Научная статья на тему 'ПЕТРОГЛИФЫ СОЙ САБАГ В ВЕРХОВЬЕ ЗЕРАВШАНА'

ПЕТРОГЛИФЫ СОЙ САБАГ В ВЕРХОВЬЕ ЗЕРАВШАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ГОРНАЯ МАТЧА / СОЙ САБАГ / ПЕТРОГЛИФЫ / ЭПОХА БРОНЗЫ / ТУРЫ / ЗЕРКАЛА / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобомуллоев Бобомулло Саидмуродович

Статья посвящена новому комплексу петроглифов, открытому автором в ущелье Сой Сабаг, расположенном в районе Горной Матчи Согдийской области Республики Таджикистан. В результате полевых исследований было обнаружено около 1000 отдельных рисунков, большая часть которых образует сложные сюжетные композиции. На памятнике зафиксировано множество изображений туров, горных козлов, лучников, объединённых в сцены охоты, а также зеркала и разнообразные геометрические фигуры. Основная масса открытых изображений соотносится с эпохой бронзы и датируется III-II тыс. до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETROGLYPHS OF SOI SABAG IN UPPER ZERAVSHAN

The article considers the new complex of petroglyphs found by the author in the gorge of Soi Sabag located in Matchoi Kuhi district, Sogd Region of the Republic of Tajikistan. As a result of archaeological expedition, almost 1000 individual rock images were found, most part of which depict scenes with a complex composition. Numerous images of turs, mountain goats, mirrors, archers, scenes of hunting and various geometric figures were recorded in the site. The bulk of the found images belong to the Bronze Age dating back to the 3rd-2nd millennia BC.

Текст научной работы на тему «ПЕТРОГЛИФЫ СОЙ САБАГ В ВЕРХОВЬЕ ЗЕРАВШАНА»

УДК 902/904

ПЕТРОГЛИФЫ СОЙ САБАГ В ВЕРХОВЬЕ ЗЕРАВШАНА Б. С. Бобомуллоев

Национальная Академия наук Республики Таджикистан

Статья посвящена новому комплексу петроглифов, открытому автором в ущелье Сой Сабаг, расположенном в районе Горной Матчи Согдийской области Республики Таджикистан. В результате полевых исследований было обнаружено около 1000 отдельных рисунков, большая часть которых образует сложные сюжетные композиции. На памятнике зафиксировано множество изображений туров, горных козлов, лучников, объединённых в сцены охоты, а также зеркала и разнообразные геометрические фигуры. Основная масса открытых изображений соотносится с эпохой бронзы и датируется III-II тыс. до н.э.

Ключевые слова: Таджикистан, Горная Матча, Сой Сабаг, петроглифы, эпоха бронзы, туры, зеркала, геометрические фигуры

SOI SABAG PETROGLYPHS IN UPPER ZERAVSHAN B. S. Bobomulloev

National Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

The article considers the new complex of petroglyphs found by the author in the gorge of Soi Sabag located in Matchoi Kuhi district, Sogd Region of the Republic of Tajikistan. As a result of archaeological expedition, almost 1000 individual rock images were found, most part of which depict scenes with a complex composition. Numerous images of aurochs, mountain goats, mirrors, archers, scenes of hunting and various geometric figures were recorded in the site. The bulk of the found images belong to the Bronze Age dating back to the 3rd-2nd millennia BC.

Keywords: Tajikistan, Matchoi district, Soi Sabag, petroglyphs, the Bronze Age, aurochs, mirrors, geometric figures

В Таджикистане, как и в других странах Центральной Азии, известно значительное количество памятников наскального искусства. К концу первого десятилетия XXI в. в Республике зарегистрировано более 130 местонахождений (рис. 1), причем свыше 50 скоплений петроглифов находится в высокогорных областях Памира. По ландшафтно-географическому положению выделяются три зоны концентрации памятников: Восточный и Западный (Ба-дахшан) Памир; Гиссаро-Алай; Западная Фергана (горы Курама и Моголтау) [Бобомуллоев, 2011, с. 73-92, 281-303]. Крупное скопление петроглифов Сой Сабаг, которому посвящена данная статья, находится вблизи истоков Зеравшана (тадж. Зараф-шон), на отрезке его верхнего течения, также называемом Матча.

Поиск и изучение петроглифов в верховьях Зеравшана начались на рубеже 3040-х гг. XX в. и эпизодически возобновлялись в последующие десятилетия краеведами и археологами - И.Ф. Ломаевым, А. Н. Дальским, А. М. Мандельштамом, В. А. Ра-новым и др. [Парфёнов, 1946а; 1946б; Даль-ский, 1949, с. 183-197; 1950, с. 232-240; Мандельштам, 1956, с. 189-201; Ранов, 1961, 108-129]. Однако специальные археологические работы, направленные на выявление наскальных изображений в районе Матчи, не проводились, и все петроглифы, открытые в Верхнем Зеравшане к 1970-м гг., были сосредоточены в наиболее населённой части долины - в районе Пенджикента и Айни.

Впервые петроглифы Сой Сабаг были описаны биологами Н. Н. Воронцовым и

Е.А.Ляпуновой, посетившими это ущелье 13 июля 1973 г. По признанию самих авторов, они изучали выбитые на скалах Сой Сабаг рисунки только с фаунистической точки зрения, полагая, что это скопление петроглифов уже известно археологам. Первые исследователи ограничились осмотром и фотосъёмкой петроглифов на 18 камнях, а также калькированием некоторых рисунков. В своей публикации авторы попытались определить возраст найденных рисунков на основе стилистических отличий и степени интенсивности «пустынного загара». Так, они выделили три стилистических пласта: самый древний - реалистический стиль; средний по времени - линейные схематизированные рисунки; поздние

изображения - выполненные петлевидным, геометрическим и прямоугольным стилями [Воронцов и др., с. 100-109].

Спустя сорок лет, осенью 2009 г., впервые было выполнено археологическое исследование и документирование петроглифов Сой Сабаг. Специализированная группа по изучению наскальных изображений в составе Б. С. Бобомуллоева (руководитель), И. Р. Исматова и И. К. Алибоева провела разведочные работы в районе Айни, где были обнаружены новые памятники наскального искусства и эпиграфики, а затем в Матчинском районе на местонахождении петроглифов Сой Сабаг. По завершении документирования памятника группой была продолжена разведка в райо-

Восточный Памир: 1. Грот Шахты; 2. Найзаташ; 3. Навес Куртеке; 4. Акджилга; 5. Зоркуль; 6. Верховья Пянджа; 7. Яшиль-Куль; 9. Джаланг; 97. Шахты-2; 98. Ниязык; 99. Грот Мадиан.

Западный Памир: 10. Лангар; 11. Даршай; 12. Санг; 13. Наматгут; 14. Абхарв; 15. Багушдара; 16. Кухилал; 17. Риджист; 18. Рошткала; 19. Сорч; 20. Циницдара; 21. Чандымдара; 22. Багывдара; 23. Дебаста; 24. Выбистдара; 25. Вуж; 26. Вир; 27. Мионшар; 28. Чартым; 29. Ванкала; 30. Бачор; 31. Барчит; 32. Сохчарв; 33. Баджу; 34. Хуф; 35. Емц; 36. Багу; 37. Басид; 38. Рошорвнусур; 39. Барчадив; 40. Ваэнауд; 41. Матраун; 42. Камочдара; 43. Андербак; 44. Джамак; 45. Дарваз; 46. Аб-дукагор; 47. Рабат; 48. Ёгит.

Гиссаро-Алайская группа петроглифов: 8. Сой-Сабаг; 49. Аму-дарья; 50. Сай-Булак; 51. Быттик-Чашма; 52. Найза Булак; 53. Гиссар; 54. Ягноб; 55. Нарват; 56. Анзоб; 57. Фан-дарья; 58. Подрут; 59. Магиан-дарья; 60. Магиан-дарья II; 61. Аулия Ходжа Рушной; 62. Сай Гурбик; 63. Кштут-дарья; 64. Кштут-дарьяП; 65. Кштут-дарья III; 66. Чиян; 67. Сай Вагиштон; 68. Мосриф; 80. Хавзак; 81. Нови Гуристон; 82. Искандаркуль; 83. Нахчирак; 84. Дашти Эйматк; 85. Дижик; 86. Похут; 87. Дарг; 88. Шамтич; 89. Табушн; 90. Дашти Мулло Тохириён; 91. Дашти Гурии Шаидон; 92. Падаск; 93. Пал-дорак; 94. Худгиф; 95. Эсизи Поён; 96. Танги Дахана.

Западняя Фергана (Таджикистан): 69. Кожсайское шоссе; 70. Быттиклик; 71. Моголтау; 72. Бадамбек; 73. Окрестности Ходжента; 74. Такели; 75. Каир-Чакты; 76. Исфара; 77. Исфайрам-Сай; 78. Кшемиш; 79. Горы Моголтау (подножье).

Рис. 1. Карта памятников наскального искусства Таджикистана (составлена автором в 2009 г.)

не Матчи, позволившая выявить новые скопления петроглифов, среди которых выделяется местонахождение Дашти Мул-ло Тохириён, к западу от кишлака Шамтич, где насчитывается около 300 рисунков.

Скопление петроглифов Сой Сабаг находится в устье одноимённого ущелья, на южном склоне Туркестанского хребта, к западу от современного кишлака Сабаг, на территории района Горной Матчи Согдийской области Республики Таджикистан. Рисунки выбиты на скалах восточного, левого, борта ущелья, по дну которого протекает горная речка Сабаг, правый приток Зераф-шана, на высоте более 2300 м над уровнем моря; окружающие вершины достигают высоты 3500-4300 м (рис. 2). Скалы с рисунками располагаются вблизи дороги, ведущей в кишлак Сабаг и верхние селения Матчинского района, отдельные плоскости с петроглифами можно видеть даже с дороги.

Необходимо отметить, что топоним Са-баг, как, впрочем, и все названия селений, ущелий, рек, гор и древних крепостей на территории Верхнего Зеравшана, имеют древнесогдийское происхождение. Слово «сабаг» происходит от сочетания двух корней в согдийском языке Ба+ЬадЬ. Вполне вероятно, что здесь sa обозначает - сай, а слово bagh означает - бог, т.е. «сай богов» или же «ущелье богов». В современном таджикском языке слово за трансформировалась в «сой» и широко используется для обозначения места со склоном и обязательным наличием небольшого арыка или речки.

В толковом словаре персидского языка Деххода приводятся любопытные сведения, что в Авесте и в древнеперсидском языке слово «бага» использовалась в значении «бог», «творец» [баг...]. В Авесте это слово несколько раз встречается как синоним слову «бог» (Ахура-Мазда) и иногда в значении «создатель». Сакские племена, как и другие арийские племена, бога называли «бага» [Там же].

Все рисунки выбиты на гладкой поверхности скал коричнево-чёрного цвета, при этом на поверхностях сходной экспозиции отчётливо видны различия в интенсивности «пустынного загара» выбитых изобра-

жений. Петроглифы расположены очень компактно. Общая площадь распространения рисунков занимает территорию чуть более 0,5 га (рис. 3). Для учёта плоскостей с рисунками вся эта территория была условно разделена на три участка. В качестве условной границы между группами петроглифов испозованы находящиеся на территории памятника искусственные сооружения. Нумерация плоскостей проводилась снизу вверх и слева направо на каждом скальном массиве.

В первую группу входят петроглифы, располагающиеся на склоне ниже дороги. Во вторую группу - сопка с рисунками, находящаяся между дорогой и водопроводной трубой, по которой подаётся вода от кишлака Сабаг на поля кишлака Табушн (рис. 3). В третью группу входят петроглифы, которые находятся выше трубы на севере до самого обрыва. Таким образом, можно условно выделить с юга на север первую (нижнюю), вторую (среднюю) и третью (верхнюю) группы петроглифов. Нами учтено и зафиксировано 122 плоскости в трёх группах. Общее количество петроглифов - около 1000 отдельных рисунков.

Первая (нижняя) группа. Образована скоплением рисунков, находящихся в самой нижней части ущелья, почти у речки Сабаг. Здесь зафиксировано незначительное количество петроглифов - всего 8 плоскостей, на которые нанесены 19 изображений (рис. 4). В основном это фигуры горных козлов, выполненные в «линейном» стиле.

На плоскости 1, помимо рисунка козла, отчётливо просматривается изображение в виде креста и круг с лункой в середине. Также на плоскости 8 есть изображения двух козлов, одной лунки и повозки.

Все древние петроглифы этой группы подновлены в более позднее время. Скорее всего, это связано с тем, что скала находится вблизи дороги, и древние рисунки сегодня доступны каждому жителю округи и приезжему.

Вторая (средняя) группа. Это скопление занимает наибольшую площадь, но по количеству изображений уступает группе 3, хотя здесь немало очень гладких, хорошо

Рис. 4. Индексированная панорама группы 1 (Нижняя группа)

окатанных валунов, удобных для нанесения рисунков. В этой группе зафиксировано 45 плоскостей с петроглифами (рис. 5). Общее количество рисунков - около 150 изображений, 16 из которых составляют композиции. Здесь, как и в первой группе петроглифов, основным образом является горный козел. Встречаются фигуры пеших людей, вооружённых луками, всадников с луками, сцены охоты, изображения лошадей

и трёх повозок эпохи бронзы. В трёх случаях в одинаковой манере выбиты одиночные фигуры людей, словно держащих луки над головой. Дважды встречается надпись, выполненная арабским письмом. В этой группе подновлённые рисунки редки.

Среди петроглифов этой группы привлекает внимание плоскость 19 (рис. 6). Здесь на ровной поверхности камня выбито животное с длинными рогами и туло-

- ■■ • '

* - А

Рис. 5. Индексированная панорама группы 2 (Средняя группа)

Рис. 6. Изображения лучников, повозок и фантастического животного на плоскости 19 группы 2 (Средняя группа)

вищем, пять лучников и две повозки. Все изображения выполнены в «линейной» манере, очень сходны по технике исполнения и цвету патины, что свидетельствует об их одновременности и общей композиционной связи.

Между второй и третьей группой петроглифов есть ровная площадка 100 х40 м с отдельными камнями, на которых отсутствуют какие-либо рисунки. Возможно, здесь располагалось поселение, обитатели которого могли быть создателями рисунков на гладких поверхностях каменных глыб. Каких-либо артефактов обнаружено не было. Это может быть связано с тем, что в верхней части площадки проходит старая дорога, а чуть выше - новая, при строительстве которой завалами покрылась вся поверхность площадки.

Третья (верхняя) группа. Занимает самый высокий на местности участок с петроглифами. Скалы данной группы расположены в широтном направлении, образуя своеобразный коридор, около 150 м в длину и всего 2-4 м в ширину. Большинство валунов имеют полуовальную форму и сильно заглаженную поверхность. Южная сторона, на которую попадают прямые солнечные лучи, покрыта интенсивным «пустынным загаром», а северная сторона, которая в течение большего времени су-

ток остаётся в тени, вся покрыта лишайниками. За скалами сразу находится крутой обрыв высотой 15-20 м до дна ущелья.

Данная группа петроглифов является самой многочисленной и архаичной. Мастера, создававшие рисунки, постарались использовать почти всю поверхность валунов в этой части памятника. Здесь же обнаружены самые аттрактивные сцены. Очень часто рисунки образуют палимпсесты, что несколько усложняет выявление отдельных изображений и содержание композиций в целом.

Для удобства учёта петроглифов данной группы в её составе были выделены две подгруппы - 3а и 3б. Общее количество плоскостей в обеих подгруппах - 68. Общее же количество зафиксированных петроглифов - 540. В действительности изображений в этой группе значительно больше, но часть рисунков находится на северной части каменных глыб и покрыта лишайниками.

Подгруппа 3а. В данной подгруппе зафиксировано 13 плоскостей (рис. 7) со 140 рисунками, большинство из которых составляют сюжетные композиции. Здесь часто встречаются изображения быков-туров (рис. 8), колес со спицами, зеркал и волнообразных знаков, которые отсутствуют среди петроглифов нижних групп.

Рис.7. Индексированная панорама Группы 3а (Верхняя группа)

Большой интерес представляют собой плоскости, условно обозначенные номерами 65-67 (рис. 9: 1). Они образуют единый большой сильно окатанный валун полуовальной формы, который полностью покрыт рисунками. Длина валуна 5 м, а ши-

рина - 3 м. Южная сторона камня, на который попадают прямые солнечные лучи, имеет плотный «пустынный загар». Северная же сторона почти вся покрыта лишайниками, и разглядеть на ней изображения крайне трудно.

Центральное место среди изображений этой плоскости и всего комплекса в целом занимает фигура огромного быка-тура (Bos primigenius) (рис. 9: 2). Фигура быка выполнена реалистично, в силуэтном стиле. Размеры изображения - 35 х 40 см. У него длинные рога и хвост, кончик которого заканчивается утолщением округлой формы. Бык изображён в движении, в момент соприкосновения (нос к носу) с маленьким бычком - детёнышем. Обе фигуры нанесены техникой точечной выбивки острым металлическим инструментом. Также в цент-

Рис. 9. Подгруппа 3а (Верхняя группа): плоскости 65-67 (1) и фрагмент плоскости 66 с изображением быка-тура (2)

Рис. 8. Изображение быка-тура на плоско сти 59 подгруппы 3а (Верхняя группа).

ре плоскости, помимо быка, изображено множество фигур козлов, быков и лучников. Подавляющее большинство животных ориентировано в том же направлении, что и бык-тур. Рисунки разновременные, отличаются по стилю и размерам. Присутствует несколько композиций: сцены охоты, фигуры людей, направившие луки в сторону животных.

Заметим, что цилиндрическая печать с изображением быка, как и кости быка-тура, была обнаружена при раскопках древ-неземледельческого поселения эпохи энеолита и бронзы Саразм [Исоков, 2005, с. 181]. Результаты анализа показали, что содалит, найденный при раскопках Саразма и использованный для изготовления печати, идентичен содалиту из ущелья Сабаг, месторождение которого известно выше, в глубине ущелья. По мнению археолога А. Р. Раззокова, население Саразма добывало этот ценный камень именно на этом месторождении [Раззоков, 1997, с. 24, 25; 2008, с. 16].

Образ быка встречается во всех текстах древнеиранской и древнеиндийской литературы. Особенно ярко культ быка отражён в Авесте в гимне Вэртрагне - богу Войны и Победы. В гимне перечисляются десять воплощений (инкарнаций) божества Побе-

ды, последовательно предстающего перед пророком Заратуштрой в облике Вепря, Быка, Коня, Верблюда и др. Далее в этом же гимне говорится о жертвоприношении быку [Авеста..., 1993, с. 131].

Подгруппа 3б. В этой подгруппе зафиксировано 53 плоскости с петроглифами (рис. 10). На сравнительно небольшом участке нам удалось насчитать около 400 рисунков, среди которых много фигур козлов, быков, лучников, всадников, зеркал (рис. 11), волнообразных, спиралевидных знаков и знаков в виде окружности. Рисунки часто перекрывают друг друга, образуя сюжетные композиции.

На плоскости 79 нанесены изображения пяти козлов одинакового размера и степени патинизации (рис. 12). Все козлы двигаются в едином направлении. Судя по цвету патины и технике исполнения, все фигуры создавались в одно время. Сюжет примечателен тем, что в одном случае изображение козла выполнено в силуэтной манере, а остальные фигуры - контурные.

Особый интерес вызывают изображения на плоскости 87 (рис. 13) - волнообразная фигура в виде змеи, две фигуры козлов и антропоморфное существо. По-видимому, рисунки не составляют единой композиции, но среди них выделяется антропо-

,1,

Рис. 10. Индексированная панорама группы 3б

морфная фигура, изображающая божество или чудовище с большой головой, раскинутыми в стороны руками и ногами, признаком пола. Только голова фигуры показана контуром, остальные части тела выполнены в «линейно-силуэтном» стиле. Пальцы рук и ног непропорционально велики и отчётливо прорисованы. Фигура изображена на плоскости вверх ногами по

Рис. 11. Изображения зеркал на плоскости 102 подгруппы 3б

«

отношению к другим изображениям. Можно с уверенностью утверждать, что её положение вверх ногами и вниз головой является намеренным, при этом художник, выбивая данный персонаж, по-видимому, сидел на камне, наклонившись вниз. Положение фигуры напоминает изображения поверженных «людей-скелетов» из Ак-джилги [Жуков и др., 1974, с. 62-68]. Применительно к петроглифу из Сой Сабаг можно предположить, что здесь показана фигура убитого или поверженного антропоморфного существа. Отличие в том, что петроглифы из Ак-джилги выполнены в «линейно-схематичной» манере, в то время как фигура из Сой Сабаг - в «контурно-силуэтной». В целом, изображение несёт некое сакральное содержание. Размеры фигуры сравнительно велики - 35 см. Изображение сильно патинировано, но благодаря глубокой выбивке оно довольно хорошо различается на тёмной скальной поверхности. Других подобных антропоморфных изображений среди петроглифов комплекса Сой Сабаг не обнаружено.

На плоскости 105 выбиты изображения четырёх быков, четырёх козлов и трёх оч-ковидных знаков (рис. 14). Одинаково ис-

Рис. 12. Изображения козлов на плоскости 79 подгруппы 3б

полненные фигуры быков, безусловно, со- Все фигуры исполнены в «силуэтной» ма-

ставляют единую композицию. Стилисти- нере, выбиты глубокими точечными уда-

чески фигуры быков отличаются от анало- рами с использованием острого металли-

гичных изображений на других плоскостях. ческого инструмента.

Рис. 13. Антропоморфная фигура на плоскости 87 подгруппы 3б

Рис. 14. Изображения быков на плоскости 105 подгруппы 3б

На плоскости 114, помимо фигур животных, имеются изображения крупных волнообразных знаков (рис. 15).

На плоскости 115 обнаружена ещё одна очень интересная сцена (рис. 16). Здесь на ровной поверхности высечены изображения разнообразных животных, в основном козлов, среди которых центральным является антропоморфное существо. Рисунок контурно-линейный. У фигуры большая голова, руки подняты вверх, тело показано одной линией, выделены широкий таз и фаллос; обе ноги имитируют движение. От стоп отходят две параллельные волнообразные линии. Вероятно, загадочная антропоморфная фигура изображает не че-

ловека, а скорее какое-то шествующее мифическое, сверхъестественное существо, при этом линии у его ног могут означать дорогу или реку.

На плоскости 117 (рис. 17) были зафиксированы многочисленные палимпсесты. Здесь различаются изображения зеркал, лучников, различных животных, кругов. Трудно разобраться в переплетении линий, перекрывающих одна другую, но при внимательном рассмотрении можно обнаружить удивительную по красоте сцену охоты. Семь лучников, натягивающих тетиву, целятся в сторону убегающего быка («единорога») и следующего за ним детёныша. Фигуры двух лучников отличаются особой

Рис. 15. Волнообразные изображения на плоскости 114 подгруппы 3б

Рис. 16. Изображение антропоморфного существа на плоскости 115 подгруппы 3б

изящностью. Чувствуется динамика и реалистичность, все изображения выполнены в «силуэтной» манере техникой пикетажа с использованием острого металлического инструмента.

Древнейший пласт изображений Сой Сабаг относится к эпохе бронзы. Это многочисленные изображения колесниц, быка-тура, очковидных знаков, различные графические и волнообразные фигуры, соответствующие репертуару петроглифов Южного Казахстана «периода колесниц и дикого быка» - III-II тыс. до н.э. [Кадырбаев, Марьяшев, 1977].

В связи с этим можно утверждать, что петроглифы Сой Сабаг перекликаются с изображениями эпохи бронзы на других памятниках наскального искусства Центральной Азии. Аналогии сюжетам из Сой Сабаг можно встретить в комплексах Кой-багар, Арпаозен, Тамгалы, Сармишсай и Саймалы-Таш. В то же время пласт петроглифов эпохи бронзы Сой Сабаг не находит аналогий среди известных на сегодняшний день наскальных рисунков Верхнего Зеравшана.

Рис. 17. Сцена охоты на плоскости 117 подгруппы 3б

На памятнике насчитывается значительное количество рисунков раннего железного века, выполненных в скифо-сакском «зверином стиле». Среди них особо следует отметить фигуры двух кабанов. Рисунки, относящиеся к средним векам, здесь единичны, но в первой и второй группах есть много петроглифов, подновлённых, вероятно, в средние века и новое время.

Настоящая статья является предварительной публикацией петроглифов Сой Сабаг и открывает путь к дальнейшему изучению памятника, занимающему особое место среди других местонахождений наскального искусства Центральной Азии. Отличительной особенностью петроглифов Сой Сабаг является то, что на сравнительно небольшой территории площадью 0,5 га здесь сконцентрировано около 1000 отдельных изображений. Среди древнейших петроглифов имеется много редких или уникальных образов.

С одной стороны, месторасположение Сой Сабаг очень удобно для посещения туристами, так как находится в непосредственной близости от главных автомобиль-

ных дорог этого высокогорного района. С другой стороны, это же обстоятельство делает памятник уязвимым для негативного воздействия человека. Уже сейчас на некоторых плоскостях рядом с древними изображениями можно увидеть грубо выбитые имена или инициалы современных любителей автографов. К сожалению, многие плоскости с рисунками обильно покрывают лишайники. Памятник остро нужда-

ется в охране, планомерном изучении и консервационных мероприятиях.

Сой Сабаг обладает достаточным потенциалом для включения в список памятников национального значения Республики Таджикистан. Необходимо предпринять шаги для постановки памятника под охрану, а также усилить разъяснительную работу среди местного населения относительно выдающегося его значения.

Источники

Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата / Перевод с авестийского И. М. Стеблин-Каменского. М.: Дружба народов, 1993. 208 с.

Литература

Воронцов Н.Н., Ляпунова Е.А. Наскальные изображения Верховьев Зарафшана//Природа. 1976. № 5. С. 100-109.

Дальский А. Н. Наскальные изображения Таджикистана // Известия Всесоюзного географического общества. 1949. Т. 81. Вып. 2. С. 183-197.

Дальский А.Н. Наскальные изображения в бассейне реки Зарафшан //Труды Таджикской археологической экспедиции. М.; Л.: АН СССР, АН ТаджССР и ГЭ, 1950. Т. 1. С. 232-240. (Материалы и исследования по археологии СССР (МИА). № 15).

Жуков В.А., Ранов В.А. Древние колесницы на Памире //Памир. 1974. № 11. С. 62-68.

Исоков А. Саразм - огози тамаддуни халки точик. Панчакенти Сугд (Саразм - начало цивилизации

таджикского народа. Пенджикент Согда). Худжанд, 2005. С. 181.

Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Наскальные изображения хребта Каратау. Алма-Ата: Наука КазСССР, 1977. 230 с. 111 илл.

Мандельштам А. М. Несколько замечаний о наскальных изображениях бассейна верховьев Зарафшана // Труды АН ТаджССР. 1956. Т. 17. С. 189-201.

Парфенов Г. В. Новые открытия наскальных изображений охотником-краеведом И. Ф. Ломаевым // Ленинское знамя. Термез, 1946а, 25 октября. С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Парфенов Г. В. Наскальные изображения //Ленинский путь. Самарканд, 1946б, 1 декабря. С. 4. Раззоков А. Сангнигорахои саргахи Зарафшон (Петроглифы верховьев Зеравшана) //Дайри Мугон. 1997. № 2-8. С. 24-25.

Раззоков А. Саразм (орудия труда и хозяйство по экспериментально-трасологическим данным). Душанбе: Эчод, 2008. 136 с.

Ранов В.А., Салтовская Е.Д. О работах Ура-Тюбинского отряда в 1959 г. // Труды Института истории им. А. Дониша АН ТаджССР. 1961. Т. 31. С. 108-129.

BobomuUo S. B. Rock Art in Tajikistan // Rock Art in Central Asia. Paris, 2011. P. 93-98.

Баг// Вожаку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vazhaju.com/word/%D0%B1%D0%

B0%D2%93/NTcxMDI (дата обращения 10.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.