Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЗАПРОСА ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ НА ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИЗУЧЕНИЕ ЗАПРОСА ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ НА ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКУРСНИКИ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АДАПТАЦИЯ К ГРУППЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / FIRST-YEAR STUDENTS / ADAPTATION TO EDUCATIONAL ACTIVITIES / ADAPTATION TO A GROUP / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рендикова Алевтина Васильевна

Введение. В целях оптимизации работы психологической службы вуза были определены наиболее востребованные первокурсниками виды психологического сопровождения. В анкете предлагалось выбрать комплексное психологическое сопровождение, индивидуальное психологическое консультирование, тренинги по самопознанию и саморазвитию. Цель исследования - изучение запроса первокурсников с разным уровнем адаптации к группе и учебной деятельности на виды психологического сопровождения. Методика и организация исследования. В сентябре 2019 года было проведено исследование 168 первокурсников по методике Дубовицкой Т. Д. «Адаптированность студентов в вузе», позволяющей выявить студентов, испытывающих трудности в адаптации как к группе, так и к учебной деятельности. Выводы - наиболее востребованным является индивидуальное психологическое консультирование по запросу студентов. Адаптированные к учебной деятельности студенты хотели бы участвовать в тренинговой работе, направленной на саморазвитие и иметь возможность обратиться к психологу за индивидуальной консультацией. В комплексном психологическом сопровождении нуждаются, в первую очередь, первокурсники с низким уровнем адаптации к группе, что, вероятно, связано, с их более низкой активностью и ожиданием поддержки со стороны преподавателей и сотрудников вуза без их запроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рендикова Алевтина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE REQUEST FOR THE FIRST-YEAR STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF ADAPTATION TO TYPES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Introduction. To optimize the work of the psychological service of the university, the types of psychological support most demanded by the first-year students were determined. The questionnaire offered to choose the comprehensive psychological support, individual psychological counseling, training on self-knowledge and self-development. The purpose of the study is to study the request of the 1st year students with different levels of adaptation to the group and educational activities for the types of psychological support. Methodology and organization of research. In September 2019, the study of 168 people was carried out according to the method of T.D. Dubovitskaya “Adaptation of students in a university”, which makes it possible to identify the students experiencing difficulties in adapting to both the group and educational activities. Conclusions - the most popular is individual psychological counseling at the request of students. Adapted to educational activities, the students would like to participate in training activities aimed at self-development and can consult the psychologist for individual advice. Comprehensive psychological support is needed, first, by students with a low level of adaptation to the group, which is probably due to their lower activity and the expectation of support from teachers and university staff without their request.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЗАПРОСА ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ НА ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

дет реализована через изучение теоретического материала, посвященного истории ВФСК ГТО; просмотр фильмов про ВФСК ГТО, подготовку презентаций, докладов, разработку проектов по продвижению ВФСК ГТО. Эффект программы выражается в расширении знаний об истории комплекса ГТО, изменении отношения студентов к ВФСК ГТО, готовности к выполнению нормативов, формировании положительного информационного фона для внедрения комплекса ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Босенко, Ю.М. Ресурсы эффективной адаптации личности в условиях спортивной деятельности / Ю.М. Босенко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2009. - Т. 11. -С. 75-80.

2. Прокопчук, Ю.А. Изучение отношения студентов к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора его эффективного внедрения / Ю.А. Прокопчук, А.С. Распопова, Ю.М. Босенко // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование : материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2019. -С. 162-164.

3. Предпосылки формирования физкультурно-спортивной активности детей среднего школьного возраста / Ю.А. Прокопчук, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова, Н.Н. Пешков, В.А. Черны-шов, Е.В. Фешина // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - № 1. - С. 241-246.

REFERENCES

1. Bosenko, Yu.M. (2009), "Resources effective adaptation of personality in the conditions of sports activity", Current issues of physical culture and sports, Vol. 11, pp. 75-80.

2. Prokopchuk, Yu.A., Raspopova, A.S. and Bosenko, Yu.M. (2019), "Study of students attitude to the all-Russian sports complex "Ready for Labor and defense" (GTO) as a factor of its effective implementation", Physical culture and sports. Olympic education Materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 162-164.

3. Prokopchuk, Yu.A., Bosenko, Yu.M., Raspopova, A.S., Peshkov, N.N., CHernyshov, V.A. and Feshina E.V. (2019), "Prerequisites for the formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age", Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinet-ics, Vol. 1, pp. 241-246.

Контактная информация: annar25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2020

УДК 159.9.07

ИЗУЧЕНИЕ ЗАПРОСА ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ НА ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВУЗЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алевтина Васильевна Рендикова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Введение. В целях оптимизации работы психологической службы вуза были определены наиболее востребованные первокурсниками виды психологического сопровождения. В анкете предлагалось выбрать комплексное психологическое сопровождение, индивидуальное психологическое консультирование, тренинги по самопознанию и саморазвитию. Цель исследования - изучение запроса первокурсников с разным уровнем адаптации к группе и учебной деятельности на виды психологического сопровождения. Методика и организация исследования. В сентябре 2019 года было проведено исследование 168 первокурсников по методике Дубовицкой Т. Д. «Адаптирован-ность студентов в вузе», позволяющей выявить студентов, испытывающих трудности в адаптации как к группе, так и к учебной деятельности. Выводы - наиболее востребованным является индивидуальное психологическое консультирование по запросу студентов. Адаптированные к учебной де-

ятельности студенты хотели бы участвовать в тренинговой работе, направленной на саморазвитие и иметь возможность обратиться к психологу за индивидуальной консультацией. В комплексном психологическом сопровождении нуждаются, в первую очередь, первокурсники с низким уровнем адаптации к группе, что, вероятно, связано, с их более низкой активностью и ожиданием поддержки со стороны преподавателей и сотрудников вуза без их запроса.

Ключевые слова: первокурсники, адаптация к учебной деятельности, адаптация к группе, психологическое сопровождение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p547-551

STUDYING THE REQUEST FOR THE FIRST-YEAR STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF ADAPTATION TO TYPES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Alevtina Vasilyevna Rendikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

Introduction. To optimize the work of the psychological service of the university, the types of psychological support most demanded by the first-year students were determined. The questionnaire offered to choose the comprehensive psychological support, individual psychological counseling, training on self-knowledge and self-development. The purpose of the study is to study the request of the 1st year students with different levels of adaptation to the group and educational activities for the types of psychological support. Methodology and organization of research. In September 2019, the study of 168 people was carried out according to the method of T.D. Dubovitskaya "Adaptation of students in a university", which makes it possible to identify the students experiencing difficulties in adapting to both the group and educational activities. Conclusions - the most popular is individual psychological counseling at the request of students. Adapted to educational activities, the students would like to participate in training activities aimed at self-development and can consult the psychologist for individual advice. Comprehensive psychological support is needed, first, by students with a low level of adaptation to the group, which is probably due to their lower activity and the expectation of support from teachers and university staff without their request.

Keywords: first-year students, adaptation to educational activities, adaptation to a group, psychological support.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках целевой программы по социально-психологической адаптации студентов 1-го курса к образовательному пространству в Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК) психологом отдела внеучебной и воспитательной работы ежегодно проводится изучение адаптации студентов-первокурсников. Вместе с тем, для оптимизации работы психологической службы вуза, необходимо было определить, какой вид психологического сопровождения будет востребован студентами университета. Цель исследования - изучение запроса первокурсников с разным уровнем адаптации к группе и учебной деятельности на виды психологического сопровождения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В конце сентября 2019 года было проведено исследование 168 первокурсников по методике Дубовицкой Т. Д. «Адаптированность студентов в вузе» [1], позволяющей выявить студентов, испытывающих трудности в адаптации как к группе, так и к учебной деятельности. По данной методике выделяется три уровня адаптации - низкий, средний и высокий. Дополнительно первокурсникам был задан вопрос: «Каким видом психологического сопровождения вы бы воспользовались, обучаясь в вузе?» Предложены были следующие варианты. Первый - психологическое сопровождение, предполагающее наблюдение со стороны психолога, психодиагностику, индивидуальное психологическое

консультирование и коррекционно-развивающую работу. Второй - индивидуальное психологическое консультирование по запросу студента. Третий вид - участие в тренингах, цель которых - самопознание, поиск и изучение собственных ресурсов. Четвертый - работа в студенческой тренинговой группе, направленной на саморазвитие, реализацию своих способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В первую очередь нам необходимо было распределить первокурсников по уровням адаптации к группе и учебной деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение количества студентов по уровням адаптации к группе и учебной деятельности

Уровень адаптации к Уровень адаптации к учебе

группе низкий средний высокий

низкий 8 человек (5%) 15 человек (9%) 0 человек (0%)

средний 11 человек (6,5%) 63 человека (37,5%) 17 человек (10%)

высокий 2 человека (1%) 39 человек (23%) 13 человек (8%)

Оказалось, что большинство первокурсников (37,5%) имеют средний уровень адаптации как к учебной группе, так и к учебе, далее идут студенты, высокоадаптированные к группе со средним уровнем адаптации к учебе (23%), затем студенты, имеющие средний уровень адаптации к группе и высокий к учебе (10%), немного меньше студентов неадаптированных к группе со средним уровнем адаптации к учебе (9%), еще меньше высокоадаптированных студентов по отношению к группе и учебе (8%). Меньше всего выявлено студентов с низким уровнем адаптации к учебе: с низким уровнем адаптации к группе - 5%, со средним - 6,5%, с высоким - 1%. Не выявлено студентов с низким уровнем адаптации к группе и высоким к учебе.

На втором этапе обработки результатов мы выявили самый востребованный вид психологического сопровождения для первокурсников университета (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение запросов всех первокурсников по видам психологического сопровождения_

№ Вид запроса Распределение запросов первокурсников

п/п количество студентов в процентах

1 Психологическое сопровождение 45 27%

2 Индивидуальное консультирование 87 52%

3 Тренинги по самопознанию 66 39%

4 Тренинги по саморазвитию 83 49%

Максимальный запрос (у 52% респондентов) был получен на индивидуальное консультирование по запросу студентов. Также высокий показатель (49%) у запроса на тренинги по саморазвитию, 39% - на тренинги по самопознанию, и почти треть студентов (27%) хотели бы иметь комплексное психологическое сопровождение в вузе.

На третьем этапе исследования нам необходимо было определить предпочтительные виды психологического сопровождения для первокурсников с разным уровнем адаптации к группе. В первую очередь мы изучили запрос студентов, которые не смогли адаптироваться в учебной группе (таблица 3).

Таблица 3 - Распределение запросов первокурсников с низким уровнем адаптации к группе по видам психологического сопровождения_

№ п/п Вид запроса Распределение запросов первокурсников (в процентах) с уровнем адаптации к учебе

низким средним

1 Психологическое сопровождение 37,5 53

2 Индивидуальное консультирование 75 47

3 Тренинги по самопознанию 50 47

4 Тренинги по саморазвитию 50 53

№ п/п Вид запроса Распределение запросов первокурсников (в процентах) с уровнем адаптации к учебе

низким средним

5 Все предложенные виды 12,5 33

6 Нет запроса 0 33

Большинство неадаптированных к группе студентов с низким уровнем адаптации к учебе выбрали индивидуальное консультирование (75%), половина из них - тренинги по саморазвитию и самопознанию. Основная часть неадаптированных к группе студентов со средней адаптацией к учебе предпочла психологическое сопровождение и тренинги по саморазвитию (по 53%), а также психологическое консультирование и тренинги по самопознанию (по 47%). Среди первокурсников со средним уровнем адаптации к группе выявлены следующие предпочтения (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение запросов первокурсников со средним уровнем адаптации к группе по видам психологического сопровождения_

№ п/п Вид запроса Распределение запросов первокурсников (в процентах) с уровнем адаптации к учебе

низким средним высоким

1 Психологическое сопровождение 36 29 18

2 Индивидуальное консультирование 64 59 35

3 Тренинги по самопознанию 45 35 35

4 Тренинги по саморазвитию 55 44 59

5 Все предложенные виды 9 13 6

6 Нет запроса 18 16 18

Студенты с низкой и средней адаптацией к учебе предпочли индивидуальное консультирование (64% и 59%), с высоким уровнем - тренинги по саморазвитию (59%).

В меньшей степени выбрали психологическое сопровождение ребята с высоким уровнем адаптации к группе (таблица 5).

Таблица 5 - Распределение запросов первокурсников с высоким уровнем адаптации к группе по видам психологического сопровождения_

№ п/п Вид запроса Распределение запросов первокурсников (в процентах) с уровнем адаптации к учебе

низким средним высоким

1 Психологическое сопровождение 0 21 0

2 Индивидуальное консультирование 50 46 31

3 Тренинги по самопознанию 0 41 46

4 Тренинги по саморазвитию 50 51 46

5 Все предложенные виды 0 10 0

6 Нет запроса 0 21 23

Максимальное количество запросов получено на индивидуальное консультирование и тренинги, направленные на саморазвитие студентов (от 31% до 51%).

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование продемонстрировало высокий уровень заинтересованности первокурсников в психологической поддержке их обучения в вузе. Наиболее востребованным является индивидуальное психологическое консультирование по запросу студентов. Адаптированные к учебной деятельности студенты хотели бы участвовать в тренинговой работе, направленной на саморазвитие и иметь возможность обратиться к психологу за индивидуальной консультацией. В комплексном психологическом сопровождении нуждаются, в первую очередь, первокурсники с низким уровнем адаптации к группе, что, вероятно, связано, с их более низкой активностью и ожиданием поддержки со стороны преподавателей и сотрудников вуза без их запроса. Полученные данные были использованы для распределения часов на различные виды психологического сопровождения студентов первого курса УралГУФК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубовицкая, Т.Д. Методика исследования адаптивности студентов в вузе / Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова // Психологическая наука и образование : электрон. журн. - 2010. - № 2. -URL : http://psyedu.ru/files/articles/1752/pdf_version.pdf (дата обращения: 02.09.2019).

REFERENCES

1. Dubovitskaya, T.D. and Krylova, A.V. (2010), "Methodology for studying the adaptability of students at a university", Psychological Science and Education, No. 2, available at: http://psyedu.ru/files/articles/1752/pdf_version.pdf (accessed 2 September 2019).

Контактная информация: rend_av@bk.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2020

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ольга Евгеньевна Шаповалова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Алексеевна Емельянова, кандидат педагогических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, направленного на повышение педагогической, психологической и социальной компетентности родителей. В связи с этим, цель исследования непосредственно связана с созданием оптимальных условий для развития и социального становления личности ребенка, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. А его конкретной задачей является выявление отношения родителей к проблемам, связанным с воспитанием и развитием старших дошкольников, а также к возможности получения психолого-педагогической помощи. Ведущим методом исследования стало анкетирование, с помощью которого получен значительный объем фактических данных, по-новому характеризующих условия и проблемы семейного воспитания старших дошкольников. Материалы и результаты исследования представляют интерес для педагогов дошкольного образования и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей.

Ключевые слова: семья, психолого-педагогическое сопровождение, старшие дошкольники, оптимальные условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p551-555

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING

OLDER PRESCHOOLERS

Olga Evgenievna Shapovalova, the doctor of psychological sciences, professor, department chairman, Irina Alekseevna Emelyanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sholom-Aleichem Amur State University, Birobidzhan

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The relevance of this research is due to the need for psychological and pedagogical support of families raising preschool children, aimed at improving the pedagogical, psychological, and social competence of parents. In this regard, the purpose of the study is related to the creation of optimal conditions for the development and social formation of the child's personality, both in preschool educational institutions and in the family. And its specific task is to identify the attitude of parents to the problems associated with the education and development of older preschoolers, as well as to the possibility of receiving psychological and pedagogical assistance. The leading method of research was a questionnaire, which obtained a sig-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.