Научная статья на тему 'Певец общины Индостана. К 75)летию Л. С. Алаева'

Певец общины Индостана. К 75)летию Л. С. Алаева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Певец общины Индостана. К 75)летию Л. С. Алаева»

ПЕВЕЦ ОБЩИНЫ ИНДОСТАНА

Я листаю недавно вышедшую книгу «История Востока. Первобытная эпоха. Древность. Средние века. Новое время». Ее автор -мой коллега и товарищ, доктор исторических наук, профессор Леонид Борисович Алаев. Я вспоминаю далекий 1956 год, когда в Отдел Индии института востоковедения пришел молодой, худой очкарик, младший научный сотрудник без степени и назвал себя: Леня. Какой же огромный путь прошел он за эти десятилетия! Как далеко ушел! 22 июня 1959 г. Л.Б. Алаев защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Сельская община Южной Индии в ХУП-ХУШ вв.», а затем опубликовал книгу «Социально-экономическая история Индии Х1У-ХУШ вв.». Масштаб исследований растет, и в 1976 г. выходит монография «Социальная структура индийской деревни», в которой автор перебирается на север полуострова. Далее принципиальные статьи, в которых он покидает Индостан и выходит в штормовой океан всемирной истории. «К типологии феодализма на Востоке» («Народы Азии Африки», 1977), «Индия и Китай. Две цивилизации - две модели развития» (МЭиМО, 1988), «Формационные черты феодализма и Восток» («Народы Азии и Африки», 1987).

В исследованиях Л.Б. Алаев закономерно и последовательно идет восхождение от частного к общему. Но догматы официальной исторической науки его стесняют. Демократические ветры, прошумевшие над Россией в 1991 г., которые он приветствовал, заставили Леонида Борисовича еще внимательнее, острее и ответственнее присмотреться к пространству истории. В том же году «Восток» публикует его статью «Начнем новую жизнь?», выходят еще несколько: «Марксизм и проблемы обновления теории» (МЭиМО), «Как умирает догматическая теория» («Восток», 1992), «Где тонко, там и порвалось» («Новая и новейшая история», 1996). Эти статьи - не скороспелая дань конъюнктуре, они плод глубоких раздумий, пропущенных через сердце добросовестного автора.

И вот «История Востока». С огромным хронологическим охватом. Новаторская. С новыми методологическими подходами. Ранее, как правило, такие книги писали большим коллективом авторов. Книга нужная и

преподавателям, и студентам гуманитарных факультетов высшей школы.

Что помогло мощному взлету ученого? Л.Б. Алаеву повезло со временем, в котором он живет и работает. Историческая наука до 60-х годов прошлого века в нашей стране была сродни минному полю, и многие дерзкие не по своей воле меняли место жительства и стило на кайло. Инакомыслие исключалось. Царила догма. Он вошел в науку во время, которое Илья Эренбург назвал «оттепелью». Как писал Н.А. Некрасов: «Порвалась цепь великая...». Всезапретитель и вседержатель, неумолимый партийный цензор несколько ослабил свой жесткий контроль. Разномыслие стало возможным. Л.Б. Алаев был среди тех, кто правильно оценил новую ситуацию и отважился на новаторство.

Л.Б. Алаеву повезло с научным руководителем, пустившим его в дерзкое плавание по бурному морю науки. Профессор Александр Михайлович Осипов - индолог, эрудит, обаятельный и скромный человек, стал не только научным руководителем, но и старшим товарищем, учителем жизни. По словам Л.Б. Алаева, А.М.Осипов «обучал нас именно трезвой индологии».

Л.Б. Алаеву повезло и с тем, что в Институте востоковедения он попал в сильный Отдел Индии, в котором в то время работали такие известные индологи, как И.М. Рейснер, А.М. Дьяков, Н.М. Гольдберг, перспективные

A.И. Левковский, В.И. Павлов, Л.Р. Гордон-Полонская, Г.Г. Котовский, Э.Н. Комаров,

B.Г. Растянников, Г.К. Широков, А.И. Чиче-ров и другие. В отделе царила творческая обстановка, создавалась 4-томная история Индии - капитальный труд, в авторский коллектив которой включился и Л.Б. Алаев.

В отделе, кроме Л.Б. Алаева, было два маститых медиевиста - К.А. Антонова и К.З. Аш-рафян. Все трое отчаянно, но дружелюбно спорили, и это было на пользу всем.

О Коке Александровне Антоновой, основателе московской школы медиевистов-индоло-гов и человеке высшей пробы порядочности, Л.Б. Алаев писал: «Она не обладала даром убеждать, захватывать, вести за собой. Но у нее были упорство, настойчивость и сознание, что она стоит на твердой почве фактов, данных источников. Чтобы ее в чем-то переубе-

дить, требовались громадные усилия, существенные доказательства».

Чем отличался от своих коллег Л.Б. Алаев? Обычно ученый обрабатывает свой небольшой огород, не заглядывая за забор на делянку соседа. Леонид Борисович - ученый широкого диапазона. Изучая, например, индийскую общину в средневековье, он штудирует труды по общине в России, Германии, Китае и других странах. Его перу принадлежат статьи: «Частная собственность на Святой Руси», «Империя: феномен или этап развития?» («Вопросы истории»). Вместе с А.С. Тверитиновой организует постоянно действующий общеинститутский семинар по феодализму, на который приходят любознательные гости из многих институтов и университетов. Он неуемен в своих исканиях. И все-таки той главной печкой, от которой танцевал Л.Б. Алаев, была индийская община. Кстати, свою докторскую диссертацию «Сельская община в Северной Индии» он защитил в 1982 г.

Мне кажется, еще три обстоятельства способствовали масштабности научных интересов Л.Б. Алаева. Первое: в 1981 г. он был назначен руководителем сектора энциклопедии Азии. История, экономика, культура, религия, языки, все многообразие лиц и жизни этого континента старательно укладывались в ящики картотек и в голову руководителя сектора. Диапазон его знаний стремительно расширяется. Второе: в 1988 г. Л.Б. Алаев возглавил журнал «Народы Азии и Африки» (и переименовал его в «Восток») и, как говорится, по долгу службы стал читать весь публикуемый

и значительную часть поступавшего материала. Наконец, третье (но не последнее по значению) обстоятельство - преподавательская работа. Леонид Борисович около четырех десятилетий ведет курсы в МГИМО, а в последние годы - еще и в ИСАА. Понятно, что такая работа требует быть всегда в тонусе и в курсе последних тенденций в науке.

Но! Названные обстоятельства только влияли, а не определяли становление Алае-ва-ученого. Он - человек, который сотворил себя сам. Своим несомненным талантом. Чертовской, несуетной работоспособностью, умением найти главное, основное и целеустремленно его добиваться. Одержимый служением делу, которому посвятил жизнь и которому целиком предан, верностью науке. За плечами доктора исторических наук, профессора Л.Б. Алаева 75 лет беспокойной, но интересной жизни. 12 монографий, около 230 статей, сотни учеников. Он уважаем коллегами и любим друзьями. Последние годы профессор - одна из ключевых фигур среди редакторов и авторов 6-томной «Истории Востока», пожалуй, наиболее амбициозного проекта Института востоковедения наших дней. А в портфеле уже лежит «История Индии»...

Уровень любой науки определяется высотой вершин, составляющих ее неровный ландшафт. В горной гряде востоковедения есть высокий пик - пик Алаева.

Счастливого пути и широкого шага тебе, Леонид Борисович!

П.М. Шаститко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.