Научная статья на тему 'ПЕТИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПЕТИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕТИЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куракина О.Б.

Актуальность статьи заключается в значимости петиции в современной России, как средства реализации права граждан на участие в управлении государством, а также средства защиты прав граждан от неправомерных действий со стороны должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Целью работы выступает попытка акцентировать внимание на значимости петиции в современном гражданском обществе и необходимости более детально урегулировать институт петиции на законодательном уровне. В качестве методов при написании работы использовались методы сравнительного правоведения и юридического анализа. Результатом работы явилось обоснование необходимости конкретизировать место и целевую направленность петиции в системе российского права, обеспечить ее правовое регулирование. Вывод: В настоящее время петиция является одним из наиболее эффективных способов реализации конституционного права граждан на участие в управление делами государства и одним из актуальных средств защиты прав граждан. В то же время в отечественном законодательстве институт петиции не вполне урегулирован, что создает сложности в процессе его использования. Представляется необходимым выделить петицию из системы обращений граждан в отдельный институт и закрепить его законодательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕТИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК-34

Куракина О. Б.

преподаватель

ГБПОУ МО «Сергиево - Посадский колледж»

Сергиев Посад, Россия

ПЕТИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ОСОБЕННОСТИ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность статьи заключается в значимости петиции в современной России, как средства реализации права граждан на участие в управлении государством, а также средства защиты прав граждан от неправомерных действий со стороны должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Целью работы выступает попытка акцентировать внимание на значимости петиции в современном гражданском обществе и необходимости более детально урегулировать институт петиции на законодательном уровне.

В качестве методов при написании работы использовались методы сравнительного правоведения и юридического анализа.

Результатом работы явилось обоснование необходимости конкретизировать место и целевую направленность петиции в системе российского права, обеспечить ее правовое регулирование.

Вывод: В настоящее время петиция является одним из наиболее эффективных способов реализации конституционного права граждан на участие в управление делами государства и одним из актуальных средств защиты прав граждан. В то же время в отечественном законодательстве институт петиции не вполне урегулирован, что создает сложности в процессе его использования. Представляется необходимым выделить петицию из системы обращений граждан в отдельный институт и закрепить его законодательно.

Ключевые слова Петиция, демократия, законодательство, реализация, регулирование

Одним из конституционных прав, устанавливаемых государством, является право на подачу обращений гражданами. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [1,33]. Важность и значимость закрепления этого права в Конституциях государств не вызывает сомнений.

Одной из форм таких обращений является петиция. В юридической литературе петиция определена как официальная коллективная просьба в письменной форме, обращенная к высшим органам власти или органам местного самоуправления, иными словами, коллективное ходатайство. В Российской Федерации, на данный момент, не существует законодательного закрепления термина «петиция», также как не предусмотрено отдельного законодательного регулирования института данного вида обращений.

В отечественной юридической литературе петицию принято рассматривать как один из институтов непосредственной демократии, наряду с другими формами обращений граждан. Ввиду того, что петиция рассматривается в контексте коллективных обращений, законодательное регулирование петиции осуществляется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Если обратиться к доктринам западных стран, то здесь мы видим, что в большинстве из них петиции рассматриваются как форма реализации права граждан на участие в делах общества и государства. Их целью является влияние заинтересованного круга лиц на процесс принятия практических и правовых решений. Вместе с тем, смысл и целевая направленность понятий «петиция» и «обращение» не всегда совпадают. «Так, во Франции петицию - жалобу вправе подать любой индивид, в то время как право на

обращение к публичным властям с какими - либо позитивными предложениями предоставляется только гражданам»[3,с.435].

Анализ законодательства европейских стран позволяет сделать вывод, что петиции отводится достаточно важная функция - реализация права граждан и их объединений на политическое волеизъявление и участие в принятии важных, социально - значимых решений органами власти. Кроме того, петиция выступает своеобразным средством контроля, за деятельностью государственных органов и должностных лиц со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от незаконного вмешательства. Такая важная роль петиции обеспечивается тем, что законом практически не предусмотрено ограничений к содержанию данного вида обращений. Исключения составляют формулировки, запрещенные уголовным законом. «Важно и то, что петиции могут подаваться одновременно с использованием иных средств защиты прав и свобод человека». [3,с.436]

В контексте российского законодательства петицию также можно рассматривать как форму реализации прав граждан на участие в решении политических и социально - значимых вопросов. Например, В.Ц. Киров рассматривает петицию в качестве разновидности народной правотворческой инициативы. [2,172] Вместе с тем, предмет петиции несколько шире. Если предметом народной правотворческой инициативы может быть предложение о принятии правового акта органом государственной власти или органом местного самоуправления, то предметом петиции могут быть:

- жалобы на действия органов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;

- предложения о рассмотрении вопроса, имеющего общественное значение для всего или части населения муниципального округа, региона;

- коллективное требование отчета руководителя органа государственной власти или местного самоуправления.

Рассматривать петицию только как разновидность коллективного обращения граждан также не вполне обоснованно. Во - первых, петиции отличаются от коллективных обращений граждан по своему предмету и процедуре оформления. Предмет обращений практически неограничен, предмет петиций должен быть определен законом. Обращения, в свою очередь, могут быть устными и письменными, для петиции предусмотрена исключительно письменная форма. Во - вторых, в отношении петиций предусмотрен особый порядок рассмотрения. Для ее рассмотрения создается комиссия из должностных лиц, что не предполагается при рассмотрении других форм обращений. Еще одной отличительной характеристикой петиции является четкая регламентация количества голосов граждан, необходимых для поддержки петиций различного уровня.

Петиция, будучи, несомненно, одной из эффективных форм непосредственной демократии, имея достаточно широкий предмет и круг субъектов, приобрела в последние годы большую популярность в среде российского гражданского общества. Обращения разного характера и уровня значимости оформляются в виде петиций, которые размещаются в сети «интернет» для сбора подписей. Такое распространение электронной версии петиций послужило основанием для издания Президентом РФ в 2013 году Указа N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет - ресурса «Российская общественная инициатива». Данным Указом были утверждены Правила рассмотрения соответствующих общественных инициатив, что, в свою очередь, явилось дополнительными мерами по законодательному регулированию института петиции.

Вместе с тем, электронные петиции практически не имеют юридической силы и, если и достигают своей цели, то только благодаря освещению в СМИ. Зачастую для официальных органов, являющихся адресатами, электронные петиции не представляются обязательными для рассмотрения. Сбор подписей электронной петиции не предусматривает указания паспортных данных, что явилось бы гарантом законности подписей. Такое неопределенное положение института петиции в системе конституционных прав граждан порождает, на наш взгляд, необходимость отдельного законодательного регулирования данного института.

Исходя из потребностей российского гражданского общества, особенностей политического

устройства Российской Федерации, ее законодательных положений, петиция в РФ не может рассматриваться в полном соответствии с той трактовкой, что используется в законодательстве зарубежных стран. Кроме того, петиция не может рассматриваться исключительно как вид коллективного обращения, либо только как разновидность правотворческой инициативы граждан. Этому препятствуют особое назначение петиции и вышеуказанные отличительные характеристики. Необходимо, на наш взгляд, четко определить роль и значение петиции, выделить ее как отдельный вид обращения, имеющий свои специфические характеристики и законодательно урегулировать все вопросы, связанные с оформлением, подачей и рассмотрением данного обращения. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992

3.Лукашева Е.А. Права человека. М., 2009

© Куракина О.Б., 2020

УДК 347.122

Новиков В.В.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - УЧАСТНИКОВ ПУБЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ

Аннотация

Актуальность. Недопустимость произвольного нарушения осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей участниками публичных шествий лежит в основе правопорядка, построения правового государства и формирования гражданского общества в России.

Цель. Постановка проблем правового регулирования отношений, связанных с организацией и проведением массовых манифестаций и поиск путей их устранения.

Метод. Осуществление мониторингового и системного анализа федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и проведения публичных шествий.

Результат. Сформулированы подходы к определению проблем в вопросах целесообразности и соразмерности применения силы в отношении участников массовых шествий.

Выводы. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления прав участников массовых шествий и особенности применение силы органами правопорядка, нуждаются в специальной правовой экспертизе на предмет определения степени необходимости и соразмерности применения силы в отношении участников публичных шествий.

Ключевые слова:

осуществление и защита прав, правопорядок, органы правопорядка, целесообразность, необходимость и

соразмерность применения силы.

{ }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.