УДК 94(47).048 DOI
П. В. Седов
Гавриил Домецкий — архимандрит Нового времени
Абсолютизм петровского времени на рубеже ХУН-ХУШ вв. покончил с автономным положением русской церкви, превратив ее в послушный инструмент самодержавной власти. Духовенство было вынуждено смириться со своим новым положением, характерным для Европы Нового времени.
Исторические тенденции реализуются через деятельность конкретных людей, которые находят себя в новых реалиях, сопрягают свои устремления с по-^ требностями момента. Одним из таких церковных деятелей был архимандрит Гавриил Домецкий. Его биографии и роли в церковной полемике конца XVII — ^ начала XVIII в. посвящены монографические исследования и энциклопедиче-« ские статьи1.
О ранней биографии Домецкого известно немного: родился на Украине ^ и обучался в Киевской академии. Со слов недруга, Гавриил в молодости совершил «какое-то уголовное преступление и был под судом», затем принял по-<и стриг и обосновался в Москве. Ловкий малороссиянин быстро освоился на но-^ вом месте. Он снискал покровительство близкого к царю Федору Алексеевичу § стряпчего с ключом М. Т. Лихачева и стал настоятелем первостепенных столичных обителей: игуменом Данилова (1677-1680) и архимандритом Симоно-| ва (1680-1691) монастырей2.
& В 1679 г. игумен Гавриил обратил на себя особое внимание царя Федора ^ Алексеевича. Из более позднего дела узнаём подробности царского доверия Й к Домецкому. В мае 1683 г. тогдашний настоятель Данилова монастыря Тимо-
фей подал челобитную на своего предшественника, указав что тот при переводе в Симонов монастырь забрал с собой подаренное царем церковное облачение: «пятеры ризы с подризниками, да 5 епатрахелей, седмь стихарей с уларями, десятеры поручи». По утверждению Тимофея, это был царский вклад в Данилов монастырь, а не подарок лично игумену Гавриилу. Даниловские власти, у которых было «велми скудно» с облачением, пожаловались на это Федору Алексеевичу, и государь будто бы распорядился «ту церковную утварь всю по-прежнему из Симонова монастыря отдать в Данилов монастырь». Однако Гавриил, «надеяся на свою мочь, той церковной утвари не отдал» и прислал вместо нее из ризницы Симонова монастыря церковное облачение «все старинного дела и ветхи». Домецкий будто бы говорил: «я-де за них не стою», но на деле ничего не отдавал.
Со слов Гавриила, эта история выглядела иначе. В 1678/1679 г. царь «пожаловал меня, архимандрита Гавриила, а не в Данилов монастырь ту утварь пожаловал». Когда Домецкий в 1680 г. переходил в Симонов монастырь, Михаил Тимофеевич Лихачев по «государскому имянному указу» приказал ему, «чтоб тех риз ничего в Данилове монастыре не оставливать, все бы... с собою взять в Симонов монастырь». Гавриил припомнил также, что на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы «на Потешном дворе перед обеднею, как я облачался к службе», царь «изволил спросить у меня: взял ты из Данилова монастыря в Симонов монастырь ризы, которые я тебе пожаловал? Возми, не оставливай ничего, я тебе пожаловал, а не в Данилов монастырь». В 1681/1682 г. даниловские власти через «многую докуку» обратились к Федору Алексеевичу при посредничестве священников верховых церквей, чтобы государь указал вместо взятых Домецким риз дать в Данилов монастырь старые ризы из симоновской ризницы3. Вместе с ризами Домецкий забрал из Данилова монастыря и деньги, которые по царскому указу 4 февраля 1682 г. было велено вернуть назад. По-видимому, ризы всё же были даром царя именно Гавриилу.
Несомненно одно: Федор Алексеевич благоволил Домецкому и в качестве ^
исключения освободил Симонов монастырь от повинности, разложенной §
4 а
на все монастыри, — содержать отставных стрельцов4. ^
Умение понравиться начальству было одной из отличительных особенно- ^
стей расчетливого архимандрита. Он оказался вовлечен в несколько важней- с
ших государственных мероприятий, в которых и царь принял живое участие. Л
Федор Алексеевич проявлял особое радение о нищих: в Москве были по- ^
строены богадельни, содержание которых возложили на монастыри5. В заботе '§
о нищих Гавриил опередил другие обители и ввел у себя новшество: мило- ^
стынные деньги из церковной кружки, которые ранее братия делила между со- &о
бой6, стали раздавать притекающим в монастырь нищим: каждому по копейке, ^
7 ^
«сколько их не приидет»7. ^
При Федоре Алексеевиче началось широкое каменное строительство в Моск- ^ ве. И в этом деле симоновский архимандрит следовал царской воле. В годы его
настоятельства в монастыре по указу Федора Алексеевича на казенные деньги была возведена трапезная с двумя большими палатами, перестроенная в 1683 г. мастером Осипом Старцевым. Этот ранний образец так называемого нарышкинского стиля вскоре стал объектом для подражания при строительстве в столице8. Таким образом, одна из «первых ласточек» нового архитектурного стиля в России была связана опять же с Гавриилом Домецким. Как увидим далее, симоновский архимандрит сохранил у себя какие-то бумаги об архитектуре, которые вызвали живой интерес церковных иерархов и представителей знати. По случаю освящения соборной церкви Симонова монастыря Домецкий получил жалование: сорок соболей в 50 руб., денег 35 руб. 23 коп., а также вино и рыбу. В 1683 г. монастырь получил царскую жалованную грамоту на право собирать торговую пошлину с ярмарки в углицкой вотчине монастыря9.
В церковной полемике периода регентства архимандрит Гавриил примыкал к сторонникам латинской образованности и в споре о Пресуществлении Св. Даров поддержал Сильвестра Медведева, который настаивал на католической трактовке этого богословского вопроса. Беда постигла Домецкого после падения режима Софьи. Сначала в Симоновом монастыре «в кельях архимандрита Гавриила и наместника» искали близкого к нему Медведева10, а затем, в 1691 г., его допрашивали в связи со следственным делом «литовского мужика» Митьки, видевшего «в солнцы, что князю Василью Голицыну быти на царстве, а Федке Щегловитому в князях, а Сенке Медведеву в патриархах». На очной ставке с Гавриилом Митька отрекся от своих слов, но тень недоверия на Гавриила была брошена. Как утверждал Домецкий в челобитной царю 1701 г., после извета Митьки к нему «напрасна прилипла», и он «без всякаго розыску изгнан <...> и стражду десятой год»11. В 1691 г. опального симоновского архимандрита было велено сослать в Валдайский Иверский монастырь.
Среди бумаг этого монастыря сохранились неизвестные документы, любо-2 пытные для характеристики некогда обласканного государями, а затем опального архимандрита12. 6 марта 1691 г. на новгородском подворье Иверской оби-^ тели было получено известие от монастырских властей о том, что по царскому « указу и по патриаршей грамоте к ним привезен «Симонава монастыря бывшей архимандрит Гавриил Домецкой, и велено ему быть. в братстве и пищею кор-^ мить и поить по обыкновению монастырскому»13. С самого начала высокопо-5§ ставленный ссыльный доставлял много хлопот, и о его содержании приходи-& лось запрашивать самого патриарха. В декабре 1691 г. московский стряпчий в сообщил в монастырь: «А о Домецком еще и по се число указу никакова нет для £ того, что приспел празник Рожества Христова, и на другой день у святейшаго ® как мочно будем, и что ево святительская воля будет, вскоре отпишем»14. § Бывший архимандрит привык жить на широкую ногу и нуждался в деньгах. ^ В 1692 г. монастырские власти известили своего новгородского стряпчего: «...
маия в 22 день по прошению бывшего симоновского архимандрита Гаврилы До-£ мецкова отпустили с ево келейными продажными вещами старца Александра» С
для сбыта их в Новгороде, «чтоб было искусно и не в огласку, а продавать где похочет он Александр, лише б с рук сошло»15. Среди имущества ссыльного были и некие диковины, которые вызвали живой интерес. 22 июля 1693 г. новгородский воевода князь Б. И. Прозоровский прислал в Иверский монастырь «за До-мецкого штуки денег сорок рублев, <...> которые штуки, будучи ты, стряпчей, у нас в Ыверском монастыре, взял и отвез» новгородскому воеводе. Деньги были вручены самому Домецкому. Иверские власти просили разрешения у боярина, «чтоб с тех вышеписанных штук пожаловал велел сресовать иконнику к нам в монастырь х каменному строению, <...> а от нас будет послан ради снимки образца из монастыря моляр»16. По-видимому, речь шла о каких-то рисунках или чертежах зданий, оставшихся у Домецкого после строительства в Симоновом монастыре. Примечательно, что иверские власти решили скопировать «штуки» Г. Домецкого не тогда, когда они были в его келье, а лишь после того как он продал их новгородскому воеводе. Следовательно, они либо не знали о таком важном для них материале, либо сам Домецкий не желал делиться своей тайной. В любом случае, это свидетельствует в пользу того, что ссыльный старец не стремился подладиться к иверскому архимандриту и держался особняком.
В Иверском монастыре Гавриил без конца интриговал и ссорился с братией. В марте 1696 г. в обитель приехал архимандрит Крестного монастыря Ефрем и пустил слух, что с ним едет пристав и везет патриаршую грамоту об освобождении Домецкого и немедленном его возвращении Москву. Ссыльный тут же собрался «ехать к Москве ныне совсем» и послал от себя какое-то «писание» новгородскому воеводе, а также заказал в Новгороде «большую бочку» рейнского вина. Однако иверский архимандрит знал, с кем имел дело, и запросил стряпчего в Новгороде и софийского ризничего иеродиакона Арсения, была ли такая грамота новгородскому митрополиту. Выяснилось, что в действительности грамота была совсем о другом: в ней предписывалось, чтобы Домецкому «в Великом Новегороде от митропольих приказных людей никакой посяшки не было», т. е., напротив, следовало ужесточить режим пребывания опального, а никак не освободить его. Софийский ризничий «подивился» поведению Гавриила и доложил об этом владыке. Архимандриту Ефрему пришлось давать а объяснения, почему «он такие небывалые слова за таким указом говорил, для ^ какова умысла в монастыре учинил смятение»17. ^
Похоже, что бочка вина, купленная для Гавриила, была делом заурядным. | В декабре 1696 г. иверский архимандрит послал новгородскому стряпчему «си- ^ мановского архимандрита Гаврила Домецкого два сосуда скляные в тузиках, -с и тебе б в те сосуды налить у Филиппа Фингалина (стряпчего шведского подворья в Новгороде. — П. С.) апоплетиковой водки, а те сосуды ему знакомы. ^ <...> А прежде сего по вся годы в те сосуды наливалось на полтретья рубли»18. ^ Новый этап в жизни бывшего симоновского архимандрита начался с вос- § шествием на новгородскую кафедру Иова, который обратил внимание на незаурядного ссыльного. В октябре 1697 г. Иов ехал из Москвы на новгородскую я
митрополию и побывал в Иверском монастыре. Иверский настоятель Антоний писал на новгородское подворье, что митрополит видел у него «книгу переводу бывшего симоновского монастыря архимандрита Гаврила Домецкого», и Антоний «тое книгу, переписав, рекся. к нему, преосвященному митрополиту прислать, и. та книга гораздо велика, будет тетратей больше ста». Далее иверский архимандрит сообщил: «И тое книгу ныне у нас в Ыверском монастыре переписывают, только ныне и впредь ей медление будет затем, что он, Домецкой, много чернит и переправливает, а все сказывает, что прозабываетца. Да и сам преосвященный митрополит ево, Домецкого, все понравие знает»19. Замечание настоятеля об известном «понравии» ссыльного не было только следствием негативного отношения к нему иверского архимандрита. Многие, кто сталкивался с Гавриилом Домецким, находили его своенравным, вздорным и себялюбивым.
Одновременно с письмом к новгородскому стряпчему о Домецком архимандрит Антоний написал о том же митрополиту, но иначе изложил причину, по которой списки с переводов не были высланы. Во-первых, Иов приказал сделать для себя списки «Гаврилы Домецкого с ево переводу з дву книг»; и «с тех дву книг уставным письмом в тетрати списано». Эти списки Домецкий взял к себе в келью и никому не показывал. Во-вторых, архимандрит Антоний разузнал, что новгородскому воеводе послана царская грамота, чтобы освободить ссыльного и ехать ему в столицу, «и он, Домецкой, те переписные тетрати хочет увести с собою к Москве»20.
Как видим, причины непослушания Домецкого в этих двух посланиях изложены по-разному. В письме своему стряпчему Антоний сообщил, что переводчик медлит, потому что хочет улучшить текст, а в отписке новгородскому митрополиту Гавриил превратился уже в коварного обманщика, который и не думает выполнять распоряжение владыки. По-видимому, в отписке Иову иверский архимандрит несколько сгустил краски и намеренно выставил До-2 мецкого в невыгодном свете.
о
В дальнейшем иверские власти описывали переводческую деятельность До-^ мецкого в более спокойном тоне, может быть, потому что очередные слухи о вы-« зове ссыльного в Москву вновь не подтвердились: «.сколько тетратей напишут, и те все тетрати берет он, Домецкой, к себе, а врознь к нему, преосвященному ^ митрополиту, и инуды никуда посылать не дает, а сказывает: пока-де всей той 5§ книги он не изготовит, по то время никуда посылать не будет». Однако митро-& полит настаивал на присылке хотя бы части выполненной работы и даже наЦи меревался нарочно послать за тем своего человека в монастырь. Впрочем, уже £ в январе 1698 г. митрополит смягчился и высказал иверскому стряпчему свое ® отношение так: «.для чего-де он, Гаврилий Домецкий, тех тетратей не выдает? § <...> А он, Домецкий, за свое малодушие так сотворяет и на гнев нас приводит. ^ А буде для того, что та книга вся не переписана и тех тетратей не выдает пока совершится совсем, и о том мочно подождать. А буде он, Домецкий, о том станет £ спорить, и мы собою к святейшему патриарху о том ево послушании отпишем»21. С
В 1698 г. Домецкий стал центром еще одного скандала. Из Москвы в Новгород пришла царская грамота из Преображенского приказа, по которой новгородский воевода направил в Иверский монастырь подьячего «для взятья списка з грамоты у бывшего симоновского архимандрита Гаврилы Домецкого, каков список ему дал своей руки Семен Лисицкой, и роспись что каких взятков он Семен у ево Гаврилы взял». Воевода приказал тот список и роспись «из Великого Новаграда послать в Преображенской приказ к ево Семеновым роспросным речам»22. Семен Михайлов Лисицкий был придворным живописцем, через которого, по-видимому, Домецкий в очередной раз пытался вернуться в Москву. Возможно, часть денег, которые ссыльный выручил от продажи своих вещей, он пустил на подкуп С. М. Лисицкого.
Вскоре Домецкому удалось поквитаться с иверским начальством. Архимандрит Антоний и наместник иеромонах Аркадий были уличены в краже монастырской казны и закованы в кандалы — случай из ряда вон выходящий для России XVII в. Бывший симоновский архимандрит оказался в монастыре старшим по чину и самовольно принял на себя временный надзор за обителью до формального назначения нового настоятеля. Сделал он это без согласия большинства братии, чем вызвал в монастыре немалое смятение. 15 апреля 1699 г. новгородский митрополит Иов приказал писать в Иверский монастырь, чтобы братия «оприч архимандрита Гаврила Домецкого» выбрала меж себя нового настоятеля или же владыка сам назначит на это место архимандита Антониева монастыря Тарасия; «а ему, ахримандриту Дамецкому, ныне ни в чем воли не давать»23.
Однако Домецкий, опираясь на нескольких преданных людей, самочинно утвердился в архимандричьей келье и стал писать митрополиту от имени всего монастыря. 17 апреля «архимандрит» Домецкий послал новгородскому митрополиту отписку о том, что в монастыре не оказалось патриаршей грамоты, которая определяла его положение в монастыре как ссыльного. Против самозваного архимандрита выступил иеромонах Лев Куделя, за что тот велел его сковать и выслать к новгородскому митрополиту24.
Иверская братия не смогла выбрать нового настоятеля из своей среды, чему способствовал и Гавриил. Иверские монахи описали ситуацию в монастыре так: С! «А архимандрит Гавриил Домецкий в монастыре меж братии и слуги всякой ^ розсудок чинит за указом преосвященного митрополита и к митрополиту о всем ^ иск елей пишет нашем именем, а мы того не ведаем. И в том у нас в монастыре | меж братии великое смятение»25. Узнав об этом, митрополит Иов «о том на него, ^ Домецкого, вельми скорбен и не велел ему никаких писем, кои придут с Москвы -с и из города, давать и во всем ему отказать, и печати у него взять». Владыка указал: «А что какие вещи он, Домецкой, и платье взял и куды поддел, и о том будет ^ указ с архимандритом, которой в Ыверской монастырь будет поставлен»26. ^
За день до того, как митрополит Иов выразил свою волю о судьбе Домец- § кого, в монастыре изловили тайного посланца самозваного архимандрита. Монахи сообщили: «Апреля в 26 день поимали мы у себя в Ыверском монастыре я
на озере монаха Климонта Биндаса с составным писмом от бывшего Симано-ва монастыря архимандрита Гавриила Домецкого, а послано было то писмо в Великий Новгород к преосвященному Иову митрополиту. И мы, поимав ево, Климонта, то писмо у него вынели, а то писмо было у него под пазухой подшито. И, собрався в трапезе, по совету з братиею, то писмо, роспечатав, прочитали. <...> Да он же, бывшей Симанова монастыря архимандрит Гавриил Домецкий, послал такое ж составное писмо к преосвященному митрополиту со иеромонахом Дорофеем Конем. <...> А иеромонах Дорофей напросился <...>. А знатно, что все есть у него Дорофея с ним, архимандритом, соглашенось»27.
Несмотря на все запреты новгородского владыки, Гавриил вел себя в монастыре как полноправный хозяин. «Обрал у бывших властей платье и всякие келейные вещи, и села Волдая у церковного старосты денги, и у иеродиякона Анфиногена золотые, а где дел, про то нам не ведомо и отповеди ни в чем не чинит», — доносили из монастыря на новгородское подворье28.
Самозванный архимандрит учинил в монастыре переворот. Он посадил на цепь монастырского подьячего Марка Петрова и «приказал быть судьею такому ж, каков и сам, ссылочному священнику Лву Кудели». Иверская братия опасалась, что пропавшие в то время из казенной «шовы» (шкафа. — П. С.) монастырские документы («крепости многие и государские грамоты и зделоч-ные дворянские записи разных лет») коварный Домецкий может использовать в своих целях: «знатно, что хочет дому святому учинить пакость». Когда Гавриил поставил Льва Куделю «судьею, и он, Куделя, по ево, Домецкому, велению без братцкого ведома и без собору крепости вси из приказу выбрал и учинил свой приказ и прибрал подьячих своих». В дальнейшем Домецкий за что-то «розсердился» на Лва Куделю и отослал его в Великий Новгород29.
Подробности борьбы за власть в монастыре сообщил подьячий Марк Петров, посаженный Гавриилом «безвинно в земляную каменную турму для смертного 2 уморительства». Спасая свою жизнь, несчастный подьячий объявил за собой
О -
«слово и дело» о поддельных медных денгах и был доставлен в Новгород. Там ^ он рассказал, что «ссылочной архимандрит Гавриил Домецкой при нем Марке « обирался немалым оборством и велел готовить монастырских лошадей и казен-
ей
ные запасы и хочет ехать ис того Иверского монастыря в ыверскую ж вотчину
^ в Старую Русу неведомо для чего»30.
5§ В мае 1699 г., когда уже было известно, что архимандритом Иверского мона-
& стыря новгородский владыка благословил быть антониевского архимандрита
Ци Тарасия, Домецкий не переставал интриговать и «писал утайкою составные ко-
£ варные писма на обитель святую» и в особенности на тех, кто не позволил ему
® занять место иверского настоятеля: наместника иеромонаха Филарета и каз-
§ начея иеромонаха Варфоломея; «и ныне объявилось писмо ево, архимандрита
^ Гаврила Домецкого руки, на пяти листах»31.
В том же мае 1699 г. новгородский митрополит распорядился отобрать
н у Домецкого «келейную рухлядь» прежних архимандрита Антония и намест-С
ника Аркадия, которую Гавриил «к себе имал». Домецкий и тут поступил своевольно: ключей не отдал и пытался сохранить за собой чужое имущество, в том числе и монастырского подьячего Марка Петрова32. В конце концов низложенному настоятелю пришлось подчиниться, и у него отобрали не только чужое имущество, но и часть его собственного: в 1702 г. новгородский митрополит велел прислать ему из Иверского монастыря «книгу полскую бывшего Си-манова монастыря архимандрита Гавриила Домецкого, которая у вас в монастыре осталась после его в книгохранительнице, а звание той книге Иоанна Турекрамату»33.
В мае 1699 г. из Москвы пришла патриаршая грамота об отправке Домецкого из Иверского монастыря «в сылку в Крестной монастырь»34. Гавриил выехал из монастыря в Новгород 13 июня «с келейной ево рухлядью»35. В июне-июле Гавриил жил в приписном Никольском Ляцком монастыре «сам третей с ссылочным старцом Веньямином да с келейником» и дважды был на благословении у митрополита. Иверские власти жаловались владыке, что содержание ссыльных обходится им недешево, но главное — они надеялись, что смутьяна наконец окончательно заберут от них в другую обитель: «. чтобы ево, Гаврила Домец-кого, взять с наших рук и послать в ыной монастырь, <...> а от него, государи, Гаврила Домецкого, истинно обители святой добра не будет, и ныне несть»36.
Отчаянная борьба Гавриила Домецкого за власть в монастыре в 1699 г. позволяет видеть в нем человека деятельного, властного, настойчивого, способного перешагнуть через многое для достижения своих целей. Иверские монахи, как поляки, составлявшие основу братии, так и русские иноки, не приняли заносчивого Гавриила в свои ряды и категорически не желали иметь его своим архимандритом. Им удалось избавиться от опального вовремя: в июле 1699 г. Петр I, прослышав о смуте в Иверском монастыре, указал его ведать Домец-кому, но было поздно: новый архимандрит Тарасий уже вступил в свои права. Надо полагать, что задержка Гавриила в Ляцком монастыре и две встречи его с новгородским митрополитом Иовом были вызваны тем, что государь хотел использовать ученого и ловкого малоросса для выколачивания средств из богатой Иверской обители. а
Несмотря на неудачу в 1699 г., Гавриил не собирался прозябать в роли ^ ссыльного. В мае 1701 г., во время царского посещения Новгорода, Домецкий ^ подал Петру I «Приветствие» с прославлением государя и «Плач и рыдание, | и истинное оправдание в безвинном страдании»37.
В конце концов Домецкий добился нового назначения: в декабре 1704 г. -а он стал архимандритом Юрьева монастыря в Новгороде38. В письме 19 января 1705 г. стряпчий Успенского Тихвинского монастыря сообщил об этом как ® о свежей новости: «А в Юрьев монастырь по имянному великого государя ука- ^ зу велено бы(ть) в архимандритех Домецкому»39. Распоряжение Петра I о на- § значении Гавриила позволяет думать, что дело решилось в обход новгородского владыки, который был вынужден смиренно принять царскую волю.
В годы настоятельства в Юрьеве Домецкий занялся строительством, к которому, как видно, имел склонность: возобновил соборный храм и пристроил к нему трапезную. Он продолжил полемику в защиту латинской образованности и представил митрополиту Иову свои возражения против труда Евфимия Чудовского, который, напротив, отстаивал преимущество греческого учения над латинским. Гавриил со страстью выступил против оппонента, пренебрежительно отзываясь о греческой и в особенности о московской учености: «Какие у нас дотуду книги бывали? И Библии не бывало, и едва о ней слышали в России: всего лет с 40-к не с большим как Никон, святейший патриарх, завел и с малороссийския Библии, острожской печати, напечатал»40. Пренебрежение к московской традиции не встретило сочувствия у новгородского митрополита. В августе 1708 г. владыка отрешил Домецкого от должности, обвинив его в нерадении и хозяйственных нарушениях. По-видимому, в следующем году Гавриил скончался.
В судьбе Гавриила Домецкого есть любопытная черта: ему легче было ладить с государями, нежели с церковным начальством. Он снискал исключительную милость царя Федора Алексеевича и был на особом счету в годы регентства царевны Софьи. Ему удалось обратить на себя внимание Петра, который в 1699 г. распорядился сделать его архимандритом Валдайского Иверского монастыря (как мы видели, царский указ не был исполнен, потому что государь не знал, что новгородский митрополит уже назначил нового настоятеля). В 1701 г. опальный архимандрит встретил царя приветственной одой и советовал государю пополнить казну за счет введения государственной монополии на бани. В 1704 г. Петр I вернул Гавриила из опалы и своим «имянным» указом сделал настоятелем Юрьева монастыря.
Иначе складывались отношения образованного выходца с Украины с церковными властями. Он свысока смотрел на русских архиереев, по отношению 2 к которым был «величав, укорителен и дерзок», называл их «неуками и невеж-
О
дами», а «Киев паче меры хвалил». В Иверском монастыре Гавриил восстановил против себя едва ли не всю братию. Он писал поучения против пьянства, призывал к беззлобию, наставлял смиренно презирать самого себя, а на деле ^ не мог отказать себе в удовольствии покупать особое вино и жил в монастыре ^ на широкую ногу. Новгородский митрополит Иов поначалу благоволил учено-5§ му малороссиянину, но, узнав его нрав, стал к нему суров и, перевел на новое у место ссылки в Крестный монастырь. Владыка не смел противиться царской Ци воле и поставил Гавриила во главе Юрьева монастыря, но затем обвинил его £ в нерадении и отрешил от должности.
® Духовные пастыри, подобные Домецкому, помогали самодержавной вла-§ сти подчинить церковь. Угодливые к государям и своенравные по отношению ^ к церковному начальству, они пренебрежительно относились к московским традициям и способствовали превращению церкви в послушный элемент абсо-£ лютной монархии.
1 См.: Образцов И. Я. Архимандрит Гавриил и иеродиакон Дамаскин // Духовная беседа. 1865. № 1. С. 20-31; № 2. С. 59-63; № 3. С. 83-96; Яхонтов Иоанн, иером. Иеродиакон Дамаскин, русский полемист семнадцатаго века. СПб., 1884; Браиловский С. Н. К литературной деятельности Гавриила Домецкого // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1904. Кн. 4. С. 17-96; Белоброва О. А. Гавриил Домецкий // Словарь книжников и книжности. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. I. С. 190-191; Дави-денко Д. Г. Гавриил Домецкий // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. X. С. 219-220.
2 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. М., 2007. Стб 151, 198.
3 Там же. С. 462.
4 Дополнения к актам историческим (далее — ДАИ). СПб., 1867. Т. X. С. 84-85.
5 См.: Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008. С. 535-536.
6 О практике учета и расхода денег из опечатанной церковной кружки XVII в. см.: Седов П. В. Успенский Тихвинский монастырь и его архимандрит Боголеп накануне и в первые годы Северной войны. СПб., 2018. С. 43-48.
7 Домецкий Гавриил. «Плач и рыдание, и истинное оправдание в безвинном страдании» // Чтения в Обществе истории и древностей российских (далее — Чтения ОИДР). 1895. Кн. IV. Смесь. С. 9-10.
8 Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова монастыря в Москве // Архитектурное наследство. 1956. № 6. С. 97, 104-105.
9 ДАИ. Т. X. С. 296-297, 448-450.
10 Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. СПб., 1884. Т. I. Стб 506-508.
11 Об этом подробно поведал сам Гавриил в челобитной царю Петру 1701 г. (Домецкий Гавриил. «Плач и рыдание...». С. 7-10).
12 Небольшая часть документов Валдайского Иверского монастыря, относящихся к Гавриилу Домецкому была опубликована — Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею (далее — РИБ). СПб., 1878. Т. V. Стб 924-925, 963-964, 969-975, 980-981, 993-995. Публикация не содержит ссылок на современные архивные номера и поэтому в примечаниях к статье опубликованные документы содержат двойные отсылки на архивные и на опубликованные данные.
13 Архив С.-Петербургского института истории РАН (далее — Архив СПбИИ РАН). Ф. 181. Оп. 1. Д. 4082. Сст. 61. Опубликовано: РИБ. Т. V. Стб 924. Бывшего симоновского архимандрита доставил в Иверский монастырь владычный подьячий, который около месяца находился рядом с ним, возможно, ожидая новых указаний о его дальнейшей судьбе: 31 марта 1691 г. «по указу отца архимандрита Иосифа дано московского патриарша ^ розряду подьячему Ивану Дмитриеву в почесть 3 рубля, как привес по указу великого 2 господина святейшаго патриарха Адриана в Ыверской монастырь Симанова монастыря архимандрита Гаврилу Дамецкого» (Там же. Картон 153. Д. 10. Л. 38 об.). ^
14 Архив СПбИИ РАН. Ф. 181. Д. 4166. Сст. 3. 5
15 Там же. Д. 4211. Сст. 81. я
16 Там же. Д. 4320. Сст. 109. §
17 Там же. Д. 4709. Сст. 32, 44; Д. 4729. Сст. 3 (последний документ опубликован: РИБ. Т. V. ^ Стб 963-964). 8
18 Архив СПбИИ РАН. Ф. 181. Оп. 1. Д. 4709. Сст. 141. о
19 Там же. Д. 4797. Сст. 158. |
20 Там же. Д. 4733. Сст. 15. Опубликовано: РИБ. Т. V. Стб 868-969. ~
21 Архив СПбИИ РАН. Ф. 181. Оп. 1. Д. 4797. Сст. 161-162, 163, 167-168. Э
22 Там же. Д. 4860. Стт. 37. Н2
23 Там же. Д. 4938. Сст. 79. 3
24 Там же. Сст. 85. £
25 Там же. Сст. 90. 13
'Й со
26 Там же. Сст. 94. В черновике отписки с новгородского подворья в монастырь есть зачеркнутая запись, излагавшая слова новгородского владыки о Домецком так: «...что ему ни в чем не ведать и ис келей выйтить вон».
27 Там же. Сст. 95-96, ср.: сст. 97.
28 Там же. Сст. 98.
29 Там же. Сст. 99 — 99 об.
30 Там же. Д. 4985. Сст. 2.
31 Там же. Д. 4997. Сст. 5
32 РИБ. Т. V. Стб 973-975, 980.
33 Там же. Стб 994-995.
34 Архив СПбИИ РАН. Ф. 181. Оп. 1. Д. 4997. Сст. 7.
35 Там же. Д. 5022. Сст. 2.
36 Там же. Д. 5022. Сст. 110, 127, 141-142.
37 Чтения ОИДР. 1895. Кн. IV. Смесь. С. 5-10.
38 Строев П. Списки иерархов. Ст. 46.
39 Архив СПбИИ. Ф. 132. Оп. 1. Картон 154. Д. 2. Сст. 1.
40 Цит. по: Сменцовский М. Братья Лихуды. Опыт изследования из церковнаго просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899. С. 336.
References
BELOBROVA O. A. Gavriil Domeckij // Slovar' knizhnikov i knizhnosti. St Petersburg, 1992. Vyp. 3. CH. I. C. 190-191.
BRAILOVSKIJ S. N. K literaturnoj deyatel'nosti Gavriila Domeckogo [To the literary work of Gavriil Dometsky. In Russ.]. // Izvestiya Otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoj Akademii nauk. 1904. Kn. 4. S. 17-96.
DAVIDENKO D. G. Gavriil Domeckij // Pravoslavnaya enciklopediya. Moscow, 2005. T. X. S. 219-220. DOMECKIJ GAVRIIL. "Plach i rydanie, i istinnoe opravdanie v bezvinnom stradanii" ["Crying and sobbing, and true justification for innocent suffering". In Russ.]. // CHteniya v Obshchestve istorii i drevnostej ^ rossijskih 1895. Kn. IV. Smes'. S. 9-10.
2 Dopolneniya k aktam istoricheskim. [Additions to historical acts. In Russ.]. St. Petersburg, 1867. T. X.
KACNEL'SON R. Ansambl' Simonova monastyrya v Moskve [The ensemble of the Simonov Monastery in Moscow. In Russ.]. // Arhitekturnoe nasledstvo. 1956. N 6. S. 87-106. •gl. OBRAZCOV I. Ya. Arhimandrit Gavriil i ierodiakon Damaskin [Archimandrite Gavriil and Hierodeacon « Damascene. In Russ.]. // Duhovnaya beseda. 1865. N 1. S. 20-31; N 2. S. 59-63; N 3. S. 83-96. K Russkaya istoricheskaya biblioteka, izdavaemaya Arheograficheskoyu komissieyu. [Russian Historical ^ Library, published by the Archaeographic Commission. In Russ.]. St. Petersburg, 1878. T. V. ^ SEDOV P. V. Zakat Moskovskogo carstva: Carskij dvor konca XVII veka. [The sunset of the Moscow 's kingdom: The royal court of the late 17th century. In Russ.]. St. Petersburg, 2008.
o SEDOV P. V. Uspenskij Tihvinskij monastyr' i ego arhimandrit Bogolep nakanune i v pervye gody Severnoj tr1 vojny. [Assumption Tikhvin Monastery and its archimandrite Bogolep on the eve and in the first years of the sl Northern War. In Russ.]. St. Petersburg, 2018.
h SMENCOVSKIJ M. Brat'ya Lihudy. Opyt izsledovaniya iz cerkovnago prosveshcheniya i cerkovnoj zhizni
5 konca XVII i nachala XVIII vekov. [The Likhud brothers. The experience of research from church education and !g church life of the late 17th and early 18th centuries. In Russ.]. St. Petersburg, 1899.
g STROEV P. Spiski ierarhov i nastoyatelej monastyrej rossijskiya cerkvi. [Lists of hierarchs and rectors of (i, monasteries of the Russian Church. In Russ.]. Moscow, 2007.
xE^ YAHONTOV IOANN, ierom. Ierodiakon Damaskin, russkij polemist semnadcatago veka. [Hierodeacon c^ Damascene, Russian polemicist of the seventeenth century. In Russ.]. St. Petersburg, 1884.
H
6
C
Список литературы
Белоброва О.А. Гавриил Домецкий // Словарь книжников и книжности. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. I. C. 190-191.
Браиловский С. Н. К литературной деятельности Гавриила Домецкого // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1904. Кн. 4. С. 17-96.
Давиденко Д.Г. Гавриил Домецкий // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. X. С. 219-220.
Домецкий Гавриил. «Плач и рыдание, и истинное оправдание в безвинном страдании» // Чтения в Обществе истории и древностей российских 1895. Кн. IV. Смесь. С. 9-10.
Дополнения к актам историческим. СПб., 1867. Т. X.
Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова монастыря в Москве // Архитектурное наследство. 1956. № 6. С. 87-106.
Образцов И. Я. Архимандрит Гавриил и иеродиакон Дамаскин // Духовная беседа. 1865. № 1. С. 2031; № 2. С. 59-63; № 3. С. 83-96.
Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1878. Т. V.
Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008.
Седов П. В. Успенский Тихвинский монастырь и его архимандрит Боголеп накануне и в первые годы Северной войны. СПб., 2018.
Сменцовский М. Братья Лихуды. Опыт изследования из церковнаго просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899.
Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. М., 2007.
Яхонтов Иоанн, иером. Иеродиакон Дамаскин, русский полемист семнадцатаго века. СПб., 1884.
П. В. Седов. Гавриил Домецкий — архимандрит Нового времени
Статья посвящена биографии Гавриила Домецкого — видного церковного деятеля конца XVII — начала XVIII в. Выходец с Украины, он сумел благодаря своему образованию и выдающимся личным качествам стать настоятелем двух столичных монастырей (Данилова и Симонова) и новгородского Юрьева монастыря. На основе новых архивных данных рассмотрено пребывание Домецкого в ссылке в Валдайском Иверском монастыре, проанализировано его отношение к царской и церковной власти. Автор приходит к выводу, что Петр I использовал Домецкого и подобных ему церковных деятелей как послушный инструмент для подчинения русской церкви.
Ключевые слова: Гавриил Домецкий, церковная реформа Петра I, Валдайский Иверский монастырь, новгородский митрополит Иов.
P. V. Sedov. Gavriil Dometsky — Archimandrite of the Modern Era
The article deals with the biography of Gavriil Dometsky, a prominent church figure of the late 17th — ^
early 18th century. Coming from Ukraine, he was able, thanks to his education and outstanding personal g
qualities, to become the rector of two metropolitan monasteries (Danilov and Simonov) and the Novgorod C-
Yuryev Monastery. Based on new archival data, the author investigated stay of Dometsly in exile in the Valdai ^
Iversky Monastery, and analysed his attitude to the tsarist and church authorities. The scholar comes to the r-^
conclusion, that church leaders such as Dometsky provided the help to Peter I to subjugate the Russian church с
and turn it into an obedient instrument of autocratic power. g
Key words: Gavriil Dometsky, church reform of Peter I, Valdai Iversky monastery, Novgorod Metropolitan ^
Iov. 8
о
Седов, Павел Владимирович — д. и. н., заведующий Отделом древней истории России Санкт- .jg
Петербургского института РАН. К
Sedov, Pavel Vladimirovich — Doctor of Sciences (History), Head of Medieval Russian history Division ¡^
of the St. Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences. -o
E-mail: sedovpv@rambler.ru c3
Рч Я
•з
со