1Э.А. Серикбаева, 1А.А. Егизбаева, 2Н.Ж. Максаламова, 2А.М. Мукажанова, 2К.А. Амрина, 2А.Г. Абдихан
Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова 1Кафедра организации,управление и экономика фармации и клиническая фармация
2ФА 17-004-01
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ФАРМАЦИИ
Резюме: Кадровый менеджмент от обычной работы с кадрами до управления человеческими ресурсами, своеобразная в последнее время и для отечественных фармацевтических фирм и организации, означает развитие менеджмента фармацевтического персонала как науки и так в исследовании кадрового менеджмента в фармации необходима принимать во вниманиеособенность направления, пути и задачи кадрового менеджмента в фармации.
Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, фармация, менеджмент персонала.
1E.A.Serikbayeva, 1A.A.Yegizbayeva, 2N.Zh. Maksalamova, 2A.M. Mukazhanova, 2K.A. Amrina, 2A.G. Abdikhan
Asfendiyarov Kazakh National Medical University 1Chair of the organization, management and economics of pharmacy and clinical pharmacy
2FA 17-004-01
MANAGEMENT OF HUMAN RSOURCES IN PHARMACY
Resume: Evolution of personnel management from normal operations personnel to human resource management, which is characteristic of late and for domestic pharmaceutical companies and enterprises, means the development of the pharmaceutical personnel management as a science. Therefore, the study of personnel management in pharmacy must be considered especially in the pharmaceutical sphere of economic and social aspects. In clause the directions, approaches and tasks of personnel management in pharmacy are considered. Keywords: management by human capitals, pharmacy, personnel management
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ GPP
У.М. Датхаев1, К.С. Жакипбеков1, Э.А. Серикбаева1, М.М. Омралиева1, С.К. Тулемисов2
1Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г.Алматы
2 Казахстанский университет дружбы народов, г. Шымкент
В соответствии с действующим законодательством, соответствие стандарту Надлежащей аптечной практики (GPP) станет обязательным с начала 2018 года. Поэтому в настоящее время многие аптеки приступили к его внедрению. Стандарт надлежащей аптечной практики (GPP) разработан с целью обеспечения надлежащего качества фармацевтических услуг, оказываемых фармацевтическими работниками населению Республики Казахстан, устанавливает требования к надлежащей аптечной практике и организации системы управления качеством.
Ключевые слова: надлежащая аптечная практика, аптечные организации, оптимизация, фармацевтические услуги, система качества.
УДК 615.12:614.27
Введение. На сегодняшний день внедрение стандартов надлежащей аптечной практики (GPP) является одним из главных вопросов. С начала 2018 года все аптечные организации должны соответсвовать стандартам GPP. На сегодняшний день этот стандарт внедрили очень малая часть аптечных организации.
Актуальность. На сегодняшний день в Республике Казахстан осуществляет деятельность 12368 объектов фармацевтчесеой сферы, из них надлежащую аптечную практику внедрили всего 22 [4].
Стандарт надлежащей аптечной практики направлен на обеспечение населения качественными, безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, предоставление достоверной информации о лекарственном средстве, пропаганду здорового образа жизни, обеспечение рационального применения рецептурных лекарственных препаратов и оказание помощи при самолечении. Основные требования надлежащей аптечной практики [1]:
- наличие квалифицированного персонала, владеющего основами фармакологии, фармакотерапии и деонтологии;
- содействие рациональному назначению и надлежащему использованию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- ориентирование каждого элемента фармацевтической услуги на отдельную личность;
- соблюдение профессиональной этики и конфиденциальности;
- оказание качественных фармацевтических услуг;
- повышение уровня знаний персонала;
- взаимодействие аптечной и медицинской организации, подразумевающее взаимное доверие и конфиденциальность во всех вопросах, относящихся к фармакотерапии, укреплению здоровья, профилактики заболеваний населения и фармаконадзора;
- наличие надлежащей документации;
- обеспечение мероприятий по системе закупок
лекарственных средств, изделий медицинского назначения
и товаров аптечного ассортимента и не относящихся к
270
Вестник КазНМУ №4-2017
лекарственным средствам изделий медицинского назначения в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом;
- обнаружение и предотвращение распространения фальсифицированной фармацевтической продукции;
- наличие соответствующего оборудования, помещений и других необходимых условий, обеспечивающих надлежащее продвижение качественных лекарственных средств и изделий медицинского назначения до потребителя, включая хранение, учет и реализацию;
- наличие соответствующих помещений, оборудования и специальной литературы для оказания консультативной и информационной помощи населению и проведения диагностического тестирования [1].
Аптека розничной реализации подразделяется на аптеку с правом изготовления лекарственных средств и аптеку готовых лекарственных препаратов. Аптека с правом изготовления имеет отделы [1]:
- рецептурно-производственный; реализации лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача;
- реализации безрецептурных лекарственных препаратов;
- реализации изделий медицинского назначения и товаров аптечного ассортимента, разрешенных к отпуску из аптеки [1].
В составе аптеки готовых лекарственных препаратов имеются [1]:
- отделы реализации лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача;
- реализации безрецептурных лекарственных препаратов;
- реализации изделий медицинского назначения и товаров аптечного ассортимента, разрешенных к отпуску из аптеки [1].
Чтобы внедрить GPP стандарт, аптека должна полностью соответствовать этим требованиям.
Ключевым моментом внедрения стандартов является разработка Руководства по качеству и стандартных операционных процедур (СОП), то есть документирование отдельных процессов, определение взаимосвязей между ними в виде стандартных операционных процедур (СОП). Порядок выполнения процедур, описанный в СОПах, должен соответствовать фактическому исполнению. При внедрении системы качества в аптеке необходимо учитывать одну очень важную особенность, которая заключается в том, что, если процедура не описана в документации, значит, она не выполняется. Поэтому необходимо прописать все процедуры [2].
Цель. Рассмотреть современное состояние аптечных организации в условиях внедрения GPP. Методы исследования. При проведении исследования мы использовали системный и ретроспективный методы анализа. Информационными материалами, используемыми в исследовании, является данные, опубликованные в печати, а также материалы специализированных периодических изданий.
Материалы исследования. В нашей стране Национальный стандарт «Надлежащая аптечная практика. Основные положения» впервые был утвержден в 2006 году. Однако длительное время он носил добровольный характер, вследствие чего лишь некоторые аптеки приняли решение внедрить данный стандарт. В мае 2015 года стандарт был актуализирован и утвержден приказом Министра здравоохранения и социальной защиты РК. При этом в законодательстве был впервые установлен срок (1 января 2018 года), к которому казахстанские аптеки должны были в обязательном порядке перейти в соответствии с GPP [1]. Правила GPP тесно связаны с относительно новым понятием Pharmaceutical Care, которое переводится на русский язык как «фармацевтическая помощь». Это понятие делает акцент на интересы пациента и общества в целом, подразумевает приоритет профессионального подхода над экономическим. Главное - это принятие фармацевтами доли
ответственности, наряду с другими работниками здравоохранения и больными, за исход лечения [1]. В Республике Казахстан работа по внедрению GPP началась в 2006 году с разработки стандарта СТ РК 1615-2006. Прошло более чем 10 лет со времени разработки и выпуска национальных правил GPP, и в настоящее время уже появились первые аптеки, получившие сертификат GPP. До апреля 2015 года государственный Стандарт Республики Казахстан «Надлежащая аптечная практика» носил рекомендательный характер и был внедрен только в тех аптечных организациях, которые участвовали в предоставлении фармацевтических услуг в рамках ГОБМП. Поэтому до сегодняшнего дня в Республике было довольно мало аптек, которые получили сертификаты GPP [2]. Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан так же был разработан План поэтапного внедрения стандартов надлежащих фармацевтических практик, который реализуется как отечественными производителями, так и другими субъектами фармацевтического рынка, затрагивающий весь этап жизненного цикла лекарственных средств - от производителя до пациента [2].
На сегодняшний день в Республике Казахстан требования к надлежащей аптечной практике утверждены приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 мая 2015 года № 392 «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик». Стандарт надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice, GРP) представляет собой свод правил, разработанный с целью обеспечения качества лекарственных средств на этапе их реализации пациентам и надлежащего оказания фармацевтических услуг аптечными работниками [2].
Главный принцип GPP таков: все, что делается в аптеке, должно быть идеально задокументировано. Поэтому должны быть разработаны стандарты на каждую операционную процедуру, в которых чётко указывается, что это за процедура, на основании каких нормативных документов она осуществляется, где именно, каким сотрудником и в течение какого времени. Это подробный алгоритм, где отражены все обстоятельства действия. Соответствующие изменения должны быть внесены и в должностные инструкции работников аптек [3]. Одно из самых важных требований надлежащей аптечной практики — необходимость информирования покупателей о линейке лекарственных препаратов, начиная с самого дешёвого сегмента[3].
В данное время по городу Алматы стандарт GPP получили всего 22 фармацевтических предприятии, из них 3 -фармацевтические производства, 10 - фармацевтических дистрибьюторских компаний и 5 - розничных фармацевтических организаций [4].
Переход на международные стандарты решит главный вопрос - качество лекарств и безопасность их для населения. Данная задача является актуальным. Например, в России в декабре прошлого года произошло массовое отравление настойкой боярышника, в которой, как выяснили эксперты, вместо этилового спирта оказался концентрированный метиловый. Умерли больше тридцати человек [5]. Вывод. Сегодня наша страна находится в процессе перехода аптечных и фармацевтических организаций на Национальный стандарт Надлежащей аптечной практики (GPP). Данный процесс является необходимым условием для обеспечения населения качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Выполнения требований GPP будет способствовать повышению качества фармацевтических услуг, путем полного информирования о лекарственном препарате пациента фармацевтическими работниками. Таким образом, к 2018 году все аптечные организации должны соответствовать требованиям стандарта Надлежащей аптечной практики (GPP).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Фармацевтическое обозрение Казахстана [Электронный ресурс]/ Султанбаева Б.К., Надлежащая аптечная практика: все для блага пациента; --элект.дан.- Алматы:2016 г.- Режим доступа: https://www.pharm.reviews/stati/master-klassy/item/1487-nadlezhashchaya-aptechnaya-praktika-vse-dlya-blaga-patsienta
2 Казахстанский фармацевтический вестник [Электронный ресурс]/ М.И. Дурманова: К вопросу о переходе казахстанских аптек на GPP; --элект.дан.- Алматы: 2016г.- Режим доступа: http://pharmnews.kz/ru/article/mi-durmanova-k-voprosu-o-perehode-kazahstanskih-aptek-na-gpp_10489
3 [Электронный ресурс]/ Надлежащая аптечная практика. Сколько времени займёт внедрение правил? ; --элект.дан.- Алматы: 2016г.- Режим доступа: https://i-news.kz/news/2017/05/03/8488343-nadlezhaschaya_aptechnaya_praktika_skolk.html
4 Казахстанский фармацевтический вестник [Электронный ресурс]/ Еще раз к вопросу о внедрении GPP в Казахстане; --элект.дан.- М: Алматы, РК 2016г.- Режим доступа: http://pharmnews.kz/ru/article/esche-raz-k-voprosu-o-vnedrenii-gpp-v-kazahstane_11709
5 Костанайские новости [Электронный ресурс]/ Аптеки: новый формат работы; --элект.дан.- Костанай: 2017г.- Режим доступа: http://kstnews.kz/newspaper/430?node=34995
У.М. Датхаев1, К.С. Жакипбеков1, Э.А. Серикбаева1, М.М. Омралиева1, С.К. Тулемисов2
1 С.Ж. Асфендияров атындагы Казац ¥лттыц Медицина Университет!, Алматы цаласы 2Казацстан халыцтар Достыгыуниверситет!, Шымкент ц.
ТИ1СТ1 ДЭР1ХАНАЛЫК ТЭЖ1РИБЕ (GPP) СТАНДАРТЫН ЕНГ1ЗУ АЯСЫНДА ДЭР1ХАНАЛЬЩ ¥ЙЫМДАРДЫН, АFЫМДАFЫ ЖАFДАЙЫ
ТYЙiн: К^рп уа;ыттагы зацдарга сэйкес Тиiстi дэрiханалык; тэжiрибе (GPP) стандартын енгiзу 2018 жылдыц басынан бастап мшдетт болады. Сондьщтан тацда кептеген дэрiханалар оны енгiзуге ;адамдар жасай бастады. Тиiстi дэрiханалык;
тэж1рибе (GPP) стандарты Казахстан Республикасыныц тургындарына фармацевтикалы; ;ызметкерлер K0рсететiн тиiстi сапалы фармацевтикалы; ;;ызметт ;амтамасыздандыру ма;сатымен курылды, ол тиiстi дэрiханалык; тэжiрибе талаптарын ;урып жэне сапаны бас;ару жуйесш уйымдастырады.
ТYЙiндi свздер: тиiстi дэрiханалык; тэжiрибе, дэрiханалык; уйымдар, оцтайландыру, фармацевтикалы; ;ызмет, сапа ЖYЙесi.
U.M. Datkhayev1, K.S. Zhakipbekov1, E.A. Serikbayeva1, M.M. Omraliyeva1, S.K. Tulemissov2
1 Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty 2Kazakhstan University of peoples friendship, Shymkent
MODERN STATUS OF PHARMACY ORGANIZATIONS UNDER THE GPP IMPLEMENTATION CONDITION
Resume: In accordance with the current legislation, compliance with the standard of Good Pharmacy Practice (GPP) will become mandatory from the beginning of 2018. Therefore, at present many pharmacies have started to implement it. The standard of good pharmacy practice (GPP) is designed to ensure the proper quality of pharmaceutical services provided by pharmaceutical workers to the population of the Republic of Kazakhstan, establishes requirements for proper pharmacy practice and the organization of a quality management system. Keywords: proper pharmacy practice, pharmacy organizations, optimization, pharmaceutical services, quality system.