Рис. 16. Космонавт, доктор физико-математических наук Г.М. Гречко знакомится с приемами наблюдений от Опорной плиты I в сторону плит Большого лимба.
Л.С. Марсадолов*, Н.В. Дмитриева**, В.А. Иконников***
* Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург, Россия ** Московский городской дворец детского и юношеского творчества,
г. Москва, Россия *** г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан
ПЕРВЫЕ ПАЛЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА СВЯТИЛИЩЕ У ГОРЫ МОНАСТЫРИ НА ЗАПАДНОМ АЛТАЕ
С каждым годом увеличивается число научных фактов, позволяющих всё более подробно рассматривать вопросы, связанные со стационарными астрономическими наблюдениями за солнцем, луной и звёздным небом у древних кочевых племён Алтая и Евразии, с наличием своеобразных культовых центров и святилищ, служащих для различных ритуальных целей.
На Западном Алтае в 50 км к югу от города Усть-Каменогорск (Республика Казахстан), в трёх километрах от горы Монастыри, высотой 864 м, находится уникальный комплекс объектов, вероятно, в целом образующий древнее святилище. Изучение этих объектов было начато в 2006 г. Л.С. Марсадоловым, Н.В. Дмитриевой, В.А. Иконни-
ковым и Н.И. Левченко (Марсадолов Л.С. и др., 2007б), а в 2007 г. продолжено учебно-исследовательской экспедицией отдела астрономии и космонавтики Московского городского дворца детского и юношеского творчества (рук. Н.В. Дмитриева).
Центром комплекса у горы Монастыри является скальный выход из горизонтально лежащих гранитных плит с гротом под ними (рис. 1-2). Раздвоенная вершина горы Монастыри лежит в 3-х км севернее святилища. Намного ближе, в 1-м км к западу на фоне ровного юго-западного горизонта хорошо видна гора Жангизтас. Северная и северо-восточная стороны горизонта сильно изрезаны вершинами горы Аир-Тау и ее отрогов. На востоке в 3,5 км виден останец Уштас, издали своими очертаниями напоминающий «сфинкса» (Марсадолов Л.С. и др., 2007б, с. 173).
В центральной части комплекса среди невысоких скальных выходов лежит плита длиной - 11 м и шириной - 6,5 м. Внешне плита не привлекает к себе внимания. Северо-восточной своей стороной она как бы «нависает» над землей на высоте около 1,2 м (рис. 2.-1), но, проникнув под этот «навес», оказываешься внутри просторного грота. Потолок и стены грота по форме напоминают «купол». В центре грота высота составляет около 2 м. Пол относительно ровный, земляной. Противоположная от входа почти вертикальная стена имеет гладкую поверхность, на которой обнаружены едва заметные антропоморфные и геометрические рисунки, выполненные красной краской (рис. 2.-2). В центре композиции схематично изображены взявшиеся за руки человеческие фигурки (рис. 2. -3-4), вероятно, изображающие древний ритуальный хоровод, который водили участники обряда. Наскальные рисунки из грота в Монастырях, учитывая сходство поз антропоморфных фигур с аналогичными изображениями из грота Ак-Баур (Марсадолов Л.С., 2002), можно предварительно датировать 2-ой пол. 11-го -началом 1-го тыс. до н.э. Перед входом в грот вровень с землей лежит гладкая горизонтальная плита длиной до 15 м, которая, возможно, также играла определённую роль в ходе проведения древних обрядов.
Рядом с плитой, под которой находится грот, чуть южнее и ниже по склону, расположен весьма примечательный камень, в плане напоминающий букву «Г» (рис. 1.-3). Длина «Г»-образного камня составляет - 11 м, а ширина - от 1,5 до 3 м. Он выделяется на фоне остальных скальных пород ровными рядами светлых круглых пятен, покрывающих его верхнюю грань. При ближайшем рассмотрении видно, что вся поверхность камня покрыта слоем лишайника бурого цвета, а светлые пятна - это «отсутствие лишайника». Диаметр округлых пятен разный и достигает 20 см, а количество кругов составляет приблизительно
260-280 единиц. Круги, расположенные ближе к краям верхней грани камня, зарастают лишайником и постепенно сливаются с общим фоном камня, что затрудняет их подсчет. Следов шлифовки или других признаков обработки поверхности камня человеком обнаружить не удалось. Для того чтобы с большей вероятностью объяснить происхождение на этой гранитной плите светлых округлых «пятен», необходимы дополнительные биологические и геологические исследования.
В 55 м к юго-востоку от грота находится родник с кристально чистой и целебной водой («арасан» или «аржан»). Местные жители и сегодня считают его святым источником, говорят, что его вода исцеляет от многих болезней.
Еще в 50-ти метрах южнее, на высоком берегу ручья, в который вливается родник, расположена площадка из больших горизонтально лежащих каменных плит, едва выступающих над уровнем почвы (рис.
3.-1). На плитах выбиты три лунки - диаметром 10 см (.№1), 8 см (.№2) и 5 см (№№3), имеющие «чашевидную» форму, глубиной до 3 см (рис.
4.-1 и 3.-2). Самая южная лунка №1 расположена почти в центре плиты, лунка №2 - у самого края западной части камня, а лунка №3 - в направлении на север. Расстояние между лунками соответственно номерам составляет 405, 360 и 270 см, что, исходя из общих метрических модулей древних кочевников Алтая (Марсадолов Л.С., 2001), может соответствовать 9, 8 и 6 локтям по 45 см (рис. 4.-2).
В день осеннего равноденствия 2006 г. было проведено наблюдение захода солнца из лунки №3 этой площадки (рис. 3.-3). Направление на точку захода солнца лежит на прямой, соединяющей лунки №3 и №2 (азимут 265° - см. рис. 4.-2). Интересно отметить, что это направление не соответствует точно линии восток-запад (как известно, на ровной местности солнце в дни равноденствий садится точно на западе, а встает точно на востоке), а на 5° отклоняется к юго-западу, т.к. для наблюдателя в Монастырях солнце садится не на уровне математического горизонта, а гораздо выше - за склон горы Жангизтас. Вторая пара лунок №1 и №3 лежит на прямой с азимутом 1°30' и указывает направление на север (если смотреть от лунки №1), т.е. на полюс мира - единственную неподвижную точку на небесной сфере (в наше время рядом с ней мы видим Полярную звезду). И наоборот, если смотреть от лунки №3 в сторону лунки №1 (азимут 181°30), перед нами будет южная сторона горизонта - направление, где в полдень кульминирует солнце, а ночью кульминируют, т. е поднимаются на максимальную высоту, звёзды и светила, включая луну. Третья пара лунок №1 и №2 (азимут 304°20 ) даёт ориентиры на северо-запад (если смотреть от лунки №1), где, возможно, заходит солнце в день летнего солнцестоя-
ния. Если смотреть от лунки №2 на точку №1, то юго-восточное направление, вероятно, указывает на место восхода солнца в день зимнего солнцестояния. Результаты этих исследований позволяют предположить, что на поверхности обширной плиты находились твёрдо зафиксированные точки - лунки-меты, используя которые можно было довольно точно определить и предсказать основные направления в астрономически важные дни.
В 110 м к северу от грота расположена ещё одна площадка из каменных плит, с которой могли проводиться наблюдения за солнцем (рис. 1.-1 и 5.-4). Центр плиты обозначен лункой диаметром около 10 см и глубиной до 3 см (рис. 5.-5). При наблюдении от этой лунки в дни равноденствия можно видеть, как Солнце сначала «опускается» прямо на вершину находящейся, на западе горы Жангизтас, затем «катится» по правому склону и, наконец, закатывается в «пасть» (рис. 5.-1-3). Выступ зооморфной формы, силуэт которого напоминает в профиль «голову с раскрытой пастью и языком», находится в нижней части правого склона горы Жангистас (рис. 5 и 6). Сходство с «пастью» значительно усиливается, если смотреть на неё вблизи (рис. 6.-1-3). На нижней плоскости площадки с «пастью» обнаружены лунки искусственного происхождения (рис. 6.-4).
В устной, письменной и изобразительной традициях многих народов Евразии, начиная с эпохи бронзы и до современности, был широко распространен образ глотающего солнце зверя, рыбы или мифологического животного (Окладников А.П., 1958, с. 98-102; Марсадолов Л.С., 1998). Такую же функцию играла и «пасть» на склоне Жангизтас в дни равноденствий, если наблюдать за заходом солнца из северной части святилища Монастыри. Вероятно, это был определенный этап в развитии религиозных и научных представлений об окружающем мире, связанный как с мифологическими, так и с ранними естественнонаучными наблюдениями, когда древние люди еще не могли достаточно реально объяснить - куда исчезает солнце после захода, с чем связаны солнечные затмения и т. п.
Реконструированный в 1990-е гг. по астрономическим расчётам заход солнца в дни осеннего и весеннего равноденствия в своеобразную «пасть» на горе Очаровательной (рис. 6.-5; Марсадолов Л.С., 1998), позднее удалось реально зафиксировать на местности в 20062007 гг. - в день осеннего равноденствия в Ак-Бауре (Марсадолов Л.С. и др., 2007, с. 41-46, рис. 59-60) и весеннего равноденствия в Жангиз-тасе (рис. 5.-3). На этих трёх объектах скальные выходы сложены из слоистых пород сероватого гранита, но «открытая пасть» направлена в разные стороны: на горе Очаровательной - на север, на горе Жангистас
- на юг (рис. 6), а в Ак-Бауре - на юго-запад. «Зооморфная» необычность горных останцев на этих комплексах в целом и их отдельных скальных выступов была осмыслена ещё в древности, о чём свидетельствует наличие искусственных лунок около них (рис. 6.-4, 8; Марсадо-лов Л.С. и др., 2007в, рис. 2).
Комплекс у Монастырей расположен на одной и той же географической широте, что и святилище Ак-Баур (находящееся в 38 км к юго-востоку от Усть-Каменогорска, у подножия горы Коржимбай), более того - они имеют много близких ландшафтных и функциональных признаков. Изучением отдельных объектов Ак-Баура занимались многие ученые и исследователи - З.С. Самашев, Л.С. Марсадолов, Е.В. Курдаков, В.А. Иконников, Н.В. Дмитриева и др. (Самашев З.С., 1992; Марсадолов Л.С., Самашев З.С., 2000; Марсадолов Л.С., 2002; Дмитриева Н.В., 2006 и др.). В результате совместных работ были сделаны выводы, что многочисленные взаимосвязанные объекты в Ак-Бауре составляли обширное древнее святилище (Марсадолов Л.С. и др., 2007а; 2007в; 2007г).
К западу от урочища Ак-Баур находится самая высокая в данной местности Сорокина гора, привлекающая внимание своей симметричной пирамидальной формой. Можно отметить удивительное сходство внешнего вида и контуров Сорокиной горы в Ак-Бауре с горой Жан-гизтас - обе горы имеют симметричную остроконечную форму. И хотя Сорокина (до 840 м) почти в полтора раза выше Жангизтас (667 м), но Жангизтас находится ближе к наблюдателю (если сравнивать с Ак-Бауром, где наблюдения велись с Визирной площадки), поэтому размеры обеих гор кажутся одинаковыми. Наблюдая закат солнца в день осеннего равноденствия в 2006 г., было отмечено также, что и места на склонах гор, куда заходит солнце, имеют большое сходство (рис. 3.-5). Это свидетельствует о том, что, возможно, в древности существовали определенные закономерности при выборе места для святилищ (Мар-садолов Л.С., 2007).
Подводя итоги, можно отметить, что, вероятно, часть ритуалов, проходивших на святилищах в Монастырях, Очаровательной, Жангиз-тас и в Ак-Бауре, могли быть главным образом или дополнительно связаны с движением солнца и луны, всегда игравших большую роль в жизни древних людей, и там находились стационарные пункты наблюдений за этими светилами и звёздами. Необходимо продолжить наблюдения не только в дни равноденствий и солнцестояний, но и в другие периоды года.
Грот с наскальными изображениями, отдельно лежащие камни и плиты с искусственными лунками, священный источник («аржан»),
астрономические пункты наблюдений, «зооморфные» каменные объекты образуют в Монастырях опредмеченную сложно организованную систему, отражающую на этом древнем святилище сакральные взаимоотношения человека с окружающим его ландшафтом и космосом.
Библиографический список
1. Дмитриева Н.В. Тайны Ак-Баура // Ка-Дар. Астрономический вестник. № 3, октябрь. М., 2006. С. 10-11.
2. Марсадолов Л.С., Дмитриева Н.В., Иконников В.А., Левченко Н.И., Шаке-ров Д., Ерешко М. Новые исследования на других объектах Ак-Баура // Ак-Баур - древнее святилище на Западном Алтае (факты, наблюдения и объяснения). Усть-Каменогорск, 2007 г. С. 36-57.
3. Марсадолов Л.С., Астрономический аспект грота Акбаур на Западном Алтае // Астрономия древних обществ. М., 2002. С. 228-234.
4. Марсадолов Л.С. Иконников В.А., Дмитриева Н.В., Левченко Н.И. Предварительные исследования в окрестностях горы Монастыри // Ак-Баур -древнее святилище на Западном Алтае. Усть-Каменогорск, 2007б. С. 5557.
5. Марсадолов Л.С. Исследования на Западном Алтае (около посёлка Колы-вань). Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Вып. 2. СПб., 1998. 18 с. + 29 рис.
6. Марсадолов Л.С. Меры длины древних кочевников Саяно-Алтая I тыс. до н.э. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы конференции. Выпуск XII. Барнаул, 2001. С. 229-232.
7. Марсадолов Л.С. Общие закономерности при выборе места в окружающем ландшафте для культовых объектов Саяно-Алтая во 11-1 тыс. до н.э. // Культурно-экологические области: взаимодействие традиций и культуро-генез. Сборник научных статей. СПб., 2007. С. 199-211.
8. Марсадолов Л.С., Дмитриева Н.В., Иконников В.А. Палеоастрономиче-ские аспекты новых объектов святилища Ак-Баур // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып 1. Барнаул, 2007а. С. 147-159.
9. Марсадолов Л.С., Иконников В.А., Дмитриева Н.В. Новые исследования в Ак-Бауре на Западном Алтае // Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М.Потемкиной). Сборник статей. Курган, 2007в. С. 130-137.
10. Марсадолов Л.С., Самашев З.С. Изучение археологических памятников Западного Алтая. Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Вып 3. СПб., 2000. 32 с. + 42 рис.
11. Окладников А.П. Шишкинские писаницы. Иркутск, 1959. 211 с.
12. Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992. 288 с.
Рис. 1. Комплекс объектов у горы Монастыри:
1 - общий вид местности с юго-западной стороны (объекты указанные
стрелками: 1 - северная площадка с одной лункой на плите;
2 - грот с рисунками; 3 - южная площадка с тремя лунками на плитах);
2 - общий вид с юго-восточной стороны (А - пятнистый камень, В - вход в грот); 3 - «пятнистый» камень (А) и плита, под которой расположен грот (В); на заднем плане видна гора Жангизтас.
Рис. 2. Монастыри, грот с рисунками: 1 - вход в грот (показан стрелкой), вид с северо-восточной стороны; 2 - общий вид наскальных изображений, выполненных красной краской на стене грота; 3 - фрагмент писаницы с антропоморфными фигурками; 4 - прорисовка антропоморфных изображений.
Рис. 3. Монастыри, южная наблюдательная площадка (1-3): 1 - общий вид объекта в направлении на север (стрелка указывает на одну из лунок; на горизонте видна вершина горы Монастыри); 2 - вид одной из лунок; 3 - закат солнца в день осеннего равноденствия (ДОР), 2006 г., за левый склон горы Жангизтас (наблюдатели находятся рядом с лунками №№ 3 и 2, на одной прямой с точкой заката солнца); 4-5 - закаты солнца в ДОР 2006 г.: 4 - вид горы Сорокиной; 5 - вид горы Жангизтас (объекты близки не только по силуэту горных склонов, но и по месту захода солнца).
Рис. 4. Монастыри, южная наблюдательная площадка: 1 - общий план объекта (большими точками указаны лунки); 2 - план объекта с лунками №№ 1-3 (лунки соединены прямыми линиями с указанием расстояний между ними в метрах и локтях: 1 локоть = 0,45 м; 4 локтя = 1 сажень [кулаш] = 1, 8 м); мелкими точками указано направление на заход солнца в дни равноденствия (см. рис. 3.-3).
Рис. 5. Монастыри: 1-3 - закат солнца в день весеннего равноденствия 2007 г.: солнце садится на вершину горы Жангистас (1), катится по склону (2) и закатывается в «пасть» (3); 4 - северная наблюдательная площадка (стрелкой указана лунка); 5 - лунка, от которой велось наблюдение заката солнца в ДВР.
Рис. 6. Сопоставление объектов в Жангизтасе (1-4) и на Очаровательной (5-8): 1, 5 - общие виды горных останцов (5 - реконструкция захода солнца в дни равноденствий); 2 - вид объекта в направлении на северо-восток;
3, 6 - вид своеобразной «пасти» спереди (3 - стрелкой указаны лунки на плите);
4, 8 -лунки на нижней плоскости скалы;
7 - большой округлый камень-валун («алтарь»?).