Научная статья на тему 'ПЕТР ВЕЛИКИЙ: ЭПОХА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РОССИЙСКАЯ ШКОЛА'

ПЕТР ВЕЛИКИЙ: ЭПОХА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РОССИЙСКАЯ ШКОЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ВЕЛИКИЙ / РОССИЯ / НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА / АРМИИ / ЭКОНОМИКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ ШКОЛЫ / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терентьев А.А.

В статье рассматриваются основные преобразования, проведенные Петром I в России в начале XVIII века, подчеркиваются роль и значение образования для реформирования государства, актуализируется важность созданных по указам Петра школ и образовательных организаций по подготовке кадров и специалистов для проведения этих грандиозных реформ в важнейших сферах жизни российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER THE GREAT: REFORMS AGE AND RUSSIAN SCHOOL

The article discusses the main transformations carried out by Peter the Great in Russia at the beginning of the 18th century, emphasizes the role and importance of education for reforming the state, actualizes the importance of schools and educational organizations created by Peter’s decrees to train personnel and specialists for these grandiose reforms in the most important areas of Russian society life.

Текст научной работы на тему «ПЕТР ВЕЛИКИЙ: ЭПОХА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РОССИЙСКАЯ ШКОЛА»

Юбилейные даты

К 350-летию со дня рождения Петра Великого

ПЕТР ВЕЛИКИЙ: ЭПОХА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РОССИЙСКАЯ ШКОЛА

А. А. ТЕРЕНТЬЕВ, доктор философских наук, профессор НГПУ им. К. Минина ser-fantom @yandex. ru

В статье рассматриваются основные преобразования, проведенные Петром I в России в начале XVIII века, подчеркиваются роль и значение образования для реформирования государства, актуализируется важность созданных по указам Петра школ и образовательных организаций по подготовке кадров и специалистов для проведения этих грандиозных реформ в важнейших сферах жизни российского общества.

The article discusses the main transformations carried out by Peter the Great in Russia at the beginning of the 18th century, emphasizes the role and importance of education for reforming the state, actualizes the importance of schools and educational organizations created by Peter's decrees to train personnel and specialists for these grandiose reforms in the most important areas of Russian society life.

Ключевые слова: Петр Великий, Россия, необходимость преобразований, реформирование государства, армии, экономики, социокультурная роль школы, системы образования

Key words: Peter the Great, Russia, necessity of changes, reforms for state, army, economy, social and cultural role of school, educational systems

В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I Великого — первого российского императора, выдающегося государственного деятеля, оставившего глубокий след в истории России, в исторической памяти народа, внесшего большой вклад в развитие российской цивилизации и российской школы.

Родился Петр 30 мая 1672 года в семье царя Алексея Михайловича и его

второй жены Натальи Кирилловны (в девичестве Нарышкиной). Он рос окруженный вниманием и теплой заботой родителей и близких. Когда будущему императору исполнилось пять лет, его начали учить читать и писать. Учителем был назначен Никита Зотов, подьячий из приказа Большого Прихода, человек знающий и даровитый. Петр освоил с наставником азбуку, Часослов, Псалтырь, Евангелие, уча-

ствовал в церковных службах. Зотов рассказывал царевичу о событиях и героях русской истории, о временах Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, его отца — Алексея Михайловича и др.

Позднее определенное влияние на формирование личности молодого Петра оказали такие придворные наставники, как Б. А. Голицын и А. А. Матвеев, а также жившие в немецкой слободе иностранцы — Ф. Я. Лефорт, П. И. Гордон, Я. В. Брюс и др. Под руководством голландца Ф. Тим-мермана и других иностранцев Петр учился управлять судном, освоил арифметику, геометрию, артиллерийское дело, фортификацию и др.

Необходимо отметить, что время, в которое формировался и рос будущий государь, отличалось сложностью социально-политических отношений, их динамизмом и остротой как внутри страны, так и во внешних взаимоотношениях. Конец XVII — начало XVIII века характеризуется историками как период значительного обострения межгосударственных отношений в Европе, обусловленного стремлением могущественных государств овладеть землями более слабых. Россия, не имевшая развитой промышленности и сильной армии, вполне могла стать объектом военного захвата, колонией западных стран. Швеция уже подчинила себе прибалтийские территории, принадлежавшие ранее России, и не собиралась их возвращать. Не оставляли агрессивных планов Турция и другие государства.

К началу самостоятельного царствования Петра Россия характеризовалась определенной социально-политической нестабильностью и слабым, по сравнению с европейскими странами, развитием технико-экономической и культурно-образовательной сфер. Было мало промышленных предприятий, металлургических заводов, внешняя торговля отличалась недостаточной масштабностью. Отсутствовала регулярная армия, вооруженные силы представляли в основном стрелецкие полки и

дворянская конница. Малоэффективно работал государственный аппарат в виде Боярской думы и приказов. У страны не было портов ни на Балтийском море, ни на южных морях. Поэтому перед Петром как правителем России встали две основные задачи — обеспечить безопасность и суверенитет страны; повысить уровень ее социально-экономического и культурного развития [2; 7; 10; 17; 20; 21].

В 1697—1698 годах Петр совершил поездку в Германию, Голландию и Англию, где изучал кораблестроение, промышленное производство, работал на верфи, посещал, заводы и мануфактуры, арсеналы и музеи, больницы и школы, встречался с инженерами, учеными, промышленниками, рабочими, представителями власти и др.

Постигая опыт европейских стран, Петр увидел, насколько Россия отстала от них в технико-экономическом и научно-образовательном отношении. Он понимал, что для защиты государства необходима сильная армия, а для ее соответствующего вооружения и оснащения нужны современные экономика, промышленность, школы, обученные специалисты, а также прибыльная внешняя торговля, гавани, порты, флот — то есть все то, что дает средства на развитие, преобразования, укрепление страны, обеспечить которые могла только развитая экономика.

Следовательно, необходимо было развивать промышленность и торговлю, открывать школы и училища, готовить кадры, существенно обновлять жизнь российского общества и т. д. [1; 6; 9; 12; 13; 15; 16]. Поэтому Петр взвешенно и трезво отбирал то, что подходит для укрепления России. Крупнейший английский историк А. Тойнби справедливо отмечал, что Петр имел своей целью преобразование сущест-

вовавшего русского государства в современное государство — равноправного члена Европы, сохранившего свою политическую независимость и культурную автономию [19].

В борьбе за выход к Балтийскому морю для установления торгово-экономических и культурных связей с развитыми странами Европы Петр в союзе с Саксонией и Данией начал войну со Швецией.

16 мая 1703 года после взятия Ниен-шанца в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург — будущая столица империи.

27 июля 1714 года была одержана морская победа русского флота над шведами при мысе Гангут. Шведы утратили контроль над Балтийским морем. 30 августа 1721 года между Россией и Швецией был заключен мир. К России отошло побережье Балтийского моря от Выборга до Риги.

По прошению Сената Петр принял титул Отца Отечества и был провозглашен императором Всероссийским и Великим. Россия стала наиболее могущественной державой на севере Европы и получила возможность для налаживания широких социально-экономических, культурных и торговых связей с развитыми европейскими странами.

Петр осуществлял ряд социально-экономических, культурных и политических преобразований, касающихся устройства российской армии, хозяйственно-экономической деятельности, государственного управления, образования, внешней политики, торговли и др. Государь уделял значительное внимание развитию российского административно-управленческого аппарата, его совершенствованию, усилению направляющей роли государства в жизни общества. Следует отметить, что понятие «государство»

Преобразования Петра Великого отличались продуманностью, высокой жизнеспособностью и эффективностью. Петровская административная система существовала на протяжении двухсот лет, сохраняя нормы управления, центральные административные учреждения и др.

трактовалось Петром чаще всего в широком смысле слова — не только как аппарат власти, а как Отечество— страна-держава, то есть включало в себя и административно-управленческий аппарат, и народ, и землю, на которой жил народ, и все, что относилось к России. «Нигде и никогда не покидала Петра мысль об Отечестве», — отмечал выдающийся русский историк В. О. Ключевский. Сыну Алексею Петр писал: «Ты должен любить все, что служит благу и чести Отечества, не щадить трудов для общего блага [3, с. 192].

Петр был недоволен деятельностью Боярской думы и правительственных приказов, их медлительностью и неэффективностью. Им была проведена реформа центральных и местных органов власти. Следует отметить, что в ходе реформ использовался опыт других стран, но не его слепое копирование, а целенаправленный отбор, творческая переработка и адаптация к российским условиям и историческому опыту.

Преобразования Петра Великого отличались продуманностью, высокой жизнеспособностью и эффективностью. Петровская административная система существовала (при всех внешних переменах) на протяжении двухсот лет, сохраняя нормы управления, центральные административные учреждения и др.

Значительной движущей силой петровских преобразований стало молодое поколение россиян, соратники и сверстники государя, понявшие, принявшие и поддерживающие его политическую линию. Молодежь широко привлекалась на армейскую и государственную службу, во флот, в строительство, горное дело и т. д.

Везде были нужны подготовленные, обученные, энергичные люди, способные успешно работать, служить, выполнять порученное дело. И именно система образования должна была по своему предназначению осуществлять такую подготовку — обучать и воспитывать молодежь.

Поднимая уровень знаний, опыта, нрав-

ственности обучающихся, школа повышала общую культуру общества, эффективность производства, степень обороноспособности. Опыт свидетельствовал, что государства, имеющие развитую систему образования, регулярную школу, находятся на более высоком уровне социально-экономического развития. Поэтому одним из главных мероприятий, проведенных Петром в начале процесса преобразований, стало создание светских государственных училищ-школ.

В январе 1710 года в Москве в Сухаревой башне, где ранее размещались казармы стрельцов, учреждается Школа математических и навигационных наук, формируется состав учащихся. В школе преподавали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, морскую астрономию, географию и др. Для подготовки учащихся к прохождению этого курса при школе были созданы два начальных класса.

Учение в школе приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги. Им выдавались учебники, пособия, книги, линейки, циркули и другие инструменты. В 1711 году в навигационной школе проходило подготовку уже более 400 учеников. Ее выпускники служили не только на флоте, но и в сухопутных войсках, на гражданской службе — в геодезии, в качестве учителей и др.

В 1712 году по типу навигационной школы в Москве были открыты еще две школы — инженерная и артиллерийская. В 1719 году открываются горнозаводские школы. С 1721 года действуют гарнизонные школы.

В 1714 году Петр приказал разослать по два ученика Школы математических и навигационных наук в 12 губернских городов «для науки молодых робяток из всяких чинов людей» в создаваемые «цифирные школы». К 1722 году такие общеобразовательные школы были уже в 42 городах страны, в которых обучалось по несколько сотен учащихся.

Наряду с организацией светских школ

была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие также широкую общеобразовательную программу. Создание первой сети светских и духовных школ, нацеленных на массовое обучение детей — выходцев из разных социальных слоев — стало значимым событием в истории российской школы. Согласно указам от 20 января и 28 февраля 1714 года, было введено обязательное начальное обучение детей дворян, приказных, дьяков и подьячих; предписано по всем губерниям при архиерейских домах и «знатных монастырях» завести школы.

Постепенно эта инициатива императора находила понимание и поддержку в обществе. Школы Петра дали образование нескольким тысячам человек, которые в свою очередь оказали благотворное воздействие на социальную среду, способствовали общему культурному подъему России [5; 11; 18]. К концу XVIII века созданные Петром школы и училища закрепились в жизни российского общества, становясь основой общеобразовательной системы страны.

Следует заметить, что Петр сам был требовательным и авторитетным наставником, учителем и воспитателем своего окружения, сотрудников и соратников. Он учил их собственным примером служения Отечеству, своими советами и наставлениями по политическим, дипломатическим, военным и другим вопросам, отношением и вниманием к науке, вопросам просвещения.

Известный российский историк С. Ф. Платонов отмечает, что в XVII веке мало заботились о распространении знаний в народе, а Петр считал это одним из главных своих дел. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного развития, общения со всем циви-

К концу XVIII века созданные Петром школы и училища закрепились в жизни российского общества, становясь основой общеобразовательной системы страны.

лизованным миром, с культурой других стран и народов [8].

В 1712 году Санкт-Петербург был объявлен столицей России и быстро стал крупным промышленным, торговым и культурным центром страны. В городе действовала верфь, где в 1715 году трудилось уже около 10 тысяч человек, функционировали артиллерийский, пороховой, кожевенный, кирпичный и другие заводы, полотняная, прядильная и канатная мануфактуры, работали Морская академия, артиллерийская и гарнизонная школы, семинария, типография и др. Развивались внутренняя и внешняя торговля страны — формировался всероссийский рынок. Петербург стал центром внешней торговли: ежегодно в него приходило по несколько сот иностранных торговых судов. Правительством проводилась политика протекционизма — поддержки русских купцов и промышленников. Купцы были объединены в первую и вторую гильдии, поощрялся вывоз за границу русских товаров.

Преобразования, проводимые Петром, затронули также и один из важнейших социальных институтов общественно-политической и духовной жизни России, существенный компонент российской цивилизации, сыгравший огромную роль в ее становлении и развитии, — Русскую православную церковь. Необходимо было кардинально изменить, обновить жизнь и деятельность Церкви, поднять ее общественный авторитет.

Для улучшения дела правления РПЦ 25 января 1721 года Петр I подписал манифест об учреждении духовной коллегии — Святейшего синода. В «Духовном регламенте» (составленном Феофаном Прокоповичем) были указаны задачи Святейшего синода, отмечены те недостатки в церковном устройстве и жизни, с которыми следовало вести борьбу, наблюдать за тем, чтобы среди православных все делалось по христи-

Знаменитый историк С. М. Соловьев отмечает, что трудная задача церковного преобразования была разрешена Петром с необыкновенной осторожностью, умением не перейти должные границы.

анскому закону и православному вероучению.

Вместе с тем, по мысли Петра, духовное соборное правительство (так «Духовный регламент» определял Святейший синод) по своим функциям не должно было становиться простым государственным учреждением, а должно являться «постоянным действующим церковным собором», то есть быть, прежде всего, институтом духовно-нравственного воспитания народа. В регламенте большое внимание уделялось вопросам религиозного просвещения и воспитания, образовательной деятельности Церкви, а также повышению уровня образования священников. Были приняты указы о запрещении рукополагать в священники лиц, не имевших духовного образования, об издании катехизаторских книг, об усилении проповедничества и др.

Были открыты Духовная академия в Санкт-Петербурге, духовные школы в Ростове, Тобольске и других городах России. В армии и на флоте Петр ввел штатные должности полковых и корабельных священников, установил обязательные службы.

Император предписал организовать при монастырях госпитали, богадельни, приюты, мастерские и пр. Дальновидные церковные деятели поддержали эти мероприятия Петра, направленные на перемены в жизни Церкви.

Знаменитый историк С. М. Соловьев отмечает, что трудная задача церковного преобразования была разрешена Петром с необыкновенной осторожностью, умением не перейти должные границы. Государь заменил одноличное управление на коллегиальное, или соборное, что вполне соответствовало духу восточной церкви. Также мы видим, что одной из его главных забот было поднятие авторитета русского духовенства посредством образования; монашество стало заниматься деятельностью, более соответствующей его характеру, — благотворительностью, просвещением [14].

Святейший синод постепенно значительно изменил к лучшему состояние РПЦ, поднял ее общественный авторитет, повысил ее влияние на жизнь российского общества, эффективно боролся с расколом, дикостью и суевериями за утверждение в обществе духовно-нравственных норм православия.

По наблюдениям современников, Петр обладал сильным и гибким умом и твердым характером, имел хорошую память, быстро разбирался в сложных политических и военных вопросах, умел руководить и командовать, лично участвовал в боевых действиях русской армии и флота. Он постоянно поддерживал отношения с огромным кругом людей, знал немецкий, голландский, английский и французский языки.

Государь много читал, был лично знаком с Г. В. Лейбницем и И. Ньютоном, знал работы Г. Гроция, С. Пуффендорфа, Б. Мандевиля и других авторов. Его отличали простота в личной жизни, демократизм в общении с людьми разных сословий и званий, любовь к ручному труду, стремление к самообразованию. Безусловно, это была многогранная, сложная, талантливая личность.

Петр — автор и инициатор большинства преобразований, проводимых в России, ясно осознававший их цели и результаты. Его деятельность была направлена на эффективную оборону страны, улучшение ее социально-экономического положения, достижение «общего блага». Реформы, проводимые Петром, отвечали запросам времени, были необходимы российскому обществу, соответствовали его основным интересам.

Конечно, Петр Великий был сыном своей суровой эпохи, и ему приходилось применять жестокие методы против бунтовщиков и заговорщиков, тех, кто вредил стране, разорял государственную казну.

Спустя век А. С. Пушкин в нескольких поэтических строках вывел емкий и точный образ Петра I:

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник!

Следует сказать, что, осуществляя преобразования, Петр объединил вокруг себя широкий круг людей из разных слоев и групп общества — смелых, активных, талантливых и преданных императору, видевших в Петре своего вождя, принимавших его идеи по преобразованию России и готовых «лечь костьми», выполняя его волю. Большинство из них осознанно и достойно служили делу Петра, стали его верной опорой. Это были люди разного происхождения и разного развития, но многие из них — военные, придворные, дипломаты, моряки, предприниматели, русские и иностранцы — повидали мир, послужили, имели жизненный опыт, определенные знания, и Петр находил у них понимание и поддержку в своих начинаниях.

Среди таких соратников Петра можно назвать Б. П. Шереметева, Ф. М. Апраксина, Ф. Ю. Ромодановского, Ф. А. Головина, М. М. Голицына, Г. И. Головкина,

A. И. Репнина, А. Д. Меншикова, А. Ф. Макарова, Ф. Я. Лефорта, П. И. Гордона,

B. Н. Татищева, И. И. Неплюева, Б. И. Куракина, П. А. Толстого, П. П. Шафирова, Т. Н. Стрешнева и др.

Важно отметить, что в основании взглядов и деятельности Петра лежал ряд доминирующих социокультурных принципов, традиций и нравственных ценностей российской цивилизации, связанных с ее жизнью и историческим опытом.

Центральным мировоззренческим началом в преобразовательной деятельности Петра стала идея служения Отечеству — во благо России, которая оказала

В основании взглядов и деятельности Петра лежал ряд доминирующих социокультурных принципов, традиций и нравственных ценностей российской цивилизации, связанных с ее жизнью и историческим опытом.

большое благотворное влияние на окружение государя, на мыслящую часть российского общества, помогла обновлению страны.

Другим важным принципом деятельности Петра Великого была идея общего дела, подразумевающая сплоченность, единение, соборность, взаимопомощь и сотрудничество в деле защиты, укрепления и развития России. В этой связи можно отметить, что важное место во взглядах Петра и в его документах занимало также понятие «общее благо», понимаемое им как задача и цель деятельности государства —создание благоприятных условий жизни для россиян.

Готовность служить России, выполнять волю государства получила в российской традиции понятие и принцип державности как определенной слитности, единства человека и державы, верности Отечеству и способности действовать на его благо.

Этому принципу подчинялся и сам Петр. По словам В. О. Ключевского, настойчиво твердя в своих указах о государственном интересе как о высшей и безусловной норме государственного порядка, Петр ставил государя, то есть себя, в подчиненное отношение к государству как верховному носителю права и блюстителю общего блага. На свою деятельность он смотрел как на службу государству [4].

Глубокая любовь Петра к России — это не столько чувство, волнующее душу, сколько осмысленное отношение к Отечеству, основанное на слитности, сопринадлежности к людям родной страны, заключающееся в желании помочь им жить лучше. Вместе с тем любовь к родине сочеталась у государя со стремлением к ее развитию, укреплению и преобразованию.

Одним из способов такого обновления страны Петр I считал образование, а также использование научно-технических до-

Настойчиво твердя в своих указах о государственном интересе как о высшей и безусловной норме государственного порядка, Петр ставил государя, то есть себя, в подчиненное отношение к государству как верховному носителю права и блюстителю общего блага.

стижений европейских стран, их культурно-образовательного опыта. При этом, понимая своеобразие России, он сочетал задачу обновления страны на основе привлечения западных достижений с задачей сохранения духовно-нравственного, социокультурного своеобразия России, ее идентичности, самобытности, природно-климатических, религиозных, духовно-нравственных качеств и ее отличий от Запада. Таким образом, модернизация России не была для Петра Великого каким-то радикальным разрывом с прошлым российского общества, с его нормами, духовно-нравственными традициями и ценностями — они сохранялись так же, как сохранялись и обновлялись Церковь, государство, армия, общественная жизнь и др. Существенно улучшилось и международное положение страны.

В своей деятельности император-реформатор следовал принципу социально-культурной преемственности. Он опирался на предшествующее и укрепил социокультурные основы российской цивилизации — ее духовно-нравственные основания и силы, ее государственность, развивал экономику, образование, патриотическое сознание общества. Он сделал нравственной нормой честное служение Отечеству, высокой цели достижения общего блага, утверждая тем самым основные принципы российского цивилизационного типа — единения, соборности, духовности, держав-ности, культуросообразности и патриотизма, одухотворенной деятельности на пользу Отечеству. По его указам и при его непосредственном участии были созданы сильная регулярная армия и флот, в управление страной и в городское самоуправление введена коллегиальность, открывались школы и училища, строилась промышленность, обновлялась деятельность РПЦ, создавалась Академия наук.

Завершая рассмотрение преобразований, проведенных Петром Великим в России в начале XVIII века (их содержание, историческую необходимость и цивилиза-ционное значение, их связь со школой,

с образованием), можно сказать, что его деятельность по обновлению и развитию России была успешным ответом на вызов эпохи, на глубинные потребности российского общества. Реформы Петра в главных сферах жизни российского общества прижились, укрепились и действовали на протяжении десятилетий российской истории. Семена народного образования, посеянные Петром, дали позднее всходы в виде создания регулярной системы общеобразовательных школ в конце XVIII века и в последующие периоды развития истории России. Императрица Екатерина II ввела государственную систему народного образования в виде средних и высших народных училищ, работающих по определенным программам и за счет бюджета ведущих губернских городов страны.

Развитие школьного дела продолжилось и в XIX веке. Но наибольший масштаб и размах получило в советскую эпоху истории России.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Богословский, М. М. Петр Великий и его реформа / М. М. Богословский. — Москва : Кооперативное издательство, 1920. — 117 с.

2. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций / Ф. Бродель. — Москва : Весь мир, 2008. — 552 с. — ISBN 978-5-77770403-0.

3. Ключевский, В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники / В. О. Ключевский. — Москва : Мысль, 1993. — 415 с. — ISBN 5-244-00730-0.

4. Ключевский, В. О. Сочинения. В 9 томах. Том 4. Курс русской истории. Часть 4 / В. О. Ключевский ; послесловие и комментарии составили В. А. Александров, В. Г. Зимина. — Москва : Мысль, 1989. — 398 с. — ISBN 5-244-00365-8.

5. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — первая половина XIX в. / ответственный редактор М. Ф Шабаева. — Москва : Просвещение, 1973. — 454 с.

6. Павленко, Н. И. Петр Первый и его время / Н. И. Павленко. — Москва : Просвещение, 1983. — 144 с.

7. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. — Москва : Эксмо : Алгоритм, 2003. — 544 с. — ISBN 5-699-03695-4.

8. Платонов, С. Ф. Русская история / С. Ф. Платонов. — Москва : Русское слово : Плава, 1995. — 398 с. — ISBN 5-7233-0128-4.

9. Платонов, С. Ф. Русская история / С. Ф. Платонов. — Москва : Эксмо, 2015. — 512 с. — ISBN 978-5-699-84238-4.

10. Платонов, О. А. Русская цивилизация. История и идеология русского народа / О. А. Платонов. — Москва : Алгоритм, 2010. — 944 с. — ISBN 978-5-9265-0756-7.

11. Рождественский, С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках. Том 1 / С. В. Рождественский. — Санкт-Петербург : типография М. А. Александрова, 1912. — 369 с.

12. Россия в период реформ Петра I : сборник статей / ответственный редактор Н. И. Павленко. — Москва : Наука, 1973. — 384 с.

Скончался Петр Великий 28 января 1725 года в Санкт-Петербурге, прожив неполных 53 года. Похоронен в Петропавловском соборе.

С. М. Соловьев говорил, что человека, руководившего народом в деле огромных преобразований, мы имеем полное право назвать великим историческим деятелем. Петр осознал, что его обязанность как вождя — вывести свой народ из тьмы невежества и бедности, и он много сделал для этого [14].

Память о Петре Великом до сих пор живет в народе России. Люди видят в нем вождя, отдавшего все свои силы служению Отечеству. Следует поддержать и продолжить добрую традицию торжественно отмечать день рождения Петра Великого, вспоминать его имя добрым словом.

Реформы Петра в главных сферах жизни российского общества прижились, укрепились и действовали на протяжении десятилетий российской истории.

13. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. В 18 томах / С. М. Соловьев. — Москва : Наука, 1993.

14. Соловьев, С. М. Об истории новой России / С. М. Соловьев. — Москва : Просвещение, 1993. — 558 с. — ISBN 5-09-004577-1.

15. Соловьев, С. М. Публичные чтения о Петре Великом / С. М. Соловьев. — Москва : Наука, 1984. — 231 с.

16. Тарле, Е. В. Северная война и шведское нашествие на Россию / Е. В. Тарле. — Москва : АСТ, 2009. — 704 с. — ISBN 978-5-17-058043-9.

17. Терентьев, А. А. Российская цивилизация: уроки исторического опыта и современность / А. А. Терентьев. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2018. — 415 с. — ISBN 978-5-91326-508-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Терентьев, А. А. Российская школа: становление, развитие, перспективы / А. А. Терен-тьев. — Нижний Новгород : Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1997. — 118 с. — ISBN 5-85152-077-9.

19. Тойнби, А. Постижение истории : сборник / А. Тойнби. — Москва : Прогресс, 1991. —

20. Уткин, А. И. Россия и Запад : история цивилизаций / А. И. Уткин. — Москва : Гарда-рики, 2000. — 574 с. — ISBN 5-8297-0024-7.

21. Шаповалов, В. Ф. Истоки и смысл российской цивилизации /В. Ф. Шаповалов. — Москва : Фаир-Пресс, 2003. — 624 с. — ISBN 5-8183-0663-1.

Предлагаем вашему вниманию информацию, которую вы сможете использовать для подготовки научных статей с целью публикации в следующих рубриках журнала «Нижегородское образование:

3 Философская мысль: традиции и современность

3 Педагогика: вчера и сегодня

3 Ученые земли Нижегородской

3 Юбилейные даты

230 лет со дня рождения Николая Ивановича Лобачевского (1792—1856);

210 лет со дня рождения Александра Ивановича Герцена (1812—1870);

185 лет со дня рождения Николая Федоровича Бунакова (1837—1905) — теоретика и практика начального обучения; Петра Францевича Лесгафта (1837—1909) — педагога, врача, одного из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании;Льва Николаевича Модзалевского (1837—1896) — педагога, соратника и последователя К. Д. Ушинского, детского поэта, историка педагогики;

165 лет со дня рождения Константина ЭдуардовичаЦиолковского (1857—1935) — ученого, педагога, философа, автора космической философии; Константина Николаевича Вентцеля (1857—1947) — автора одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917); Владимира Михайловича Бехтерева (1857— 1927) — невропатолога, психиатра, физиолога, психолога, основателя первой в России лаборатории экспериментальной психологии;

140 лет со дня рождения Сергея Ивановича Архангельского (1882—1958) — историка, педагога, преподавателя Нижегородской Мариинской женской гимназии;

105 лет со дня рождения советского педагога и дидакта Исаака Яковлевича Лернера (1917—1996);

95 лет со дня рождения Виктора Федоровича Шаталова (1927—2020) — педагога-новатора, автора около 200 педагогических открытий.

Ждем от вас новых статей по электронному адресу редакции: niobr2008@niro.nnov.ru.

730 с.

Уважаемые авторы!

Л

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.