Научная статья на тему 'Петр I, некрополь московского Высоко-Петровского монастыря и митрополит Новгородский Иов: факты, догадки и исторические открытия'

Петр I, некрополь московского Высоко-Петровского монастыря и митрополит Новгородский Иов: факты, догадки и исторические открытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Петр I / митрополит Новгородский Иов / Высоко-Петровский монастырь / Нарышкины / некрополь / эпитафии / Russian Orthodox Church / Peter the Great / Metropolitan Iov of Novgorod / Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow / necropolis / the Naryshkins

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балашова Е. Г.

Статья является исследованием, связанным с погребениями Нарышкиных в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря города Москвы. Формирование данного некрополя началось в конце 1680-х — начале 1690-х годов, во время настоятельства в Высоко-Петровском монастыре архимандрита Иова (1689—1694 гг.), впоследствии митрополита Новгородского, вдохновлявшего Петра своими человеколюбивыми начинаниями. Ктиторами монастыря были Петр I, знакомство с которым, возможно, и стало причиной назначения архимандрита Иова настоятелем обители, и родственники тогда еще юного царя по линии матери — Нарышкины. Четыре надгробия в соборе с середины XIX в. считались «безымянными». Анализ известных на сегодняшний день исторических материалов позволил определить, кто именно под ними похоронен, и восстановить схему погребений. Также в статье впервые в научном издании публикуются снимки фрагментов эпитафий надгробий Кирилла Полуэктовича Нарышкина († 1691) и его дочери Евдокии Кириловны († 1682).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peter the Great, the necropolis of the Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow and Metropolitan Iov of Novgorod: facts, guesses and historical discoveries

The article is a study related to the burials of the Naryshkins in the Bogolyubsky Cathedral of the Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow. The formation of this necropolis began in the late 1680s — early 1690s, during the abbacy of Archimandrite Iov (1689—1694), later Metropolitan of Novgorod, who inspired Peter with his philanthropic endeavors, in the Vysoko-Petrovsky Monastery. The ktetors of the monastery were Peter the Great, acquaintance with whom, perhaps, was the reason for the appointment of Archimandrite Iov as the abbot of the monastery, and relatives of the then young tsar on the mother’s side — the Naryshkins. Four tombstones in the cathedral from the middle of the 19th century were considered “nameless”. The analysis of historical materials known to date allowed us to determine who exactly is buried under them, and to restore the burial scheme. Also in the article, for the first time in a scientific publication, photos of fragments of epitaphs of tombstones of Kirill Poluektovich Naryshkin († 1691) and his daughter Evdokia Kirilovna († 1682) are published.

Текст научной работы на тему «Петр I, некрополь московского Высоко-Петровского монастыря и митрополит Новгородский Иов: факты, догадки и исторические открытия»

УДК 94(47), 903.5 1^:/АМ.о^/10.34680/2411-7951.2023.3(48).168-174

Е.Г.Балашова

ПЕТР I, НЕКРОПОЛЬ МОСКОВСКОГО ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ И МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ ИОВ: ФАКТЫ, ДОГАДКИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Статья является исследованием, связанным с погребениями Нарышкиных в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря города Москвы. Формирование данного некрополя началось в конце 1680-х — начале 1690-х годов, во время настоятельства в Высоко-Петровском монастыре архимандрита Иова (1689—1694 гг.), впоследствии митрополита Новгородского, вдохновлявшего Петра своими человеколюбивыми начинаниями. Ктиторами монастыря были Петр I, знакомство с которым, возможно, и стало причиной назначения архимандрита Иова настоятелем обители, и родственники тогда еще юного царя по линии матери — Нарышкины. Четыре надгробия в соборе с середины XIX в. считались «безымянными». Анализ известных на сегодняшний день исторических материалов позволил определить, кто именно под ними похоронен, и восстановить схему погребений. Также в статье впервые в научном издании публикуются снимки фрагментов эпитафий надгробий Кирилла Полуэктовича Нарышкина 1691) и его дочери Евдокии Кириловны 1682).

Ключевые слова: Русская Православная Церковь; Петр I; митрополит Новгородский Иов; Высоко-Петровский монастырь; Нарышкины; некрополь; эпитафии

В 2022 году в России широко отмечалось 350-летие со дня рождения Петра I. Благодаря этому особое

внимание было привлечено и к Высоко-Петровскому монастырю г. Москвы, ктиторами которого были сам Петр, тогда еще юный царь, и Нарышкины — его ближайшие родственники по материнской линии. Реставрационные работы в монастыре, в том числе в Боголюбском соборе — родовой усыпальнице Нарышкиных — поставили перед исследователями несколько вопросов. В их числе: можно ли установить, кто именно погребен под четырьмя надгробиями, которые в литературе второй половины XIX в. описываются как «неизвестные» или «безымянные»? осталось ли хоть что-то от надгробий конца XVII—XVIII вв., или они утрачены полностью? Кем был настоятель, при котором велось активное строительство в монастыре в конце 1680-х — начале 1690-х годов?

Временем расцвета для монастыря стали первые годы фактически самодержавного правления Петра, хотя номинально соцарём оставался и его брат Иван, после устранения от власти их сестры Софьи в 1689 году. В монастыре разворачивается активное каменное строительство, увеличивается число братии, монастырь становится родовой усыпальницей Нарышкиных. В том же 1689 году настоятелем обители становится архимандрит Иов, позже ставший настоятелем Свято-Троицкого Сергиева монастыря, а затем возведенный Патриархом Адрианом в сан митрополита Новгородского [1, с. 175-176], ставший соработником Петра в его благих начинаниях. Исследования, предпринятые автором статьи на рубеже 2020-х годов, позволили сделать несколько интересных открытий, связанных как с погребениями Нарышкиных, так и с особенностями взаимодействия Петра и митрополита Иова, истоком которых стали конец 1680-х — начало 1690-х годов.

Рождение 30 мая 1672 г. первенца царя Алексея Михайловича и второй его жены Натальи Кирилловны стало причиной увеличения монастырской территории практически вдвое за счет стоявшей по соседству боярской усадьбы, в которой несколько лет жили Нарышкины — родители царицы Кирилл Полуэктович и Анна Леонтьевна со своими детьми и домочадцами. Благодаря Бога за рождение царевича, дед Петра подарил усадьбу обители (конечно, через царя, иначе в те годы было невозможно дарить земли монастырям). Даже само имя — Пётр — было выбрано не случайно, но в благодарность святителю Петру и с надеждой на его небесное заступничество. В детстве юный царевич, а потом уже царь с матерью неоднократно посещали обитель. Именно здесь после стрелецкого бунта в мае 1682 года были погребены родные братья царицы Наталья Кирилловны — Иван и Афанасий, убиенные стрельцами, а вскоре, в 1684 году, рядом с их могилами началось возведение величественного каменного Боголюбского собора.

В Боголюбском соборе были похоронены дедушка и бабушка Петра и их ближайшие родственники (всего около 30 человек). Над погребениями стояли 19 надгробий-саркофагов с эпитафиями на головной стороне, укрытые богатыми покровами, о погребениях еще нескольких представителей рода свидетельствовали эпитафии на стенах.

Во время нашествия французов в 1812 году (во всяком случае, так утверждает Иван Захарович Крылов в своем труде «Достопамятные могилы в Московском Высокопетровском монастыре» [2, с. 50]) эпитафии четырех из этих надгробий были уничтожены, и к середине XIX века они уже значились как «безымянные». Интересная деталь — три из этих четырех погребений как бы нарушали общую логику захоронений: в основном, мужчин хоронили на правой стороне собора, а женщин — на левой [2, с. 7]. Однако исследования автора показали, что этот принцип не всегда соблюдался. Могли ли французы быть столь избирательны в уничтожении именно этих надписей? Или кто-то из благочестивых настоятелей не смог смириться с таким нарушением монастырских традиций? Это пока остается вопросом.

В ходе исследовательских работ в последнее время удалось выяснить, кто именно был похоронен под «безымянными» надгробиями, в том числе установлено место погребения первого коменданта Санкт-Петербурга (1710—1715) и губернатора Москвы (1716—1719) Кирилла Алексеевича Нарышкина 1723), которое ранее не было указано нигде в справочной литературе.

Первые погребения в Боголюбском соборе появились сразу по завершении его строительства — здесь были упокоены останки почивших еще в 1682 году убиенных стрельцами Ивана и Афанасия, братьев царицы, и их сестры Евдокии, скончавшейся через три месяца после стрелецкого бунта.

В годы управления Петровской обителью архимандритом Иовом (1689—1694) в Боголюбском соборе на правой стороне рядом с убиенными Иваном и Афанасием были погребены скончавшиеся в 1691 году дед Петра I Кирилл Полуэктович Нарышкин 30 апр. 1691) и его сын кравчий Федор Кириллович Нарышкин 1 авг. 1691), а на левой стороне рядом с Евдокией Кирилловной была погребена жена еще одного сына Кирилла Полуэктовича, Мартемьяна, Евдокия Васильевна Нарышкина 11 апр. 1691), дочь касимовского правителя Сеид-Бурхан султана (в крещении Василия).

Неоднократно в эти годы в Высоко-Петровский монастырь приходил Патриарх Адриан. В том числе — на погребение и на сороковой день по кончине Кирилла Полуэктовича, на погребение Федора Кириловича Нарышкина и в феврале 1693 г. на погребение думного дворянина Ивана Ивановича Нарышкина [3].

Интересно, что имя настоятеля обители в записях о посещении Патриархом Высоко-Петровского монастыря в эти годы нигде не указано, тогда как настоятели до и после архимандрита Иова в записях о Патриархе встречаются. Связано ли это со скромностью будущего митрополита Новгородского? Быть может.

До недавнего времени мы полагали, что надгробия из Боголюбского собора утрачены полностью, поскольку после 1929 года найти их следы не удавалось. После закрытия собора в мае 1929 года и передаче его сперва Государственному историческому музею, а затем, по договору аренды от 14 августа 1930 г., — «Зернотресту» [4], надгробия были упразднены (как именно, остается неизвестным), а полы в здании собора залиты асфальтом, на котором было поставлено оборудование для ремонта сельскохозяйственной техники. Было неизвестно, сохранились ли сами погребения Нарышкиных. Недавно при реставрационных работах в соборе под вскрытым асфальтом были, во-первых, обнаружены на своих местах кирпичные основания, на которых стояли надгробия, что указывало на то, что глубже полы не вскрывались, а также, благодаря дополнительным работам, проделанным по благословению наместника Высоко-Петровского монастыря игумена Петра (Еремеева), под вскрытыми полами были найдены элементы резных эпитафий некоторых из надгробий, окрашенные в разные цвета.

Три эпитафии относятся к мужским захоронениям, одно — к женскому. Особую историческую значимость имеют найденные фрагменты эпитафии деда Петра I, Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Погребение его находится в первом, ближнем к алтарю ряду, справа, у окна. Год кончины указан «от сотворения мира». Полный текст эпитафии приводится по статье архимандрита Григория (Воинова) «Надгробные памятники в Московском Высокопетровском монастыре» [5]. Найденные части выделены полужирным шрифтом: «ЛЬта 7199 Апреля въ 30-й день, преставися рабъ Божш, боляринъ Кирила Полуехтовичь Нарышкинъ, i положенъ здЬ». (Илл. 1)

Илл. 1. Фрагменты эпитафии надгробия Кирилла Полуэктовича Нарышкина (^ 1691)

Также обнаружены части эпитафии от надгробия Евдокии Кирилловны Нарышкиной (Илл. 2), выполненной в том же стиле, что и ее отца, возможно, сделанные одновременно одним мастером, что дает возможность предположить, что и эпитафии убиенных Ивана и Афанасия были выполнены в том же стиле.

Данная информация может быть полезна для работ по восстановлению надгробий Нарышкиных в ходе реставрационных работ в Боголюбском соборе.

Илл. 2. Фрагменты надгробия Евдокии Кирилловны Нарышкиной (^ 1682)

Также обнаружены элементы эпитафий более позднего времени: еще одного дяди Петра I, пережившего стрелецкий бунт, — Мартемьяна Кирилловича Нарышкина 1697) (выполнена практически в том же стиле, что и вышеописанные), и внука Кирилла Полуэктовича — Ивана Львовича Нарышкина 1734).

Что касается исследований по идентификации надгробий, которые уже при первом их описании в источниках в середине XIX в. названы «безымянными», то определить, кто именно под ними погребен, помогло описание покровов гробниц в монастырских описях 1699 и 1774 годов. Об этих описях пишет в своем труде архимандрит Григорий (Воинов). Однако выводов о погребенных отец Григорий не делает, только упоминает тексты документов.

Анализ приводимых текстов и сопоставление с иной информацией позволяет утверждать, что под двумя «безымянными» надгробиями слева во втором ряду были погребены Кирилл Алексеевич Нарышкин (в 1691— 1692 гг. — кравчий, а в 1697—1699 гг. — ближний кравчий, в 1710—1716 гг. — первый комендант Санкт-Петербурга, в 1716—1719 гг. — губернатор Москвы) и его сын Иван, умерший во младенчестве. Жена Кирилла Алексеевича, Феодора Степановна, почила и была упокоена в обители в ноябре 1696 г. (где именно она погребена в монастыре, источники не сообщают). Кирилл Алексеевич, бывший в военном походе, не мог присутствовать на погребении супруги, однако отпевал ее и присутствовал на погребении сам Патриарх Адриан.

Кем же был Кирилл Алексеевич? Его отец, Алексей Фомич, приходился двоюродным братом Кириллу Полуэктовичу (деду Петра I). Не самое близкое родство, однако, он, очевидно, был близок двору и юному царю, и возможно, его высокий статус ближнего кравчего позволил ему похоронить в самом соборе, несмотря на непрямое родство с царицей, своего сына (почил до 1699 г., дата смерти точно не установлена). И всё же ни информации о том, где же погребен сам Кирилл Алексеевич, ни даже точной даты его смерти (везде указывается только год — 1723-й), несмотря на столь высокие занимаемые им должности, найти не удалось.

Иван Владимирович Купцов в «Материалах к некрополю Высоко-Петровского монастыря» пишет, что он погребен в Боголюбском соборе [6], однако дает при этом ссылку на последнюю страницу «Надгробных памятников...» архимандрита Григория, либо неверно трактуя запись в описи, начатой в 1699 г.: «Покров от гробницы Кравчего Кирила Алексеевича Нарышкина сына его Ивана Кириловича» [5, с. 233] (то есть речь идет о покрове для гробницы не самого кравчего, а его сына), либо исправляя (но не поясняя этого) запись о покрове из описи 1774 г.: «В монастырской описи 1774 г. подробно описаны покровы от гробниц бояр Нарышкиных: <...> 8) Кирила Афанасьевича» [5, с. 233] (причем покров назван среди покровов именно на левой стороне собора)... Но никакого Кирилла Афанасьевича в родословной росписи Нарышкиных не существует. В этом поколении в семье есть только два Кирилла — Кирилл Алексеевич Нарышкин и Кирилл Григорьевич Разумовский1, женатый на фрейлине императрицы Елисаветы Екатерине Ивановне Нарышкиной. Так что, вероятно, в текст архимандрита Григория (либо в текст исходного документа) вкралась ошибка, и речь идет о покрове на надгробии Кирилла Алексеевича.

В Высоко-Петровском монастыре похоронены четверо его детей: младенец Иван (предположительно умер между 1697 и 1701 гг.), Дарья 1730 г.) (погребены в соборе), Петр 1770 г., отец троих детей и многочисленных внуков, среди которых — преподобная Мария Бородинская, в миру Маргарита Михайловна Тучкова, урожденная Нарышкина) и Наталья 1770 г.) (погребены рядом с собором). О могиле же самого Кирилла Алексеевича не говорится — он вообще не упоминается ни в сборнике «Московский некрополь» 1907—1908 гг. [7], ни в сборнике «Петербургский некрополь» 1912 г. [8] на страницах, где перечислены все Нарышкины, погребенные в Москве и Санкт-Петербурге до начала ХХ в.

Что касается погребения младенца Ивана, то обратим внимание на текст у архимандрита Григория: «В монастырской Описи... 1699 года... замечено, что в Боголюбской церкви... на северной стороне у двух гробниц... в возглавии тех гробниц у стены гробница небольшая, красный покров», с комментарием, что эта гробница «не известно чья, ныне не существует» [5, с. 232]. В 1699 году на левой стороне было только два погребения (оба женские, в первом ряду) — 1682 и 1691 гг. Остальные появились позже.

Небольшое надгробие, существовавшее в соборе в конце XVII в., не просто исчезло («ныне не существует»), но со временем было, очевидно, переделано — на его месте, в начале второго ряда надгробий слева у окна, было поставлено надгробие обычных размеров. Позже рядом с ним появилось еще одно, однако в середине XIX в. оба уже без эпитафий и определяемые как «неизвестные». Исходя из анализа выше приведенных текстов о покровах и «утерянном» надгробии, можно сделать вывод, что в начале второго ряда, у стены был погребен тот самый младенец Иван, сын Кирилла Алексеевича, о котором говорит опись, начатая в 1699 г., а рядом с ним позже, в 1723 году, был погребен сам Кирилл Алексеевич Нарышкин. Очевидно, место для своего погребения рядом с сыном Кирилл Алексеевич приготовил заранее. Подобная практика оставления мест для более поздних погребений существовала и в других местах Боголюбского собора.

Обратим внимание и на то, что в описи 1774 года перечислены покровы от надгробий (но не всех), находящихся в Боголюбском соборе, причем сперва — от надгробий, расположенных на правой стороне, последовательно от первого к третьему ряду, включая общий покров супружеской пары Александра Львовича и Елены Александровны (одно из бывших ранее «безымянных» надгробий — женское на «мужской» стороне), а потом описание переходит на левую сторону, где описываются только три покрова, сперва в первом ряду — «девицы Евдокии Кириловны», потом «Кирила Афанасьевича», а после — еще одного надгробия из третьего ряда, опознать которое помогает именно указанный покров — «покров от гробницы Графини девицы Дарьи Кириловны Разумовской, дочери Графа Кирилла Григорьевича Разумовского» [5, с. 233]. Это третье ранее не опознанное надгробие (в третьем, ближнем ко входу в храм, ряду, второе от окна), принадлежит отроковице Дарье, скончавшейся в возрасте 9 лет, внучке почивающих в Боголюбском соборе Ивана Львовича Нарышкина и его супруги Дарьи Кирилловны.

Таким образом, к настоящему времени установлены имена всех, покоившихся некогда под «безымянными» надгробиями в Боголюбском соборе (илл. 3).

Левая сторона Правая сторона

I. Евдокия ВасильевнаНарышкина - 1- Боярин Кирилл Полуехтович Нарышкин - дед Петра I. жена Маргемиана Кирилловича, 11' апр. 1691 г. 1"30 апр. 1691 г.

II. Евдокия Кирилловна Нарышкина - 2. Оружничий Иван Кириллович Нарышкин -j дочь К.П. Нарышкина, f 19 авг. 1682г. t уб. 17 мая 1682 г. I Убиты

III. Прасковья Федоровна Нарышкина - 3. Стольник Афанасий Кириллович Нарышкин j стРслм,амм жена Льва Кирилловича, 12 авг. 1701 г. t уб. 15 мая 1682 г.

IV. Иван Кириллович Нарышкин, младенец, 4. Кравчий Федор Кириллович Нарышкин сын Кирилла Алексеевича, f 1 авг. 1691 г.

■f между 1696 и 1701 гг. 5. Мартемиан Кириллович Нарышкин

V. Кирилл Алексеевич Нарышкин, губерна- t 4 марта 1697 г.

тор Москвы в 1716-1719 гг., t 1723 г. 6. Лев Кириллович Нарышкин

VI. Анна Леонтьевна Нарышкина - "I" 28 янв. 1705 г.

жена К.П. Нарышкина, бабушка Петра I 7. Евграф Львович Нарышкин, 131 ora. 1705 г.

t 2 июня 1706 г. 8. Феодора Львовна Нарышкина, t 1705г.

VII. Прасковья Львовна Нарышкина - g Иван Львович Нарышкин дочь Льва Кирилловича, t 5 ноября 1710г. t II июля 1734 г.

VIII. Дарья Кирилловна Нарышкина - 10 Сенатор Александр Львович Нарышкин жена Ивана Львовича, f 19 мая 1730 г. 125 янв 1746 г.

IX. Дарья Кирилловна Разумовская, 11. Елена Александровна Нарышкина, отроковица, внучка Ивана Львовича и жена Александра Львовича, f 1767 г. Дарьи Кирилловны Нарышкиных, t 1762 г.

Илл. 3. Схема погребений Нарышкиных в Боголюбском соборе Высоко-петровского монастыря — скорректированная схема из книги И.З.Крылова [1]. Кружочками обозначены надгробия, ранее бывшие неизвестными.

Но вернемся ко времени, когда Боголюбский собор только начинал становиться родовой усыпальницей Нарышкиных, а в Высоко-Петровском монастыре разворачивалось обширное каменное строительство.

В 1690 году по указу Петра I в Высоко-Петровском монастыре началось строительство храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм был возведен в благодарность за спасение царя в августе 1689 года, когда, будучи предупрежден о готовящемся покушении стрельцов, он бежал из села Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, где оставался достаточное время, чтобы собрать силы для нанесения окончательного поражения своей сестре Софье и фактически стать единовластным царем.

Предположу, что именно в дни пребывания Петра I в Троице-Сергиевом монастыре в августовские дни 1689 года он и обратил свое внимание на деятельного насельника обители — отца Иова (в каком сане он пребывал в то время, мы не знаем). И не случайно вскоре, в том же 1689 году, отец Иов становится архимандритом Высоко-Петровского монастыря, ктиторами которого в то время были Нарышкины и сам Петр.

О том, кем был это поистине великий святитель до того, как стал во главе Высоко-Петровской обители, столь возвышенной при Петре I, известно крайне мало, кроме места его рождения и того, что он в раннем возрасте принял пострижение в монашество в Троице-Сергиевом монастыре.

Архимандрит Иов был настоятелем Высоко-Петровской обители около пяти лет. При его настоятельстве в монастыре разворачивается обширное строительство. Строится храм в честь преподобного Сергия Радонежского, завершается строительство новых Святых врат с надвратным Покровским храмом и колокольней над ним — впервые в монастырском строительстве именно здесь мы видим такое соединение трех элементов — святых врат, храма и колокольни, — которое позже распространилось повсеместно. Одновременно начинается строительство здания монашеских келлий, доныне именуемых Нарышкинскими палатами. Возводятся стены, строятся настоятельский корпус и хозяйственные здания. Красота архитектурного ансамбля Высоко-Петровской обители — «жемчужины нарышкинского барокко», как именуют его специалисты, — в целом сохранилась и в советское время (разрушенное было восстановлено трудами реставраторов под руководством Б.П.Дедушенко) и до сего дня радует приходящих в монастырь [9].

После Высоко-Петровской обители архимандрит Иов становится наместником Троице-Сергиева монастыря, а 5 июня 1697 года был хиротонисан во епископа Патриархом Адрианом с возведением в сан митрополита Новгородского. О времени его руководства Новгородской епархией известно много [10]. Есть свидетельства о том, что и в Новгороде он не забывал Высоко-Петровскую обитель и ее основателя святителя Петра. Так, в жизнеописании митрополита Иова на сайте Новгородской епархии есть интересное упоминание об утвержденном при нем чине иконного возобновления: «[Да] поют молебен по чину и воду святят, и на молебне каноны глаголют Знамения Божия Матери, Петру чудотворцу всея Руси, да Николе святому, да Страшному Суду, да Никите Епископу.» [11]. Упоминание о святителе Петре — святом, не столь близком Новгороду, сколько Москве, — отсылает нас к сугубому почитанию митрополитом Иовом святителя Петра, бывшего, как говорится в его житии, и чудным иконописцем.

Илл. 4. Митрополит Новгородский Иов

В литературе неоднократно приходилось читать, что святитель поддерживал полезные преобразования Петра. Однако сами повествования, скорее, свидетельствуют о том, что святитель следовал своему сердцу, помогая нуждающимся, просвещая паству, устраивая богадельни, сберегая жизни «несчастнорожденных»

детей. И именно его благие начинания обращали на себя внимание императора, который сперва поддерживал их материально — и из собственных средств, и повелев приписать к Новгородскому архиерейскому дому дополнительные вотчины, а затем распространял начинания митрополита на всю Россию. Так, например, в 1715 г. Петр повелел указом во всех городах империи учредить дома «для принимания и воспитания зазорно рождаемых младенцев», поручив смотреть за этими домами «городским начальникам и магистратам, под страхом за леностное смотрение гнева своего», и «в указе сем поставил сему человеколюбивейшему учреждению примером Преосвященнейшего Митрополита Новгородского Иова» [12].

Многим известны слова Петра после кончины святителя Митрофана Воронежского в 1703 году: «Не осталось у меня такого святого старца», но, полагаю, можно смело сказать, что в лице митрополита Новгородского Иова император вновь обрел старца-святителя, которого глубоко почитал [11]. Достойный архипастырь скончался 3 февраля 1716 года, погребен в Софийском соборе.

Таким образом, исследования, проведенные автором статьи, позволили определить, что важным этапом, положившим начало взаимодействия императора Петра I и митрополита Новгородского Иова стало настоятельство отца Иова в Высоко-Петровском монастыре, ктиторами которого были Петр и его сродники по материнской линии. В ходе работы удалось определить имена погребенных в Боголюбском соборе монастыря под надгробиями, эпитафии которых были уничтожены еще в начале XIX в. (почему и кем — пока остается исторической загадкой), а также определить по найденным фрагментам стилистическую идентичность эпитафий на надгробиях 1682 и 1691 года, что может помочь при дальнейших реставрационных работах в монастыре.

Примечания

1. Разумовский Кирилл Григорьевич, граф, генерал-фельдмаршал, президент Российской академии наук с 1746 по 1798 г. Скончался 09.01.1803 в Батурине (Черниговская обл., Украина).

2. Более ранний пример такого соединения — только колокольня при храме церкви Рождества Христова а Ярославле, построенная в 1650-е годы.

1. Григорий (Воинов), архимандрит. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года // Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. Повременное здание. 1874. Январь — март. Кн. 1. Смесь. М., 1874. C. 173-220.

2. Крылов И.З. Достопамятные могилы в Московском Высокопетровском монастыре. М.: Типография Лазаревых института восточных язык, 1841. 32 с.

3. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы по определению Московской Городской Думы собранные и изданные руководством и трудами Ивана Забелина. М.: Издание Московской Городской Думы, 1884. Ч. 1. Стлб. 542, 543.

4. ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 74. Л. 222.

5. Григорий (Воинов), архимандрит. Надгробные памятники в Московском Высокопетровском монастыре // Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. Повременное здание. 1874. Январь — март. Кн. 1. Смесь. М., 1874.С. 221-233.

6. Купцов И.В. Материалы к некрополю Высоко-Петровского монастыря в Москве [Электр. ресурс] // Уральский родовед. Вып. 5. Сборник статей / Отв. ред. М.Ю.Елькин. Екатеринбург: Уральское историко-родословное общество, 2001. С. 81-85. URL: http://www.okomeva.ru/stati-v-sbomike-uralskiy-rodoved-vyipusk-5/ivan-vladimirovich-kuptsov-materialyi-k-nekropolyu-vyisoko-petrovskogo-monastyirya-v-moskve/ (дата обращения: 20.03.2022).

7. Московский некрополь / [В.И.Саитов, Б.Л.Модзалевский]; [Авт. предисл. и изд. Вел. кн. Николай Михайлович]. СПб., 1907— 1908. Т. 2. С. 317.

8. Петербургский некрополь / [В.И.Саитов]; Изд. Вел. кн. Николай Михайлович. СПб., 1912—1913. Т. 3 (М—Р). С. 213.

9. Спрингис Е.Э. Архитектурный комплекс Высоко-Петровского монастыря // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 71-75.

10. Галкин А.К. Иов, митр. Новгородский и Великолуцкий // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 25. С. 295-298.

11. Иов, митрополит Новгородский [Электр. ресурс] // Сайт Новгородской епархии Русской Православной Церкви. URL: http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli-x-xii-vek/151-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xix-vek/957-iov-mitropolit-novgorodskij (дата обращения: 20.03.2022).

12. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М.: Тип. Николая Степанова, 1838. Т. 6. С. 359.

References

1. Grigoriy (Voinov), arkhimandrit. Spiski nastoyateley Moskovskogo Vysokopetrovskogo monastyrya s 1379 goda [Lists of abbots of the Moscow Vysoko-Petrovsky Monastery since 1379]. Chteniya v Imp. obshchestve istorii i drevnostey rossiyskikh pri Mosk. un-te. Povremennoe zdanie. 1874. Yanvar' — mart. Kn. 1. Smes'. Moscow, 1874, pp. 173-220.

2. Krylov I.Z. Dostopamyatnye mogily v Moskovskom Vysokopetrovskom monastyre [Memorable graves in the Moscow Vysoko-Petrovsky Monastery]. Moscow, 1841. 32 p.

3. Zabelin I.E. Materialy dlya istorii, arkheologii i statistiki goroda Moskvy po opredeleniyu Moskovskoy Gorodskoy Dumy sobrannye i izdannye rukovodstvom i trudami Ivana Zabelina [Materials for the history, archeology and statistics of the city of Moscow according to the definition of the Moscow City Duma collected and published by the leadership and works of Ivan Zabelin]. Moscow, 1884. Part 1, stlb. 542, 543.

4. TsAGM (Central Archive of Moscow). F. 1215. Op. 3. D. 74. L. 222.

5. Grigoriy (Voinov), arkhimandrit. Nadgrobnye pamyatniki v Moskovskom Vysokopetrovskom monastyre [Tombstones in Moscow Vysoko-Petrovsky Monastery]. Chteniya v Imp. obshchestve istorii i drevnostey rossiyskikh pri Mosk. un-te. Povremennoe zdanie. 1874. Yanvar' — mart. Kn. 1. Smes'. Moscow, 1874, pp. 221-233.

6. Kuptsov I.V. Materialy k nekropolyu Vysoko Petrovskogo monastyrya v Moskve [Materials for the necropolis of the Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow]. Ural'skiy rodoved, iss. 5. Ekaterinburg, 2001, pp. 81-85. Available at: http://www.okorneva.ru/stati-v-sbornike-uralskiy-rodoved-vyipusk-5/ivan-vladimirovich-kuptsov-materialyi-k-nekropolyu-vyisoko-petrovskogo-monastyirya-v-moskve/ (accessed: 20.03.2022).

7. Moskovskiy nekropol' [Moscow Necropolis]. St. Petersburg, 1907—1908. Vol. 2, p. 317.

8. Peterburgskiy nekropol' [St. Petersburg Necropolis].St. Petersburg, 1912—1913. Vol. 3 (M—R), p. 213.

9. Springis E.E. Arkhitekturnyy kompleks Vysoko-Petrovskogo monastyrya [The architectural complex of the Vysoko-Petrovsky Monastery]. In: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2005. Vol. 10, pp. 71-75.

10. Galkin A.K. Iov, mitr. Novgorodskiy i Velikolutskiy [Iov, Metropolitan of Novgorod and Velikiye Luki]. In: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2011. Vol. 25, pp. 295-298.

11. Iov, mitropolit Novgorodskiy [Iov, Metropolitan of Novgorod]. Sayt Novgorodskoy eparkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Available at: http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli-x-xii-vek/151-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xix-vek/957-iov-mitropolit-novgorodskij (accessed: 20.03.2022).

12. Golikov I.I. Deyaniya Petra Velikogo, mudrogo preobrazitelya Rossii, sobrannye iz dostovernykh istochnikov i raspolozhennye po godam [The Deeds of Peter the Great, the Wise Transfigurator of Russia, collected from reliable sources and arranged by year]. Moscow, 1838. Vol. 6, p. 359.

Balashova E.G. Peter the Great, the necropolis of the Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow and Metropolitan Iov of Novgorod: facts, guesses and historical discoveries. The article is a study related to the burials of the Naryshkins in the Bogolyubsky Cathedral of the Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow. The formation of this necropolis began in the late 1680s — early 1690s, during the abbacy of Archimandrite Iov (1689—1694), later Metropolitan of Novgorod, who inspired Peter with his philanthropic endeavors, in the Vysoko-Petrovsky Monastery. The ktetors of the monastery were Peter the Great, acquaintance with whom, perhaps, was the reason for the appointment of Archimandrite Iov as the abbot of the monastery, and relatives of the then young tsar on the mother's side — the Naryshkins. Four tombstones in the cathedral from the middle of the 19th century were considered "nameless". The analysis of historical materials known to date allowed us to determine who exactly is buried under them, and to restore the burial scheme. Also in the article, for the first time in a scientific publication, photos of fragments of epitaphs of tombstones of Kirill Poluektovich Naryshkin (f 1691) and his daughter Evdokia Kirilovna (f 1682) are published.

Keywords: Russian Orthodox Church, Peter the Great, Metropolitan Iov of Novgorod, Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow, necropolis, the Naryshkins.

Сведения об авторе. Елена Григорьевна Балашова — специалист по экспертно-аккредитационной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации; ORCID: 0000-0001-8047-8044; pravob@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.02.2023. Принята к публикации 05.03.2023.

Ссылка на эту статью: Балашова Е.Г. Петр I, некрополь московского Высоко-Петровского монастыря и митрополит Новгородский Иов: факты, догадки и исторические открытия // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 3(48). С. 168-174. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48). 168-174

For citation: Balashova E.G. Peter the Great, the necropolis of the Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow and Metropolitan Iov of Novgorod: facts, guesses and historical discoveries. Memoirs of NovSU, 2023, no. 3(48), pp. 168-174. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48).168-174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.