННОСТИ,ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, PACCEJlEHIiE И ЧИСЛЕННОСТЬ?

Татаре Слободского т вазовского уездов исходят из одного исторического центра-Нарина с окрестностями.' Нэ вдаваясь в историческое исследование, могу указать на существо вадие некогда между обеими народностями весьма тесного соприкосновения. Бессрмяне некоторое время находились в положении подданных у каринских князей -которые их судили я, пошлину на них им«1ли(грамота 1554 г. каково бы ни было происхождение бесгрмян, iv^sR под властью татар им. при их мало -численности предстояло бы полное слитие с последними, т.к.. ислам отрицает различие народностей-, раз они из правоверных, и потому сильной народности, ставшей носительнице« мусульманства и связанно!' с ним арабской культуры, легк о воздействовать на слабую всем своим арабизмом, поскольку он еР понятен и насколько усвоен, ит слития с татарами бесермян спасла:1) русская государственная власть, в 1583 г. имене-йл^ царя Феодора Ивановича и мудростью Бориса Годунова освободившая их от опасной зависимости^ 2) нетерпимость самих та тор,спесивая надменность, на которую по отношению к слабевшим, они весьма падки. Будучи князьями и мурзами,они не —• могли не смотреть пренебрежительно на простую чернь-йдс^р-мян как и на вотяков. Только окончательное непризнание за карлицами пра вительством ХУП века сословных привилчегпй, уравняло их с соседями. Но и доныне в хорошем каринце-та-"•арине вы встретите всегда особую жилку собственного достоин^ ства и прирожденной культурности. Татаре доныне смешиваются даже с отатаревшиуи бесермяна;и только в случае равенств , состояний; несомненно вс^арину эта сословная спесь отдали- J ла их от бесермян и заставила последних сближаться с вотяками. Бесррмяне не имеют своего языка, говорят на вотяцком. Что они говорили на вотском языке и ранее, доказывается тем обстоятельством, что не толью крещеные 5-не, но и оставшиеся^ в кагометанстве все говорят по вотски.не зная ,что такое татарски? язык. Самих бесермян и татар это обстоятельство при-^:

Первый лист машинописи статьи П.М. Сорокина (СПб филиал АРАН. Ф. 811. Оп. 1. Д. 41. Л. 114)

Публикация источника

(л. 114) СЕВЕРО-ВЯТСКИЕ ТАТАРЕ И БЕСЕРМЯНЕ, ВЗАИМНЫЕ СООТНОШЕНИЯ ИХ ЧИСЛЕННОСТИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ И ЧИСЛЕННОСТЬ

Татаре Слободского и Глазовского уездов исходят из одного исторического центра - Карина с окрестностями. Не вдаваясь в историческое исследование, могу указать на существование некогда между обеими народностями весьма тесного соприкосновения. Бесермяне некоторое время находились в положении подданных у каринских князей, которые их судили и пошлину на них имали (грамота 1554 г.). Каково бы ни было происхождение бесермян, под властью татар им, при их малочисленности, предстояло бы полное слитие с последними, т. к. ислам отрицает различие народностей, раз они из правоверных, и потому сильной народности, ставшей носительницей мусульманства и связанной с ним арабской культурой, легко воздействовать на слабую всем своим арабизмом, поскольку он ей понятен и несколько усвоен.

От слития с татарами бесермян спасла: 1) русская государственная власть, в 1588 г. именем царя Федора Ивановича и мудростью Бориса Годунова, освободившая их от опасной зависимости; 2) нетерпимость самих татар, спесивая надменность, на которую по отношению к слабейшим, они весьма падки. Будучи князьями и мурзами, они не могли не смотреть пренебрежительно на простую чернь-бесермян как и на вотяков. Только окончательное непризнание за карин-цами правительством XVII века сословных привилегий уравняло их с соседями. Но и доныне в хорошем каринце-татарине вы встретите всегда особую жилку собственного достоинства и прирожденной культурности. Татаре доныне смешиваются даже с отатарившимися бесермянами только в случае равенства состояний; несомненно в старину эта сословная спесь отдалила их от бесермян и заставила последних сближаться с вотяками. Бесермяне не имют своего языка, говорят на вотском. Что они говорили на вотском языке и ранее, доказывается тем обстоятельством, что не только крещеные бесермяне, но и оставшиеся в магометанстве все говорят по-вотски, не зная, что такое татарский язык. Самих бесермян и татар это обстоятельство при- // (л. 114об.) водит в недоумение, они полагают, что бесермяне только более или менее недавно приняли «вотский обычай, вотскую веру», а ранее были такие же, как и татаре.

В последнее время (я ознакомился с этим явлением в 1891 г.) между бе-сермянами-мусульманами замечается движение к слиянию с татарами. В числе причин, заставивших 8 бесермян и 2 татар - всех мусульман, выехать на починок из вотской деревни, мне указали на то, что «ребята больно по-вотски учатся говорить, по-татарски не могут научиться». В самом Карине мы заметили уже полное слияние бесермян с татарами. Так, одна только д. Абашевская зовется

еще «басурман», что считается чем-то вроде бранного слова, бесермяне же дд. Митюковой, Шамардановской и др. признаются чистыми татарскими. Официальные данные бесермян здесь совсем не показывают. Этому превращению, едва ли желательному, содействуют две причины: 1) влияние фанатических каринских татар, свободно допускаемых в пятивременные муллы в бесермян-ских деревнях; 2) полное непонимание всеми, кто имеет дело с глазовскими татарами, различия между коренными татарами и мусульманами-бесермянами. Различие это подметить очень легко. Истые татаре - торгаши, бесермяне земледельцы, и земледельцы ярые, более чистого типа, чем русские и даже вотяки, в том смысле, что имеют менее подсобных промыслов. Некогда бесермяне были все магометане. При крещении инородцев во второй половине XVIII в. бесермян крестилось много, чистых татар - очень мало. То же отношение существует и доныне. Еще разительнее разница в народных характерах проявляется в следующем факте. В Ежевской и Юмской волостях живет множество бесер-мян-мусульман, неправильно называемых татарами. Есть одна деревня татар в Балезинской волости (Кестым) и одна значительная в Кестымской (Падера). И что же, вблизи сплошного «татарского» населения первых двух волостей соседи вотяки и русские не находят никаких поводов к жалобам на насилия, преимущественно конокрадства. «У нас татаре смирные», - говорят они. Не то мы услышим о Кестыме, Падере. Только Карино, известный притон конокрадов, может сравняться славою с ними. //

(л. 115) Убедившись разными соображениями в полной негодности существующих официальных сведений о расселении, численности и вероисповедании татар и бесермян в Слободском и Глазовском уездах, и зная, что регистрация земской переписью повторила в этом отношении все прежние ошибки и наделала новых, я в виду научного интереса, представляемого обеими народностями, стал изыскивать надежные способы восстановить истину. К счастью, это оказалось не столько затруднительно.

Бесермяне и татаре имеют фамилии, и фамилии эти старинные: только у крещенных бесермян встречаются фамилии русские и вообще переиначенные, но и в последнем случае нашлась возможность восстановить истинный корень.

В XVI, XVII и начале XVIII века бесермяне строго отличались от татар: обе народности составляли даже отдельные административные единицы: бе-сермянскую и татарскую доли Каринской волости. Переписчикам, писцам XVII и производившим в XVIII веке ревизии комиссарам было легко отличать бе-сермян, и до чего строго производилось разделение народностей видно из того, что нашелся один только случай в Петровской ревизии, что Абашев, бесермя-нин, причислен к татарам. Взяв за основу I петровскую 1719-26 года ревизию, по значащимся в ней фамилиям, я разобрал и разгруппировал подлинный материал земской подворной описи на бесермян и татар. Оказалось еще у бесермян Гла-зовского уезда множество фамилий новых: преимущественно русских. Пришлось обратиться к последующим ревизиям и там искать ключ дела. Действи-

тельно, оказалась возможность и измененные, и вновь усвоенные при крещении фамилии отнести к первоначальным. На этом основании произведено отделение бесермян от татар и составлена следующая ведомость:

БЕСЕРМЯНЕ

I. СЛОБОДСКОЙ УЕЗД Ярославская волость:

А. Бесермяне-православные

д. Омсинская 14 дв[оров]. 61 муж[чин], 65 жен[щин], всего 126, д. Нижнемочагинская 29 дв. 116 муж. 95 жен., всего 211, д. Верхнемочагинская 10 дв. 35 муж. 29 жен., всего 64, //

(л. 115об.) По существующим сведениям здесь находятся одни вотяки.

Б. Бесермяне-магометане

д. Абашевская 73 дв. 278 муж. 244 жен., всего 522, д. Шамардановская 31 дв. 99 муж. 103 жен., всего 202, д. Митюкова 55 дв. 297 муж. 272 жен., всего 569, д. Касимовы 1 дв. 1 муж.

Итого в Слободском уезде оказывается бесермян 213 дворов и 1695 человек обоего пола. Официально они числятся вотяками и татарами.

II. ГЛАЗОВСКИЙ УЕЗД А. Бесермяне-православные

Понинской волости:

д. Нижняя Красная Слудка 20(?) дв. 70 муж. 73 жен., всего 143;

Балезинской волости:

д. Гуръякар 24 дв. 113 муж. 92 жен., всего 205;

Люкской волости:

поч. Будзишур 14 дв. 81 муж. 72 жен., всего 153;

Юмской волости:

д. БольшойЖуам* 60 дв. 251 муж. 248 жен., всего 499, поч. Матвеевский (Азрак) 6 дв. 29 муж. 26 жен., всего 55., поч. Пашурский 3 дв. 11 муж. 10 жен., всего 21, поч. Малый Жуам 1 дв. 11 муж. 2 жен., всего 13, д. Нижняя Пажма 20 дв. 68 муж. 63 жен., всего 131, поч. Ивановский (Пиканы) 14 дв. 41 муж. 40 жен., всего 81, д. Пажма 21 дв. 95 муж. 96 жен., всего 191, поч. Митрофановский 23 дв. 86 муж. 71 жен., всего 157, д. Турчинская (Ожъяр) 38 дв. 130 муж. 135 жен., всего 265, поч. Филимоновский 14 дв. 63 муж. 62 жен., всего 125, поч. Истошурский 7 дв. 28 муж. 32 жен., всего 60;

Кестымской волости:

с. Юнда 27 дв. 144 муж. 156 жен., всего 300, поч. Малая Юнда 19 дв. 88 муж. 93 жен., всего 181, поч. Васильевский 16 дв. 53 муж. 57 жен., всего 110;

Ежевской волости:

д. Абашевская 25 дв. 181 муж. 152 жен., всего 333,

поч. Павловский (Турпуз) 11 дв. 33 муж. 38 жен., всего 71,

поч. Сидоровский 9 дв. 31 муж. 33 жен., всего 64,

с. Ежево 59 дв. 209 муж. 202 жен., всего 411,

поч. Каменский 7 дв. 25 муж. 24 жен., всего 49,

поч. Тутаевский 4 дв. 13 муж. 12 жен., всего 25,

поч. Верхмоинский (Васяпи) 2 дв. 6 муж. 6 жен., всего 12,

д. Шамардановская 83 дв. 335 муж. 321 жен., всего 656,

поч. Матвеевский (Динькопи) 1 дв. 2 муж. 5 жен., всего 7,

поч. Логошурский (Тольенки) 29 дв. 131 муж. 133 жен., всего 264,

поч. Малодасовский (Поркар) 15 дв. 66 муж. 63 жен., всего 129,

поч. Усть-Лемский (Седбам) 19 дв. 67 муж. 80 жен., всего 147,

поч. Ежевский 18 дв. 71 муж. 91 жен., всего 162,

д. Зямбулатовская 48 дв. 165 муж. 149 жен., всего 314,

д. Ворцы 85 дв. 340 муж. 303 жен., всего 643,

д. Мойя 10 дв. 41 муж. 45 жен., всего 86,

д. Ключевская (Вукогурт) 12 дв. 42 муж. 44 жен., всего 86,

д. Засековская (Дасос) 5 дв. 19 муж. 19 жен., всего 38,

д. Тутаевская 30 дв. 128 муж. 126 жен., всего 254,

д. Починочная 17 дв. 59 муж. 67 жен., всего 126,

поч. Бадеринский 8 дв. 26 муж. 20 жен., всего 46,

поч. Ключевский (Кесшур) 15 дв. 57 муж. 66 жен., всего 123;

Нижнеуканской волости:

д. Зянкина* 11 дв. 37 муж. 41 жен., всего 78, поч. Евтоновский* 2 дв. 6 муж. 5 жен., всего 11 //

(л. 116) Б. Бесермяне-магометане

Ежевской волости:

д. Ворцы 23 дв. 83 муж. 91 жен., всего 172,

д. Мойя 9 дв. 29 муж. 27 жен., всего 56,

д. Засековская (Дасос) 41 дв. 162 муж. 160 жен., всего 322,

д. Тутаевская 19 дв. 59 муж. 61 жен., всего 120,

д. Починочная 29 дв. 118 муж. 88 жен., всего 206,

поч. Бадеринский 1 дв. 2 муж. 2 жен., всего 4,

д. Большой Палагай 96 дв. 273 муж. 246 жен., всего 519,

поч. М. Палагай 9 дв. 28 муж. 28 жен., всего 56,

поч. Верх-Дасос (Мурсалим) 13 дв. 41 муж. 46 жен., всего 87,

поч. Ключевской (Кесшур) 23 дв. 93 муж. 77 жен., всего 170;

Балезинской волости:

д. Гуръякар 43 дв. 190 муж. 170 жен., всего 360,

поч. Унсекшурский (Токапи) 2 дв. 11 муж. 7 жен., всего 18;

Люмской волости:

поч. Верх-Варижский (Татарская Боня) 10 дв. 56 муж. 53 жен., всего 109;

Сюрзинской волости:

д. Мало-Венижская 25 дв. 116 муж. 131 жен., всего 247, поч. Ахмадеевский (Келъявыр) 13 дв. 49 муж. 28 жен., всего 77;

Кестымской волости:

поч. Бектышев 2 дв. 12 муж. 9 жен., всего 21;

Юмской волости:

поч. Малый Жуам 39 дв. 127 муж. 120 жен., всего 247, д. Пажма 7 дв. 26 муж. 19 жен., всего 45, поч. Зеглудский 2 дв. 6 муж. 3 жен., всего 9.

Итого бесермян по Глазовскому уезду по нашим данным 1260 дв. и 9672 обоего пола. Число это не вполне точно, потому что для отмеченных звездочками селений сведений у нас не было: земская перепись показывает здесь только вотяков, большей частью с русскими фамилиями, разобраться с которыми при помощи ревизии не удалось.

ТАТАРЕ I СЛОБОДСКОЙ УЕЗД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярославская волость

Татаре-магометане

д. Болъшепогосская (Верхнее Карино, Деветъяровы) 88 дв. 254 муж. 271 жен., всего 525,

д. Нижнепогосская (Арасланова) 185 дв. 486 муж. 468 жен., всего 954, д. Болъшепогосская (Мятяшины, Митюковы) 11 дв. 51 муж. 58 жен., всего

109,

д. Иллясовская 168 дв. 514 муж. 423 жен., всего 937,

д. Шамардановская 1 дв. 2 муж. 2 жен., всего 4,

д. Нижнепогосская (Касимовы) 61 дв. 177 муж. 152 жен., всего 329,

поч. Над озером Омутным (Харитон) 1 дв. 1 муж. 5 жен., всего 6,

поч. Алешинский 1 дв. 2 муж. 2 жен., всего 4,

поч. Примелънице (Воронская) 7 дв. 23 муж. 21 жен., всего 44,

поч. Муслюм 4 дв. 9 муж. 9 жен., всего 18,

поч. Ежевский (Татарин) 3 дв. 12 муж. 11 жен., всего 25,

займище при верховинеречки Каринки 7 дв. 24 муж. 21 жен., всего 45.

Итого в Слободском уезде татар 537 дв. 3000 обоего пола. //

(л. 116об.) II. ГЛАЗОВСКИЙ УЕЗД

А. Татаре-православные

Балезинской волости:

поч. Бычемшур 7 дв. 20 муж. 19 жен., всего 39;

Юмской волости:

поч. Ивановский (Пиканы) 1 дв. 4 муж. 5 жен., всего 9, д. Турчинская (Ожъяр) 7 дв. 22 муж. 19 жен., всего 41, д. Пажма 6 дв. 17 муж. 20 жен., всего 37, поч. Филимоновский 2 дв. 9 муж. 9 жен., всего 18,

-5

поч. Истошурский (д. Пислегова) 1 дв. ? муж. ? жен. , всего 4;

Кестымской волости:

поч. Василъевский 5 дв. 14 муж. 15 жен., всего 29;

Числовые значения оказались на утраченном фрагменте машинописи (В.Ч.). http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940 ИДНАКАР 3 (28) 2015

Ежевской волости:

д. Починочная 1 дв. 5 муж. 2 жен., всего 7,

поч. Устъ-Лемский (Седбам) 5 дв. 23 муж. 23 жен., всего 46,

с. Ежево 11 дв. 44 муж. 43 жен., всего 87,

д. Моинская (Мойя) 1 дв. 4 муж. 3 жен., всего 7,

поч. Нижний Петрошурский 5 дв. 24 муж. 22 жен., всего 46.

Б. Татаре-магометане

Ежевской волости:

поч. Бугашурский 19 дв. 76 муж. 63 жен., всего 139,

д. Болъшой Палагай 1 дв. 2 муж. 1 жен., всего 3,

поч. Ключевской (Кесшур) 1 дв. 1 муж. 3 жен., всего 4,

поч. Нижний Петрошурский 13 дв. 42 муж. 36 жен., всего 78,

д. Ключевская (Вукогурт) 59 дв. 220 муж. 200 жен., всего 420,

д. Тутаевская 2 дв. 4 муж. 6 жен., всего 10,

д. Починочная 48 дв. 155 муж. 147 жен., всего 302;

Балезинской волости:

поч. Ужекшурский (Токапи) 3 дв. 4 муж. 6 жен., всего 10, д. Кестым 260 дв. 819 муж. 789 жен., всего 1608;

Кестымской волости:

д. Падера 50 дв. 146 муж. 178 жен., всего 324, поч. Бектышев 3 дв. 24 муж. 20 жен., всего 44, д. Парзинская 35 дв. 113 муж. 118 жен., всего 231;

Сюрзинской волости:

д. Мало-Венижская 3 дв. 8 муж. 8 жен., всего 16,

поч. Ахмадеевский (Келъявыр) 15 дв. 43 муж. 40 жен., всего 83;

Лудошурской волости:

поч. Мало-Парзинский 16 дв. 57 муж. 50 жен., всего 107;

Юмской волости:

поч. Малый Жуам 5 дв. 13 муж. 15 жен., всего 28,

д. Нижняя Пажма 3 дв. 6 муж. 11 жен., всего 17,

д. Пажма 1 дв. 2 муж. 5 жен., всего 5,

поч. Устъ-Лемский (Ликумваж) 1 дв. 5 муж. 3 жен., всего 8,

поч. Верх-Селъшурский (Байгушенки) 3 дв. 11 муж. 12 жен., всего 23.

Итого татар п ИДНАКАР 3 (28) 2015

двора, 3830 обоего пола. http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.