Научная статья на тему 'Первый постоянный выставочный павильон России в Европе. К 110-летию открытия национального павильона России в Венеции'

Первый постоянный выставочный павильон России в Европе. К 110-летию открытия национального павильона России в Венеции Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
всемирные и международные выставки / русский национальный выставочный павильон / world and international exhibitions / Russian national exhibition pavilion

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Никитин Юрий Анатольевич

Весной 2024 г. исполняется 110 лет со дня открытия художественного павильона России в Венеции. Инициатором строительства выступила Императорская Академия художеств, которая была организатором всех художественных отделов на всемирных и международных выставках. Здесь впервые произошло широкое знакомство иностранцев с русским изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The First Permanent Exhibition Pavilion of Russia in Europe. To the 110th Anniversary of the Opening of the Russian National Pavilion in Venice

The spring of 2024 marks the 110th anniversary of the opening of the Russian Art Pavilion in Venice. The construction was initiated by the Imperial Academy of Arts, which was the organizer of all art departments at world and international exhibitions. Here, for the first time, foreigners became widely acquainted with Russian fine and decorative arts, objects of industrial, agricultural and handicraft production, which significantly contributed to strengthening the prestige of Russia abroad.

Текст научной работы на тему «Первый постоянный выставочный павильон России в Европе. К 110-летию открытия национального павильона России в Венеции»

Ю. А. Никитин

Первый постоянный выставочный павильон России в Европе. К 110-летию открытия национального павильона России в Венеции

Весной 2024 г. исполняется 110 лет со дня открытия художественного павильона России в Венеции. Инициатором строительства выступила Императорская Академия художеств, которая была организатором всех художественных отделов на всемирных и международных выставках. Здесь впервые произошло широкое знакомство иностранцев с русским изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом.

Ключевые слова: всемирные и международные выставки, русский национальный выставочный павильон

Yuri Nikitin

The First Permanent Exhibition Pavilion of Russia in Europe. To the 110th Anniversary of the Opening of the Russian National Pavilion in Venice

The spring of2024 marks the 110th anniversary of the opening of the Russian Art Pavilion in Venice. The construction was initiated by the Imperial Academy of Arts, which was the organizer of all art departments at world and international exhibitions. Here, for the first time, foreigners became widely acquainted with Russian fine and decorative arts, objects of industrial, agricultural and handicraft production, which significantly contributed to strengthening the prestige of Russia abroad. Keywords: world and international exhibitions, Russian national exhibition pavilion

Начиная с первой Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне Россия активно участвовала во многих подобных смотрах. В XIX в. стра-

ны-организаторы строили огромные выставочные здания, в которых размещались экспозиции всех стран-участниц. На Парижской выставке 1867 г. Россия, наряду с другими странами, впервые представила образцы своей национальной архитектуры. Они разместились на Марсовом поле рядом с гигантским главным выставочным зданием. «В первый раз, - писал В. В. Стасов, - архитекторы выступили с постройками, настоящими образчиками храмов, домов, школ, ферм различных стран. Это была одна из счастливейших новинок, потому что она выражала все известные формы построек. Если не все сплошь, то, по крайней мере, значительное большинство этих зданий отличались глубоким художественным чувством» [6, с. 209].

По инициативе Министерства государственных имуществ петербургским лесопромышленником В. Ф. Громовым была изготовлена образцовая изба с крытым двором и флигелем по типу крестьянских домов Владимирской губернии. Избу изготовили приглашенные в Петербург владимирские плотники. Затем ее разобрали, пронумеровали бревна и переслали в Париж, где ее снова собрали русские плотники, специально направленные для этого во Францию.

В другом месте Марсова поля располагалась конюшня для 24 лошадей императорских конных заводов. Перед конюшней устроили выводной круг, где каждые четыре часа демонстрировались превосходные русские лошади. Интересно, что наши конюшни строили французы. Так, по указанию Комиссии французские архитекторы Бенар и Камбрелен составили на месте проекты и сметы [1, л. 63-68.].

После появления первых отечественных построек в Париже комиссар русского отдела В. Г. Шварц писал: «Цивилизованная Франция удивилась, что у варваров есть стиль, да притом еще оригинальный, и множество публики постоянно толчется перед русскими избами, которые в парке русского отдела» [3, с. 108].

Практика выставочного строительства России на выставках за рубежом осуществлялась в трех основных направлениях: сооружение образцовых построек, официальных «представительских» зданий и фасадов и, наконец, экспозиционных павильонов.

Разнообразные отечественные постройки на выставках за рубежом, несмотря на временный характер, помогают нам не только лучше понять проблемы русской архитектуры той эпохи, но и показывают степень участия царской России на этих «всемирных смотрах» [5].

1914 год знаменует собой очень удачное выступление России на международных выставках в Генуе, Лионе, Лейпциге, Мальме и Венеции. Отечественные экспонаты представлялись в собственных павильонах в Лейпциге и Мальме.

Важным событием в художественной жизни России стало открытие весной 1914 г. выставочного павильона в Венеции на XI Международной выставке искусств. Русские национальные павильоны на всемирных и международных выставках XIX - начала XX в., как и павильоны других стран, были временными и после закрытия смотров демонтировались. При этом давно вынашивалась идея строительства своего постоянного павильона. Как писали современники, «для русских художников очень важно было иметь свои собственные периодические выставки за границей, где можно и показать себя, и проверить рядом с художниками Европы» [2].

В 1910 г. итальянское правительство обратилось к российскому послу в Риме князю С. Долгорукому с предложением построить на выгодных условиях постоянный выставочный павильон в Венеции. Два года вопрос оставался открытым из-за отсутствия средств. Тем временем президент Академии художеств великая княгиня Мария Павловна сама выбрала место в городском саду - в конце платановой аллеи, насаженной, по преданию, Наполеоном I, с прекрасным видом на лагуну. Наконец деньги были найдены. Финансирование строительства взял на себя почетный член Академии художеств Б. И. Ханенко. Закладка павильона состоялась осенью 1913 г. Постройка выполнялась рекомендованными муниципалитетом Венеции итальянскими мастерами под руководством городского архитектора-инженера Ф. Финци по рисункам, чертежам и шаблонам академика архитектуры А. В. Щусева. По его же рисункам была выполнена и мебель для павильона. Общая пло-

щадь павильона составила около 450 кв. м и обошлась в 55 тыс. итальянских лир.

Досконально изучивший отечественное архитектурное наследство, Щусев применил все свое искусство, чтобы показать самобытную красоту русского зодчества. В этой постройке ему удалось создать собирательный образ, воплотивший характерные черты московской архитектуры XVII в. Три разных по площади и высоте зала создали живописную композицию объемов, восходящую к московским теремам. В общей асимметричной композиции павильона особое значение имели высокое крыльцо и терраса, решенная на манер гульбища. Высокий цоколь позволил создать изящный вход с лестницей и разместить в нижнем этаже кладовую и другие хозяйственные помещения. Павильон выстроен капитально - из кирпича, а цокольный этаж, терраса и разные детали - из светлого камня. Очень сочно, красочно и своеобразно решены светлые каменные детали, выступающие на фоне гладких, интенсивно окрашенных стен. Кровля выложена из черепицы и частично остеклена, чтобы все залы имели верхний свет.

При всем увлечении древнерусской архитектурой А. В. Щусев старался оставаться реалистом, дать этим формам новую жизнь, органически сочетатая их красоту с требованиями современной функции и рациональности. Свое отношение к архитектурному наследию он выразил так: «Мы убеждены, что и архитекторам необходимо уловить и почувствовать искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением, т. е. порчей их, а созданием новых форм» [7].

Павильон России, воплотивший в себе характерные черты московской архитектуры XVII в., полностью отвечал и требованиям музея изобразительных искусств. Верхний рассеянный свет создавал оптимальные условия освещения экспозиции. По отзывам современников, русский художественный павильон был «с восторгом встречен всею итальянской и европейской печатью и западными собратьями по архитектуре, а также живописцами, особенно оценившими удачное освещение зал и равномерность распределения света» [2].

Торжественное открытие русского павильона состоялось 15 марта 1914 г. в присутствии великой княгини Марии Павловны, великого князя Андрея Владимировича, посла России в Италии, представителей итальянского правительства, муниципалитета Венеции и при стечении большого количества наших соотечественников, среди которых были и автор проекта архитектор А. В. Щусев, и спонсор строительства Б. И. Ханенко.

Интересно, что венецианский павильон стал единственным выставочным зданием России за рубежом, сохранившимся до наших дней. И сегодня экспозиция России размещается здесь при проведении всех венецианских художественных биеннале.

Таким образом, начиная с первых построек на Всемирной выставке 1867 г. в Париже, Россия на всех последующих смотрах выступала в формах древнерусского зодчества. Редким исключением из этого правила являются павильоны России на международных выставках 1911 г. в Риме и Турине, построенные по проектам архитектора В. А. Щуко, которые выдержаны в стиле русской классической архитектуры [4].

Русские выставочные постройки, будучи яркими и своеобразными по художественному решению, всякий раз оказывались в числе самых заметных национальных сооружений. С одной стороны, они отражали основные тенденции развития архитектуры в России, а с другой - стали проявлением определенных взглядов организаторов всемирных выставок на архитектуру построек нового типа - национального выставочного павильона. Специфика архитектуры этих зданий требовала непременной стилизации, возвращения к самобытным формам прошлого, что позволяло преподнести зарубежному зрителю своего рода квинтэссенцию национального стиля и выгодно выделиться среди павильонов других стран-участниц. Ярко выраженная национальная окрашенность выставочных сооружений России не являлась исключением, а шла в общем русле архитектурной практики стран, участвующих во всемирных выставках [5].

Важнейшей особенностью выставочного строительства России за рубежом было постоянное стремление к высокому качеству

архитектуры. Русские архитекторы старались создать оригинальный образ национального выставочного павильона, поэтому обращение к древнерусскому зодчеству было естественным. Путь, по которому пошла Россия, участвуя во всемирных и международных выставках, не был случайным. Это был путь утверждения русской национальной культуры на Западе. Постоянный выставочный павильон России в Венеции вот уже больше ста лет выполняет эту ответственную миссию.

источники и библиография

1. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 40. Оп. 1, № 18. Записки о деятельности Комиссии по участию России в Парижской Всемирной выставке 1867 г.

2. Б. М. Русский павильон в Венеции // Зодчий. 1915. № 18.

С. 179-180.

3. Верещагина А. В. Г. Шварц. М. ; Л., 1960.

4. ЛукомскийГ Итальянские выставки // Зодчий. 1911. N° 37. С. 381386. № 38. С. 389-390.

5. Никитин Ю. А. Выставочная архитектура России XIX - начала XX в. СПб. : Коло, 2014.

6. Стасов В. В. Собрание сочинений. СПб., 1894. Т. 2.

7. Щусев А. В. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре // Зодчий. 1905. № 11. С. 132.

1. А. В.Щусев. Эскиз русского павильона для выставки в Венеции. 1913.

Фасады, план, ГНИМА им. А.В. Щусева

2. Павильон России на выставке 1914 г. в Венеции. Общий вид

4. А. В.Щусев. Павильон России на выставке 1914 г. в Венеции. Интерьер главного выставочного зала

5. А. В.Щусев. Павильон России на выставке 1914 г. в Венеции. Фрагмент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.