Научная статья на тему 'ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ РИСКА, СРЕДИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ РИСКА, СРЕДИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКУРСНИКИ / ГРУППА РИСКА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рендикова А.В., Сидорчук В.И.

Введение. В целях оптимизации работы психологической службы вуза, нужна была методика, проведение, обработка и интерпретация данных которой занимала бы немного времени. В первую очередь необходимо было выявить группы риска среди первокурсников, чтобы в процессе адаптации к вузу велась целенаправленная работа по устранению психологических причин, мешающих образовательному процессу. Знание основных проблем первокурсников позволило бы кураторам грамотно построить воспитательную работу, привлекая, при необходимости, психолога. Цель исследования - предварительное определение первокурсников из различных групп риска для построения дальнейшей диагностической, профилактической, просветительской и коррекционной работы. Методика и организация исследования. В сентябре 2020 года было проведено исследование 164 первокурсников по методике пилотажного социально-психологического тестирования. В методике 32 вопроса и семь выявляемых групп риска по следующим факторам: возбудимость, социальный пессимизм, отношение к своему здоровью, виктимность, суицидальный риск, противоправное (агрессивное) поведение, демонстративность. Результаты исследования и их обсуждение. Среди 164 первокурсников были выявлены студенты, относящиеся к группам риска: по возбудимости -15% студентов; по социальному пессимизму - 13%; низкий уровень ответственности за свое здоровье - 22%; виктимность - 7%; суицидальный риск - 3%; противоправное поведение - 2%; демонстративность - 4% студентов. Из семи изучаемых групп риска наличие одной присутствует у 33% студентов, одновременное проявление двух групп риска - у 7% первокурсников, трех групп риска -у 4% студентов и у 1% - наличие четырех и шести групп риска. Выводы. Используемая методика пилотажного исследования является информативным диагностическим инструментом для проведения первичной диагностики в короткие сроки для понимания основных психологических проблем первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рендикова А.В., Сидорчук В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILOT STUDY OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS CLASSIFIED AS AT-RISK AMONG THE FIRST-YEAR STUDENTS AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Introduction. In order to optimize the work of the psychological service of the university, we needed the methodology that would take a little time to conduct, process and interpret the data. First of all, it was necessary to identify the risk groups among the first-year students, so that in the process of adaptation to the university, purposeful work was carried out to eliminate the psychological causes that hinder the educational process. Knowledge of the main problems of the first-year students would allow curators to competently build up the educational work, involving, if necessary, a psychologist. The purpose of the study is to determine the first-year students from various risk groups in order to build up further diagnostic, preventive, educational and correctional work. The methodology and organization of the study. In September 2020, the study of 164 first-year students was conducted by using the method of piloting sociopsychological testing. The methodology includes 32 questions and seven identified risk groups based on the following factors: excitability, social pessimism, attitude to one's health, victimization, suicidal risk, illegal (aggressive) behavior, demonstrativeness. Research results and discussion. Among 164 first-year students, students belonging to risk groups were identified: by excitability - 15% of students; by social pessimism-13%; low level of responsibility for their health - 22%; victimization - 7%; suicidal risk - 3%; illegal behavior - 2%; demonstrativeness - 4% of students. Of the seven risk groups studied, 33% of students have one, 7% of first - year students have two risk groups simultaneously, 4% of students have three risk groups, and 1% have four and six risk groups. Conclusions. The used method of pilot research is informative diagnostic tool for conducting primary diagnostics in a short time to understand the main psychological problems of first-year students.

Текст научной работы на тему «ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ РИСКА, СРЕДИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Контактная информация: taisaeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2021

УДК 159.9.07

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ РИСКА, СРЕДИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алевтина Васильевна Рендикова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры Челябинск; Виктор Иванович Си-дорчук, педагог-психолог, председатель, Региональное отделение Южного Урала Федерации психологов образования России, Областной центр диагностики и консультирования, Челябинск

Аннотация

Введение. В целях оптимизации работы психологической службы вуза, нужна была методика, проведение, обработка и интерпретация данных которой занимала бы немного времени. В первую очередь необходимо было выявить группы риска среди первокурсников, чтобы в процессе адаптации к вузу велась целенаправленная работа по устранению психологических причин, мешающих образовательному процессу. Знание основных проблем первокурсников позволило бы кураторам грамотно построить воспитательную работу, привлекая, при необходимости, психолога. Цель исследования - предварительное определение первокурсников из различных групп риска для построения дальнейшей диагностической, профилактической, просветительской и коррекционной работы. Методика и организация исследования. В сентябре 2020 года было проведено исследование 164 первокурсников по методике пилотажного социально-психологического тестирования. В методике 32 вопроса и семь выявляемых групп риска по следующим факторам: возбудимость, социальный пессимизм, отношение к своему здоровью, виктимность, суицидальный риск, противоправное (агрессивное) поведение, демонстративность. Результаты исследования и их обсуждение. Среди 164 первокурсников были выявлены студенты, относящиеся к группам риска: по возбудимости -15% студентов; по социальному пессимизму - 13%; низкий уровень ответственности за свое здоровье - 22%; виктимность - 7%; суицидальный риск - 3%; противоправное поведение - 2%; демонстративность - 4% студентов. Из семи изучаемых групп риска наличие одной присутствует у 33% студентов, одновременное проявление двух групп риска - у 7% первокурсников, трех групп риска -у 4% студентов и у 1% - наличие четырех и шести групп риска. Выводы. Используемая методика пилотажного исследования является информативным диагностическим инструментом для проведения первичной диагностики в короткие сроки для понимания основных психологических проблем первокурсников.

Ключевые слова: первокурсники, группа риска, социально-психологическое тестирование. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p514-518

PILOT STUDY OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS CLASSIFIED AS AT-RISK AMONG THE FIRST-YEAR STUDENTS AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Alevtina Vasilevna Rendikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural

State University of Physical Culture, Chelyabinsk; Viktor Ivanovich Sidorchuk, teacher-psychologist, chairman, Regional department of the Southern Urals of educational psychologists of Russia, Regional Center for diagnosis and counseling, Chelyabinsk

Abstract

Introduction. In order to optimize the work of the psychological service of the university, we needed the methodology that would take a little time to conduct, process and interpret the data. First of all, it was necessary to identify the risk groups among the first-year students, so that in the process of adaptation

to the university, purposeful work was carried out to eliminate the psychological causes that hinder the educational process. Knowledge of the main problems of the first-year students would allow curators to competently build up the educational work, involving, if necessary, a psychologist. The purpose of the study is to determine the first-year students from various risk groups in order to build up further diagnostic, preventive, educational and correctional work. The methodology and organization of the study. In September 2020, the study of 164 first-year students was conducted by using the method of piloting socio-psychological testing. The methodology includes 32 questions and seven identified risk groups based on the following factors: excitability, social pessimism, attitude to one's health, victimization, suicidal risk, illegal (aggressive) behavior, demonstrativeness. Research results and discussion. Among 164 first-year students, students belonging to risk groups were identified: by excitability - 15% of students; by social pessimism-13%; low level of responsibility for their health - 22%; victimization - 7%; suicidal risk - 3%; illegal behavior - 2%; demonstrativeness - 4% of students. Of the seven risk groups studied, 33% of students have one, 7% of first - year students have two risk groups simultaneously, 4% of students have three risk groups, and 1% have four and six risk groups. Conclusions. The used method of pilot research is informative diagnostic tool for conducting primary diagnostics in a short time to understand the main psychological problems of first-year students.

Keywords: first-year students, risk group, socio-psychological testing.

ВВЕДЕНИЕ

В Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК) отделом внеучебной и воспитательной работы в начале учебного года проводится адаптация студентов-первокурсников [1]. В рамках данных мероприятий была организована психодиагностическая работа по определению первокурсников, относящихся к группе риска. Результаты психодиагностики использовались для повышения качества адаптации первокурсников - планирования содержания работы кураторов, привлечение психолога для просветительской, дополнительной диагностической и коррекционно-развивающей работы с отдельными группами.

Цель исследования - предварительное определение первокурсников из различных групп риска для построения дальнейшей диагностической, профилактической, просветительской и коррекционной работы.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 12.04.2011 г. №1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» для исследования факторов риска рабочей группой, во главе с В.И. Сидорчуком, был разработан и предложен к использованию специальный исследовательский инструмент, который позволил провести исходную оценку ситуации и определить приоритеты в проведении дальнейшей профилактической работы. Этот инструментарий представляет собой анонимную анкету для участников исследования, а также набор материалов для анализа полученных данных. Наряду с социальными характеристиками и собственно отношением к проблеме употребления ПАВ самих испытуемых в инструментарий был включен блок, исследующий личностные характеристики учащихся.

Среди личностных особенностей молодежи могут быть выделены такие крайние проявления некоторых черт, которые способны стать маркерами для включения их в группу риска по тем или иным показателям. Согласно теории «акцентуированных личностей» такие черты личности сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в отрицательном направлении. В нашем случае к таковым мы отнесли акцентуации характера по возбудимому и демонстративному типу, а также уровень социального пессимизма. Значимым, мы посчитали также изучение

таких социально неодобряемых особенностей характера как виктимность, склонность к суицидальному поведению и агрессивность. «Виктимность» в данном исследовании мы рассматриваем как склонность (психологическую готовность) стать жертвой преступления (противоправного поведения). Под «суицидальным риском» мы понимаем потенциальную готовность личности совершить самоубийство. Говоря об «агрессивности» мы стремимся выделить устойчивую черту личности - готовность субъекта к агрессивному поведению, причем в самых крайних, граничащих с противоправными, ее проявлениями. Одним из факторов, влияющих на формирование рискованного поведения, является уровень субъективного контроля по отношению к своему здоровью. Этот показатель позволяет понять, насколько человек считает себя ответственным за своё здоровье.

Для исследования обозначенных личностных черт мы воспользовались шкалами стандартизированных методик: тест-опросник Шмишека, опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой, тест-опросник «Исследование склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой, тест «Уровень субъективного контроля». Из них была составлена методика пилотажного социально-психологического тестирования для изучения личностных характеристик обучающихся, которая представлена ниже.

Инструкция для обучающихся. Для оптимизации психологического сопровождения в вузе, просим вас ответить на вопросы, отметив в бланке ответов знак «+» при положительном ответе или «-» при несогласии напротив номера вопроса (таблица 1).

Таблица 1 - Бланк ответов опросного листа:

1 2 3 4 5 6 7 8

9 10 11 12 13 14 15 16

17 18 19 20 21 22 23 24

25 26 27 28 29 30 31 32

Вопросы к опросному листу:

1. Бывают ли дни, когда вы на всех сердитесь без всяких причин?

2. Постоянно ли вы попадаете в неприятности?

3. Если вы оказались в неприятном положении, лучшая стратегия - не сопротивляться и молчать?

4. Волнует ли вас, что с вами будет в будущем?

5. Считаете ли вы, что необходимо отомстить обидчику?

6. Согласны ли вы, что болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь?

7. Есть ли у вас такое чувство, что вас никто не понимает?

8. Быстро ли вы начинаете раздражаться и злиться?

9. Считаете ли вы, что нужно быть осторожным с человеком, который относятся к вам дружелюбнее, чем вы ожидали?

10. Стараетесь ли вы решить конфликт без применения силы?

11. Часто ли вы чувствуете себя несчастным?

12. Бывает ли у вас желание побить посуду или что-то сломать?

13. Вы когда-нибудь убегали из дома?

14. Думаете ли вы, что мало кто искренне пытается помочь другим, если это связанно с неудобствами?

15. Бывает ли у вас такое настроение, что вы готовы затеять драку?

16. Вы очень любите животных?

17. Считаете ли вы, что правильный образ жизни больше помогает здоровью человека, чем лекарственные препараты и доктора?

18. Вы способны совершить поступок, о котором наверняка пожалеете?

19. Часто ли вам кажется, что обстоятельства, в которых вы оказались, особо несправедливы?

20. Случается ли, что вам приятно назло всем терпеть боль?

21. Есть ли у вас такое чувство, что в большую часть времени вы будто бы сделали что-то плохое?

22. Думаете ли вы, что в некоторых ситуациях можно обойти закон?

23. Когда вас обижают, стараетесь ли вы упорно доказать обидчику, что он поступил несправедливо?

24. Случается ли у вас беспричинное угрюмое настроение, когда ни с кем не хочется общаться?

25. Считаете ли вы, что большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным способом?

26. Бывает ли, что вы совершаете неожиданные для самого себя поступки?

27. Вас трудно рассердить?

28. Максимально проявить себя вам удается только в ситуации опасности и при неожиданных обстоятельствах?

29. Животное, которое не слушается, заслуживает, чтобы его ударили?

30. Готовы ли вы простить грубость, если уверены, что это не повторится?

31. Бывает ли у вас такое ощущение, что трудностей слишком много и нет смысла пытаться их преодолеть?

32. Всегда ли можно уберечься от простуды, правильно одеваясь и проводя профилактику?

Ключи к опросному листу:

I Возбудимость: «да» - вопросы 1, 8, 13, 16, 24, 26. К группе риска относится совпадение по 5-6 вопросам.

II Социальный пессимизм: «да» - вопросы 2, 9, 14 ,19, 25. К группе риска относится совпадение по 4-5 вопросам.

III Отношение к своему здоровью: «да» - вопросы 17, 32; «нет» - вопрос 6. 1 балл означает низкий уровень ответственности за свое здоровье; 2 - средний; 3 - высокий. К группе риска относится показатель «1» балл.

IV Виктимность: «да» - вопросы 2, 3, 10, 20, 27, 30. К группе риска относится совпадение по 5-6 вопросам.

V Суицидальный риск: «да» - вопросы 11, 18, 21, 28, 31; «нет» - 4. К группе риска относится совпадение по 5-6 вопросам.

VI Противоправное (агрессивное) поведение: «да» - вопросы 5, 12, 15, 22, 29; «нет» -10. К группе риска относится совпадение по 5-6 вопросам.

VIIДемонстративность: «да» - вопросы 7, 21, 23. К группе риска относится совпадение по 3 вопросам.

В конце сентября 2020 года в УралГУФК было проведено исследование 164 первокурсников по данной методике. Диагностика проводилась анонимно, поэтому можно было выявить только общий портрет группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате пилотажного исследования групп первокурсников с различной специализацией было выявлено количество студентов, относящихся к различным группам риска (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение количества студентов по группам риска

Специализация группы Кол-во чел. в группе Количество студентов из группы риска

I II III IV V VI VII

Коньки и лыжи 13 1 1 2 2 0 1 0

Физкультурное образование и тхэквондо 24 4 6 6 2 1 0 2

Гимнастика и плавание 16 2 2 1 1 0 0 0

Педагогическое образование 4 0 0 1 1 0 0 0

Специализация группы Кол-во чел. в группе Количество студентов из группы риска

I II III IV V VI VII

Туризм 10 0 0 1 1 0 0 0

Борьба 25 10 2 9 1 0 0 0

Легкая атлетика и танцы 26 1 1 4 3 1 1 1

Управление 19 1 3 3 0 0 0 1

Адаптивная ФК № 1 10 2 1 2 0 0 0 0

Адаптивная ФК №2 17 4 5 7 1 3 1 3

Итого(человек) 164 25 21 36 12 5 3 7

Итого (%) 100% 15% 13% 22% 7% 3% 2% 4%

Примечание: группа риска I - возбудимость; II -социальный пессимизм; III - низкий уровень ответственности за свое здоровье; IV - виктимность; V - суицидальный риск; VI - противоправное поведение; VII -демонстративность.

Были вычислены количественные показатели по каждому фактору на основе результатов 164 студентов (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели по группам риска

Показатели по группам риска Группы риска

I II III IV V VI VII

Минимальный показатель группы риска 5 4 1 5 5 5 3

Среднее арифметическое 3,0 2,1 2,2 2,9 1,6 1,2 0,9

Стандартное отклонение 1,3 1,1 0,8 1,2 1,3 1,2 0,8

Из семи исследуемых групп риска наличие одной присутствует у 33% студентов, одновременное проявление двух групп риска - у 7% первокурсников, трех групп риска -у 4% студентов и у 1% - наличие четырех и шести групп риска. В дальнейшем было проведено дополнительное социально-психологическое тестирование ЕМ-СПТ (компьютерная версия, форма С-140) на тех группах, где были выявлены студенты, относящиеся к нескольким группам риска, в том числе, к группе суицидального риска, для определения более полной и точечной картины ситуации. Кураторам были обозначены основные проблемы в коллективе, проводились встречи психолога с отдельными группами с целью освещения выявленных проблем. В последствие таких встреч некоторые первокурсники пришли на индивидуальные психологические консультации, чтобы решить актуальные для себя вопросы.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование по методике пилотажного социально-психологического тестирования позволило в короткие сроки выявить основные проблемы поступивших в вуз молодых людей, оптимально построить работу психолога с первокурсниками, определило основные воспитательные задачи для куратора в процессе адаптации студентов к вузу, а также обозначить перспективы дальнейшего психологического сопровождения студентов физкультурного вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рендикова А. В. Изучение запроса первокурсников с разным уровнем адаптации на виды психологического сопровождения в вузе физической культуры / А. В. Рендикова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183) - С. 547-551.

REFERENCES

1. Rendikova, A. V. (2020), "Studying the request for first-year students with different levels of adaptation to types of psychological support at the University of Physical Culture", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 547-551.

Контактная информация: rend_av@bk.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.