Ю. П. Аншаков (Самара), Н. И. Хитрова (Москва)
Петр Петрович Негош о славянском единстве
Петр Негош — государственный деятель Черногории и крупнейший юго-славянский поэт. В своих стихах и поэмах он показал страдания и борьбу черногорского народа, отразив тем самым чаяния всех порабощенных турками южных славян. О деятельности черногорского правителя и его поэтическом творчестве имеется богатая литератураВ данной статье предпринята попытка показать отношение Петра Негоша к славянскому единству.
Когда в 1830 г. молодой Петр П Петрович Негош вступил на митрополичий престол, Черногория представляла собой небольшое государство, в котором горная местность и нехватка плодородных земель создавали тяжелые жизненные условия для населения. Страна была зажата в тиски между двумя могущественными державами — Габсбургской монархией и Османской империей. Еще в раннем детстве Негошу пришлось узнать, что «турки взяли поле, а латиняне море, и им оставили одни лишь каменистые и бесплодные горы»2. Кроме того, черногорцы страдали от племенных междоусобиц и кровной мести.
Петр П Негош поставил своей целью добиться образования независимого черногорского государства, для чего предстояло в первую очередь создать государственный аппарат и ликвидировать междоусобицы. Другой задачей являлось развитие просвещения, так как народ в подавляющем большинстве был неграмотным. Понимая, что в создавшихся условиях в одиночку невозможно претворить в жизнь поставленные задачи, Негош проповедовал идею югославизма и поддерживал создание объединенного югосла-вянского государства.
Спустя три года после прихода к власти черногорский правитель отправился в Петербург для посвящения в высший духовный сан. В августе 1833 г. в торжественной обстановке в Преображенском соборе он был посвящен в епископы. В 1837 г. Петр П вторично совершил поездку в Россию. При ее денежной поддержке Черногории удалось добиться укрепления государственной власти и сделать первые шаги в развитии просвещения. Открытие первой светской школы положило начало школьному образованию, а основание типографии — издательскому делу 3.
Большую роль в художественном становлении Негоша-поэта сыграла русская литература. Петр П высоко ценил поэзию Пушкина, которая оказала на него большое влияние. Свой сборник «Опледало српско» («Сербское зерцало») он посвятил «гению славянскому» Пушкину, его он называет «счастливым певцом великого народа». Поэт хорошо знал классическую литерату-
ру, в том числе древнерусскую, перевел несколько отрывков из «Слова о полку Игореве» на сербский язык. Значение поэзии Негоша было оценено еще при его жизни: черногорский правитель был избран почетным членом Общества сербской словесности и Общества истории и древностей российских при Московском университете.
Вся поэзия Негоша проникнута идеями славянской солидарности. В своих стихах и поэмах он часто называет славян братьями, глубоко сочувствует угнетенному положению балканских славян. Можно утверждать, что путь к освобождению южных славян он мыслил как освободительную борьбу. Главное место в его творчестве занимает патриотическая поэзия. В поэме «Свободиада» (1835) и в сборнике «Огл едало српско» Негош воспевает героическую борьбу сербов и черногорцев за независимость.
Черногорский правитель не отделял себя и свой народ от сербства. В его представлении Черногория была областью средневекового сербского царства, сумевшей сохранить независимость и представлявшей эмбрион его возрождения. Черногорцы казались ему «славным горным сербским племенем», а его родина — «малым гнездом сербов в пределе черногорском»4. В январе 1833 г. в письме к митрополиту Мелентию Павловичу он подчеркивал, что черногорцы и сербы «одной веры, одного языка, одной крови и совместно стремящиеся к единой цели»5. В январе 1849 г. Петр Негош обратил внимание Данилы Медаковича, что в жилах черногорцев «течет настоящая сербская жровь», а свободная Черногория есть «единственный светлый знак сербской гордости и славы»6.
Как духовный глава Черногории Петр П, естественно, твердо придерживался православия. Особенно большое значение православной религии он видел в отражении османской агрессии. Свои мысли на роль православия Негош высказал в драматической поэме «Горный венец» — его лучшем произведении. В нем изображена борьба черногорцев за независимость в конце XVII в. В это время магометанство создавало угрозу сербской национальности. Черногорский народ, изгнав из страны потурченцев, продолжил упорную борьбу за свободу. «С буллой Коран славян убивают», — напишет позднее Петр II о трагических страницах этой ожесточенной борьбы, имея в виду вооруженное противостояние черногорцев австрийцам и туркам 7.
Приверженность православию не препятствовала митрополиту Петру П устанавливать связи с католическими деятелями и вести переговоры с османскими пашами. Ему удалось не только отразить все притязания Османской империи на Черногорию, но даже добиться в результате переговоров с герцеговинским визирем подписания договора, в котором Черногория упоминалась как «независимая область»8.
Живя во враждебном мусульманском окружении, черногорский правитель стремился пробудить в боснийцах и герцеговинцах, принявших ислам, чувство славянского родства. Он считал важным этническую принадлеж-
ность населения соседних государств. В письме к Хуссейн-капетану Гра-дашевичу, одному из самых богатых и влиятельных феодалов Боснийского эйалета, возглавлявшему в 1831-1832 гг. борьбу за автономию Боснии, владыка писал, что черногорцы «впредь желают быть с ним в единении и кровь свою проливать за веру и свободу нашу» 9. Шкодринскому визирю Осман-паше Скоплянину, многократно потворствовавшему грабительским набегам на Черногорию, он указывал: «Когда ты говоришь, как мой брат босниец, я твой брат, я твой друг, но когда ты говоришь, как азиат, как враг нашего племени и имени, мне это претит, каждому благородно мыслящему человеку претило бы» 10. Негош напоминал Осман-паше о его славянских корнях, а также о правителе Герцеговины Али-паши Ризванбего-виче-Сточевиче и других «потурченцах», выступив за мир*й согласие между братьями, которые одной крови, «одним молоком вскормлены и в одной колыбели качались» п.
Безусловно, подобные обращения к наместникам Северной Албании, Боснии и Герцеговины были вызваны, прежде всего, желанием владыки обеспечить безопасность границ Черногории. Однако Петр П Негош был склонен терпимо относиться и к правителям сербского происхождения, исповедующим ислам и говорящим на родном языке, лишь бы они не хотели впредь быть «чужими наемниками» и зваться «азиатами», т. е. служить интересам турецких поработителей п. Следует отметить, что между Петром П Петровичем и Али-пашой Ризванбеговичем сложились, хотя далеко не сразу, относительно уважительные отношения. Они были побратимами. Герце-говинский визирь в кругу своих приближенных лестно отзывался о Петре П: «Вы, турки, не понимаете, кто и каков владыка, — говорил он, — а — клянусь Богом и его законом — это тут первый бан от Косова»13. Тем самым Ризван-бегович как бы подчеркивал, что со времени Косовского сражения 1389 г. сербский народ не имел подобного правителя.
Свои надежды на освобождение южных славян Петр II Негош связывал с поддержкой России, как могущественного православного славянского государства. Тема России заняла значительное место в его творчестве. В этом отношении примечательно обращение Негоша: «О, Нева, век бы тебе течь со славой, чтобы тобою гордились народы — твой храбрый рус и братья славяне» 14.
Культурное развитие Черногории было тесно связано с Сербией, Воеводиной и другими югославянскими землями. В период правления Петра П Негоша значительную роль в развитии черногорского просвещения сыграли сербские деятели Симо Милутинович (уроженец Боснии), ставший воспитателем молодого Негоша, Димитрие Милакович (родом из Герцеговины), принимавший активное участие в налаживании школьного образования , и Милорад Медакович (из Лики). В 30-40-е годы последний был учителем и секретарем Негоша.
Митрополит Петр П Негош вел переписку с сербским князем Милошем Обреновичем, а затем с Александром Кара Георгиевичем, внимание которого обращал на то, что «Черногория Сербии не сводная, а родная сестра»15. Свою книгу «Отшельник цетинский» Негош выпустил с посвящением «Серб, своему сербскому роду».
Когда в конце 184? г. в Сербии была выдвинута внешнеполитическая программа, известная как «Начертание», в которой предусматривалось объединение югославянских земель во главе с сербской династией, Петр П стал ее приверженцем. Он признал за Сербией руководящую роль в организации антиосманского выступления на Балканах, результатом которого явилось бы создание объединенного государства.
Когда в 30-40-х годах в Хорватии и Славонии возникло иллирийское движение, идеологи которого вели борьбу за литературно-языковое объединение южных славян, Негош выступил его страстным приверженцем. Деятели иллирийского движения Л. Гай, Л. Вукотинович и др. рассматривали южных славян, в том числе черногорцев, как потомков древних иллирийцев. Они считали, что культурное единство должно послужить предпосылкой политического объединения путем создания Триединого королевства в составе Хорватии, Славонии и Далмации, что явилось бы первым шагом на пути образования югославянской федерации как особого субъекта в составе Габсбургской монархии.
В первой половине 1848 г. в связи с развитием в Австрии революционного движения у части хорватских радикальных деятелей (Л. Гай, И. Филиппович, Л. Вукотинович) становится популярной идея об объединении южных славян в независимое государство. Имевший много последователей Л.Гай был готов признать Сербское княжество центром югославянского объединения. Весной 1848 г. в Сербии производилась активная агитация в пользу подготовки такого государственного образования. В качестве эмиссара сербского правительства выступил Матия Бан. Он посетил и Черногорию. В Цетинье объединительные планы Сербии были поддержаны черногорским митрополитом, но, недовольный тем, что изначально не был посвящен в эти планы, Петр II заявил, что «собирался перейти турецкую территорию, вступить с черногорцами в Сербию, поднять народ и принудить правительство к действию» |6. В конечном итоге владыка согласился отправить в поддержку Сербии 8 тыс. человек при условии предоставления им боеприпасов и продовольствия.
Революционные события, всколыхнувшие в 1848 г. Австрийскую монархию, поставили перед Черногорией ряд проблем. Сначала митрополит Петр II был склонен начать боевые действия против Северной Албании тем более, что поводов к тому было предостаточно. Его советники предлагали сконцентрировать усилия на Герцеговине или Боке Которской. После некоторых колебаний митрополит остановил свой выбор на последней17. Весной
1848 г. им была предпринята попытка овладеть Бокой Которской, что могло стать практическим шагом к реализации плана создания Триединого королевства во главе с баном Елачичем.
В начале марта 1848 г. российский консул в Дубровнике Йеремие Гагич сообщил в посольство в Вене, что черногорцы совершили нападение на Доброту (австрийское Приморье), блокировали ее и «опустошили весь край до крепости Катаро»18. Вскоре Гагич вновь уведомил посольство в Вене, что «появились в Рагуэе черногорские провозглашения, коими приглашают жителей Рагузинской области, а именно каналитов, что будто приспело уже время славянам в одно соединиться и освободить от австрийского угнетения славянские области и стать независимыми славянами...»|9. Вместе с тем консул выражал сомнение в черногорском происхождении этих документов 20. Тем не менее для антиавстрийских настроений в Боке Которской была подготовлена благоприятная почва. Среди бокельцев издавна существовала тяга к Черногории. Их делегаты посетили Цетинье и, как сообщал М. Медакович, «просились под власть митрополита»21.
В дальнейшем в Венгрии продолжали назревать революционные события, что получило отклик в Черногории. Митрополит Петр П, поддерживая план соединения Далмации с Хорватией и Славонией, в конце мая 1848 г. издал в Цетинье «Объявление бокельцам и далматийцам»22. В нем он призывал славян «быть сердцем и душой приверженным своей народности и полностью преданными и послушными Елачичу, своему единоплеменному бану от Триединого королевства, которое под короной австрийской». Заключалось послание обещанием в случае вражеского нападения оказать необходимую помощь. Митрополит надеялся найти взаимопонимание с новым государственным объединением югославян — Триединым королевством в составе Габсбургской монархии. Он опасался, что Далмация отойдет к Италии, так как весьма болезненно воспринимал рост про итальянских настроений в приморских городах Далмации, хотя в сельских районах этого практически не было23.
Непримиримая позиция новой венгерской власти — стремление сохранить национальное угнетение хорватов, словенцев, сербов Воеводины и Славонии, словаков, трансильванских румын — способствовала переходу славянских национальных деятелей на сторону Австрии. В Хорватии и Воеводине с июня 1848 г. назревал вооруженный конфликт.
Начиная с осени 1848 г. митрополит Петр П стал предлагать хорватам и сербам Воеводины военную помощь в борьбе против Венгрии. К этому его подталкивали не только политические, но и экономические причины. В октябре 1848 г. Гагич сообщил в Петербург, что митрополит «по недостатку прокормления и чтобы не допустить черногорцев искать оное в австрийских пределах и в Герцеговине, и чтобы предупредить угрозу от этого зла и нарушение мира и порядка, предложил хорватскому бану Елачичу в помощь против венгров
3 тыс. черногорцев и просил далматинского губернатора позволить ему нанять в Боке суда для отправки отряда»24. В мае 1849 г. «Србске новине» информировали читателей, что черногорцы сформировали тысячную чету и готовы ее отправить против «мадьярских бунтовщиков» в Банат, предварительно договорившись о сохранении мирных отношений на границе с Северной Албанией25. Политические обстоятельства, а также известная отдаленность Черногории от театра военных действий, не позволили осуществиться этим планам.
Когда русские войска вступили в Венгрию, митрополит Петр II отправил графу А.Ф.Орлову письмо, в котором предлагал прислать 4-5 тысяч черногорцев, чтобы «соединиться с русскими противу общего врага славянского». Он просил уведомить Николая I о своем предложении26. В ответ шеф жандармов А. Ф. Орлов сообщил митрополиту, что император «с удовольствием узнал о той приверженности, какую Вы питаете к России». Отказ воспользоваться предложением черногорского митрополита он мотивировал тем, что иностранное войско может вступить в пределы другого государства «лишь по приглашению законного правительства», т. е. австрийского. По мнению Орлова, успешные действия русских и австрийских войск против венгерских повстанцев делали излишним использование черногорских сил27.
Поражение венгерской революции не способствовало осуществлению планов создания югославянского государства в рамках Триединого королевства, сторонником которого был Петр П Петрович Негош. Габсбургская монархия и ее правительство не были склонны потворствовать планам югославянских политических деятелей. Их расчеты оказались утопией. Также не были реализованы и другие проекты политического объединения балканских славян, возникшие в 1848 г. Носители идеи федерализма не могли рассчитывать на сколько-нибудь серьезную поддержку ни в Вене, ни в Петербурге, ни в Стамбуле.
Итак, свои мысли и надежды на освобождение и объединение югославянских народов Петр П высказал в своем поэтическом творчестве и стремился воплотить в жизнь в политических действиях. Он горячо сочувствовал славянам, находящимся под османским гнетом, которых называл братьями.
На основании изложенного видно, что митрополитом Петром П Петровичем Негошем не была разработана документально оформленная политическая программа относительно образования объединенного югославянского государства. Но он горячо приветствовал все попытки, направленные к объединению южных славян. Так, он присоединился к иллирийскому движению и, поддерживая южнославянскую политику сербского правительства, вступил в переговоры о совместной борьбе против Османской империи и создании федеративного государства.
Черногорский митрополит Петр П Петрович был одним из первых апостолов братства и единства югославянских народов. Его деяния на этом пути заслужили высокую оценку современников и потомков.
Примечания
1 Ровинский П. А. Петр II (Раде) Петрович Негош: Владыка черногорский. (1830-1851). СПб., 1889; Лавров П. А. ПетрИ Петрович: владыка черногорский и его литературная деятельность. М., 1887 и др. 1 Цит. по: Зенкевич М. Петр Негош и его поэзия / Петр Негош. Горный венец. М., 1955. С. 5-6.
3 Хитрова Н. И. Черногория в национально-освободительном движении на Балканах и русск&черногорские отношения в 50-70-х годах XIX в. М., 1979. С. 77.
4 Цит. по: Пе/овиЛ. Црна Гора у доба Петра I и Петра II. Осниван>е државе и ус-лови н>еног развитка. Београд, 1981. С. 459.
5 П.П.Негош - М.Павловичу, 10 (22) января 1833 г./ Щелокупна даела П. П. Негоша. Београд, 1951. Т. 7. С. 172.
6 П.П.Негош — Д. Медаковичу, 6(18) января 1849 г. Ц Щелокупна дола...Т.9. С. 500.
7 Негош П. П. Горный венец. Самозванец Степан Малый. М„ 1988. С. 167. ' Хитрова Н. И. Черногория... С. 74.
' П. П. Негош — Хуссейн-беку Градашевичу, 4(16) февраля 1832/ Щелокупна Дела... Т. 7. С. 113.
10 П. П. Негош — Осман-паше Скоплянину. 5 (17) октября 1847 г. / Щелокупна
«ела... Т. 9. С. 358. " Щелокупна ад ела... С. 230-240. 1Z IJejoeuh. Црна Гора... С. 462.
13 Ровинский П. А. Петр II (Раде) Петрович... С. 166.
14 Зенкевич М. Петр Негош и его поэзия... С. 11.
15 П. П. Негош — А. Карагеоргиевичу, 12 (24) июля 1851 г. / Щелокупна щела... Т. 9. С. 457.
16 Лещиловская И. И. Планы государственного объединения южных славян в 1848 г. / Международные отношения на Балканах. М., 1947. С. 81.
17 Ровинский П. А. Петр II (Раде) Петрович... С. 169.
'* Архив внешней политики Российской империи. Ф. ГАУ-А 2. 1848 г. Д. 705. Л. 4-4 об.
" Лещиловская И. И. Планы государственного объединения... С. 82. 10 Й.Гагич - посольству в Вене, 15 (27) марта 1848 / АВПРИ. Ф. ГАУ-А 2,
1848 г. Д. 705. Л. 5 об.
JI Ровинский П. А. Петр II (Раде) Петрович... С. 169. 21 Щелокупна адела... Т. 9. С. 383-384.
13 Там же. С. 385.
14 Ровинский П. А. Петр II (Раде) Петрович... С. 175; АВПРИ. Ф. ГА У-А 2, 1848 г. Д. 705. Л. 10-10 об.
25 ДурковиЛ^акшиА Л. Србщанска штампа... С. 167.
м П.П.Негош - А.Ф.Орлову, 1 (13) июня 1849 г./ АВПРИ. Ф. ГА У-А 2. 1849 г.
Д. 706. Л. 8-8 об.; Ц)елокупнаадела...Т.9. С. 415-416. 17 А. Ф. Орлов - П. П. Негошу, 27 июня (8 июля) 1849 г. / АВПРИ. Ф. ГА У-А 2,
1849 г. Д. 706. Л. 5-6 об.