Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ОТНОШЕНИЕ МОСКОВСКИХ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ КО II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ'

ПЕРВЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ОТНОШЕНИЕ МОСКОВСКИХ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ КО II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЕ СОЦИАЛИСТЫ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васёхина Наталия Владимировна

В работе рассматривается тактика московской организации партии социалистов - революционеров в отношении II Государственной думы России (1907 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ОТНОШЕНИЕ МОСКОВСКИХ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ КО II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРВЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ОТНОШЕНИЕ МОСКОВСКИХ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ КО II

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Васёхина Наталия Владимировна

кандидат ист. наук, доцент Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» FIRST EXPERIENCE OF THE RUSSIAN PARLIAMENTARISM: RELATION OF THE MOSCOW SOCIALIST-REVOLUTIONARES TO THE II STATE DUMA

Vasekhina Natalia V., candidate of history sciences, docent Moscow State University of Technology «STANKIN» АННОТАЦИЯ

В работе рассматривается тактика московской организации партии социалистов - революционеров в отношении IIГосударственной думы России (1907 г.). ABSTRACT

In the work the tactics of Moscow cell of the Social-Revolutionary Party concerning II-st State Duma of Russia (1907 ) is considered.

Ключевые слова: московские социалисты-революционеры; Государственная дума. Keywords: moscow socialist-revolutionaries; State Duma.

История мирового парламентаризма насчитывает не одно столетие. От момента появления слова парламент, уточнения учёными содержания этого понятия, интерпретации в каждой стране «правильного» восприятия этого слова прошло несколько столетий.

В России создание парламента было провозглашено императором Николаем II Манифестом 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». Российское представление о парламентаризме развивалось очень быстро - 17 апреля 1906 года была начата работа I Государственной думы, 8 июля того же года она уже была распущена. Так же стремительно менялось и отношение политических партий к новому органу власти.

Царское правительство 8 июля 1906 года распускает Думу под предлогом того, что она не только не «успокаивает народ», а только еще больше «разжигает смуту».

После роспуска Государственной думы ЦК партии эсеров признали его удобным поводом к поднятию восстания. Комитет стал агитировать за то, чтобы представители оппозиционных думских фракций не подчинялись указу о роспуске, продолжали бы собираться в Петербурге и вынудили бы тем самым правительство применить против них силу. Однако недовольная роспуском оппозиция ограничилась лишь выпуском Выборгского воззвания [5: с. 148].

После роспуска Государственной думы Совет партии решал вопрос о выборах во II Государственную думу. Бойкот выборов был признан неудачной тактикой и Совет партии решил принять участие в предстоящих выборах [3: с.317].

Представитель Московского комитета, бойкотист, спрашивал В.М. Чернова о том, что же изменилось со времени созыва I Думы, чтобы возникла необходи-

мость менять к ней отношение? И сам же отвечал: «Ничего не изменилось, а стало быть, нет нужды и менять саму тактику в думском вопросе». В.М. Чернов отвечал, что изменилось все. Поэтому Совет партии постановил использовать избирательную кампанию для организации широких масс народа для давления на Думу и привлечения на свою сторону армии [2: с.347].

Московский Комитет выступил с призывом принять участие в выборах и сделать думу революционной. «...В наших руках расстроить планы правительства и сделать Думу не черносотенной и покорной. Выборы сплотят нас, будут иметь организующее значение. Идем в Думу не для мирной законодательной работы, а для революционной борьбы. Дума должна расчистить путь к Учредительному собранию, подготовить и организовать всенародное вооруженное выступление. Голосуйте за ПСР» (РГАСПИ. Ф. 673. Оп. 1. Д. 358. Л. 51.).

Во второй половине ноября 1906 года в Москве вновь образовалось информационное бюро. Главной его задачей стало решение вопроса об избирательных соглашениях в городе Москве. В него вошли представители партий и политических союзов, стоящих левее кадетов. Областной и Московский комитеты партии эсеров высказались за образование общего избирательного блока с целью соглашения на именах выборщиков между социалистическими партиями и теми политическими группами и союзами, платформы которых содержат требование Учредительного собрания, созванного революционным путем, и против всех соглашений с кадетами на первой стадии избирательной кампании. Стоит отметить, что аналогичной позиции придерживался и Московский Комитет РСДРП (б). Железнодорожный Союз, Трудовая группа и Крестьянский Союз тоже высказались за такой блок, но, оставляя за

собой право в своей открытой платформе ограничиться лозунгом «Учредительное собрание» без слов «революционным путем». В то же время эти союзы высказались за допустимость соглашения с кадетами с тем, чтобы такое соглашение было делом всего блока, а не его отдельных членов. Социал-демократы меньшевики тоже высказались за соглашение с кадетами, но заявили, что они подчинятся решению межрайонной конференции. Все эти вопросы были переданы на обсуждение организаций. Предполагалось, что возможно только соглашение социалистов-революционеров и социал-демократов в городской курии, «если будет целесообразно». Как отмечали «Известия областного Комитета Центральной области»: «В рабочей курии социал-демократы не вступают в соглашение» [1: с. 3].

В рабочей курии Московский Комитет партии эсеров полагал, что «при распределении депутатских мест от города Москвы в рабочей курии, одно место при всех комбинациях должно быть представлено ПСР, кроме того случая, когда социалистический блок сумеет завоевать только одно место» (РГАСПИ. Ф. 673. Оп. 1. Д. 357. Л.1). Данная позиция базировалась на том, что в среде московского пролетариата работают две социалистические партии - социал-демократы и социалисты-революционеры, «хотя числом и различные, но обе защищающие их интересы», и поэтому рабочие, примыкающие к партии эсеров имеют право на свое представительство, исходя из демократического принципа пропорционального представительства (РГАСПИ. Ф. 673. Оп. 1. Д. 357. Л.1).

Несмотря на все предложения, высказанные Областным и Московским комитетами партии эсеров, «Постановление Бюро по проведению избирательной кампании в городе Москве» не отвечало интересам этих организаций. В нем в частности говорилось: «Партийные агитаторы должны выступать открыто, развертывая полностью программу партии и предлагая голосовать за кандидатов, выставляющих эту программу, название которой (партии) может быть и не упоминаемо, если в этом не представляется необхо-димости...Бюро постановило предложить Областному и Московскому комитетам принять все меры к обеспечению ее (предвыборной кампании) успеха в Городе Москве и в частности не совершать от имени Партии в Городе Москве террористических актов до первого случая открытого насилия на почве избирательной кампании со стороны правительства и черной сотни. В пределах первой стадии избирательной кампании Бюро обращает внимание Областного и Московского Комитетов, что совершенные в ответ на такого рода насилия тер. акты приобретут (в глазах населения) неизмеримо большее значение» (РГАСПИ. Ф. 673. Оп. 1. Д. 357. Л.4).

Областной Комитет ознакомившись в резолюцией Бюро по проведению избирательной кампании в Москве, усмотрел в ней стремление специализироваться на одном методе борьбы (на предвыборной кампании) в ущерб другим и уничтожить тем самым единство тактики партии путем упразднения всех наиболее революционных средств, лежащих вне пределов Думы. 14 ноября 1906 года Областной комитет Центральной области выступил с заявлением в связи с предстоящим Втором съездом партии по поводу выборов в Государственную думу, в котором отметил, что

«считает для себя предложения Бюро по проведению избирательной кампании абсолютно неприемлемым» (РГАСПИ. Ф. 673. Оп. 1. Д. 357. Л.4).

Тактические проблемы, в особенности думские, стояли в центре внимания и II (экстренного) съезда партии (12-15 февраля 1907 года). Выработанная II съездом партии тактика отодвигала проблему вооруженного восстания на неопределенный срок и ставила в центр внимания Думу и деятельность думской группы.

Московский центральный избирательный комитет партии эсеров в обращении к избирателям призывал к участию в выборах во II Государственную думу и извещал их о том, что на предстоящих выборах в городе Москве партия эсеров объединилась для совместных действий с партией социал-демократов и с трудовым союзом в составе крестьянского, железнодорожного, почтово-типографского, учительского, медицинского союзов и трудовой группы (общий список выборщиков) (РГАСПИ. Ф. 673. Оп. 1. Д. 358. Л. 72; ГАРФ. ДПОО. 1907. Д. 9. Т.2. Л. 114).

В Москве (так же, как и в Петербурге) подготовку и проведение выборов эсеры вели от имени организации «Земля и воля». Итоги были менее удачными, чем в Петербурге. Здесь был сначала создан «Трудовой союз», в который вошли организации эсеров, энесов, Всероссийский крестьянский союз, Трудовой группы, Союзов Почтово-телеграфного и Медицинского персонала, затем преобразованный в левый блок с участием социал-демократов. По рабочей курии эсеры провели 25 уполномоченных, социал-демократы - 183. острая борьба между эсерами и социал-демократами в рабочей курии велась в большинстве промышленных центров России. Эсеры, как правило, побеждали на крупных казенных предприятиях, терпели поражение на мелких частновладельческих. В итоге в Думу проходили социал-демократы. Таким образом, эсеры ничего не добились в Петербурге, Москве, Калужской, Ярославской, Костромской, Смоленской губерниях. Промышленный центр России слабо отреагировал на пропаганду и агитацию эсеров. По рабочей курии здесь проходили социал-демократы, по городской - кадеты и октябристы, по крестьянской - трудовики [ 2: с.361, 364].

Во II Государственной думе эсеры были представлены 37 депутатами. Не желая нести ответственность за экстремистскую деятельность партии, прежде всего за ее террористическую и экспроприаторскую, эсеровские депутаты заявили себя не фракцией партии, а группой социалистов-революционеров, формально тем самым, заняв автономное положение по отношению к партии. Эсеровские депутаты выступали в Думе практически по всем обсуждаемым там вопросам, но особенно активны они были в прениях по аграрному вопросу. Они внесли в Думу свой аграрный проект, под которым смогли собрать подписи 104-х депутатов.

В заключение хотелось бы отметить, что многовековой опыт развития парламентаризма, особенности восприятия этого понятия разными государствами, разными социальными группами, различными политическими партиями меняются только в зависимости от сегодняшних обстоятельств жизнедеятельности гражданина, государства и всего мирового сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Избирательные соглашения в Москве // Известия областного Комитета Центральной области. № 2. Декабрь 1906.

2. Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. М., 1997.

3. Маслов П.П. Народнические партии // Обще-

ственное движение в России.

4. Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. Т. 1. 1900-1907. М.: РОСПЭН, 1996.

5. Спиридович А.И. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886-1916. Пг., 1918.

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ _И ШКОЛЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ ВО 2-ОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Жегульская Татьяна Юрьевна

кандидат исторических наук Воронежский Государственный Педагогический Университет

г. Воронеж

GOVERNMENT POLICY IN THE SPHERE OF SCHOOL EDUCATION AND SCHOOLS FOR ADULTS IN RUSSIA IN THE 2ND HALF OF THE XIX CENTURY

Zhegulskaya Tatiana, Candidate of Science of Voronezh State Pedagogical University, Voronezh АННОТАЦИЯ

В статье дается краткий исторический обзор политики правительства в отношении воскресных школ, а также характеризуются различные типы школ для взрослых как одной из форм внешкольного образования в России во 2-ой половине XIX в. ABSTRACT

The article gives a brief historical review of government policy in regard to Sunday schools, and also characterizes different types of schools for adults as a form of extracurricular education in Russia in the 2nd half of the XIX century.

Ключевые слова: внешкольное образование; земства; интеллигенция; воскресные школы; правительство.

Keywords: out-of-school education; zemstva; intelligentsias; Sunday school; the government.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в России в течение 60-70-х годов XIX века, существенно ускорили становление капиталистических отношений, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления государством предопределили необходимость совершенствования прежде всего системы образования. Активное развитие капиталистических отношений, растущая специализация и профессионализация труда вызвали настоятельную необходимость в распространении элементарной грамотности и специальных профессиональных знаний среди населения.

В условиях особой атмосферы предреформенных лет в России возникло и сложилось движение интеллигенции, выступившей за повышение культурного уровня жизни народа и всеобщую грамотность. Представители разных групп интеллигенции, для которых просвещение не было основной профессией, занимались этой деятельностью.

Термин «внешкольное образование» появился в отечественной истории педагогики во 2-й половине XIX века для обозначения культурно-просвети-тельской деятельности, направленной на удовлетворение образовательных запросов населения (главным образом, взрослого). Учреждения внешкольного образования: воскресные и вечерние школы, повторительные классы, народные чтения, народные библиотеки и читальни и пр. - создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. [7, с. 153] Внешкольное образо-

вание поддерживали видные педагоги и общественные деятели того времени - Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.И. Водовозов и др.

Внимание к проблеме образования взрослых во 2-й половине XIX века имело объективные причины. Начальное образование в России не было обязательным и общедоступным. Значительная часть населения не имела возможности получить элементарную грамотность из-за недостаточного количества школ. Кроме того, потребность в детской рабочей силе приводила к тому, что многие родители забирали своих детей из школы до окончания курса. Но даже если ребенок посещал начальную школу в течение трех - четырех лет, по окончании её для выпускника наступало время постепенного возвращения к состоянию неграмотности, то есть знания забывались из-за невозможности их укреплять и пополнять.

С введением в 1864 году «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» к организации внешкольного образования помимо интеллигенции активно подключились и органы местного самоуправления. Земства устраивали народные чтения, организовывали библиотеки, читальни, воскресные и вечерние занятия со взрослыми. Их цель - для тех, кто учился, - дать возможность не забыть и пополнить полученные в школе сведения, а для тех, кто не был в школе, - научить грамоте.

В земской среде существовало мнение, что образование только и может быть внешкольным, а то, что принято было называть «школьным образованием» являлось не более чем обучением основным навыкам, подготовкой к образованию. [10, с. 7] Зада-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.