Научная статья на тему '"Лествица духовных властей" митрополита Макария'

"Лествица духовных властей" митрополита Макария Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСТВИЦА ДУХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ / ИЕРАРХИЯ РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ В XVI В / МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ / THE LADDER OF SPIRITUAL AUTHORITIES / THE HIERARCHY OF RUSSIAN MONASTERIES IN THE XVI CENTURY / METROPOLITAN MAKARIUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеев А.И.

Автору удалось указать список «Лествицы» в составе сборника из библиотеки Иосифо-Волоцкого монастыря. Документ датируется 1564-1570 гг., следовательно, он на три десятилетия старше «Лествицы» патриарха Иова. Список монашеских корпораций насчитывает 39 позиций, против 46 в «Лествице» Иова. Привлечение нового списка позволит составить более верное представление об иерархии монастырей в Московском государстве, проследить изменения в их статусе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE LADDER OF SPIRITUAL AUTHORITIES" OF THE METROPOLITAN MACARIUS

Author succeeded to specify the list of «List» in composition collection from the library of Iosifo-Volockogo of monastery. A document is dated 1564-1570, consequently, he on three decades older «List» of patriarch Iov. The list of monastic corporations counts 39 positions, against 46 in «List» of Iov. Bringing in of new list will allow to make more faithful idea about the hierarchy of monasteries in the Moscow state, to trace changes in their status.

Текст научной работы на тему «"Лествица духовных властей" митрополита Макария»

А. И. АЛЕКСЕЕВ

«ЛЕСТВИЦА ДУХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ» МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ

Вопрос об иерархии духовных властей в Московской Руси давно привлекал внимание исследователей1. Для оценки значения того или иного монастыря в политической, экономической и культурной жизни страны привлекались самые разнообразные источники2. Но, разуме-

1 Барсегян Т. В. Типология православных монастырей России // Монастыри в жизни России : Материалы науч. конф., посвящ. 600-летию преподобного Паф-нутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19-20 апреля 1994 года). Калуга ; Боровск, 1997. С. 6-10 ; СиницынаН. В.: 1) Русское монашество и монастыри: X-XVII вв. // Православная энциклопедия : Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 309-315 ; 2) Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV-XVI вв.) // Монашество и монастыри в России XI-XX вв. М., 2002. С. 116-149 ; Колычева Е. И.: 1) Денежный бюджет монастырей по приходо-расходным книгам XVI в. // Материалы XV сессии Симпозиума по проблемам аграрной истории СССР. Вологда, 1976. Вып. 1. С. 45-61 ;

2) Православные монастыри второй половины XV-XVI вв. // Монашество и мона-

стыри в России XI-XX вв. М., 2002. С. 81-115.

2 В частности, автором настоящей статьи введено в научный оборот несколько

монастырских синодиков и вкладных книг, см.: Алексеев А. И.: 1) Роспись главам древнейшего синодика Московского Богоявленского монастыря // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, коди-кология. СПб., 2001 Вып. 4.. С. 7-33 ; 2) Древнейшая кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // История в рукописях и рукописи в истории : сб. науч. трудов к 200-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб., 2006. С. 363-378 ; 3) Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря // Вестник церковной истории. 2006. № 3. С. 5-184 ; 4) Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря // Вестник церковной истории. 2007. № 4 (8). С. 5-41 ; 5) Первая редакция Вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20). С. 17-117 ;

6) Синодики Московского Богоявленского монастыря XVI-XVII вв. // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : материалы XXXI Междунар. науч. конф. Москва, 12-14 апр. 2018 г. / Рос. гос. гуманит. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин ; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории. М., 2018. С. 60-62.

©Алексеев А. И., 2019

255

ется, исследователям важно знать, какой иерархии придерживались духовные и светские власти Московской Руси. Судить об этом возможно на основании особых списков — «Лествиц духовных властей». Такие списки известны начиная с конца XVI в.

В 1836 г. архимандритом Соловецкого монастыря Досифеем (Немчиновым) была издана Лествица патриарха Иоасафа I (1634-1640)3. Митрополит Макарий датировал ее появление промежутком времени между 8 марта 1635 и 15 февраля 1637 г.4 В 1912 г. в научный оборот была введена Лествица патриарха Иова (1589-1605) под названием «Лествица о соборных властех, кои были в 107-м году на соборе у Иева патриярха на Москве»5. В основу этой публикации положен так называемый Строгановский список — РНБ. ОСРК. О. IV. 17. Л. 45^9 об. В этом сборнике «Лествицу» сопровождают преимущественно документы царской канцелярии. По-видимому, сборник был скопирован для Строгановых в их резиденции в Соль-Вычегодске в первой четверти XVII в.6 При копировании «Лествицы» переписчик начала XVII в., по-видимому, обновил несколько имен, вписав казанского архиепископа Ефрема (с 1606 г.), игумена Иосифова монастыря Нила (с 1602 г.), рождественского игумена во Владимире Исайю (с 1601 г.), хутынского игумена Трифона (с 1601 г.), угрешского игумена Варлаама (время поставления неизвестно)7.

Приведенные данные показывают, что списки иерархов и настоятелей больших монастырей, представлявших церковную соборную власть, действовали в патриарший период. При вступлении на святительский престол нового кандидата «Лествица» переписывалась с некоторыми поновлениями. Светская власть признавала законность этих списков и руководствовалась ими «в делах о бесчестьи».

3 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев. С присовокуплением многих царских, патриарших... грамот, относящихся к истории сего монастыря. М., 1836. Ч. III. С. 263-267.

4 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6. С. 320, 609, примеч. 55.

5 Лествица о соборных властех, кои были в 107-м году на соборе у Иева патриярха на Москве / под общей ред. М. К. Любавского // ЧОИДР. 1912. Кн. 2. Отд. III. С. 39^0.

6 О составе Строгановского сборника см.: Кушева Е. Н. Из истории публицистики Смутного времени XVI в. // Учен. зап. Саратовского гос. ун-та. Саратов, 1926. Т. 5. С. 33. См. также: Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1980. С. 122-124.

7 Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». С. 198, примеч. 20.

В Соборном Уложении 1649 г. в главе X, статьях 32-80 помещен список монастырей (без указания имен настоятелей), восходящий к Лествице патриарха Иосифа (1642-1652)8. Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что письменно зафиксированная иерархия духовных властей в виде «Лествицы» возникла в патриарший период. Но возможно ли отыскать корни этой традиции в более раннем времени?

Исследователи обращались к изучению документов церковных соборов, в первую очередь — соборных приговоров. Два приговора церковного собора 1503 г. сохранили лишь подписи иерархов9. В первой главе Стоглавого собора также перечислены лишь имена представителей епископата10. Подписи архимандритов и игуменов монастырей появляются лишь на документах церковных соборов 1555 и 1566 гг.11 Если количество епископских кафедр было невелико и статус кафедр в лествицах определялся временем учреждения, то количество монастырей было большим, а перемены в их статусе довольно динамичными.

На церковном соборе 3 февраля 1555 г. присутствовало всего 76 представителей духовенства, включая митрополита Макария, архиепископов и епископов, глав монастырей и протопопов городских соборов Москвы, Новгорода, Владимира. Представители черного духовенства перечислены в следующем порядке: 1) архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Закхей, 2) архимандрит Ново-Спасского монастыря Никифор, 3) архимандрит Новгородского Юрьевского монастыря Геннадий, 4) архимандрит Чудова монастыря Левкий, 5) игумен Троице-Сергиева монастыря Илларион, 6) архимандрит Симоновский Алексей, 7) архимандрит Андронни-ковского монастыря Иосиф, 8) игумен новгородского Хутынского монастыря Маркел, 9) игумен Кирилло-Белозерского монастыря Симеон, 10) игумен Богоявленского монастыря Варлаам, 11) игумен Пафнутьево-Боровского монастыря Вениамин, 12) игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Галактион12.

8 Соборное Уложение 1649 г. : Текст. Комментарии / рук. авт. кол. А. Г. Мань-ков ; подгот. текста Л. И. Ивиной ; коммент. Г. В. Абрамовича, А. Г. Манькова, Б. Н. Миронова, В. М. Панеяха. Л., 1987. С. 34-36.

9 См.: Алексеев А. И. Под знаком конца времен : Очерки русской религиозности конца XIV - начала XVI вв. СПб., 2002. С. 146-147.

10 Емченко Е. Б. Стоглав : Исследование и текст. М., 2000. С. 239.

11 Усачев А. С. О составе духовных лиц на Земском соборе 1566 г. // Сословное представительство в России в контексте европейской истории (вторая половина XVI - середина XVII вв. : Междунар. науч. конф. 7-10 октября 2013 г. : тезисы докладов. М., 2013. С. 158-161.

12 ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 250.

В июле 1566 г. на Земском соборе представители монашеских корпораций фигурировали в следующем порядке: 1) «архимандрит Спаской Нового Антоней», 2) «архимандрит Михайлова Чюда Лев-кея», 3) «Симановской архимандрит Феоктист», 4) «Богородицына монастыря из Свияжского города архимандрит Иларион», 5) «Андро-никовской архимандрит Иосиф», 6) «Спаской Хутыня монастыря игумен Филофей», 7) «Кирилова монастыря з Белаозера игумен Кирил»,

8) «Лужетцкого монастыря из Можайска архимандрит Макарей»,

9) «Богоявленской игумен Феодосий», 10) «Иосифова монастыря игумен Лаврентей», 11) «Онтонова монастыря из Новагорода игумен Галасия», 12) «Печерского монастыря изо Пскова игумен Корни-лей», 13) «Борисоглебской из Смоленска архимандрит Серапион», 14) «Колотцкой из Можайска игумен Герман»13. Сопоставление этих списков не вполне корректно, поскольку состав глав монашеских корпораций на соборе 1566 г. определился под влиянием случайностей.

Как известно, в январе 1561 г. был резко повышен официальный статус Троице-Сергиева монастыря — он стал называться лаврой и занял первое место в иерархии монастырей, а его настоятель стал архимандритом14. По-видимому, лишь случайные причины определили отсутствие среди верхушки черного духовенства представителей Троице-Сергиевой лавры, Владимирского Рождественского, Новгородского Юрьевского, Пафнутьево-Боровского монастырей, а также факт присутствия на соборе глав Смоленского Борисоглебского, Псково-Печерского, Лужецкого, Можайского Колотцкого монастырей. Напротив, появление списке 1566 г. архимандрита Свияжского было обусловлено его высоким статусом, который еще не был закреплен в 1555 г.

Существует еще один документ, на основании которого можно получить представление об иерархии монастырей в России в 1560-е гг. На первых листах сборника из библиотеки Иосифо-Волоцкого монастыря, описанного под названием «Каноны разные с молитвами», содержится список русского епископата и монастырей в иерархическом порядке. Церковных иерархов (всего 11) возглавляет архиепископ Великого Новгорода. Здесь же помещен список монашеских корпораций, насчитывающий 39 позиций15.

13 Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 года // Русский дипломатарий. М., 2004. Вып. 10. С. 172, 180-181.

14 ПСРЛ. Т. 13. С. 331.

15 РГБ. Волок. 393. Каноны разные с молитвами. JI. 1-3. (1560-е). Сборник описан (без учета трех первых листов): Иосиф, иеромонах. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку московской духовной академии. М., 1882. С. 40.

Приведем список этой неизвестной доселе «Лествицы духовных властей»: «1. Архиепископ Великаго Новаграда; 2. Архиепископ Казаньской; 3. Архиепископ Ростовской; 4. Архиепископ Полотцкой; 5. Епископ Суздальской; 6. Епископ Смоленской; 7. Епископ Рязанской; 8. Епископ Тверской; 9. Епископ Коломенской; 10. Епископ Крутицкой; 11. Епископ Вологодской. 1. Архимандрит Троецкой Сергиева монастыря; 2. Архимандрит Рождественой иж Володимеря; 3. Архимандрит Спасова Московской; 4. Архимандрит Юрьевской Великаго Новаграда; 5. Архимандрит Чюдовской; 6. Архимандрит Симанов-ской; 7. Архимандрит Свияжской; 8. Архимандрит Андронниковской; 9. Архимандрит Казанской; 10. Архимандрит Печерской Нижнего Новаграда; 11. Игумен Хутынской Великаго Новаграда; 12. Игумен Кирилловской; 13. Архимандрит Горицской с Переславля; 14. Архимандрит Лужицкой из Можайска; 15. Архимандрит Богоявленской из Ростова; 16. Игумен Богоявленской за торгом Московской; 17. Архимандрит Спаской из Ярославля; 18. Игумен Пафнутьевской из Боровска; 19. Игумен Осифова манастыря Леванид Волока Ламского; 20. Игумен Онтоновского Великого Новаграда; 21. Игумен Печерского из Пскова; 22. Архимандрит Спаской из Суздаля; 23. Архимандрит Смоленской от Бориса Глеба; 24. Архимандрит Отроча манастыря из Твери; 25. Архимандрит Возмицкой; 26. Архимандрит Даниловской из Переславля; 27. Архимандрит Каменской с Вологды; 28. Игумен Ферапонтовской; 29. Архимандрит Борисоглебской с Устья; 30. Архимандрит Солотчинской с Рязани; 31. Игумен Сторожевской; 32. Игумен Прилуцкой с Вологды; 33. Игумен Троецкой Павлова манастыря; 34. Игумен Глушитской; 35. Игумен Колязинской Лаврен-тей Игнашина; 36. Игумен Корнильевской; 37. Игумен Никитской ис Переславля; 38. Игумен Колотской; 39. Игумен от Николы чудотворца с Угреши Пимен».

Вышеприведенную «Лествицу духовных властей» можно достаточно точно датировать. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что в списке владычных кафедр на четвертой позиции фигурирует Полоцкая епархия. Полоцк был присоединен к Московскому государству в результате похода 1562-1563 гг., и по воле царя Ивана Грозного уже 6 апреля 1563 г. Полоцким епископом стал Трифон Ступишин16. Кроме того, писец, бывший монахом Иосифо-Волоколамского монастыря, указал имена постриженников своего монастыря, которые в период написания лествицы возглавляли неко-

16 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 497.

торые обители. Во-первых, это Леонид, игумен Иосифова монастыря в 1563-1566 гг.17; во-вторых, Лаврентий, игумен Макариева Колязин-ского монастыря в 1559-1563 гг.18; в-третьих, Пимен Садыков, игумен Николо-Угрешского монастыря в 1561, 1562, 1567 и 1571 гг.19 Учитывая эти данные, «Лествицу» следует отнести к 1563 г. Следовательно, перед нами древнейшая, ранее неизвестная «Лествица духовных властей», которую можно с полным основанием назвать «Лествицей митрополита Макария».

Вышеупомянутая «Лествица» патриарха Иова (РНБ. ОСРК. 0.1У.17.) появилась почти четыре десятилетия спустя, в 1599 г., в ней в иерархическом порядке обозначены 46 монастырей. Сравнивая «Лествицу» 1560-х гг. с «Лествицей» патриарха Иова обнаруживаем, что в последней появились 8 новых обителей: Антониево-Сийский, новгородские Духов и Нежицкий, в Дорогобуже Болдинский, Успенский в Тихвине, Спасский в Рязани, Соловецкий, Полоцкий. В то же время фигурировавший в списке 1560-х гг. новгородский Хутынский монастырь в «Лествицу» патриарха Иова по каким-то причинам не попал. Позволим себе также обратить внимание, что в «Лествице» патриарха Иова фигурирует Полоцкая архимандрития, которая находилась в захваченном войсками Батория в 1579 г. Полоцке.

Иерархически организованный список монастырей в составе Соборного Уложения 1649 г. насчитывает 80 монастырей, вдвое больше, нежели в «Лествице митрополита Макария».

Таким образом, позволительно утверждать, что нами обнаружена древнейшая «Лествица духовных властей», составленная при митрополите Макарии не позднее 1563 г. Можно предполагать, что ей предшествовали другие лествицы: митрополитов Иоасафа, Даниила и др. Что же касается начала традиции составления «лествиц духовных властей», то гипотетически его следует отнести ко второй половине правления великого князя Ивана III. Произошло ли составление первоначального списка при митрополите Геронтии, или Зосиме, или при их предшественниках, на данном этапе утверждать не возьмемся.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что список церковных иереархов из волоколамского сборника является первой по времени «Лествицей духовных властей», зафиксировавшей иерархию наиболее влиятельных монастырских центров в том виде, который оформился к эпохе опричнины.

"Там же. Стб. 182.

18 Там же. Стб. 448.

19 Там же. Стб. 205.

РЕЗЮМЕ

Автору удалось указать список «Лествицы» в составе сборника из библиотеки Иосифо-Волоцкого монастыря. Документ датируется 1564-1570 гг., следовательно, он на три десятилетия старше «Лествицы» патриарха Иова. Список монашеских корпораций насчитывает 39 позиций, против 46 в «Лествице» Иова. Привлечение нового списка позволит составить более верное представление об иерархии монастырей в Московском государстве, проследить изменения в их статусе.

SUMMARY

Author succeeded to specify the list of «List» in composition collection from the library of Iosifo-Volockogo of monastery. A document is dated 1564-1570, consequently, he on three decades older «List» of patriarch Iov. The list of monastic corporations counts 39 positions, against 46 in «List» of Iov. Bringing in of new list will allow to make more faithful idea about the hierarchy of monasteries in the Moscow state, to trace changes in their status.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Лествица духовных властей, иерархия русских монастырей в XVI в., митрополит Макарий.

KEYWORDS

The ladder of spiritual authorities, the hierarchy of Russian monasteries in the XVI century, Metropolitan Makarius

БИБЛИОГРАФИЯ

Алексеев А. И. Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря // Вестник церковной истории. 2006. № 3. С. 5-184.

Алексеев А. И. Древнейшая кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // История в рукописях и рукописи в истории : сб. науч. трудов к 200-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб., 2006. С. 363-378.

Алексеев А. И. Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря // Вестник церковной истории. 2007. № 4 (8). С. 5-41.

Алексеев А. И. Первая редакция Вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20). С. 17-117.

Алексеев А. И. Под знаком конца времен : Очерки русской религиозности конца XIV - начала XVI вв. СПб., 2002.

Алексеев А. И. Роспись главам древнейшего синодика Московского Богоявленского монастыря // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. СПб., 2001. Вып. 4. С. 7-33.

Алексеев А. И. Синодики Московского Богоявленского монастыря XVI-XVII вв. // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : материалы XXXI Междунар. науч. конф. Москва, 12-14 аир. 2018 г. / Рос. гос. гуманит. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории. М., 2018. С. 60-62.

Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 года // Русский дипломатарий. М., 2004. Вып. 10.

Барсегян Т. В. Типология православных монастырей России // Монастыри в жизни России : материалы науч. конф., посвящ. 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19-20 апреля 1994 года). Калуга ; Боровск, 1997. С. 6-10.

Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев. С присовокуплением многих царских, патриарших... грамот, относящихся к истории сего монастыря. М., 1836. Ч. III.

Емченко Е. Б. Стоглав : Исследование и текст. М., 2000.

Колычева Е. И. Денежный бюджет монастырей по приходо-расходным книгам XVI в. // Материалы XV сессии Симпозиума по проблемам аграрной истории СССР. Вологда, 1976. Вып. 1. С. 45-61.

Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV-XVI вв. // Монашество и монастыри в России XI-XX вв. М., 2002. С. 81-115.

Кушева Е. Н. Из истории публицистики Смутного времени XVI в. // Учен, зап. Саратовского гос. ун-та. Саратов, 1926. Т. 5. С. 33.

Лествица о соборных властех, кои были в 107-м году на соборе у Иева патриарха на Москве / под общей ред. М. К. Любавского // ЧОИДР. 1912. Кн. 2. Отд. III. С. 39-40.

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6.

ПСРЛ. М., 2000. Т. 13.

Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри: X-XVII вв. // Православная энциклопедия : Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 309-315.

Синицына Н. В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV-XVI вв.) // Монашество и монастыри в России XI-XX вв. М., 2002. С. 116-149.

Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1980.

Соборное Уложение 1649 г. : Текст. Комментарии / рук. авт. кол. А. Г. Маньков ; подгот. текста Л. И. Ивиной ; коммент. Г. В. Абрамовича, А. Г. Манькова, Б. Н. Миронова, В. М. Панеяха. Л., 1987.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877.

Усачев А. С. О составе духовных лиц на Земском соборе 1566 г. // Сословное представительство в России в контексте европейской истории (вторая половина XVI - середина XVII вв.) : Междунар. науч. конф. 7-10 октября 2013 г. : тез. докл. М., 2013. С. 158-161.

REFERENCES

Alekseev A. I. Drevnejshaya kormovaya kniga Kirillo-Belozerskogo monastyrya // Istoriya v rukopisyakh i rukopisi v istorii : sbornik nauchnykh trudov k 200-letiyu Otdela rukopisej Rossijskoj nacional'noj biblioteki. SPb., 2006. S. 363-378.

Alekseev A. I. Drevnejshij sinodik Makarieva Unzhenskogo Troiczkogo monastyrya // Vestnik cerkovnoj istorii. 2007. N 4 (8). S. 5-41.

Alekseev A. I. Pervaya redakciya Vkladnoj knigi Kirillova Belozerskogo monastyrya (1560-e gg.) // Vestnik cerkovnoj istorii. 2010. N 3-4 (19-20). S. 17-117.

Alekseev A. I. Pod znakom koncza vremen : Ocherki russkoj religioznosti koncza XIV - nachala XVI vv. SPb., 2002.

Alekseev A. I. Rospis' glavam drevnejshego sinodika Moskovskogo Bogoyavlenskogo monastyrya // Opyty po istochnikovedeniyu. Drevnerusskaya knizhnost': arkheografiya, paleografiya, kodikologiya. SPb., 2001. Vyp. 4. S. 7-33.

Alekseev A. I. Sinodiki Moskovskogo Bogoyavlenskogo monastyrya XVI-XVII w. // Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny v sovremennom nauchnom znanii : materialy XXXI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 12-14 apr. 2018 g. / Ros. gos. gumanit. un-t, Ist.-arkh. in-t, Vysshaya shkola istochnikovedeniya, spec, i vspomogat. ist. discipline ; Ros. akad. nauk, In-t vseobshchej istorii. Moskva, 2018. S. 60-62.

Alekseev A. I. Vkladnaya i kormovaya kniga Moskovskogo Simonova monastyrya // Vestnik cerkovnoj istorii. 2006. N 3. S. 5-184.

Antonov A. V. Prigovornaya gramota 1566 goda // Russkij diplomatarij. Moskva, 2004. Vyp. 10.

Barsegyan Т. V. Tipologiya pravoslavnykh monastyrej Rossii // Monastyri v zhizni Rossii : materialy nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 600-letiyu prepodobnogo Pafnutiya Borovskogo i 550-letiyu osnovaniya im Rozhdestva Bogorodicy Pafnut'ev-Borovskogo monastyrya (19-20 aprelya 1994 goda). Kaluga ; Borovsk, 1997. S. 6-10.

Dosifej (Nemchinov), arkhim. Geograficheskoe, istoricheskoe i statisticheskoe opisanie stavropigial'nogo pervoklassnogo Soloveczkogo monastyrya i drugikh podvedomykh sej obiteli monastyrej, skitov, prikhodskikh cerkvej i podvor'ev. S prisovokupleniem mnogikh czarskikh, patriarshikh... gramot, otnosyaschikhsya k istorii sego monastyrya. Moskva, 1836. Ch. III.

Emchenko E. B. Stoglav : Issledovanie i tekst. Moskva, 2000.

Kolycheva E. I. Denezhnyj byudzhet monastyrej po prikhodo-raskhodnym knigam XVI v. // Materialy XV sessii Simpoziuma po problemam agrarnoj istorii SSSR. Vologda, 1976. Vyp. 1. S. 45-61.

Kolycheva E. I. Pravoslavnye monastyri vtoroj poloviny XV-XVI vv. // Monashestvo i monastyri v Rossii XI-XX w. Moskva, 2002. S. 81-115.

Kusheva E. N. Iz istorii publicistiki Smutnogo vremeni XVI v. // Uchenye zapiski Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. Saratov, 1926. T. 5. S. 33.

Lestvicza o sobornykh vlastekh, koi byli v 107-m godu na sobore u leva patriarkha na Moskve / pod obschej red. M. K. Lyubavskogo // Chteniya v Imperatorskom obschestve istorii i drevnostej Rossijskikh. 1912. Kn. 2. Otd. III. S. 39-40.

Makarij (Bulgakov), mitr. Istoriya Russkoj Cerkvi. Moskva, 1996. Kn. 6.

Polnoe sobranie russkikh letopisej. Moskva, 2000. T. 13.

Sinicyna N V. Russkoe monashestvo i monastyri: X-XVII w. // Pravoslavnaya enciklopediya : Russkaya Pravoslavnaya Cerkov'. Moskva, 2000. S. 309-315.

Sinicyna N. V. Tipy monastyrej i russkij asketicheskij ideal (XV-XVI vv.) // Monashestvo i monastyri v Rossii XI-XX vv. Moskva, 2002. S. 116-149.

Skiynnikov R. G. Rossiya nakanune «smutnogo vremeni». Moskva, 1980.

Sobornoe Ulozhenie 1649 g. : Tekst. Kommentarii / ruk. avt. kol. A. G. Man'kov ; podgot. teksta L. I. Ivinoj ; komment. G. V. Abramovicha, A. G. Man'kova, B. N. Mironova, V. M. Paneyakha. Leningrad, 1987.

Stroev P. M. Spiski ierarkhov i nastoyatelej monastyrej Rossijskiya cerkvi. SPb., 1877.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Usachev A. S. O sostave dukhovnykh licz na Zemskom sobore 1566 g. // Soslovnoe predstavitel'stvo v Rossii v kontekste evropejskoj istorii (vtoraya polovina XVI - seredina XVII w.): Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. 7-10 oktyabrya 2013 g. : tezisy dokladov. Moskva, 2013. S. 158-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.