Научная статья на тему 'ПЕСНЯ И ЕЁ МЕСТО НА ФРОНТЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПЕСНЯ И ЕЁ МЕСТО НА ФРОНТЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

1387
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / MUSICAL AND POETIC CREATIVITY / PATRIOTIC SONG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головченко Ксения Павловна

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПОКАЗАНА РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕСНИ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЭТО «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» КОМПОЗИТОРА А. В. АЛЕКСАНДРОВА, «МАРШ ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ» Б. МОКРОУСОВА И А. СУРКОВА, «ТЁМНАЯ НОЧЬ» Н. БОГОСЛОВСКОГО И В. АГАТОВА И ДРУГИЕ. ПЕСНИ ПРИДАВАЛИ ВОИНАМ ОСОБУЮ СИЛУ В БОРЬБЕ С ВРАГОМ, ВЕЛИ РУССКИЙ НАРОД К ПОБЕДЕ. ДО СИХ ПОР МЫ ПОМНИМ СТРОКИ ПЕСЕН ВОЕННЫХ ЛЕТ, ОНИ БЛИЗКИ КАЖДОМУ ИЗ НАС, ВЫЗЫВАЮ У КАЖДОГО СВОИ ЭМОЦИИ, ФОРМИРУЕТ ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SONG AND ITS PLACE AT THE FRONT OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

This article shows the role of musical art during the Great Patriotic War. The most famous songs, their origin and formation are analyzed. First of all, it is "Holy War" of composer A. V. Alexandrov, "March of Defenders of Moscow" B. Mocrousov and A. Surkov, "Dark Night" N. Theological and V. Agatov and others. The songs gave the soldiers special strength in the fight against the enemy, led the Russian people to victory. So far we remember the lines of songs of war years, they are close to each of us, I call each of our emotions, forms an inner rod.

Текст научной работы на тему «ПЕСНЯ И ЕЁ МЕСТО НА ФРОНТЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Культурология Cultural Studies

УДК 94

Головченко Ксения Павловна

Краснодарский государственный институт культуры Краснодар, Россия xeniya_golovchenko8@mail.ru

ПЕСНЯ И ЕЁ МЕСТО НА ФРОНТЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация: в данной статье показана роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны. Проанализированы наиболее известные песни, их происхождение и формирование. Прежде всего, это «Священная война» композитора А. В. Александрова, «Марш защитников Москвы» Б. Мокроусова и А. Суркова, «Тёмная ночь» Н. Богословского и В. Агатова и другие. Песни придавали воинам особую силу в борьбе с врагом, вели русский народ к победе. До сих пор мы помним строки песен военных лет, они близки каждому из нас, вызываю у каждого свои эмоции, формирует внутренний стержень.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, музыкально-поэтическое творчество, патриотическая песня.

Для цитирования: Головченко К.П. Песня и её место на фронте Великой Отечественной войны. Культурный ландшафт регионов 2019. Том. 1. № 1. С.43-50.

Golovchenko Xenia Pavlovna

Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar, Russia xeniya_golovchenko8@mail.ru

THE SONG AND ITS PLACE AT THE FRONT OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract: This article shows the role of musical art during the Great Patriotic War. The most famous songs, their origin and formation are analyzed. First of all, it is "Holy War" of composer A. V. Alexandrov, "March of Defenders of Moscow" B. Mocrousov and A. Surkov, "Dark Night" N. Theological and V. Agatov and others. The songs gave the soldiers special strength in the fight against the enemy, led the Russian people to victory. So far we remember the lines of songs of war years, they are close to each of us, I call each of our emotions, forms an inner rod.

Key word: The great Patriotic war, musical and poetic creativity, Patriotic song.

For citation: Golovchenko X.P. The song and its place at the front of the great Patriotic war. Cultural landscape of the regions. 2019. Vol. 1. no. 1. PP. 43-50. (In Russ., abstr. in Engl.).

Великая Отечественная война - это, пожалуй, самое значимое и страшное событие двадцатого века, оставившее глубокий шрам в жизни нашей страны. Как простые люди, так и многие сферы культурной жизни подверглись жестокому нападению нацистской Германии. Музыкальное искусство не стало исключением. Но именно музыка стала путеводной звездой для людей, потерявших веру и надежду на спасение в этот тяжёлый период - период войны. Вспомнить только слова великого полководца России, генералиссимуса А. Суворова: «Музыка удваивает и утраивает армию... С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» [1] . Недаром говорят, что музыка, как лекарство - лечит душу и даёт силы жить дальше, несмотря на все подводные камни, подготовленные судьбой.

Война и песня, казалось бы, что может быть общего? Ведь тяжёлое военное положение на протяжении четырёх лет, с 1941 по 1945 год, не оставляло даже малейшего места для музыки. Музыка всегда сопутствовала бойцам, будь то привал или кровавое сражение. Ничто так не сплачивало солдат, как песня. Она поднимала дух, придавала еще больше веры в собственные силы, помогала преодолеть все испытания и лишения фронтовой жизни; она просто шла рядом, провожала в бой, как родная мать. Каждый военный год рождал новую песню, в результате чего создалась целая «музыкальная копилка» песен о войне.

И сегодня любые концерты, торжественные мероприятия, связанные с военной тематикой: День Победы, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, День начала контрнаступления советских войск под Москвой предполагают использование мотивов и маршей, написанных конкретно в годы войны и посвящённых этим жестоким событиям.

Увеличение численности Красной армии в 1930-е годы требовало роста количества военных музыкантов, в связи с чем был создан военный факультет Московской государственной консерватории. В это же время военные оркестры приглашаются для работы на радио, для записи грампластинок и музыки к кинофильмам.

Истории происхождения песен бесконечны. Считалось, что фронтовая песня - это, своего рода, «винтовка». Это означало то, что враг страшится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего вздоха.

«Песня, сражающаяся за жизнь» - так можно сказать о песне «Священная война» композитора А. В. Александрова. 24 июня 1941 г. газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача с одноимённым названием песни. Руководителю Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной армии Александру Александрову случайным образом попала в

руки газета, в которой он прочитал стихотворение и моментально решил написать к нему музыку. 26 июня 1941 года, после четырёх ожесточённых дней борьбы за Родину, на Белорусском вокзале, когда солдаты отправлялись на фронт, эта песня зазвучала в исполнении Ансамбля красноармейской песни и пляски. С октября 1941 года и до конца Великой Отечественной войны песня исполнялась каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио, став всенародным гимном и сегодня является символом той страшной войны.

Одной из самых первых маршевых песен военных лет считается «Марш защитников Москвы» («Песня защитников Москвы») композитора Бориса Мокро-усова на слова советского поэта Алексея Суркова. Первая печать стихов Суркова состоялась 3 ноября 1941 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Стихотворение положительно оценили многие литературные редакции, и его также опубликовали в «Вечерней Москве». Надо отметить, что публикации именно в этой газете впечатлили работников киноиндустрии, и они сняли несколько военных эпизодов с войсками, державшими оборону под Волоколамском и на Можайском направлениях. Позднее работа Суркова была опробована в качестве песни, музыку к которой написал Б. Мокроусов. Произведение заняло свое место в номере киножурнала «На защиту Родной Москвы». «Песня защитников Москвы» придавала особую силу в борьбе с врагом. Как и многие другие патриотические песни, она вела русский народ к победе. Её парадный ритм, незабываемая мелодия и слова, «дышащие» уверенностью в победе, полюбились нашим героям [2]. Зимой 1941 года, на подступах к Москве шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Режиссёры Л. Варламов и И. Копалин и пятнадцать фронтовых операторов участвовали в съемках полнометражного документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который вышел на экраны страны в 1942 году. В 1943 году он был удостоен самой престижной награды -Оскара. «Марш защитников Москвы» прозвучал в исполнении хора и оркестра и стал ключевой фигурой в кинокартине.

Гимн Брянской области «Шумел сурово Брянский лес» - это еще одна песня, носящая патриотический характер. Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта поступила радиограмма следующего содержания: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню» [3] . Эта рукопись принадлежит партизанам брянских лесов. Выполнить приказ выпало на долю поэта Анатолия Софронова и композитора Сигизмунда Каца. Раннее Софронову и Кацу уже приходилось сотрудничать, но в их истории совместного творчества были песни в основном шуточные и маршеобразные. Но в этот раз их задача заключалась в написании более трогательной песни, которую солдат смог бы спеть тихонько, сидя у костра в лесу или в сырой землянке. Именно старые песни «Ревела буря, дождь шумел» и «Шумел, гудел пожар московский» и приводят мастеров к созданию песни «Шумел сурово Брянский лес». Песня получилась эпической, мужественной и величественной, характеризуя, тем самым, настоящих партизан.

В лесах врагам спасенья нет:

Летят советские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

«На позиции девушка провожала бойца». Строки этого стихотворения «просятся» в песню. Видимо такая мысль возникла и у неизвестного автора музыки. В дальнейшем музыку к стихам будут подбирать многие композиторы и музыканты, однако она не имеет ничего общего с подлинным звучанием песни. Автором слов является Михаил Исаковский, советский поэт-песенник. Стихотворение М. Исаковского было напечатано в газете «Правда» от 19 апреля 1943 года с подзаголовком «Песня», но с отсутствием нот и информации о музыке [4]. Это название стало пророческим, поскольку именно в песню переродилась эта лирика. Первая запись «Огонька» на грампластинку с той мелодией, которая уже стала популярной и хрестоматийной, произошла в 1947 году и прозвучала по радио только после войны в исполнении певца Владимира Нечаева и эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением В. Кнушевицкого, автором аранжировки которой он и является.

Нет человека в нашей стране, не слышавшего «Журавлей» - лирическую песню Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова. Эта песня имеет философский характер. Крик журавлей - это, своего рода, крик души тех бойцов, кто не смог вернуться домой, увидеть своих матерей и подросших детей. Автором стихотворных строк является дагестанский поэт Расул Гамзатов. Литературное произведение «Журавли», напечатанное в одном из журналов, по воле судьбы попадается Марку Бернесу. Прочитав строки, вдохновленный певец связывается с поэтом-переводчиком Наумом Гребневым и даёт понять, что хочет создать песню, но внеся некоторые коррективы. Гребнев принимает это предложение. Так, происходит замена слова «джигиты» на «солдаты». «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми и вместо «джигиты» написали «солдаты». Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание», - вспоминал Гамзатов [5]. «Журавлей» Бернес записывал, находясь на пике тяжелой болезни (у певца был рак лёгких). Передвижение для него было одним из самых неприятных занятий, однако 8 июля 1969 года сын отвёз Марка в студию, где артист записал песню с первого дубля. Она стала последней в жизни певца. Запись была опубликована уже посмертно в августе 1969 года в журнале «Кругозор».

На войне немало было создано песен с боевой тематикой, но и лирические песни также находили отклик в человеческих сердцах. Одним из таких произведений стала песня «Тёмная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. В 1943 году, во время работы над кинокартиной «Два бойца», режиссёр Леонид Луков никак не мог правдоподобно снять сюжет с солдатом, пишущим письмо своей любимой женщине. После множества неудачных попыток, Лукова озарила мысль, что этому фильму необходима нежная песня. Он обратился за помощью к знакомому композитору Н. Богословскому, который в одно мгновенье сочинил подходящую мелодию. После Луков вместе с Богословским последовали к поэту Агатову, который так же молниеносно написал текст к уже готовой музыке. Тотчас, глубокой ночью, был разбужен главный актёр фильма, Марк Бернес, и вскоре фонограмма песни была готова, а буквально на следующий день неполучавшийся кадр был полностью отснят. Главный герой фильма, Аркадий Дзюбин, исполняет эту песню на гитаре ночью, во время дождя, в землянке, с протекающей кровлей [6].

Кстати, и о землянке как важном образе на войне существует песня. В деревне Кашино, в десятке километров от столицы России, стоит памятный знак. Именно здесь 27 ноября 1941 года была написана всем известная «Землянка» или «Бьётся в тесной печурке огонь...». Дату создания песни определить несложно. «В белоснежных полях под Москвой» - это означает то, что писались поэтические строки в дни обороны Москвы[7]. Автор этого произведения, фронтовой корреспондент Алексей Сурков, приехал в Кашино в девятую стрелковую дивизию, мгновенно попав под жестокую атаку немцев на минном поле. Вот где «до смерти четыре шага». В тяжёлом эмоциональном состоянии он решил написать письмо жене, которое сложилось в стихи. В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда», где работал Сурков, по воле судьбы, заглянул композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о тех личных стихах и предложил композитору, считая что из этого ничего серьёзного не выйдет. Однако вскоре Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару, исполнил эту композицию, дав ей название «В землянке». Присутствовавшие влюбились в песню с трогательными, берущими глубоко за душу словами с первых аккордов. Работавший во «Фронтовой правде» писатель Е. Воробьёв скопировал ноты и текст и вместе с М. Савиным, военным фотокорреспондентом, принёс их в редакцию «Комсомольской правды». Там они исполнили песню и уже 25 марта 1942 года она была опубликована в газете. Благодаря появившимся стихотворениям «Землянка» и «Жди меня» многие солдаты, пытающиеся написать письма своим родным в стихотворной форме, перестали мучиться и тратить силы над неподдающимися строками. Они просто переписывали уже существующие стихи Суркова или Симонова, которые так верно передавали душевное состояние каждого. Об этом вспоминает участник и ветеран Великой Отечественной войны Н. И. Мусин[8].

Нельзя на войне было и без песен, имеющих танцевальную направленность. Так родился «Случайный вальс». Стихотворение Евгения Долматовского «Танцы до утра» было впервые опубликовано в одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» за 1942 год. В декабре того же года в районе Сталинграда Долматовский встретился с композитором Марком Фрадкиным, в соавторстве с которым была раннее создана «Песня о Днепре». У них зародилась идея превратить стихотворение в песню. По словам Долматовского, вскоре после того, как он прочёл Фрадкину строки из стихотворения, тот «на трофейном аккордеоне... наиграл... вальсовую мелодию, навеянную этим стихотворением» [9]. Однако, в связи с завершением Сталинградской операции (операция «Уран»), создание песни пришлось отложить, так как требовались всё-таки боевые песни, дабы поднять дух советских воинов. В начале 1943 года на заседании Военного совета Донского фронта, на котором Фрадкину и Долматовскому были вручены ордена Красной Звезды, они решили затронуть тему создания песни на основе стихотворения «Танцы до утра». Начальник политического управления фронта Сергей Галаджев предположил, что вальс будет офицерской тематики, а значит и название должно быть соответствующим. Долматовский без отрицаний принял идею переименовать «Танцы до утра» в «Офицерский вальс». Так и возникла песня, написанная в вагоне военного эшелона. Редко случалось так, чтобы песня пользовалась невероятной популярностью сразу после «выхода в свет». А когда ко всему этому миллионы людей услышали её по радио в исполнении Леонида Утё-

сова, то не было человека, не знакомого с данной песней. Позднее название было окончательно изменено на «Случайный вальс».

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог

Спит городок.

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Когда нацистская Германия окончательно была повержена советской армией, а воспоминания о войне оставались свежи в памяти, как вчерашний день, на свет появилась песня, имеющая несколько фольклорную направленность - песня «Эх, дороги...», созданная поэтом-песенником Львом Ошаниным и музыкантом Анатолием Новиковым осенью 1945 года. Композиция была создана по заказу режиссёра Ансамбля песни и пляски войск НКВД - Сергея Юткевича для театрализованной программы «Весна победная». По задумке режиссёра, программа должна была содержать такие песни, которые передают настроение бойцов в день, когда они наконец-то отправляются домой из мрачной, жуткой Германии тех времён. Авторам песни выдали список критериев, в рамках которых должна быть выдержана композиция. Изначально, песне было дано имя «Под стук колёс», подразумевая солдат, отправляющихся на фронт. Но в ходе работы над произведением, строчек, которые давали понять, что смысл песни глубже, чем кажется на первый взгляд, авторам становится ясно - это песня итога войны. В ней чётко слышится горечь времени. Решающим названием композиции стало «Эх, дороги... » или просто «Дороги».

«Победной» песней стала композиция «День победы», написанная композитором Давидом Тухмановым на слова Владимира Харитонова о Дне Победы. Уже в послевоенное время, в 1975 году поэт В. Харитонов, будучи знаком с Тухмановым предложил идею создать песню на тему победы в Великой Отечественной войне. В то время близилась 30-летняя годовщина Великой Победы, и в стране стартовал конкурс на лучшую песню по данной теме. Практически за несколько дней до окончания конкурса поэт передал стихи соавтору и тот, в свою очередь, стремительно написал музыку. На прослушивание они попали в последний день конкурса, а саму песню исполняла жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко. Но на песню посыпалась острая критика, и никакого места она тогда не получила. По воспоминаниям современников, проблема была в музыке и её авторе. Председатель Союза композиторов РСФСР Родион Щедрин считал, что автор музыки, за плечами которого «эстрадные шлягеры» не может соответствовать песням государственного масштаба [10]. Был и такой довод, что в песне были найдены элементы синкопы, напоминающие по звучанию не то танго, не то фокстрот. Не ложилось на слух и использование бас-гитары, как современного метода оркестровки. Позднее, в телепередаче «Голубой огонёк» от 9 мая 1975 года эта песня все-таки прозвучала в исполнении Леонида Сметанникова. Однако популярность песня получила только благодаря ее исполнению Львом Лещенко. В ноябре 1975 го-

да, народный артист РСФСР выступил с песней «День Победы» на концерте, по-свящённом Дню Милиции. Песня стала гимном победы над немецко-фашистскими войсками.

Великая Отечественная война будет жить благодаря песням и людям, которые из года в год вспоминают их и не дают им уйти в забвение. На самом деле, мы помним строки песен военных лет, потому что они близки каждому из нас и у каждого свои эмоции на ту или иную песню: ветераны предаются ностальгии, плачут, вспоминая, сколько их товарищей унесла война; подростки осознают, какую смысловую палитру несёт одно лишь слово «война», начинают в большей степени ценить жизнь и проживать её, несмотря на все трудности и неудачи. Именно такая музыка зажигает какой-то огонёк внутри нас, формирует внутренний стержень, мотивирует на какие-либо поступки, а иногда и полностью меняет характер. Песня - это удивительное сотворение человечества. Она способна на все. Кто может знать, возможно, именно благодаря песне, русский народ смог одержать победу над жестоким врагом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учительская газета, № 26 от 28 июня 2005 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/8669

2. Музыка времён Великой Отечественной войны, от 22 марта 2009 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

3. Калабухов В. Песни дорог войны. «Шумел сурово Брянский лес», 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/02/08/993

4. Андриянов В., Кузнецов А. Песни войны и Победы. Издательство «Клуб 36'6», 2010. - 264 с.

5. Лясковская Н. Прислушайтесь к журавлинному крику... 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/79173.html

6. История создания двух песен из кинофильма: Два бойца [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tunnel.ru/post-istoriya-sozdaniya-dvukh-pesen-iz-kinofilmadva-bojjca

7. Подлинная история песни «Землянки», телепередача «Доброе утро» на Первом канале, от 7 ноября 2011 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-pobedu/podlinnaya-istoriya-pesni-zemlyanka

8. Значение песни во время Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/150-preschool-projects/3875-2013-11-09-06-21-22.htmlHYPERLINK "http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/150-preschool-projects/3875-2013-11-09-06-21-22.htmlМУЗЫКА"МУЗЫКА

9. Кукуй Э. История создания песни «Случайный вальс». 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stihi.ru/2017/05/08/9774

10. Балуева А. Сын автора легендарной песни Владимира Харитонова: «День Победы» с удовольствием поют даже немцы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kuban.kp.ru/daily/24512.4Z662268/

REFERENCES

1. Teacher's newspaper, no. 26 of June 28, 2005. Available at: http://www.ug.ru/archive/8669

2. Music of the great Patriotic war, from March 22, 2009. Available at: Mode of access: http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

3. Kalabukhov V. Songs of the war roads. "SHumel surovo Bryansk forest", 2015. Available at: http://www.proza.ru/2015/02/08/993

4. Andriyanov V., Kuznetsov A. Songs of war and Victory. Publishing House "Club 36 '6", 2010. 264 p.

5. Lyaskovskaya N. Listen to the crane cry... 2015. Available at: https://pravoslavie.ru/79173.html

6. History of creation of two songs from the movie: Two fighters. Available at: https://tunnel.ru/post-istoriya-sozdaniya-dvukh-pesen-iz-kinofilmadva-bojjca

7. The true story of the song "Dugout", TV show "Good morning" on the First channel, from November 7, 2011. Available at: http://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-pobedu/podlinnaya-istoriya-pesni-zemlyanka

8. The meaning of the song during the great Patriotic war. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/150-preschool-projects/3875-2013-11-09-06-21-22.htmlMY3bIKA

9. Kukuy, E. the history of the song "the Accidental waltz". 2017. Available at: https://www.stihi.ru/2017/05/08/9774

10. Balueva A. Son of the author of the legendary song Vladimir Kharitonov: "Victory Day" with pleasure even the Germans sing" Available at: https://www.kuban.kp.ru/daily/24512.4/662268/

Информация об авторе: Головченко Ксения Павловна, студентка 2 курса ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» Краснодар, Россия xeniya_golovchenko8@mail.ru

Поступила: 21 .11.2019 После доработки: 19.12.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Golovchenko Xenia Pavlovna, 2nd year student, Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar, Russia xeniya_golovchenko8@mail.ru

The paper was submitted: 21 .11.2019

Received after reworking: 19.12.2019

Accepted for publication: 27.12.2019

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.