Научная статья на тему 'Первый этап в развитии кооперативного движения России'

Первый этап в развитии кооперативного движения России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / CONSUMER / AGRICULTURAL / CREDIT COOPERATIVES / COOPERATIVE LEGISLATION / THE RELATIONSHIP OF POWER AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Безгина Ольга Анатольевна

Статья посвящена проблеме становления отечественного кооперативного движения на примере Поволжских губерний. Автор проводит периодизацию истории развития кооперативного движения в России в дореволюционный период и раскрывает специфику первого этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST STAGE IN THE DEVELOPMENT OF THE COOPERATIVE MOVEMENT IN RUSSIA

The article deals with the problem of the cooperative movement at stanovleniya otechestvennogo example Volga regions. The author conducts a periodization of history of development of the cooperative movement in Russia in the pre-revolutionary period and reveals the nature of the first stage.

Текст научной работы на тему «Первый этап в развитии кооперативного движения России»

trinitas.ru

5. Зыкин, Д. Нужны ли России иммигранты? // www. contr-tv.ru

6. Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 апреля 2007 г. // archive.kremlin.ru

7. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539с.

8. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос / В.В.

Путин // Независимая газета, №7 от 23.01.12. М.,2012.

- 12 с.

9. Солдатова, Г.У. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии / Г.У. Солдатова, В.М. Макарчук. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

10. Солдатова, Г.У. Разные, но равные: большие психологические игры / Г.У. Солдатова. - М.: МГУ, 2004. - 333с.

11. Чалдини, Дж. Психология влияния / Дж. Чалдини.

- СПб.: Питер. Серия «Мастера психологии», 2006. - 288 с. С.170.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF XENOPHOBIA OVERCOMING

AMONG YOUTH

© 2013

L.A. Apanasyuk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of «Theory and Methods of Teaching of Foreign Languages and Cultures», Candidate for Doctoral Degree of Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: А psychological and pedagogical aspect needed for xenophobia overcoming among youth is studied in the article.

Keywords: xenophobia overcoming, the youth sphere, cross-cultural interaction, psychological and pedagogical aspect.

УДК 94(47+57):334.73

ПЕРВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

© 2013

О.А. Безгина, кандидат исторических наук, доцент заведующий кафедрой «История и философия»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена проблеме становления отечественного кооперативного движения на примере Поволжских губерний. Автор проводит периодизацию истории развития кооперативного движения в России в дореволюционный период и раскрывает специфику первого этапа.

Ключевые слова: потребительская, сельскохозяйственная, кредитная кооперация, кооперативное законодательство, взаимоотношение власти и общества.

История создания и становления кооперативного движения в России остается актуальным для исторической науки и для социально-экономического развития современной России. Важность изучения процесса становления кооперативного движения в нашей стране обусловлена еще и тем обстоятельством, что как свидетельствует история, наиболее значительную роль кооперация играла в переходные эпохи, в периоды так называемых транзитных экономик и становления гражданского общества.

В истории отечественного кооперативного движения в дореволюционный период можно выделить три этапа: зарождение первых кооперативов и становление кооперативного законодательства (60-е гг. -90-е гг. XIX в.); рост числа кооперативов и развитие форм их деятельности (1900 - 1913 гг.); начало привлечения кооперативных организаций к участию в государственных продовольственных программах в период первой мировой войны (1914-1916 гг.). Данная статья посвящена характеристике первого этапа, начало которого связано с проведением реформ Александра II и, прежде всего, отменой крепостного права.

Как и большинство реформ в нашей стране, развитие кооперативного движения начиналось «сверху». Инициаторами создания кооперативных обществ первоначально выступали наиболее активные и образованные люди своего времени, как правило, представители привилегированных слоев. Кооперацию они рассматривали как социально-экономический феномен, способный стать средством для включения населения в рыночную экономику и развития новых социальных отношений. В России, так же как и в западноевропейских странах, наибольшее развитие получили потребительские, сельскохозяйственные и кредитные кооперативы.

Отечественное кооперативное движение складывалось и росло на общем фоне экономической и политической жизни, культурной отсталости населения, большинство которого составляли крестьяне. Именно аграрный

характер экономики страны объяснял незначительное развитие потребительской кооперации на первом этапе. Потребительские кооперативы возникали как городские общества и действовали в среде чиновничьего сословия, фабрично-заводских и железнодорожных служащих.

Одним из первых потребительских кооперативов в стране стало Самарское общество потребителей, образованное в 1868 году [1, с.3]. Объединяло оно примерно двести пятьдесят человек из числа помещиков, крупных чиновников, зажиточных людей. Организатором общества был А.Н. Хардин, известный общественный деятель Самары. Этот факт подтверждает мнение о том, что первые потребительские общества в России возникали по инициативе просвещенных людей. Не случайно в народе их называли «дворянскими» или «барскими».

Отношение населения к первым потребительским обществам было далеко неоднозначным. Так, по поводу потребительского общества А.Н. Хардина газета «Самарский справочный листок» сообщала, что едва ли мог кооператив принести «ощутительную пользу» своим членам, поскольку им предоставлялись скидки не более чем на 1 копейку. Критиковался кооператив также за то, что не брал на себя доставку на дом покупок и давал только «мелочную уступку». Тем не менее, известно, что обществом были открыты бакалейно-гастрономический магазин и чуть позже - мясная лавка. Сначала деятельность общества развивалась вполне благополучно, но с 1869 г. начались затруднения и в январе 1871 г. оно закрылось.

Современники предполагали, что это произошло из-за убытков в торговле [1, с.3]. Скорее всего, это была не единственная причина. Историк кооперации А.В. Меркулов отмечал, что почвой для потребительской кооперации являлись растущая дороговизна жизни и развитие «алчного посредничества» [2, с.5]. Кооперация

- порождение экономической необходимости, не случайно в начале ХХ в. бытовало выражение «кооперация

- дочь нужды». Только при наличии значительного кон-

тингента людей, реально заинтересованных в возможном удешевлении жизни, появляются условия для развития потребительской кооперации.

Именно составом первых потребительских обществ объяснял их «полную неудачу» М.И. Туган-Барановский, считавший, что они имели «характер скорее забавы богатых людей, чем серьезных хозяйственных предприятий» [3, с.408,409]. Поэтому закономерно, что в 70-е гг. количество потребительских обществ в стране значительно сократилось.

Неудачи первых потребительских обществ на много лет вызвали в русском обществе разочарование в них. Кроме того, развитие потребительских обществ было затруднено тем, что для их открытия вплоть до 1897 г. требовалось разрешение министра внутренних дел.

Положение стало меняться с активным строительством железных дорог и развитием водного транспорта, обусловивших появление потребительских кооперативов среди транспортных рабочих. Основной целью транспортных потребительских кооперативов было открытие лавок для торговли прежде всего продовольственными товарами по более низким, чем рыночные, ценам. В 1890 г. на железных дорогах и речных путях России действовало 8 потребительских обществ, в 1900 - 32, объединявших около 45 тыс. членов. Одним из крупнейших транспортных потребительских кооперативов был железнодорожный кооператив рабочих и служащих Самаро-Златоустовской железной дороги. Он был создан в 1894 г., вскоре после учреждения Устава транспортной потребительской кооперации (1893 г.) и к 1900 г. объединял 1574 человека [4, с.5].

Таким образом, потребительская кооперация в России начала развиваться в городах, в основном, в виде обществ привилегированных классов. Организовывались они по инициативе дворянства с целью, по меткому выражению М.И. Туган-Барановского, «поддержать модную идею или поиграть в общественные деятели», но впоследствии зачастую не сумевших профессионально организовать работу кооперативов. Лица несостоятельных классов являлись, как правило, лишь покупателями. Недолговечность существования первых потребительских кооперативов была обусловлена отсутствием в стране слоя людей, реально заинтересованных в ее развитии. Рабочего класса и интеллигенции не было, а та купеческая и мещанская масса, населявшая большинство русских городов, не могла представлять собой активной основы для деятельности потребительских обществ.

Аграрный характер экономики страны определил в этот период несколько более активное развитие сельскохозяйственной кооперации. Подобно потребительским кооперативам, сельскохозяйственные общества первоначально возникали по инициативе помещиков и сельской интеллигенции. Создатели первых сельскохозяйственных обществ преследовали цель обучить крестьян рациональному ведению хозяйства, привить более современные формы и орудия хозяйствования.

Типичным примером первых инициаторов сельскохозяйственной кооперации может служить помещик Самарской губернии И.А. Лишин. Занявшись в 1883 г. после прекращения военной службы земской деятельностью, он получил звание гласного Николаевского уезда, затем - губернского и занял должность Члена от правительства в Николаевском уездном по крестьянским делам присутствии.

На четырехтысячном степном участке Николаевского уезда, И.А. Лишин на собственном примере показывал местному населению выгодность рационального ведения хозяйства: использовал усовершенствованные орудия, заменял ручной труд машинным, производил посевы улучшенных семян, обводнял свою степную землю с помощью нескольких искусственных запруд, разводил леса, сажал фруктовые сады, развивать огородничество. Одновременно в местных и других периодических изданиях он регулярно выступал со статьями, в которых

предлагал меры по улучшению ведения крестьянского хозяйства. В основу этих работ были положены проекты, выносимые И.А. Лишиным в земские собрания.

В целом по России стараниями инициативных людей к 1898 г. действовало 269 сельскохозяйственных обществ [1, с.157]. Курировала их работу Московское общество сельского хозяйства (МОСХ), ставившего своей целью содействие в развитии всех видов сельской кооперации [5, с.25].

Важнейшим и наиболее успешным на первом этапе направлением в развитии кооперативного движения стало создание в сельской местности кредитных обществ и ссудо-сберегательных товариществ. Актуальность развития кредитной кооперации в деревне объяснялась острой нехваткой средств у крестьян в пореформенный период (выкупные платежи, расходы на покупку и аренду земли, необходимость приобретения инвентаря, рабочего скота и тому подобное.) Нуждающиеся в средствах крестьяне занимали их у ростовщиков. Ростовщиками выступали мещане, купцы, духовенство, мировые судьи, сельские врачи. Как правило, кредитовались крестьяне перед началом летних работ, а возвращали ссуды после уборки и продажи хлеба.

Отсутствие дешевых источников кредита подталкивало крестьян к поиску новых его форм. Исследование П. С. Кабытова показало, что попытки учредить ссудо-сберегательные товарищества и даже банки предпринимались в селах поволжских губерний с середины XIX века. Например, при Каменском волостном правлении Самарской губернии в 1850-х годах удельная контора организовала волостную кассу, которая при выдаче ссуд брала с вкладчиков 4,5%, с остальных - 5%. В 1875 году возник Дубово-Уметский сельский банк. Вкладчики брали ссуду с уплатой 10%, остальные - 15% [6, с.158].

Основоположниками отечественной кредитной кооперации были представители высших и даже аристократических кругов. Работа этого слоя кооперативных деятелей отразила первый этап в развитии кооперативного движения России. Среди людей, стоявших у истоков отечественной кредитной кооперации следует назвать: гласных Петербургской городской Думы В. Н. Хитрово, А.В. Яковлева, В. Ф. Лугинина, председателя Ветлужского уездного земства Н.П. Колюпанова и еще многих других представителей русской общественной мысли, активно пропагандировавших устройство кооперативных организаций среди сельского населения. Центральной фигурой в этом ряду был князь А.И. Васильчиков. Именно ему, по мнению Н.К. Фигуровской и Б.И. Подколзина, принадлежит заслуга придания вопросу о кооперации общегосударственного значения [7, с.7].

Эти люди поставили перед собой цель продвигать вопросы организации сельского краткосрочного кредита и способствовать их осуществлению, «не ожидая пока сами крестьяне дойдут до сознания важности этих учреждений» [8, с.435].

Дискуссионный период закончился осенью 1871 г. созданием при Московском обществе сельского хозяйства Комитета сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществ, а затем его Петербургского отделения, которые начали активно популяризовать идеи кредитной кооперации. Началась практическая работа, которая сразу же показала, что открытие кредитных обществ требовало от их организаторов не только хорошего образования, но и знания местных условий. Поэтому главную роль в этом деле призваны были сыграть земства, выполняя организационную и просветительскую работу. По запросу Комитета вопрос организации в селах ссудо-сберегательных товариществ обсуждался большинством земских собраний, на которых вырабатывались проекты реализации данного начинания.

Открывать товарищества рекомендовалось в центральных селениях уездов, чтобы дать возможность большему числу окрестных жителей принять участие в кооперативной деятельности. Для получения кредита

крестьяне должны были подавать заявления в уездные земские управы. Последние, в свою очередь, обязаны были выявлять на местах людей, пользующихся доверием среди местного населения, способных познакомить крестьян «с началом устройства ссудных товариществ», принять на себя попечительство, контроль и руководство этим делом. На земства возлагалось также снабжение образуемых товариществ основным капиталом и, наконец, утверждение уставов этих товариществ у Министра Финансов.

Однако практическая реализация проектов организация сельских кредитных кооперативов и ссудо-сберегательных обществ была сопряжена с многочисленными трудностями. Земские собрания многократно обсуждали вопрос об учреждении ссудо-сберегательных товариществ и кредитных обществ и часто отказывались от их создания по двум причинам: отсутствия средств и людей, способных возглавить работу кооперативов.

В целом по России к 1881 г. благодаря усилиям Комитета о сельских ссудо-сберегательных товариществ, земств и отдельных инициативных людей было зарегистрировано 902 кредитных общества. С большим трудом создав эти общества, организаторы столкнулись с еще большей проблемой - необходимостью наладить их систематическую работу. Деятельность обществ, созданных по инициативе «сверху», зачастую ограничивалась лишь распределением выделенных средств. Финансовую поддержку им оказывали земства и Государственный банк, который начал выдавать кредиты ссудо-сберегательным товариществам с 1872 года. Крестьяне, получив ссуду, теряли интерес к своему обществу. Взятые кредиты обычно не возвращались.

Типичным примером «деятельности» кредитной кооперации в пореформенный период может служить Николаевский уезд Самарской губернии, где при волостных правлениях числилось 50 вспомогательных касс, 8 ссудо-сберегательных товариществ и 3 сельских банка. Общий размер капитала данных организаций составлял 284404 рублей. Фактически же наличных денег во всех этих кассах находилось всего 4040 рублей. Да и эта небольшая сумма сохранилась лишь благодаря уплате процентов некоторыми заемщиками из крестьян. Основной капитал был роздан и не возвращен. Так, в отчете липовской волостной вспомогательной кассы значилось, что из 272 заемщиков у 104 «поручительство потеряло силу», а у 25 лиц - «совершенно безнадежно». Из 311 кредиторов кассы села Малая глушица 37 «давно умерли, и взыскивать не с кого» [9, с.211]. В отчетах отдельных волостных правлений не указывалось даже точное число заемщиков.

Уже во второй половине 70-х гг. XIX в. стало очевидно, что ссудо-сберегательные товарищества не в состоянии обеспечить рост благосостояния всех крестьян. Не вызывали оптимизма и многочисленные факты разорения товариществ. Постепенно земство теряло интерес к сельским кредитным учреждениям. В результате с 80-х гг. XIX в. количество кредитных обществ неуклонно сокращалось. По подсчетам А.А. Исаева, в целом по России их число в 1871 г. составляло 12, в 1881 г. - 902, в 1891 г. - 822, в 1901 г. - 788 [10, с.6]. При этом большинство обществ существовали лишь номинально.

Среди основных причин недолговечности кредитных обществ и ссудо-сберегательных товариществ, созданных в 70-80-е гг. XIX в., следует назвать: искусственный характер большинства из них; неподготовленность крестьян, зачастую не умевших рационально распорядиться кредитом и не понимавших сути кредитной кооперации; отсутствие опыта по организации кооперативной работы у земства и, наконец, неразвитость правовой базы кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, открытие которых в тот период было крайне затруднено.

Во второй половине 80-х гг. работа земств в области кооперации значительно ослабела, а проблема кредитования крестьян оставалась по-прежнему острой. В 12

некоторых местностях страны ростовщический кредит доходил до 140%.

Не желая расставаться с идеей сельских ссудо-сберегательных и кредитных товариществ, с середины 90-х гг. XIX в. государство взяло на себя активную роль в деле внедрения сельских ссудосберегательных и кредитных товариществ.

Содействие сельской кооперации стало одной из форм государственной политики по отношению к крестьянству. В 1894 г. новое тогда Министерство земледелия провело опрос земств о возможных формах организации мелкого кредита [11, с. 86]. Земства, к тому времени успевшие убедиться в необходимости опоры на самодеятельность населения, единодушно указали на роль общественных организаций и кооперации. Результатом этой работы стало Положение «Об учреждении мелкого кредита» от 1 июня 1895 года.

Положением предусматривался преимущественно производственный характер выдаваемых ссуд, направленных на развитие земледелия и животноводства. Кредитным товариществам разрешались посреднические операции по снабжению крестьянских хозяйств и сбыту сельскохозяйственной продукции, залоговые операции и долгосрочные ссуды. Кооперативные организации призваны были обеспечить крестьян кредитом под невысокие проценты. В них крестьяне могли получать оборотные средства, не прибегая к помощи ростовщиков.

Вслед за Положением «Об учреждении мелкого кредита», в 1896 г. министр финансов России С.Ю. Витте утвердил образцовые (типовые) уставы ссудо-сберегательных и кредитных товариществ, что значительно облегчило процедуру их открытия. В уставах закреплялся демократический принцип управления товариществами, которое должно было осуществляться «согласно воле и интересам его членов».

В 90-е гг. XIX в. правовые основания получила и потребительская кооперация. Деятельность транспортной кооперации регулировалась Министерством путей сообщения, которое в 1893 г. издало свой внутриведомственный Нормальный устав, обязательный для всех создаваемых обществ. В 1897 г. право разрешать открытие потребительских обществ было передано от Министерства внутренних дел губернаторам.

Вслед за этим, в 1897 г. и 1898 г., появились так называемые «нормальные уставы» потребительских обществ и сельскохозяйственных обществ «малого районного действия», которые упразднили чрезвычайно сложный порядок образования кооперативов и послужили толчком для их развития.

Таким образом, первый период в истории кооперативного движения России был временем первых кооперативных опытов, основанных исключительно на частной инициативе. Для этого периода характерны малочисленность кооперативов, неопределенность их целей и задач, неподготовленность населения к кооперативным формам взаимодействия, недостаточная разработанность правовой базы кооперации. В большей степени этот период характеризовался деятельностью теоретического и подготовительного характера.

К 90-м гг. XIX в. развитие кооперации в России зашло в тупик. Однако большая организационная и подготовительная работа первого слоя кооперативных деятелей не была напрасной.

Они привнесли на русскую почву и зародили кооперативные идеи; привлекли земство к началу реализации сельской кредитной кооперации; обратили внимание государственных органов к проблеме развития кооперативных организаций среди различных слоев населения. В 90-е гг. началась разработка нормативной базы кооперативного движения. Все эти мероприятия характеризовали первый этап в развитии кооперативного движения России и способствовали активному развитию кооперации в начале XX века._

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гринштейн И.М. Первенец самарской кооперации. - Самара, 1920.

2. Меркулов А.В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. - М.,1917.

3. Туган-Барановский, М.И. Социальные основы кооперации. - М., 1989.

4. Плакитин П.Г., Кротов М.П. Тезис-конспект о кооперации. - Самара, 1924.

5. Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860-1917 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

6. Кабытов П.С. Поиски выхода из кризиса // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XIX - начало XX века. -М.: Наука, 2000.

7. Фигуровская Н.К., Подколзин Б.И. Петербургский

кружок князя А.И. Васильчикова и зарождение кооперативного кредита в России. //Кооперация. Страницы истории. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков. Т.1. Кн.2. Ч.1. - М.,2001.

8. Из материалов Второго съезда сельских хозяев при Императорском московском обществе сельского хозяйства. //Кооперация. Страницы истории. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков. Т.1. Кн.2. Ч.1. - М.,2001.

9. Соколовский, П.А. Деятельность земства по устройству ссудо- сберегательных товариществ. СПб., 1890.

10. Исаев, А.А. Новое кооперативное законодательство Пг.,1918.

11. Безгина, О.А. Эволюция кооперативного законодательства в доревореволюционной России. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

© 2013

THE FIRST STAGE IN THE DEVELOPMENT OF THE COOPERATIVE

MOVEMENT IN RUSSIA

O.A. Bezgina, Ph.D., Associate Professor, head of Department of history and philosophy

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: the article deals with the problem of the cooperative movement at stanovleniya otechestvennogo example Volga regions. The author conducts a periodization of history of development of the cooperative movement in Russia in the pre-revolutionary period and reveals the nature of the first stage.

Keywords: consumer, agricultural, credit cooperatives, cooperative legislation, the relationship of power and society.

УДК 101.1.316

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2013

В.И. Коновальчук, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,

Черкассы (Украина)

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме философии образования - рассмотрению базисной ценности, определяющей полноценное развитие личности в образовательном пространстве - психологическому здоровью. Проанализированы исторические истоки научного исследования проблемы психологического здоровья, сущность нынешнего толкования, уровни психологического здоровья и взаимосвязь с творческим развитием личности.

Ключевые слова: философия образования, образовательное пространство, развитие личности, психологическое здоровье, уровни психологического здоровья, творческое развитие личности.

Противоречия цивилизации, кризисные явления современного общества наиболее отчетливо и остро проявляются в сфере образования. Осмысление причин кризиса человеческой жизнедеятельности предопределяет необходимость осознания мировой общественностью того, что технократическая модель развития мира, сложившаяся в XX веке, не просто не соответствует потребностям отдельно взятой личности в ее духовном развитии и совершенствовании, а, зачастую, исключает их. Необходимость антропоцентрической переориентации актуализирует ряд проблем образовательного характера, связанных с поиском путей раскрытия духовного потенциала личности, его развития для реализации общечеловеческих ценностей. Интенсивное теоретическое осмысление путей развития образования в области педагогики и психологии приводит к необходимости согласовать эти поиски с философскими и культурологическими установками на образование как ресурсосозида-ющий общественный и личностный феномен. Несмотря на значительное количество научных исследований по проблеме сущности личности и ее образования, много антропологических вопросов оказались невыясненными, поскольку философия образования в современных условиях находится в состоянии становления.

Xарактерным для современного образовательного процесса является отход от понимания сущности образовательных процессов как траектории движения, или линейно определенного пути, по которому должна двигаться личность в соответствии с нормативами и регла-

ментами с целью приобретения знаний. Именно поэтому за последние годы в научной литературе приобрело достаточно широкое распространение и использование понятие «образовательное пространство». Особенно актуально понятие образовательного пространства в области педагогической практики [1; 2], где оно рассматривается как педагогическая реальность, в частности, место, где субъективно задаются многочисленные отношения и связи, осуществляются специальные виды деятельности различных систем, влияющие на развитие индивида и процесс его социализации. Анализ наиболее употребляемых толкований свидетельствует о семантической емкости понятия, его многогранности и в связи с этим - многозначности и фрагментарности толкований разными авторами. Существенными, на наш взгляд, характеристиками следует считать: целостность и интегра-тивность с социумом и мировым образовательным пространством; структурированность, наличие ценностей, определяющих ориентиры и возможности для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах ее становления. Целесообразно акцентировать на основной функции образовательного пространства: содействии раскрытию и развитию самобытного творческого потенциала личности. Осмысление сущности образовательного пространства предполагает прежде всего понимание ученика как автора и созидателя окружающей деятельности. Человек сегодня не только «мера всех вещей», но и творец, созидающий новые реальности в достижениях культуры и цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.