Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы'

Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8108
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / TRAINING PROGRAM FOR MID-LEVEL SPECIALISTS / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / GRADUATE COMPETENCE MODEL / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / DEMONSTRATION EXAM / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ЭКСПЕРТ / EXPERT / ЭКСПЕРТИЗА / EXPERTISE / СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS / WORLDSKILLS STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваницкая Марина Владимировна

Сегодня становится явной тенденция увеличения числа студентов, выбирающих именно специальное образование. Одним из требований реализации Федерального государственного стандарта, является выдвижение компетентностного подхода. Введение демонстрационного экзамена поможет выпускнику стать более квалифицированным специалистам, соответствующих запросам работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваницкая Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Иваницкая М.В. Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№2 (13) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00573.pdf. -ISSN 2413-4066

УДК 377

Иваницкая Марина Владимировна

Заместитель директора по учебной работе УКАБ ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы

Аннотация: Сегодня становится явной тенденция увеличения числа студентов, выбирающих именно специальное образование. Одним из требований реализации Федерального государственного стандарта, является выдвижение компетентностного подхода. Введение демонстрационного экзамена поможет выпускнику стать более квалифицированным специалистам, соответствующих запросам работодателей.

Ключевые слова: программа подготовки специалистов среднего звена, общие и профессиональные компетенции, компетентностная модель выпускника, демонстрационный экзамен, критерии оценки, эксперт, экспертиза, стандарты WorldSkills.

По окончании колледжа выпускник пишет теоретическую квалификационную работу или сдаёт квалификационной комиссии теоретический экзамен. Отрицать важность такого подхода никто не собирается, но ему не хватает связи с практикой. При новом формате экзамена выпускник должен будет показать, что конкретно он умеет делать, и как он вписывается в реальные нормативы, существующие в профессии.

За основу демонстрационного экзамена брался европейский и финский опыт оценки квалификации сотрудников компаний. Для подавляющего большинства из них квалификация работника основывается на том, что работодатель подтверждает его умения (а соответственно, знания и опыт), которые сформировались в процессе обучения и последующей работе по специальности. Основной способ такой оценки в европейской практике - демонстрационный экзамен.

Чтобы компетенции были оценены полностью и во всех областях деятельности работника, демонстрационный экзамен проводится непосредственно на рабочем месте и не является одномоментным. Он проводится поэтапно в течение определённого, довольно продолжительного времени. В зависимости от специальности срок такого экзамена составляет от одной до четырёх недель. И его сдача - это конкретная профессиональная деятельность.

На практике демонстрируется профессиональное мастерство, а оценивают его -компетентные специалисты. Оценка при этом выставляется комплексно:

• Сначала обсуждаются компетенции и критерии, по которым они оцениваются;

• Затем производится собеседование, где обсуждается само экзаменационное задание;

• За ходом выполнения такого задания наблюдают специалисты;

• И наконец, проводится собеседование по результатам выполнения задания, в нём учитывается самооценка экзаменующегося.

Демонстрационный экзамен чрезвычайно эффективен при наличии заинтересованного работодателя, принимающего участие в оценивании.

Такой вид экзамена серьёзно повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов. Важно то, что сотрудничество с профессионалами помогает преподавателям и самому колледжу в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения.

При подготовке к демонстрационным экзаменам преподаватели сами должны будут пройти стажировку в реально действующих организациях, и смогут повысить свою квалификацию вместе с работниками этих организаций.

Основные документы демонстрационного экзамена:

■ техническое описание заданий для ДЭ (описание объема работы, его формата и структуры, нормы времени, выбор оборудования и материалов);

■ инфраструктурные листы (список материалов, оборудования и всех предметов, необходимых для экзамена);

■ критерии оценки экзамена по отдельным компетенциям (профессиям);

■ индивидуальный оценочный лист экзаменуемого;

■ шкалы приведения балловой системы к оценочной;

■ протокол ГИА;

■ документация по охране труда и технике безопасности.

Критерии оценки:

■ Критерии оценки выполненного задания разрабатываются в соответствии с Регламентом соревнований WorldSkills Russia, техническим описанием компетенции (профессии);

■ Выполненные экзаменационные задания оцениваются только в соответствии с процедурами оценки WSR;

■ Результаты отражаются в экзаменационной ведомости и заносятся в CIS;

■ Выпускники по результатам выполнения демонстрационного экзамена получают сертификат.

Повысились требования к квалификации специалиста вследствие задач повышения производительности труда. Задача, которую раньше могли выполнять 3-5 работников различной квалификации, сейчас должен быть способен выполнить один.

Преимущества демонстрационного экзамена

Для выпускника колледжа преимущество очевидно. Он не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве. Есть плюсы и для самого колледжа: он может более объективно оценить качество своих программ и материально -техническую базу. Выгоды получают и работодатели, приходящие на экзамен. Они могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности, и даже подписать с ним отложенный трудовой договор. Тогда начать свою работу в компании выпускники колледжа могут либо сразу же при получении диплома о СПО, или после поучения высшего образования, или же после службы в армии.

Итак, можно выделить следующие преимущества:

- Согласование тем выпускных квалификационных работ студентов с представителями предприятия;

- Непрерывная совместная работа по корректировке учебного процесса, которая позволяет обеспечивать постоянное взаимодействие педагогического коллектива и профессионального сообщества в рамках формирования требований к специалистам и программам их обучения;

- Ежегодная практика участия в профессиональных конкурсах по методике и стандартам WSR и WSI. Вовлечение студентов в решение реальных прикладных задач еще на стадии обучения;

- Материально-техническая поддержка учебного процесса: оснащение учебных лабораторий необходимым оборудованием и техникой;

- 100 % трудоустройство специалистов.

Перспективы

Демонстрационный экзамен уже вводится в ряде колледжей, в первую очередь в тех. где студенты получают наиболее востребованные профессии: например плиточник, повар-кондитер, наладчик ПО, слесарь и многие другие. Всего Минтруд выделил 50 таких профессий.

Сегодня становится явной тенденция увеличения числа студентов, выбирающих именно специальное образование. Численность студентов колледжей практически сравнялась с численностью студентов высшей школы. В наборе студентов сохраняется то же соотношение.

Однако у колледжей есть определённая проблема с собственной недостаточной заинтересованностью. В государственной стратегии развития образования говорится о необходимости проявления такими организациями самостоятельности и индивидуального подхода. Но пока такие возможности колледжами используются явно недостаточно, а не хватает для этого стимулов более качественной работы. Демонстрационный экзамен поможет решить эту проблему, сделав колледжи более открытыми для своих заказчиков -работодателей.

Уже сейчас студенты - выпускники колледжей, из числа входящих в списки наиболее востребованных профессий, могут сдать экзамен, отвечающий стандартам World S kills. На таком экзамене рейтинг определяется по сумме набранных баллов.

Во время трудоустройства выпускник, имеющий большее число баллов, имеет больше шансов быть приглашённым на выгодную и интересную работу. Это понятно, ведь в состав комиссии, принимающей экзамен, всходят работодатели, заинтересованные в перспективных сотрудниках.

Когда эта практика станет обязательной для всех, всем студентам придётся на деле показывать свои практические знания. Это станет дополнительным стимулом к учёбе и дополнительным шансом получить интересную и высокооплачиваемую работу сразу же по окончании учёбы.

Но при всех положительных моментах у демонстрационного экзамена есть и недостатки:

- Стоимость процедуры: затраты образовательной организации на проведение ГИА не выделяется отдельно, а входят в полную стоимость образовательной услуги по освоению профессиональной образовательной программы. При организации демонстрационного экзамена по методикам WorldSkills расходы на его проведение многократно возрастают, это и оснащение площадки согласно инфраструктурному листу (оборудование - приобретение и обслуживание, расходные материалы, инструменты), и обучение экспертов, и оплата труда, а также транспортных расходов, проживания и питания внешних экспертов. Отдельная статья расходов это разработка контрольно-измерительных материалов, но эти расходы впрямую не отнесены на стоимость оценочных процедур.

- Вероятность не сдать слабым студентам ДЭ. Что в итоге они получат?

Ссылки на источники:

1. Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1222-1226.

2. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия

3. Сумина Т.Г. Модель формирования компетенций в изучении дисциплины «Методика воспитательной работы»/ Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании [Текст]: сб. науч. тр. IX Междунар. науч. -практ. конф., 16 февр. 2016 г., г.Екатеринбург / под ред. С. А. Днепрова, А.В. Пивоварова; РГППУ. - Екатеринбург, 2016. С. 119-125

4. Майкова П.Е. Практика проведения демонстрационного экзамена по системе WorldSkills в рамках промежуточной аттестации // Профессиональное образование и рынок труда - 2017.-№4-с.33-44

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

Marina Ivanitskaya

Demo Exam. The Pros and Cons.

Abstract: Today there is a clear trend of increasing the number of students who choose special education. One of the requirements for the implementation of the Federal state standard is the promotion of competence-based approach. The introduction of the demonstration exam will help the graduate to become more skilled, corresponding to the needs of employers.

Keywords: training program for mid-level specialists, General and professional competences, graduate competence model, demonstration exam, evaluation criteria, expert, expertise, WorldSkills standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.