Научная статья на тему 'ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ СПАССКОГО ХРАМА ГОРОДА УФЫ, К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ'

ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ СПАССКОГО ХРАМА ГОРОДА УФЫ, К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музееведение / этнография / история архитектуры / XIX век

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макарова Вера Николаевна

Одним из старейших сохранившихся в городе Уфе является Спасский храм, строительство которого осуществлялось в первой половине XIX столетия. Здание составляет ансамбль со всей исторической застройкой улицы. Это несколько десятков деревянных и каменных построек, сохранение которых имеет непреходящее значение. Напоминает нам о былых свершениях, исторических событиях и важных, с точки зрения региональной истории, людях, проживавших и трудившихся здесь. В Спасской церкви недавно были расчищены фрески, которые наряду с сохранившимися духовными (исповедными) росписями являются настоящим памятником истории города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ СПАССКОГО ХРАМА ГОРОДА УФЫ, К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ»

6. Куфтерин В. В., Нечвалода А. И. К антропологии неолита Башкирского Зауралья: скелет ребенка со стоянки Мысовая // Этногенез. История. Культура: I Юсуповские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти Рината Му-хаметовича Юсупова. Г. Уфа, 17-19 ноября 2011 г. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. С. 138-140.

7. Матюшин Г. Н. К изучению мезолита и неолита в Башкирии // АЭБ. Т. II. Ред. Р. Г. Кузеев, К. В. Сальников. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964. С. 32-42.

8. Матюшин Г. Н. Многослойное поселение Мысовое на оз. Кара-балыкты // КСИА. Вып. 136. М., 1973а. С 67-76.

9. Матюшин Г. Н. Мезолитический и неолитические комплексы поселения Мысового на Южном Урале // СА. 19736. № 4. С. 143-159.

10. Матюшин Г. Н. Мезолит Южного Урала. М., 1976. 368 с.

11. Матюшин Г. Н. Энеолит Южного Урала. М., 1982. 328 с.

12. Моргунова Н.Л. Раскопки Турганикской стоянки // АО 1982 года, М.: Наука, 1984. С. 163.

13. Шорин А. Ф. Доандроновское погребение могильника Березки Уг в горно-лесном Зауралье // Неолитические памятники Урала. Сборник научных трудов / Отв. ред. Л. Я. Крижевская. Свердловск: УрО АН СССР, 1991. С. 68-79.

14. Buikstra J.E., Ubelaker D. Standards for Data Collection from Human Skeletal

15. Remains. Arkansas Archaeological Survey Research Series. 1994. No 44.

УДК 94(470.57)(092)

В. Н. Макарова, Национальный музей РБ, г. Уфа

ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ СПАССКОГО ХРАМА ГОРОДА УФЫ, К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ

Аннотация. Одним из старейших сохранившихся в городе Уфе является Спасский храм, строительство которого осуществлялось в первой половине XIX столетия. Здание составляет ансамбль со всей исторической застройкой улицы. Это несколько десятков деревянных

и каменных построек, сохранение которых имеет непреходящее значение. Напоминает нам о былых свершениях, исторических событиях и важных, с точки зрения региональной истории, людях, проживавших и трудившихся здесь. В Спасской церкви недавно были расчищены фрески, которые наряду с сохранившимися духовными (исповедными) росписями являются настоящим памятником истории города.

Ключевые слова: музееведение, этнография, история архитектуры, XIX век.

Одним из старейших объектов культурного наследия улицы Октябрьской революции (Большой Казанской) города Уфы является Спасский храм. История его, казалось бы известная, до сих пор поражает своими открытиями. Удивительной его истории посвятил свое исследование Руф Гаврилович Игнатьев. Совсем недавно мы стали свидетелями верности и точности его описаний, при расчистке храмовой росписи. Много лет в Государственном архиве Кировской области лежали невостребованными дела Вятской Епархии. Нам удалось обнаружить листы метрических записей восемнадцатого столетия. Сохранились материалы нескольких церквей по Уфимскому уезду. Метрические выписки по Спасскому храму относятся к 1776-1777 гг. Таким образом были уточнены имена одного из первых протоиереев церкви — Иоакима Семенова и прихожан [Макарова, 2015. С. 26].

С 1764 по 1799 г. многие храмы Приуралья, в том числе и уфимские, находились в ведении Вятской Епархии. Лишь в 1798 г. были возбуждены вопросы о неудобстве управления, и в 1799 г. Павел I приказал учредить новую епархию с центром в Уфе. Об этом очень красноречиво пишет один из исследователей истории города Уфы и Уфимской Епархии Р. Г. Игнатьев.

«В третий год царствования Екатерины II (1764 г.) вышел закон о духовных штатах, в результате которого самые епархии изменили своё прежнее географическое положение, так например Оренбург, Уфа и Бирск, принадлежавшие до того по духовным делам к Казанской епархии, по указу о духовных штатах, причислены к Вятской».

«...Пока Уфа и прочие города были Вятской епархии и составляли одну паству, возник благочестивый обычай каждогодно приносить в г. Уфу из села, а потом города Елабуги чудотворный образ Спасителя Нерукотворенного, между тем как в г. Сарапул, также Вятской губернии, каждогодно приносился, и в одно и тоже время, в мае месяце, чудотворный образ св. Николая из села Берёзовки-Камской, Бирского уезда».

«.В Уфе, говорит предание, случилось...чудо от иконы. Когда духовенство и Уфимские жители, встретив св. Икону Спаса Нерукотворенного, все от мала до велика, за городом с подобающею честью, с крестами и св. иконами, провожали чудотворный образ в бывший Собор, то, проходя Казанскою улицею к бывшему Собору или нынешней церкви Св. Троицы, на самом том месте, где теперь Спасская церковь, а тогда стояла деревянная церковь Благовещения Богородицы, чудотворная икона Спасителя вдруг остановилась и носящие её не могли тронуться с места. По этому событию, тем более поспешили Уфимские жители исполнить обещание, и близ церкви Благовещения Богородицы поставлена другая, тоже деревянная, в честь св. Спаса Нерукотворенного образа. Справедливо ли предание о чуде — не знаем, но что церковь Спасская построена именно в честь чудотворной иконы, которая ежегодно приносилась из Елабуги в Уфу, — это не подлежит сомнению» [Игнатьев, 1869].

«В 1801 году в Губернском городе Оренбургской губернии — Уфе (по ул. Большой Казанской), по документам Духовной Консистории, состояло церквей: Смоленский Богородиц-кий Собор, или теперь церковь св. Троицы; церкви приходские: Спаса на Казанской улице и при ней другая деревянная церковь Благовещения Богородицы. В 1816 году пожар истребил большую часть Уфы; сгорела большая часть старой Уфы, Покровская церковь и около неё — много домов, большая часть Кладбищенской улицы, Казанская улица до самой церкви св. Спаса; улицы Фроловская, Ильинская и Архиерейская слободка почти все выгорели.

Но в 1821 году был новый пожар в Уфе, сгорело много домов на Казанской улице и в том числе церкви Благовещенская и Спасская; при чём вместе со Спасскою церковью сгорела и копия с чудотворной иконы Елабужской.

В 1824 году стараниями прихожан и священника Иоанна Григорьевича Несмелова заложена была каменная церковь св. Спаса Нерукотворенного с приделами св. Николая Чудотворца и Рождества Христова, в честь бывшей церкви в это имя, как мы говорили, на Казанской же улице, недалеко от Спасской, и также в одно время сгоревшей. Каменная нынешняя церковь св. Спаса, по неимению средств, строилась с 1824 по 1845 год; прежде всего в 1829 году освящён был Николаевский придел, настоящая же церковь освящена в 1844 году 1 Сентября Преосвященным Иоанникием, епископом Оренбургским и Уфимским, а в следующем году, 1-го Сентября тем же Преосвященным освящён придел в честь Рождества Христова.

Церковь Спасская, устроенная по образцу Казанского Собора, украшает теперь лучшую улицу в Уфе — Казанскую, так прозванную потому, что она идёт от въезда в город с Казанского тракта, он же Московский и Петербургский, — и Уфимские жители шуткой зовут эту улицу «своим невским».

Из плана Спасской церкви, выданного бывшею Оренбургскою Строительною Комиссиею, видно, что размер её следующий: внутренность церкви 13 с. 2% ар. в длину, а длина всей церкви с крыльцом и колоннадой из 36 столбов с 2 колокольнями — 22 саж. 2% ар., алтарь настоящей церкви 3 саж. 2% ар., шир. 3 саж. 2 чет. и 2 верш.; длина настоящей же церкви, без алтаря, 4% саж. и в шир. 4 с.; трапеза, в которой устроены оба придела, отделённая аркой от настоящей церкви, длин. 5 с. 2% ар., шир. 5 саж. 1% ар. — Настоящая или Спасская церковь освящается 12 полукруглыми пролётами в куполе и 8 полукруглыми окнами, а трапеза, составляющая отдельную пристройку, 8-ю четырёхугольными окнами. На куполе по наруже и на обоих колокольнях — небольшие главы, обитые листовым железом; кресты на них позолочены червонным золотом. На одной

из колоколен именно с Северной стороны повешено 7 колоколов, из них самый большой весу 134 пуд. 4 фун., он вылит в 1850 году, затем следуют колокола: 2-й вес. 36 пуд. 30 фун., 3-й 16 п., 7 ф., 4-й 4 пуда 2 ф., 5-й 2 пуд. 26 ф., 6- й 313/5 ф., 7-й 30 фун. Под колокольней 3 комнаты, для помещения сторожей, просвирни и церковной кладовой. Под колокольней с Южной стороны находится часовня, в которой очень хорошей живописи иконы Божией Матери всех скорбящих радости, св. Николая Чудотворца и Вознесения Господня.

В настоящей церкви недавно, именно в 1858 году, устроен новый иконостас вместо прежнего, существовавшего очень недолго, именно с 1843 года; тот иконостас был довольно простой и он, как видно из описи церковного имущества, в 1858 году, продан за 100 руб., помещику А. М. Померанцеву... Иконы писаны в Москве лучшими иконописцами, но в подражательно древнем вкусе. — Иконы разных св. Угодников, как оказывается, сделаны в честь создателей храма.

Настенное письмо в настоящей церкви, (в трапезе его нет), не отличается искусством; здесь изображено в лицах тот эпизод из земной жизни Христа Спасителя, когда он отирает лицо чистым платом и на нём изображается его образ, потом в присутствии Апостолов вручает его посланным от Эдесского Князя Авгаря, затем Авгарь, лежащий на одре, изцеляется от болезни; всё это изображено в 3 картинах. — Росписания купола между пролётами или окнами состоит из изображения, в рост, 12 верховных Апостолов1.

1 Иконы во всех трех иконостасах писаны иконописцем Г. Н. Серебренниковым, внутренность всей церкви расписана иконописцем Андреем Корниловым дворовым человеком бывшего Оренбургского Вице-губернатора Порфирия Васильевича Безобразова, за работу по росписи всей церкви заплачено серебром 342 рубля 86 коп. (НА РБ. Ф. Р-1251. Оп.

1. Д. 59. Л. 4) В описи имущества церкви за 1850 г., есть подробная информация о храмовых иконах и росписях. В том числе, что в алтаре есть гипсовое изображение Бога Саваофа и всевидящее око в окружении двух херувимов (НА РБ. Ф. И-290. Оп. 1. Д. 15. Л. б/н).

Близ левого клироса находится образ Тихвинской Божией Матери в большом окладе с разными каменьями; он чествуется народом; рассказывают, что это была домашняя икона и пожертвована сюда по видению во сне какой то девицы-сироты. — Замечательны по живописи небольшие иконы, на особых налоях находящиеся: св. Спаса нерукотворенного и св. Сергия Радонежского, писанные в 1836 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, под руководством художника Малышевского, и икона 12 месяцев или святцы, пожертвованная купцом М. Я. Сапожни-ковым. — Достойны замечания: богатая плащаница и сереб-рянные вызолоченные оклады на местных иконах Спасителя и Божией Матери, пожертвованные нынешним священником В. Т. Аманацким, преемником отца И. Несмелова. В устройстве всего, служащего к благолепию храма, также много потрудился бывший церковный староста, купец Любимов, 9 лет с честию несший эту обязанность; — церковь Спасская много обязана ему; при нём 11 Июля 1858 года было новое освящение церкви св. Спаса, по случаю устройства, вместе с иконостасом, нового престола; освящение было совершено Преосвященным Антонием, Епископом Оренбургским и Уфимским.

В ризнице Спасской церкви много весьма хороших облачений, евангелий, обложенных богатыми окладами, сосудов блюд и проч. Всё это устроено приношениями разных лиц, трудами и усердием настоятелей храма И. Г. Несмелова и В. Т. Аманац-кого и старосты Любимова. Но в числе утвари нет ничего в особенности замечательного. Разсмотрев утварь и церковную библиотеку, очень небогатую книгами, я ничего не нашёл такого, чтобы указывали на годы и когда и что кем пожертвовано, что конечно послужило бы фактами для истории Спасской церкви. В церковном архиве хранятся метрики с 1821 г. и описи церковного имущества разных лет с 1825 г.; хотя церковь сгорела, но приход её существовал и священно-служители вели метрики и духовные росписи. Из указов епархиального начальства в церковном архиве замечательны разве в историческом отношении те немногие из них, которые касались церковных построек.

Возвращаюсь к описанию церкви. Приделы Рождества Христова и св. Николая чудотворца не представляют ничего поразительного для глаз: здесь очень скромный столярной работы иконостас, окрашенный в красную краску, местами вызолоченный; иконы все писаны в Уфе, здешними иконописцами и, должно сказать правду, не представляют ничего особенного в живописи; впрочем из этого мы исключить должны небольшую икону св. Николая чуд. в Николаевском приделе, писанную на металлической доске. На вопрос мой у сторожилов: почему этот придел не в память бывшей церкви Благовещения Богородицы, на антиминсе которой он и освящён? мне объяснили, что, кроме особой веры народа к св. Николаю это, будто бы, сделано потому, что принесение чудотворного образа св. Николая из села Бе-рёзовки-Камской Бирского уезда заменило для Уфы принесение чудотворного образа св. Спаса Нерукотворенного из г. Елабуги.

При Спасской церкви с 1861 года существует школа для детей обоего пола всех сословий, устроенная по распоряжению Преосв. Филарета, бывшего Епископа Уфимского и Мензелин-ского, ныне — Нижегородского и Арзамасского, священником Аманацким и старостою Любимовым; здесь обучают чтению, письму, закону Божию, церковному пению и женским рукоделиям. — Школу посещают дети бедных родителей и наиболее мещан и солдат. Число учащихся непостоянно, по причине домашних нужд; школу посещают дети обоего пола, которых 50 ч.; обучением в последнее время занимались дьякон Тима-шев и его жена.

К церкви принадлежит каменный дом с принадлежностями для причта, приобретённый покупкою земли и построенный на счёт самих священно-церковно-служителей. Причта, по численности прихода полагается: 2 священника, 1 диакон и 2 причетника; они живут исключительно доходом от прихожан. В настоящее время проживает в приходе 1561 ч. обоего пола православной веры.

За тем прилагаем роспись домов и домохозяев Спасского прихода, заимствованную из таковой же росписи, представлен-

ной церковным причтом в Уфимскую Духовную Консисторию за 1869 год. В графе о числе живущих показаны одни семейства домохозяев, а не жильцов их, временно проживающих. К Спасскому приходу принадлежат сверх того нижние чины пожарной команды и 1-й полицейской части г. Уфы; приход же, т. е. улицы к Спасскому приходу принадлежащие, расположены в 1 и 2 частях г. Уфы.

Район Спасского прихода, число домов и постоянных прихожан муж. и женск. пола:

1) По Казанской улице от Спасской церкви до Троицы: Домов 19; прихожан 58 м. 60 ж.

2) По Казанской улице вверх от Спаса до конца улицы: Домов 26; прихожан 121 м. 135 ж.

3) Кругом базарной и торговой площади: Домов 27; прихожан 66 м. 65 ж.

4) По Малоказанской улице вверх по правую сторону и по боковым улицам в кварталах, считая и левую сторону малокладбищенской улицы:

Домов 44, прихожан 167 м. 193 ж.

5) По левую сторону этой улицы и по боковым улицам в кварталах, считая и правую сторону Почтамтской или Вавиловской улицы:

Домов 51, прихожан 176 м. 200 ж.

6) По левую сторону Почтамтской улицы и боковым улицам в кварталах, считая до верхней Ильинской;

Домов 60, прихожан 154 м. 166 ж.

Всего в приходе домов 215, прихожан 742 м. 819 ж. — 1561 обоего пола1.

1 По сведениям из «Топографического описания и статистического изображения кварталов города Уфы 1865 г. к Спасскому приходу относилось 117 домов, 382 кв. жителей 1028 муж. и 1186 жен. пола [2. С. 182].

Мы сказали, что Спасская церковь украшает лучшую улицу, она построена на месте действительно ровном, алтарь, впрочем, настоящей церкви стоит над обрывистым оврагом.

В Спасской церкви не совершается особых празднований, кроме храмовых праздников, ни особых крестных ходов.

Усердием старосты и прихожан при Спасской церкви содержится хор певчих — любителей из разного звания и этот хор, нужно сказать по совести, — лучший из всех приходских в г. Уфе» [Игнатьев, 1869].

Руф Гаврилович Игнатьев обещал заняться церковной статистикой и дальнейшим изучением церковной истории и, наверное, сделал бы это наилучшим образом, если бы не разнообразные интересы и занятия, перемена места жительства и бренность бытия.

Интерес к истории Спасской церкви был проявлен в 1920-х гг. Общество по изучению Башкирии даже принимает решение направить архитектора Ройзмана для замера, описания и зарисовок храма, вероятно, предвидя её дальнейшую судьбу и закрытие. К сожалению, материалы эти пока не обнаружены. Описание имущества церкви предпринимали и новые власти. Составлено оно причтом Спасской церкви, церковным старостой, прихожанами и членами Приходского Совета в марте 1920 г. [7]

Большая часть делопроизводственного архива храма уцелела после закрытия его в 1929 г. и находится в Национальном архиве Республики Башкортостан в г. Уфе. Здесь можно обнаружить практически все, о чем писал Игнатьев: метрические книги, приходно-расходные книги, описи имущества, клировые ведомости, брачные документы, книгу поминаний. Среди всего этого комплекса наше внимание привлекла коллекция исповедных ведомостей, в которых указаны имена священников и прихожан, бывших у исповеди. Датируются они 1820-1925 гг., имеют большую полноту описаний и дают возможность восстановить посемейные списки православных прихожан, проживавших в центральной части города, бывших на исповеди и уклонившихся от неё [6].

Этот источник дает информацию о численности, половозрастном и социальном составе населения. Исповедные ведомости фиксируют лиц обоего пола, охватывают лиц разного возраста, в том числе и годовалых младенцев. Они составлялись погодно, что позволяет проследить изменение родственной и поколенной структуры и состава населения. Для исповедных записей Спасского храма, которые сохранились среди комплекса документов, характерна полнота записей всего населения прихода, который бывал в храме и у исповеди и даже тех, кто на ней не бывал, фактически за 100 лет, с небольшими изъятиями. А также роспись о духовных служителях, их происхождении, образовании, службе, наградах, семейном положении.

В начале XIX в. настоятелем храма был Григорий Андреев. Наиболее известными из настоятелей Спасской церкви были Иоанн Григорьевич Несмелов (1823-1859), Владимир Терентьевич Аманацкий (десять лет), Николай Павлович Левитский (1872-1876), Николай П. Геллертов (=1888 - =1897), Михаил Афанасьевич Шестаков (=1898 - =1919), Николай Георгиевич Алексеев (=1923 - 1924), Дмитрий Разумов (=1924 - =1928). Есть упоминания о внештатном или младшем священнике Ипполите Никитовиче Подбельском, встречается фамилия Николая Соколова, Якова Цервицкого, Петра Прокофьева, Тиханов-ского, Георгиевского. В приходе проживала вдова священника Фраганского, возможно, он в какой-то период имел отношение к служению в храме.

Росписи составлялись по утвержденной форме, развернутой таблицей с несколькими полями, где представлена подворная опись всех бывавших на службе: статских, военных, дворян, купцов, мещан, крестьян, дворовых, квартирантов, постояльцев, крестьян близлежащих деревень, которые были приписаны к приходу вместе с их помещиками. На рубеже веков приход стал более разнородным, немного изменилась его география. В храм приходили люди из разных концов города, примерно, как и сейчас. Церковная статистика не самый простой источник. Количество исповедовавшихся не совпадает с количеством

причащавшихся. Но они объединяются в одну итоговую цифру. В разные годы она различна: от 200 до 2500 человек.

Мы находим массу интересных сведений о народонаселении этого района Уфы. В Спасскую церковь на службу ходили все первые лица губернии, хотя бы потому, что дом губернатора находился в приходе Спасского храма (на ул. Голубиной, напротив нынешней поликлиники по ул. Пушкина). Перед нами в списках губернаторы и их домочадцы: Иосиф Львович Дебу, Матвей Андреевич Навзоров, Авксентий Павлович Гевлич, Иван Дмитриевич Талызин, вице — губернатор Порфирий Васильевич Безобразов. Его дворовый человек Андрей Корнилов работал над внутренним оформлением храма. Очень известные уфимские фамилии, весь свет уфимского общества: городские головы, чиновники, дворяне, купцы — очень известные в свое время люди: Першины, Большаковы, Блохины, Деевы, Нестеровы, Скриповы, Чижовы, Кадкины, Поповы, Коротковы, Кожевниковы, Полетаевы, Подъячевы, Мамины, Гирбасовы, Глазы-рины, Хасабовы, Пенно, Уткины, Ушковы, Комаровы, Грунский, Колотовы, Девятияровы. Встречаются фамилии помещиков: Эварестовых, Веригиных, Куроедовых, Нагаткиных, Топорни-ных, Михайловых. Чиновники, служащие, землемеры, врачи, аптекари, банкиры — все эти люди оставили значительный след в истории края. Духовные росписи, а именно так называется этот источник, позволяют представить и проследить не только состояние прихода, но и развитие и изменение в каждой уфимской семье, приписанной к нему. Исповедные ведомости Спасского храма имеют непреходящее значение как источник по истории Уфы и изучению его народонаселения.

После Революции и в период Гражданской войны Спасский храм остается действующим и даже имеет коллегиальный совещательный орган из прихожан. Согласно декрету Советской власти об отделении церкви от государства, 28 марта 1920 г. причтом Спасской церкви, церковным старостой, прихожанами и членами Приходского Совета в описи, заверенной подписями членов Приходского совета, с приложением церковной печа-

ти, было представлено имущество. Из документа следует, что, кроме храма, приходских домов при Спасской церкви — два (на Б. Казанской №35 один дом для диакона — деревянный, при доме каретник с погребом; второй дом каменный 2-х этажный для священника; при доме каретник с погребом и баня). Дом для священника в настоящее время занят неизвестными приходу лицами. Кроме того, опись интересна и как источник по реконструкции внутреннего убранства храма, наличия тех или иных икон, образов их расположения и прочего имущества, еще сохранившегося [5].

Постановлением Президиума ВЦИК БАССР от 29 декабря 1929 г. Спасская церковь, как и многие уфимские храмы, была закрыта. Вскоре начался процесс разрушения колокольни и колоннады. Возможно, их разобрали на кирпичи. В 1940-е гг. сползла в овраг алтарная апсида. В 1941-м г. был снесён под-купольный барабан, забелены редкие фрески. Здание храма было приспособлено сначала под общежитие техникума, потом в нем находилось управление кинофикации БАССР. 3 марта 1992 г. Распоряжением Совета Министров БАССР Спасская церковь включена в перечень зданий-памятников и передана на баланс Министерства культуры БАССР, где последние в конце 1980-х гг. размещали свои реставрационные мастерские.

В 1990-х гг. историки Уфимской епархии дают заключение о необходимости сохранения его как объекта культурного наследия. С тех пор постоянный интерес к истории Спасского храма сохраняется и поддерживается, так как в 2004 г. Спасский храм был возвращен Уфимской Епархии и вновь стал действующим. С 24 октября 2004 г. в уцелевшей части храма по воскресным вечерам стали регулярно совершаться молебны с акафистом перед иконой Спаса Нерукотворного. 29 августа 2005 г. совершена первая, после 76 лет со дня закрытия, Божественная Литургия. При Спасском храме действует Православный центр реабилитации наркозависимых, Православное общество трезвости, Центр психологической помощи семье, воскресная школа для взрослых, а также воскресная школа для детей [8].

В 2019 г. произошло знаменательное событие. Во время ремонта, который проводился силами самих прихожан, открылись фрески, считавшиеся утраченными. Это те самые изображения, которые представлены в описании Р. Г. Игнатьева. Росписи сделаны в первой половине XIX в. иконописцем Андреем Корниловым. Сохранилось несколько сцен. Сразу над входной зоной в верхней части эпизод из земной жизни Христа Спасителя, когда он отирает лицо чистым платом и на нем изображается его образ, а потом в присутствии апостолов вручает его посланникам эдесского князя Авгаря. На левой стене сцена сошествия Святаго Духа на Апостолов. Присутствие Божьей Матери на престоле, возможно, еще одна из тем. Есть значительные утраты. Росписи сделаны клеевой и масляной красками. Видны следы подновления. Большая часть фресок расчищена и требует дальнейшего восстановления.

Таким образом, в последние годы происходят значительные положительные изменения в жизни этого храма. Он не просто действует, а обновляется, следуя традициям, изучая свою историю, привлекая все новые источники. В том числе и духовные росписи прихожан. Их открытие имеет такое же большое историческое значение, как и расчистка фресок храма, считавшихся утраченными.

В настоящее время системное решение необходимо для всего комплекса культурного наследия старейшей улицы Уфы. В этой связи новые источники по её истории будут иметь непреходящее значение. Однако только при условии активной поддержки государства и заинтересованности на всех уровнях власти этот потенциал может быть реализован, а исторический ландшафт — сохранен и реконструирован.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Макарова В. Н. Уфимские материалы из Вятки // Река времени.

2015. С. 26-33.

2. Топографическое описания и статистическое изображение кварталов города Уфы 1865 г.// Город Уфа. 1586-1886. Юбилейный сборник. Уфа. 1886. С. 118.

3. Церковь Св. Спаса на Казанской улице в г. Уфе (из сочинений Руфа Игнатьева) //Уфимские губернские ведомости. 1869. 6, 13, 20 декабря. http://spas-ufa.cerkov.ru/ufimskie-gubernskie-vedomosti-1869-spasskaya-cerkov/(дата посещения 18.05.2020).

4. ГКАО (Государственный архив Кировской области). Ф. 237. Оп. 75. Д. 25, 538.

5. НА РБ (Национальный архив Республики Башкортостан), Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 59.

6. НА РБ Ф. И-290. Оп. 1; И-294. Оп. 7.

7. НА РБ, Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 59. Л. 1-5.

8. Сайт Спасского храма г. Уфы/http://spas-ufa.cerkov.ru/(дата посещения 18.05.2020).

УДК 902.01

А. М. Новичихин, Анапский археологический музей, г. Анапа

БРОНЗОВАЯ ЗООМОРФНАЯ БЛЯХА ИЗ АНАПСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Аннотация. В 2015 г. в Анапский археологический музей была передана бронзовая зооморфная бляха с изображением S-образно расположенных голов грифонов. Точное место находки предмета неизвестно. Близкие аналогии зооморфная бляха имеет в материалах кара-абызской археологической культуры Южного Приуралья. Вероятно, она найдена на территории Башкирии и впоследствии попала в Анапу.

Ключевые слова: зооморфная бляшка, кара-абызская археологическая культура, грифоны.

В 2015 г. в Анапский археологический музей поступила бронзовая зооморфная бляха. В акте поступления со слов лица,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.