Научная статья на тему 'Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга'

Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петр I / Северная война / С.‑ Петербургская крепость / Петропавловский собор / Троицкий собор / Полтавское сражение / Peter I / Northern War / St. Petersburg Fortress / Peter and Paul Cathedral / Trinity Cathedral / Poltava battle

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николай Равильевич Славнитский

В работе предполагается рассмотреть церковные церемонии в С.‑ Петербурге, на которых присутствовал Петр I. Первоначально они проходили в Петропавловском соборе, а после 1712 г. (когда началась перестройка собора) — в Троицком соборе. Основная цель статьи — выделить основные праздники того времени, проследить развитие их церемониала, а также рассмотреть поведение царя на этих церемониях. В тех случаях, когда Петр I находился в С.‑ Петербурге, он неизменно присутствовал на церковных церемониях, которые являлись частью викториальных, церковных, а также светских праздников. К первым относились церемонии празднования побед российских войск в сражениях Северной войны, а также годовщины наиболее значимых викторий (под Полтавой, Лесной, Гангутом). Основными религиозными праздниками были Рождество, Крещение и Пасха, а из светских наиболее значимым в петровское царствование стало празднование нового года 1 января. Из записок иностранных дипломатов того времени известно, что Петр I не только присутствовал на указанных церемониях, но и сам принимал в них активное участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peter I at ceremonies in the Peter and Paul and Trinity Cathedrals (St. Petersburg)

The work is supposed to consider church ceremonies in St. Petersburg, which were attended by Peter I. Initially, they took place in the Peter and Paul Cathedral, and after 1712 (when the reconstruction of the cathedral began) — in the Trinity Cathedral. The main purpose of the article is to highlight the main holidays, trace the development of the ceremonial, and also consider the behavior of the king at these ceremonies. In those cases when Peter I was in St. Petersburg, he invariably attended church ceremonies, which were part of the victorious, church, and also secular holidays. The first included the ceremonies of the victories of Russian troops in the battles of the Northern War, as well as the anniversaries of the most significant victories (near Poltava, Lesnaya, Gangut). Religious holidays were annual — Christmas, Epiphany and Easter. And of the secular, the most significant in his reign was the celebration of the new year on January 1. Moreover, it is known from the notes of foreign diplomats of that time that Peter I not only attended these ceremonies, but also took an active part in them himself.

Текст научной работы на тему «Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (13) 2023

Н.Р. Славнитский

Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга

УДК 94(470)+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_25 EDN UQIAYC

Аннотация: В работе предполагается рассмотреть церковные церемонии в С.-Петербурге, на которых присутствовал Петр I. Первоначально они проходили в Петропавловском соборе, а после 1712 г. (когда началась перестройка собора) — в Троицком соборе. Основная цель статьи — выделить основные праздники того времени, проследить развитие их церемониала, а также рассмотреть поведение царя на этих церемониях. В тех случаях, когда Петр I находился в С.-Петербурге, он неизменно присутствовал на церковных церемониях, которые являлись частью викториальных, церковных, а также светских праздников. К первым относились церемонии празднования побед российских войск в сражениях Северной войны, а также годовщины наиболее значимых викторий (под Полтавой, Лесной, Гангутом). Основными религиозными праздниками были Рождество, Крещение и Пасха, а из светских наиболее значимым в петровское царствование стало празднование нового года 1 января. Из записок иностранных дипломатов того времени известно, что Петр I не только присутствовал на указанных церемониях, но и сам принимал в них активное участие.

Ключевые слова: Петр I, Северная война, С.-Петербургская крепость, Петропавловский собор, Троицкий собор, Полтавское сражение.

Об авторе: Николай Равильевич Славнитский

Кандидат исторических наук, архивист научно-ведомственного архива Государственного музея

истории Санкт-Петербурга.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1590-9423

Для цитирования: Славнитский Н. Р. Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (13). С. 25-31.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (13) 2023

Nikolay R. Slavnitsky

Peter I at ceremonies in the Peter and Paul and Trinity Cathedrals (St. Petersburg)

UDC 94(470)+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_25 EDN UQIAYC

Abstract: The work is supposed to consider church ceremonies in St. Petersburg, which were attended by Peter I. Initially, they took place in the Peter and Paul Cathedral, and after 1712 (when the reconstruction of the cathedral began) — in the Trinity Cathedral. The main purpose of the article is to highlight the main holidays, trace the development of the ceremonial, and also consider the behavior of the king at these ceremonies. In those cases when Peter I was in St. Petersburg, he invariably attended church ceremonies, which were part of the victorious, church, and also secular holidays. The first included the ceremonies of the victories of Russian troops in the battles of the Northern War, as well as the anniversaries of the most significant victories (near Poltava, Lesnaya, Gangut). Religious holidays were annual — Christmas, Epiphany and Easter. And of the secular, the most significant in his reign was the celebration of the new year on January 1. Moreover, it is known from the notes of foreign diplomats of that time that Peter I not only attended these ceremonies, but also took an active part in them himself.

Keywords: Peter I, Northern War, St. Petersburg Fortress, Peter and Paul Cathedral, Trinity Cathedral, Poltava battle.

About the author: Nikolay Ravilievich Slavnitsky

Candidate of historical sciences, archivist of the scientific-departmental archive of the State Museum

of the History of St. Petersburg.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1590-9423

For citation: Slavnitsky N. R. Peter I at ceremonies in the Peter and Paul and Trinity Cathedrals (St. Petersburg). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 1 (13), pp. 25-31.

* Photos provided by the author. 26

Вопрос о присутствии Петра I на различных церковных церемониях в отечественной историографии освещен мало и мы в предлагаемой работе постараемся восполнить это упущение. Основное внимание будет сосредоточено на богослужениях в двух храмах С.-Петербурга — Петропавловском соборе в С.-Петербургской крепости и Троицком соборе на одноименной площади. Именно там царь бывал чаще всего. Известия о его участии в церемониях немногочисленны. Они содержатся в кратких записях (без подробностей) в различных «походных журналах» Петра I и в «повседневных записках» А. Д. Меншикова, а также в записках иностранных дипломатов — Ю. Юля, Ф.-Х. Вебера. Ф. Берхгольца, которые находились в С.- Петербурге в разное время. Сведения, происходящие из записок иностранцев очень интересны, поскольку в них содержатся не только упоминания о церемониях, но и подробности поведения царя во время богослужений.

Датский посланник Юст Юль прибыл в С.-Петербург в конце марта 1710 г., и первой церемонией, которую он мог наблюдать в городе на Неве, стало празднование Пасхи. В тот день (9 апреля) он сопровождал Петра I на литургию, проходившую в Петропавловском соборе. Однако, богослужение дипломат описал очень кратко, по сути дела он лишь отметил, что царь на нем присутствовал1. В начале мая гонец привез известие о мире с Османской империей, и Ю. Юль зафиксировал в своем дневнике, что он направился в собор поздравить царя с этим событием. По этому поводу в соборе проходила служба и там Ю. Юль «снова сделал наблюдение, что мужчины (в церкви) стоят внизу, а женщины наверху, на хорах. Ни игры на органе, ни другой (музыки) в русских церквах не бывает». Царь, по его словам, «стоял среди многочисленных певчих и пел с ними, точно сам был одним из церковнослужителей»2.

27 июня праздновалась годовщина победы российских войск под Полтавой. «Царь сам вышел к Преображенскому полку, построившемуся за крепостью Санкт-Петербург, и, сделав различные распоряжения относительно того, как Преображенский и Семеновский полки должны расположиться кругом на площади, пошел в собор; там стал по обыкновению среди певчих, (в хоре которых) звучно и отчетливо пел; сам вышел с Библиею в руках и, стоя в царских вратах, довольно громким голосом прочел перед всею паствой главу из послания Павла к Римлянам, после чего снова присоединился к певчим, которые пели, сойдясь вместе посреди (храма). Когда обедня кончилась, царь со всею свитой вышел на площадь к названным полкам, расположенным кругом»3. Возможно, это происходило в Троицком соборе.

В своем дневнике датский посланник описал также венчание карликов, которое происходило в Петропавловском соборе в ноябре 1710 г. Это был обычный обряд венчания, Петр I подвел жениха к венцу4.

Отметим еще один момент: в «Походном журнале» Петра I за 1712 г. отмечено, что 8 июня «заложили каменную церковь в Санкт-Питербурхской крепости»5. Речь шла о начале перестройки Петропавловского собора в камне, и, скорее всего, Петр I сам принимал участие в данной церемонии. С этого времени все торжественные мероприятия (в том числе и богослужения) стали проходить на Троицкой площади (и в Троицком соборе).

В 1713 г. годовщина Полтавской победы совпала с приездом персидского посла: «В 27 день июня, то есть в день Полтавской баталии приехал в Питербурх посол Персицкой и с подарками; он был с купчиною на яхте, а прочие с зверми и птицами на других судах. Его величество и господа сенаторы и прочие жители Питербурхские встречали все, в буерах отъехав, близ Канец; а как доехали до города, тогда стреляли из пушек и оной посол перевезен на квартиру, а его величество изволил поехать

1 Записки Юста Юля, датского посланника пари Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001. С. 158-159.

2 Там же. С. 163-164.

3 Там же. С. 188.

4 Там же. С. 221-222.

5 Походный журнал 1712 г. СПб., 1912. С. 56.

Часовня на Троицкой площади

на Петровский остров. Того ж числа в вечеру на площади был огненной фейверок и зажигали один план, потом пущали люст-кугели и ракеты»6.

К слову отметим, что службы в Петропавловском соборе (точнее — в деревянной церкви, которая сохранялась внутри строившегося каменного собора до 1720 г.) тоже проводились церковные службы, только они не были «торжественными»7.

Наиболее масштабными в те годы стали празднования победы при Гангуте (1714 г.), когда захваченные шведские суда торжественно вводили в Неву, трофейные знамена относили в деревянную церковь, остававшуюся внутри строившегося каменного Петропавловского собора, на Троицкой площади организовывались народные гуляния, а в Троицком соборе — благодарственные молебны8. Петр I, естественно, принимал участие в этих церемониях, но в качестве контр-адмирала — роль царя исполнял «князь-кесарь» Ф. Ю. Ромодановский, которому «Петр Михайлов» официально вручил рапорт о сражении9. Тем не менее, не подлежит сомнению, что Петр I во время церемоний был и в Петропавловском, и в Троицком соборах.

Отметим, что перед походом в Финляндию в том году состоялся молебен в Троицком соборе, на котором присутствовал и Петр I (в качестве контр-адмирала): «9 мая господин контра-адмирал и адмирал граф Апраксин и протчие генералы и министры слушали обедню у церкви Троицкой. И после обедни, по совершении молебна, сели на галеры, которые в готовности стояли по реке Неве, и потом палили из пушек с галер и с фартеций и пошли по шквадрам в поход...»10

6 Походный журнал 1713 г. СПб., 1913. С. 32.

7 Повседневные записки делам князя А. Д. Меншикова. 1716-1720, 1726-1727 гг. // Российский архив. Вып. 10. М., 2000. С. 31, 50.

8 Походный журнал 1714 г. СПб., 1913. С. 47.

9 Башуцкий А.П. Панорама Санкт-Петербурга. Ч. I. СПб., 1834. С. 126-128.

10 Походный журнал 1714 г. СПб., 1913. С. 51.

В записках иностранцев также неоднократно отмечалось, что царь посещал церковь в день наступления нового года. В записках Ф.-Х. Вебера упоминается 1 января 1717 г.: «При наступлении дня нового года по новому календарю, царь в 4 часа утра отправился в церковь, и так как день этот считается одним из самых больших праздников, то царь сам пел в церкви и читал пред алтарем Апостол, что обыкновенно делает он теперь со времени упразднения патриаршества»11.

У Ф.-Х. Вебера есть и описание празднования дня Богоявления (Крещения): «Утром в 7 часов началось богослужение, продолжавшееся до 10-ти, а между тем 7 батальонов Преображенского полка вышли на замерзшую реку Неву и построились там в каре. Его Царское Величество, в кафтане начальника гвардии, и царевич, в качестве ее сержанта, сами присутствовали тут. Посреди каре вырублена была во льду прорубь, и вокруг нее возведена красная беседка или палатка, со сводами, сходящимися на верху»12. Таким же образом церемония этого праздника проходила и в последующие годы13.

О праздновании Нового года в журналах Петра сообщают лишь краткие записи: «1 генваря господин вице-адмирал слушал обедню у Троицы и после обедни палили из пушек с фартеции»14. Но это позволяет утверждать, что в тех случаях, когда Петр I находился в С.-Петербурге, он неизменно присутствовал на богослужении в Петропавловском и затем в Троицком соборах.

В Записках Ф.-Х. Вебера зафиксировано участие царя в печальной церемонии — похоронах царевича Алексея Петровича. По его словам, гроб с телом царевича был выставлен для прощания в Троицкой церкви, там же проходило отпевание, после чего 11 июля «вечером, в сопровождении царя, царицы и всех придворных чинов, тело покойного из церкви св. Троицы снова перенесено в крепость, в тамошнюю соборную церковь (то есть, в Петропавловский собор — Н. С.), где и положено в погребальном склепе, рядом с блаженной памяти его супругою. Царь и все остальные провожатые в этой печальной процессии держали в руках маленькие горящие восковые свечи, но все были без траурных мантий, и только одни дамы одеты были в черных тафтяных платьях»15.

В Троицком соборе также проходили богослужения в день св. ап. Андрея Первозванного, на которых царь, по возможности, тоже присутствовал. Это, в частности, отмечается 30 ноября 1717 г.16 В том же храме проводились и службы в день победы под Полтавой17.

В 1718 г., когда царь оказался в С.-Петербурге, празднование годовщины Полтавской победы было торжественным: «Прибыли к Троице, где и царское величество быть изволил, которого поздравляя бывшею под Полтавою баталиею, слушали литоргию. По отпуске оной его царское величество и его светлость и прочие господа офицеры вышли в строй и дан был по батальонам залф, между тем с болварков палили из пушек. Потом прибыли на Почтовый двор, где учреждены были столы, и по малых разговорех кушали. После кушанья прибыли в сад его царского величества, где довольно веселились»18.

Годовщины победы при Лесной праздновались там же. 28 сентября 1718 г. в «Журнале Санкт-Петербургской крепости» отмечено, что в день победы при деревне Лесная была пушечная пальба со стен крепости, гвардейские полки были построены в параде на Троицкой площади, «на городу» (то есть, в крепости) был поднят штандарт (это всегда делали в праздничные дни), а его царское величество «изволил быть у обедни у Троицы». Кроме того, при этом служился благодарственный молебен19.

11 Записки о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера // Русский архив. 1872. № 6. Стлб. 1149-1150.

12 Там же. Стб. 1151.

13 Немиров Г.А. Троицкий собор что на Петербургской стороне. СПб., 1905. С. 163-164.

14 Походный журнал 1715 г. СПб., 1913. С. 9.

15 Записки о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера // Русский архив. 1872. № 8. Стлб. 1457.

16 Повседневные записки делам князя А. Д. Меншикова... С. 179.

17 Там же. С. 234.

18 Там же. С. 234.

19 Журнал Санкт Петербургской крепости // Отдел рукописей Библиотеки Российской Академии наук. Ф. 57. № 31.7.14. Л. 41.

Петропавловская крепость

Любопытные сведения были зафиксированы в повседневных записках делам князя А. Д. Меншикова 30 августа 1719 г. (то есть, в день памяти св. Александра Невского): «В 30 день, отслушав утреннее пение, отъехал к его царскому величеству. И по розговорех прибыв в дом свой, мало мешкав паки отъехал. И быв в Питербурх-ской крепости, отшел к Троице в церковь, куда изволил прибыть его царское величество. И слушав святую литоргию и благодарной молебен о счастливом его царского величества возвращении з довольною пушечною стрельбою, потом отошел в Питер-бурхскую крепость к его сиятельству князю И. Ф. Ромодановскому»20.

18 октября 1719 г. Петр I вместе с А. Д. Меншиковым был в Троицкой церкви, где они слушали литургию в память победы под Калишем21.

Так же торжественно (в присутствии Петра I) отмечали годовщину Полтавской победы и 27 июня 1720 г.: «В праздник Святого Самсона странноприимца его величе-сто изволил быть у обедни в церкви святой троицы и как на литоргии стали читать Евангелие палили с города из 33 пушек по окончании литоргии из 43 по благодарном молебне из 53 пушек, потом лейб гвардии палили из мелкаго ружья, беглым огнем три раза которые были в строю у Троицы на площади между оными залпами палили из полевых Преображенских пушек три ж раза переменяясь с бегучим огнем помянутой строй лейб гвардии. на городу стоял штандарт фрегат швецкой был убран на Неве разными флагами»22.

Ф.-В. Берхгольц вскоре после своего приезда в С.-Петербург весной 1721 г. записал в своем дневнике: «Кроме этих двух церквей, то есть крепостной и адмиралтейской, самые красивые здесь — церковь Св. Троицы и та, которую выстроил князь Меншиков на Васильевском острове, недалеко от своего дома. Последняя каменная, но первая, находящаяся по ту сторону реки, у здания Коллегий, деревянная с широкою открытою

20 Повседневные записки делам князя А. Д. Меншикова. С. 326.

21 Там же. С. 335.

22 Журнал Санкт-Петербургской крепости. Л. 78.

колокольнею, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие сами собою через каждую четверть часа "Господи, помилуй". Ее обыкновенно посещает царь во время богослужений»23. Далее он высказался и о Петропавловском соборе: «Крепостная церковь, как я уже сказал, самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм еще не совсем отделан»24.

4 августа в столице было получено известие о заключении Ништадтского мира и окончании Северной войны. Петр I, по словам Ф-В. Берхгольца, находился в это время в Троицком соборе, «где совершалось благодарственное молебствие»25. А 10 сентября в С.-Петербурге начались празднества по случаю заключения мира. Они также подробно описаны Ф.-В. Берхгольцем, в его дневнике упомянуто богослужение в Троицкой церкви, проходившее в присутствии царя26.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. В тех случаях, когда Петр I находился в С.-Петербурге, он неизменно присутствовал на церковных церемониях, которые являлись частью викториальных, церковных, а также и светских праздников. К первым относились церемонии празднования побед российских войск в сражениях Северной войны, а также годовщины наиболее значимых викторий (под Полтавой, Лесной, Гангутом). Основными религиозными праздниками были Рождество, Крещение и Пасха, а из светских наиболее значимым в петровское царствование стало празднование нового года 1 января. Из записок иностранных дипломатов того времени известно, что Петр I не только присутствовал на указанных богослужениях, но и сам принимал в них активное участие. Эти службы проходили в Петропавловском соборе, а с 1712 г. (когда началась перестройка Петропавловского собора в камне) — в Троицком соборе на одноименной площади.

Источники и литература

Источники

1. Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера Берхгольца // Неистовый реформатор. М., 2000.

2. Вебер Ф.-Х. Записки о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера // Русский архив. 1872. № 6. Стлб. 1057-1168; № 8. Стлб. 1334-1457.

3. Журнал Санкт-Петербургской крепости // Отдел рукописей Библиотеки Российской Академии наук. Ф. 57. № 31.7.14.

4. Записки Юста Юля, датского посланника пари Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001. С. 14-364.

5. Повседневные записки делам князя А. Д. Меншикова. 1716-1720, 1726-1727 гг. // Российский архив. Вып. 10. М., 2000.

6. Походный журнал 1712 г. СПб., 1912.

7. Походный журнал 1713 г. СПб., 1913.

8. Походный журнал 1714 г. СПб., 1913.

Литература

9. Башуцкий А. П. Панорама Санкт-Петербурга. Ч. I. СПб., 1834.

10. Немиров Г.А. Троицкий собор что на Петербургской стороне. СПб., 1905.

23 Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера Берхгольца // Неистовый реформатор. М., 2000. С. 175.

24 Там же. С. 176.

25 Там же. С. 205.

26 Там же. С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.