УДК 81.282
ПЕСНЯ КАК ЯВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА © Н.И. Мокрова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается песня как явление комплексного характера. С точки зрения теории текста песенный текст характеризуется теми же структурными и образными особенностями, что и текст поэтический. Даются определения текста. Проводится разграничение категорий «поэтического» и «стихотворного». Песенный текст описывается как многогранная категория: лингвистическая, антрополингвистическая, культурная, эстетическая, духовная, эмоциональная и креолизованная. Особое внимание уделяется музыкальному компоненту песни, подчеркивается его взаимосвязь с вербальной составляющей. Приводится ряд общих черт музыки и слова в песне, а также их различия.
Ключевые слова: песенный текст; поэтический текст; категория; песня; музыка; культура.
SONG AS A COMPLEX PHENOMENON N.I. Mokrova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article treats songs as a complex phenomenon. From the viewpoint of the text theory, a song text has the same image and structural features as a poetic text. The definitions of the concept of "text" are given. The author explains the difference between such categories as "poetic" and "verse". The poetic text is described as a complex, many-sided category: linguistic, anthropological and linguistic, cultural, aesthetic, spiritual, emotional and creolized. The article focuses on the musical component of songs underlying its connection to a verbal component. It also compares music and words in songs revealing their common features and differences. Keywords: song text; poetic text; category; song; music; culture.
Песня всегда играла огромную роль в жизни людей, сопровождая их с момента зарождения человечества и являясь одним из древнейших видов искусства. Именно из первобытной хоровой песни вкупе с мимической игрой впоследствии обособились слово и музыка, танец и драматическое представление. Значение песни в современном мире огромно. Она используется для пробуждения определенных эмоций, в терапевтических целях, а также в сочетании с другими формами искусства (например, танцем). Песня может быть психологическим стимулятором и средством эмоционально-оценочной коммуникации. Этот музыкальный жанр способен влиять на эмоциональную сферу человека, являясь фактически отражением чувств, которые возникли у автора песенного произведения по поводу тех или иных явлений и событий. Песня успешно устанавливает контакт с подсознательным, которое обладает для человека не меньшей значимостью, чем сфера интеллекта.
Песня является синкретическим музыкальным жанром, представляя собой единство мелодического и вербального компонентов, определяющих жанровую специфику текста. Жанровая принадлежность является не просто внешним критерием, а сущностным признаком текста.
Любой язык может реализовываться только посредством текстов. Все носители языка говорят только текстами, а не словами или предложениями. Слово
как составляющая текста является одним из основных средств песни.
Термин «текст» имеет в лингвистике различные трактовки, так как не существует единых критериев его определения и классификации. В целом все существующие дефиниции текста содержат три общих момента:
1. Текст - завершенная, с точки зрения его создателя, но в смысловом и интенциональном плане «открытая» для реципиента линейная последовательность языковых знаков, передаваемых графически или устным путем; семантико-смысловое взаимодействие этих знаков создает композиционное единство текста, поддерживаемое лексико-грамматическими отношениями между отдельными элементами текстовой структуры.
2. Текст - автономное образование, имеющее специфическую пропозиционально-тематическую структуру.
3. В основе текста - коммуникативное действие, которое совершается как автором, реализующим некую коммуникативно-прагматическую стратегию, так и реципиентом, который стремится «разгадать» эту стратегию [5].
По некоторым формальным признакам и образной составляющей песенный текст логично рассматривать как одну из разновидностей поэтического текста, который представляет собой уникальную и многогран-
1Мокрова Наталья Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, тел.: 89148703947, e-mail: [email protected]
Mokrova Natalia, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 2, tel.: 89148703947, e-mail: [email protected]
ную систему. Система поэтического текста относится к системе языка как вторичная, как результат языковой деятельности, как результат реализации поэтической функции языка. Система поэтического текста характеризуется лингвистичностью и антропологичностью, имеет высокую степень формализации, а единицы ее выражают особое, образное значение, которое определяется высокой степенью психологичности и эмо-тивностью [8].
Песенный текст, как любой текст вообще, можно охарактеризовать как объединенную смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Текст песни как поэтический текст отличается повышенными признаками упорядоченности, его элементы находятся в определенной иерархии. Песня - это органическое целое, где элементы языка вступают в сложную систему отношений и противопоставлений, где каждый элемент реализуется в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста.
Проблема поэтического текста, а соответственно и песенного, тесно связана с разграничением понятий «поэтического» и «стихотворного». Данный вопрос разрабатывался в трудах Ю.Н. Тынянова (1965), Б.М. Эйхенбаума (1969), В.В. Виноградова (1971), Ю.М. Лотмана (1996, 1999). В.В. Виноградов указывал, что при определении специфичности и внушительности связи стиха с признаками поэзии и поэтичности необходимо руководствоваться его качественной ценностью, его «эстетико-семантическими достоинствами» в плане общеязыковых закономерностей [4]. Наиболее четко данные категории поэтического текста определяет Ю.М. Лотман, согласно которому поэтичность - категория эстетическая, а поэзия - это функциональный стиль, исторически изменчивый и индивидуально обусловленный. Ю.М. Лотман определяет стихотворность как конструктивный принцип, от которого зависит строение текста, его внутренняя структура [9]. Качественный песенный текст должен характеризоваться одновременно поэтичностью и стихотвор-ностью, т.е. единицы поэтического текста в процессе порождения и функционирования объединяются в формализованные структуры для того, чтобы эстетически выражать те или иные смыслы и в целом отображать в виде поэтической индивидуально-авторской картины реальный или нереальный мир [9].
Таким образом, недопустимо смешивать категории «поэтического» и «стихотворного». Поэтическим может быть назван и прозаический текст, отвечающий определенным требованиям «художественности», «эстетической значимости». Однако именно в стихотворной речи, в силу своеобразия ее звуковой, смысловой, синтаксической и даже графической структуры, качества и особенности поэтической речи проявляются наиболее ярко [12].
Песенный текст как разновидность поэтического текста представляет собой комплексное явление, заключающее в себе множество специфических черт [8]:
1. Песенный текст - категория лингвистическая. Песенный поэтический текст представлен знаками
языковой системы, где важную роль играет слово. Отбор языковых средств детерминирован эстетическим намерением автора и образом потенциального адресата.
2. Песенный текст - категория антрополингви-стическая, заключающая в себе индивидуально-авторскую картину мира, а также содержащая языковые приметы и особенности индивидуального (авторского, субъективного) поэтического мышления и обобщенного (объективного, инвариантного) языкового мышления, так как одной из задач песни является изображение мира через призму восприятия творческого лирического «я». Антропологизм песенного текста проявляется также и в том, что каждое произведение адресовано слушателю, который интерпретирует его в соответствии с собственной социально-культурной компетенцией, по-своему воспринимает художественные образы и обогащает их субъективным смыслом. Таким образом, антропологичность песенного текста имеет двойную природу: антропологизм поэтического текста реципиента накладывается на антропологизм поэтического текста автора.
3. Песенный текст - категория культурная, т.е. знаковая системность текста родственна знаковой системе культуры. Песенный текст - это система, функционирующая в эстетических рамках искусства и культуры в целом. Ю.М. Лотман рассматривает текст не только как «генератор новых смыслов», но и как «конденсатор культурной памяти» [9]. Песня, являясь элементом культурной парадигмы, аккумулирует в себе не только индивидуально-авторские эмоциональные и психологические характеристики, основные черты языковой личности, компетенции и способности, но и характеристики внешнего происхождения -социальной, духовной и культурной природы.
Так же, как и самый субъективный род литературы - лирика, песня устремлена к общему, к изображению душевных переживаний, которые обладают обобщенностью, т.е. характерностью. И в песне, и в лирике создается характер не столько «частный», единичный, сколько эпохальный, исторический, тот типовой образ современника, который вырабатывается культурой. Песня далеко не всегда представляет собой прямой разговор автора о себе и своих чувствах, она является раскрытой точкой зрения, отношением субъекта к вещам, их оценкой. Песня и лирика - это своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Ю.М. Лотман, сравнивая поэзию и прозу, полагает, что лирика отличается большей степенью обобщенности. Это качество свойственно также и песне. И в лирике, и в песне речь идет не о каком-либо одном событии, рядовом в числе многих, а о событии главном и единственном, о сущности мира. Лирика - это мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нем. Перечисленные особенности характерны и для песни.
Жанр песни относится к массовой культуре, тесно связанной с понятием массового общества, под которым понимается территориально обширное общество с большой численностью населения, где производство
и потребление приобретают стандартизированный характер, а индустриализация и урбанизация достигают высшей степени [6]. Отличительными чертами культуры такого общества считаются утрата ее уникальности, тиражированность и доступность, снижение ее качества и ценности, способность к манипулированию аудиторией.
Большинство философов и культурологов придерживаются точки зрения, что повсеместное распространение массовой культуры привело к деградации человека как личности, лишив его подлинности чувств и переживаний, к навязыванию определенных стереотипов, к унификации и стандартизации духовной жизни. Причиной такого положения вещей является глобализация. Однако не следует рассматривать массовую культуру только с негативных позиций. Под массовостью понимаются лишь масштабы распространения этого явления. Можно предположить, что в современном индустриальном обществе вся культура есть массовая культура; массовость - лишь способ существования культуры в современном обществе.
Одним из компонентов массовой культуры является массовая музыка. Быстрому распространению массовой музыки способствуют ее доступность, легкость восприятия, прямая связь с современными формами досуга, жанровая специфика, достижения современных средств массовой коммуникации [11]. Под доступностью такой музыки понимается не только тиражированность текстов, позволяющая воспринимать их на различных носителях в удобное для человека время, но и простота понимания, не требующая большого напряжения интеллектуальных усилий. Существует мнение, что массовая аудитория не способна постичь в полной мере классические музыкальные произведения. В плане содержания также возможны сложности по той причине, что классическая музыка не столь навязчиво мелодична, как современная музыка [10]. Далеко не каждый обладает достаточно высокой музыкальной культурой слушателя, которая необходима для восприятия классической музыки. Например, чтобы постичь содержание такой музыки, нужно осознавать ее формальную организацию, иметь представление о жанровых особенностях того или иного произведения.
Массовая музыка предлагает слушателю спектр адаптированных идеологий и воззрений, неких аналогов уже существующих эстетических систем. Авторы классической музыки не используют простых мелодических и ритмических рисунков и такого количества разнообразных повторов, облегчающих восприятие, как авторы музыки, предназначенной для широкой аудитории. Однако массовая музыка не менее эффективна в плане воздействия на чувства и эмоции слушателя благодаря своей формальной простоте и ограниченному набору выразительных средств. Кроме того, классическая музыка создавалась в исторически иной период и отражала именно ту эпоху, проблемы, интересовавшие человека того времени, его отношение к окружающей действительности. Современная же массовая музыка затрагивает круг сегодняшних актуальных тем.
Как и массовая культура, феномен массовой музыки вызывает неоднозначную реакцию - от оспаривания ее эстетической ценности до признания ее «истинным» искусством. По мнению некоторых исследователей, массовая музыка является не «тупиковой ветвью» в развитии культуры, а закономерным этапом. Такая музыка отражает эмоциональный мир современного человека, живущего в полном дисгармонии, конфликтов и противоречий мире [10].
4. Песенный текст - категория эстетическая, так как конкретное песенное произведение создается в тех или иных рамках жанра или направления, т.е. объективно является частью эстетики словесного и музыкального творчества. Р. Якобсон определяет поэзию как «язык в его эстетической функции» [13]. Эстетика поэтического (песенного) текста заключается, прежде всего, в гармонии соотношения его единиц и частей, а также в гармонии формального выражения единиц поэтического текста, доставляющей наслаждение (и автору, и слушателю), и в той гармонии, которая соотносится с общей гармонией бытия. Поэтический текст выступает как своеобразная система воплощения эстетически отражаемого мира. Здесь любые элементы языка (и музыки) являются структурно значимыми, и все они могут быть носителями эстетической информации.
Песенный текст - явление особого рода, обладающее двойственной природой - языковой и художественной, т.е. словесно-образной. Эта двойственность позволяет говорить о близости песни с искусством. По мнению М.М. Бахтина, только в поэтическом языке раскрываются все возможности языка, что поэзия как бы «выжимает» все соки из языка, и язык превосходит здесь самого себя [3]. В.Г. Адмони назвал стихотворную речь «кульминацией звуковой стихии языка», полагая, что поэтический язык представляет собой высшую форму языкового сознания [1].
5. Песенный текст - категория духовная как высшее проявление культурной (интеллектуальной, эмоциональной, психологической и т.п.) деятельности человека наряду с другими родами и видами искусства, науки, техники и философии. Песенный текст -это результат духовной деятельности, реализованной в единицах языка и музыки в процессе эстетического и в целом культурного функционирования.
Песне как лирическому жанру свойственен особый тип построения художественного образа, который представляет собой так называемый образ-переживание. При этом переживание как проявление личности мыслится широко: переживания могут быть связаны с интимно-бытовой жизнью, с воздействием природы, с общественно-политическими событиями, с философскими воззрениями и т.п.
6. Песенный текст - категория эмоциональная. Эмоциональность понимается как универсальная психологическая категория, представляющая мотиваци-онную сферу психической деятельности индивида и проявляющаяся в его психофизиологических ощущениях. Эмоциональность песенного текста следует рассматривать как информацию, отражающую опосредованно через язык и музыку значимость явлений окру-
жающего мира.
Известный лингвист В.М. Жирмунский ставил поэтическую речь в один ряд с речью эмоциональной. Поэтическая речь, по его мнению, направлена, в первую очередь, «на эмоциональное и волевое воздействие на слушателя, т.е. она вызывает у воспринимающего и образы-представления, и чувства-эмоции, и отвлеченные мысли, и даже волевые стремления и оценки» [7].
Благодаря специфичным принципам структурной организации эмоциональность песенного текста усиливается и возводится в ранг экспрессивности, под которой понимается ее способность воздействовать на адресата и вызывать у него те или иные эмоции. Экспрессивность песенного текста - это категория как семантическая, так и формальная. Она проявляется в принципе отбора языкового материала и в принципе структурной организации (как языковой, так и музыкальной). Принцип отбора выражается, прежде всего, в выборе для песенного текста экспрессивных, максимально звучных, образных слов. Его упорядоченность реализуется в повторах и параллелизмах, обрабатывается метро-ритмическими и фоническими стиховыми структурами и дополняется музыкой. При всем практически бесконечном разнообразии ситуаций, представленных в песне, и отвечающих им переживаний (от комического и бытового до трагического), они предполагают эмоциональную окраску речи. Песня всегда обладает определенным эмоциональным накалом, тяготея к предельной лаконичности. Все это определяет максимальную выразительность ее словесной формы, ощутимость всех элементов песни, а также их значимость.
Песня представляет собой не просто гармонизированные звуки, а, прежде всего, мощнейший по воздействию на человека информационно-психологический заряд. При этом через словесный знак, ритмический и мелодический рисунки она подключает все возможные мыслительные и эмоциональные уровни нашего сознания и подсознания. Ничто так не сплачивает, не объединяет, как песня, потому что песня - это еще и переживание, сотворчество, коллективное действо. Поэзия достаточно сложна для восприятия, оценить ее достоинства можно лишь при приложении определенных интеллектуальных усилий. Мелодический компонент облегчает передачу эмоционально-чувственного содержания, так как влияет на чувства и эмоции непосредственно. Кроме того, песня предоставляет человеку возможность расслабиться, дать выход накопившемуся напряжению. В отличие от поэзии, которая имеет в арсенале лишь слово, песенный жанр использует для достижения своих целей ресурсы как вербального, так и мелодического характера.
7. Песенный текст - категория креолизованная, т.е. имеющая поликодовый характер. Песня - наиболее распространенная форма вокальной музыки, которая соединяет в себе мелодию и слово. Музыка, в некотором смысле, похожа на язык: и то и другое служит для коммуникации. Они являются высокоорганизованными последовательностями высоты тона, звуковой окраски, акцентов и ритмов, и их построение
следует определенным правилам. Действительно, музыка и слово имеют ряд общих черт. Их типологическая близость объясняется универсальными особенностями восприятия и отражения действительности человеческим сознанием; генетической и онтологической общностью, а именно принадлежностью к мусическому искусству, материалом для которого служат голос и жесты человека (в то время как в пластическом искусстве используются материалы, внешние по отношению к человеку); временным способом существования, отличающим временные (процессуальные) искусства от пространственных или пространственно-временных.
Но музыка и язык имеют существенные различия относительно как особенностей содержания, так и особенностей формы. С помощью языка можно выразить по сравнению с музыкой гораздо больший объем содержания. Вербальный источник информации содержательнее мелодического, так как с его помощью адресат не только может узнать о характере того или иного комплекса чувств и эмоций, но и получить информацию о причинах, предпосылках, деталях определенной ситуации, чего вряд ли можно достичь средствами мелодического кода. Используя слово, можно изображать явления природы, общественной и частной жизни, которые музыка может отражать только опосредованно и отвлеченно, через воспроизведение соответствующих эмоциональных впечатлений.
Музыкальный текст обладает более высокой степенью упорядоченности элементов, чем вербальный (в нашем случае стихотворный) текст. Это обусловлено, преимущественно, синтаксической ориентацией его семиотической системы, в отличие от преобладающей семантической ориентации текста, созданного посредством слова. Основными принципами порождения музыкального текста является повторяемость, аналогия, многократное отражение целого, относящегося к сегментам как инвариант к вариантам. Развертывание музыкального текста осуществляется не столько за счет присоединения сегментов текста, сколько за счет реализации программы, посредством которой структура целого воздействует на функционирование частей. Синтаксическая ориентация семиотической системы обусловливает относительную выраженность в музыке пространственной структуры, которая создается посредством трансформации временных отношений в пространственные и свое высшее выражение находит в музыкальной форме [2].
Только в том случае, когда стихотворный текст перекладывается на музыку, язык действительно принимает на себя законы музыки. Если текст пишется как песня, т.е. автор задумывает переложить его на музыку или пишет слова к какой-то уже имеющейся мелодии, в этом случае язык не является автономным, не подчиняется только своим собственным правилам, а должен подчиняться также и правилам музыки. Это достигается с помощью фигур повторов (равномерная стопа, припев), большое значение имеет звуковая сторона (рифма, ассонанс, аллитерация и т.п.).
Следует отметить, что в песне нельзя ставить
один компонент в подчинение другому. Здесь мелодическая и вербальная составляющие находятся в отношениях взаимодополнения. Музыка, являясь универсальным, понятным для всех языком, облегчает понимание песенного текста. Мелодический компонент, прежде всего, задает эмоциональный тон и настроение. Использование музыкального кода готовит слушателя к восприятию вербального компонента в большей степени на эмоционально-чувственном, чем на рационально-аналитическом уровне. Отсутствие мелодического компонента не препятствует адекватному восприятию текста песни, но выявляет его несовершенство, избыточность некоторых элементов (например, повторов).
Музыка и слово в песне являются «равновеликими величинами». Речь музыкальна по своей природе, благодаря певучести каждого слова создается выразительная глубина песни. Музыкальным словом исполнитель действует на слушателя и ретранслирует внутреннюю жизнь лирического героя. Через вокальную экспрессивность выявляется и расшифровывается слово. Слово пытается подражать музыке, в то время как музыка ищет наилучшие выразительные средства для подражания человеческому голосу. Вербальный и мелодический компоненты песни, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность песни, ее коммуникативный эффект, решая свою задачу только в единстве.
Библиографический список
Таким образом, песенный текст сохраняет все характеристики, свойственные как тексту вообще, так и поэтическому тексту. Однако следует отметить, что песенный текст является поликодовым или креолизо-ванным текстом, т.е. соединяет в себе вербальный и мелодический компоненты. Только взаимодействием этих компонентов обеспечивается целостность песенного текста и его коммуникативный эффект.
Песенный текст - это особая разновидность художественного текста, обладающая словесно-образной (языковой и художественной) природой, характеризующаяся специфичностью плана выражения (формы), плана содержания, а также антропоцентричностью и функционирующая в рамках культуры в целом. Песенный текст определяется крайней специфичностью его плана выражения (формы), плана содержания (смысловой структуры), его функций, а также многоаспект-ностью такого текста с точки зрения автора (исполнителя), с точки зрения восприятия его слушателем и с точки зрения отношения к нему исследователя. В прагматическом аспекте песенный текст представляет собой явление особого рода, в котором автор и слушатель вступают в процесс опосредованной коммуникации, причем позиция автора произведения является доминирующей, а статус получателя текста неоднозначен.
Статья поступила 25.05.2015 г.
1. Адмони В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка. М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1955. 390 с.
2. Азначеева Е.Н. Интрасемиотические связи между литературно-художественным и музыкальным текстами (на материале немецкоязычной художественной прозы): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 1996. 36 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. шк., 1971. 240 с.
5. Гончарова Е.А. Текст - дискурс - стиль // БЫ1а ипдшБЙса. Когнитивные и коммуникативные функции языка: сб. статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 96-103.
6. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс. М.: Гар-дарики, 2001. 336 с.
7. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 407 с.
8. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.
9. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история. М.: Наука, 1999. 164 с.
10. Плотницкий Ю.Е. Лингвистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2005. 183 с.
11. Сергеева И.В. Особенности коммуникативных процессов массовой музыкальной культуры : дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2004. 159 с.
12. Тимралиева Ю.Г. Поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма: дис. . канд. филол. наук. СПб., 2000. 148 с.
13. Якобсон Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге. М.: Прогресс, 1987. С. 80-98.
УДК 908
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
© О.Е. Наумова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Освещается зарождение и становление системы духовного образования в Восточной Сибири в XVIII - первой половине XIX в. Рассмотрены особенности и специфика деятельности духовной школы в Иркутске в досеминар-ский период. Раскрыты обстоятельства открытия в Иркутске духовной семинарии, ее работа и создание сети ду-
1Наумова Ольга Ефимовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, e-mail: [email protected]
Naumova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405186, e-mail: [email protected]