УДК 323.2
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-5-87-94
ПЕТР I КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР PETER I AS AN OUTSTANDING POLITICAL LEADER
С. Д. Мезенцев, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва [email protected]
S. Mezentsev, Moscow State (National Research) University of Civil Engineering, Moscow
И. С. Мезенцев, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва [email protected]
I. Mezentsev,
Moscow State (National Research) University of Civil Engineering, Moscow
Рассмотрена роль личности в истории на примере российского царя, а затем императора, инженера и строителя Петра I. Использованы следующие методы: анализ документов, историко-генетический, биографический. Особое внимание уделено особенностям формирования личности Петра I в его детские, юношеские годы и в молодости в конкретно-исторических условиях, на Родине и в ходе поездки в ряд европейских государств в составе Великого посольства. Отмечено, что стремление к учебе проявилось у будущего царя еще в раннем детстве. Низкий уровень образования и обучения ремеслу на Родине в значительной степени был компенсирован голландскими, немецкими и английскими учителями и мастерами. Зарубежная поездка дала возможность Петру I приобрести опыт, теоретические и эмпирические знания, которые он смог вместе со своим народом применить на практике, создав могучую российскую державу, построив Санкт-Петербург, открыв новые научные учреждения и технические учебные заведения. Сделан вывод, что, несмотря на возражения критиков, Пётр I является уникальной исторической личностью, выдающимся политическим деятелем
Ключевые слова: Пётр I; Великое посольство; образование; наука; техника; строительство; роль личности в истории; методология; биографический метод; анализ документов
The role of an individual in history is examined on the example of the Russian tsar, and then the emperor, professional engineer and builder of Peter I. The analyses of documents, historical and genetic biographical methods are used. Particular attention is paid to the peculiarities of Peter I personality formation in his childhood, adolescence and in his youth in specific historical conditions, at home and during a trip to a number of European countries as a part of the Grand Embassy. It is noted that the desire for learning manifested itself in the future king and emperor in early childhood. The low level of education and training in the homeland was largely compensated by Dutch, German and English teachers and craftsmen. The foreign trip enabled Peter I to gain experience, theoretical and empirical knowledge, which he was able to put into practice with his people, creating a mighty Russian power by building a new capital — St. Petersburg, opening many new scientific institutions and technical educational institutions. It is concluded that, despite the objections of critics, Peter I is a unique historical figure, an outstanding politician
Key words: Peter the Great; Great Embassy; education; science; technology; building; role of an individual in history; methodology; biographical method; analysis of documents
87
© С. Д. Мезенцев, И. С. Мезенцев, 2018
ведение. В научной литературе продолжается спор о роли личности в истории [5; 11—13; 24; 28]. При этом спектр рассуждений весьма широк: от абсолютизации ее роли на примере таких выдающихся деятелей, как А. Македонский, Наполеон, Сталин, до полного сведения ее роли к «нулю», когда она является «послушным» исполнителем народных масс. Главная причина такого разброса мнений состоит в том, что в истории мы действительно находим самые разные примеры ее роли. Если выдающиеся исторические личности оказали существенное влияние на развитие многих народов мира, если малоизвестные личности, наоборот, сошли с исторической авансцены, не оказав практически никакого влияния на развитие какого-либо народа, то в большинстве случаев мы имеем дело с взаимосвязанными ролями личности и народа. По нашему мнению, наивысший результат достигается тогда, когда личность и народ действуют вместе.
Одним из таких ярких примеров является, несомненно, личность Петра I Алексеевича (1672—1725), последнего царя всея Руси (с 1682 г.) и первого императора России (с 1721 г.). Пётр I — выдающийся государственный деятель, весьма талантливый и трудолюбивый человек, обладавший силой воли, чрезвычайно активный и деятельный, вовлекший в военную и трудовую деятельность огромные массы населения. Важным для царя являлось служение России, а не прославление и возвышение собственной персоны. Он был упорным в достижении целей, не терял крепости духа при временных поражениях, умел извлекать уроки и учиться на своих и чужих ошибках [3; 6; 15; 18; 19; 21; 22; 30].
Методология и методика исследования. Использованы следующие исторические, социологические и психологические методы: анализ документов, историко-ге-нетический и биографический методы.
Историко-генетический метод нацелен на изучение генезиса конкретных исторических явлений и анализ причин их изменения. Отправным пунктом в статье является та конкретно-историческая ситуация,
в которой формировалась и развивалась личность Петра I. Затем исследуются изменения конкретно-исторических условий и преобразования, осуществленные Петром I в России.
Анализируя документы, можно получить сведения о прошедших событиях, за которыми наблюдение уже невозможно. Источником информации являются учебники по истории, монографии, статьи, доклады, царские и императорские указы, распоряжения, а также рисунки, фото- и видеоматериалы.
Биографический метод — метод, при помощи которого изучается, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека, стиль его жизни, адаптация в социальной среде и влияние на нее. Психологические черты Петра I исследуются в историческом контексте и их индивидуальном развитии. Авторами статьи изучались биография Петра I, свидетельства современников о нем, письма.
Результаты исследования. Проанализировав жизнь и деятельность Петра I, необходимо отметить, что его жизненный старт был не очень удачным. Главным виновником в низком гуманитарном образовании будущего великого царя и императора, в частности, писавшего с ошибками и имевшего бедный словарный запас, был тогдашний патриарх Иоаким. Бездумно борясь с «латинизацией» и «иноземным влиянием», Иоаким приложил значительные усилия, чтобы от Петра I отстранить учеников Симеона Полоцкого, обучавших его старших братьев, и добился, чтобы будущего царя и императора воспитывали и учили малограмотные дьяки А. Нестеров и Н. Зотов.
Поскольку в то время в России еще не было ни средних школ, ни университетов, Петр I, как и все подданные российского государства, не имел возможности на Родине получить ни среднее, ни высшее образование [2; 8]. Тогда лишь немногие представители духовенства, боярства и купечества были грамотными людьми. Однако, благодаря стремлению к знаниям, любознательности, хорошей памяти, высокой работоспособности и усердному труду, Петр I
со временем смог восполнить пробелы в своем базовом образовании. Эти качества помогли ему сначала освоить немецкий, а впоследствии голландский, английский и французский языки.
Большую роль в обучении Петра I сыграли иностранные и дворцовые мастера, которые научили его многим ремеслам: столярному, токарному, оружейному, кузнечному и др.; привили ему интерес к техническим знаниям и инженерной деятельности.
С участием иностранных специалистов Петр I на берегу Яузы строил «потешный городок», где сам трудился, рубил бревна, устанавливал пушки. На Плещеевом озере он заложил первую в России верфь для строительства судов; на воронежских верфях, где трудились голландские мастера, строил корабли для взятия крепости Азов. Знания и навыки в различных областях, в том числе в инженерной деятельности, Петр I постоянно пополнял.
Понимая, что Россия значительно отстает от ведущих европейских стран в научном, техническом и экономическом развитии, в 1697 г. он первым из русских царей совершил продолжительную зарубежную поездку. В 1697 г. Петр I сформировал Великое посольство (примерно 250 человек), которое должно было посетить Курляндию, Пруссию, Речь Посполитую, Священную Римскую империю, Голландию, Англию, Австрию, Венецию и другие европейские страны [1; 7; 16; 25; 32]. В составе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайлова за границу отправился сам Пётр I. Реализация внешнеполитических целей и задач, приобретение научных знаний, получение военного и инженерного опыта было необходимо для осуществления модернизации страны, создания могущественного государства и достижения победы в войне с Османской империей.
Великому посольству предстояло отправиться в Голландию, вызвавшую интерес у Петра I. Отметим, что при его отце, царе Алексее Михайловиче, в Москве трудилось немало голландских ремесленников. Поэтому не случайно в морском деле его первыми учителями были голландцы,
в частности, Корт и Тиммерман. Под руководством последнего Петр I учился строить корабли, старательно изучал не только военные науки, но и арифметику, геометрию.
В Голландии Петра I интересовал, прежде всего, Заандам, славившийся большим количеством верфей и кораблестроительных мастерских. Там он под именем бомбардира Петра Михайлова устроился работать на верфи Линста Рогге. Спустя некоторое время Петр I вернулся в Амстердам, где при поддержке бургомистра Вит-зена получил разрешение на работу на верфях Ост-Индской компании. За успешное овладение знаниями кораблестроения ему выдали аттестат плотника-корабела.
Голландцы были поражены увлечениями и деятельностью молодого русского царя Петра I. Его интерес к кораблестроению вдохновил их к тому, чтобы заложить для русских гостей на амстердамской верфи новый фрегат под названием «Святые апостолы Петр и Павел». В его постройке активно участвовал и царь. Фрегат спустили на воду 16 ноября 1696 г.
В Голландии Петра I интересовало не только кораблестроение. Он посещал госпитали, фабрики, мастерские, учился всякому ремеслу. Например, изучил механизм ветряной мельницы, освоил технологию гравировки.
Несмотря на то, что в Голландии Петр I вместе с другими участниками посольства приобрел большой опыт в строительстве кораблей, он остался не вполне удовлетворенным работой голландских учителей и наставников. Причина недовольства заключалась в том, что голландские мастера не смогли показать на чертеже корабельную архитектуру, «пропорции корабельной». От одного англичанина Петр I узнал, что «въ Англш, ия архитектура такъ въ совершен-ствЪ, какъ и друпя, и что краткимъ време-немъ научиться можно», и «немедленно въ Англто поЪхал и тамъ черезъ четыре месяца оную науку окончить» [3. Т. 1. С. 182].
Голландцы знали инженерную практику кораблестроения, но этого было недостаточно, чтобы быстро создать и развивать кораблестроение в России. Петр I понимал,
что кроме инженерной практики важно освоить теорию строительства кораблей.
В тот период только англичане владели этой теорией, что было обусловлено бурным развитием в Англии философского и научного знания. Английские философы и ученые Р. Бэкон, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Ньютон, с которым встречался Петр I, внесли огромный вклад в развитие не только эмпирического (экспериментального), но и теоретического знания в становление новоевропейской науки, вследствие чего Англия «вырвалась вперед» по сравнению с остальными странами мира. Поэтому Петр I решил отправиться в Англию.
Приплыв в Англию, он сначала остановился в Лондоне, а потом находился в основном в Дептфорде, где продолжал осваивать кораблестроительное дело на королевской верфи. Его руководителем являлся известный английский политик и кораблестроитель Энтони Дин (старший). Изучая корабельную архитектуру и чертежи кораблей, Петр I окончил теоретический курс кораблестроения.
В Англии Петр I изучал мастерские, арсеналы, доки, музеи; посетил Гринвичскую обсерваторию, Английское королевское общество, Оксфордский университет, Монетный двор. Особенно его интересовали, как и в Голландии, военные корабли, их устройство и технические характеристики.
Как писал В. О. Ключевский, «попав в Западную Европу, он (Петр I — М. С.), прежде всего, забежал в мастерскую ее цивилизации... Когда он в августе 1698 г. возвращался в отечество., Западная Европа должна была представляться ему в виде шумной и дымной мастерской с её машинами, молотками, фабриками, пушками, кораблями и т. д.» [11. С. 169—171]. Петр I убедился, насколько технологическое развитие, модернизация важны для экономического могущества, национальной безопасности и защиты суверенитета России [10; 14; 17; 27].
Оценивая результаты деятельности Великого посольства, следует подчеркнуть важность данного исторического события
для Петра I. Пребывание в ведущих европейских державах (Голландии и Англии), в которых к тому времени протестантизм завоевал господствующие позиции и свершились буржуазные революции, позволило ему получить высшее инженерное образование. Он приобрел ценные научные знания, положил начало развитию научной работы, исходя из глубокого понимания ее государственной пользы. Это заложило прочную основу технологического превосходства России над Турцией и Швецией.
Зарубежный опыт пригодился Петру I не только при дальнейшем развитии флота, но и при строительстве отвоеванного у Швеции устья Невы и прилегающих территорий нового стольного града — Санкт-Петербурга (первоначальное название Санкт-Пи-тер-Бурх, в честь святого апостола Петра, являлось имитацией голландского произношения Sint-Petersburg; в 1720 г. название города изменили на Санкт-Петербург, близкое к немецкому Sankt Petersburg). Здесь возводились кирпичные здания светского назначения, прямые, вымощенные камнями улицы освещались фонарями, создавались обширные парки, площади и бульвары, строились каналы. Возведение города осуществлялось по заранее разработанному архитекторами и утвержденному властями плану. При Петре I город стал средоточием градостроительных новшеств, монументальных сооружений как военного, так и гражданского назначения [20; 23; 31].
Петр I принимал активное участие в строительстве нового города, в частности, по его чертежам заложены и возведены новая крепость — Адмиралтейство и артиллерийский форт Кроншлот («Коронный замок»).
В конце царствования Петра I Санкт-Петербург стал центром научной и инженерной мысли. В столице были открыты Академия наук, являвшаяся «детищем» царя, технические учебные заведения, инженерные, архитектурные и другие школы. Санкт-Петербург как «окно в Европу» стал примером всего нового, что Петр I стремился дать России. Благодаря ему Россия заняла достойное место в мире [26; 29].
Однако личность Петра I до сих пор вызывает у соотечественников неоднозначное отношение. Одни называют его «великим» за то, что он сделал свою страну могущественной, другие — «тираном» за подавление бунтарей и эксплуатацию подданных.
Выводы. Петр I не случайно стал выдающейся личностью не только в деле управления государством, но и в инженерной деятельности, в том числе в строительстве. Петр I — ключевая фигура в россий-
Список литературы_
ской истории, созидатель, участвовавший в научном, техническом и экономическом подъеме страны вместе с российским народом. В значительной степени благодаря ему, Россия, отказавшись от изоляционизма, выбрала вектор развития, совпадающий с мировым, глобальным вектором, встала на европейский путь развития, стала активным субъектом мировой истории, превратившись из отстающей в «догоняющую» цивилизацию.
1. Анохина О. А. Петр Первый — великий преобразователь России / / Инновационное образование и экономика. 2013. № 13. С. 61—67.
2. Беленчук Л. Н. Просвещение в эпоху Петра Первого // Отечественная и зарубежная педагогика.
2016. № 3. С. 54-68.
3. Брикнер А. Г. Иллюстрированная история Петра Великого: в 2 т. СПб.: Типография П. П. Сойки-на, 1902-1903. Т. 1. 392 с.; Т. 2. 299 с.
4. Бушуева Е. С., Жуков А. В. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования. Чита: ЗабГУ, 2012. 169 с.
5. Воронин Д. Г., Билаонова М. Ю. Реформы Петра Первого глазами философов // Культура и профессиональные ценности в модернизации общества: материалы Всерос. науч. конф. Йошкар-Ола: Поволжский гос. технол. ун-т, 2015. С. 4-7.
6. Гринь В. В. В чем величие Петра Первого? / / Прошлое, настоящее и будущее российской цивилизации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ставрополь: Фабула, 2016. С. 68-69.
7. Гуськов А. Г. Великое Посольство Петра I: источниковедческое исследование. М.: ИРИ РАН, 2005. 400 с.
8. Девятова С. В., Купцов В. И. Образование и наука в России в эпоху правления Петра Великого / / Человеческий капитал. 2013. № 1. С. 4-12.
9. Жуков А. В., Жукова А. А. Причины и факторы возникновения и распространения мифологических образов Китая у населения Забайкалья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3. С. 54-58.
10. Клёсова М. В. Эпоха Петра Первого и ее влияние на ход российской истории // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. Новосибирск: Сибирская академическая книга,
2017. С. 24-26.
11. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991. 624 с.
12. Ли Ц. Поляризованность русской национальной личности: образ Петра Первого // Русский язык в современном Китае: IV Междунар. науч.-практ. конф. Чита: ЗабГУ, 2015. С. 113-120.
13. Ломоносов М. В. Слово похвальное блаженныя памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года / / Защита Отечества: наука побеждать, заветы и уроки Петра Великого: сб. М.: Книжница - Русский путь, 2010. Вып. 23. С. 27-53.
14. Македонская В. А. Первая попытка модернизации России. Необходимость и противоречивость реформ Петра I // Романовы. Венценосная фамилия (к 400-летию Дома Романовых): материалы Всерос. науч.-практ. онлайн-конференции. М.: МИФИ, 2013. С. 56-72.
15. Медведев И. А. Петр I. Добрый или злой гений России. М.: Вече, 2014. 1270 с.
16. Мезенцев С. Д. «Великое посольство» как начало становления России на путь научно-технического развития [Электронный ресурс] / / Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: материалы междунар. науч. конф. М., 2017. С. 183-186. Режим доступа: http://www.mgsu.ru/ science/Nauchniye_meropr/Novosti/27165/ (дата обращения: 12.02.2018).
17. Окно в Европу: от Смуты до петровских реформ. XVII - начало XVIII века / науч. ред. Т. Филиппова. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. 208 с.
18. Петр Великий: pro et contra / сост. К. Е. Нетужилов. СПб.: РХГИ, 2003. 1024 с.
19. Письма и бумаги императора Петра Великого / А. И. Андреев [и др.] СПб.: Государственная ти-пография,1887—2003.
20. Правители России и развитие строительства / под общ. ред. Т. А. Молоковой. М.: Изд-во Моск. гос. строит. ун-та, 2016. 312 с.
21. Рогожин Н. М., Гуськов А. Г. Пётр Великий и Россия (размышления о первом российском императоре) // Преподаватель XXI век. 2017. № 2. С. 247-263.
22. Сабирова В. К. Идеал государственного деятеля и его роль в культуре воспитания молодежи (на примере романа А. Н. Толстого «Пётр Первый») // Вестник филиала РГСУ в г. Ош. 2016. С. 109-116.
23. Семенцов С. В. Начало создания регулярной санкт-петербургской регулярной агломерации при Петре Первом // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 3. С. 46-55.
24. Сысова Е. С. Роль политической личности в истории страны // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3, № 11. С. 1286.
25. Устрялов Н. Г. Пётр Великий в Голландии и Англии. М.: Директ-Медиа, 2014. 107 с.
26. Anderson M. S. Europe in the eighteenth century 1713-1783. London: Routledge, 2014. 479 p.
27. Anisimov E. V., Alexander J. T. The reforms of Peter the Great: progress through coercion in Russia. London: Routledge, 2015. 250 p.
28. Cracraft J. The revolution of Peter the Great. London; Cambridge (Mass.): Harvard university press, 2003.192 p.
29. Engel B. A., Martin J. Russia in world history. Oxford: Oxford University Press, 2015. 156 p.
30. Lee S. J. Peter the Great. London: Routledge, 2013. 104 p.
31. Parker G. power in stone: cities as Symbols of Empire. London: Reaktion Books, 2014. 245 p.
32. Siegal N. A. Slice of Russia in Amsterdam; exhibition recounts Peter the great's love affair with the Dutch city // International Herald Tribune. 2013. May 23.
References_
1. Anokhina O. A. Innovatsionnoe obrazovanie i ekonomika (Innovative Education and Economics), 2013, no. 13, pp. 61-67.
2. Belenchuk L. N. Prosveshchenie v epohu Petra Pervogo (Domestic and foreign pedagogy), 2016, no. 3, pp. 54-68.
3. Brikner A. G. Illyustrirovannaya istoriya Petra Velikogo: v 2 t. (The Illustrated History of Peter the Great: in 2 parts.). Petersburg: Printing house PP Soykin, 1902-1903. Vol. 1. 392 p.; vol. 2. 299 p.
4. Bushueva E. S., Zhukov A. V. Sotsiokulturnaya sreda Zabaykaliya: spetsifika formirovaniya (Socio-cultural environment of Transbaikalia: specificity of formation). Chita: ZabGU, 2012. 169 p.
5. Voronin D. G., Bilaonova M. Yu. Kultura i professionalny tsennosti v modernizatsii obshchestva: materialy Vseros. nauch. konf (Culture and professional values in the modernization of society: materials of all-Russian. scien. conf.). Yoshkar-Ola: Volga State. technol. Univ., 2015, pp. 4-7.
6. Grin V. V. Proshloe, nastoyashchee i budushchee rossiyskoy tsivilizatsii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Past, Present and Future of Russian Civilization: Materials of all-Russian scientific-practical. conf.). Stavropol: Fabula, 2016. P. 68-69.
7. Guskov A. G. Velikoe Posolstvo Petra I: Istochnikovedcheskoe issledovanie (Grand Embassy of Peter the Great: Source study). Moscow: IRI RAS, 2005. 400 p.
8. Devyatova S. V. Chelovecheskiy kapital (Human Capital), 2013, no. 1, pp. 4-12.
9. Zhukov A. V., Zhukova A. A. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice), 2014, no. 3, pp. 54-58.
10. Klyosova M. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Obshchestvennye nauki: sb. st. (Scientific community of students of the XXI century. Social Sciences: collected articles). Novosibirsk: Siberian academic book, 2017. P. 24-26.
11. Klyuchevsky V. O. Deyateli istoricheskoy mysli (Historical portraits. People of historical thought). Moscow: Pravda, 1991. 624 p.
12. Li Ts. Russkiy yazyk v sovremennom Kitae: IVMezhdunar. nauch.-prakt. Konf (Russian language in modern China: IV Intern. scientific-practical. conf.). Chita: ZabGU, 2015. P. 113-120.
13. Lomonosov M. V. Zashchita Otechestva: nauka pobezhdat, zavety i urokiPetra Velikogo: sb. (Defense of the Fatherland: science of winning, covenants and lessons of Peter the Great: collected articles). Moscow: Knizhnitsa - Russian way, 2010. Issue. 23. P. 27-53.
14. Makedonskaya V. A. Romanovy. Ventsenosnaya familiya (k 400-letiyu Doma Romanovyh): materialy Vseros. nauch.-prakt. onlayn-konferentsii (Romanovs. Crowned surname (for the 400th anniversary of the
House of Romanov): materials of the all-Russian scientific-practical. online conference). Moscow: MEPhI, 2013. pp. 56-72.
15. Medvedev I. A. Pyotr I. Dobry ili zloy geniy Rossii (Peter I. Good or evil genius of Russia). Moscow: Veche, 2014. 1270 p.
16. Mezentsev S. D. Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazovanii: materialy mezhdunar. nauch. konf. (Integration, partnership and innovations in building science and education: materials of the international. sci. conf.). Moscow, 2017. P. 183-186. Available at: http://www.mgsu.ru/science/ Nauchniye_meropr/Novosti/27165/ (Date of access: 12.02.2018).
17. Okno v Evropu: ot Smuty do petrovskih reform. XVII — nachalo XVIIIveka / nauch. red. T. Filippova (Window to Europe: from troubles to the Peter's reforms. XVII - beginning of the XVIII century / scientific. ed. T. Filippova). Moscow: Klever-Media-Group, 2014. 208 p.
18. Pyotr Velikiy: pro et contra / sost. K. E. Netuzhilov (Peter the Great: pro et contra / comp. K. E. Netuzhilov). St. Petersburg: RKhGI, 2003. 1024 p.
19. Pisma i bumagi imperatora Petra Velikogo / A. I. Andreev [i dr. ] (Letters and papers of Emperor Peter the Great / AI Andreev [and others]). St. Petersburg: State Printing House, 1887-2003.
20. Praviteli Rossii i razvitie stroitelstva / pod obshch. red. T. A. Molokovoy. (The rulers of Russia and development of construction / under the general. ed. T. A. Molokovoy). Moscow: Izd-vo Mosk. State Civil Engineering University, 2016. 312 p.
21. Rogozhin N. M., Guskov A. G. PrepodavatelXXIvek (Teacher XXI century), 2017, no. 2, pp. 247-263.
22. Sabirova V. K. Vestnik filiala RGSU v g. Osh (Bulletin of the branch of the RSSU in Osh), 2016, pp. 109-116.
23. Sementsov S. Vestnikgrazhdanskih inzhenerov (Bulletin of Civil Engineers), 2014, no. 3, pp. 46-55.
24. Sysova E. S. Byulleten medicinskih internet-konferentsiy (Bulletin of medical Internet conferences), 2013, vol. 3, no. 11, pp. 1286.
25. Ustryalov N. G. Pyotr Velikiy v Gollandii i Anglii (Peter the Great in Holland and England). Moscow: Direct Media, 2014. 107 p.
26. Anderson M.S. Europe in the eighteenth century 1713—1783 (Europe in the eighteenth century, 1713-1783). London: Routledge, 2014. 479 p.
27. Anisimov E. V., Alexander J. T. The reforms of Peter the Great: progress through coercion in Russia (The reforms of Peter the Great: progress through coercion in Russia). London: Routledge, 2015. 250 p.
28. Cracraft J. The revolution of Peter the Great (The revolution of Peter the Great). London; Cambridge (Mass.): Harvard university press, 2003. 192 p.
29. Engel B. A., Martin J. Russia in world history (Russia in world history). Oxford: Oxford University Press, 2015. 156 p.
30. Lee S. J. Peter the Great (Peter the Great). London: Routledge, 2013. 104 p.
31. Parker G. Power in stone: cities as Symbols of Empire (Power in stone: cities as Symbols of Empire). London: Reaktion Books, 2014. 245 p.
32. Siegal N. A. (International Herald Tribune), 2013, 23 May.
Коротко об авторах_
Мезенцев Сергей Дмитриевич, д-р филос. наук, профессор, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Россия. Область научных интересов: социальная философия, философия религии, философия науки и техники, философия истории, социология, политология, экономическая теория, культурология [email protected]
Мезенцев Илья Сергеевич, лаборант, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Россия. Область научных интересов: инженерия, строительство, архитектура [email protected]
Briefly about the authors_
Sergey Mezentsev, doctor of philosophical sciences, professor, Moscow State (National Research) University of Civil Engineering, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: social philosophy, philosophy of religion, philosophy of science and technology, sociology, political science, economic theory, culturology
Ilya Mezentsev, laboratory assistant, Moscow State (National Research) University of Civil Engineering, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: engineering, building, architecture
Образец цитирования
Мезенцев С. Д., Мезенцев И. С. Петр I как выдающийся политический лидер // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 5. С. 87-94. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-5-87-94.
Mezentsev S., Mezentsev I. Peter I as an outstanding political leader // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 5, pp. 87-94. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-5-87-94.
Статья поступила в редакцию: 12.04.2018 г. Статья принята к публикации: 28.04.2018 г.