Научная статья на тему 'Первые шаги культурологии в военном вузе'

Первые шаги культурологии в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые шаги культурологии в военном вузе»

ПЕРВЫЕ ШАГИ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Понятие «культурология» введено в научный обиход сравнительно недавно. Историю и теорию культуры как учебные дисциплины стали преподавать с начала 70-х годов прошлого века. Причем высшие учебные заведения приступили к освоению данных дисциплин в разное время: одни раньше, другие - позже. Все зависело от степени культурной оснащенности вуза и менталитета его руководителей, уровня понимания ими роли общеразвивающего потенциала данных дисциплин. В числе первых непрофильных вузов страны, в которых была открыта кафедра культуры и искусства, была Военно-политическая академия им. В.И. Ленина.

В указанный период потребность в обновлении содержания и направленности гуманитарных дисциплин ощущалась очень остро. Поиски шли в разных направлениях. Одним из таких направлений в образовании стало изучение культуры как социального явления, раскрытие богатства его содержания, демонстрация огромных познавательных, эстетических, нравственных особенностей, способа расширения и углубления эрудиции. В рамках изучения культуры естественным стало обращение к достижениям искусства, рассмотрение военнопатриотического, героического начала, отраженного в лучших произведениях мирового искусства. Так, для огромной когорты слушателей академии стал раскрываться новый богатейший пласт мирового искусства.

Всякое начинание, если оно появляется как отклик на потребности жизни, всегда находит своих исполнителей-энтузиастов. И такими преданными делу художественного образования военных кадров были генерал-майор Е.И. Востоков и полковник Б.М. Сапунов. Оба - участники Великой Отечественной войны, хорошо знавшие условия жизни и особенности службы военных воспитателей, трудности гарнизонного быта, требования к организации культурно-массовой работы в войсках.

Талантливый живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат исторических наук Евгений Иванович Востоков в течение длительного времени возглавлял отдел культуры Г лавного политического управления Советской армии и Военноморского флота. Он являлся членом Союза художников РСФСР и имел персональные выставки не только в Москве и других городах страны, но также во Франции, Японии, Швеции, Г ермании, Чехословакии, Польше и других странах. Непременным требованием Е.И. Востокова было знание не только истории живописи, но живой сиюминутной жизни искусства, обязательность посещения всеми преподавателями кафедры вместе со слушателями художественных выставок, информированность о последних достижениях изобразительного искусства, непосредственное знакомство с творчеством известнейших художников, знакомство с особенностями их труда, посещение мастерских. Это были мастерские студии военных художников им. М.Б. Грекова, Д.А. Налбандяна, А.М. Шилова, скульптора Н.В. Томского и многих других.

И слушателей, и преподавателей он приглашал с собой на этюды, на природу. Двери его хлебосольного, заполненного живописью дома были открыты как для коллег, собиравшихся для занятий живописью под руководством самого хозяина, так и для слушателей академии, желавших овладеть азами изобразительного творчества. При случае Евгений Иванович мог снабдить красками, холстами и, конечно же, самым бесценным - профессиональными советами. После длительного сеанса занятий живописью усадить за длинный стол в своей сравнительно небольшой кухне и накормить обедом, дополняя общение воспоминаниями и рассказами из своей военной жизни. Слушатели часто приходили вместе с семьями, приносили гитары, а иногда и скрипки (среди них были люди с музыкальным образованием), тогда создавалась обстановка искренней непринужденности, творческого общения. Окончившие академию офицеры, которым повезло учиться у Е.И. Востокова и общаться с ним, с теплотой отзываются об этом удивительном человеке.

Также с каждым уходящим годом все отчетливее осознаются редкие деловые качества доктора философских наук, профессора полковника Бориса Михайловича Сапунова. Ему удалось не только сформировать творческий педагогический коллектив, который закладывал основы культурологического образования в академии, но и создать на кафедре неповторимую атмосферу духовной жизни.

Во всяком вузе всегда есть программы, учебные планы, внеклассные мероприятия и т.п. Но во всяком вузе есть люди, которые по-разному их реализуют и наполняют либо богатым, либо обедненным содержанием. Действительно, тысячу раз прав был В.И. Ленин, когда говорил, что в деле пропаганды знаний кадры решают все.

Первый руководитель кафедры член Союза журналистов СССР Б.М. Сапунов, прекрасно знавший историю искусства, отличный методист и лектор, предъявлял повышенные требования к качеству лекций и семинаров педагогов кафедры. Зная особенности психологии офицеров-политработников и их требования к содержанию лекций, начальник кафедры, посещая занятия гражданских педагогов, стремился тактично и терпеливо объяснять им, каким языком и о чем нужно говорить на лекциях, семинарах, на что следует обращать внимание в первую очередь.

Одной из заслуг Бориса Михайловича является разработка методологических принципов построения новой теоретической дисциплины «Теории культуры». И это неудивительно. Ведь он имел богатейший опыт написания учебников и научных статей, работы в лекторских группах. Являясь научным руководителем и консультантом, непосредственно подготовил более 30 кандидатов и докторов наук. В определенном смысле его следует считать одним из последовательных культурологов, обосновавших положения о самостоятельной роли культурологии как научной дисциплины, необходимость разработки ее понятийного аппарата и структуры.

Мера ответственности за качество учебных занятий, проводимых педагогами кафедры, выражалась и в том, что помимо анализа классных занятий, начальник кафедры сам вел преподавателей в Третьяковскую галерею и там проводил занятия с педагогами в залах музея. Ему казалось странным, что слушатели, приехавшие в Москву на учебу, не знакомы с экспозициями ведущих художественных музеев. Поскольку он не мог один обеспечить занятия в залах Третьяковки и Музея изобразительных искусства им. А.С. Пушкина, то по договоренности с администрацией этих музеев организовал обучение педагогов кафедры в стенах этих музеев. Все преподаватели после обучения, сдав специальные экзамены, обязаны были проводить в музеях практические занятия со слушателями в учебное время. Огромное число слушателей заочной формы обучения, приезжавших

в Москву на сессии, по субботам, воскресеньям и дням, свободных от занятий, посещали эти музеи вместе с преподавателями кафедры. Часто педагоги работали в две смены. И никто не роптал, не ссылался на то, что дома остались дети, еще не готовы материалы для очередного занятия и т.п. Все понимали, что это их гражданский долг, они помогают своей армии.

Тесные контакты были у кафедры с творческими союзами. Писатели, поэты, художественные критики были частыми гостями на кафедре и факультете. В числе преподавателей кафедры были члены Союза советских писателей литературные критики Пискунов В.М., Воронов В.И. Все приглашаемые в стены академии творческие работники становились участниками литературных дискуссий, обсуждая острые проблемы современного литературного процесса, делились своими мыслями со слушателями. Так, на кафедральные мероприятия приходили Роберт Рождественский, Римма Казакова, Юлия Друнина, Лариса Васильева, Егор Исаев и многие другие известные поэты и писатели.

Высокая планка уровня культурных предпочтений, суждений вкуса, прививаемых в лекциях и на практических занятиях, во время посещений выставок и музеев, встреч с передовой художественной интеллигенцией поддерживалась также благодаря усилиям творчески одаренных преподавателей кафедры. Среди них полковник А.Г. Лебедев - художник, ныне главный художник Музея Вооруженных сил; полковник Ю.Е. Бирюков - известный собиратель и пропагандист песенного творчества военных лет; капитан 1 ранга Б.Н. Платонов - художник-оформитель (копии с картин известных художников, созданные им, украшали фойе и учебные классы факультетов) и др.

Особой строкой следует отметить просветительскую деятельность преподавателей кафедры культуры и искусства, которые по заявкам выезжали в командировки в разные уголки огромной страны для чтения лекций в воинских частях и на кораблях. Более того, они проводили занятия по эстетике с творческими коллективами Художественного театра, театра Сатиры, театра кукол им. С.В. Образцова и других московских театров. И всюду, где бы где бы преподаватели кафедры ни выступали, они представляли кафедру культуры и искусства Военно-политической академии им. В.И. Ленина.

Можно ли говорить о теоретическом наследии итоге работы кафедры культуры и искусства в тот период? Безусловно. Творческие и научные наработки преподавателей кафедры до пор сохраняются в тех учебных пособиях, которыми

пользуются слушатели и курсанты не только Военного университета, но и других высших военно-учебных заведений.

Во-первых, это касается освещения военной темы в разных видах искусства: литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе, последовательно и конкретно излагаемого систематизированного учебного материала. Отличие этих небольших изданий в их профессиональной военной ориентированности, что крайне важно для курсов с малым количеством часов.

Во-вторых, разработки военного аспекта в истории мировой культуры. Последовательно в каждом разделе истории мировой культуры освещались особенности воинской деятельности того или иного региона: будь то древние общества, Средневековье, Новое и Новейшее время. В отличие от кафедр истории войн и военного искусства, которые интересовались, как правило, ходом и особенностями военных действий, в историко-культурных работах последовательно излагались характер комплектования войска, экипировки, снабжения, знаки отличия, назывались выдающиеся битвы и т.п.

Первый руководящий и профессорско-преподавательский состав, созданной в июле 1974 г. кафедры культуры и искусства, может служить примером не только творческого отношения к профессии педагога высшей школы, но и эффективного решения задач по активному приобщению слушателей (курсантов) к художественной культуре, развитию у них интереса к искусству, формированию практических эстетических суждений.

Л.Н. Дорогова, доктор философских наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.