ПЕЩЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И СПЕЛЕОТУРИЗМ
Республика Башкортостан известна как страна классического карста и пещер. Спелеокадастр Республики Башкортостан насчитывает на 1 октября 2009 г. 944 пещеры суммарной протяженностью около 106 км. Протяженность более 100 м имеют 1SS пещер, более 1 км - 21 пещера.
Многие пещеры республики являются ее природным и культурно-историческим наследием, 36 из них имеют статус Государственных памятников природы, еще 1 ^ заслуживают этого статуса.
Большинство пещер РБ (90%) развито в пределах Южного Урала и особенно на его западном склоне (61 %) в нижнекаменноугольных (35%), верхне- (24%) и нижнедевонских (19%) известняках на абсолютных отметках 200 - 400 м. Восточнее хр. Уралтау описана пещера Аман-гильдинская в мраморах (42 м) [1].
Пещеры Южного Предуралья развиты в гипсах и, реже, в известняках пермского возраста. Большинство гипсовых пещер сосредоточено на Уршак-Бельском и Уфа-Симском междуречьях в подножьях склонов долин [1]. Известняковые пещеры сосредоточены на Уфимском плато. На Бугульмино-Белебеев-ской возвышенности известны небольшие пещеры в известковых туфах на р. Кидаш. В западной части Приайской равнины - колодцы в песчаниках.
В равнинном Зауралье в пределах Магнитогорского мегасинклинория известны две небольшие пещеры в известняках на рр. Урал и Худолаз.
В административном отношении пещеры развиты в 2S районах республики, из них половина в трех горных районах: Бурзянском -194, Мелеузовском - 190, Гафурийском - 102.
Около 72% пещер республики приурочено к склонам долин поверхностных водотоков. Часть придолинных пещер заложена по трещинам разгрузки. На водораздельных участках пещеры чаще всего приурочены к синклинальным геологическим структурам (13%),
реже к антиклинальным (8%) и моноклинальным (7%).
Большинство пещер РБ - наклонные ^0%) и горизонтальные (44%), линейные (47%) и разветвленные (43%). Значительно меньше пещер вертикальных (6%) и с сетчатыми и каркасными структурными решетками (10%).
Пещеры Башкирии в основном состоят из ходов (42%), коридоров (18%) и лазов (14%). Реже встречаются комнаты (6%), шахты (6%), гроты ^%), колодцы (3%), галереи (3%), камеры (2%). Очень редко - пропасти, залы, трубы (вместе 1%).
Древность пещер Башкирии достигает 6 млн лет [1].
Наибольшее количество пещер находится на сухой стадии развития, около 20% - на ва-дозной. В 8 пещерах РБ текут реки, в 71 - ручьи. Более чем в 200 пещерах наблюдается капеж инфильтрационный и реже - конденсационный. В 68 пещерах имеются озера. В 49 пещерах республики сохраняются постоянные наледи [2. С. 184 - 196]. Половина пещер РБ в летнее время достаточно теплые с температурой воздуха более 10°.
В пещерах представлены практически все возможные минералогические формы как из кальцита (натеки, гуровые ванны, кораллит, пизолиты и т.д.), так и гипса (кристаллы, друзы, цветы).
В пещерах РБ известно более 97 видов животных, из них 3 вида троглобионтов (обитающие только в пещерах) - ногохвостки [3]; S4 вида троглофилов (обитающие в пещерах и на поверхности) - летучие мыши, бурые медведи, грызуны и др. - и более 40 видов трог-локсенов (обитатели поверхности, попавшие в пещеры).
В привходовых частях пещер встречаются накипные лишайники, трава, мох, в экскурсионных пещерах - грибы и плесень.
Пещеры республики интересны в палеонтологическом и археологическом отношениях. Всемирно известна пещера Шульган-таш (Ка-
пова). Многоуровневые культурные слои вскрыты более чем в 30 пещерах Башкирии. Палеонтологами описаны отложения палеоцена.
Многие пещеры носят следы культов, охоты, убежищ, упоминаются в легендах и сказаниях, связаны с именами известных исследователей, национальных героев. О них можно услышать множество современных историй.
В спортивно-туристском отношении классифицировано 1 ^ пещер Башкирии от 1 до 3Б категории трудности [4]. На базе пещер республики проводят учебные лагеря и сборы спелеотуристы многих регионов России. 80% пещер открыто и исследовано спелеотуристами.
В настоящее время информация, накопленная за 249-летний период изучения пещер Башкирии, систематизирована. Установлены и охарактеризованы основные закономерности их распространения и развития.
В Башкирии накоплен опыт использования пещер в качестве природных лабораторий для решения различных научно-практических задач: оценки устойчивости сводов карстовых полостей и напряженности карстового массива, изучения циркуляции флюидов в переменно-гравитационном поле под влиянием лунноприливных циклов ^] и др.
Наиболее изученной является морфология пещер - есть планы и разрезы большинства, другие вопросы исследованы в значительно меньшей степени.
Специальное изучение пещер как объектов массового туризма проводилось в 60 -80-е годы Башгосуниверситетом и Башоблсо-ветом по туризму и экскурсиям. В 2001 г. автором проведена инвентаризация пещер природного парка «Мурадымовское ущелье», внесены предложения по их изучению, охране, обустройству и использованию в условиях развивающейся рекреации. В 2007 г. для этих целей исследована самая северная пещера Башкирии - Ахунтау.
Комплексные спелеологические исследования сегодня ведутся только в пещере Шуль-ган-таш под руководством Ю.С. Ляхницкого из Санкт-Петербурга, с учетом необходимости сохранения палеолитической живописи.
Основное количество открытий в спелеологии сделано в 60 - 70-е годы прошлого века (27 пещ./год) - исследованы наиболее протяженные пещеры. В 1999 - 2001 гг. более полутора сотен пещер открыты и исследованы при проектировании Юмагузинского водохранили-
ща [6. С. S8 - 81]. Количество ежегодно открываемых пещер стабилизировалось на уровне 16 пещер средней протяженностью S0 м.
Туристская привлекательность и посещаемость пещер непосредственно зависит от их научно-прикладной значимости, чем ценнее и уникальнее пещера, тем больший интерес она вызывает. Кроме того, на посещаемость пещеры влияют следующие факторы:
1) информационный фактор определяется известностью пещеры, широкой рекламой имеющихся в ней достопримечательностей;
2) географический - обусловлен местонахождением пещеры;
3) спортивно-туристский - определяется трудностью прохождения пещер.
Эти три фактора в совокупности со значимостью пещер определяют степень посещаемости пещер Башкирии:
- часто посещаемые - 1000 человек в год. Таких пещер в республике учтено 13, или 2%;
- посещаемые - от 100 до 1000 человек в год (67, или 9%);
- малопосещаемые - от 10 до 100 человек в год (107, или 14%);
- наименее посещаемые - менее 10 человек в год (все остальные пещеры, или 7S%).
Большинство посетителей - неподготовленные люди, приходят туда из любопытства. Гораздо меньше (10%) - спелеотуристов, их цель - спортивное прохождение. Спелеологов в пещерах - 1% (около S00 человек в год).
Посещение пещер, особенно несведущими людьми, приводит к безвозвратной утрате их научной и эстетической ценности. Захламление пещер, скалывание натечных образований и «автографы» в прямой зависимости от их известности и доступности. Участились случаи несанкционированного, но целенаправленного посещения пещер с целью поиска и извлечения из них ценных археологических и палеозоологических экспонатов для частных коллекций [7].
Недопонимание населением значимости пещер ведет к их загрязнению отходами производства, бытовым мусором и трупами животных.
Для удовлетворения массового интереса к пещерам необходимо создание на их базе экскурсионно-туристских и природоохранных комплексов, подобных заповеднику «Шульган-таш». Деятельность посетителей в пещерах должна регламентироваться и контролироваться.
Прорывом в вопросах изучения, использования и охраны пещер было бы создание государственной службы, специально занимающейся спелеологией и регламентированием использования пещер. Актуальными задачами такой службы были бы: ведение кадастра пещер, оценка их объективной ценности, установление градации на категории по значимости и определение соответствующего режима их охраны, изучения и использования, регламентация и контроль деятельности в пещерах.
Спелеологами республики накоплен опыт оценки научно-прикладной значимости пещер. Выявлено 1^ пещер, заслуживающих статуса государственных памятников, из них: пещера Шульган-таш (Капова) уже является компонентом заповедника «Шульган-таш»; 4 пещеры - Байслан-таш, Зигзаг и Сумган - являются компонентами национального парка «Башкирия», Киндерлинская имени 30-летия Победы заслуживает создания национального парка; 9 пещер - Заповедная, Кызыл-Яровская (обе Белорецкий район), Ищеевская, Олимпия, Ыласын (все Ишимбайский район), Хлебода-ровская (Мелеузовский район), Красный Ключ (Нуримановский район), Идрисовская, Урман-тау (обе Салаватский район) нуждаются в статусе Государственного памятника природы заказного режима.
Процессу использования любой пещеры в качестве туристического объекта обязательно должны предшествовать комплексные научные исследования с целью определения возможности и оптимального режима эксплуатации, научно обоснованные проектирование и оборудование маршрутов, организация работы по приему туристов, при которых изменения пещерной среды будут сведены к минимуму.
Эксплуатация пещер должна сопровождаться спелеомониторингом, ориентированным, прежде всего, на сохранность ценных компонентов пещеры посредством контроля и своевременного регулирования режима ее использования.
Немаловажную роль в охране пещер играет пещеросберегающая пропаганда как в средствах массовой информации при рекламе туристского продукта, так и в процессе туристско-экскурсионного обслуживания.
В настоящее время в спелеотуристской индустрии официально задействованы лишь пещера Шульган-таш (Капова) с посещаемо-
стью около 22 тыс. человек в год) и пещеры Мурадымовского ущелья - более 6 тыс. человек в год.
Оба объекта используются как рентабельные туристско-экскурсионные комплексы, которые решают задачи сохранения пещер, их уникальной палеолитической живописи и природы. Проложены достаточно хорошие автомобильные дороги, имеются автопарковки и спальные домики. В пещере Шульган-таш экскурсионный маршрут по пещере ограничен из соображений безопасности древних рисунков, на сохранность которых влияет любое изменение микроклимата, а также контакт с посетителями - прямой, микробиологический, тепловой, воздушный. Для показа экскурсантам выполнены детальные копии рисунков, расположенные вдоль экскурсионной тропы длиной 373 м. Тропа выложена плитами, оборудована металлическими трапами и лестницами. Для освещения применяются шахтерские фонари, выдаваемые экскурсантам. В музее у входа в пещеру организована продажа сувениров, фотографий и буклетов. В Старомурадымовской пещере на входе оборудована решетка. Группы сопровождают экскурсоводы.
В качестве туристских объектов используются и необорудованные пещеры: Аскинская (Ледяная), Киндерлинская имени 30-летия Победы, Большая Курманаевская, Куэшта, Кутукские I, II, IV, Зигзаг, Ыласын, Хазинская, Отважных, Атыш, Заповедная, пещеры по рекам Зилим, Юрюзань, Инзер и др. Деятельность фирм и проводников, использующих эти пещеры, ничем не регламентируется.
В настоящее время из S0 тыс. посетителей пещер Республики Башкортостан около 30 тыс. приезжают из других регионов и только 100 из них - иностранные туристы (в основном, ученые). При правильном развитии спелеотурист-ской индустрии, на наш взгляд, основной прирост посетителей пещер республики следует ожидать именно среди иностранных и почти вдвое - среди российских туристов. При этом цивилизованная организация спелеотуризма должна оградить пещеры от полной потери их научной, эстетической и экскурсионно-туристской значимости.
Необходима инфраструктура: туристские фирмы, дороги, приюты; разнообразные программы: экскурсии, обзорные лекции, теоретическое и практическое обучение навыкам спелеотуризма, спелеомедицина, спортивно-
туристские туры, прием специалистов различных направлений (геологов, археологов, биоспелеологов и др.), организация досуга, широкая информация и реклама оборудованных для посещения пещер.
Литература
1. Смирнов А.И., Соколов Ю.В. Карст и спелеология // Абдрахманов РФ. и др. Карст Башкортостана. ИГ УНЦ РАН. - Уфа, 2002. - С. 301 - 337.
2. Соколов Ю.В. Лед в пещерах Башкортостана // Биологическое разнообразие, спелеологические объекты и историко-культурное наследие охраняе-
мых природных территорий Республики Башкортостан. Сборник научных трудов. Вып. З. - Уфа: Ин-формреклама, POO8.
3. Книсс B.A. Фауна пещер России и сопредельных стран. - Уфа: Башгосуниверситет, POOI.
4. Соколов ЮЯ. Практика спелеотуризма. Учебно-методическое пособие. - Уфа: БИФК, POO7.
5. Кинзикеев A.P. Эффекты переменного гравитационного поля в капиллярах. - Уфа: Гилем, 1997.
6. Соколов ЮЛ., Книсс B.A. Пещеры зоны затопления Юмагузинского водохранилища // Экологические аспекты Юмагузинского водохранилища. -Уфа: Гилем, POOP.
7. Федотов B.K. Медвежья пещера // Бельские просторы. POOS. № 1O (8З). - С. 1S9 - 171.
Ю.В. Соколов,
сотрудник Детского оздоровительнообразовательного центра туризма, краеведения и экскурсий Юровского района г. Уфы
ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Положение дел во въездном туризме.
В настоящее время туризм - самый крупный сектор мировой экономики. Капитал, работающий в туризме, превосходит капиталы химической промышленности, вооружения или энергетики. У туризма высокие темпы роста, которые только приостанавливаются во время войн и кризисов. Эта тенденция устойчива и складывалась в течение всего ХХ в. Можно утверждать, что туризм - фундаментальный выбор человечества.
Доля России в мировой системе туризма невелика - около 1 - 3% по разным подсчетам. Однако руководство страны четко определило туризм как приоритетный инновационный сектор российской экономики.
В Республике Башкортостан ситуация с туризмом неблагоприятная. По подсчетам ученых Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС), баланс средств, ввозимых из республики и вывозимых из нее складывается не в нашу пользу: вывозится примерно на 10 млрд руб. больше, чем ввозится.
Другая цифра также наводит на размышления: по опросам, только ^ - 17% школьников Уфы выезжали организованно на природные, исторические, этнические и другие достопримечательности нашей республики. В городах и районах еще хуже: всего 2 - 4% школьников были на экскурсиях по Башкортостану. В школах не предусмотрено живое, визуальное, эмоциональное знакомство со своим родным краем.
Таким образом, до последнего времени развития въездного и внутреннего туризма фактически не было. Имеется целый ряд позитивных постановлений Правительства РБ. В области теории имеются фундаментальные разработки коллектива УГАЭС в сфере туризма и гостеприимства. Практически внутренним туризмом занимается всего несколько фирм: «Роза ветров», «Тенгри», «Золотое кольцо Башкортостана», а также небольшое число маломощных фирм в городах и районах РБ.
После расширенной коллегии Министерства молодежной политики, спорта и туризма, которая прошла 28 августа 2009 г. в Бурзян-