Научная статья на тему 'Пианистическое искусство в условиях грамзаписи на ранних стадиях её развития'

Пианистическое искусство в условиях грамзаписи на ранних стадиях её развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
PIANISTIC ART / PHONOGRAPH / RECORDS / GRAMMOFON / ELEKTROZAPIS / ISPOLNITELSKIE OPTIONS / FRAGMENTATION RECORDING / EDITING SOUND IMAGE / ПИАНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ФОНОГРАФ / ГРАМПЛАСТИНКА / ГРАММОФОН / ЭЛЕКТРОЗАПИСЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ВАРИАНТЫ / ФРАГМЕНТАЦИЯ ЗВУКОЗАПИСИ / МОНТАЖ ЗВУКОВОГО ОБРАЗА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стреглов Юрий Николаевич

Освоение пианистическим искусством возможностей грамзаписи в первой половине XX века способствует формированию новой сферы бытования музыки. Деятельность С. Рахманинова в условиях электрозаписи представляет собой первый эстетически значимый опыт использования монтажа для создания звукового образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art under piano recordings early in its development

Mastering the art of pianistic possibilities of record in the first half of the XX century, it promotes the formation of a new sphere-to-credit music. Activities Rachmaninov under elektrozapisi represents the first aesthetically significant experience with the installation to create a sound image.

Текст научной работы на тему «Пианистическое искусство в условиях грамзаписи на ранних стадиях её развития»

5. Загребин В. М. Исследования памятников южнославянской и древнерусской письменности. - М,, 2006. - 304 с.

6. Мартынов В. История богослужебного пения http://krotov.infb/libr_min/13_m/ar /tynov_v_004.htm

7. Рамазанова Н. В. Остромирово Евангелие и древнерусское церковное пение http://www.nlr. ru/exib/Gospel/ostr/ramazanova.html

8. Экфонетическая_нотация http://traditio-ru.org/wiki

9. Экфонетическая_нотация https://traditio.wiki

Streglov Yuri Nikolayevich, Orel State Institute of Culture, Associate Professor of Piano E-mail: [email protected]

Art under piano recordings early in its development

Abstract: Mastering the art of pianistic possibilities of record in the first half of the XX century, it promotes the formation of a new sphere-to-credit music. Activities Rachmaninov under elektrozapisi represents the first aesthetically significant experience with the installation to create a sound image.

Keywords: Pianistic art, phonograph, records, grammofon, elektrozapis, ispolnitelskie options, fragmentation recording, editing sound image

Стреглов Юрий Николаевич, Орловский государственный институт культуры,

доцент кафедры фортепиано E-mail: [email protected]

Пианистическое искусство в условиях грамзаписи на ранних стадиях её развития

Аннотация: Освоение пианистическим искусством возможностей грамзаписи в первой половине XX века способствует формированию новой сферы бытования музыки. Деятельность С. Рахманинова в условиях электрозаписи представляет собой первый эстетически значимый опыт использования монтажа для создания звукового образа.

Ключевые слова: Пианистическое искусство, фонограф, грампластинка, граммофон, электрозапись, исполнительские варианты, фрагментация звукозаписи, монтаж звукового образа.

Актуальность проблемы пианистического ис- дилеммы: следует ли рассматривать грамзапись

кусства в условиях грамзаписи на ранних стадиях лишь как средство тиражирования звуковой мате-

её формирования обусловлена теоретическими рии, либо возможен иной подход, позволяющий

и практическими задачами развития «внекон- обнаруживать творческую самодостаточность ар-

цертных форм» музыкального исполнительства тефактов пианизма в условиях грамзаписи? Дис-

(термин Д. Рабиновича). куссию открыла статья Г. Когана «Свет и тени

Начало последовательного рассмотрения осо- грамзаписи», в которой автор полагает, что лишь

бенностей музыкального исполнительства в грам- концерт является оптимальной формой бытования

записи приходится на конец 60-х годов, которое исполнительского искусства [1, 60-69]. Полеми-

проходит под знаком методологически важной зируя с Г. Коганом, Н. Корыхалова, подчеркивает,

что под воздействием грамзаписи в музыкальном исполнительстве и слушательском восприятии происходит определённая трансформация, позволяющая исполнителям, не теряя вдохновения, играть перед микрофоном, а слушателям полноценно воспринимать исполнительскую интерпретацию [2, 53]. Оппонентом Г. Когану выступает и другой известный исследователь, Ю. Капустин, полагающий вслед за Г. Гульдом, что «... в будущем станет реальностью создание с помощью технических средств принципиально новых художественных ценностей исполнительского творчества.» [3, 16]. Новое направление теоретическому постижению проблем, порождаемых развитием звукозаписи, берет начало с выступления А. Сохора на Музыкальном конгрессе 1СМ (Москва, 1973 г.), в котором он в границах музыкально-социологического подхода раскрывает исключительную по своим коммуникативным возможностям роль звукозаписи в современном обществе, благодаря чему она неизбежно становится важным фактором музыкальной культуры [4, 249-254].

В дальнейшем в общем русле намеченной проблематики получают освещение вопросы бытования пианистического искусства в условиях грамзаписи. В учебном пособии Ю. Стреглова «Искусство пианиста-интерпретатора в контексте развития средств массовой коммуникации» на примере исполнительского искусства прошлого рассматриваются особенности «очеловечивания» возможностей фонографа, акустической грамзаписи и электрозаписи и обосновывается тезис о приоритете С. Рахманинова в эстетизации некоторых технологических особенностей грамзаписи при создании звукового образа [5, 25-28]. В статье А. Карабановой «Фортепианное исполнительство в эпоху звукозаписи» исследуются вопросы влияния звукозаписи на деятельность музыкантов-исполнителей и музыкальной культуры в целом [6]. В работе Е. Кузнецовой «Рахманинов и грамзапись» изучается процесс развития грамзаписи в XX веке и анализируется характер взаимодействия С. Рахманинова и американской индустрии звукозаписи [7].

Анализ публикаций свидетельствует об устойчивой тенденции поэтапного постижения зна-

чимости грамзаписи, но вместе с тем остаются малоизученными вопросы эволюции пианизма в условиях фонографа, акустической грамзаписи и электрозаписи. Исходя из сказанного, мы избрали целью исследования особенности эволюции пианизма на ранних стадиях развития техники звукозаписи.

Первая звукозапись солирующего фортепиано принадлежит Т. А. Эдисону. В 1877 г. он записывает на фонограф игру провинциальной учительницы музыки Г. Эттвуд. Фонограф быстро распространяется по всему миру, вызывая к себе интерес многих музыкантов. В Германии на восковые валики записывают свою игру И. Брамс и Э. Григ, а в России — А. Арен-ский, П. Пабст, С. Танеев. В 1877 г. Э. Берлинер, немецкий изобретатель, работавший в то время в США, демонстрирует первую грампластинку и устройство для воспроизведения звукозаписи — граммофон. Расположение звуковых бороздок по спирали в одной плоскости успешно снимало сущностную проблему тиражирования звуковых носителей.

Заметной вехой на пути включения пианистического искусства в сферу грамзаписи становится 1903 г., когда ряд известных музыкантов записывает свою игру на грампластинки с целью их тиражирования. Так, в парижской студии «His master's voice» Р. Пюньо записывает миниатюры Ф. Шопена и Ф. Листа, а А. Михаловский для фирмы «Граммофон» записывает 6 дисков с записями сочинений Ф. Шопена и Ф. Мендельсона. Состоявшийся дебют солирующего фортепиано в грамзаписи получает продолжение в 1907 г., когда А. Михаловский, И. Фридман, а несколько позже В. де Пахман и В. Бакгауз. Возросшие возможности грамзаписи становятся привлекательными и для других музыкантов-исполнителей — Ф. Бузони, И. Гофмана, В. Лан-довской, М. Розенталя.

В конце 20-х годов происходит технологический переворот, заключающийся в утверждении электрозаписи — принципиально новом, более совершенном способе фиксации звуков. В соответствии с новой технологией звуковые колебания, идущие на резец фиксирующего устрой-

ства, усиливаются и корректируются с помощью микрофона и электролампового усилителя. Преимущество электрозаписи оказалось столь значительным, что позволило С. Рахманинову утверждать: «... звучание фортепиано на пластинках приобрело такую достоверность, разнообразие и глубину, что вряд ли можно желать лучшего» [8, 107]. И именно С. Рахманинов вносит выдающийся вклад последующее развитие грамзаписи.

К регулярной работе в студии звукозаписи С. Рахманинов обращается в 1919 г. Первые

записи С. Рахманинов делает в студии Т. Эдисона (фирма Edison Re — creation). Масштабы исполнительской деятельности С. Рахманинова в неуклонно возрастают, и уже в 30-е годы на грампластинках оказывается записанной значительная часть его концертного репертуара. Выпуску каждой грампластинки предшествует напряженная работа С. Рахманинова над исполнительскими вариантами. Количество исполнительских дублей неуклонно возрастает, причем особенно к 1928 г. — моменту утверждения электрозаписи.

1919 1920 1921 1928

С. Рахманинов Полька «В. Р.» 1 - - 6

П. Чайковский На тройке - 1 - 8

С. Рахманинов Прелюдия cis-moll 1 - 3 23

С середины 20-х годов С. Рахманинов приступает к грамзаписи сочинений крупной формы, в частности 32-х вариаций Л. Бетховена, Карнавала Р. Шумана, Ь-то11'ной Сонаты Ф. Шопена, собственных фортепианных концертов. Его работа перед микрофоном, как и прежде, сопровождается большим количеством исполнительских дублей, но завершающий этап создания интерпретации приобретает здесь определённую специфичность. Дело в том, что звукозаписывающая аппаратура того времени позволяла осуществлять непрерывную фиксацию лишь в 3-4 мин. Однако вынужденная фрагментация продолжительных по времени сочинений не только привносила дополнительные трудности в процесс грамзаписи, но одновременно инициировала реализацию скрытых возможностей комбинаторики фрагментов для совершенствования артефактов пианизма. К примеру, все без исключения варианты грамзаписи крупной формы, принадлежащие С. Рахманинову, возникают в результате сложного комбинирования, а по сути своеобразного монтажа грамзаписи

из предварительно зафиксированных фрагментов. В частности, его знаменитая грамзапись Карнавала Р. Шумана возникает в итоге сложного монтажа семи полных исполнительских вариантов, расположенных на шести сторонах грампластинок. [9, 431-438]. Это даёт основание утверждать, что С. Рахманинов становится одним из первых в истории пианизма музыкантом, кто приступил к последовательному освоению эстетического потенциала монтажа грамзаписи.

Грамзапись на протяжении исторически сжатого отрезка времени проходит путь от робких попыток фиксации игры пианиста к регулярному выпуску грампластинок фортепианной музыки. Целенаправленное освоение возможностей грамзаписи способствует утверждению принципиально новой сферы бытования музыки. Выдающийся вклад в освоение грамзаписи вносит С. Рахманинов. Деятельность русского музыканта в электрозаписи является первым художественно значимым опытом использования приёмов монтажа грамзаписи в истории пианизма.

Список литературы:

1. Коган Г. Свет и тени грамзаписи/Г. М. Коган//Сов, музыка. - 1969. - № 5. - С. 60-69.

2. Корыхалова Н. Скорее свет, чем тени/Н. П. Корыхалова//Сов. музыка. - 1969. - № 6. - С. 53.

3. Капустин Ю. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства/Ю. В. Капустин//Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музыка. - 1969. -№. 9. - С. 16.

4. Сохор А. Функционирование музыки в изменившихся социальных и технических условиях/А. Н. Со-хор//Музыкальные культуры народов: традиции и современность. - М.: Сов. композитор, 1973. -С. 249-254.

5. Стреглов Ю. Искусство пианиста-интерпретатора в контексте развития средств аудиокоммуни-кации (от фонографа Т. А. Эдисона к компакт-диску)/Ю. Стреглов. - Орёл, Орловский государственный институт искусств и культуры, 2005. - 82 с.

6. Карабанова А. Фортепианное исполнительство в эпоху звукозаписи//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, вып. 172,/А. Карабанова. - СПб: РГПУ 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^р://суЬег1ешпка. ш/агНс1е/п/£ойер1аппое-18ро1пН:е181уо-у-ероЬи-7^ко7ар181 (дата обращения: 2.04.2015).

7. Кузнецова Е. М. Рахманинов и грамзапись/Е. М. Кузнецова//Искусство музыки: теория и история. - № 3, 2012. - С. 102-114. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^р:/Д1а8. ru/pub1ications/magazines/musik/vypusk-3.

8. Рахманинов С. Художник и грамзапись/С. В. Рахманинов//Литературное наследие в 3-х т. Т. I. - М.: Сов. композитор, 1980. - С. 107.

9. Рахманинов, С. Литературное наследие в 3-х т. Т. 3/С. В. Рахманинов//Литературное наследие. -М.: Сов. композитор, 1980. - С. 431-438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.