Научная статья на тему 'Первый председатель Президиума Малого Хурала тувинской Народной Республики Куулар Дондук'

Первый председатель Президиума Малого Хурала тувинской Народной Республики Куулар Дондук Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ондар Евгения Михайловна

Статья посвящена изучению личности и деятельности одного из выидных государственных деятелей Тувинской Народной Республики, первому председателю Президиума Малого Хурала ТНР. Дается анализ политических взглядов Куулар Дондука, прослеживается его дальнейшая деятельность и судьба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kuular Donduk is the first Chairman of the Malyi Khuural of the Tuvan People’s Republic

The article is devoted to the investigation of the personality and the activity of the prominent statesman in the Tuvan People’s Republic. Kuular Donduk was the first Chairman of the Malyi Huural of the TPR. The author gives the analysis of Kuular Donduk’s political views and opinions. The life and the career of the statesman is also described in the article.

Текст научной работы на тему «Первый председатель Президиума Малого Хурала тувинской Народной Республики Куулар Дондук»

Догээ 3 - находится в 11-12 км от Кызыла. Камень - песчаник. На Догээ-3 (Догээ-баары) зафиксированы изображения козлов, быка, орла, а так же личина и гравированная решетка. Петроглифы также разновременные. Датируются эпохой бронзы, РЖВ, средневековьем вплоть до этнографической современности.

В числе результатов данной экспедиции можно отметить:

1. Нахождение ранее неизвестных изображений и сцен на уже исследованных памятниках;

2. Фиксация новых памятников наскального искусства Республики Тыва;

3. Исследование и копирование (фотографирование, создание копийных изображений петроглифов на миколенте и полиэтиленовой пленке) наиболее интересных и презентабельных плоскостей;

4. Определение образов наскального искусства на выше обозначенных памятниках;

5. Датировка изображений на памятниках.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство памятников наскального искусства на территории Республики Тыва, а тем более рисунков на них мало изучены или не изучены вообще. Поэтому в данном отношении Тыва - перспективный регион, нуждающийся в дальнейшем изучении наскального искусства. Кроме того, культурное наследие Тывы, в частности, наскальные рисунки находятся в зоне риска, связанного с экономическим развитием данного региона. Так, проект железной дороги Абакан - Кызыл, ставит под угрозу уничтожения уникальный комплекс петроглифов Малый Баян-кол, а также памятники наскального искусства Ээрбек-1-5, в числе прочих изображений содержащие священные буддийские мантры. Проект создания религиозно-культурного комплекса на горе Догээ также может повлечь за собой необратимые последствия для выявленных там петроглифов. Поэтому сегодня необходимо создать проект охраны памятников наскального искусства Республики Тыва, и ее культурного наследия в целом.

Ондар Е.М.

ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА МАЛОГО ХУРАЛА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КУУЛАР ДОНДУК

Статья посвящена изучению личности и деятельности одного из выидных государственных деятелей Тувинской Народной Республики, первому председателю Президиума Малого Хурала ТНР. Дается анализ политических взглядов Куулар Дондука, прослеживается его дальнейшая деятельность и судьба.

Ondar E.M.

Kuular Donduk is the first Chairman of the Malyi Khuural of the Tuvan People's Republic The article is devoted to the investigation of the personality and the activity of the prominent statesman in the Tuvan People's Republic. Kuular Donduk was the first Chairman of the Malyi Huural of the TPR. The author gives the analysis of Kuular Donduk's political views and opinions. The life and the career of the statesman is also described in the article.

Куулар Дондук являлся одним из видных государственных деятелей Тувинской Народной Республики в начальный период ее становления, принимал активное участие в общественно-политической жизни молодого государства. Неоднократно занимал должность председателя Президиума Малого Хурала, был председателем Совета Министров, являлся членом Президиума ЦК ТНРП. Однако он был в числе тех, кого приговорили без суда и следствия к расстрелу в 1932 г.

Куулар Дондук Дажы оглу происходил из Хемчикского хошуна сумона Шеми, родился в 1888 г. Отец Дажы принадлежал к числу богатых и знатных людей, Дондук был старшим сыном, помимо него были еще двое сыновей и одна дочь [1, с.53]. По характеру несколько застенчивый, однако, способный юноша с 14 до 20 лет был послушником в хурэ, а затем в течение трех лет обучался в школе богословия в городе Урге в Монголии. Вскоре он бросает учебу, возвращается домой и становится ведущим ламой Чаданского хурэ в звании кепши (ученая степень по философии). В этот период в Китае происходит Синьхайская революция, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин. Вслед за этими событиями в Туве, как и в соседней Монголии, разворачивается национально-освободительное движение против представителей китайской администрации и торговцев с целью их изгнания. Вооруженные отряды восставших тувинцев действовали одновременно во многих хошунах [5, с. 310]. Освободительное движение поставило вопрос о дальнейшей судьбе Тувы. В январе 1912 г. был созван съезд руководителей хошунов для решения вопросов будущего Тувы. Имелись различные точки зрения относительно данного вопроса. Одни представители тувинской элиты склонялись к идее присоединения к России, другие искали покровительства Монголии. Все-таки было принято решение объявить Урянхай независимым, находящимся под покровительством Российского государства [5, с. 312]. В 1918 г. на территории Тувы распространяется гражданская война и иностранная интервенция в лице белогвардейских формирований, китайских и монгольских отрядов.

В этот период между различными группировками тувинской элиты шла борьба за власть. Тувинские князья входили в тайное сношение с китайцами, монголами. В целом обстановка в стране была нестабильной, она характеризовалась внутриполитической борьбой за власть, вследствие которой представители тувинской элиты вынуждены были примыкать к тем или иным силам.

В период оккупации Тувы колчаковскими солдатами Дондук служит секретарем китайского духовного лица Галцан-Хамбо, находясь в Белоцарске, одновременно водит тесную дружбу с белогвардейцами с целью секретно информировать китайские воинские части [3, л.1]. Он стремился объединить весь Урянхай, создав одну провинцию, подчиняющуюся непосредственно Китайской империи. Однако дальнейший ход событий показал несбыточность этой идеи и Дондук приходит к идее присоединения Тувы к Монголии. Таким образом, первоначально Куулар Дондук считал Туву неспособной самостоятельно развиваться, поэтому требующей покровительства со стороны

более сильного государства. Этим государством мог бы быть, по его мнению, Китай или Монголия. По мнению Сат С.Ч., идея объединения с Монголией давало надежду реставрации социально-политических устоев, сложившихся к 1921 г.[4, с.13].

Но в 1921 г. в результате народной революции созывается Всетувинский учредительный хурал, который объявляет независимость и суверенитет Тувинской Народной Республики. В том же году создается Тувинская Народно-революционная партия (далее - ТНРП). По мнению Н.М. Моллерова, один из основателей государства - Монгуш Буян-Бадыргы, одним из первых понял, какую угрозу представляла партия существующим порядкам. Именно по этой причине «везде, где можно, он расставлял на руководящих постах своих людей» [2, с.4] Это позволяет предположить, что именно Буян-Бадыргы выдвигал Дондука на государственные должности, к тому же они были родом из Хемчикского хошуна.

В 1923 г. Куулар Дондук становится первым председателем Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики, работает на этом посту до 1925 г. С 1925 г. он занимает пост председателя правительства. До 1929 г. Дондук работал на руководящих должностях. За этот период показал себя опытным политиком, разбирающимся во многих вопросах внутреннего и внешнего характера. Летом 1925 г. по приглашению советского правительства в Москву возглавлял первую официальную делегацию из Тувы. В задачу делегации входило выполнение решений ЦК ТНРП об установлении тесных контактов с руководством Исполкома Коминтерна и ознакомление с партийным и государственным строительством в СССР [5, с. 86]. Также во время поездки в Москве он встречался с членом Президиума ИККИ Сэн Катаямой, Г.В. Чичериным, М.В. Фрунзе и другими руководителями Коминтерна и РКП (б). В рамках этих встреч обсуждались вопросы дальнейшего советско-тувинского сотрудничества и международных отношений.

Позже Дондук признавался, что достаточно подробно изложил свою точку зрения по поводу присоединения Тувы к Монголии «в Восточном Секретариате Коминтерна... и получил от них отрицательный ответ» [3, л. 3]. Это признание свидетельствует о сомнениях, которые одолевали главу правительства. Однако советской стороне удалось развеять эти сомнения. 22 июля 1925 г. между правительствами СССР и ТНР был подписан договор об установлении дружественных отношений, которым СССР официально признавал тувинское государство. Советско-тувинский договор 1925 г. реально способствовал укреплению самостоятельности тувинского государства.

В августе 1926 г. в г. Улан-Баторе состоялись тувинско-монгольские переговоры, в ходе которых стороны обменялись мнениями по пунктам двустороннего договора [5, с. 89]. Со стороны ТНР для заключения договора прибыла делегация во главе с председателем правительства ТНР Куулар Дондуком. Подписанным 16 августа 1926 г. тувинско-монгольским договором были юридически оформлены отношения между двумя республиками.

По мнению Н.М. Моллерова, в 20-х гг. XX в. из правящей тувинской элиты выделилось и оформилось «националистическое течение», они же

«государственники». Это был круг политиков, ориентирующихся на укрепление независимого государства, к числу которых относился и Куулар Дондук. Он был лидером «тувинских государственников» в период оформления независимости Тувинской Народной Республики. Без преувеличения его можно назвать самой интересной фигурой тогдашней Тувы, оставившего такой яркий след в международной жизни и истории молодого государства [5, с. 68]. Он хорошо знал историю Тувы, свободно ориентировался в политических течениях Китая и Монголии [5, с. 90]. Являлся главой двух дипломатических миссий, подписавших очень важные договоры с Советским Союзом и Монголией. Наконец, он стал первым «стабильным» главой тувинского правительства, прервавшим череду кратковременных правлений и бесконечных замещений. Дондук являлся членом Тувинской народно-революционной партии, был женат. Жену звали Мыйдокмаа, у них было двое дочерей. В целом, после изучения архивных материалов, имеющейся литературы перед нами предстает достаточно противоречивая личность, при этом дальновидный политик и образованный, эрудированный человек своего времени.

С одной стороны Куулар Дондук представлял духовенство в своем лице, как бывший лама, с другой стороны являлся членом партии. Ему удавалось совместить в себе эти противоположные друг другу стороны. Можно предположить, что, учитывая сложившиеся реалии того времени, Дондук вынужден был подстраиваться в существующую действительность. Он был членом партии, потому что так надо было, а не потому что ему так хотелось. Его можно назвать одним из активных инициаторов созыва и организации Всетувинского буддийского съезда, который прошел в марте 1928 г. В целом можно предположить, несмотря на отход от духовной деятельности, он не прерывал связи с религией. Проявляя интерес к прошлому Тувы, Дондук постоянно поддерживал отношения с Национальной ассоциацией востоковедения СССР, собирал данные по истории своей родины [8, с. 37]. До 1930 г. Тува не имела национальной письменности. Дондук тесно общался с Монгуш Лопсан-Чимитом, настоятелем Верхне-Чаданского хурэ, автором первого варианта тувинской письменности. Они вместе работали над

составлением алфавита.

Как известно, на V и VI Великих Хуралах ТНР (1927 - 1928 гг.) и на VII съезде ТНРП (август 1928 г.) резкой критике подверглись бывшие нойоны и чиновники, работавшие на руководящих постах. Вскоре после II Пленума ЦК партии (январь 1929 г.) из рядов ТНРП, а также из состава Президиума Малого Хурала и Совета Министров ТНР «вычистили» представителей старой властной элиты. Такие же чистки были проведены во всех хошунах и сумонах.

В этот период ТНРП боролась за лидерство с высшими органами государственной власти. Партия претендовала на роль ведущей политической силы, давала указания государственным органам и общественным организациям. ЦК ТНРП действительно во многом определял принятие важных государственных решений, но встречал активное противодействие со стороны членов правительства. Реальная и полная власть могла сосредоточиться лишь после отстранения от власти так называемого правого руководства [7, с. 146].

В Центральном Государственном архиве Республики Тыва были найдены интересные материалы, характеризующие тогдашнюю политическую обстановку. Например, в фонде № 93 содержится докладная записка Дондука Представителю Коминтерна в ТНР В.А.Богданову о своей жизни и работе с грифом секретно, написанное 18 октября 1929 г. Точно такое же, но уже объяснительное письмо имеется и в бывшем партийном архиве Тувинского обкома КПСС (ныне - Центр архивных документов партий и общественных организаций ЦГА РТ), но адресованное тогдашнему министру иностранных дел О. Данчаю, тоже с грифом секретно. Как известно, с приходом к власти «левых», выступающих за ликвидацию феодалов как класса, боровшихся с религией, начинается критика бывших лам, феодалов, постепенно происходит ограничение их прав. В подобной атмосфере Куулар Дондук пытается защититься, решается написать письмо тогдашним высокопоставленным лицам. Записка начинается с объяснения Дондука причины написания письма. «В последнее время против меня поднят ряд обвинений и упреков, по существу которых я и хотел бы высказать свое мнение» [3, л. 1]. Цель письма, по мнению Дондука - не попытка дезинформировать кого-либо, а осветить суть дела и дать возможность подробнее разобраться в вопросах. Докладная состоит из 18 пунктов, в каждом из которых автор подробно описывает свою жизнь и взгляды.

Одним из пунктов критики Дондука являлся подбор им на руководящие должности людей из числа бывших нойонов, феодалов и лам. Его серьезно критиковали за ведение облегченного налога для богатых, за неправильную бюджетную политику, за связи с духовными лицами, за отправку ламу Чойдона на духовный собор бурятских священников и выдачу 500 рублей проездных из Дацанской кассы, за то, что препятствовал конфисковать имущество Ажикая [3, л. 6]. В пункте 17 его письма отмечается «говорят, что я даю различные указания хошунным управлениям и вмешиваюсь в их дела. Дело в том, что в обязанность членов Малого Хурулдана, и особенно Председателя входит общее руководство учреждениями и инструкциями, не должен же он все время сидеть за столом.» [3, л. 7]. Свои действия Дондук пытается объяснить тем, что он лишь выполнял указания, исходящие сверху. «.Таково было указание» [3, л.4]. Он согласен с критикой в свой адрес, признает многие свои ошибки. Но по некоторым пунктам у него имеются возражения. В частности, Дондук не видит ничего особенного в общении с духовными лицами. По его мнению, критика велась из-за частой смены взглядов в проводимой политике, поэтому «в своей работе допустил ошибки, противоречащие основной линии нашей партии» [3, л. 8]. Так заканчивается докладная, датируется октябрем 1929 г. Весь анализ текста говорит о том, что Дондук был готов к сотрудничеству с партией. Однако в этот период шло противоборство в государственном аппарате и партии, поэтому никакого компромисса не могло быть.

По политическим понятиям тех сложных лет Куулара Дондука можно назвать «самым левым правым». Следует сказать, что он четко представлял мировую политическую обстановку того времени, сознавал и предвидел

неотвратимость предстоящих перемен, был готов к сотрудничеству с левыми, свидетельством которого и является написание объяснительного письма руководителям Тувинской Народной Республики, но в 1933 г. в возрасте 44 лет пал жертвой политических репрессий.

Итак, первый председатель Президиума Малого Хурала был образованным, эрудированным человеком, проявлявшим интерес к истории своего края, был дальновидным политиком. Анализ его политических взглядов характеризуются противоречивостью. В должности председателя Совета Министров показал себя как активный государственный деятель. В проводимой политике отстаивал интересы феодалов и духовенства, старался сохранить прежние традиции и обычаи тувинского общества. Несмотря на ошибки, противоречивость натуры, Куулар Дондук оставил достаточно яркий свет в международной жизни и истории Тувинской Народной Республики.

1. Монгуш Х.Д. Нимачап чагырыкчы болгаш Дондук сайыт. - Кызыл, 2002.

2. Моллеров Н.М. Лицо и маски Буяна-Бадарху // Молодежь Тувы, 11 октября 1991, с. 4-5

3. ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д.9.

4. Сат С.Ч. Развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921-1944). - Кызыл, 2000.

5. Моллеров Н.М. История советско-тувинских отношений (1917-1944 гг.) - М., 2005.

6. История Тувы: В 2 т. - Т. I. - 2-е изд., перераб. и доп. /Под общ. ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. - Новосибирск, 2001.

7. История Тувы: В 3 т. - Т. II / Под общ. Ред. В.А. Ламина. - Новосибирск, 2007.

8. Заслуженные люди XX века. - Кызыл, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.