Научная статья на тему 'Песенное творчество якутской певицы Е. А. Захаровой'

Песенное творчество якутской певицы Е. А. Захаровой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
688
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Е. А. ЗАХАРОВА / АРХИВНЫЕ ЗАПИСИ М. Н. ЖИРКОВА / П. К. РОЗИНСКАЯ / ПЕВИЦА / АРТИСТКА / АВТОР ПЕСЕН / E. A. ZAKHAROVA / M. N. ZHIRKOV’S ARCHIVAL RECORDS / P. K. ROZINSKAYA / SINGER / PERFORMER / SONGWRITER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Виктория Георгиевна

Цель исследования представить творчество уникальной артистки Е. А. Захаровой как певицы и автора собственных песен. В статье рассмотрена ее судьба и творческая работа с первым якутским композитором М. Н. Жирковым. Составлены два списка репертуара, классифицирующие разные подходы к творчеству Е. А. Захаровой: первый содержит названия ее мелодий; второй является дополнительным, касается разножанрового репертуара молодой солистки. Научная новизна работы заключается в уточнении списка мелодий, созданных Е. А. Захаровой. Полученные результаты автора позволят в дальнейшем анализировать ладоинтонационные и ритмические особенности ее песен.The study aims to present the heritage of the unique performer E. A. Zakharova as a singer and songwriter. The article reviews the story of her life and creative work in collaboration with the first Yakut composer M. N. Zhirkov. Two repertoire lists classifying different approaches to E. A. Zakharova’s body of work are compiled: the first one contains titles of her melodies, the second one is an additional list concerning the young soloist’s repertoire of different genres. The study is novel in that it revises the list of melodies written by E. A. Zakharova. The attained results will allow further analysis of her songs’ tune, intonational and rhythmical features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песенное творчество якутской певицы Е. А. Захаровой»

https://doi■orq/10■30853/manuscript■2020■5■31

Григорьева Виктория Георгиевна

Песенное творчество якутской певицы Е. А. Захаровой

Цель исследования - представить творчество уникальной артистки Е. А. Захаровой как певицы и автора собственных песен. В статье рассмотрена ее судьба и творческая работа с первым якутским композитором М. Н. Жирковым. Составлены два списка репертуара, классифицирующие разные подходы к творчеству Е. А. Захаровой: первый содержит названия ее мелодий; второй является дополнительным, касается разножанрового репертуара молодой солистки. Научная новизна работы заключается в уточнении списка мелодий, созданных Е. А. Захаровой. Полученные результаты автора позволят в дальнейшем анализировать ладоинтонационные и ритмические особенности ее песен. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/5/31.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 159-164. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2020/б/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Музыкальное искусство

Musical Art

УДК 7; 398.8(571.56-22-37) Дата поступления рукописи: 05.04.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.31

Цель исследования - представить творчество уникальной артистки Е. А. Захаровой как певицы и автора собственных песен. В статье рассмотрена ее судьба и творческая работа с первым якутским композитором М. Н. Жирковым. Составлены два списка репертуара, классифицирующие разные подходы к творчеству Е. А. Захаровой: первый содержит названия ее мелодий; второй является дополнительным, касается разножанрового репертуара молодой солистки. Научная новизна работы заключается в уточнении списка мелодий, созданных Е. А. Захаровой. Полученные результаты автора позволят в дальнейшем анализировать ладоинтонационные и ритмические особенности ее песен.

Ключевые слова и фразы: Е. А. Захарова; архивные записи М. Н. Жиркова; П. К. Розинская; певица; артистка; автор песен.

Григорьева Виктория Георгиевна, к. иск.

Амгинская детская школа искусств имени А. А. Черемных grigfolk@mail. гы

Песенное творчество якутской певицы Е. А. Захаровой

Песенное искусство дэгэрэн ырыа (размеренное пение) народа саха (самоназвание якутов) - явление уникальное. В переломную эпоху страны, в первой трети XX века, наиболее яркие исполнители - хранители народной песенной традиции путем передачи из уст в уста внесли значительную лепту в спасение ее интонационной сферы. В данной статье автор впервые попытается представить Е. А. Захарову как многоликую личность, что является актуальным для истории якутского музыкального искусства.

Научной проблемой в исследовании является установление авторства многих мелодий Е. А. Захаровой. В соответствии с целью обозначены следующие задачи:

- определение места и роли незаурядной певицы Е. А. Захаровой в истории Якутского музыкально-драматического театра;

- описание ее творческого становления в историческом контексте в 1930-1940-е годы;

- составление списка авторских песен и ее исполнительского репертуара.

Теоретической базой послужили находящиеся в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) архивные материалы М. Н. Жиркова, сохранившиеся в радиокомитете Национальной вещательной кампании «Саха» записи с пластинки Е. А. Захаровой (запись 1939 г.); а также труды М. Н. Жиркова «Якутская народная музыка», Г. М. Кривошапко «Музыкальная культура якутского народа», единственный сборник воспоминаний «Якутский жаворонок» (составитель М. Р. Захарова) и рукописи современников.

В исследовании использован структурно-типологический метод изучения, способствовавший определению жанров репертуара. Социологический метод (беседы) применялся для уточнения биографических данных певицы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при создании положения проводимых республиканских песенных конкурсов, посвященных Е. А. Захаровой (в целях популяризации ее репертуара), для информационного дополнения в авторское методическое учебное пособие «Якутская музыкальная культура», для формирования репертуарной политики солистов и самодеятельных коллективов.

Господствовавшая в 1920-1930-х годах идеология пролетарской культуры, к сожалению, вытеснила из менталитета молодого поколения национальные ценности. Первый якутский композитор, собиратель песенного фольклора М. Н. Жирков отмечал: «Якутская молодежь пела тогда стихи местных поэтов на искаженные, исковерканные, полурусские, полуякутские мелодии, совершенно вытеснившие из обращения народные песни» [8, с. 23]. Видоизменения и потеря традиционных корней в период идеологических преобразований приобрели интенсивный размах. Вернувшись в Якутск после трехлетнего индивидуального обучения в Московской консерватории, М. Н. Жирков писал: «В 1936 году... организовал первый многоголосный национальный хор. <.> Из поступающей в хор молодежи ни один человек не умел петь мелодии самобытных якутских песен и не знал их народных текстов» [Там же, с. 24].

Однако оставалось старшее поколение, сохранившее не только устно-поэтическое наследие олонхо, но и песенный жанр дэгэрэн ырыа. Песни из уст стариков, проживавших в наслегах, по заданию М. Н. Жиркова привозили из летнего отпуска молодые солисты хора, и композитор их записывал [10, с. 50]. На значительную часть народных мотивов молодые исполнители подбирали «тексты якутских поэтов, которые впоследствии прививались в народ и становились народными» [9, с. 32].

Большой вклад в сохранение и создание самобытных якутских песен дэгэрэн ырыа внесла талантливая певица национального хора при Якутском музыкально-драматическом театре (с 1944 года - Якутский музыкальный театр-студия) Екатерина Афанасьевна Захарова. Позже народ с любовью и признанием назвал ее «саха куерэгэйэ» - якутский жаворонок. М. Н. Жирков писал о ней: «Особенно прекрасным слухом, отличной музыкальной памятью обладала солистка хора, ныне покойная Е. А. Захарова, от которой мною были записаны в ее художественной переработке десятки народных якутских песен. Так создавался мною репертуар якутского хора, впоследствии послуживший основой музыкального искусства якутского народа» [10, с. 50].

Е. А. Захарова родилась 9 июля 1920 года в алаасе Кюрдьэх Эмисского наслега Амгинского района в семье А. С. Захарова и М. М. Ильиной. Рано осиротев, с младшей сестрой Марией и братом Давыдом с детства познала суровые тяготы жизни. Екатерина сначала училась в Эмисской начальной школе, но пятый класс окончила в соседнем наслеге Алтан.

В 1936 году при поддержке деда С. Н. Захарова и его сестры Е. Н. Никифоровой, проживавшей в городе, юная Екатерина переезжает в Якутск и начинает работать в национальном хоре. В этот период в драматическом театре также начинали свою творческую деятельность молодые певцы: М. В. Жирков, А. Ф. Новго-родова, В. А. Саввин, Н. Н. Харитонов, А. И. Егорова, Д. Г. Барашкова и другие. В составе хора были также П. М. Решетников, Д. Ф. Ходулов [12, с. 18]. Оказавшись в музыкальной среде, Екатерина Афанасьевна всем сердцем и душой погружается в театральную жизнь.

Екатерина Афанасьевна становится гордостью и надеждой якутского театра. Первый национальный хормейстер Ф. А. Баишева пишет в своих воспоминаниях: «Эта удивительная певица выступала всегда искренне, проникновенно и при пении вся как-то по-особому преображалась, будто светилась особым внутренним светом. Ее выступление вдохновляло слушателей. Они всегда встречали Екатерину Захарову бурными аплодисментами. Высокое, сильное сопрано большого диапазона, которым она обладала, позволяло браться за произведения из драматического сопрано» [5, с. 70].

За активную концертную работу в довоенное время и в первый год Великой Отечественной войны, к 10-летию создания театра и 15-летию образования Якутской АССР в 1941 г. Е. А. Захарова была награждена знаком «ЯАССР - 15 лет», который ей вручила С. П. Сидорова.

В 1939 году в студии грамзаписей в Москве впервые были записаны якутские песни, в том числе в исполнении Е. А. Захаровой. Из возможных семи песен, по воспоминаниям артистки И. М. Максимовой [12, с. 25], сохранились три - «Кэ^э» («Кукушка»), «Ат таптала» («Любовь к коню»), «Чыычаах» («Птичка»). Записи с пластинки в настоящее время хранятся в архиве Национальной вещательной компании «Саха». Местонахождение пластинок неизвестно.

В 1940 году Екатерина поступила в Воронежское музыкальное училище, но продолжить учебу помешала война. Вернувшись, работает в родном театре. В 1944 году поступает в Уральскую консерваторию в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). Дым промышленного Уралмаша окутывал густым туманом весь город, поэтому тяжелый климат отражался на ее голосе и здоровье. Екатерина с грустью говорила своим подругам о том, что педагог по вокалу Зоя Васильевна Щелокова радовалась, когда она брала «соль» второй октавы, хотя в Якутске с легкостью извлекала «до» третьей октавы.

В марте 2020 года выпускник Уральской консерватории, народный артист России и Якутии И. П. Степанов в нашей беседе рассказал следующее: «Зоя Васильевна была педагогом Екатерины Афанасьевны. Как ларинголог имела обыкновение рассматривать у обучающихся в классе студентов всю полость рта. Она часто вспоминала Катю (так она называла Екатерину) и говорила, что она обладала природными вокальными данными и естественным образом владела итальянской трелью. Тогда как эту сложную вокальную технику осваивают годами, с большим трудом. Зоя Васильевна обнаружила, что кончик языка у Екатерины был рассечен на две части». Но голод и заводской воздух продолжали отнимать силы, и Екатерина по состоянию здоровья вынуждена была вернуться на родину. Уже весной 31 мая 1945 года в туберкулезном санатории «Красная Якутия» оборвалась жизнь молодой певицы.

Е. А. Захаровой прожита яркая, насыщенная, но короткая, как сгорающая свеча, жизнь. Нелегкая судьба Екатерины Афанасьевны была полна событиями. Ею были пережиты и счастливые моменты, связанные с восторгами публики от ее самобытного таланта, и сложные жизненные обстоятельства, сопряженные с болезнью, не позволившей получить профессиональное образование. Своим редким голосом и сценическим обаянием Екатерина покоряла слушателей, которые любили посещать концерты с ее участием. Как вспоминает народный артист ЯАССР Афанасий Ефремов, певица исполняла в одном концерте до 13-14 песен. Публика не хотела отпускать певицу с потрясающим пением [Там же, с. 12].

В спектаклях «Ньургун Боотур Стремительный», «Сайсары», «Сылгы Уола» она с большим интересом познавала театральные премудрости. В музыкальном спектакле «Майская ночь» с помощью Андрея Филипповича Костина начала постигать и оперное искусство.

Творчество Е. А. Захаровой было связано не только с ее активной театральной, концертной работой, но и общественной деятельностью - сбор песенного материала. С детства проявляла интерес к творчеству своих земляков - олонхосута Т. В. Захарова-Чээбия, профессионального поэта В. М. Новикова-Кюннюк Урастырова и других якутских поэтов-современников. Впитавшая в себя дух старинных преданий, древних

сюжетов олонхо и реалистичной поэзии, молодая исполнительница находила в них источник своих творческих начинаний и вдохновений.

Насколько известно, всегда стоит вопрос об авторстве якутских песен того периода. В первой части 1-го тома собрания сочинений М. Н. Жиркова, изданного в 2017 году, музыковед Т. В. Павлова-Борисова пишет: «На наш взгляд, в ряде случаев авторство является достаточно условным, так как многие из певцов хора, которые сами, будучи носителями традиционного музыкального мышления, "перепевали" народные мелодии, непроизвольно включали в их мелодический остов характерные для якутского музыкального фольклора интонации» [7, с. 6].

Действительно, например, известная песня «Кукушка» стала популярной благодаря исполнению Е. А. Захаровой и считалась ее авторской мелодией. Однако М. Н. Жирков записал ее от певицы как народную мелодию Амгинского района [1, с. 77] (Нотный пример 1).

Нотный пример 1

К ) - п > куо - лас о - ь > ко тер. Кук-куук, кук-куук, кук-куук, кук-куук,

К сожалению, авторская принадлежность некоторых песен, созданных М. Н. Жирковым, до сих пор не установлена и является научной проблемой. Так, остается неизвестным автор мелодии песни «Заостри острие» на слова А. А. Бэрияка, написанной в годы войны. В воспоминаниях часто упоминается авторство как Е. А. Захаровой [12, с. 40], так и М. Н. Жиркова [6, с. 108]. Песня в рукописях композитора как сочиненная им пока не обнаружена.

Необходимо осветить также проблему авторства песни Е. А. Захаровой «В ту ночь» на слова народного поэта С. Р. Кулаковского-Эллэя [12, с. 58-60]. В 1961 году композитор Г. А. Григорян сделал пятиголосную обработку для хора а саре11а песни «В ту ночь», подписав на титульном листе «Мелодия солистки Захаровой» (рукопись Г. А. Григоряна находится в архиве Национальной библиотеки Якутии). Грант Арамович Григорян, выполнив большую работу, вероятно, не мог подписывать титульный лист без уточнения с здравствующим в тот период поэтом Элляем, который после ухода из жизни Е. А. Захаровой в память о ней написал стихотворение «Последний путь Е. А. Захаровой» [Там же, с. 27]. Эта одна из самых драматичных по содержанию песня в ее исполнении была популярной в конце 1930-х годов [Там же, с. 16]. По данным архива Государственного театра оперы и балета им. Д. К. Сивцева - С. Омоллоона, предполагаемый автор мелодии А. Ф. Костин прибыл в Якутск в августе 1941 года.

В архивных материалах М. Н. Жиркова, находящихся в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия), автор статьи в рукописных текстах записей с голоса Е. А. Захаровой обнаружила три вида характеристик. Например, Марк Николаевич пишет [1-4]:

1. «Мелодия записана от певицы Якутского хора Е. А. Захаровой».

2. «Народная песня, записана от певицы Е. А. Захаровой».

3. «Мелодия Амгинского (есть еще Таттинского) района, записана от певицы хора Е. А. Захаровой».

В записях напевов М. Н. Жирковым указан год записи, но в некоторых запись отсутствует. Страницы не везде четко пронумерованы, особенно в папках № 6-8.

По воспоминаниям родной сестры Екатерины Марии Захаровой, ближайших коллег и современников, существует известный факт, что певица создавала и свои собственные мелодии, которые стали известными при ее жизни. В некоторых воспоминаниях, впрочем, ошибочно допускается авторство песен: таких, как упомянутая выше «Кукушка», а также «Песня благодарности», «Жаворонок», «Люблю небес голубизну», «Песня о коне». По записям М. Н. Жиркова видно, что перечисленные мелодии напеты или как народные, или другими исполнителями, но они были в репертуаре Е. А. Захаровой.

В своем воспоминании о Е. А. Захаровой концертмейстер П. К. Розинская, работавшая и в учебной вокальной студии хора, пишет: «У Кати накопился целый багаж своих собственных мелодий, которые я с ее голоса записывала. Эти мелодии стали подлинно народными» [12, с. 40]. Очевидно, что для концертного исполнения П. К. Розинской были обработаны песни «В ту ночь», «Заостри острие», «Сон», «Прощай, Кавказ», «Кукушка», «Уой да уой» и многие другие, которые Екатерина часто пела. Опытная пианистка, прошедшая большой путь вместе с начинающими солистами театра, не могла необоснованно преувеличивать возможности своих подопечных. Поэтому то, что Е. А. Захарова действительно была автором своих песен, подтверждают ее воспоминания: «Екатерина признана всем народом человеком большого таланта, певицей и мелодистом» [Там же].

Автор статьи допускает сомнение об авторстве песен Е. А. Захаровой, записанных в 1936 году, на самом раннем этапе ее работы. Но опираясь на записи М. Н. Жиркова и учитывая ее «художественные переработки», далее приведем в таблицах два новых вида списка, классифицирующих разные подходы к творчеству Е. А. Захаровой (см. Табл. 1 и Табл. 2). Это песенное наследие певицы, составленное на основании архивных материалов М. Н. Жиркова и П. К. Розинской, и ее исполнительский репертуар, составленный из архивных материалов М. Н. Жиркова и воспоминаний.

При составлении второго списка, по рукописным воспоминаниям современников Екатерины Афанасьевны, перечень дополнила А. А. Иванова - директор Эмисского Культурного центра им. Е. А. Захаровой - Саха ^ерэгэйэ. Перевод названий менее известных песен на русский язык осуществила филолог А. И. Артемьева.

Таблица 1. Мелодии, записанные от певицы Е. А. Захаровой

№ Названия песен с переводом на русском языке Год записи Источники

Стихи В. М. Новикова - К. Урастырова

1 «Бырастыы эн Кавказ» - «Прощай, Кавказ» 1936 [12, с. 44-45]

2 «Дьол-уеруу ырыата» - «Песня счастья и радости» Год не указан [3]

3 «Ийэ сир сэриигэ ынырда» - «Родина на войну зовет» 1942 [1, с. 35]

4 «Келукэчээн» - «Озерко» 1938 [12, с. 57]

5 «Кэрэкэчээн ини бэрэкэчээн» -«Хорошенький, мой миленький» 1937 [1, с. 43]

6 «Турт» - «Сон» 1936 [1, с. 41]

7 «Уой да уой» 1939 [1, с. 41]

Стихи С. Р. Кулачикова-Эллэя

8 «Ол туун» - «В ту ночь» Написана предположительно в 1939 г. [12, с. 58-60]

9 <^ерэх ынырыыта» - «Призыв к учебе» Год не указан [12, с. 52-54]

Стихи М. И. Кузьмина - Макар Хара

10 «КемYhYм» - «Дорогая» Год не указан [1, с. 56]

11 «Сурук» - «Письмо» Год не указан [1, с. 56]

Других авторов

12 Стихи И. Д. Винокурова-Ча§ыл§ана «Булчут ырыата» - «Песня охотника» 1936 [1, с. 39]

13 Слова П. Я. Туласынова «Билинии» - «Признание» 1938 [1, с. 44]

14 Слова А. Г. Кудрина-Абагинского «Саас буола^а» - «Весной на поле» 1936 [1, с. 42-43]

15 Слова А. Тимофеева «Ыччат YерYYтэ» - «Радость молодежи» Год не указан [1, с. 36]

16 Слова А. А. Бэрияк «вргескун сытыылаа» - «Заостри острие» Год не указан [6, с. 108; 12, с. 61-63]

Таблица 2. Исполнительский репертуар Е. А. Захаровой [1-4; 11; 12]

Якутские народные песни и мелодии других авторов

№ Названия песен на якутском языке Названия песен на русском языке

1 «Алааспыт уолугар Айхал» «Слава сыну алааса»

2 «Ат таптала» «Любовь к коню» - народная песня. Сл. К. Урастырова

3 «Ат ырыата» «Песня о коне» - народная песня. Текст слов обработан К. Урастыровым

4 «Быттык-быттык Маарыйабын ини» «Пах-пах Марья». Обработка текста Д. К. Сивцева - С. Омоллоона

5 «Даайа» «Дарья»

6 «Кимтэн да YPДYKTYK YYннYбYт» «Расти еще выше»

7 «Киэн халлаан ини, дьалкыйан ини» «Широки ли небеса»

8 «Комсомолка Дуня кыыс» «Комсомолка Дуня»

9 «КYPYЛэс курнем куннэргэ» «В эти вешние дни». Слова А. Г. Абагинского

10 «Куерэгэй» «Жаворонок» - народная песня. Слова А. Г. Абагинского

11 «Куерэгэй» «Жаворонок». Мелодия М. Н. Жиркова

12 «Кун уота Амма CYYPYгэ» «Луч солнца над Амгой»

13 «КYех нуо^ай мутукча» «Нежная зелень хвои»

14 «Кэ§э» «Кукушка» - народная песня Амгинского района

15 «Мааппа ырыата» «Песня Марфы»

16 «Махтал ырыата» «Песня благодарности». Слова И. Д. Винокурова-Чагылгана. Мелодия Амгинского района

17 «О§о-о§о эрдэххэ» «Будучи детьми»

18 «врYел кэриээhэ» «Завет орла». Слова П. А. Ойунского

19 «Сааскы ^ех сарсыарда» «Весеннее зеленое утро»

20 «Сайын» «Лето»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 «Таптыыбын ке§ерер халлааннаах» «Люблю небес голубизну»

22 «Холкуостаах Лэгэнтэй» «Колхозник Лэгэнтэй»

23 «Чооруос» «Чечётка»

24 «Чыычаах» «Птичка»

Неизвестной по виду записи и названию песни является: «Куоракка Yерэнэ барар кыыс ырыата» («Песня девушки, отъезжающей на учебу»). Возможно, это песня «Призыв к учебе».

Эпические песнопения олонхо

№ Персонаж Название музыкальной драмы-олонхо

1 Туйаарыма Куо [12, с. 14] Ньургун Боотур Стремительный

2 Удаганка Айыы Умсуур [12, с. 29] Ньургун Боотур Стремительный

3 Кыыс Кыскыйдаан [12, с. 24] Ньургун Боотур Стремительный

4 Дьэс Эмэгэт [12, с. 10] Ньургун Боотур Стремительный

5 Кыыс Ньургун [12, с. 25] Сылгы уола (определено по костюму на фотографии и глоссарию олонхо)

№ Русские народные песни № Украинские народные песни

1 «Ах ты, ноченька» 1 «Дождик»

2 «Зачем тебя я, милый мой, узнала» 2 «И шуме, и гуде»

3 «Поздно вечером сидела» 3 «Ой казала мени мати»

4 «Ты не вейся, черный ворон» 4 «Ой, не свити мисяченьку»

Песни советских композиторов

№ Авторы Названия песен, кинофильмов

1 Слова А. Д. Актиля, музыка И. О. Дунаевского «Марш энтузиастов» из к/ф «Светлый путь»

2 Слова В. Лебедева-Кумача, музыка Д. и Дм. Покрасс «Если завтра война»

3 Слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. О. Дунаевского «Если Волга разольется» из к/ф «Вратарь»

4 Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера [12, с. 18] «Катюша» (Е. А. Захарова является первой исполнительницей песни в Якутске)

5 Авторы неизвестны «Ангара»

6 Авторы неизвестны «Чапаев»

Произведения зарубежных композиторов

1 Л. Бетховен, слова И. Гете - Песня Клерхен из увертюры «Эгмонт»

2 Ж. Бизе - опера «Кармен». Хабанера «У любви, как у пташки, крылья»

3 Ж. Оффенбах - из спектакля «Прекрасная Елена» песня Елены «О, богиня»

4 Ф. Шуберт - «Вечерняя серенада»

Произведения русских композиторов

1 М. И. Глинка - «Жаворонок»

2 М. И. Глинка - опера «Иван Сусанин», романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки»

3 Н. А. Римский-Корсаков - опера «Майская ночь», Песня Панночки

4 Н. А. Римский-Корсаков - опера «Садко», Колыбельная Волховы

5 П. И. Чайковский - «Утренняя серенада»

Репертуар Е. А. Захаровой составил 68 произведений.

В архиве материалов М. Н. Жиркова также обнаружены записи якутских народных напевов, записанных от Е. А. Захаровой, использованные в опере и балете М. Н. Жиркова - Г. И. Литинского. Это две мелодии Обрядового танца из оперы «Ньургун Боотур» [1, с. 98] и две песни из балета «Красный платочек» - о трактористе колхоза, высоком русском человеке, и «Сатира над колхозным лодырем». Применена в первом акте балета, где пожилой богатый Хоодор встречается с невестой, которую родители насильно выдают замуж [Там же, с. 88].

В упомянутом выше собрании сочинений М. Н. Жиркова опубликовано шесть песен, записанных с голоса Е. А. Захаровой, в обработке М. Н. Жиркова и Г. Г. Лобачева с фортепианным сопровождением. Это «Радость молодежи», «Весной на поле», «Письмо», «Дорогая», «Признание», «Песня охотника».

Обработка, гармонизация перечисленных песен «осуществлена с учетом сохранения самобытности оригинальных якутских напевов. ...не перегружены гармоническими излишествами. Особенности ладозвуко-рядной структуры во многом определили характер функциональных связей и интервального соотнесения вертикали» [7, с. 10].

В заключение необходимо отметить, что за 25-летний период жизни Е. А. Захарова оставила глубокий след в национальном музыкальном искусстве.

• Приняла активное участие в сохранении исчезающих напевов дэгэрэн ырыа.

• Внесла свой личный вклад в создание авторских песен.

• Отличилась своим незаурядным вокальным талантом как солистка Якутского музыкально-драматического театра.

Истоки вокальной одаренности человека не всегда имеют генетическое продолжение. Но природный артистический талант Е. А. Захаровой - Саха ^ерэгэйэ был феноменом, неоднократно проявившимся в семье артистки. Великолепным образом передавался по линии отца матери Е. А. Захаровой (он родом из Ильиных Алтайского наслега). Его звали Ильин Михаил - Кетех Мэхээлэ, у него было четверо детей: Гаврил, Егор, Мария и Анна. Дочкой Ильиной Марии Михайловны являлась Е. А. Захарова. Правнучкой Гаврила является лауреат Первой премии престижнейшего XII Международного конкурса им. П. И. Чайковского, многих других международных конкурсов в Саратове им. Л. В. Собинова, в Тихвине им. Н. А. Римского-Корсакова, Италии, Болгарии, Испании, заслуженная артистка РФ, народная артистка РС (Я) А. С. Адамова-Афанасьева. Правнучкой Егора является ветеран эстрадного искусства, отличник культуры РС (Я) В. П. Никифорова. Перечисленные данные родословной в беседе сообщила правнучка Г. М. Ильина - С. С. Адамова - Алтан Куо, заслуженный работник культуры РС (Я), член Союза театральных деятелей РФ.

По линии отца Е. А. Захаровой - Афанасия Семеновича Захарова, уроженца наслега Эмис, родственницей является лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки в Ереване, заслуженная артистка РФ, народная артистка РС (Я) Н. Н. Чигирева.

Таким образом, соседствующие эмисская и алтанская земли породили плеяду выдающихся вокалисток, великолепные и неповторимые голоса которых прозвучали на многих известных концертных сценах мирового музыкального искусства.

В память о Е. А. Захаровой на родине певицы, в селе Эмис Амгинского улуса (района), с 1990 года периодически проводятся республиканские конкурсы песенных исполнителей «Дойдун дьоно - ахтар, саныыр» («Помним и поклоняемся»).

В дальнейшей работе предстоит провести анализ песен, созданных Е. А. Захаровой, и выявить стилевые черты интонационных выразительных средств.

Список источников

1. Архивные материалы М. Н. Жиркова // Национальная библиотека Республики Саха (Якутия). Папка № 1 с Приложением.

2. Архивные материалы М. Н. Жиркова // Национальная библиотека РС (Я). Папка № 6.

3. Архивные материалы М. Н. Жиркова // Национальная библиотека РС (Я). Папка № 7.

4. Архивные материалы М. Н. Жиркова // Национальная библиотека РС (Я). Папка № 8.

5. Баишева Ф. А. Тернистый путь к волшебным звукам / лит. обработка, сост., ред. Т. В. Павловой. Якутск: Бичик, 2003. 224 с.

6. Головнёва Н. И., Кириллина З. И. Якутская музыкальная литература. Якутск: Кн. изд-во, 1991. 400 с.

7. Жирков М. Н. Собрание сочинений: в 10-ти т. Якутск: Алаас, 2017. Т. 1. 100 якутских песен. Ч. 1. Песни для голоса с фортепиано в обработке М. Н. Жиркова, Г. Г. Лобачева. Песенные фрагменты из опер М. Н. Жиркова, Г. И. Литин-ского / сост. Т. В. Павлова-Борисова; отв. ред. В. Н. Павлова, Т. Н. Семенова; муз. ред. К. А. Герасимов. 260 с.

8. Жирков М. Н. Якутская народная музыка / сост. Г. Г. Алексеева. Якутск: Кн. изд-во, 1981. 118 с.

9. Кондратьев С. А. Якутская народная песня. М.: Советский композитор, 1963. 180 с.

10. Кривошапко Г. М. Музыкальная культура якутского народа. Якутск, 1982. 184 с.

11. Неизданные рукописи воспоминаний архива Культурного центра им. Е. А. Захаровой.

12. Саха Куврэгэйэ. Уhулуччулаах ырыаhыт Е. А. Захарова туhунан ахтыылар (Якутский жаворонок. Народ вправе гордиться: воспоминания о Е. А. Захаровой) / хомуйан онордо М. Р. Захарова. Дьокуускай: Бичик, 1995. 64 с.

Song Creativity of the Yakut singer E. A. Zakharova

Grigor'eva Viktoriya Georgievna, Ph. D. in Art Criticism Amga Children's School of Arts named after A. A. Cheremnykh grigfolk@mail. ru

The study aims to present the heritage of the unique performer E. A. Zakharova as a singer and songwriter. The article reviews the story of her life and creative work in collaboration with the first Yakut composer M. N. Zhirkov. Two repertoire lists classifying different approaches to E. A. Zakharova's body of work are compiled: the first one contains titles of her melodies, the second one is an additional list concerning the young soloist's repertoire of different genres. The study is novel in that it revises the list of melodies written by E. A. Zakharova. The attained results will allow further analysis of her songs' tune, intonational and rhythmical features.

Key words and phrases: E. A. Zakharova; M. N. Zhirkov's archival records; P. K. Rozinskaya; singer; performer; songwriter.

УДК 781.1 Дата поступления рукописи: 24.03.2020

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.5.32

Целью исследования является рассмотрение повтора как одного из системных принципов организации музыки Ренессанса. В статье устанавливаются различные виды музыкальной повторности, отмечается их обусловленность методами сочинения по определенной звуковой модели, зависимость от строения словесного текста, приверженность рациональным приемам сегментации материала. Научная новизна исследования состоит в привнесении когнитивно-психологического компонента в уже существующие методы описания и анализа повтора. В результате на примере музыки Ренессанса доказывается, что повтор как принцип музыкального мышления ведет к непосредственному обновлению музыкального материала, способствует проявлению новых эмоционально-смысловых качеств музыки.

Ключевые слова и фразы: повтор; varietas-композиция; музыка Ренессанса; принципы остинатности и переменности; музыка res facta; музыкальное мышление.

Молчанов Андрей Сергеевич, к. иск., доц.

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки mas-composer@mail. ru

Повтор как специфический прием построения музыкальных произведений Ренессанса

Повтор является одним из основополагающих принципов организации материала в художественной структуре, заключающийся в многократном воспроизведении одного и того же элемента или сочетаний таких элементов в «структуре сопоставления». Востребованность повтора в качестве системного принципа музыкальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.