Научная статья на тему 'ПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ В МВД РОССИИ И ФСИН РОССИИ'

ПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ В МВД РОССИИ И ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафьев Иван Николаевич, Литвинов Артем Валерьевич, Чичин Сергей Валерьевич

МВД России и ФСИН России наделены различными административно-юрисдикционными полномочиями за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (социальная адаптация), и лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера (ресоциализация). В связи с тем, что Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» един для всех субъектов профилактики правонарушений, то, сделано предположение о том, что контрольно-надзорная функция административной юрисдикции МВД России и ФСИН России должна быть одинакова по содержанию. В статье представлено обоснование контрольно-надзорной функции для МВД России и для ФСИН России, описаны соответствующие предложения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ и КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астафьев Иван Николаевич, Литвинов Артем Валерьевич, Чичин Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL OFFERING MEASURES PERSONS ON PREVENTIVE ACCOUNT IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia are endowed with various administrative and jurisdictional powers for non-compliance with administrative restrictions and failure to fulfill duties by persons serving a criminal sentence not related to imprisonment (social adaptation) and persons who have served a criminal sentence in the form of imprisonment and (or) who have been subjected to other measures criminal law (resocialization). Due to the fact that the Federal Law «On the Basics of the Crime Prevention System in the Russian Federation» is the same for all subjects of crime prevention, it is assumed that the control and supervisory function of the administrative jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia should be the same in content. The article presents the rationale for the control and supervisory function for the Ministry of Internal Affairs of Russia and for the Federal Penitentiary Service of Russia, describes the relevant proposals to the Federal Law of 06.04.2011 № 64-FZ and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ В МВД РОССИИ И ФСИН РОССИИ»

УДК 343.8

DOI 10.23672/s4990-7878-5635-r

Астафьев Иван Николаевич

преподаватель

кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Омская академия МВД России ast_ivn@inbox.ru

Литвинов Артем Валерьевич

кандидат технических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Омская академия МВД России artyom_h awk@mail.ru

Чичин Сергей Валерьевич

доцент кафедры

вооружения танков и стрельбы,

филиал Военной академии

материально технического обеспечения

имени генерала армии

А.В. Хрулёва в Омске

chichin18@mail.ru

Специальные меры

предупреждения правонарушений лицами, состоящими

на профилактическом учете в мвд россии и фсин россии

Аннотация. МВД России и ФСИН России наделены различными административно-юрисдикционными полномочиями за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (социальная адаптация), и лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера (ресоциализа-ция). В связи с тем, что Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» един для всех субъектов профилактики правонарушений, то, сделано предположение о том, что контрольно-надзорная функция административной юрисдикции МВД России и ФСИН России должна быть одинакова по содержанию. В статье представлено обоснование контрольно-надзорной функции для МВД России и для ФСИН России, описаны соответствующие предложения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ и КоАП РФ.

Ivan N. Astafiev

Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity internal affairs bodies, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia ast_ivn@inbox.ru

Artyom V. Litvinov

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Activity of Internal Affairs Bodies in special conditions, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia artyom_h awk@mail.ru

Sergey V. Chichin

Associate Professor of the Department

of Tank Armament and Shooting,

branch of the Military Academy

Logistics Support

named after the army general

A.V. Khruleva in Omsk

chichin18@mail.ru

Special offering measures

persons on preventive account in the ministry of internal affairs of russia and the federal penitentiary service of russia

Annotation. The Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia are endowed with various administrative and jurisdictional powers for non-compliance with administrative restrictions and failure to fulfill duties by persons serving a criminal sentence not related to imprisonment (social adaptation) and persons who have served a criminal sentence in the form of imprisonment and (or) who have been subjected to other measures criminal law (resocialization). Due to the fact that the Federal Law «On the Basics of the Crime Prevention System in the Russian Federation» is the same for all subjects of crime prevention, it is assumed that the control and supervisory function of the administrative jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia should be the same in content. The article presents the rationale for the control and supervisory function for the Ministry of Internal Affairs of Russia and for the Federal Penitentiary Service of Russia, describes the relevant proposals to the Federal Law of 06.04.2011 № 64-FZ and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Ключевые слова: профилактика правонарушений; специальные меры; субъекты профилактики правонарушений; административная юрисдикция.

Keywords: prevention of offenses; special measures; subjects of crime prevention; administrative jurisdiction.

Актуальность исследования. МВД России и фСиН России наделены различными адми-нистративно-юрисдикционными полномочиями за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (социальная адаптация) и лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера (ресоциализация). В связи с тем, что Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [1] определяет отношения правовую роль субъектов профилактики правонарушений, нами сделано предположение о том, что контрольно-надзорная функция административной юрисдикции МВД России и ФСИН России должна быть одинакова по содержанию.

Объект исследования - контрольно-надзорная функция административной юрисдикции специальных субъектов профилактики правонарушений МВД России и ФСИН России.

Предмет исследования - административно-юрис-дикционная деятельность специальных субъектов профилактики правонарушений МВД России и ФСИН России при несоблюдении административных ограничений и невыполнение обязанностей лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы и лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшимся иным мерам уголовно-правового характера.

Степень разработанности темы. Как отмечает В.И. Зубков, исходя их цели уголовной политики в Российской Федерации, достичь результата по снижению уровня преступлений, возможно за счет соответствующих норм права, правоприменительной практики, назначения наказания и его исполнения [1].

Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также, контроль за лицами, в отношении которых судом установлены административные ограничения, обеспечивает функцию социальной направленности и относится к мерам пресечения, способствующих снижению показателей по численности осужденных лиц.

Несмотря на использование различных терминов «административный надзор» и «контроль за поведением», они, по своей сути, имеют одинаковое содержание. Так, к основным задачам административного надзора можно отнести предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы преступлений и других правонарушений, проведение в их отношении индивидуальной профилактики правонарушений [1]. Контроль за поведением лиц, в отношении которых судом установлены административные

ограничения, должен обеспечить предупреждение совершения новых правонарушений.

Проблема исследования заключается следующем:

- МВД России и ФСИН России, выполняя, по сути, схожие функции в отношении поднадзорных лиц, используют различные термины - «административный надзор», «контроль за поведением»;

- обязанности лиц, подлежащих административному надзору (освобожденных из мест лишения свободы) и лиц, подлежащих контролю за поведением (освобожденных условно-досрочно и осужденных условно) по выполнению установленных судом запретов и ограничений, а также, административная ответственность регламентированы различными нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [3] и Федеральным законом от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) [4], соответственно.

Исследование направлено на решение задач, поставленных в «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ» [5], а именно - на снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Степень разработанности темы.

А.А. Рыбаков отметил, что существует необходимость создания специализированного уполномоченного органа-субъекта контроля за условно-досрочно освобожденными - на базе уголовно-исполнительных инспекций, являющихся структурными подразделениями ФСИН России [6]. Кроме того, автор считает, что назначение обязанностей осужденному перед специализированным государственным органом, должно возлагаться не по усмотрению суда, а в императивном порядке, что позволит повысить эффективность профилактического воздействия на осужденных.

Е.Е. Ратушный по результатам своих исследования делает вывод о том [7], что в УИК РФ следует включить главу, регулирующую вопросы осуществления контроля за условно-досрочно освобожденным.

Е.А. Федяев указывает на то, что контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно, не входит в сферу ответственности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России к лицам, освобожденным из мест лишения свободы условно-досрочно, не применяются нормы Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за

лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [8].

Результаты исследований направлены на разрешение вопросов, связанных с регулированием порядка исполнения решения суда в виде установления административного надзора и административных ограничений. В этой связи, авторами предлагается:

1. Скорректировать название Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», исключив из нее фразу: «лиц, освобожденных из мест лишения свободы», полагая, что субъектами профилактики по данному закону должны быть не только лица, отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшиеся иным мерам уголовно-правового характера, но и лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы. Статью 11. «Обязанности поднадзорного лица» дополнить подпунктом 7) «... 1. Поднадзорное лицо обязано: 7) допускать сотрудников правоохранительных органов в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения». Статью 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор дополнить следующими категориями лиц - «освобождённые условно-досрочно»,

Литература:

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы ГАРАНТ.

2. Зубкова В.И. К некоторым вопросам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / В.И. Зубкова // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13 (1-4). № 3. С. 294-298.

3. Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изменениями и дополнениями). Доступ из справочно-правовой системы ГАРАНТ.

4. Федеральный закон от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019). Доступ из справочно-правовой системы ГАРАНТ.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.

6. Рыбаков А.А. Контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания: авторефер. дис. кан юр. наук: 12.00.08 / Рыбаков Александр Александрович. М., 2015. 24 с.

7. Ратушный Е.Е. Основные направления совершенствования законодательства об условно-

осужденные условно». Статью 8. Осуществление административного надзора в ее части «... наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется ...» дополнить следующим содержанием «уголовно-исполнительной инспекцией» и далее, продолжая «... по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица».

2. Предлагается дополнить п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять «... должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.24 настоящего Кодекса».

3. В отношении лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (социальная адаптация) и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера (ресоциализация), за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, должностные лица МВД России и ФСИН России могут применять ст. 19.24, ч. 1 ст. 19.3, ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ.

Literature:

1. Federal Law «On the Basics of the System of Crime Prevention in the Russian Federation» dated 23.06.2016 № 182-FZ. Access from the reference and legal system GARANT.

2. Zubkova V.I. On some issues of the implementation of the Concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation until 2020 / V.I. Zubkova // Penal enforcement law. 2018. Vol. 13 (1-4). № 3. P. 294-298.

3. Federal Law № 64-FZ of April 06, 2011 «On Administrative Supervision of persons released from places of deprivation of liberty» (with amendments and additions). Access from the GARANT legal reference system.

4. Federal Law № 1-FZ of January 08, 1997 «Penal Enforcement Code of the Russian Federation» (as amended on December 27, 2019). Access from the GARANT legal reference system.

5. Order of the Government of the Russian Federation of April 29, 2021 № 1138-r On approval of the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030.

6. Rybakov A.A. Control over persons conditionally released from serving their sentence: abstract. dis. kan of legal Sciences: 12.00.08 / Rybakov Alexander Alexandrovich. M., 2015. 24 p.

7. Ratushny E.E. The main directions of improving the legislation on parole from serving a sentence /

досрочном освобождении от отбывания наказания / Е.Е. Ратушный // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. Казань. 2016. № 6 (8). С. 196-203.

8. Федяев Е.А. Проблемы нормативного правового регулирования деятельности полиции в сфере контроля за лицами, освобождёнными условно-досрочно от отбывания наказания / Е.А. Федяев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул. 2020. № 20-1. С. 154-156.

E.E. Ratushny // Modern problems of social and humanitarian sciences. Kazan. 2016. № 6(8). P. 196— 203.

8. Fedyaev E.A. Problems of normative legal regulation of police activities in the sphere of control over persons released on parole from serving their sentences / E.A. Fedyaev // Actual problems of combating crimes and other offenses. Barnaul. 2020. № 20-1. P. 154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.