Научная статья на тему 'ПЕТР I: ОТКРЫЛ ИЛИ ЗАКРЫЛ МОРСКИЕ ВОРОТА В АРХАНГЕЛЬСКЕ?'

ПЕТР I: ОТКРЫЛ ИЛИ ЗАКРЫЛ МОРСКИЕ ВОРОТА В АРХАНГЕЛЬСКЕ? Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петр I / морской порт / Архангельск / крепость / русское судостроение / коч / судостроительная верфь / морская торговля / государевы указы

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Облицова З. Г.

В статье рассматривается влияние политики императора Петра I на развитие г. Архангельска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Облицова З. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕТР I: ОТКРЫЛ ИЛИ ЗАКРЫЛ МОРСКИЕ ВОРОТА В АРХАНГЕЛЬСКЕ?»

ИСТОРИЯ

З.Г. Облицова

Кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования, проректор по научной работе ЧОУ ВО «Институт управления»

Петр I: открыл или закрыл морские ворота в Архангельске?

В статье рассматривается влияние политики императора Петра I на развитие г. Архангельска.

Ключевые слова: Петр I, морской порт, Архангельск, крепость, русское судостроение, коч, судостроительная верфь, морская торговля, государевы указы.

Официально Архангельск основан в 1584 году Иваном Грозным. 4 марта 1583 года Иван Грозный подписал указ: «На мысе Пур-Наволок на правом берегу Северной Двины воздвигнуть деревянную крепость». Однако еще в начале 12 века новгородцами (а именно архиепископом Святым Иоанном) на этом месте был основан Михайло-Архангельский монастырь, вокруг которого были основаны небольшое поселение и корабельная пристань для добычи зверя, рыбы и ведения торговых дел [2].

Главное назначение «новоустроенного города», как говорится в Царской грамоте, для «коробельныя пристани». Именно поэтому порт у Студеного моря вошел в историю России как первый российский порт.

За время своего существования, монастырь дважды подвергался нападкам: первый раз в 1419 году - разорён шведскими варварами-мурманами, а второй раз в 1637 году - подвергся нападению огня и сгорел, тем самым, Иван Грозный решил дополнительно укрепить территорию, защитив её от Швеции. И уже через год в 1584 году опричники царя - Нащокин и Волохов исполнили указ и поставили крепость, которую окрестили Новым городом. Затем

название крепости меняли: Новый Холмогорский Город, Новохолмогоры. Затем жители города устно и в челобитных просили назвать свое поселение по имени монастыря Архангельским городом. Первыми жителями нового города были ратные люди из стрельцов, присланных из Москвы и Хол-могор в количестве 200 человек, составивших гарнизон крепости [3].

В 1613 году город получил административную самостоятельность и 1 августа 1613 года Михаил Романов утвердил название города. В Архангельск была перенесена вся морская торговля с иностранцами и единственной гаванью Русского Севера, куда иностранцам разрешалось привозить свои товары и закупать российские из всех территорий страны.

Архангельск как крепость (острог) и посад был расположен на небольшой территории на Пурнаволоцком мысе, глубоко вдававшемся в реку и «запирающим» все проходы со стороны моря, окруженный топкими болотами и дремучими лесами, делали крепость неприступной. Кроме того, гарнизон был оснащен 36 пушками [3].

В том же году, когда была построена крепость, Иван Грозный скончался. Преем-

ник Ивана Грозного, его сын Фёдор, Архангельском не был увлечён. Несмотря на ключевую роль Архангельска в торговых отношениях Руси и Англии, наследник отстаивал военные интересы на Балтике. Однако город продолжал получать поддержку Москвы. На первые пять лет посад был освобожден от платежей.

На протяжении 17 века пожары неоднократно уничтожали деревянный город, но он возрождался вновь и вновь. После очередного пожара, в последний день зимы 1668 года, закладываются каменные стены гостиных дворов.

Необходимо отметить, что уже в XII веке Поморье (побережье Белого и Баренцева морей) стало центром русского судостроения. Кандалакша и Княжая Губа, Ковда и Кемь, Кереть и Окладникова Слобода, Подпорожье, Пустозерск и, конечно, Усть-Кола на Мурмане - все это места, где поморы исстари создавали свои удивительные, крепкие и ловкие корабли и лодки, способные ходить по студеным морям и озерам, преодолевать сотни километров под пронизывающими арктическими ветрами, выбираться невредимыми из смертельного ледяного плена, переволакиваться через торосы и мели, выживать в жестоких штормах.. .[8].

Например, малый коч, имея небольшую осадку, легко преодолевал отмели, но все равно его нередко приходилось переволакивать - и по льду, и по земле, по торосам для чего днище коча делали плоским и снабжали продольными брусьями. Чтобы избежать ледового плена кочи имели округлые обводы, защищавшие борта. Помогала избежать ледовых тисков и яйцевидная или ложковидная форма коча: когда льды начинали сжиматься вокруг судна, они «выдавливали» его вверх, коч «выскакивал» на лед, не повреждая борта. Такую форму оценил знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен (1861-1930). Свой корабль «Фрам» он построил по типу поморского коча [8].

На корабельных пристанях поморов строились «карбасы», «соймы», «лодьи», «кочи», которые столетиями ходили по Белому морю, на них отважные смельчаки до-

бирались и до Шпицбергена, именовавшегося на русский лад Грумантом, и до дальних сибирских земель. Это были суда, конструкция которых выдержала проверку самой жизнью. Во многом именно из поморских кочей, лодей, шняк и карбасов вышел спустя века русский флот [1].

В результате анализа представленных материалов можно констатировать, что на территории нынешнего города Архангельска несколько веков существовал порт, развивались торговля, в том числе с иностранцами, и судостроение.

Архангельск не остался без внимания в период правления Петра I (1682-1725 гг.). Он трижды побывал на Двинской земле, понимая, что Россия может стать могущественной державой, только став морским государством. Его не покидала мысль о поездке в Архангельск. В июле 1693 года Петр выехал в Архангельск. И первым морем, с которым познакомился Петр I, было Белое море. В Архангельске Петр наблюдал за торговлей и убедился, что для лучшего, более выгодного торга с иностранцами надо иметь свой торговый флот и чтобы вся торговля с заграницей проходила под надзором государя и от его имени. Именно в это время из-за границы прибыли 40 торговых кораблей под охраной конвойного военного корабля.

Кроме того, Петр I учился искусству вождения судна под парусами у таких опытных моряков, как голландцы и англичане.

Свыше двух месяцев провел он в Архангельске. В это время в Соломбале была заложена первая государственная судостроительная верфь и начато государственное судостроение. Царь собственноручно заложил торговый морской корабль «Святой Павел» [4].

Второе посещение Архангельска Петром I состоялось в мае 1694 года, когда торжественно был спущен этот корабль на воду. Он побывал в Соловецком монастыре, выходил в Белое море на морских судах русской постройки «Святой Петр» и «Святой Павел». Перемешав полоски голландского флага, Петр в Архангельске изобрета-

ет первый российский флаг - бело-сине-красный, который гордо развевался на мачтах новых кораблей. Корабль «Святой Павел» под новым флагом отправился в Европу с казёнными товарами.

Петр полюбил море и сделал правильный вывод, что только тот государь обе руки имеет, который обладает и армией и флотом [6].

Поэтому предвидел, что в недалеком будущем можно развернуть большие торговые и строительные дела в Архангельске. Но государство имело только один выход к иноземцам, да и флота пока еще не было.

Переодевшись в матросское платье, Петр I потратил несколько дней на изучение корабельного распорядка, у голландского шкипера Клааса Месши, которого он впоследствии уговорил перейти служить на русском корабле [4].

Полезной вторая поездка оказалась для изучения коммерческих хитростей торговли с иноземцами и для порядка и ограждения интересов русского купечества, он создал здесь Коммерц-коллегию. Повелел Апраксину установить пограничные заставы на Мурмане, в Коле, в Мезени и Пусто-зерске [4].

Царь казался людям крепким, здоровым, простым и доступным, бывая постоянно на виду у архангелогородцев и приезжих людей, поэтому пользовался большой популярностью и почетом, как утверждают некоторые историки.

В декабре 1700 года им подписан указ о строительстве близ Архангельска Новодвинской крепости, которая сыграла большую роль в начавшейся Северной войне. В бою 25 мая 1701 года русские одержали первую победу над морскими силами шведов.

Таким образом, Петр I защитил экономические интересы русских купцов и российской международной торговли, и укрепил северные рубежи России.

В течение восьми лет отсутствия Петра I на Архангельской земле произошло много перемен, были построены трехпалубные корабли, трехмачтовые, вооруженные пушками, побывавшие в больших плаваниях. В Архангельск стали приходить торго-

вые корабли из Голландии, Дании, Англии и других европейских стран. Царь в третий приезд в 1702 году всё лето пробыл в Архангельске. Он приехал оборонять беломорские ворота. Закончив подготовку к обороне Архангельска, Петр I ждал шведов в течение июня и июля.

6 августа, наняв иностранные корабли и усилив их своим конвоем (трехмачтовый флейт «Святой Петр», новые малые фрегаты «Курьер» и «Святой Дух» и яхта «Транспорт Роял», подаренная Вильгельмом III в 1698 году), Петр в спешном порядке перебрасывает свою гвардию на Соловки.

В 1702 году Петр I сделал Архангельск административным центром края, а спустя шесть лет - губернским городом. Именно он утвердил герб города [6] .

В августе месяце после посещения Соловецкого монастыря вместе с сопровождавшими Петра I гвардейцами от деревни Нюхча был совершен легендарный переход по «Государевой» дороге к Онежскому озеру. Волоком были перетащены два фрегата, которые сыграли значительную роль в новой победе русской армии над Швецией -взятии крепости Нотебург (Орешек). В это же время ценой многих человеческих жизней, огромными усилиями строилась новая российская столица - Петербург - удобный торговый порт и крепостной барьер от западных недругов [7].

Петр считал Архангельск конкурентом Санкт-Петербурга. Начиная с 1713 года был принят ряд указов, свидетельствующих об этом. Петр вводит целый ряд принудительных мер и искусственных ограничений. Над созданием города на Неве много и усердно трудился весь народ. Каждый принес Петербургу свою жертву. Архангелогородцев коснулись и меры по насильственному переселению мастеровых, судостроителей, купцов и грубые экономические санкции, чтобы направить морскую торговлю не через Архангельск, а через Санкт-Петербург.

В 1713 году 31 октября указом 2732 всенародно объявлялось: «... чтобы купецкие и других чинов люди, у кого есть пенька и юфть, к городу Архангельскому и на Вологду для торговли не возили, а привози-

ли их в С.-Петербург; также, которые государевы товары, икру, клей, поташ, смолу, щетину, ревень к городу не отпускать, а привозить по тому же в С. Петербург, а хлеб как Государев, так и купецким людям для торгу возить в С. -Петербург и к городу Архангельску, из которых городов куда способнее, невозбранно». С хлебом царь Петр разобрался чуть позже. А вот в ноябре того же года состоялся подтвердительный указ 2737 о стеснении Архангельской отпускной торговли, посланный «о сем предмете в разные Губернии»: «... чтобы помянутые товары к будущей весне для продажи ставили в Санкт-Петербург сухим путем и водою, кому как способно; а пошлины с продажи тех товаров повелено будет брать здесь против тогож, как брали у города, безо всякой прибавки; а к городу Архангельскому помянутых товаров конечно не возили под потерянием своих пожитков.»

Чтобы окончательно задушить северный порт, а балтийскому «экономическому чуду» быть, был издан указ от 12 декабря 1716 года об отправлении через С. -Петербург шестой доли всех товаров. И вот 15 ноября 1717 года Государь повелел указом 3115 направлять к Петербургу две трети товаров и только одну треть к Архангельску.

В связи с сопротивлением архангельских купцов Петр I в 1720 году разобрался с пошлинами. И тогда в ход наряду с запретительными мерами пошли методы финансовой целесообразности. Указ 3672 от 10 ноября 1720 года «О взятии пошлин с привозимых товаров Российскими купцами к С. -Петербургскому и другим портам... » Росчерком петровского пера пошлины в Санкт-Петербургском порту опускались с пяти прежних до трех процентов. Тогда как «У города Архангельского и в Коле <...> земскую пошлину имать по прежнему».

А с 1722 года царь просто запрещает привозить в Архангельск товаров более, «чем потребно городу», только для личных нужд горожан, но никак не для ввоза во внутренние области Российской империи. Указ от 4 апреля «О пропуске товаров к городу Архангельску токмо для нужд местных жителей, а не для отпуска за море»:

<...> а кто в том приступит, тем чинить такой штраф, какой повелено чинить за пропуск запрещенных товаров за море». В итоге, если еще в 1715 году в Архангельск пришло 230 судов, то в 1724 - всего 19 судов.

Так не в конкурентной борьбе, а по воле императора Петра I порт Архангельский проиграл Санкт-Петербургу.

Он запретил строить «староманерные» суда, повелев сооружать «новоманерные», то есть по европейским образцам. Поморы удивлялись и возмущались: отцы их, деды, прадеды плавали по арктическим морям на судах, конструкция которых выдержала проверку самой жизнью. Их «карбасы», «соймы», «лодьи», «кочи» столетиями ходили по Белому морю. И вдруг сам царь влезает в их обычай со своими идеями, перекраивая жизнь на новый лад [1].

На несколько долгих десятилетий заглохло и кораблестроение, но затем возродилось вновь, архангельские корабли ходили даже в Средиземное море. Некоторые проекты, задуманные Петром I, реализовались уже после его смерти.

Только в последнюю треть XVIII в. в Архангельске начала возрождаться торговли и к концу века он занимал только третье место после Санкт-Петербурга и Риги.

Затем в конце XVIII - начале XIX века внешняя торговля Архангельска стала падать вследствие отмены в 1797 году преимуществ, которыми пользовались русские купцы во внешней торговле во время правления Екатерины II [7].

Таким образом, резко была сокращена роль Архангельска, как во внутренней, так и внешней торговле, подорвана экономика региона.

С исторической несправедливостью по отношению к первому морскому порту и колыбели отечественного флота было покончено, когда в 1762 г. Архангельск получил такие же торговые привилегии, как и Петербург. Однако оживление торгово-промышленной деятельности Архангельска было непродолжительным. С 1793 г. вновь наблюдался застой, а очередной хозяйственный подъем начался лишь в годы континентальной блокады.

Пришедшая к власти Екатерина Вторая с 1762 г. по 1796 г., отменила запреты Петра, и Архангельск снова стал важным звеном торговли с Западом, наравне с Петербургом.

С 1809 г. по 1812 г., когда Архангельск был фактически единственным портом страны, свободным от блокады, импорт возрос в два, а экспорт примерно в полтора раза. Лишь в годы первой мировой войны грузооборот порта возрос до небывалых размеров: в 1917 г. экспорт увеличился в 9 раз, импорт в 264 раза в связи с тем, что в годы войны внешняя связь страны осуществлялась только через Архангельск и Владивосток [3].

Так открыл или закрыл Петр I морские ворота в Архангельске? Скорее открыл. Петр I, понимая, что без выхода в море, Россия не может быть полноценным торговым партнером с зарубежными странами. Единственным относительно доступным выходом к морю был Архангельск, к которому государь проявил интерес и трижды бывал на поморской земле, многому научился, как матрос, полюбил море.

Он заложил первую государственную судостроительную верфь. Защищая интересы русского купечества, создал Коммерц-коллегию. Подписал указ о строительстве близ Архангельска Новодвинской крепости, укрепившей рубежи России.

Сделал Архангельск административным центром края, а спустя шесть лет - губернским городом. Создал флаг и утвердил герб города. Мог ли Петр I уничтожить Архангельск, как город-порт? Несомненно.

Он принял жесткие (если не жестокие) меры, чтобы свести значение Архангельска к нулю, к обеспечению только нужд горожан, полностью запретив не только внешнюю, но внутреннюю торговлю через Архангельск. Экономика региона была принесена в жертву новой строящейся столице г. Санкт-Петербург.

В конечном итоге, плохое забылось, доброе вернулось. Вернулись торговля, судостроение, которое продолжило строительство судов в прежней поморской мане-

ре. Открыв государственные верфи, Петр I дал Архангельску новую работу на столетия вперед - строительство боевого флота Российской империи. Отсюда, круговым маршрутом, в обход Скандинавского полуострова, боевые парусники шли в Кронштадт, а из Кронштадта отправлялись в дальние походы и больше сражения [1].

Архангельск через столетия пришел к сегодняшней славе, как первый морской порт страны, как город, сыгравший определяющую роль в развитии торговли, мореплавания, рыболовства, промышленности, транспорта, строительства на Северо-Западе, и как крупный административный и культурный центр страны [3].

Библиографический список:

1. Володихин, Д. Загадки земли поморов https://sever.foma.ru/arhangelsk-kak-prorubali-okno-v-evropu-eshhe-do-petra-pervogo/

2. Как и кто основал Архангельск? https://arhgid.ru/news/4862/kak-i-kto-osnoval-arhangelsk

3.Новожилов, Ю. Первый морской порт Рос-

сии/https://www.edu. severodvinsk.ru/after_sch ool/obl_www/2008/work/balashov/flrst_port.ht ш

4. Пётр I и Архангельск/ https://aodb. ru/news/index.php?ELEMENT I Р=5283

5. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830.

6. Попова, Г. И., Они вошли в историю Архангельска (Пребывание именитых людей в Архангельске)/arhlib.ru.

7. Фруменков, Георгий Георгиевич. Петр I на Севере [Текст]. - [Архангельск]: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972. - 22 с. : ил.; 20 см.

8. Харпалева Н., Загадки земли помо-ров/https://sever.foma.ru/koch-shnjaka-i-drugie-suda-pomorov-kak-oni-byli-ustroeny-i-zachem-nuzhny

©Облицова З. Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.