Научная статья на тему 'ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМАМ КАЛУГИ'

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМАМ КАЛУГИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
309
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ / СВЯТЫЕ МЕСТА / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКВИ КАЛУГИ / ХРАМЫ КАЛУГИ / ЭКСКУРСИЯ / ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА / РУССКАЯ ПРОВИНЦИЯ / АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА / АМПИР / ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лыткин В.В., Кривошеина А.Н.

В статье представлена разработка пешеходного двухдневного туристического маршрута по городу Калуге, включающего в себя посещение трех древних храмов и двух соборов города, исторических архитектурных памятников федерального значения. Туристический маршрут составлен таким образом, что он подойдёт и будет интересен для гостей города любого возраста и вероисповедания. Разработанный и описанный маршрут способствует приобщению человека к истории и культуре провинциальной православной России. Древние храмы Калуги представляют интерес и как выдающиеся памятники архитектуры и истории Российского государства, и как объекты религиозного, паломнического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WALKING TOURIST ROUTE ON THE ORTHODOX CHURCHES OF KALUGA

The article presents the development of a walking two-day tourist route around the city of Kaluga, which includes visits to three ancient temples and two cathedrals of the city, historical architectural monuments of federal significance. The tourist route is designed in such a way that it will be suitable and interesting for visitors of any age and religion. The developed and described route helps to introduce people to the history and culture of provincial Orthodox Russia. The ancient temples of Kaluga are of interest both as outstanding monuments of architecture and history of the Russian state, and as objects of religious, pilgrimage tourism.

Текст научной работы на тему «ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМАМ КАЛУГИ»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 1.091.470

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМАМ КАЛУГИ

В.В. Лыткин1), А.Н. Кривошеина2)

1 2)

, 'Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

1)e-mail: vlad-lytkin@yandex.ru 2"е-таП: highpowercat@yandex.ru

В статье представлена разработка пешеходного двухдневного туристического маршрута по городу Калуге, включающего в себя посещение трех древних храмов и двух соборов города, исторических архитектурных памятников федерального значения. Туристический маршрут составлен таким образом, что он подойдёт и будет интересен для гостей города любого возраста и вероисповедания. Разработанный и описанный маршрут способствует приобщению человека к истории и культуре провинциальной православной России. Древние храмы Калуги представляют интерес и как выдающиеся памятники архитектуры и истории Российского государства, и как объекты религиозного, паломнического туризма.

Ключевые слова: туризм, туристические маршруты, святые места, православие, церкви Калуги, храмы Калуги, экскурсия, церковная архитектура, русская провинция, архитектура классицизма, ампир, православная архитектура, памятник архитектуры.

Введение

Интерес к православной культуре России резко возрос в стране с момента распада СССР и продолжает расти в наше время с новой силой -по всей стране восстанавливаются древние храмы и религиозные реликвии. Согласно данным археологической науки на землях современной Калужской области люди селились с древнейших времён.

Вначале характер их расселения нёс миграционных характер, что было обусловлено природными условиями (таяние ледников, вымирание и миграция животных). Позже расселение приобрело оседлый характер. Исследование археологического слоя Калуги и области позволило обнаружить множество изделий и орудий из различных материалов, которые принадлежали культурам данного региона. Радиоуглеродный и археологический анализ датирует находки эпохой камня, также существуют предметы эпохи бронзы, железного века и древнерусского периода. Многие археологические памятники Калужского края, обнаруженные в его древних городищах и курганах, можно увидеть в Краеведческом музее-заповеднике и его филиалах (Боровск, Таруса), в фондах Государственного Эрмитажа, а также в Государственном Историческом музее. Если говорить об археологической датировке, то нам точно известно, что «В Калужской области самый древний памятник относится к периоду среднего палеолита (150-40 тысяч лет назад)» [2, с. 59].

Особенный вклад в развитие археологии Калужского края внесли: академик Василий Зуев (1787 г.), Председатель Ученой Архивной Комиссии Иван Данилович Четыркин (19 век), Н.И. Булычев (19 век), В.И. Лабунский (19 век), К.Я. Виноградов (20 век), Т. Н. Никольская (20 век), С.И. Успенский (20 век), Х.М. Алешковский (20 век), И.К. и А.С. Фроловы (20 век), В.П. Есипов (20 век), О.Л. Прошкин, Г.А. Массалитинаи многие другие. Говоря о краеведении Калужской земли, нельзя не упомянуть об одном из первых академических и подробных трудов по этой теме - «Курс Родиноведения А. Вусовича», 1886 год. В своей работе А. Вусович подробно повествует о ландшафте и географии, природе и населении, культуре, архитектуре и истории Калужской земли, приводя статистические данные по многим областям. А. Вусович причисляет большинство жителей губернии к Православным греко-восточной церкви. Автор говорит о том, что Калуга имеет отдельную Епархию с 1799 года, а архиереи носят особый титул епископа или Архиепископа Калужского и Боровского. О церквях Калужской земли А. Вусович пишет, что «Всех церквей в епархии до 650, из них более 200 деревянные, преимущественно в селах. Во всей губернии одна церковь приходится почти на 1800 жителей. Из общего числа церквей до 80 находится в городах, где на каждую церковь, средним числом,

приходится 1300 человек. Наибольшее число церквей приходится на Калугу (37) и Мещовский уезд (92) наименьшее на Воротынск (1) и Малоярославецкий уезд (32)». [3, с. 63] Монастырей в губернии насчитывалось 10. Также у А. Вусовича встечаем перечень Святынь, мощей и чудотворных икон губернии.

Возникнув как пограничная крепость, Калуга росла и развивалась вокруг своих церквей, которых до революции насчитывалось в городе сорок, а сейчас осталось меньше двадцати. Большая часть этих памятников архитектуры и духовной культуры города была построена в конце XVI - начале XVII веков. Как правило, это каменные церкви, воздвигнутые на месте старых деревянных, из которых были перенесены церковная утварь и старинные иконы. Каждый храм Калуги имеет свой стиль и свои особенности, с которыми мы познакомимся по ходу маршрута. Первым путеводитель по Калуге разработал выдающийся историк и краевед Дмитрий Иванович Малинин (1879-1933). В своем труде он повествует об истории Калуги с древнейших времён до начала 20 века, подробно описывая исторические, архитектурные и культурные достопримечательности губернии.

Первым упоминанием города в дошедших до нас исторических источниках принято считать послание литовского князя Ольгерда Гедиминовича константинопольскому патриарху Филофею в котором он жалуется на великого князя Дмитрия Ивановича т. к. он отнял у него ряд городов, среди которых упоминается Калуга. «...Против своего крестного целования, взяли у меня города: Ржеву, Сижку, ... Березуйск, Калугу, Мценеск.» [8, с. 136-138]. Данное послание датируется 1371 годом от Рождества Христова. Многое повидали и пережили Калуга и Калужане за долгую историю своего существования - победы и поражения, голод и достаток. «Калуга принимала самозванца с Мариной Мнишек, Ивана Болотникова и сподвижников Пугачева, декабристов и польских повстанцев, соратников Ленина, а своих сынов благословляла на бой и труд. » [7, с. 6]. Есть у Калуги и свой покровитель - святой Лаврентий, в житии которого имеется немало легенд, связанных с городом и его жителями. На месте захоронения Лаврентия жители города построили монастырь в честь святого. Калугу со всех сторон окружает множество святынь с богатой историей и монументальной архитектурой - Оптина пустынь, Тихонова пустынь, Спаса Нерукотворного пустынь, Казанская

Амвросиевская пустынь. Множество чудотворных икон хранят храмы Калуги и области, а самая главная реликвия города - чудотворная икона Калужской Божьей Матери, которую можно увидеть в Соборе Георгия Победоносца за верхом в Калуге. Мы не имеем письменных свидетельств о том, как выглядела Калуга до XVII века, но, бесспорно, одно: Калуга, как и остальные города средневековой Руси, была построена по схеме: Кремль - торговые ряды - посады и ремесленные слободы. Значительно повлияло на внешний вид города учреждение Екатериной II в 1776 году Калужского наместничества: выравнивались улицы, деревянные церкви перестраивались в камне, появлялись новые кварталы, уничтожались переулки, передвигались дома и т. п.

В настоящее время туристические компании, частные гиды и агентства России по туризму предлагают познакомиться с церквями и храмами Калуги в ограниченном количестве, в составе общих ознакомительных экскурсий - что мешает туристу и исследователю вникнуть в историю Калуги и прочувствовать атмосферу города и его храмов. Либо предлагаются экскурсии с посещением всех церквей за один день, что также лишает возможности качественного исследования объектов архитектуры и святынь, не даёт полностью погрузиться в вопрос. В связи с этими фактами можно говорит об актуальности маршрута, разработанного в данной статье, так как он предусматривает детальное знакомство с пятью объектами архитектуры за два дня. В данной статье описан маршрут, в ходе которого турист посетит следующие храмы и соборы города Калуга: Храм святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, который выполнен в барочном стиле; Свято - Георгиевский собор, в котором находится чудотворная икона Калужской Божией Матери; Свято - Троицкий кафедральный собор - главный собор города, его «сердце»; Храм святого пророка Иоанна Предтечи и Храм в честь святых Жен-Мироносиц.

День первый

Людей, стремящихся душой и умом к прекрасному, людей, которые ценят красоту и ищут вдохновения всегда будут привлекать изящные памятники архитектуры, каким является и храм в честь святых мучеников и бессребренников Космы и Дамиана в Калуге. Данный памятник архитектуры стоит на пересечении улиц Суворова и Фридриха Энгельса. Он манит прохожих к себе совершенно нехарактерным для города

архитектурным стилем. Построенный в 1794 году храм выполнен в стиле барокко и внешне напоминает Смольный собор в Санкт-Петербурге. «В плане храм имеет лепестковое основание. Высокий купольный свод увенчан пятью главами. Боковые входы украшены небольшими, но высокими порталами с двумя парами тонких колонн. Над порталами располагаются изящные колонны, поддерживающие мысообразные фронтончики» [3, с. 108] «Колокольня храма четырехъярусная, очень высокая, тонкая, стройная, постепенно суживающаяся и производит приятное впечатление симметричностью своих частей и изяществом» [7, с. 73]. В настоящее время в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы, но храм открыт для прихожан - проходят богослужения, работают воскресные школы для детей и взрослых. Ценности, хранившиеся в храме до революции (Евангелие, напечатанное на синей бумаге, икона Божией Матери «Страстная», требник 1658 года и проч.) давно бесследно исчезли, а любовь прихожан к храму не угасает и по сей день.

В период гонений на православную церковь комсомольцы пытались замазать фрески храма, но лики святых чудесным образом появлялись сквозь краску. Легенда говорит, что, когда один из безбожников попытался сбить святые изображения молотком, он пал бездыханным. Чтобы добраться до следующего храма, следует выйти из Космодемьянской церкви со стороны улицы Суворова и, пройдя небольшой сквер и площадь Победы, повернуть налево, на улицу Кирова, по которой идти прямо 780 метров. Через 15 минут пути перед Вами появится величественный, обильно орнаментированный храм красного цвета с голубым куполом и трехъярусной колокольней в готическом стиле, это храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В основании главной части храма лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразномуверху, венчанному круглым куполом. Вот что пишет про колокольню этой церкви краевед и историк Д.И. Малинин: «Колокольня «готическая» трехъярусная, три колонны на углах первого яруса; три колонны над ним и в следующим ярусе; только в последнем они соединены «стрелкой». Внутри храм благолепен и красив» [6, с. 125].

Построенный в 1735 году храм пострадал от пожара в 1754. Он был почти полностью уничтожен и восстановлен в 1763 году. Стены храма были расписаны снова лишь в конце XIX века, но эта живопись сохранилась по сей день, и в основу ее были положены прекрасные копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. Иконы храма являлись копиями известных русских живописцев Васнецова, Нестерова и Маковского. Славилась церковь Иоанна Предтечи и древней иконой этого святого. На иконе Иоанн был изображен с крыльями и чашей в руках, а в чаше - глава. Сейчас местонахождение иконы не известно, но она была единственным предметом из убранства храма, который уцелел после пожара 1754 года. «Её спас пономарь церкви Трифон, который успел вынести икону на огороды. Сам же пономарь, согласно преданию, вбежал в церковь еще раз, чтобы спасти древнее Евангелие, и погиб в огне» [4, с. 30]. Во времена СССР в храме находился колледж культуры, и только 29 января 2007 года Правительство РФ передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время в храме совершаются обряды и богослужения, работает воскресная школа. Храм почитаем и любим жителями города.

Изучив яркую роспись храма Иоанна Предтечи, налюбовавшись его архитектурой, продолжаем движение вперёд по той же улице Кирова. Пройдя 490 метров, мы увидим перед собой еще одну старинную постройку - храм в честь Святых Жен Мироносиц. Строительство этого храма завершилось в 1804 году, план постройки был разработан губернскими архитекторами И.Д. Ясныгиным и Н. Соколовым. Храм построен ротондой, увенчанной круглым византийским куполом. Трапезная часть храма окружена колоннами, к храму присоединена трёхъярусная колокольня. Об истории церкви у Малинина читаем: «Она посвящена св. Мироносицам потому, что, по преданию, строители её, прихожане-ямщики, совершали в этот день молебен по случаю выгона скота на пастьбу, а равно в этот день была здесь же и ярмарка, гл. обр. конская. Это подтверждается фактом нахождения в церкви двух старых икон местных: св. Власия и Флора и Лавра, которых особенно чтут скотоводы» [6, с. 116]. Главным украшением храма считался утраченный в настоящее время иконостас, принесённый ещё из старой сгоревшей церкви 1698 года постройки. Иконостас тот состоял из икон древнего

письма, в частности, там была икона внушительных размеров с изображением Тайной вечери. «Во время чумы 1771 года была рождена традиция храма - 2 февраля проводился крестный ход в церковь Жён Мироносиц из других церквей города. Последний крестный ход состоялся в 1813 году» [4, с. 25]. С 1930 года храм использовался, как складское помещение и был передан церкви в 1990 году, после чего в храме начались активные восстановительные работы. В 90-е годы XX века храм посещался Высшими Церковными иерархами: Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Патриархом Александрийским Парфением III. Сегодня в храме можно увидеть такие святыни, как, Частицу Честного и Животворящего Креста Господня, Мощи Святого Апостола Андрея Первозванного, икону и мощи благоверного князя Петра и княгини Февронии и другие.

День 2

На пересечении улиц Баумана и Георгиевской, по адресу ул. Баумана 14 расположен роскошный двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней - Свято-Георгиевский Собор (храм в честь Великомученика Георгия за верхом). Этот величественный храм сложно не заметить, он издали привлекает внимание утонченными пропорциями и яркими архитектурными деталями в стиле «Московское барокко» времен Алексея Михайловича. Построенный в 1701 году пятиглавый храм имеет форму корабля, высота его 43 метра. На второй этаж храма ведут с обеих сторон здания широкие лестницы с перилами. «Колокольня Георгиевского собора - один из самых блестящих образцов распространенного в XVII веке архитектурного типа. Трехъярусный четвертик легко несет восьмигранную звонницу, завершенную высоким шатровым верхом. Во втором и третьем ярусах есть оконца. Наличники окон украшены небольшими колонками» [1, с. 94].

Роспись верхнего храма была выполнена в 1766 году и дошла до наших дней, хоть и не раз обновлялась и поправлялась. Роспись первого этажа выполнена в начале XX века. Пятиярусный иконостас верхнего храма выполнен в стиле барокко и датируется 1770-1780 годами, иконы его написаны специально для храма. Иконы нижнего храма были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. Специалисты относят их создание к XVI - началу XVII векам - в частности иконы великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы

Пятницы. Также в Свято-Георгиевском соборе находится главная святыня земли Калужской, чудотворная Калужская икона Божьей Матери. О святынях церкви Д.И. Малинин пишет: «Из ...предметов старины выделяются...напрестольный крест с частицами мощей 9 святых печерских с надписью: «лета 7194 (1686) году марта во 2 день построен сей крест Калужанами в Калугу на посад к церкви страстотерпцу Христову мученику Георгию, что на песку» [6, с. 111].

В период советской власти собор продолжал функционировать как православная церковь и принимал прихожан даже во времена богоборческой власти. В 1934-1937 годах в соборе служил священномученик Августин (Беляев), владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Он был расстрелян в 1937 году 23 ноября по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы и другие клирики собора, многие из них были расстреляны. В XIX веке святой праведный Иоанн Кронштадтский во время визита в Калугу совершил в храме Божественную Литургию 15 мая 1895 года. Так же тут служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1922), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфирий III (1994).

Для того чтобы добраться до следующего пункта нашего маршрута необходимо выйти из Свято-Георгиевского собора со стороны улицы Баумана и повернуть налево - вниз. После чего, пройдя несколько метров, снова повернуть налево - на улицу Пушкина. Теперь следует пройти по этой улице прямо, не сворачивая, один километр. Пройдя Калужский краеведческий музей (палаты Коробовых), каменный мост через Березуйский овраг мы окажемся в центральном городском парке, в котором находится Свято-Троицкий кафедральный собор. Этот величественный собор является кафедральным т. е. главным собором города и имеет древнюю историю. Первое упоминание о нём датируется 1610 годом, тогда «соборный храм во имя Живоначальной Троицы» ещё был деревянным. Никоновская летопись упоминает и то, что рядом с храмом был похоронен Лжедмитрий II. Когда деревянная постройка обветшала, на её месте был возведен в 1687 году новый белокаменный собор в честь царя Федора Романова. Этот храм простоял 100 лет, после

чего в 1786 году было принято решение начать строительство нового собора с использованием камней прежнего храма в качестве строительного материала. Автором проекта нового храма стал архитектор Иван Денисович Ясныгин. Строительство продолжалось 33 года и было завершено в 1819 году.

К стенам кафедрального собора плотно прилегает колоннада из тосканских колонн, а в промежутках между колоннами помещены священные изображения. У боковых входов в храм фронтоны из шести колонн, а между фронтонами также роспись на темы из священной истории. Купол в форме полушария выполнен в Византийском стиле и увенчан крестом. Внутренний диаметра купола составляет 16,75 м (наружный диаметр 19,95 м), это первый безопорный купол в России с таким большим диаметром. Величественная колокольня храма, высотой 70 м выполнена в строгом классическом стиле. В деталях внутреннего убранства храма сказывается влияние архитектурной школы Матвея Фёдоровича Казакова, великого мастера времён правления Екатерины II. Монументальность и величие собора отмечают все приезжавшие в Калугу. Калужский кафедральный собор в 1904 году посетил император Николай II, а Императрица Мария Федоровна в 1826 году отстояла службу в храме. «В соборе имеется ещё и царское место, с образом Марии Магдалины. Оно устроено в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Императрица Мария Федоровна, пребывавашая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Императрицы Елизаветы Алексеевны» [6, с. 98].

Со сменой власти в стране собор прекращает свою работу. В 1924 году было принято решение использовать здание в культурно просветительских целях как Дом народных собраний, но процесс шёл медленно, не хватало средств и строительных материалов. В годы правления советской власти в разное время собор использовался как кинотеатр, планетарий, в нём располагались кружки Осоавиахима, склад и спортивная школа. 15 июля 1991 года облисполком, в том числе благодаря настоятельному прошению архиепископа Калужского Климента, передаёт собор Калужской епархии и начинаются восстановительные работы обветшавшего здания. В октябре 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посещает Троицкий собор и передает для него чудотворный список иконы

Богоматери Калужской, который ранее находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В 1999 году в праздник Святой Троицы была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия. На данный момент собор можно считать полностью восстановленным. При соборе действует детская воскресная школа.

Заключение

На этом заканчивается наш туристический маршрут, в ходе которого мы посетили: храм Святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, храм Святого пророка Иоанна Предтечи, храм в честь святых Жен-Мироносиц, Свято-Георгиевский собор и Свято-Троицкий кафедральный собор. Полагаем, что эти прогулки послужат стимулом и станут вдохновением для дальнейшего ознакомления с историей России, ее святынями и памятниками архитектуры и искусства. Полагаем, что данный маршрут может стать импульсом для исследования такого богатого историческими событиями географического объекта России как город Калуга. В ходе ознакомления со святынями Калуги мы путешествовали по прошлому, месту жизни наших праотцов, обращались к духовности предков. Это несомненно способствует осознанию глубины и значимости своих национальных корней и воспитывает в детях и взрослых патриотизм, любовь к родному отечеству. В каждом из нас, внутри каждого из нас, благодаря воспитанию и инкультурации, заложены формы, манеры поведения, правила этики и вежливости, принятые в том или ином обществе, в той или иной культуре. А такие качества человека, как мужество, благоразумие, честность, патриотизм можно отнести к этическим добродетелям, которые слагаются путём привычек [5, с. 85-86]. Каждый храм города уникален и несет свою многовековую историю, которую мы, потомки наших предков, обязаны помнить и хранить.

Список литературы

1. Алексахина, М. Н., Богатырева, Н. В. Земля Калужская - земля святая / Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина). - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 368 с.

2. Болдин, И. В., Грудинкин Б. В., Ефимов А. Е., Массалитина Г. А., Прошкин О. Л., Хохлова Т. М. Археология Калужской области. - Калуга : Издательский педагогический центр «Гриф», 1999. - 376 с.

3. Вусович, А. Калужская губерния, курс родиноведения для местных учебных заведений. - Калуга : Типография А. М. Михайлова, 1886. - 95 с.

4. Комиссаров, В. И. Православные храмы Калуги. - Калуга : Изд-во Н. Бочкаревой, 2000. - 128 с.

5. Лыткин, В. В., Гегамян, Ю. А. Кросс-культурные коммуникации как феномен культурного архетипа // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - № 4 (36), ноябрь 2020 г. - С. 85-95.

6. Малинин, Д. И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга : Золотая Аллея, 2004. - 274 с.

7. Морозова, Г. М. Прогулки по старой Калуге. - Калуга : Золотая аллея, 1993. - 260 с.

8. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Том 6. - Санкт-Петербург, 1880. - 930 с.

WALKING TOURIST ROUTE ON THE ORTHODOX CHURCHES OF KALUGA

V.V. Lytkin1}, A.N. Krivosheina2)

^Tsiolkovsky' s Kaluga State University, Kaluga 1)e-mail: vlad-lytkin@yandex.ru 2)e-mail: highpowercat@yandex.ru

The article presents the development of a walking two-day tourist route around the city of Kaluga, which includes visits to three ancient temples and two cathedrals of the city, historical architectural monuments of federal significance. The tourist route is designed in such a way that it will be suitable and interesting for visitors of any age and religion. The developed and described route helps to introduce people to the history and culture of provincial Orthodox Russia. The ancient temples of Kaluga are of interest both as outstanding monuments of architecture and history of the Russian state, and as objects of religious, pilgrimage tourism.

Keywords: tourism, tourist routes, holy places, Orthodoxy, Kaluga churches, Kaluga temples, excursion, church architecture, Russian province, classicism architecture, Empire, Orthodox architecture, architectural monument.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.