PHILOSOPHUS INCOGNITA ИЛИ БЕЗЫМЯННЫЕ МОГИЛЫ
ФИЛОСОФИИ Тюкмаева А.М.
Тюкмаева Аида Маратовна — студент, направление: идея национальной независимости, основы духовности и права, исторический факультет, Ташкентский педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья представляет собой апофеоз безликости, направленный на акт философской сатисфакции в отношении тех, чьи имена были вытеснены из истории философии и заняты ущербными представителями академической аристократии. Рассматривается проблема академического местничества и научного стяжательства, оказавших непосредственное влияние на восхождение помпезных болтунов. Пренебрежение содержательным аспектом философских размышлений, преклонение пред группой безусловных авторитетов и предвзятость в отношении лиц, претендующих на информационную модель синтетического знания, превращает акт объективного рецензирования в академический перфоманс. Инкриминируется система философской селекции в отношении ярчайших её представителей.
Ключевые слова: социальный статус, научное стяжательство, академическое местничество, philosophus incognita, апофеоз безликости.
Все философы и учёные, представляемые нам сегодня как вершины интеллектуального всплеска, в действительности представляют собой академические шаблоны, прошедшие строгий рецензионный отбор
Зарождение философской мысли и её поступательное развитие скоординировано с определённым перечнем громогласных имен, оказавших огромное влияние на содержание общественного сознания. Вектор философских размышлений и динамика исторического процесса детерминируются сложнейшей системой мировоззренческих установок, инкорпорированных в глубины человеческого интеллекта. Источником концептуального модулирования социальных систем посредством имплантации фундаментальных методологических конструкций являются ведущие мыслители в единице исторического промежутка. История философской мысли, отражающая степень социального влияния и интеллектуальной экспансии общества, демонстрирует иерархический механизм общественного индигената. Интеллектуальный инвентарь гуманитарных наук, представляемый нам сегодня в качестве кульминационных шедевров всей мировой истории, базируется на трёх фундаментальных принципах: социального статуса, научного стяжательства и академического местничества. Сфера научной деятельности, являющаяся составным элементом духовности, диаметрально-противоположным образом обнаруживается в рамках материальной системы. Сфера межличностных отношений, сцеплённая с модусом общественного положения индивида, модифицирует коэффициент представляемой информации, характеризуя исходные данные сквозь призму социально-иерархического механизма. Пренебрежение содержательным аспектом информации в контексте трёх фундаментальных принципов возникает вследствие коммерческой интенции академических грызунов. Философские размышления, первоначально представляющие собой продукты духовной деятельности, превращаются в материальные элементы рыночной экономики. Форма становится основным критерием академического знания. Содержание и смысловая нагрузка уступает место требованиям к оформлению и правилам государственного стандарта. Например, оформление самой диссертации подчинено определенной структуре, устанавливающей общие требования в контексте академической стандартизации. Оформление структурных элементов научной работы, в перечень которых входят отработка библиографических ссылок, систематизация специфической терминологии, расшифровка условных обозначений и т.д. отнимает гораздо больше времени, чем само написание диссертации. Учёный, сталкиваясь с подобной меркантилизацией высшей аттестационной комиссии и других рецензентов, осознаёт атмосферу академического декаданса. Таким образом, первоначальный материал, пройдя через мясорубку академизма, превращается в измельчённое месиво для потребления научной общественностью. Вся первоначальная оригинальность и твердость мысли утрачивается ввиду неспособности последних прокусить жёсткость содержания и проглотить остроту стиля. Неспособность к усвоению интеллектуальной пищи без предварительного измельчения изобличает прогрессию
научного эдентулизма учёного совета. Непрекращающиеся замечания в отношении теоретической и практической значимости, методологической основы, алфавитного порядка записей, интервалов и прочего списка незначительной ерунды демонстрирует поверхностность всего интеллектуального конгломерата. Подобно тому, как гончар наносит узор на треснутый глиняный кувшин, так и учёный стремится придать тяжесть своей работе посредством оснащения последней всем перечнем необходимых к оформлению условий. Вместо того чтобы подвергнуть свой труд вторичному обжигу и удалить изъяны, академический планктон стремится скрыть ущербность своей работы оболочкой государственных стандартов. Все философы и учёные, представляемые нам сегодня как вершины интеллектуального всплеска, в действительности представляют собой академические шаблоны, прошедшие строгий рецензионный отбор. Система распределения учёных степеней подчиняется принципам научного волюнтаризма, основанием которого выступает механизм вертикальной иерархии. Всеобъемлющая коррупционная обстановка постсоветского пространства реализовалась также в органе высшей аттестационной комиссии, являющейся сегодня фейс контролем научно-философской деятельности. Для того чтобы войти в квалификационную систему образования и науки, укрепить свои позиции, достичь уважения и признания, необходимо прежде всего принять перечень отвлечённых императивов, выдвигаемых научной общественностью. Одним из таких требований выступает наличие социального статуса претендента, определяющего его экономическую, национальную и возрастную категорию. Субъект в иерархически-организованной общественной структуре концентрирует своё внимание исключительно на данных категориях, являющихся в действительности незначительным периферийным механизмом в системе науки и образования. Экономическое положение субъекта, детерминированное принадлежностью к определённой шкале благосостояния, общественному статусу и роду занятий, становится определяющим фактором инкорпорации в научную сферу. Ярким выражением социально-экономической избирательности в системе образования является коммерциализация научной деятельности. Каким бы гениальным и широкомасштабным не был представленный материал, он не будет признан научным сообществом, не пройдя бюрократическую пирамиду капиталовложений. Каждая ступень содержит в себе определённый уровень материальных расходов, без осуществления которых реализовать себя не представится возможным. Таким образом, мы становимся свидетелями разложения фундамента научно-исследовательской системы. Репутация философии как продукта бескорыстной духовной практики стремительно падает, обращая философию в мировой бизнес проект. Следующей категорией социального статуса выступает этническая принадлежность субъекта, определяющая скорость поступательного продвижения по иерархической лестнице, фундаментом которой является высшая степень ксенофобии и национализма. Обострение межэтнических отношений и их радикальные последствия прямым образом влияют на сферу науки и образования. Философы и учёные, так или иначе, руководствуются этнической избирательностью в процессе своей деятельности, дифференцируя общество на контрадикторные группы. Выражение подобной дискриминации можно наблюдать при масштабном распределении должностных полномочий. Помимо наличия высшего специального образования, учёной степени и учёного звания, стажа научно-педагогической работы, необходимо визуально и физически соответствовать характеристикам господствующей этнической общности с присущими ей культурными универсалиями. В условиях нивелирования данной этнической дифференциации и её последующей ликвидации, вслед за ней возникает совершенно другая проблема - проблема возрастной дискриминации. Эйджизм чаще всего обнаруживается в контексте присуждения субъекту учёной степени, где фиксируется положение о том, что допускаются лица с определённым перечнем достижений: высшего образования, подтверждённого дипломом бакалавра, наличия диссертации на соискание учёной степени и т.д. Однако предоставление запрашиваемых документов не является достаточным основанием, если кандидатура не достигла надлежащего возраста, при котором получение учёной степени не вызывало бы ресентимента у диссертационного совета.
Второй фундаментальный принцип, представляя собой сложную подсистему, определяется как принцип научного стяжательства. Под этим, прежде всего, понимается коррумпированность сферы науки и образования, которым нельзя пренебречь ввиду инкорпорации данного феномена в форму общественного сознания. Всеобъемлющая воля к взяточничеству способствует тотальному разложению высших форм человеческой деятельности - науки. Председатели диссертационных советов, являющиеся великими коррупционерами, обладают определённым перечнем полномочий, позволяющих создавать сумму мнимых затруднений. Преодоление субъектом возникших препятствий осуществляется с
52
помощью всесильного академического оружия - взятки. Обеспечение государственной аттестации и реализации продуктов научной и образовательной деятельности, присуждение учёных степеней и присвоение учёных званий осуществляется в рамках академической коммерции, объектом которой становится научная квалификация. Тенденция стяжательства, функционирующая в системе образования, таким образом, принимает форму общественного сознания, организующего систему дидактических процессов.
Доктор экономических наук Е.В. Балацкий блестяще изобличил сущность научного стяжательства в следующем отрывке: «Надо сказать, что за последнее время «диссертационный бизнес» претерпел определенную эволюцию и превратился в иерархически организованный вид коммерческой деятельности. Внизу стоят «чернорабочие» - те, кто непосредственно пишет диссертацию. Раньше эта категория людей была привилегированным классом и все нити «диссертационного бизнеса» сходились к нему. Однако сейчас они выступают в качестве обычной рабочей силы. Ключевые же позиции занимают «топ-менеджеры» диссертационного процесса - председатели диссертационных советов и руководители организаций, где проходит защита. Именно от этих людей зависит не только успешная защита, но и сам факт принятия готовой диссертации к защите. Например, если данные персоны не хотят принимать диссертационную работу к защите, то в их руках имеется достаточно инструментов, чтобы бесконечно «динамить» даже самое гениальное творение. Особую когорту занимают эксперты ВАКа, которые также могут не только подсобить соискателю, но и наоборот серьезно попортить ему кровь. В отличие от «чернорабочих» «топ-менеджеры» не выполняют вообще никакой технической работы, а только лоббируют готовый диссертационный продукт. В этом они мало чем отличаются от политиков, лоббирующих интересы тех или иных групп давления» [1]. Третьим фундаментальным принципом интеллектуального инвентаря гуманитарных наук является принцип академического местничества. Столкновение с подобным феноменом происходит в моменты обнаружения определённого научного семейства в той или иной интеллектуальной сфере. Порядок наследования учёных степеней осуществляется по определённому родовому признаку - учёнонаследию. Образовавшиеся академические кланы занимаются распределением учёных степеней в масштабе закреплённых образовательных учреждений. Приоритет местничества над принципом меритократии в отношении квалификационной системы науки и образования детерминирует кульминацию академического декаданса. Яркой инсталляцией академического местничества является система рецензирования научных трудов, критерием которых становится проверка автора на прочность административно-родственных отношений.
Таким образом, совокупность трёх фундаментальных принципов: социального статуса, научного стяжательства и академического местничества формируют координирующую систему научного делегирования, служащую фейс контролем академической авторизации. Вытеснение субъекта ввиду его несоответствия представленным императивам способствует восхождению диаметрально-противоположной категории людей - интеллектуальных фальшивомонетчиков. Радикальная потребность переоценки группы безусловных академических авторитетов выражается в акте философской сатисфакции в отношении тех, чьи имена были вытеснены из истории философии и заняты ущербными представителями академической аристократии. Анализ историко-философской ретроспективы, вмещающей в себя регистр громогласных имён, получивших мировое признание и широкое распространение в научно-философской действительности, не исключает обстоятельств фальсификации. Жизнеописание великих греческих философов содержится в труде позднеантичного историка философии Диогена Лаэртского, предоставившего библиографические и досократические сведения об известных античных мыслителях, принцип философской селекции которых не удаётся детально установить. Источниками античной мысли и её ориентировочным отражением являются также наследия Платона и Аристотеля, предоставивших первую версию истории философии с включённым в неё перечнем имён. Таким образом, совокупность всех философских систем на протяжении всей истории философии содержит перечень фигуративных исторических персон, представляемых сегодня в качестве устойчивой номенклатуры философских персоналий, авторитетными из которых выступают такие мыслители как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Рене Декарт, Джон Локк, Иммануил Кант, Фридрих Гегель, Карл Маркс и др.
Представленный список философов и мыслителей является ничтожной каплей в огромном океане философии, в котором действовал принцип выживания наиболее приспособленных и опосредованных индивидов. Закрыв своей тенью вершины интеллектуального всплеска, академические шаблоны провозгласили себя ведущей частью научно-философского наследия. Апофеоз безликости как борьба за «philosophus incognita», представляет собой научную
53
эксгумацию безымянных могил философии, основным мотивом, которого выступает акт философской сатисфакции в отношении латентных её представителей. Безуспешные попытки реабилитации минувших философских традиций и их ярчайших представителей детерминированы определённым перечнем обстоятельств, в число которых входит также три фундаментальных принципа интеллектуального инвентаря гуманитарных наук. Образовавшаяся брешь в научно-философской действительности ставит под сомнение всю плеяду авторитетных лиц, признанных в качестве устойчивой номенклатуры философских персоналий. Апофеоз безликости как предоставление возможности преодоления архаичных границ научно-философской ретроспективы, формирует в субъекте статус неофита, открывающего пространственно-временной континуум заново.
Список литературы
1. Скобликов П.А. Российская коррупция. // Неформальная энциклопедия, 2017. Москва. С. 190.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, 1986. Москва. С. 46-48.