Научная статья на тему 'Первый скрипичный концерт Д. Шостаковича: к проблеме концепции'

Первый скрипичный концерт Д. Шостаковича: к проблеме концепции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5913
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д. Д. ШОСТАКОВИЧ / КОНЦЕРТЫ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / МОТИВ-МОНОГРАММА / D. D. SHOSTAKOVICH / CONCERTOS FOR VIOLIN AND ORCHESTRA / MUSIC CONTENT / MOTIF-MONOGRAM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Реченко Мария Александровна

Автор рассматривает Концерт № 1 для скрипки с оркестром Д. Д. Шостаковича как новаторский образец жанра, в котором симфонизм органично сочетается с яркой концертностью сольной партии. Такой подход к жанру объясняется не только глубоким философским содержанием, свойственным музыке композитора, но и самой концепцией сочинения, обусловливающей единую направленность и равноценность задач солиста и оркестра в раскрытии художественного замысла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D. Shostakovich's First Violin Concerto: to the problem of conception

The author considers D.D.Shostakovich's First Concerto for violin and orchestra as an innovative example of the genre where symphonism is organically combined with bright concert character of solo part. Such approach to the genre is explained not only by deep philosophic content which is proper to composer's works, but also by the conception of the composition itself which determines common orientation and equivalence of soloist and orchestra's missions in the realization of art concept

Текст научной работы на тему «Первый скрипичный концерт Д. Шостаковича: к проблеме концепции»

М. Реченко

ПЕРВЫЙ СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ Д. ШОСТАКОВИЧА: К ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПЦИИ

Творчество Д. Шостаковича - это целая эпоха и в искусстве, и в жизни. Произвела». дения любого великого художника можно понять лишь в соотнесении с его временем. Но и время это, отразившееся в искусстве художника, трудно понять вне его творчества. Искусство обнажает его истинную суть, его характер и его противоречия. Оставаясь художником своей эпохи, Шостакович мыслит, строит свой художественный мир в тех формах и теми методами, которые складываются в культуре его времени. Шостакович — несомненно, едва ли не самый глубокий интеллектуал в отечественной музыке XX столетия, погруженный в осмысление сложных коллизий своего времени. С одной стороны, он говорит со слушателем на языке философских категорий и нуждающихся в дешифровке символов, с другой не чурается музыкального «сленга», свободно говорит на языке народа и толпы. Все сказанное нашло отражение в Первом скрипичном концерте.

Это сочинение - новаторский образец жанра, в котором симфонизм органично сочетается с яркой концертностью сольной партии. Такой подход к концертному жанру был вызван не только глубоким философским содержанием, свойственным музыке Шостаковича, но и самой концепцией сочинения, обусловливающей единую направленность и равноценность задач солиста и оркестра в раскрытии художественного замысла.

В Первом концерте четыре части вместо традиционных трех: 1. Ноктюрн (Moderato); 2. Скерцо (Allegro); 3. Пассакалия (Andante); 4. Бурлеска (Allegro con brio). Вместе с каденцией внушительных масштабов, помещенной между Пассакалией и Бурлеской, которую можно рассматривать как самостоятельную часть, цикл приобретает признаки пятичастности. В статье «Воплощение большого замысла» Д. Ойстрах отметил исключительную значимость каденции «по содержанию и по форме», делающую ее отдельным и существенным звеном цикла [2, 9]. Из структуры цикла явствует, что на уровне жанрового взаимодействия частей концерт вступает в диалог, с одной стороны, с законо-

мерностями сонатно-симфонического цикла, с другой - с чертами романтической сюиты1.

О сонатно-симфоническом цикле можно говорить в связи с тем, что первая часть, по сути, приобретает характер расширенного вступления -«прелюдии» к Скерцо. Скерцо выполняет функцию сонатного аллегро, что подчеркнуто конфликтностью драматургии, чертами сонатности, симфоничностью развития материала. Напротив, первая часть, внешне лишена конфликтности. Д. Ойстрах писал о Ноктюрне: «Это - глубокая лирика, несколько затаенного характера, исполненная грусти и раздумья... Понять содержание этой части можно только в связи с целым, оценив ее место и значение во всем цикле» [2, 6]. Ее темы раскрывают одну - философско-созерцательною сферу, образуют единую цепь монологических высказываний, продолжая одна другую. Создается впечатление бесконечно развивающегося, внутренне напряженного размышления о целях и смыслах Бытия, охватывающего всю композицию, что придает Adagio характер прелюдии к некоему действию. Соотношение Прелюдия - Скерцо аналогично Скрипичному концерту Альбана Берга, и до этого никогда не встречалось в концертах. Однако у Берга это два раздела, две грани одной большой Первой части, а у Шостаковича это все-таки две части, тогда как Скерцо - экспозиция сил «Зла», враждебного социума. Середину цикла занимают Скерцо и Пассакалия, отделенная от финала каденцией.

Вместе с тем, отсутствие собственно сонатного allegro, что видно уже из названий частей, отсутствие сонатной композиции в построении цикла дает нам право говорить о чертах сюитности. Опыты такого рода наблюдались уже в творчестве некоторых композиторов, а именно у Э. Лало, в упомянутом Концерте для скрипки Берга, в «Сюите в

1 Ноктюрн, Скерцо, Интермеццо, Свадебный марш - части сюиты Мендельсона из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», но там есть и начальная Увертюра в сонатной форме, здесь такой сонатной части нет. Можно привести пример также из «Венского карнавала» Р. Шумана, где за первой частью - рондо, следуют Романс, Интермеццо Скерцо и Финал.

1G7

старинном стиле» С. Танеева. Если Ноктюрн и Скерцо - части романтической сюиты, то Пассакалья -дань барочной традиции. И Ноктюрн, и Скерцо, и Пассакалия - нетипичные части концерта. Цикл поражает внутренней несовместимостью частей, лишь одна из частей заимствована из классической сонаты-симфонии, да и та - скерцо.

Жанровая характеристичность в творчестве Шостаковича имеет большое значение. Жанр используется композитором многопланово: не только как одно из свойств тематического материала при первоначальном его изложении, но и как средство образного обобщения в пределах всей части или произведения в целом. Размышления о смыслах бытия продолжаются в Пассакалии - философском центре цикла. Она становится Словом Автора, авторской реакцией на происходящее в действительности, выражая личный протест против царящего в мире зла. Это, несомненно, духовный центр концерта. Пассакалию в концерте окружают амбивалентные образы. С одной стороны, -остро агрессивное Скерцо - сфера бытового как демонического, с другой стороны, - Бурлеска - сфера бытового как позитивного (с «воспоминанием» о негативном). Внешние события, мир в его противоречивости, воплощаются в Скерцо, очередном образце в ряду многих и всегда разных воплощений этого излюбленного Шостаковичем жанра. В Скерцо господствует жесткий гротеск, демонический натиск. Если в начале части и возникает атмосфера игры, то далее все явственней проявляется ощущение напряженной борьбы. Круг внутренних переживаний Пассакалии сменяется переключением во внешний план в финальной части концерта - Бурлеске. Внешне финал выглядит как наиболее традиционная часть концерта, словно чаша весов, уравновешивающая накал страстей предыдущего развития. Стихия праздника Бурлески с оттенком грубоватого юмора снимает конфликт, гасит трагический накал предыдущих частей как действенных, так и медитативных. Композитор рисует широкую картину народного празднества.

В цикле присутствует также концепция двойного портрета - композитора и исполнителя. С одной стороны, развивается конфликт «личность - социум», характерный в большей степени для личности композитора, нежели исполнителя. Шостакович острее чувствовал негативные стороны социалистической действительности. Ойстрах -натура более гармоничная, более гибкая. У него не

было конфликтов с властями. Купаясь в лучах славы великого скрипача, он был склонен к компромиссам. Его исполнительскому дару подвластны были любые стили от Баха, Паганини до Шостаковича; для него не существовали никакие технические трудности скрипичного исполнительства. Его искусство философично и гармонично, ему не свойственны крайности. Его внутренняя уравновешенность «требовала» света и праздника в завершении музыкального сочинения. Огненно и страстно звучит в его интерпретации Финал Скрипичного концерта Чайковского, воплощающий мифологему русского праздника. Вероятно, поэтому Шостакович, душа которого всегда кровоточила от смертельных ран несовершенства бытия, смиряет себя и создает зону света и радости в финале цикла.

«Фабула» концепции концерта раскрывает проблему жизни и смерти: образ смерти (Пассакалья), гротескно-саркастический танец смерти (Скерцо), кипение жизни (Бурлеска) и размышляющая обо всем этом Личность - драматическая лирика Ноктюрна. Отдельно нужно сказать о каденции. Обычно каденция в концертах имеет либо чисто виртуозный, либо «разработочный» характер. Каденции Шостаковича - это или самостоятельная часть, или - лирическое соло, отступление, авторское осмысление событий. В данном концерте каденция выполняет первую функцию. Формально она связывает Пассакалью с финалом. Однако даже размеры каденции абсолютно не позволяют говорить о ее связующей, «интермедийной» роли. Она превращена в один из важнейших драматургических узлов цикла, ей придан огромный обобщающий смысл, она собирает в себе все темы Ноктюрна, Скерцо, Пассакалии и, развивая их, доводит до напряженнейшей генеральной кульминации. Это самостоятельный ярус иерархической композиции концерта. Ее можно считать разработкой всех первых трех частей и драматической кульминацией целого. При большой протяженности и разнообразном контрастном тематизме каденция отличается цельностью, внутренним единством и симфонизмом. По мере приближения к концу, степень ее технической сложности возрастает. Чисто физические усилия, которые солисту приходится прилагать ради реализации все более и более головоломных пассажей, скачков, последований аккордов и двойных нот, вплоть до восходящих хроматических гамм параллельными квинтами и октавами в предельно скором темпе, - сублимируются в кар-

тину невыносимой, в полном смысле слова душераздирающей муки.

Само собой напрашивается предположение, что почти апокалипсическая экспрессивность каденции прямо обусловлена свежими впечатлениями от совещания у Жданова в январе 1948 года: «По вечерам, когда заканчивались позорные, гнусные прения... я возвращался домой и писал третью часть Скрипичного концерта. Я ее закончил и, кажется, получилось недурно» [3, 78]. Да, недурно и. страшно. И хочется уйти от страшных видений, забыться, снять власяницу страстотерпца. Так возникает миф о народном празднике в последней части. Пусть мне смертельно плохо, невыносимо, но лишь бы хорошо было стране, Отечеству.

Такое снятие конфликта происходит в любимой Ойстрахом Четвертой симфонии Малера, где поэт, художник, не решивший проблемы гармонии и дисгармонии бытия, уходит в мир детских грез и видений. Здесь, в концерте, нарисована грубовато яркая, народная сцена. Живая, активная русская тема сменяется плясовой мелодией в народном духе, веселыми «скоморошьими» наигрышами. Однако, несмотря на праздничную образность, в музыке Бурлески остается сильное динамическое напряжение, способствующее ожиданию новых драматических столкновений, как воспоминание о пережитом, что-то вроде «праздника со слезами на глазах».

В произведении совмещаются черты инструментального концерта разных эпох. Рождается смысловая историческая вертикаль. В этом сочинении Шостакович, прежде всего, ориентировался на «всеядность» личности исполнителя, который превосходно исполнял старинную музыку (черты инструментальной музыки Г. Генделя, присутствие Пассакалии), музыку классиков (Скерцо), романтиков (Ноктюрн), а также музыку XX века. В соло композитор использует всю палитру скрипичной техники разных эпох, ориентируясь на технические возможности Ойстраха.

Об авторском начале в музыкальном содержании и сотворчестве между композитором и испол-

нителем пишет Л. Казанцева. Она отмечает, что «автор художественный, складываясь в композиторском опусе, начинает по-настоящему жить в звучании музыки. Это становится возможным благодаря деятельности исполнителя». «Интерпретация является со-творческим принципом, совмещающим воспроизведение и обновление и устанавливает личностный диалог» [1, 178, 179]. Именно этот принцип сотворчества ярко проявил себя в рассматриваемом концерте. Он является автобиографичным: присутствует личность композитора, и личность исполнителя.

На поиск в Первом скрипичном концерте автобиографических смыслов настраивают разбросанные по партитуре «предвестники» знаменитого мотива-монограммы Б5СН и монограмма исполнителя - Давида Ойстраха -БАОЗАСН. Собственно мотива Б5СН в концерте нет (музыковеды пишут, что впервые монограмма Б5СН появится в Десятой симфонии - 1953 год), но похожие на нее конфигурации весьма многочисленны. Мотивы, включающие интервал уменьшенной кварты или, подобно мотиву-монограмме, вписанные в него, заняли в системе музыкального языка Шостаковича заметное место задолго до 1948 года. Можно сказать, что к «открытию» мотива Б5СН Шостакович шел долгие годы. Первый скрипичный концерт - важный этап на этом пути.

Музыкальный автопортрет, живя на протяжении нескольких веков, эволюционировал и привел к концепции «творческого» автопортрета. В творчестве Шостаковича личностный портрет пришел к раскрытию в художественном «Я» общечеловеческих личностных ценностей, к осознанию «Я» как феномена социального, исторического, культурного, как личности не только размышляющей, но и действующей.

Так, сохраняя связи с классическими традициями, композитор показывает пути внутреннего обновления и преображения концерта, весьма перспективные для последующего времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанцева Л. Автор в музыкальном содержа- 3. Письма к другу: письма Д. Д. Шостаковича к

нии: Монография. М., 1988. И. Д. Гликману. М.-СПб., 1993.

2. Ойстрах Д. Воплощение большого замысла (О

Скрипичном концерте Д. Шостаковича)//

Сов. музыка. 1956. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.