Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ ВРАЧИ КАЗАХСТАНА – ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ'

ПЕРВЫЕ ВРАЧИ КАЗАХСТАНА – ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история фармации / фармацевтические дисциплины / медицина / учёные / опыт / комплекс наук.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Болдыш Светлана Камашевна, Сиволобова Ольга Александровна

Актуальность данной статьи заключается в том, что, к сожалению, в медицинских вузах не преподаются история медицины и фармации, а между тем, прошлое изучают для того, чтобы лучше понимать настоящее, полнее представлять развитие явлений и событий в будущем. Без прошлого нет настоящего и нет будущего. Необходимо изучать прошлое, чтобы не повторять ошибки прошлого и взять из него всё ценное, что наработано, апробировано тысячелетиями и передаётся из поколения в поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ ВРАЧИ КАЗАХСТАНА – ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ»

УДК 61(091)

ПЕРВЫЕ ВРАЧИ КАЗАХСТАНА - ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

БОЛДЫШ СВЕТЛАНА КАМАШЕВНА

Доцент кафедры фармацевтических дисциплин, ЧУ «Академия «Bolashaq»,

Караганда, Казахстан

СИВОЛОБОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Доцент кафедры фармацевтических дисциплин, ЧУ «Академия «Bolashaq»,

Караганда, Казахстан

Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что, к сожалению, в медицинских вузах не преподаются история медицины и фармации, а между тем, прошлое изучают для того, чтобы лучше понимать настоящее, полнее представлять развитие явлений и событий в будущем. Без прошлого нет настоящего и нет будущего. Необходимо изучать прошлое, чтобы не повторять ошибки прошлого и взять из него всё ценное, что наработано, апробировано тысячелетиями и передаётся из поколения в поколение.

Ключевые слова: история фармации, фармацевтические дисциплины, медицина, учёные, опыт, комплекс наук.

Сегодня во всём мире наука выходит на качественно новый уровень своего развития, претерпевает значительную реорганизацию, преобразовывает методологию и технику исследований. Современный Казахстан - это государство, которое на протяжении последних лет успешно позиционирует себя как полноправный участник глобальных процессов современного мира, определяет и утверждает свое уникальное место на мировой арене. Поэтому совершенно справедливо, что вопросы истории выходят на первый план.

«XX век, названный веком «антропологического кризиса», преподнес нам жестокие уроки. Наша страна не миновала этой лихой годины больших и малых катастроф: войны, голода, геноцида, эпидемии, ненависти и боли. Тысячи безымянных жертв бесследно исчезли в мясорубке тоталитарных систем, жестокие палачи делали все, чтобы стереть несчастных в лагерную пыль, но народ не обмануть, он все помнит. Зеленые побеги Правды пока еще робко пробиваются на свет, но их не остановить». Эти слова принадлежат доктору юридических наук, профессору, член-корреспонденту Национальной Академии Наук Республики Казахстан Н.О. Дулатбекову, руководителю уникального проекта «Карлаг», презентации которого (более 20 книг) постоянно проходят в различных странах мира: России, Германии, Японии, Австрии, Турции, Венгрии, Молдовы, Румынии и др. В Академии «Bolashaq», в рамках работы научно-исследовательского и историко-просветительского центра по изучению истории Карлага, успешно реализуется уникальный проект «Карлаг». Научно-исследовательский центр уже много лет сотрудничает с российским Международным историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал» (г. Москва), Государственным архивом Российской федерации, Российским государственным военным архивом, возвращая человечеству имена каждого узника Карлага [1, с.4].

В начале XX века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя интеллектуальная элита Казахстана. Большинство из них были объявлены «врагами народа» и расстреляны во время репрессий. Все они реабилитированы и навсегда останутся в памяти благодарных потомков как национальные герои.

В настоящее время снимаются запреты и открываются, хотя до сих пор полностью не открыты, дела с грифом «Секретно», из которых узнаёшь правду, ту силу Правдивого слова, значение которого обосновал Касымхан Праведный, возродивший в 1456 году казахское государство и укрепивший его, как мощную державу. Утверждая своей волей «Бес Журга» («Пять истин»), «Пять основ» степного права Казахии, он повелел первую строчку «Жырги»

начать со слов, ставших с тех пор в степи крылатыми: «Можно отсечь голову, но нельзя отрезать язык!», имея в виду при этом не просто силу слова, а силу Правдивого слова.

«Дороги истории - это дороги людей, а испытания, выпавшие на долю людей, на долю народа, как в капле, отражаются на судьбах его лучших сыновей». Эти слова, из воспоминаний замечательного писателя Ануара Алимжанова, о Мустафе Шокай-улы в полной мере отражают правду жизни народов бывшего Советского Союза, в том числе Средней Азии и Казахстана 2040 годов XX столетия [2, с.137-138].

Перед нами, педагогами, как хранителями устного наследия, стоят большие задачи по популяризации исторических знаний прошлого и настоящего нашей Родины, в том числе и «малой», её выдающихся деятелей по истории, медицине и фармации.

Цель статьи заключается в том, чтобы открыть для всех, и особенно для молодого поколения, до сих пор скрытые и засекреченные исторические факты, материалы которых даже в настоящее время недостаточно доступны. Раскрыть правду о трагедии, которую пережили их деды и прадеды для того, чтобы не допустить повторения в будущем.

Актуальность темы заключается в том, что очень от нас долго скрывали правду о судьбе нашего народа, сначала в колониальный российский период, затем в период политических репрессий тоталитарного сталинского режима, мы не знали и не знаем до сих пор исторической правды о выдающихся деятелей казахского народа, положивших голову за счастье и свободу своего народа. Для нас они были в статусе «врагов народа».

Массовые политические репрессии - одна из самых мрачных страниц в истории советского народа и народа Казахстана. «Советская власть практически превратила казахскую республику в тюремно-лагерный застенок для всех народов СССР, разместив на ее территории самые крупные исправительно-тюремные лагеря - КАРЛАГ (Карагандинский), СТЕПЛАГ (Степной), АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников Родины) и другие структуры ГУЛАГа - Главного управления лагерей СССР.

По данным историков, с 1929 по 1953 годы в СССР были репрессированы 40 млн. человек разных национальностей. Только в Казахстане жертвами политических репрессий стали 103 тыс. человек, расстреляны 25 тыс. человек. Существующий режим лагерей был рассчитан на полное подавление и уничтожение человека в массовом порядке и на дискриминацию человека как личности.

В этот период погибло и покинуло Казахстан почти половина коренного населения, часть их массово переселялась в Монголию, Китай, Афганистан, Германию, Францию и другие страны.

На фоне общей трагедии народа, особенно трагичной выглядит судьба врачей, которые в силу своей профессиональной деятельности, сохраняли здоровье и жизнь людям, честно и достойно выполняли свой врачебный долг, а в результате сами попадали в жернова тоталитарного режима и безвинно погибали. Поэтому осмысление выше изложенного, особенно актуально в условиях современной глобализации демократии.

Именно в эти годы были физически уничтожены лучшие представители казахстанской политической, научной и культурной элиты, среди которых были и первые врачи-казахи: А. Алдияров, С. Асфендияров, М. Чумбалов, Х. Досмухамбетов, Б. Бисенов, Д. Ермеков, А. Сеитов, на судьбах только некоторых из них мы хотели бы остановиться.

Асфендияров Санжар Жафарович (1889-1937) - видный государственный и общественный деятель, известный ученый-педагог и крупный организатор здравоохранения в Казахстане.

После окончания Ташкентского реального училища в 1907 году, поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию, которую окончил в 1912 году. В самом начале первой мировой войны молодым врачом, в составе Туркестанского полка, ушел на фронт. Вернувшись с фронта в 1917 году, отбыл в г. Ташкент.

С 1924 по 1927 годы занимался научно - исследовательской работой. Полиязычное образование (знание русского, английского, французского и арабского) дало ему возможность,

пользуясь первоисточниками, подготовить многочисленные фундаментальные научные работы.

ЦИК назначил С.Ж. Асфендиярова ректором Московского НИИ востоковедения имени Н.Н. Нариманова. В эти же годы он читает лекции в Московском государственном университете, где ему присваивается звание профессора. В 1928 году, отозвавшись на призыв правительства Казахстана, он переезжает на работу в город Алматы и активно занимается вопросами организации науки, высшего образования и здравоохранения в Казахской ССР. С 1928 по1931 гг. является директором Казахского государственного педагогического института имени Абая. В 1931 году в г. Алматы основал Казахский государственный медицинский институт.

В 1937 году Асфендияров С.Ж. незаконно репрессирован, и только в 1956 году, решением судебной коллегии Верховного суда СССР, полностью реабилитирован.

С.Ж. Асфендияров был высоко эрудированным исследователем, талантливым врачом, педагогом, умелым организатором и обаятельным человеком. Научные труды С.Ж. Асфендиярова: «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», «О некоторых основных вопросах истории Казахстана», «Причины возникновения ислама», монография «Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане» и другие - до сих пор не теряют своей актуальности для изучения истории Казахстана. Его имя было присвоено Алма-Атинскому государственному медицинскому вузу (КазГМУ) и одной из улиц Алматы. На доме, где он жил в 1928-1937гг. установлена мемориальная доска [3, с.207-209].

Чумбалов Мажит Мухамеджанович (1873- 1941) родился на территории современной Западно-Казахстанской области. В автобиографии Мажит Мухамеджанович указал, что его отец из простых скотоводов-земледельцев рода ногай-казах. Чумбалов слукавил: во времена диктатуры пролетариата только те, кто «от сохи», могли что-то значить. Чумбалов скрыл, что его прямой предок бий Нияз был советником хана Букея, основавшего в 1801 году в междуречье Волги и Урала Букеевское ханство. До революции Букеевская орда входила в состав Астраханской губернии.

Сын бия Нияза Чумбал был не менее авторитетным родоправителем. Он входил в совет 12 биев при хане Жангире, просвещенном монархе, открывшем в 1941 году, впервые в истории Казахстана, в Урде, административном центре Букеевского ханства, первую школу, первую больницу, первую аптеку, оспопрививочный пункт. Именно там появились и первые врачи. В 1826 году в Букеевском уезде Сарлыбай Джанибеков провел первые прививки против оспы.

Начальное образование, как отец и дед, Мажит получил в школе Жангира. Окончил оренбургскую гимназию, несмотря на то, что с 1868 года детям «инородцев» был закрыт доступ в кадетский корпус, когда для казахских детей, почти вдвое сократилось количество мест в гражданских учебных заведениях. Добившись стипендии «от калмыцкого народа», 1895 году Чумбалов поступил на медицинский факультет Императорского Казанского университета. Получив в 1899 году диплом, молодой врач Чумбалов назначен на должность заведующего больницей во Внутренней Букеевской орде. В 1901 и в 1911 годах он участвует в ликвидации эпидемий чумы в составе противочумного отряда, возглавляемого известным ученым Ильёй Мечниковым. Работа, проделанная в Казахстане отрядами чумологов по изучению эпидемиологии чумы и ликвидации её вспышек, навсегда вписана в историю медицинской науки. За участие в работе экспедиции под руководством И. И. Мечникова, Мажит Чумбалов дважды награждался медалями Астраханского медицинского общества.

В 1908 году в поселке Урда под руководством Чумбалова была создана первая в Казахстане противочумная лаборатория. В борьбе с чумой он уделял основное внимание санитарно-просветительной работе среди населения.

В 1923 году Мажит Чумбалов был назначен заместителем наркома здравоохранения в Казахстане. В эти трудные для страны годы, он начал свою деятельность в наркоме здравоохранения. По инициативе М.Чумбалова в 1925 году в Республике была учреждена организация «Казгосмедторг». В 1928 году она была реорганизована в Краевое

Казаптекоуправление. Год спустя Мажит Мухамемеджанович был назначен председателем правления и оставался на этом посту до 1937 года. Под его руководством в республике стало налаживаться снабжение сельских жителей лекарствами, была создана сеть аптек.

С именем М. Чумбалова связано открытие медицинского института в Алма-Ате, централизованного аптечного склада при Алма-атинской аптеке №1 (в 1921году), фармацевтического техникума в Семипалатинске (в 1931). В 1934 году в Казахстане были уже 61 городская аптека и 105 сельских, 14 специализированных магазинов санитарии и гигиены, шесть аптечных складов, 22 аптечных ларька и шесть лабораторий. В аптечной сети республики работал 261 фармацевт.

Однако массовые репрессии тридцатых годов не обошли стороной и Чумбалова. В 1938 году Мажит Мухамедович был арестован. Его обвинили в знакомстве с членами правительства «Алаш-Орда», смелых высказываниях против сталинской политики. Через два года его выпустили из тюрьмы, но потом снова арестовали в ноябре 1940 года, когда сфабрикованное громкое «дело врачей» на сотрудников Саратовского института «Микроб» В. И. Федорова, Н. А. Усатова и других, коснулось и Мажита Чумбалова.

31 декабря 1940 года Мажит Чумбалов был этапирован в Москву. Изнурительные допросы, унижения, моральные и физические, длились до 19 февраля 1941 года. После чего допросы продолжались в саратовской тюрьме, где он и умер от кишечной интоксикации. Место захоронения Мажита Чумбалова в деле не указано, но сообщается, что дело об обвинении М. М. Чумбалова прекращается в связи с его смертью.

В 60-е годы была установлена мемориальная доска на входе в аптеку №4, расположенную в г.Алматы на пересечении улиц Пушкина и Мамедовой, которая, к сожалению, в настоящее время отсутствует. Да и самой аптеки, собственно нет - организация, выкупившая это здание, не является её преемницей [4, с.6-7].

Алдияров Абубакир (1881-1938) родился в 1881 году в довольно состоятельной и культурной семье, был одним из учеников известного казахского ученого-просветителя Ибрая Алтынсарина и окончил Тургайскую ремесленную школу для казахских детей. В 1891 году он поступает в Оренбургскую мужскую гимназию. Еще до поступления в гимназию он неплохо владел русским языком, что позволило ему успешно окончить ее в 1899 году. Отец прочил ему карьеру юриста, но Абубакир вопреки воле отца избрал медицину, поступил на медицинский факультет Казанского университета. Уже тогда преподаватели факультета и однокурсники отмечали его редкую любознательность, желание узнать, как можно больше, сверх того, что полагалось по программе. Абубакир днями пропадал в анатомичках, в университетской библиотеке - богатейшей не только в Казани, но и во всей России. Слово, к профессии готовился тщательно, знания накапливал основательно.

После окончания университета в 1904 году он работает вначале в Актюбинске, а затем в Кустанае. Спустя три года (1908), Алдияров переезжает в Троицк. Он работает не только в области общей хирургии и терапии, но и офтальмологии. И здесь к нему приходит известность.

Так, казахский писатель Дихан Абилев в романе о Султанмахмуте Торайгырове пишет: «Известный в городе хирург Бакир Алдияров и терапевт Николай Иванович Пономарев тщательно осмотрели больного, изучили его болезнь, и после этого Бакир Алдияров сделал операцию на глазе Султанмахмуту. «Операция прошла успешно, Бакир Алдиярович в этот раз превзошел самого себя», - сказал Николай Иванович. А Султанмахмут, обнимая Алдиярова, сказал: «Я не верил в бога, но оказывается, он есть - это Вы, Бакир».

Он всегда был готов прийти на помощь людям, в любое время суток, в любую погоду. Мечтал об открытии собственной клиники, аптеки. Много читал специальной литературы по вопросам медицины и фармации, интересовался народными средствами лечения различных недугов.

В 1916 году, во время Первой мировой войны, Алдияров добровольно уходит на фронт. В Пинских болотах Белоруссии он обслуживает новобранцев - казахов. Лечить больных, раненых приходилось в тяжелейших военных и климатических условиях - оперировать прямо

в землянках, перевязывать раны в окопах, на себе выносить солдат из-под огня немецких батарей.

В 1917 году после возвращения из армии Абубакир Алдияров примыкает к движению «Алаш». Участвует в работе Первого и Второго съездов партии. Возглавляет Кустанайский уездный комитет и избирается членом Тургайского областного комитета партии «Алаш», не оставляя свою основную работу.

В 1928 году он продолжает медицинскую практику уже в городе Усть-Каменогорске. Заведует детской и терапевтической больницами, работает врачом в инфекционной больнице. И как всегда, многое делает по внедрению в практику передовых методов лечения различных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Дальнейшая жизнь Абубакира Алдиярова, а это период с 1931 по1938 гг. была связана вначале с Киргизией, городом Каракол (Пржевальск), в котором он, проработав короткое время, тяжело заболевает, а затем с городом Джамбул (Тараз), где работает врачом железнодорожной больницы.

В 1938 году его плодотворная работа была прервана. Как многие лучшие сыны казахского народа, Абубакир Алдияров был арестован и погиб в сталинских застенках. Посмертно реабилитирован Президиумом Алма-Атинского областного суда спустя 28 лет, в 1956 году. В справке, которая пришла сыну Алдиярова, сказано, что 27 января 1938 года постановлением «тройки» УНКВД по Алма-Атинской области Абубакир Алдияров был осужден к высшей мере наказания - расстрелу, якобы за проведение контрреволюционной деятельности. Приговор приведен в исполнение 20 марта 1938 года. Места расстрела и захоронения, к сожалению, нам не известны, так как в архивных материалах этих сведений не имеется [5, с.46-47].

Размышляя о прошлом, думаешь, как можно было уничтожать людей за высказывание своего мнения, за правду. Многие из них, как, например, врачи, жены и дети общественных и политических деятелей - не диссиденты, а дети своего времени: не занимались политикой, а занимались только своей любимой профессией. Они не успели полностью реализовать свой потенциал на пользу обществу и страны, но были уничтожены физически или морально.

Будущего не бывает без прошлого - эта расхожая фраза является истиной и не вызывает сомнений. Мы должны всегда помнить тех, кто остался в истории как личность, кто внес вклад в развитие страны, мировой цивилизации, чтобы наше будущее, будущее человечества, было светлым и разумным.

1. ^арлаг = Карлаг = Karlag: альбом / под общ. ред. Дулатбекова Н.О. - Алматы: Полиграфкомбинат, 2012. - С.4.

2. Алимжанов А. Дороги людей - дорога человека // Чокай-оглы Мустафа. Туркестан под властью Советов. Статьи, воспоминания. Алма-Ата: «Айкап». - 1993.- С. 137-138.

3. Асфендияров С.Д. История медицины и здравоохранения Казахстана» / Алма-Ата: «Золотая книга», 2006.- С.207-209.

4. Скрипачева Л. Мажит Чумбалов - организатор аптечной службы Казахстана» // Фармацевтическое обозрение Казахстана . - 2013. - №8(8). - С.6-7.

5. Туллеубаева А.К. Они были первыми / Туллеубаева А.К., Ахметжанова С.Ж. // Фармация Казахстана. - 2005. - №11. - С.46-47.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.