- путь в профессию -
ли ряд предложений по повышению качества взаимодействия:
^ для осознанного выбора профессии или специальности школьнику полезно попробовать себя в нескольких профессиях и специальностях, соотнести свой природный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности;
^ профессиональные пробы для школьников проводить в течение всего учебного года, начиная с 8-го класса;
^ организовывать для выпускников школ экскурсии на предприятия социальных партнеров техникума с целью знакомства с реальными условиями труда.
пилотные проекты проведения демонстрационных экзаменов в системе профессионального образования
И. ю. Жукова, преподаватель Юрзинскозо технологического колледжа
В системе среднего профессионального образования продолжает набирать популярность движение WorldSkills. Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.
Не один год профессиональные образовательные учреждения принимают участие в конкурсах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. Термин «вордскиллс» стал понятным оценочным критерием для профессиональной деятельности. Ворлдскиллс — это лучшие мировые практики, высокий уровень профессионализма, высококлассные, конкурентоспособные специалисты.
Победы и медали на конкурсах WorldSkills дают шанс показать свои умения и заявить о себе как о лучших специалистах лишь единицам. Мы, мастера и преподаватели профессиональных образовательных организаций, как никто другой знаем, чего стоит подготовить участника конкурса WorldSkills, а тем более — победителя, и какие сложности нужно преодолеть.
Проблема заключается в том, что система всего профессионального образования не соответствует тем стандартам, по которым живет Ворлдскиллс. Для объективной оценки нашей системы профессиональной подготовки в ближайшие годы планируется ввести демонстрационный экзамен — новую форму государственной итоговой аттестации, эта форма также оценивается неоднозначно.
Демонстрационный экзамен — форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицирован-
ных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности, стандартам Ворлдскиллс Россия.
Демонстрационные по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям СПО, которые одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и утверждены Приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831. ТОП-50 профессий прежде всего ориентирован на высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг.
Удачное ли это нововведение, покажет только время. А пока в рамках апробации данных инициатив уже стартовали в пилотном формате демонстрационные экзамены в 26 субъектах Российской Федерации. Конечно, можно много найти плюсов и минусов проведения данного мероприятия и для образовательных учреждений, и для выпускников.
Для образовательных учреждений демонстрационный экзамен на основе стандартов WorldSkills — это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников — это возмож-
экзамены пройдут
ность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WorldSkills, — сертификат, который дает возможность внести результаты в систему CIS (Compétition Information System).
Однако проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills имеет и свои сложности. Так, необходимо:
— иметь базовые площадки для квалификационных испытаний (учебно-производственные мастерские ПОО либо производственные площадки предприятий — социальных партнеров);
— современное технологическое оборудование, позволяющее выполнить задание, приближенное к производственному, в количестве, обеспечивающем выполнение задания всей группы обучающихся в сроки, отводимые на экзаменационные процедуры;
— разработать контрольно-измерительные материалы для проведения демонстрационного экзамена, позволяющие объективно оценить достижения обучающихся;
— создать рабочую группу, которая координирует деятельность по подготовке к ГИА;
— достаточное количество экспертов, способных оценить качество выполняемых работ в течение всего времени проведения экзаменационных процедур;
— формирование апелляционной комиссии из экспертов по компетенциям для решения спорных вопросов.
Мне как главному эксперту хотелось бы поделиться своими выводами и предложениями относительно пробных, пилотных форматов проведения демонстрационного экзамена и теми реальными трудностями, которые возникли при проведении демонстрационного экзамена по компетенции «кондитерское дело».
На проведение пробного демонстрационного экзамена по компетенции «кондитерское дело» решилось не так уж много регионов. В феврале 2017 г. сдавали экзамены в новом формате выпускники в Якутии. В июне 2017 г. еще 30 выпускников дали согласие попробовать свои силы на мини-чемпионате (так эксперты
- путь в профессию -
определили для себя формат проведения демонстрационного экзамена, ведь его основной принцип — «здесь и сейчас»), еще 18 выпускников в Чувашской республике и 12 из Красноярского техникума индустрии гостеприимства и сервиса. Да, не много, всего 12, но если учесть, что согласно инфраструктурному листу укомплектовать смогли только три рабочих места, а для выполнения модулей полного задания необходимо 15 часов, то работали в течение пяти дней в четыре смены.
Возник и еще ряд практических вопросов:
— Выполнять не все модули? — значит не получить объективной оценки тех навыков и умений, которые предусмотрены в техническом описании компетенции.
— Привлечь для оценивания 13 экспертов из другого учебного заведения по этой же компетенции и с правом судейства по стандартам WSR? — значит лишить другое учебное заведение на неделю всех преподавателей и мастеров, а возможно, оно вообще единственное в области.
— Пригласить работодателей? — значит нужно обучить их по стандартам WSR и выдать соответствующий документ, что тоже потребует времени.
— Привлечь экспертов со смежных профессий? — значит провести обучение по специализированным критериям оценивания компетенции.
Самый насущный вопрос: «Какие баллы поставить?» — нужно оценить по международным критериям WSR выпускников, в программе обучения которых не было ни одного из оцениваемых модулей.
И на эти проблемные вопросы — еще более проблемные решения.
Разумеется, по результатам проведения демонтрационного экзамена будут составлены отчеты, выстроен рейтинг, проведен анализ, даны резюме. Очень хочется надеяться на максимально объективную работу экспертов на площадках и правильные выводы о качестве подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций.
Как эксперт WSR, я тоже сделала выводы: сначала нужно создать условия, обучить, а затем проверять и оценивать.
Пожелаю удачи на пути к изменению нашей системы профессионального образования. Пусть это будет и демонстрационный экзамен, но в логической последовательности — как зе-вершение обучения.