Научная статья на тему 'Первый среди равных. К столетию возведения в Российской Империи первого типового воинского храма'

Первый среди равных. К столетию возведения в Российской Империи первого типового воинского храма Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воинский храм / Русская Армия / типовой проект / military temple / Russian Army / standard project

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макаров Александр Игоревич, Рагулина Анна Васильевна

Типовые воинские храмы возводились в Российской Империи в течение довольно непродолжительного периода – основное строительство осуществлялось с начала XX века и до 1917 года. В статье приведены первые образцы подобных храмов на территории Нового Петергофа, Санкт-Петербурга. Проанализировано устройство воинских храмов, особенности их архитектуры. Рассмотрены примеры сохранившихся храмов Русской Императорской Армии в Москве, Твери, Пскове, Воронеже, а также в Республике Узбекистан. Выявлены различные социальные и культурные факторы, оказавшие влияние на возникновение и дальнейшую разработку проекта типового храма для подразделений Русской Армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First among equals. To the centenniary of the construction of the first typical military temple in the Russian Empire

Typical military temples were erected in the Russian Empire for a rather short period of time. The main construction was carried out from the beginning of the XX century until 1917. The article presents the first examples of such temples on the territory of New Peterhof, St. Petersburg. The structure of military temples, the features of their architecture are analyzed. Examples of preserved temples of the Russian Imperial Army in Moscow, Tver, Pskov, Voronezh, as well as in the Republic of Uzbekistan are considered. Various social and cultural factors that influenced the emergence and further development of the project of a typical temple for the units of the Russian Army are identified

Текст научной работы на тему «Первый среди равных. К столетию возведения в Российской Империи первого типового воинского храма»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 140-147

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 726.012.185(470)"1900/1917" DOI: 10.24412/1998-4839-2022-4-140-147

Первый среди равных. К столетию возведения в Российской Империи первого типового воинского храма

Александр Игоревич Макаров1, Анна Васильевна Рагулина2

^Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия 12arch_sacra@marhi.ru

Аннотация. Типовые воинские храмы возводились в Российской Империи в течение довольно непродолжительного периода - основное строительство осуществлялось с начала XX века и до 1917 года. В статье приведены первые образцы подобных храмов на территории Нового Петергофа, Санкт-Петербурга. Проанализировано устройство воинских храмов, особенности их архитектуры. Рассмотрены примеры сохранившихся храмов Русской Императорской Армии в Москве, Твери, Пскове, Воронеже, а также в Республике Узбекистан. Выявлены различные социальные и культурные факторы, оказавшие влияние на возникновение и дальнейшую разработку проекта типового храма для подразделений Русской Армии.

Ключевые слова: воинский храм, Русская Армия, типовой проект Для цитирования: Макаров А.И. Первый среди равных. К столетию возведения в Российской Империи первого типового воинского храма / А.И. Макаров, А.В. Рагулина // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 140-147. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/09 makarov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-4140-147

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44094 «Храмовое зодчество XXI века: теолого-педагогические подходы в архитектурном образовании».

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

First among equals. To the centenniary of the construction of the first typical military temple in the Russian Empire

Aleksandr I. Makarov1, Anna V. Ragulina2

12Moscow Architektural Institute (State Academy), Moscow, Russia 12arch_sacra@marhi.ru

Abstract. Typical military temples were erected in the Russian Empire for a rather short period of time. The main construction was carried out from the beginning of the XX century until 1917. The article presents the first examples of such temples on the territory of New Peterhof, St. Petersburg. The structure of military temples, the features of their architecture are analyzed. Examples of preserved temples of the Russian Imperial Army in Moscow, Tver, Pskov, Voronezh, as well as in the Republic of Uzbekistan are considered. Various social and cultural factors that influenced the emergence and further development of the project of a typical temple for the units of the Russian Army are identified.

Keywords: military temple, Russian Army, standard project

12 © Макаров А.И., Рагулина А.В., 2022

For citation: Makarov A., Ragulina A. First among equals. To the centenary of the construction of the first typical military temple in the Russian Empire. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 4(61). pp. 140-147. Available at:

https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/09 makarov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-4140-147

Funding: The study was supported by a grant of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR). Grant No. 21-011-44094 «Temple architecture of the XXI century: theological and pedagogical approaches in architectural education».

До Первой мировой войны, начавшейся в 1914 году, основную часть набора в Императорскую Армию составляли рекруты-славяне (согласно данным 1912 года около 70 % были русские (великороссы, малороссы, белороссы), а в периодах проведения крупномасштабных боевых действий, собственно войн, которые Россия с начала XVIII века до 1917 года вела практически непрерывно, призывы проводились и за счет других национальностей. Помимо осуществления основных задач - оборона и защита внешних границ Империи, Российское Военно-морское ведомство решало и задачи поддержания духовно-нравственного состояния своих вооруженных сил.

В Империи было две официальных столицы: Санкт-Петербург и Москва. Санкт-Петербургский гарнизон насчитывал чуть более 100 тысяч человек. В Москве войск было гораздо меньше. Практически все войска расквартировывались в Санкт-Петербурге и в его пригородах: Ораниенбауме, Павловске, Стрельне, Кронштадте, Петергофе, Царском Селе, Гатчине. Как правило, это были подразделения полков Императорской Гвардии, шефами которых являлись члены Императорского Дома. Большинство из гвардейских полков обладали собственными соборами и церквями, которые вместе со зданиями казарм, манежей и офицерских собраний занимали зачастую несколько кварталов и формировали величественные ансамбли, удачно вписанные в городскую структуру столицы.

Уже к концу Империи в Санкт-Петербурге функционировало более двух десятков полковых церквей. В 20-30-е годы прошлого века их постигла трагическая учесть - большинство из них было уничтожено. Однако сохранившиеся Троицкий Собор лейб-гвардии Измайловского полка и Спасо-Преображенский всей гвардии собор (архитектор В.В.Стасов) до сих пор радуют глаз.

Так, в 1934 году снесен замыкающий перспективу Лиговского проспекта Сергиевский всей артиллерии собор (архитектор Ф.И. Демерцов), а также разрушены творения великого архитектора К. Тона, объявленного архитектором «загнивающего царизма», - Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка (утрачен в 1936 г.), в 1932 г. был уничтожен Благовещенский собор лейб-гвардии Конного полка, являющийся завершением анфилады полковых строений. На берегу Обводного канала взорван Свято-Мирониевский храм лейб-гвардии Егерского полка. Именно в Егерском полку начинали службу великие военнослужащие: генералиссимус А.В. Суворов и генерал П.И. Багратион. В Новом Петергофе разрушен также принадлежащий авторству К.Тона собор Петра и Павла лейб-гвардии Уланского полка Ея величества. На Захарьевской улице, на месте полкового храма лейб-гвардии Кавалергардского полка Захария и Елизаветы (архитектор Л. Бенуа) появилось в 1952 году здание Военного инженерного института.

Параллельно с ликвидацией воинских храмов уничтожались и функционирующие при них военно-исторические музеи, в которых соблюдалась традиция постоянного пополнения экспозиций, хранящих свидетельства славных подвигов солдат и офицеров.

Существование исключительно воинских храмов являлось прерогативой только Санкт-Петербурга - военной и административной столицы Империи. В губернский городах таковых не имелось. Расположенные на их территориях воинские части пользовались

обычными приходскими храмами, а зачастую помещения казарм приспосабливались под полковые церкви и лазареты, что составляло весьма существенные неудобства для военнослужащих и самих местных жителей. Это было особенно важно для территорий, на границе с которыми вероятность возникновения театра военных действий была достаточно высока.

Как уже отмечалось, основная масса военнослужащих всех родов войск Императорской Армии была православной, поэтому со стороны государства было важно осуществлять поддержку православной веры среди военнослужащих. В начале XX века для разработки нового типа воинского храма при Главном штабе была сформирована особая комиссия. Главным направлением её работы было религиозно-нравственное воспитание войск. Был предложен типовой проект воинской церкви. Основными характеристиками выступили: удобство и функциональность для военнослужащих, строгость и сдержанность в образе и стилистике архитектуры и, в то же время, экономичность при строительстве объекта. Проекты храмов были практически идентичные по архитектуре, но несколько разнившиеся по размеру (вместительностью от 400 до 900 человек), примерной стоимостью от 40 до 44 тысяч рублей.

Непосредственное участие в разработке нового типа церкви принимал военный инженер Федор Михайлович Вержбицкий, предоставивший проект на Высочайшее рассмотрение. Зодчий решил задачу весьма тактично и просто: однонефная, вытянутая в плане базилика была соединена с трехчастным объемно-пространственным делением. Композиция близка к «кораблю» - архитектурному типу православного храма, для которого характерна вытянутая форма основного объема, где колокольня, трапезная и сам храм последовательно размещены вдоль одной линии. Завершением небольшой колокольни, размещающейся над западным входом, являлся шатер, а в восточной части пространство храма венчалось восьмериком на четверике со световым барабаном.

Устройство крыши было весьма интересно с точки зрения конструктивного решения. Основное помещение храма, имеющее довольно большой пролет, перекрывалось металлическими фермами. Но эта довольно тяжеловесная и невыразительная конструкция была скрыта. Легкости и возвышенности в образе перекрытия удалось достичь за счет «второго» потолка, выполнявшегося из древесины в форме одной из разновидностей цилиндрического свода - коробового. После нанесения штукатурки «свод» крепился к несущим основную нагрузку металлическим фермам, представляя собой подвесную конструкцию. Также деревянные подвесные потолки использовались и в других частях храма: в своде алтаря (восьмигранная форма), в ярусах звона колокольни (плоская конфигурация).

Проект получил одобрение императора Николая II. Тому подтверждением служит вышедший Указ: «Установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, Православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты» (Приказ по Военному Ведомству от 23 января 1902 г. за номером 32).

В 1901 году была заложена первая типовая воинская церковь, выполнявшаяся в камне (рис. 1).

И уже в начале августа 1902 года удалось полностью завершить строительные и отделочные работы. В процессе возведения церкви участвовали и сами военнослужащие. Именно при их финансовой поддержке были приобретены отдельные предметы церковного убранства (запрестольный крест, паникадило), а также отделочные материалы (разноцветный мрамор для престола).

£

14в пкаогмаго Наел «

Рис. 1. Храм во имя Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы 148-го пехотного Каспийского полка, Новый Петергоф

Из материалов газет того времени, подробно описывающих устройство церкви, а также на основе сохранившихся старинных фотографий, возможно восстановить архитектурный образ. Храм выполнен в русском стиле, где сочетается ясность пространственной композиции и проработанность отдельных деталей. Одноэтажная церковь выложена красным кирпичом, на котором выразительно раскинулись декоративные элементы фасадов, выполненные из светлого камня. Со стороны запада возвышается колокольня высотой более 30 метров, звон которой составляют девять колоколов. К протяженному основному объему контрастны две вертикали, завершающие церковь: острый шатер колокольни и широкий купол, расположенный над алтарем. Акценты небольших главок луковичной формы различной величины обогащают общий силуэт. Возвышенность и легкость образу придают кокошники, являющиеся переходным элементом от массивного объема храма к его завершению. Оконные проемы обрамлены колонками, выполненными в византийском стиле, поддерживающими арки с килевидными завершениями.

Неслучайно выбран именно русский стиль для архитектуры воинского храма. Данное стилистическое направление, зародившееся в XIX веке, было направлено на возрождение русской культуры, на стремление выразить национальные черты в искусстве.

Интерьерное убранство церкви также заслуживает отдельного внимания. Внутреннее пространство решено строго и в то же время богато. Резной иконостас из светлого дуба, выполненный в византийском стиле, насыщен деталями. Одноуровневое полотно иконостаса содержит тринадцать образов.

Присутствует четкий ритм вертикалей ажурных напольных подсвечников и спускающегося бронзового паникадила. Живописное решение не перегружено, создается ощущение

воздуха и простора в интерьере. В технике масляной живописи выполнены изображения четырех евангелистов внутри купола и отдельные росписи стен и полтолка. Орнамент подчеркивает русский стиль самой архитектуры. Пол выполнен из разноцветных метлахских плит.

Освящение храма состоялось 5 июня 1903 года, хотя планировалось в сентябре 1902 года. Причиной тому послужила незавершенность строительства других сооружений - казарм полкового городка, а также расположение самих военных в Кронштадте. На освящении храма присутствовали император Николай II и императрица Александра Федоровна. В начале прошлого века по проекту скульптора М.Я. Харламова перед полковой церковью сооружен памятник - обелиск каспийцам, павшим в русско-японскую войну 1904-1905 годов.

При строительстве церкви Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы 148-го пехотного Каспийского полка впервые взят за основу типовой проект воинского храма, разработанный военным инженером Ф.М. Вержбицким. Автору удалась полностью реализовать поставленные задачи в создании образцового проекта типового воинского храма.

Всего до 1917 года было построено в разных городах Российской Империи около семидесяти типовых полковых храмов. В тех регионах, которые впоследствии отошли к Польше и Латвии, они или сносились, или перестраивались под католические храмы и лютеранские кирхи, зачастую принимая весьма уродливые формы. А на территориях, отошедших к Турции, они перестраивались под мечети. В настоящее время в Российской Федерации некоторые типовые храмы восстановлены и успешно функционируют. Так, в Пскове действует церковь Святого Благоверного князя Александра Невского при 76-ой десантно-штурмовой дивизии (рис. 2). В Москве при штабе ВДВ в Сокольниках функционирует церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, в Твери восстановлена церковь во имя Владимирской Иконы Божией Матери 1-го лейб-драгунского Московского полка (рис. 3), в Воронеже при военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского полностью воссоздан и функционирует полковой храм Святого Мученика Целителя Пантелеимона.

/ 1 П

Рис. 2. Церковь Александра Невского при 76-й десантно-штурмовой дивизии, г. Псков

Рис. 3. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери при бывшем 1-м лейб-драгунском Московском полку, г. Тверь

В Узбекистане, в городе Самарканд, функционирует полковой собор Святого Алексия, митрополита Московского, а в городе Термез передано православной общине здание воинского храма Святого Благоверного князя Александра Невского (рис. 4). Самый же первый в Империи воинский типовой храм святой Анастасии Узорешительницы 148-го пехотного Каспийского полка в 1924 году был закрыт, в казармах полка разместилось военно-политическое училище имени К.Е. Ворошилова. Купола, как полагалось, были снесены, а здание храма передано для устройства клуба. Позже здание было переоборудовано под Дом культуры. Многое претерпевало строение церкви в XX веке: отдельные части были снесены или перестроены, произошло несколько пожаров. В настоящее время здесь располагается склад ГУП «Водоканал».

На сегодняшний день здание не является выявленным объектом культуры. В то же время, оно расположено на территории объекта культурного наследия регионального значения «Казармы 148-го пехотного Каспийского полка (с территорией)», поставленного под государственную охрану решением Исполкома Ленгорсовета от 16.07.1990 №608. В настоящее время состояние постройки является печальным. В результате перестройки остались лишь исторический фундамент и две стены, остальная архитектура храма утеряна. По предварительной оценке, при дальнейшей возможности восстановления церкви будет необходимо полное воссоздание сооружения на основе сохранившегося фундамента. Остается непонятным тот факт, что в городе, декларирующем трепетное и бережное отношение к национальной культуре и истории, остается нерешенным острый вопрос о восстановлении данного военно-исторического объекта (рис. 5).

Рис. 4. Церковь Святого Благоверного Александра Невского, г. Термез, Узбекистан

Рис. 5. Церковь во имя Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы, Петергоф. Современное состояние

Источники иллюстраций:

Рис.1. Соборы.ру. народный каталог православной архитектуры. URL: https://sobory.ru/photo/325521 (дата обращения: 15.10.2022). Рис.2. Соборы.ру. народный каталог православной архитектуры. URL: https://sobory.ru/photo/125365 (дата обращения: 16.10.2022). Рис. 3: фото Макарова А.И. из личного архива.

Рис. 4. Соборы.ру. народный каталог православной архитектуры. URL: https://soborv.ru/photo/335499. (дата обращения: 8.10.2022). Рис.5. Соборы.ру. народный каталог православной архитектуры. URL: https://soborv.ru/photo/41998 (дата обращения: 11.10.2022).

Список источников

1. Клавинг В.В. Военные храмы России. Санкт-Петербург: Православный летописец, 2000. 160 с.

2. Гусаров А.Ю. Утраченные храмы Петербурга. Санкт-Петербург: Паритет, 2014. 368 с.

3. Антонов В.В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга - Ленинграда: Каталог выставки / В.В. Антонов, А.В. Кобак. Ленинград: Изокомбинат «Художник РСФСР», 1988. 48 с.

4. Антонов В.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов / В.В. Антонов, А.В. Кобак. Санкт-Петербург: Лики России, 2010. 512 с.

References

1. Klaving V.V. Voyennyye khramy Rossii [Military churches of Russia]. St. Petersburg, 2000, 160 p.

2. Gusarov A.Yu. Utrachennyye khramy Peterburga [Lost temples of St. Petersburg]. 2014, 368 p.

3. Antonov V.V., Kobak A.V. Utrachennyye pamyatniki arkhitektury Peterburga - Leningrada: Katalog vystavki [Lost monuments of architecture of St. Petersburg - Leningrad: Exhibition catalog]. Leningrad, 1988, 48 p.

4. Antonov V.V., Kobak A.V. Svyatyni Sankt-Peterburga. Entsiklopediya khristianskikh khramov [Shrines of St. Petersburg. Encyclopedia of Christian Temples]. St. Petersburg, 2010, 512 p.

ОБ АВТОРАХ

Макаров Александр Игоревич

Кандидат юридических наук, профессор кафедр «Храмовое зодчество» и «Архитектура сельских населенных мест», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия arch sacra@marhi.ru

Рагулина Анна Васильевна

Магистр архитектуры, соискатель кафедры «Храмовое зодчество», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия arch sacra@marhi.ru

ABOUT THE AUTHORS Makarov Alexander I.

PhD of Legal Sciences, professor of the Departments «Temple Architecture» and «Architecture of rural populated areas», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia arch sacra@marhi.ru

Ragulina Anna V.

Master of Architecture, competitor of the Department «Temple architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia arch sacra@marhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.